АНГЛИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

АНГЛИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Цель работы:

  • Объяснить развитие капитализма в Англии;
  • Показать государство Англии в новейшее время;

Вопросы:

1. Развитие государственно-монополистического капитализма.

2. Основные изменения в государственном строе.

3. Местное управление.

  1. Развитие государственно-монополистического капитализма

После первой мировой войны экономическое положение Великобритании значительно изменилось. Трудности, связанные с экономическим спадом и общим кризисом 20-х – начала 30-х гг. заставили правящие круги расширить государственное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях стабилизации. Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан после второй мировой войны, когда правительство лейбористов национализировало ряд ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энергетической, а также транспорта, связи, кредитов, гражданской авиации, объектов здравоохранения и до 20 процентов жилого фонда. В британском госаппарате была создана разветвленная система специальных подразделений, связанных с регулированием экономики в национализированных отраслях, которые отличались административной и финансовой самостоятельностью в оперативной деятельности–Национальное управление угольной промышленностью, Британское железнодорожное управление, Лондонское транспортное управление, Почтовое ведомство и др. Были созданы также государственно-монополистические смешанные органы из числа должностных лиц госорганов и представителей крупнейших компаний.

Государство активно стало вмешиваться и в социальные отношения созданием специальных органов, призванных регулировать различные аспекты социальных отношений: комиссий в промышленности, промышленных трибуналов. Отношениям в промышленности, другим социальным вопросам, регулированию национальных и расовых отношений посвящается в современной Великобритании все возрастающее количество нормативных актов.

Вместе с тем на рубеже 80-х гг. правительство консерваторов одним из первых в мире осуществило радикальную переориентацию экономической политики, направленную на сокращение вмешательства государства в экономику в пользу «свободного рыночного хозяйства» и «личной инициативы». Основной формой денационализации, или приватизации, стала открытая продажа акций инвесторам, в том числе продажа или безвозмездная передача акций госпредприятий своим рабочим и служащим, распродажа со скидкой госжилфонда. Такая политика получила название «народного» или «рабочего» капитализма и имеет целью укрепить социальную стабильность в стране.

Развитие ГМК усилило поляризацию социальных сил, обострение борьбы различных политических течений. В 1920 г. была создана Компартия Великобритании, но основная масса рабочих по-прежнему шла за лейбористской партией. Слабость и нестабильность рядов политических партий предопределили нестабильность правительства, отсутствие в нем партийного большинства. На политической арене соперничали две крупные партии консерваторы и лейбористы, и либералы оставались как бы в тени. Положение консерваторов упрочилось в связи с их победой на выборах в 1979 г. и приходом к власти их правого крыла во главе с М. Тэтчер.

2. Основные изменения в государственном строе.

Для Великобритании характерна сравнительно большая стабильность политических институтов и учреждений, меньшая подверженность госорганов к изменениям. Британская буржуазия сумела сохранить и использовать даже Учреждения феодального происхождения – монархию и палату лордов. Среди политических изменений можно отметить серию реформ избирательного права и новую реформу парламента.

Реформа 1918 г. впервые предоставила право голоса женщинам старше 30 лет и при наличии дохода в 5 ф. ст. в год. Реформой 1928 г. избирательное право предоставлено всем женщинам и мужчинам с 21 года и впервые установлено всеобщее избирательное право. В 1948 г. Акт о народном представительстве ликвидировал двойной вотум, а в 1969 г. возрастной ценз для избирателей был понижен до 18 лет.

В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей палаты общин. Законом 1927 г. был впервые отменен запрет стачечного движения, проведены реформы образования и социальных служб.

Внутренние, глубинные изменения в государственном строе и политической системе затронули прежде всего взаимоотношения высших исполнительных и законодательных органов. Усиление роли кабинета министров сопровождалось относительным падением роли парламента в области законодательства и контроля за деятельностью правительства. Расширилась система делегированного законодательства, по которой правительство получает право издавать акты и по таким вопросам, ранее составлявшим исключительную прерогативу палаты общин, как постановления по вопросам денежного обращения. Кроме того, от имени короля правительство могло издавать акты о чрезвычайном положении в случае угрозы действием транспорту, снабжению транспортом, продовольствием, электроэнергией и т. п.

После второй мировой войны верховенство кабинета в британской госмашины, его решающая роль во взаимоотношениях с палатой общин стали еще более очевидными. Усилилась также личная власть премьер-министра, который без консультации с кабинетом осуществляет все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства, определяет порядок работы кабинета, повестку дня, решает вопрос с созыве и роспуске палаты общин, принимает решения по основным вопросам текущей политики.

