АНТИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА

АНТИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Цели темы:

  • Объяснить особенности развития государства античного мира;
  • Показать основные этапы развития государства Древнего Рима;

Вопросы темы:

  1. Древняя Греция: демократическая рабовладельческая республика в Афинах и аристократическая республика в Спарте.
  2. Древний Рим: основные этапы развития государства.

  1. Древняя Греция: демократическая рабовладельческая республика в Афинах и аристократическая республика в Спарте.

История Древней Греции восходит к I тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античных городов-государств (полисов). Полисный этап истории Древней Греции имеет ряд периодов.

Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: 1) родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей;

2) простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов).

3) метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах которые составляли значительную часть населения.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Солоном и Клисфеном.

Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиомедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.

С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, создается навкрария, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три тритии каждая и в свою очередь состоявшие из более мелких административных единиц - демов. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

Другим полисом, оказавшим большое влияние на историю Древней Греции, была Спарта. В основе возникновения государства в Спарте VIII–VII вв. до н.э. лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Однако возникновение государства здесь произошло в результате внешних факторов – завоевание дорийскими племенами местного населения, сохранились значительные остатки родовой организации: военная демократия, два родоплеменных вождя (дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное собрание. Социальное и политическое устройство Спарты того периода закреплено в правовых актах.

Особенности общественного строя проистекали из сохранившихся существенных остатков первобытнообщинных отношений. В общественном строе различались:

Спартиаты – господствующий класс, живший в условиях военного лагеря, они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались "равными" Из их числа исключались спартриаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд "гипомейонов" - опустившихся.

Периэки – жители периферий, были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Они занимали промежуточное положение между спартиатами и илотами.

Илоты – представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Государственный строй Спарты характеризовался преобразованием военной демократии в государственную организацию, сохранившую значительные пережитки родоплеменной организации власти – Совет старейшин (герусия) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в состав герусии входили 2 царя (архагеты). Члены герусии (геронты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей.

Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролем герусии.

Эфоры - занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

К эфорам постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям, а также с усилением власти эфоров значение герусии неуклонно падало.

Начиная с IV в. до н. э. политическая система Спарты переживает кризис под ударами внутренних и внешних противоречий и в середине II в. до н.э. подпадает под власть Рима.

2. Древний Рим: основные этапы развития государства.

Сложившись как полис – небольшое государство – город, Древний Рим за почти тысячелетие своего существования превратился в громадную мировую державу, распространившую свое господство на страны Средиземного моря, Балканского полуострова, Западной Европы. В Римском государстве рабовладельческий строй прошел все основные этапы своего развития – возникновение, расцвет, разложение и гибель. Этому способствовали и внутренние, и внешние факторы, противоречия.

Имеет свои особенности и история возникновения рабовладельческого государства, которое образовалось не в классической форме, как в Афинах, а посредством насильственного разрушения первобытнообщинных устоев.

История государства в Древнем Риме делится на три основных периода:

1. «период царей» – возникновения государства (середина VIII–VI вв. до н.э.)

2. период республики (V в до н.э. – 27 г. до н.э.)

3. период империи, делится на два этапа – принципат и доминат (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

Царский период: Образование города Рима история относит к 753 г. до н.э., когда происходило разложение первобытнообщинного строя у племен, живущих у реки Тибр. Объединение трех племен: латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию, выделение богатых аристократических семей, появление частной собственности, обратило на себя внимание пришлых людей из соседних племен, возникновение патриархального рабства. Из-за ограниченности земельного фонда в Риме пришлое население не принималось в состав римской родовой общины и называлось плебеями. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах, отстранены от участия в разделе земли, вступления в брак с членами общины, в управлении делами общества.

Во главе общины стоял выборный вождь-рекс с ограниченным военным, жреческим, судебным полномочиями. Органом управления был совет старейшин родов – сенат. Важные вопросы рассматривались народным собранием, решения которого, однако, могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Рекс мог издавать общеобязательные постановления.

