ФРАНЦИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

ФРАНЦИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Цель работы:

  • Объяснить эволюцию французского государства в новейшее время;

Вопросы:

1. Третья республика после первой мировой войны и ее падение.

2. Четвертая республика во Франции.

3. Пятая республика во Франции.

1.Третья республика после первой мировой войны и ее падение.

Политическое развитие Франции в XX в., происходило в условиях поляризации и открытого противоборства правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частым изменениям в политическом режиме, но и к глубоким реформам государственного строя. В условиях многопартийности и острого соперничества партийных блоков особое значение имело реформирование избирательной системы, и в 1919 г. Мажоритарная система выборов была заменена более демократичной системой пропорционального представительства. Но последняя была отменена, а мажоритарная восстановлена в 1927 г.

После первой мировой войны основы Госстроя Франции по-прежнему определялись конституционными законами 1875 г. Однако фактически в государственном механизме продолжали происходить изменения такие, как дальнейшее возрастание роли правительства и его главы, относительное падение роли парламента, рост бюрократического и полицейского аппарата.

Важнейшие рычаги госуправления в Третьей республике были сосредоточены в руках правительства, несмотря на его частые смены. К нему окончательно перешло право издания нормативных актов по различным вопросам госжизни, без делегирования ему законодательных полномочий парламентом, на основе собственных прерогатив. В то же время резко падала роль парламента, особенно нижней его палаты.

В начале 30-х гг. во Франции возросла активность крайне правых организаций фашистского толка, которыми в 1934 г. был предпринят фашистский путч, проваленный демократическими силами, организовавшими массовые антифашистские выступления. Воспользовавшись неустойчивой обстановкой правые правительства издали ряд чрезвычайных декретов, ущемляющих демократические свободы.

Усиление реакционных тенденций в политической жизни страны привело к объединению антифашистских сил, получившему название Народного фронта. В него вошли партии коммунистов, социалистов и радикалов, а также более сорока различных демократических организаций. В январе 1936 г. была опубликована программа Народного фронта. В политической области основными требованиями фронта был роспуск и разоружение фашистских организаций, отмена репрессивных законов, укрепление демократических свобод, создание системы коллективной безопасности в Европе. В экономической области планировались меры по повышению жизненного уровня трудящихся, по борьбе с безработицей, реорганизация французского банка, введение контроля над крупнейшими банками, национализация военной промышленности.

На выборах в 1936 г. Народный фронт одержал убедительную победу и сформировал правительство из социалистов и радикалов. До 1937 г. была реализована часть программы левых сил: повышена зарплата рабочим, введена 40-часовая рабочая неделя, проведена реформа французского банка, отменены чрезвычайные декреты, частично национализирована военная промышленность, распущены военизированные группы фашистского толка. Однако правым удалось расколоть Национальный фронт и в 1938 г. создать правительство, которое пошло на ликвидацию основных достижений левого блока и окончательный разрыв с Нарфронтом.

В 1939 г. была запрещена компартия. Коммунисты – депутаты парламента – были лишены мандатов и преданы суду, а муниципалитеты, возглавляемые коммунистами, распущены. Был распущен также целый ряд профсоюзных и других рабочих организаций.

Летом 1940 г. Франция потерпела поражение в войне с гитлеровской Германией, и Третья республика пала. После краха Третьей республики управление страной полностью перешло в руки оккупационных органов. Борьбу против оккупантов возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в Национальный совет сопротивления. Другой центр Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции. В 1943 г. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения, провозглашенный в 1944 г. Временным правительством Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождения в 1944–1946 гг.

2. Четвертая Республика во Франции.

Временное правительство начало глубокую перестройку политической системы и социально-экономические реформы. Оно осуществило часть программы Национального совета сопротивления: национализировало ряд крупных банков, отраслей тяжелой промышленности, реформировало систему социального обеспечения, восстановило демократические свободы, освободило госаппарат от лиц, сотрудничавших с оккупантами, и наказало их. Но часть программы осталась невыполненной из-за усилившегося противоборства различных фракций бывшего союза Сопротивления.

Центральным вопросом внутриполитической жизни страны стал вопрос о новом государственном строе, новой конституции Франции. Левые партии выступали за абсолютное верховенство парламента и усиление ответственности перед ним ограниченного в своих правах кабинета. Довоенные консервативные партии и радикалы настаивали на возвращении к конституции Третьей республики. Новые консервативные силы стремились к утверждению сильной президентской власти. В период «временного режима» крупная католическая партия Народно-республиканское движение (МРП), партия демократический и социалистический союз сопротивления поддерживали платформу коммунистов и входили в трехпартийную коалицию, образовав трехпартийное временное правительство. В октябре 1945 г. коммунисты добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако он был отклонен на референдуме. Второй проект, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания с учетом платформы всех членов коалиции, был утвержден на референдуме.

Конституция 1946 г. отразила соотношение политических сил и закрепила основные принципы демократического общества и государства. Были декларированы: равноправие мужчин и женщин, независимых народов, социально-экономические права трудящихся на труд, отдых, материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, на объединение в профсоюзы, забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, на всеобщее бесплатное светское образование и др. Провозглашался широкий круг политических прав и свобод.

По форме правления Франция являлась парламентарной республикой. Причем нижняя палата парламента – Национальное собрание – провозглашалось единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявлении войны. Оно абсолютным большинством голосов должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним ответственность. Национальное собрание формировалось наиболее демократическим путем – на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, по системе пропорционального представительства.

Вторая палата Совет республики была наделена лишь совещательными функциями. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его членов назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться.

Главой государства являлся президент, избираемый на совместном заседании обеих палат парламента сроком на 7 лет. Он уже не мог по своему усмотрению распускать нижнюю палату, назначать высших должностных лиц. Акты президента требовали санкции правительства в виде контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.

Исполнительная власть поручалась Совету министров, обладающему широкими полномочиями. Однако его деятельность находилась под эффективным контролем Национального собрания, которое при назначении членов правительства оказывало вотум доверия.

Конституция практически сохранила в неприкосновенности старую судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении судов ведомства.

Однако Госстрой, основанный на классическом парламентаризме, не отвечал возросшим требованиям сложной внутренней и внешней жизни, обострившимся социально-экономическим и колониальным отношениям в 40–50-х гг. Постепенно была восстановлена мажоритарная избирательная система, усилилась президентская власть, распалось трехпартийное коалиционное правительство, усилилась практика делегированного законодательства правительства. В конечном итоге Четвертая республика пала и была заменена Пятой республикой.

3.Пятая республика во Франции

Была создана в мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире и прихода к власти правительства генерала де Голля. Оно спешно подготовило проект новой конституции, которая после референдума вступила в силу в октябре 1958 г.

Конституция исходила из необходимости коренного пересмотра основополагающих принципов Госстроя Третьей и Четвертой республик и усиления исполнительной власти во главе с президентом, который не являясь ни главой государства, ни главой правительства и лидером парламентского большинства, выступал бы гарантом стабильности исполнительной власти. Об этом свидетельствует сама структура конституции, построенной по схеме президент – правительство – парламент. Центральным звеном всей политической системы стал президент. Ему была отведена роль «высшего арбитра», призванного обеспечить нормальное функционирование госорганов, а также преемственность государства. Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом и ни кем не контролировался. Но был наделен широкими полномочиями и обширными прерогативами.

Он назначал главу правительства и по его предложению – членов правительства, принимал их отставку. Он председательствовал на заседаниях правительства, в Высшем совете магистратуры, Высшем совете и Комитете национальной обороны, подписывал обсужденные в Совете Министров нормативные акты правительства. Был главой вооруженных сил, назначал на высшие военные и гражданские должности.

Президент был наделен значительными полномочиями и в сфере законодательной деятельности: подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или его отдельных статей; право оспаривать с парламентом законопроект и передавать его Конституционному совету для заключения о его соответствии конституции; минуя парламент, некоторые законопроекты выносить на референдумы, обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежали обсуждению; право роспуска нижней палаты парламента, представлять Францию в международных отношениях и заключать межгосударственные договоры. Одновременно он мог принимать чрезвычайные меры в экстремальных условиях.

По конституции 1958 г. президент избирался коллегией выборщиков, затем косвенные выборы были заменены прямыми.

Второе место в государственном механизме Пятой республики отводилось правительству. По ст. 20 конституции оно должно было определять и осуществлять «политику Нации», распоряжаться административной властью и вооруженными силами, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты, назначать военные и гражданские должности, осуществлять повседневное руководство внутренней политикой, обладая определенной автономией нести ответственность перед парламентом.