Приход к власти в 1979 г. консервативной партии во главе с М. Тэтчер повлек за собой дальнейшую централизацию госвласти, ее концентрацию в руках премьер-министра, установление «президентского» стиля руководства партией и государством. «Тэтчеризм» проявлялся в более жестком и интенсивном использовании полицейского аппарата, усилении антипрофсоюзной политики, ужесточении иммиграционного законодательства, ограничении свободы информации, в «эрозии многих гражданских свобод» и традиционной британской демократии.

Одной из долговременных тенденций развития Великобритании в XX в. были рост и разбухание госаппарата путем образования новых (5 министерств в конце первой мировой войны) и увеличением их количества (в середине 60-х гг. общее число министерств и ведомств превысило уже 100). Британский госаппарат отличается особой замкнутостью и строгой иерархичностью в сочетании с высоким профессионализмом. Подбор кадров высшего и среднего звена гражданской службы проводится специальной комиссией. Корпус чиновников стабилен и несменяем вне зависимости от прихода к власти различных партий.

Некоторые изменения проведены в управлении Ирландией под влиянием растущего настроения неанглийских наций после мировых войн. Здесь управление из Лондона сочеталось с определенной местной автономией, существованием местного парламента и кабинета. Шотландией и Уэльсом управляют госсекретари по их делам, являющиеся членами английского кабинета. Кроме того, в начале 80-х гг. правительство Тэтчер осуществляло радикальную реформу по сокращению корпуса чиновников, передавая часть административных функций гражданской службы административным агентствам частного характера, работающим под руководством бизнесменов и промышленников.

В результате отмеченных изменений в политической системе принципы «верховенства парламента» и «парламентская ответственность правительства» потеряли свое реальное содержание.

Несмотря на усиление исполнительной власти, нельзя все же свести на нет роль парламента, прежде всего палаты общин, которая в качестве контроля за правительственной деятельностью использует депутатские запросы министрам, трехразовое чтение правительственного законопроекта и обсуждение его в комитетах и комиссиях.

Необходимым элементом государственного устройства Англии остаются также старинные британские учреждения – корона и палата лордов. Корона по-прежнему считается символом стабильности «старой, доброй Англии» и поддерживается большинством как институт. Пределы власти короля четко не обозначены и определяются установившимися политическими обычаями. Сохранившиеся за королем права абсолютного вето, роспуска парламента, назначения премьер-министра теперь сведены к «праву давать советы, одобрять и предостерегать». Королева председательствует на заседаниях Тайного совета, является главой Содружества, насчитывающего около 50 стран.

Что касается палаты лордов, то средневековые принципы ее формирования (около 1200 наследственных и жалованных пэров) только повышают в современных условиях функциональную роль этого учреждения, поскольку оно менее зависимо от партийной дисциплины и политической конъюнктуры.

Полицейские и судебные органы. Постоянная армия в Англии создана впервые в годы мировой войны. Военно-полицейский аппарат занимает особое положение в жизни страны. Полиция по-прежнему состоит из отдельных местных формирований, находящихся в ведении местных выборных органов, но подчинено министру внутренних дел. Такое положение определено законом 1964 г., наделившим МВД правом проводить слияние полицейских формирований и определять их содержание.

Параллельно с централизацией полицейского управления возрастали полномочия полицейских служб. Этому способствовало большое количество чрезвычайных законов, принятых в середине 30-х гг. против фашистского движения, и в 70 – 80-х гг. после обострения ситуации в Северной Ирландии против терроризма (1974, 1975, 1979 гг.), и закон о полиции 1986 г., предоставившие полиции почти неограниченное право произвольных арестов «заинтересованных в терроризме» и «подозрительных» лиц, а также разрешения вопросов проведения митингов и демонстраций, общественных собраний.

Важнейшие судебные реформы были проведены в 1971 и 1981 гг. Верховный суд, председателем которого является лорд-канцлер, был разделен на три палаты: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд. Высокий суд специализируется в основном по гражданским делам, Суд короны – по уголовным делам. Высшей апелляционной инстанцией является палата лордов британского парламента в составе 21 лорда.

3. Местное управление.

Местное управление Великобритании характеризуется усилением его зависимости от центральных органов, постепенным лишением местных органов – советов в городах и графствах – важных полномочий в проведении независимой от бюрократического надзора местной политики. Основным рычагом воздействия на деятельность местных органов стала их финансовая зависимость от дотаций правительства.