С ростом ремесленного производства и торговли количественно растет пришлое население - плебеи, среди них появляются богатые, но бесправные. Это обуславливает противоречие между общинниками Рима и пришлым населением и победу последних.

История связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Риме с реформами Сервия Туллия, проведенными примерно в VI в. до н.э. По реформе в основу общественной организации были положены имущественный и территориальный принципы.

Все свободное население Рима в зависимости от размера земельного и имущественного надела было разделено на 6 разрядов. Богатые образовали первый разряд, бедные шестой разряд. Из первого разряда выделяли особую группу богатых граждан – всадников, игравших и военную, и политическую роль.

По реформе в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за ними сохранялось старое название племен – трибы, куда входили и патриции, и плебеи, подчиняющиеся ее старосте, плебеи теперь стали участвовать в народных собраниях. Последующие два века характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями, что завершилось образованием плебейского трибуна в 494 г. из 10 человек, обладающего правом вето – запрещать исполнение указания любого должностного лица и даже постановления сената; изданием в 451 – 450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, давшим равное право плебеям с патрициями в гражданских делах; законом Лициния и Секстия 367 г. до н.э. плебеи получили право занимать консульские должности, рядом законов 364–337 гг. до н.э. и остальные государственные должности, т. о. в конце концов, плебеи были уравнены с патрициями во всех правах.

Республиканский период: В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установилась аристократическая республика. В период республики интенсивно развивался рабовладельческий способ производства, изменились значительно положения отдельных групп населения, успешно велись завоевательные войны, превратившие Рим в могущественную мировую державу.

Социально население делилось на свободных и рабов, свободные – на имущую верхушку и мелких производителей. Главным источником рабства являлись военнопленные, покупка рабов из-за границы, самопродажа в рабство. Во II–I вв. до н.э. число рабов доходило до полумиллиона человек, а число свободных было 400 тыс. Со временем рабы стали полностью бесправными, а их труд – непроизводительным. Это заставило их хозяев искать пути повышения производительности рабского труда посредством пекулиев – передачей части имущества хозяина рабу и повышением тем его заинтересованности, а также колонат – арендаторов земли, такие формы организации труда рабов оказались значительно эффективней. Однако как пекулий, так и колонат не получили широкого распространения, и в общем рабский труд оказался неэффективным. Поэтому рабы были отпущены на волю в массовом порядке, с сохранением за ними повинностей материального и трудового характера перед бывшим хозяином.

Правовое положение личности в Римской республике характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими тремя статусами имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность имели только свободнорожденные римские граждане. К гражданам относились также вольноотпущенники, имевшие ограниченные права.

В III и II вв. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. Они и определяли всю политикy страны и занимали все высшие государственные и административные должности.

Статус семьи означал, что полной политической и имущественной правоспособностью пользовались только общины римских семей – домовладыки.

Правовое положение лиц изменялось с утратой того или иного статута.

Государственный строй Рима в период республики: отличался своей простотой и в отличие от рабовладельческой демократии в Афинах Римская республика была аристократической, обеспечивающей привилегированное положение знатной богатой верхушке рабовладельцев, что отразилось на полномочиях и взаимоотношениях государственных органов. Ими являлись, прежде всего, народные собрания (комиции), сенат и магистратура.

Различались три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные, имевшие разные полномочия. Центуриатные собрания принимали законы, избирали высших должностных лиц (консулов, преторов, цензоров), объявляли войну, рассматривали жалобы на приговоры к смертной казни.

Важную роль в государственном механизме играл сенат. Сенаторы не избирались. Сенат контролировал законодательную деятельность народных собраний, назначение ими должностных лиц, устанавливал налоги, принимал постановления по общественной безопасности, благоустройству и культуре, утверждению мирных и союзнических договоров, заключенных народными собраниями, рассматривал также вопросы установления диктатуры в чрезвычайных обстоятельствах (войны, восстания).

