США В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема 26: США В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Цель работы:

  • Показать развитие капитализма в США в ХХ в.;
  • Объяснить эволюцию государства в новейшее время;

Вопросы:

1. Развитие государственно-монополистического капитализма в США.

2. «Новый курс» Ф. Рузвельта и его последователей.

3. Основные изменения в Госстрое и законодательстве США.

4. Изменения в политическом режиме страны.

1. Развитие государственно-монополистического капитализма в США.

В новейшей истории США как структурные, так и функциональные изменения в госаппарате, в характере, основных направлениях его деятельности были связаны главным образом с развитием государственно-монополистического капитализма, ускорившегося особенно в годы первой мировой войны.

Участие США в первой мировой войне потребовало расширения госконтроля над производством, создания единого центра по руководству военными предприятиями, транспортом, средствами связи, снабжения населения и армии продовольствием и пр., усиления власти президента, введения чрезвычайного законодательства, создания ряда административных военно-регулирующих госорганов и т. д.

Регулирующий военно-административный аппарат включал военно-промышленное управление, военно-трудовое управление, управление военно-трудовой политики с определением функций и задач каждого из них.

Ускорению развития государственно-монополистического капитализма способствовал острейший экономический и политический кризис 30-х гг., заставивший американское общество найти пути регулирования общественных процессов на базе стабильного роста производства и социальных компромиссов.

2. «Новый курс» Ф.Рузвельта и его последователей.

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансов, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых, финансовых фирм, массовую безработицу.

Первые попытки остановить волну банкротства путем госкредитования с созданием специальных кредитно-финансовых органов были приняты в начале 1932 г., которые, однако, не увенчались успехом.

Весной 1933 г. на пост президента вступил представитель демократической партии Ф. Рузвельт, принимавший радикальные меры для вывода страны из кризиса. Его антикризисные меры назывались «новым курсом». Экономическая политика «нового курса» была направлена на восстановление полностью расстроенной банковско-финансовой системы, путем предоставления широчайших полномочий президенту в финансовой сфере, установлением полного госконтроля над золотом, его добычей, производством и реализацией.

В середине 1933 г. был принят Закон о восстановлении промышленности (НИРА). Закон предусматривал самоограничение различных отраслей промышленности «кодексами частной конкуренции», которые фиксировали строго определенные нормы производства и сбыта продукции, устанавливали уровень торговых цен, условия коммерческого кредита и пр. Для решения проблемы стабилизации промышленности был создан специальный госорган–национальная администрация восстановления промышленности, одновременно решающая трудовые конфликты- и другие социальные вопросы рабочих. Было провозглашено право рабочих на создание профсоюзов, коллективный договор и обязанность предпринимателей соблюдать условия договора.

Аграрная политика «нового курса» воплотилась в Законе о регулировании сельского хозяйства (ААА), предусматривающем создание спецоргана по регулированию сельского хозяйства, призванного сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены путем сокращения посевных площадей всех фермеров с выплатой им компенсации за необработанные земли. Законом о рефинансировании фермерских долгов сокращены проценты по ипотечной задолженности фермеров, продлены сроки погашения долгов, предоставлен заем более чем в 2 млрд. дол.

Законом 1938 г. был усилен госконтроль за поступлением на рынок основных сельхозпродуктов, за поддержанием на них цен, хранением «излишков». Система правительственных мер была в конце концов поддержана и Верховным судом.

Социальная политика «нового курса» была направлена на борьбу с безработицей, оказанием помощи безработным денежными субсидиями, организацией финансируемых государством общественных работ, введением системы страхования по безработице и пенсионного обеспечения. Страховались престарелые, безработные и некоторые нетрудоспособные за исключением сельхозрабочих, домашних прислуг, госслужащих. "Однако уровень страховых выплат был крайне низок, пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в год, не было гарантировано право рабочих на стачку, их требование принимать на работу лишь членов профсоюзов, ущемлялись их права.

В стране росло недовольство рабочих. Поэтому власти были вынуждены принять закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера) в 1935 г. Этим Законом впервые в истории США провозглашены официально права профсоюзов и их законодательные гарантии. Закон содержал перечень прав рабочих, которые должны были уважать предприниматели при заключении трудовых договоров. Предпринимателям запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, дискриминировать членов профсоюза при приеме на работу, отказываться от заключения коллективных договоров, с избранными представителями рабочих, признанными большинством рабочих, т. е. их профсоюзов.