На последнее место среди высших государственных органов конституция поместила парламент. Он состоял из двух палат – Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат представлял территориальные единицы республики и французов, проживающих за пределами Франции, и избирался путем косвенного голосования коллегиями выборщиков.

Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешанным «президентско-парламентским» или «косвенным» президентским режимом, однако политическая- практика 60–70-х гг. подтвердила и усилила его «президентский» характер.

Основной тенденцией развития политической системы Пятой республики в 60–80-х гг. XX в. явилось дальнейшее усиление президентской власти, ее персонализация. Президент стал на практике не только главой государства, но и главой правительства. Не случайно президентский режим 60-х гг. нередко именовался «республиканской монархией». По реформе 1962 г. президент стал избираться всеобщим голосованием и опираться на парламентское большинство, что усилило личную власть самого президента в отношении правительства и его главы, ответственных непосредственно перед главой государства.

Происходила дальнейшая централизация судебно-полицейского аппарата. Были созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов.

Вместе с тем, в 70-х гг. голлистская партия утратила абсолютное большинство мест в парламенте и уступила важнейшие государственные посты представителям других правых и центристских группировок. Одновременно усилилось влияние левых сил. В 1972 г. Коммунистическая партия Франции и реформированная Социалистическая партия (ФСП) подписали совместную Программу, предусматривающую проведение в стране глубоких социально-экономических и политических преобразований, восстановление роли и престижа парламента, создание демократического правительства народного единства.

На парламентских выборах 1981, 1986 и 1988 гг. социалистической партии при поддержке коммунистов удалось завоевать пост президента, получить абсолютное большинство мест в парламенте и сформировать правительство, осуществить ряд социально-экономических преобразований, денационализировать 65 госкомпаний, банков, и другие меры.

Вывод по теме:

1. Характерной чертой политической системы Франции в период между двумя мировыми войнами было ослабление роли парламента как органа, стоящего над правительством. В условиях постоянных правительственных кризисов судьба кабинетов стала решаться не столько парламентариями, сколько различными непарламентскими организациями: политическими партиями, предпринимательскими союзами и т.п. Депутаты парламента зачастую лишь выполняли их указания.

Вступление Франции во Вторую мировую войну и поражение французских войск привели к ликвидации Третьей республики. Большая часть страны была оккупирована войсками фашистской Германии. В юго-восточной части было образовано профашистское "правительство Виши" во главе с маршалом Петэном. Самостоятельной роли это правительство не играло, но должно было нейтрализовать французский флот и войска, находящиеся во французских колониях.

2. Разгром фашистской Германии силами антигитлеровской коалиции и освобождение Франции от оккупации поставили в центре ее внутриполитической жизни вопрос о будущем государственном устройстве.

На проведенном в конце 1945 г. референдуме большинство населения высказалось за принятие новой конституции с последующим ее утверждением на референдуме. Первый проект конституции был отклонен в апреле 1946 г.

Новый референдум, прошедший в октябре 1946 г. утвердил переработанный проект конституции.

В преамбуле конституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались: равноправие всех граждан, вне зависимости от пола; право на получение работы; право на организацию профсоюзов и стачек, заключение коллективных договоров. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, престарелым. Конституция предусматривала возможность национализации.

Франция, согласно конституции, должна представлять собой парламентскую республику.

Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Нижняя палата - Национальное собрание - избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Только Национальное собрание имело право принятия законов.

Совет республики избирался коммунами и департаментами. Он получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием, имея право отлагательного вето.

Высшим представителем государственной власти по конституции являлся президент. Он избирался парламентом сроком на Улет, с правом переизбрания еще на один срок. Его функции были ограничены в основном лишь представительством Франции на международной арене, подписанием и обнародованием законодательных актов.

Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет министров во главе с его председателем. Председателя Совета министров и членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур парламентом.

Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным большинством Национального собрания вотума недоверия правительству, оно в полном составе уходит в отставку.

В случае, если в течение 18-ти месяцев пройдут две отставки правительства предусматривалась возможность досрочных выборов в Национальное собрание.

3. Однако принятие новой конституции не придало необходимой стабильности политической системе Франции. Социально-экономические противоречия, обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней дестабилизации внутренней жизни страны. В результате выступления правых военных в Алжире в апреле-мае 1958 г. страна была поставлена на грань гражданской войны. В этих условиях парламент был вынужден передать всю полноту государственной власти генералу де Голлю как имевшему наибольший авторитет в стране и предоставить ему чрезвычайные полномочия. По инициативе де Голля был подготовлен новый проект конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку высказалось 79 % населения страны, и в октябре 1958 г. новая конституция вступила в силу. Новая конституция определила принципы государственного устройства так называемой Пятой республики.