Магистратурами назывались в Римской республике государственные должности: диктатор с широкими полномочиями, консулы и их помощники – преторы, цензоры и их помощники квесторы, а также эдилы. Консулы занимались военными вопросами, преторы – составлением списков граждан для распределения их по трибам – разрядам и для сенаторов. Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Армия: сыграла очень большую роль в политической, военной и административно-территориальной областях. Она даже впервые вошла в Рим в 88 г. до н.э., свергла Римскую республику.

Имперский период: Во II–I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к крайнему обострению все его классовые и социальные противоречия. Расширение и изменение форм эксплуатации рабского труда, ее интенсификация обострили классовую борьбу, свидетельством чего являлось мощное движение рабов в Сицилии во II в. до н.э. и восстание под руководством Спартака в 74–70 гг. до н.э., поставившее под угрозу само существование Римского государства. Усиливались также конфликты между группировками правящих верхов рабовладельцев, между ними и большинством свободных, малоимущими и неимущими под руководством братьев Тиберия и Гая Гракхов, пытавшихся создать земельный фонд для раздачи безземельным гражданам и ограничить всевластие сената и тем усилить роль народного собрания. Противоречия между Римом и его союзником Италией усилили союзническую и гражданскую войны, которые потребовали усиления центральной госвласти, устранив устаревшую политическую систему управления нобилей, в т. ч. республиканскую форму.

В 82–79 гг. до н.э. устанавливается диктатура Суллы, объявившего себя пожизненным диктатором.

Через короткий промежуток времени власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красс, Цезарь), затем второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан).

Цезарь в 45 г. до н.э., Октавиан в 27 г. до н.э. получают звание и титул императора, дававшегося до этого как награда иногда полководцу. Кроме того Октавиан получает еще титул августа, ранее употребляемый как обращение к богам. Эта дата – 27 г. до н.э. – считается началом нового периода Римского государства – периода империи.

Общественный строй империи: характеризовался повышением роли землевладельцев, прежде всего нобилей и всадников, которые превращаются в сенаторские сословия, занимая все важнейшие государственные и гражданские должности, законодательную функцию. Гражданство получает и вне италийское население.

Несколько смягчается положение рабов, поощряются их семейные отношения. Однако в случае убийства хозяина подлежали казни все рабы, находившиеся в его доме в это время.

Сохраняется широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет численность землевладельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение их было неустойчивым.

Они из-за арендных долгов могли быть обращены в рабство, передаваемое по наследству.

Государственный строй: экономические процессы, зародившиеся еще в республиканский период, оказали свое влияние и на социальные, и на политические изменения, и на государственную структуру Рима, что было видно из сохранившихся в первое время в империи устаревших республиканских учреждений. Империя как бы поначалу рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства.

Постепенно власть императоров усиливается. К концу II в. до н.э. сенат отстраняется от управления, которое переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. до н.э. монархия утверждается окончательно.

Период империи принято делить на два этапа:

– принципат (I в до н.э. – III в. н.э.) – название от «принцепс-сенатус» – первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

– доминат (III–V вв. н.э.) – название от «доминус» – господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат: Переход управления государством к принцепсу был закреплен наделением его высшей властью – империй (imperium), избранием на важнейшие должности, созданием им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого собственной казной принцепса и командованием всеми армиями.

Принцепсы, в нарушение республиканских традиций, избираются одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог отменить решение любого магистрата, как цензор - формировать сенат из своих сторонников, как трибун – использовать вето по отношению к постановлению сената или магистрата.

Компетенция сената существенно изменяется. Со II в. н.э. сенат практически утверждал лишь предложения принцепса. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с ранее существовавшей республиканской магистратурой создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли советы и канцелярии принцепса. В нее входило несколько ведомств со штатом чиновников. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных. К высшим чиновникам, назначавшимся из числа сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские с раздельным подчинением и доходами.