Закон закреплял право рабочих на забастовку, но с разрешения или с ведома нового органа Национального управления по трудовым отношениям.

Политика «нового курса» в известной мере стабилизировала экономику и привела в целом к формированию как экономических, так и социально-политических основ ГМК в США в его буржуазно-реформистском варианте.

Вторая мировая война, милитаризация, научно-техническая революция способствовали складыванию целостной, постоянно действующей системы ГМК, госрегулированию экономики и социальных отношений, проведению активной политики в области бюджета и кредита, производства и занятости, спроса и предложения.

Наиболее активный период социального реформаторства падает после Рузвельта на 60-е гг., когда президентом – демократом Л. Джонсоном была провозглашена программа создания «великого общества», которая должна была снять социальную напряженность в стране, стимулировать развитие экономики путем соответствующего уровня потребления.

В центре этой программы лежала борьба с бедностью американских граждан, живущих ниже уровня бедности (36, 4 млн. чел., или около 20 процентов всего населения). К их числу отнесены цветные американцы, престарелые, не имеющая постоянной работы молодежь, низкоквалифицированные и сельскохозяйственные рабочие, многодетные семьи и семьи без отцов.

Законами, принятыми в 1964, 1965 и 1968 гг., в осуществлении этой программы, предусматривалось: проведение мероприятий по профессиональной подготовке и обучению безработной молодежи, создание начальных и средних школ, вузов, призванных способствовать повышению образовательного уровня малообеспеченной молодежи, развитие жилищного и городского строительства, оказание помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир и финансировании строительства дешевых жилищ.

Но задача построения «великого общества» не была решена, что видно из официального сообщения о наличии в США в 1975 г. 8, 5 млн. полностью безработных.

Вместе с тем социальные программы привели к определенным изменениям общественных отношений, повышению социальной защищенности бедных слоев американского общества, возрастанию доли коллективных форм собственности, укреплению экономической независимости и правовой охраны личности, политической стабильности, в чем заинтересованы и богачи, и трудящиеся.

3. Основные изменения в Госстрое и законодательстве США.

Благодаря целому ряду исторических причин и социальным реформам и интеграции значительной части рабочих, фермеров, средних слоев городского населения, интеллигенции, негров и других расово-этнических меньшинств, разветвленному госаппарату США удается на протяжении длительного времени удерживаться у власти и приспосабливаться к новым условиям общественного развития.

Конституционная государственная структура, созданная более 200 лет назад, демонстрирует уникальную преемственность и способность удерживать определенную политическую устойчивость в высокоразвитой индустриальной сверхдержаве. Этому способствуют и неизменное нахождение у власти одной из двух буржуазных партий, и буржуазный парламентаризм, и политический плюрализм и позиция демократических сил страны.

Конституционное законодательство США последних семидесятилетий мало затронуло структуру конституционных органов госаппарата и их компетенцию и касалось главным образом президентской власти. Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили соответственно порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту. Важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные принятием трех поправок к конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.), которыми соответственно представлено избирательное право женщинам, отменено ограничение избирательного права на федеральных выборах в связи с неуплатой налога и снижен возрастной ценз до 18 лет. Эти поправки играли определенную положительную роль в демократизации избирательного права, хотя они не соблюдаются в ряде штатов, где имеются ценз оседлости от 30 дней до 1 года, ценз характера, огромные денежные затраты, финансовые взносы, менее демократичная мажоритарная система.

Более того в США очень долгое время имела место практика массового отстранения негров от участия в выборах, которая продолжалась вплоть до 50-х гг. XX в. Поэтому под напором мощного массового движения черных американцев было принято законодательство 50–60-х гг. против дискриминации. В 50-х гг. одним из главных требований оставалась отмена расовой сегрегации, в 60-х гг. – требования политического равенства и решения социально-экономических проблем. Законом 1957 г., дополненным в 1960 г., предусматривались некоторые правовые гарантии обеспечения избирательных прав негров созданием комиссии по гражданским правам, уполномоченной расследовать случаи лишения граждан США права голоса на основе «цвета кожи, расы, религии или национального происхождения» и установлением судебной ответственности за дискриминационную избирательную практику. В 1964 г. был принят закон о гражданских правах, формально ликвидировавший дискриминацию негров во всех сферах экономической и политической жизни, в школах, общественных местах и пр.