Ослабление начал местного самоуправления, служившего в течение века классическим образом для многих стран, завершилось коренной перестройкой системы местных выборных органов в 70–80-х гг. По закону 1972 г. была создана двухступенчатая система органов в графствах и округах. При этом органы самоуправления в крупных административно-территориальных единицах графствах – не получили административной и финансовой самостоятельности. Для Северной Ирландии был установлен режим «прямого управления» из Лондона. В 1985 г. консерваторы упразднили Совет Большого Лондона и собственные муниципалитеты ряда других крупных промышленных городов.

Вывод по теме:

1. В последней четверти XIX в. Великобритания, потеряла мировое первенство в промышленном производстве и в начале XX в. превращается в колониально-монопольный капитализм.

Расширилось государственное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях ее стабилизации.

После второй мировой войны, правительство лейбористов осуществило национализацию ведущих отраслей промышленности. Создается разветвленная система специальных подразделений, связанных с регулированием экономики. Возникают публичные корпорации в национализированных отраслях. Они подчинялись общему руководству со стороны соответствующих министерств, но управлялись особым правлением и отличались административной и финансовой самостоятельностью в оперативной деятельности

Распространяются и смешанные органы, в руководство которых входили как должностные лица государственного аппарата, так и представители крупнейших компаний, а иногда и представители руководства тред-юнионов

В послевоенный период государство вмешается не только в экономику, но и в социальные отношения.

На рубеже 80-х гг. правительство консерваторов переориентацию экономической политики, сокращая вмешательство государства в экономику ее приватизацию и ослабление влияния профсоюзов. Продавая акции инвесторам или безвозмездно раздавая акций рабочим и служащим гос. предприятий - политика "народного" или "рабочего" капитализма.

Уже к началу 90-х гг. доля государства в промышленности сократилась, а число мелких акционеров увеличилось.

Все это было рассчитано на укреплению социальной стабильности в стране. Но они привели к резкой концентрации богатства и влияния узкой элитной группы.

В 1997 г. после консерваторов приходит правительство лейбористов, которые стремятся найти новые формы сохранения регулирующей роли государства в условиях свободного развития рынка и общемировых интеграционных процессов.

2. Значительные изменения в период после Первой мировой войны произошли в государственном строе. Основные изменения были связаны как с определенными реформами конституционного характера, так и, главным образом, с модификацией прежних конвенций неписаной конституции.

Изменения, прежде всего, затронули избирательное право. В 1918г. избирательное право было предоставлено всем мужчинам старше 21 года и женщинам, достигшим 30-летнего возраста. Их доход должен составлять не ниже 5 ф.ст., женщина могла состоять в супружестве с человеком, имевшим такой доход.

В 1929 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами.

В 1948 г. был отменен двойной вотум (право англичанина голосовать дважды, как по месту жительства, так и по месту нахождения недвижимости). С 1969 г. избирательный возраст был снижен до 18 лет.

Наиболее глубокие изменения в государственном строе и политической системе нашли отражение во взаимодействии высших исполнительных и законодательных органов. Произошло значительное усиление роли исполнительной власти, кабинета министров. В руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. Делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством, формально по поручению парламента. В настоящее время количество актов делегированного законодательства многократно превосходит количество законов, принятых парламентом. Делегированное законодательство, по существу, стало инструментом установления господства исполнительной власти в политической системе Великобритании.

Верховенство кабинета министров в британской государственной машине еще более усилилось в период Второй мировой войны, причем произошло максимальное усиление роли премьер-министра. Он получил право без консультаций с кабинетом осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства. Определять порядок работы кабинета и повестку дня, решать вопрос о созыве или роспуске палаты общин. Премьер-министр может принимать единоличные решения по основным вопросам текущей политики. В результате система "правления кабинета" трансформировалась в систему "правления премьер-министра".

Парламент, несмотря на некоторое ослабление своих позиций, продолжает осуществлять общий контроль за исполнительной властью, прежде всего через депутатские запросы министрам и контроль за государственными расходами. А любой правительственный законопроект проходит не менее 3-х чтений в палате общин.

Особенностью Великобритании является сохранение в политической системе таких институтов, как палата лордов и королевская власть.

В течение XX века роль и значение палаты лордов претерпели существенные изменения, прежде всего в силу перераспределения полномочий в пользу палаты общин. Так в 1949 г. был принят закон, сокративший до одного года вето палаты лордов для нефинансовых биллей. Тем не менее, оставаясь высшей судебной инстанцией, палата лордов сохраняет значительное политическое влияние.

Своеобразное место в политической системе страны занимает корона, которая продолжает оставаться символом ее стабильности. Формально сохраняются многие прежние прерогативы и полномочия королевской власти - право назначения премьер-министра, ни один законопроект не может стать законом без подписи монарха, только монарх может созвать или распустить парламент, только монарх может пожаловать титул пэра. Согласно английской неписаной конституции, монарх должен действовать по совету министров, но в случае, если проводимая ими политика, по его мнению, "разрушает базис английской конституции", монарх может отказать в своем согласии на такую политику, т.е. отправить в отставку кабинет министров, распустить парламент, не утвердить законопроект и т.д. Но поскольку многие свои полномочия английские монархи не использовали уже многие десятки лет, а другие используются чрезвычайно редко, можно говорить о скрытом характере королевской власти.

3. Выборным органом местного самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании (кроме малонаселенных приходов) является совет. В состав советов графств, городов-графств и муниципальных городов входят старейшины - олдермены. Председатель совета - мэр, избираемый из числа членов совета.

В течение XX в. контроль центральных органов за деятельностью советов в городах и графствах усилился, эти органы лишались наиболее важных полномочий в проведении независимой местной политики. Основным рычагом воздействия на деятельность местных органов стала их жесткая финансовая зависимость от дотаций правительства.

Вопросы для обсуждения:

Развитие партийной системы.

Основные изменения в государственном строе.

Усиление роли исполнительной власти.

Местное самоуправление.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Всеобщая история государства и права: Учеб. пособие /Под ред. К. II. Батыра. М., 1993
  2. История государства и нрава зарубежных стран. Учеб. /Под ред. П. Н. Галаизы, О. А. Жидкова, М., 1969. Т. 2.
  3. Черниловский 3. М., Всеобщая история государства и права: Учеб. М., 1983.
  4. История государства и права зарубежных стран: Учеб. /Под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М., 1991. Ч. 2.
  5. Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1960.
  6. Уорнер С. Английская судебная система. М., 1980. +

Практические задания:

  • Напишите реферат на тему: " Судебная система Великобритании".
    • Подготовьте доклад по теме: “Двухпартийная политическая система в Великобритании”.

Контрольные вопросы:

  1. Взаимоотношения парламента и кабинета Англии в конце XIX- начале XX в. Акт о парламенте 1911 г.
  2. Партийная система Англии конца XIX -начале XX вв.
  3. Изменения в государственном строе Англии в новейший период (XX в.). Реформы избирательного права.
  4. Антирабочее законодательство в Англии в новейший период.

Тесты:

1. Реформа какого года впервые предоставила право голоса женщинам старше 30 лет и при наличии дохода в 5 ф. ст. в год?

  1. 1918 г. -
  2. 1919 г.
  3. 1920 г.
  4. 1921 г.

2.Что является элементом государственного устройства Англии?

  1. Корона
  2. Палата лордов
  3. Корона и палата лордов -
  4. Местное самоуправление

3. В какие годы были проведены важнейшие судебные реформы?

  1. 1919 и 1981гг.
  2. 1971 и 1988 гг.
  3. 1999 и 2000гг.
  4. 1971 и 1981 гг. –

4. На какие три палаты был разделен Верховный суд, председателем которого является лорд-канцлер?:

  1. Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд. -
  2. Конституционный Суд, Суд короны и Апелляционный суд.
  3. Высокий суд, Суд короны и Конституционный Суд
  4. Арбитражный Суд, Конституционный Суд и Суд короны

5. В каком году консерваторы упразднили Совет Большого Лондона и собственные муниципалитеты ряда других крупных промышленных городов?

  1. 1965
  2. 1975
  3. 1985 -
  4. 1995

6. Сколько лордов было в составе высшей апелляционной инстанции?

  1. 21 -
  2. 65
  3. 12
  4. 16

7. Когда была создана постоянная армия в Англии?

  1. В годы второй мировой войны
  2. В годы первой мировой войны -
  3. В годы гражданской войны
  4. В годы холодной войны

8. За кем сохранилось право абсолютного вето, роспуска парламента, назначения премьер-министра?

  1. За королем -
  2. За судьями
  3. За правительством
  4. За президентом

  1. В каком году была создана двухступенчатая система органов в графствах и округах?
    1. 1972 г. -
    2. 1955 г.
    3. 1965 г.
    4. 1999 г.

10. До скольки лет был понижен в 1969 г. возрастной ценз для избирателей?

  1. До 16
  2. До 17
  3. До 18 -
  4. До 20

АНГЛИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