Постепенно власть принцепса распространилась и на сенатские провинции и к III в. н.э. они все стали императорскими.

Армия: Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны, позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия становится главной силой охраны государственной безопасности и территориальной независимости.

После перехода к профессиональной армии она превращается в корпоративную организацию. Октавиан произвел ее реорганизацию, разделив на три части. Привилегированное положение занимала преторианская гвардия. Преторианцы набирались из римских граждан итальянского происхождения и получали жалование в 3,5 раза больше, чем легионеры, служили 16 лет и после отставки располагали солидным имуществом, пополняя ряды господствующего класса. Основную часть армии составляли легионеры, набиравшиеся из гражданских провинций. Они служили 20 лет и получали жалование, позволявшее завести после отставки небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной знати. Третью часть составляли вспомогательные войска, комплектовавшиеся из жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалование у них было в 3 раза меньше, чем у легионеров, срок службы 25 лет, а дисциплина жестче, наказание суровее, служба в таких войсках все же привлекала возможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые средства. Позже, когда римское гражданство было дано всем свободным жителям империи, все части армии в правах и содержании уравнялись, тем армия стала еще более влиятельней.

Доминат: Рабовладельческий строй к III в. н.э. уже переживает экономический и политический кризис. Все более частыми и широкими становятся восстания рабов, к ним присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (199–235 гг.) наступает полувековая эпоха «солдатских императоров», приводимых к власти армией и убиваемых заговорщиками.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли в прошлое, последний оплот республиканских учреждений – сенат окончательно был подчинен принцепсу. С конца III в. начинается новый этап истории империи – доминат, где окончательно утверждается монархическая форма правления. Окончательный переход к доминату датируется 284 г. – приходом к власти Диоклетиана. Титулы императора – август и господин (доминус) – подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, даже после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан государства в подданных императора.

Прежний личный совет принцепса превращается в госсовет – консисториум. Появляются гражданские, военные и придворные чиновники с соответствующими полномочиями. Произошли и другие изменения: Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат стал совещательным органом, превратившись в совет города Рима, а магистраты – в муниципальных должностных лиц.

Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска.

Преторская гвардия преобразуется в дворцовую стражу, укрепляется общеимперская и тайная полиция.

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

По военной реформе Диоклетиана был введен помимо существующего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих, а также варваров-переселенцев из пограничных зон в Рим.

По административной реформе Диоклетиана в 285 г. был назначен сопредседатель императора – цезарь для управления своей частью империи. Империя была разделена на две части – Западную со столицей Равенной и Восточную со столицей Никомедией. Рим перестал быть столицей империи.

После 20-летнего правления Диоклетиана и последовавшей за ним борьбы за власть между его преемниками наступает период 30-летнего правления Константина (306–337 гг). Он продолжил реформы Диоклетиана.

Он подтвердил военную и административную реформы Диоклетиана, внеся лишь дополнение в военную реформу, такое, что варвары могли служить в армии, служба в которой считалась профессией, христианскую религию объявил государственной религией.

Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината – военной, политической и идеологической. Столицу Восточной части империи перенес в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь.

Однако в дальнейшем усилились внутренние и внешние противоречия, борьба между правящей верхушкой и свободными, господствующим классом и рабами, покоренными народами и захватчиками, все вместе и обусловило крах Западной империи под ударами германской императорской гвардии.

Вот так на последнем этапе Римское государство было разделено на Западную и Восточную империи. Западная Римская империя в 476 г. н.э. была разгромлена германскими племенами, а Восточная Византия – просуществовала еще почти тысячу лет до 1453 г.

Выводы по теме:

  1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового рабовладельческого общества на территории Древней Греции относится к концу II – началу I тыс. до н.э. В стране, разделенной горными хребтами, оно происходило неравномерно и привело к образованию небольших по территории государств-городов, различных по формам – демократической республики и родоплеменной организации власти с пережитками первобытнообщинных отношений. Первое было характерно для Афин, другое – для Спарты двух полисов Древней Греции, сыгравших важную роль в ее истории.