В 1965 г. в качестве радикальной меры был принят закон об избирательных правах, согласно которому применение специальных проверок (тестов), отсеивающих избирателей, могло быть приостановлено в любом штате судом или правительством федерации. Указанные законы имели положительный эффект.

При формальном уравнении прав цветных и белых американцев дискриминация национальных меньшинств в Америке остается распространенным явлением. Она продолжает иметь место среди черных, испаноязычных и американцев азиатского происхождения при выборах и при найме на работу. К началу 1989 г. безработица составила 4, 6 проц. среди белых и 11, 6 проц. среди черных американцев.

В октябре 1990 г. Президент Буш наложил вето на законопроект о гражданских правах, одобренный обеими палатами Конгресса, предусматривающий значительное усиление федеральной защиты национальных меньшинств при найме на работу, в частности предоставление денежной компенсации. Вето осталось в силе и: в последующий период.

Концентрация производства и капитала, усиление государственно-монополистического регулирования экономики и социальных отношений, рост милитаризации, влияния военно-промышленного комплекса обусловили централизацию госвласти и значительное расширение полномочий федеральных органов и прежде всего президента страны. В настоящее время американский президент выступает не только как глава государства, глава правительства, лидер одной из крупнейших политических партий, главнокомандующий, ведущий дипломат страны, но и как главное лицо, ответственное за управление страной в период кризисов, а также выступающий в качестве «арбитра» в регулировании отношений федерации и штатов и ведущего координатора экономической и социальной политики страны в целом. Для выполнения возложенных на президента ответственных обязанностей он создал при себе сеть федеральных исполнительных органов и регулирующих агентств, штат которых исчисляется тысячами работников высокой квалификации и высокой оплаты.

Расширена также компетенция федерального конгресса за счет законодательных и финансово-бюджетных полномочий в ущерб интересам штатов. Правда, в 80-х гг. республиканцами выдвигалась программа «нового федерализма» (возвращение штатам функций, «которые они могут осуществлять лучше»), рассчитанная на 1981 –1991 гг. и преследующая цель сократить федеральные расходы на экономические и социальные нужды и переложить их на штаты. Но она потерпела неудачу.

Укрепление исполнительного аппарата является закономерным явлением ГМК, связанным с расширением функций буржуазного государства в экономике, социальной сфере, науке и технике. Осуществление этих функций возлагается на ряд новых правительственных учреждений, в которых работают более 14 млн. служащих.

Президент непосредственно назначает около 1, 5 тыс. федеральных должностных лиц. Это – госсекретарь, министерство финансов, торговли, труда, сельского хозяйства, обороны, юстиции, здравоохранения, социальных служб и др.

Для обеспечения большой оперативности, эффективности действий президента в различных областях экономики с 1939 г. при нем работает административный аппарат, именуемый Исполнительным управлением президента (ИУП), со штатными работниками более 1700 чел. ИУП включает аппарат президента (аппарат Белого дома), вице-президента и аппарат Совета национальной безопасности (СНБ) с их многочисленными местными органами. ИУП совместно с Пентагоном и ЦРУ осуществляет общее руководство средствами массовой информации, освещением внутренней и внешней политики, гигантской машиной внешнеполитической пропаганды.

Разветвленным аппаратом располагают СНБ, Пентагон (министерство обороны), Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), другие политические и разведывательные органы.

Чрезвычайно пестрыми являются полицейские органы США, что объясняется их федеральным устройством. Структура и компетенция этих органов различны в отдельных штатах и городах США и насчитывает около 40 тыс. полицейских органов со своими собственными правами и институтами.

Среди правоохранительных органов важное место занимает атторнейская служба, состоящая из федеральных, штатных и местных учреждений, не подчиняющихся друг другу. Они наделены правомочиями возбуждать уголовные дела, расследовать нарушения законов, поддерживать обвинение в суде, привлекать правонарушителей к уголовной ответственности. Они не имеют надзорных функций.

Назначает главу федеральной атторнейской службы – генерального атторнея – непосредственно президент с согласия Сената. Генатторней является главой целой системы федеральных органов, осуществляющих следственные, разведывательные, сыскные, прокурорские функции, политическим советником президента. Он руководит также министерством юстиции США.

Структура Минюста отражает основные направления его деятельности. Более половины его сотрудников (всего 0, 5 млн. чел.) связаны со следствием и оперативно-розыскной работой, сосредоточенной в таких его подразделениях, как Федеральное бюро расследований (ФБР), созданное в 1935 г.; Служба иммиграции и натурализации (СИН) перешедшая к Минюсту в 1940 г.; Администрация по применению закона о наркотиках, созданная в 1973 г.; Отдел внутренней безопасности, созданный в 1954 г. для борьбы с «коммунистической угрозой» и «шпионажем»; ЦРУ, созданное в 1947 г. для борьбы с «подрывными элементами», и многие другие.

4.Изменения в политическом режиме страны.

После победы Великой октябрьской революции в 1917 г. обострились социально-классовые противоречия в США. Антивоенные, антимонополистические движения американских рабочих развернулись широким размахом. Против рабочего и демократического движения был брошен широкий арсенал карательных средств. На уничтожение «красной заразы» и на пресечение «большевистской пропаганды», всякого рода радикализма была направлена деятельность Бюро расследования Минюста, созданного еще в 1916 г. (будущего ФБР), сенатской комиссии, созданной в 1919 г. По чрезвычайным законам военного времени 1917 и 1918 гг. сурово карались политические противники режима в подозрении в шпионаже, их зачисляли в разряд «иностранных агентов», «подрывных элементов», «саботажников, подрывающих оборону США». По закону 1919 г. о призыве к мятежу карались любые антиправительственные высказывания, пресекались революционная пропаганда и агитация. Компартия Америки была объявлена «подрывной организацией», защищающей большевистское правительство Советской России...

Ущемлением прав трудящихся, гонениями за инакомыслие, расширением реакционной деятельности репрессивно-полицейского аппарата были отмечены послевоенные 20–30-е и 40–50-е годы.

Закон Тафта-Хартли и Маккарэна-Вуда тоже является ярким проявлением наступления реакции на профсоюзы, рабочее движение и левые силы. Принятию закона Тафта-Хартли предшествовала довольно длительная борьба против закона Вагнера 1935 г., которым признавалось право рабочих на создание профсоюзов и участие последних в заключении трудовых соглашений с частными предпринимателями, в защите прав трудящихся. В борьбу за отмену этого закона сразу же включались антирузвельтовская реакционная организация «Американская лига свободы», крупные организации американского бизнеса: «Национальная ассоциация промышленников», «Торговая палата» и др. Противники закона Вагнера сначала требовали признания его неконституционным (до 1937 года), затем за пересмотр его конгрессом. За 10 лет было рассмотрено 200 соответствующих законопроектов. В 1947 г. такой пересмотр все же состоялся и был принят Закон Тафта-Хартли, действующий до сих пор.

Этот закон призван создать средства пресечения забастовок и предотвращения политизации профсоюзов. Закон запрещал некоторые виды забастовок, нарушающие условия контракта, забастовки госслужащих, стачки, «создающие национальные чрезвычайные положения», стачки солидарности и др. Допустимые формы забастовок оговаривались рядом условий: введением двухмесячного «охладительного периода», обязательным извещением предпринимателя о намерении провести забастовку, голосованием рабочих перед объявлением забастовки и пр.

На основе специального положения закона о «защите прав рабочих от профсоюзов» была значительно усилена правовая регламентация деятельности профсоюзов, в частности закон подробно регулировал порядок заключения коллективных договоров, рассматривал, каким условиям должен отвечать профсоюз, добивающийся права участия в коллективно-договорных отношениях, требовал от руководителей профсоюзов подписки о непричастности к деятельности Компартии, подачи ежегодных отчетов Минтруду о своих финансовых делах и пр. Профсоюзам было запрещено делать взносы в избирательные фонды лиц, добивающихся избрания на федеральные должности.

Споры между рабочими и предпринимателями должна была решать Федеральная служба посредничества и примирения путем встреч их представителей и коллективных переговоров.

Главная роль в деле проведения в жизнь положений закона отводилась Национальному управлению по трудовым отношениям и судам, имевшим право вынесения запретительных приказов в отношении незаконных забастовок, рассмотрения гражданских исков и уголовных дел, касающихся ложных показаний о непринадлежности к Компартии, политической деятельности профсоюзов и пр.

Закон предоставил большие права и президенту, который мог запретить стачку на 80 дней, если она «угрожала национальным интересам», мог обратиться в суд для вынесения судебного приказа о запрещении стачки, назначить арбитражную комиссию для рассмотрения трудовых конфликтов.

Антипрофсоюзная направленность Закона Тафта-Хартли была усилена Законом Лэндрама-Гриффина 1959 г., поставившего профсоюзы под еще больший контроль госорганов, получивших право контролировать проведение выборов в профсоюзные органы, определять размеры членских взносов, требовать представления в Минтруда отчетов, копий, уставов, постановлений профсоюзов и пр.

Главным направлением послевоенной антидемократической политики стало преследование Коммунистической партии США. Для разгрома ее широко использовали Закон Смита 1940 г. (Акт о регистрации иностранцев), согласно которому объявлялась преступной «пропаганда насильственного свержения правительства», всякое распространение идей марксизма стало приравниваться к «подстрекательству к мятежу».

В этот период создается постоянно действующая комиссия палаты представителей американского конгресса по расследованию антиамериканской деятельности, принимается серия антиконституционных президентских исполнительных приказов и антикоммунистических и антидемократических законов.

Центральное место среди них принадлежит Закону о внутренней безопасности 1950 г., получившему название по имени авторов - Закона Маккарэна-Вуда. Закон исходил из того, что коммунистические организации США создают «явную и реальную угрозу» общественному строю и «существованию свободных американских учреждений», будучи «подрывными», «преступными» организациями, направляемыми «коммунистической диктатурой иностранного государства». Вместе с тем закон устанавливал наказание в виде тюремного заключения на срок до 10 лет или штраф в 10 тыс. долларов или и то и другое вместе за любые такие действия. Организации должны были пройти регистрацию в Минюсте и представить сведения о численном составе должностных лиц, денежных поступлениях и пр. За нарушение этих требований предусматривалось наложение штрафа в сумме 10 тыс. дол. или 5-летнее тюремное заключение.

Для членов коммунистических организаций запрещалось работать на военных предприятиях, выезжать за границу, пользоваться услугами почты, радио и телевидения для обнародования своих программ.

Принятый вслед за законом Маккарэна-Вуда в 1954 г. закон Хэмфри-Батлера о контроле над коммунистической деятельностью прямо объявил Компартию США «орудием заговора, замышляющего свержение правительства США», и объявил ее вне закона.

С принятием Закона Маккарэна-Вуда был завершен процесс создания юридической базы для широкого наступления сил реакции на демократические права американских граждан, получившего название «маккартизма», по имени сенатора Маккарти, инициатора провокационных расследований в конгрессе по выявлению «шпионов и коммунистов» в госаппарате США.

В 1956 г. ФБР приступило к развертыванию программы контрразведки, направленной на развал изнутри, на дискредитацию Компартии США путем распространения клеветы, провокационных слухов, подложных документов, провоцированием внутренних конфликтов с помощью засылаемых провокаторов и тайных осведомителей. Впоследствии эта программа распространялась на борцов против расовой дискриминации и противников войны во Вьетнаме, на антивоенные и демократические студенческие организации, на различные мирные группы протеста.

В 1974 г. в связи с рядом скандальных разоблачений в печати, резким ослаблением позиций республиканской администрации, после «Уотергейта» был издан исполнительный приказ об упразднении списка «подрывных организаций». Были проведены также определенные реформы аппарата политической полиции и разведки в направлении усиления контроля над ними, придания их деятельности более гибких и тонких форм. В 1976 и 1977 гг. в обеих палатах были созданы постоянные комитеты по делам разведывательных учреждений для надзора за их деятельностью и придания ей законности и подконтрольности.

Вывод по теме:

1. В новейший период развивается государственно-монополистический капитализм, что было связано с участием США в первой мировой войне. Создается единый центр по руководству стратегическими отраслями.

Вторым фактором развития государственно-монополистического капитализма способствовал острейший экономический и политический кризис 30-х гг. через политику "нового курса" президента Ф. Рузвельта и созданием антикризисного механизма.

2. В 1933 г. президентом США стал Франклин Делано Рузвельт, кандидат от демократической партии. Он выдвинул программу вывода страны из кризиса, вошедшую в историю под названием "Нового курса". Она включала в себя мероприятия по стабилизации денежной системы страны, поддержке промышленности и сельского хозяйства, сокращению безработицы и выполнению ряда социальных программ.

Для этого была проведена девальвация доллара, запрещен вывоз золота за границу, укрупнена банковская система, банки получили крупные кредиты. Промышленность была разделена на 17 групп, деятельность некоторых из них регулировалась нормативными актами - так называемыми "кодексами честной конкуренции", которые определяли: квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, рентабельность, уровень заработной платы и пр. Контроль за их деятельностью возлагался на "Национальную администрацию восстановления промышленности" (НИРА от англ. аббревиатуры).

В области сельского хозяйства задачей созданной "Администрации регулирования сельского хозяйства" (англ. аббревиатура - ААА) стало сокращение посевных площадей, поголовья скота и поднятие цен на сельхозпродукцию до уровня 1909-1914 гг.

В целях сокращения безработицы была создана "Администрация развития общественных работ". Безработных направляли в специально созданные "трудовые лагеря", занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов.

Серьезным изменениям подверглось трудовое право и социальное законодательство. Легализуется деятельность профсоюзов и участие в забастовках. Обязываются коллективные договора. Создается Национальное управление по трудовым отношениям. С помощью закона о социальном обеспечении устанавливаются выплаты пенсий по старости. Формируется пенсионный фонд из налогов. Фиксируется максимальная продолжительность рабочего времени и минимальный уровень заработной платы.

В период после Второй мировой войны в США предпринимались неоднократные попытки ревизии "нового курса", но основные принципы государственного регулирования экономики и социальных отношений не только сохранились и получили дальнейшее развитие, но и были восприняты многими развитыми государствами мира.

3. Конституционная государственная структура, демонстрирует преемственность и политическую устойчивость в высокоразвитой индустриальной сверхдержаве. Этому способствуют и неизменное нахождение у власти одной из двух буржуазных партий, и буржуазный парламентаризм, и политический плюрализм и позиция демократических сил страны.

Концентрация производства и капитала, усиление государственно-монополистического регулирования экономики и социальных отношений, рост милитаризации, влияния военно-промышленного комплекса обусловили централизацию госвласти и значительное расширение полномочий федеральных органов и прежде всего президента страны.

Конституционное законодательство США последних семидесятилетий мало затронуло структуру конституционных органов госаппарата и их компетенцию и касалось главным образом президентской власти. Важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные принятием поправок к конституции. Эти поправки демократизируют избирательное право, но соблюдаются не во всех штатах.

До 50-х гг. негры отстранялись участия в выборах, но 50–60-х гг. принято законодательство против такой дискриминации. В 50-х гг. одним из главных требований оставалась отмена расовой сегрегации, в 60-х гг. – требования политического равенства и решения социально-экономических проблем. Законами 1957-1964 гг., формально ликвидируется дискриминация негров во всех сферах экономической и политической жизни.

При формальном уравнении прав цветных и белых американцев дискриминация национальных меньшинств в Америке остается распространенным явлением. Она продолжает иметь место среди черных, испаноязычных и американцев азиатского происхождения при выборах и при найме на работу.

В октябре 1990 г. Президент Буш наложил вето на законопроект о гражданских правах, одобренный обеими палатами Конгресса, предусматривающий значительное усиление федеральной защиты национальных меньшинств при найме на работу, в частности предоставление денежной компенсации. Вето осталось в силе и в последующий период.

4. В США начинают возрастать антивоенные, антимонополистические движения американских рабочих развернулись широким размахом. Против таких движений действуют некоторые госорганы с репрессивно-полицейскими функциями (ФБР, АНБ, ЦРУ и др.) и принимаются законы подавляющие права граждан (Законы Тафта-Хартли и Маккарэна-Вуда, Смита 1940 г., Лэндрама-Гриффина 1959 г., Хэмфри-Батлера и т.д.).

В 1974 г. в связи с рядом скандальных разоблачений в печати, резким ослаблением позиций республиканской администрации, после «Уотергейта» был издан исполнительный приказ об упразднении списка «подрывных организаций». Были проведены также определенные реформы аппарата политической полиции и разведки в направлении усиления контроля над ними, придания их деятельности более гибких и тонких форм. В 1976 и 1977 гг. в обеих палатах были созданы постоянные комитеты по делам разведывательных учреждений для надзора за их деятельностью и придания ей законности и подконтрольности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Развитие политической системы США после I Мировой войны.
  2. «Новый курс» Ф. Рузвельта.
  3. Поправки конституции и дальнейшая демократизация избирательного права.
  4. Роль государственного аппарата.
  5. Американская Декларация независимости и се историческое значение.
  6. Принцип разделения властей в Конституции США 1787 г.
  7. Верховный суд в государственном механизме США (исторический аспект).
  8. Зарождение и развитие двухпартийной системы в США.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для юридических вузов в 2-х ч. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 1998.
  2. Жуков О.А. История буржуазного права. М., 1971
  3. История государства и права зарубежных стран: Учеб /Под ред. П.Н. Галанзы, О.А. Жидкова, М., 1969. Т. 2.
  4. История буржуазного государства и права (1640-1917): Учеб. /Под ред. 3. М. Черниловского. М., 1964.
  5. Токвиль Алексисде. Демократия в Америке. М., 1992.
  6. Война за независимость и образование США. М., 1976.
  7. История США. М., 1983. Т. 1.
  8. Иванов Р. Ф. Гражданская война в США (1861 - 1865 гг.). М., 1960.
  9. Мальков В.А. "Новый курс" в США. М., 1980. +

Практические задания:

  • Сделайте доклад на тему: "Сущность "нового курса" Ф.Рузвельта".
    • Напишите реферат на тему: "Поправки к конституции США принятые в XX веке"

Контрольные вопросы:

  1. Двухпартийная система в США к концу XIX - началу XX в. Особенности рабочего движения.
  2. Изменения во взаимоотношениях президента и конгресса США в конце XIX - начале XX в.
  3. "Новый курс" Ф. Рузвельта и его политическое значение.

Тесты:

1. В каком году мировой экономический кризис особой силой поразил США?

  1. 1933 – 1964
  2. 1876 – 1934 г
  3. 1929 – 1933 г –
  4. 1843-1978 г

2. В каком году Ф. Рузвельт вступил на пост президента?

  1. 1945 г
  2. 1933г -
  3. 1836г
  4. 1953г

3. Цель политики «Нового курса» Ф. Рузвельта?

  1. Выход из кризиса -
  2. Выход из войны
  3. Вступление в войну
  4. Вступление в «лигу наций»

4. Какой закон был принять властью США?

  1. Закон Вангра –
  2. Закон Рузвельта
  3. Закон Генната
  4. Закон Буша

5.Как называлась административный аппарат президента в различных областях экономики с 1939 г.

  1. МСУ
  2. ИПУ –
  3. МИТ
  4. ФБР

6. За что по чрезвычайным законам военного времени 1917 и 1918 гг. сурово карались

политические противники режима?

  1. За убийство
  2. За измену
  3. За шпионаж -
  4. За дезертирство

7. В каком году Президент Буш наложил вето на законопроект о гражданских правах?

  1. Сентябрь 1992 г
  2. Ноябрь 1996 г
  3. Октябрь 1990 г –
  4. Август 1991 г

8. По какому закону коммунистические организации США создают «явную и реальную угрозу» общественному строю и «существованию свободных американских учреждений»?

  1. Тафта-Хартли
  2. Маккарэна-Вуда -
  3. Хэмфри-Батлера
  4. Лэндрама-Гриффина

  1. Как называлось Бюро расследования Минюста, созданного еще в 1916 г ?
  2. ФРГ
  3. МВД
  4. ФБР -
  5. МИТ

  1. В каком году создана администрация по применению закона о наркотиках ?
    1. 1954 г
    2. 1876 г
    3. 1939 г
    4. 1937 г –

США В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