По новой конституции центром политической системы Франции стал президент. Ему отводилась роль арбитра, призванного обеспечить нормальное функционирование органов государственной власти, а также преемственность в их политике. Президент не нес ответственности ни перед каким органом государственной власти и никем не контролировался. Кроме того, он обладал широкими полномочиями: назначал главу правительства и его членов, являлся верховным главнокомандующим, имел право роспуска Национального собрания, представлял Францию на международной арене и т.д.

Первоначально президент избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. были введены прямые выборы.

Второе место в государственном механизме конституция отводит правительству во главе с премьер-министром, на которое возлагается задача обеспечения выполнения законов, руководство вооруженными силами и проведение практической политики. Правительство было ответственно перед парламентом, который мог выразить правительству недоверие.

Парламент республики образовывался из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается всеобщим прямым голосованием, Сенат обеспечивает представительство территорий и избирается косвенным голосованием. Обе палаты практически равноправны. Парламент имеет право принимать законы лишь в строго оговоренных в статье 34 конституции рамках гражданского, уголовного, трудового права, организации суда и судопроизводства, установлении налогов, принципов организации государственного аппарата и т.д. Вопросы, выходящие за рамки законодательных прерогатив парламента, регулируются нормативными актами правительства.

Политический режим, установленный конституцией 1958 г., можно определить как республику, сочетающую парламентскую и президентскую форму правлений, с преобладанием полномочий президента. Эта политическая система Пятой республики действует и на сегодняшний день.

Вопросы для обсуждения:

  1. Третья республика.
  2. Четвертая республика.
  3. Пятая республика.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для юридических вузов в 2-х ч. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 1998.
  2. Жуков О.А. История буржуазного права. М., 1971.
  3. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. М.,1972. +

Практические задания:

  • Составьте конспект на тему: “правительство Виши”.
    • Напишите реферат на тему: " Генерал де Голль и формирование Пятой республики во Франции".
    • Составьте сравнительную таблицу Третьей, Четвертой и Пятой республик во Франции.

Контрольные вопросы:

  1. Политическая борьба во Франции 1871 -1875 гг.
  2. Конституционные законы 1875 г. и конституционные поправки 1881 г.
  3. Конституции Франции 1946 и 1958 гг.

Тесты:

  1. В каком году был предпринят фашистский путч?
  2. 1934 г –
  3. 1929 г
  4. 1943 г
  5. 1933 г

2. Какою стала в 1919 г. система выборов?

  1. Косвенной
  2. Пропорциональной
  3. Демократичной –
  4. Тайной

3. Кто на выборах в 1936 г. одержал убедительную победу и сформировал правительство из социалистов и радикалов?

  1. Гос.аппарат
    1. Народный фронт -
    2. Президент
    3. Парламент

  1. В каком году коммунисты добились выработки проекта конституции на основе своей программы?
    1. Сентябрь 1944 г
    2. Октябрь 1942 г
    3. Январь 1932 г
    4. Октябрь 1945 г -

5. Когда пала Третья республика?

  1. Весной 1939г.
    1. Летом 1940 г. –
      1. Осенью 1941 г.
      2. Зимой 1942г.

6. Когда установилась Пятая республика?

  1. 1946 г.
    1. 1958 г. –
      1. 1985 г.
        1. 1991 г.

7. Когда установилась Четвертая республика?

  1. 1946 г. –
  2. 1958 г.
  3. 1985 г.
  4. 1991 г.

8. Политический режим и форма правления сегодняшней Франции установлены Конституцией?

  1. 1875 г.
    1. 1946 г.
    2. 1958 г. –
    3. 1991 г.

9. Конституция какого года действовала в Третьей республике?

  1. 1875 г. –
  2. 1946 г.
  3. 1958 г.
  4. 1991 г.

10. Основные цели «правительства Виши»?

  1. Борьба с фашисткой Германией.
    1. Нейтрализация французского флота и войска. –
    2. Не вмешиваться во Вторую мировую войну.
    3. Помощь французскому флоту и войскам.

ФРАНЦИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