Для Афин, как отмечал Ф. Энгельс, была характерна «чистая», классическая форма возникновения государства - непосредственно преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества» без всякого вмешательства извне.

В основе возникновения государства в Спарте VIII–VII вв. до н.э. лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Однако возникновение государства здесь произошло в результате внешних факторов – завоевание дорийскими племенами местного населения.

  1. В Римском государстве рабовладельческий строй прошел все основные этапы своего развития – возникновение, расцвет, разложение и гибель. Этому способствовали и внутренние, и внешние факторы, противоречия.

История государства в Древнем Риме делится на три основных периода:

1. «период царей» – возникновения государства (середина VIII–VI вв. до н.э.)

2. период республики (V в до н.э. – 27 г. до н.э.)

3. период империи, делится на два этапа – принципат и доминат (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

АНТИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА

(VIII в. до н.э. – 476 г. н.э.)

дата

Древняя

Греция

Древний

Рим

VIII в. до н.э.

Образование раннего государства Аттики. Реформы Тезея.

Первые греческие колонии в Италии и Сицилии.

753 г. до н.э.

Основание Рима (согласно легенде)

621 г. до н.э.

Законы Драконта

VI в. до н.э.

Оформление ликургового строя в Спарте

Династия Тарквиниев в Риме, реформы Сервия Туллия

594 г. до н.э.

Реформы Солона в Афинах

509 г. до н.э.

Реформы Клисфена в Афинах

Изгнания Тарквиния Гордого. Начало республики в Риме. Появление Законов XII таблиц

478 г. до н.э.

Образование Делосского морского союза

Начало V в.

до н.э.

Реформы Эфиальта и Перикла. Установление Афинской демократической республики

404 г. до н.э.

Период олигархического правления в Афинах. Упадок Афин

367 г. до н.э. – 338 г. до н.э.

Включение Афин в империю Александра Македонского

Законы Лициния и Секстия

326 г. до н.э.

Закон Петилея о запрещении долгового рабства

287 г. до н.э.

Закон Гортензия

215-197г. до н.э.

Войны Рима с Македонией и начало протектората Рима над Грецией

133 - 132 гг. до н.э.

Реформы братьев Гракхов

82 - 79 гг. до н.э.

Диктатура Суллы

63 г. до н.э.

Консульство Цицерона и заговор Катилины

60 г. до н.э.

Первый триумвират

46 - 44 гг. до н.э.

Диктатура Цезаря

27 г. до н.э. - 12 г. н.э.

Принципат Октавиана Августа. Начало Римской империи (период принципата)

14 – 68 гг. н.э.

Правление династии Юлиев Клавдиев

212 г. н.э.

Эдикт Каракаллы по распространению римского гражданства на жителей провинций

284 – 305 гг. н.э.

Правление Диоклетиана, реформы Диоклетиана, установление домината

306 – 337 гг. н.э.

Правление Константина, перенесение столицы Римского государства на Восток. Образование Константинополя. Провозглашение христианства официальной религией

337 – 395

Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную

476 г. н.э.

Падение Западной Римской империи

Вопросы для обсуждения:

  1. Афины:
  • Возникновение Афинского полисного государства.
  • Реформы Солона и Клисфена, их политическое значение.
  • Реформы Эфиальта и Перикла, их значение для утверждения рабовладельческой демократии в Афинах.
  • Общественный и государственной строп Афин в эпоху расцвета рабовладельческой демократии (V-IV вв. до н.э.).
  • Античный полис и древневосточная деспотия (сравнительная характеристика).
    1. Спарта:
  • Аристократическая республика в Спарте.
  • Система управления в Афинах и Спарте.
    1. Древний Рим:
    • "Царский" период в Риме и особенности образования Римского государства.
    • Реформы Сервия Туллия.
    • Эволюция общественного строя Рима в период республики.
    • Система государственных органов Римской республики.
    • Кризис республики и установление военных диктатур.
    • Афинская и Римская республики (сравнительная характеристика).
    • Римская империя: принципат и доминат.

Литература по теме:

  1. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. 6-е издание. Керимбаев М.К. Бишкек 2008.
  2. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Часть 1. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. Ростов-на-Дону 1994.
  3. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Шатилова С.А. Инфра-М. Москва 2004.
  4. История государства и права зарубежных стран. Учебник. 5-е издание. Под.ред. Батыра К.И. Проспект. Москва 2008.
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 181.
  6. Виппер Р. Очерки по истории Римской империи. Т. 1-2. Ростов-на-Дону, 1995.
  7. Кечекьян П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963.
  8. Маяк И. Рим первых царей. Москва 1983. +
  9. Разумович Н.Н. Идеи и институты Древней Греции. Москва 1989. +

Практические задания:

  • Сделайте доклад на темы: "Полис как форма античной государственности", "Государственный и общественный строй Афин", "Сущность военно-аристократической организации государственной власти в Спарте".
    • Напишите реферат на тему: "Борьба патрициев и плебеев"

Контрольные вопросы:

1. Особенности развития греко-римской цивилизации.

2. Возникновение государства в Афинах и его особенности.

3. Реформы Солона и Клисфена, их политическое значение.

4. Реформы Эфиальта и Перикла, их политическое значение.

5. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V-IV вв. до н.э.).

6. "Царский" период в истории Рима. Особенности возникновения государства в Риме.

7. Общественный и государственный строй Спарты.

8. Реформы Сервия Туллия, их политическое значение.

9. Эволюция общественного строя в Риме в период республики.

10. Государственный строй Рима в период республики.

11. Кризис республика и военная диктатура в Риме.

12. Общественный и государственный строй Рима в период империи.

Тесты:

Что представляла собой полисная форма государства?:

  • Разновидность рабовладельческого государства

Специфическую разновидность античного рабовладельческого государства

Государственное устройство империи Александра Македонского

Разновидность рабовладельческого государства на Древнем Востоке

Что означает официальное название Римского государства res publica?:

Принадлежность власти патрициям

Принадлежность власти рабовладельцам

  • Общее дело (общественное дело) - верховенство власти народа

Принадлежность власти магистра

Доминат в Древнем Риме:

Еще одно название сената

Государственный чиновник

  • Период в истории Римской империи

Государственный Совет

«рекс» в Древнем Риме:

Стражник

Судья

Сборщик налогов

  • Титул первых царей

Какие из указанных ниже групп городов располагались на территории Греции?:

Ур, Ахде, Вавилон

Александрия, Троя, Понтикопей

Карфаген, Сиракузы, Троя

  • Афины, Спарта, Коринф

Какой был государственный строй Спарты?:

Демократической республикой

  • Военно-аристократической республикой

Олигархической республикой

Монархией

Герусия (совет старейшин) являлся органом власти в:

Персии

  • Спарте

Вавилоне

Афинах

Где впервые в мире судебные дела стали рассматриваться с участием суда присяжных носивших название гелиэи?:

В Спарте

В Карфагене

В Персии

  • В Афинах

«Остракизм» (суд черепков) в Афинском государстве применявшийся при угрозе государственному строю со стороны какого-либо лица в случае признания его виновным предусматривал:

Смертную казнь

Тюремное заключение

Изгнание из страны на 10 лет с конфискацией имущества

  • Изгнание из страны на 10 лет без конфискации имущества

Что означает принципат в Древнем Риме?:

  • Форма монархии

Сословия

Орган управления

Орган правосудия

В Афинском государстве право занятия должности архонта предоставлялось:

  • Представителями высшего разряда (пятисотникам)

Эта должность была последовательной

Всем афинским гражданам

Представителями трех первых разрядов афинских граждан (пятисотникам, всадникам, и зевгитам)

АНТИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА