ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Цели темы:

  • Понять исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств;
  • Показать деспотию как политическую систему древневосточных государств;

Вопросы темы:

  1. Древний Египет.
  2. Древний Вавилон.
  3. Древняя Индия.
  4. Древний Китай.

Деспотизм (от др.-греч. ) — неограниченная власть.

Деспот (от др.-греч.  — господин

Под «восточной деспотией» подразумевается такая форма государственной власти и одновременно такой политический режим , когда: а) полномочия главы государства неограниченны; б) светская и церковная власть объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата; г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры. 

  1. Древний Египет.

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине реки Нил, где сельское хозяйство было связано с ежегодными разливами Нила и строительством ирригационных сооружений и использованием труда военнопленных рабов. Классовое общество в Египте сложилось в первой половине IV тыс. до н.э., а государство образовалось во второй половине этого тысячелетия. Оно называлось государством номов, возникшем на Верхнем Египте, которое затем завоевывает весь Египет.

История Древнего Египта делится на ряд периодов:

Раннее царство (3100–2800 гг. до н.э.);

Древнее или Старое царство (около 2800–2250 гг. до н.э.);

Среднее царство (около 2250–1700 гг. до н.э.);

Новое царство (около 1580–1070 гг. до н.э.);

Позднее царство (VII в до н.э. –VI в до н.э.).

Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства – первая в истории мировая держава, завоевавшая соседние народы. В ее состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и др. богатые области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян.

Общественный строй: Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте была сельская община, внутри которой происходило расслоение общества, интенсификация сельского хозяйства, присвоение прибавочного продукта сначала общинной верхушкой, затем централизованным государством.

Социальная структура в Древнем Египте не оставалась неизмененной на протяжении многих тысячелетий его истории. Образование основных классов усилилось в конце IV тыс. до н.э. В это время формируется господствующий социальный слой в составе родоплеменной аристократии, жрецов, зажиточных общинников-крестьян. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, из которого образуется аристократическая верхушка крестьян.

Она постепенно забирает функцию управления сложной ирригационной системой, способствует созданию единого централизованного государства. Её экономическая и политическая мощь растет. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц: рабы-военнопленные, соплеменники, "слуги царя". Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом и брали часть урожая. Практиковалась и самопродажа египтян за долги, превращение в рабов преступников.

В период Среднего царства происходит развитие торговли с Сирией, Нубией, рост городов, расширение сельхозпроизводства. Это привело к росту царского хозяйства и укреплению позиций частного рабовладельческого хозяйства, превращению сельских общин в податные единицы. Среди общинников-крестьян, называвшихся неджес (маленькие), выделяются сильные неджес, располагающие правами частных землевладельцев. Рабы, неполноправная беднота, разорившиеся общинники-крестьяне, беднейшие слои городского населения составляли рабочую силу царско-храмовых хозяйств, египетской аристократии, зажиточных общинников и богатых ремесленников.

Усиление эксплуатации свободных общинников-крестьян и различных категорий неполноправной бедноты города и деревни, рабов приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства, которое выразилось в крупном восстании трудовых масс против существующего строя. Это свидетельствует о противоречии между рабовладельческим государством и основной эксплуатируемой им массой свободных крестьян.

Социальная структура Древнего Египта еще больше усложняется в Новом царстве, когда Египет превращается в огромную державу – империю, возглавляемую всевластным фараоном-деспотом. Меняется положение господствующего класса в зависимости от его занимаемой должностной иерархии и нахождения близко к фараону и его двору. С усилением неограниченной власти фараонов еще в Среднем царстве складывается система перераспределения рабочей силы. Эта система укрепляется в Новом царстве путем переписи населения с целью определения налога, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Архитектора, ювелира, художника относили к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность.

Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям", положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было лупить или продать как рабов.

Государственный строй: Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов его распада. Еще в Древнем царстве проявляются черты восточной деспотии, складывается централизованный бюрократический аппарат, на который опирается фараон. Фараону присваивается священный титул "сына бога Солнца", вырабатывается особо торжественный ритуал их погребения. Как символ величия фараонов строятся знаменитые пирамиды, которые подавляют воображение людей, внушают им священный страх и почтение перед троном.

Наибольшего могущества Древний Египет достигает в период Нового царства, когда окончательно складывается теократическая деспотия, сильная и эффективная власть центра, полностью подчинившего себе управление общинами.

Власть фараона в Древнем Египте передавалась по наследству. Фараон считался первосвященником и богом, от которого зависели якобы урожай, справедливость и безопасность. Всякий социальный протест против царя считался преступлением против религии. Фараон как носитель высшей государственной власти обладал правом на земельный фонд государства. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам и пр. Фараон возглавлял централизованный административный аппарат, назначал всех высших чиновников, даровал им земли, титулы. Чиновники одновременно могли заниматься хозяйственной, религиозной, военной и судебной деятельностью.

Особую роль в управлении государством играл царский двор. О развитии функции госаппарата могут свидетельствовать изменения полномочий первого помощника фараона – джати. Джати – сначала жрец города – резиденции правителя, вместе с тем начальник царского дворца, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона. Со временем джати осуществляет контроль за всем управлением в стране в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения, сосредоточивает высшую военную власть, осуществляет высшие судебные функции. Обо всем докладывает царю.

В древнем Египте существовал еще т.н. институт "послушных призыву", куда входили крупные сановники, свободные и рабы, каждый в свою группу. "Послушные призыву" – это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнять приказ своего господина.

В системе органов управления особую роль играла группа "больших послушных призыву царя" - придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Они возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их "послушные призыву". Они ведали тремя ведомствами – военным, налоговым и ведомством общественных работ.

Местное управление: Древнее царство - это объединение небольших сельских общин во главе с общинными старостами и общинными советами – джаджаты. Общинные советы, состоящие из представителей зажиточных крестьян, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они регистрировали акты передачи земель, наблюдали за состоянием сети искусственного орошения, за развитием земледелия. В Среднем царстве, в связи с усилением центрального аппарата как общинные советы, так и номархи – представители небольших государств – теряли свою самостоятельность, в Новом царстве страна делилась на области и на два большие округа – Южный и Северный Египет, во главе которых стояли царские наместники.

Армия: В Древнем царстве регулярной армии не существовало. Армия создавалась на случай проведения военных операций для захвата рабов, скота, другого имущества из ополченцев по всей стране. Участие в таких военных походах было делом прибыльным. Кадрового офицерства не было.

Развитие внешней торговли, расширение границ государства за счет соседних территорий потребовали строительства пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота, а вместе с тем и регулярной армии. Очень рано в Египте было создано специальное военное ведомство – "дом оружия", ведавшее вооружением армии, постройкой крепостей, сооружением кораблей. За особую доблесть и заслуги воины награждались земельными наделами, рабами, скотом. В Египте стало рано формироваться кадровое офицерство, царская гвардия – личная охрана царя. В Новом царстве в связи с активной внешней политикой создается большая боеспособная армия, проводятся специальные военные учения и тренировки воинов, создается наряду с конницей и пехотой такой род войск, как боевая колесница. Армия сначала выполняла также и полицейскую функцию. В эпоху Нового царства ее стали выполнять специальные полицейские отряды.

Судоустройство: Суд на всех этапах развития египетского общества не был отделен от администрации. В Древнем царстве функции местного суда сосредоточиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые решают споры о земле и воде, регулируют семейные и наследственные отношения. В номах царскими судьями выступали номархи, носившие титулы "жрецов богини истины". Высшие надзорные функции над деятельностью царских судей осуществлял сам фараон или джати. Он возглавлял высший суд "шести палат" в столице, а в Новом царстве – коллегию из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для расследования тайных дел, связанных с государственными преступниками, заговорами против него. Определенные судебные функции имели и храмы. Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет, не могло быть оспорено царскими чиновниками.

2. Древний Вавилон.

Возникновению во II тыс. до н.э. древневавилонского государства предшествовала длительная история становления классового общества и государства в Месопотамии, где еще в IV тыс. до н.э. начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ.

Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV начале III тыс. до н.э. на месте постоянных поселений землевладельцев. Рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствовал укреплению месопотамских городов, четко наметились социальные различия, выделилась родовая аристократия, сложилось царско-храмовое хозяйство, основанное на присвоении общинной земли.

В городах развивается простейший аппарат управления, занимающийся вопросами орошения, учетом земель, храмовым хозяйством, культом, общественными работами, который затем становится аппаратом города-государства с новыми функциями.

Классовое расслоение затронуло, прежде всего, две племенные группы, населяющие Двуречье: шумеров и аккадян, с которыми слились различные другие племенные группы, сохранив названия основных его частей – Шумера на Юге и Аккада на Севере.

Первым центром шумерской цивилизации был Урук. Самым древним из городов, основанных семитами был Аккад, расположенный на берегу Евфрата, при царстве Саргона в конце XXIV в. до н.э., ставший центром первого политического объединения северной и южной частей Двуречья. Создав относительно обширную централизованную аккадско-шумерскую державу, Саргон принял титул "царя Шумера и Аккада", "царя четырех стран света". В XXII–XX вв. до н.э. его заменяет новошумерская династия Ура.

Особое место в истории страны принадлежит древневавилонскому царству, достигшему своего расцвета при царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), границы которого простирались от персидского залива до Сирии. Вавилон неоднократно подвергался нашествию горных племен, разрушался, каждый раз восставал из руин, но в III в. до н.э. фактически прекращает свое существование.

Правовое положение отдельных групп населения: Социальная структура Вавилона отличалась особой сложностью, которая была связана с многоукладным характером его экономики, с незавершенностью классового образования и относительно высоким уровнем товарно-денежных отношений.

Наиболее четкие социальные границы, неприкрытые формы классово-антагонистических противоречий проявились здесь между рабами и рабовладельцами. Рабство накладывало свой отпечаток на социальные отношения, идеологию, психологию, право Вавилона. Вместе с тем рабский труд в Вавилоне никогда не преобладал ни в одной из отраслей производства. Он был одним из типов принудительного труда.

В нововавилонском царстве раб все чаще выступал в качестве землевладельца-арендатора. Некоторые рабы вели свое хозяйство как свободные, имели семью, владели землями, домами, иногда значительным движимым имуществом, брали и давали ссуду, продавали и покупали рабов и нанимали для работы свободных, выступали в суде. Ведя свое хозяйство, раб был обязан ежемесячно платить своеобразный оброк своему господину.

Кроме того, в Вавилоне существовали еще две обособленные группы: авилумы, занимавшие высшее положение и мушкенумы, служащие царю и пользующиеся особой правовой защитой.

Среди свободных выделялась эксплуататорская верхушка (царские и храмовые чиновники, купцы, ростовщики), которая не участвовала в производстве, но обогащалась за счет зависимых арендаторов и общинников-крестьян путем аренды земли, найма других. Распространенной формой зависимости была долговая кабала, иногда приводившая должников в рабство.

В законах Хаммурапи фигурирует купец-тамкар. Он включал в себя не только купцов, но и ростовщиков и кредиторов, Находясь на царской службе, тамкары совершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации, банковские дома.

Ремесленники (кузнецы, плотники, пивовары и др.) пользовались некоторой самостоятельностью. Независимостью пользовались организации некоторых "ученых" профессий, таких, как специалисты по "изгнанию духов", предсказатели будущего, врачи, писцы.

Государственный строй: В Месопотамии, наиболее ранней формой государственной организации были города-государства. Во главе первых месопотамских городов-государств стоял правитель – царь, который носил название энси ("возглавляющий род", "закладывающий храм") или лугаль ("большой человек", "хозяин", "господин"). В городах созывались общинные собрания и советы старейшин, избиравшие правителей и низвергавшие их, определявшие их полномочия.

Самим общинным собраниям принадлежали законодательные, финансовые, судебные функции и функции по поддержанию общественного порядка.

Правитель города являлся главой общинного культа, ведал ирригационным, храмовым и др. общественным строительством, предводительствовал войском, председательствовал в совете старейшин или в народном собрании.

При царе Саргоне и его приемниках усилилась центральная власть во главе с самим царем. Власть царя стала наследственной и божественной. Наибольшей степени концентрации царская власть достигла в древневавилонском царстве. Хаммурапи пользовался уже формально неограниченной законодательной властью. Он выступал главой большого управленческого аппарата. В его руках сосредоточивались огромные хозяйственные, политические и военные функции. Однако продолжали существовать и общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходки с урезанными административными, финансовыми, судебными функциями, функцией по поддержанию общественного порядка.

Некоторые самые древние города в Вавилоне (Нипур, Сиппар, Вавилон) имели особый юридический статус, жители их могли освобождаться от налогов, трудовой повинности, военной службы.

Судебное устройство: В старовавилонском обществе до Хаммурапи ведущее место принадлежало храмовым и общинным судам, их советам или собраниям.

Этим судам не были подсудны царские люди. При Хаммурапи были введены во всех больших городах царские суды, которые рассматривали дела царских людей. Здесь не было вообще судебных инстанций.

Наряду с профессиональными судами царя, существовали особые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Судебные полномочия имели и храмы, игравшие важную роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок и пр. В храмовый совет включались представители народных собраний.

Армия: Усилению царской власти в шумерских городах – государствах способствовало наличие у их правителей определенной военной силы, создание постоянной армии.

Превращению царя Саргона во властителя могучего государства в значительной мере способствовало создание им регулярного войска из числа малоземельных землевладельцев-общинников, получающих дополнительный надел за свою службу из царских земель.

При Хаммурапи происходит окончательный отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин (редум, баирум) получает надел царской земли, обеспечивающий его и его семью. Воинские наделы исключались из всякого оборота, всякая сделка воина относительно земли считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял за собой право на земельный надел, часть участка сохранялась для его малолетнего сына. За нарушение дисциплины и разглашение тайны воины жестоко карались. Служба воинов считалась "вечной".

Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты были также отряды колесниц. За воинскую доблесть командиры вознаграждались землями, освобождались от налогов и несения других повинностей.

3. Древняя Индия.

Одной из древних и самобытных цивилизаций в мире является высокоразвитая культура в долине Инда, сложившаяся более IV тыс. лет тому назад с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Установлено, что еще в III тыс. до н.э. здесь существовали крупные города-центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. До нас дошли литературные памятники религиозного содержания – веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса (вторая половина II тыс. до н.э. – середина I тыс. до н.э.). По ведическому периоду более полно характеризуется возникновение и развитие классового общества в долине Ганга, проникновение на территорию Индии с северо-запада различных индоарийских племен.

Более многочисленны и разнообразны исторические сведения, относящиеся к так называемому магадхско-маурийскому периоду (вторая половина I тыс. до н.э. – I в. н.э.) – периоду складывания и существования самого крупного на всем Древнем Востоке государственного образования – империи Маурьев (IV в. до н.э. – II в. н.э.). Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнейший политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев, Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций – дхармасутр и дхармашастр, наиболее известных под названием "Законы Ману" (II в. до н.э. - II в. н.э.).

Процесс классового расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племен общин, что привело к выделению более сильных родов, захватывавших бразды правления, военной охраны и жреческие обязанности, превращению племенной верхушки в родовую аристократию, развитию социального и имущественного неравенства.

Рост социально-классовых различий в Древней Индии привел к складыванию особых сословных групп-варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшьев (землевладельцев, ремесленников) и шудр (слуг, рабов). Их складыванию способствовали различные обстоятельства – знание и монополизация отправления религиозных церемоний, ведических гимнов, завоевательские войны и т.д. Брахманы и кшатрии представлялись как более полноправными, полновластными и на их содержание регулярно отчислялось от сельхозпродукта доли, получившие название бали (налог), все возрастающие и ставшие формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян. Примитивные племенные государственные образования складывались в Древней Индии в I тыс. до н.э. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых органы племенного управления перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, где главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, где верховодила военная сила кшатриев.

Земли завоеванных племен стали главным источником формирования и развития государственной собственности, часть которой составляла царскую землю, обрабатываемую рабами, зависимыми арендаторами, другая часть передавалась знати, лицам управленческого аппарата в виде служебных временных пожалований в «кормление».

Эксплуатировали общинников-крестьян, рабов и неполноправных жителей общин господствующий класс и общинная верхушка.

Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которая могла продавать, дарить, давать в аренду. Полноправный общинник – землевладелец сам мог быть эксплуататором рабов, безземельных наемных работников. Однако рабский труд во всей Древней Индии не был преобладающим.

Правовое положение отдельных групп населения: Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченную форму. Это выражалось в социальном, религиозном и правовом положении представителей отдельных варн. Шудры считались "единождырожденными" и устранялись от религиозных обрядов жертвоприношений. Брахманы, кшатрии и вайшьи как "дваждырожденные" имели привилегированные права. Тяжесть наказания тоже определялась в зависимости от принадлежности к той или иной варне и касте.

Особое место в социальном делении древнеиндийского общества занимали рабы. В законах Ману указаны семь разрядов рабов и семь источников рабства: захваченный (военнопленный), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раба продавали, закладывали, сдавали в наем и пр.

В Законах Ману упоминаются кшатрии, вайшьи, брахманы-пастухи, брахманы-ремесленники, актеры, слуги, которые занимали различное социальное положение.

Государственный строй: Первые крупные государства на территории Индии стали складываться в VI–IV вв. до н.э. Победа в IV в. до н.э. Магадхи в северо-восточной части страны постепенно привела к созданию обширной империи Маурьев. Ее границы простирались от Кашимира и Гималаев на Севере до Майсура на Юге, от областей современного Афганистана на Западе до Бенгальского залива на Востоке.

Империя Маурьев складывалась в результате войн, покорения ряда племен и народов, установления вассальных отношений между Магадхой и отдельными княжествами. Эта централизация держалась на военной силе и гибкой политике объединения страны. В составе империи находились и полуавтономные государства, сохранившие свои органы управления, обычаи. Это вассальные княжества и республиканские государства-общины, ганы и сингхи.

В империи Маурьев не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. В силу этого центральный военно-административный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Даже в монархических государствах Индии власть древнеиндийских царей не была деспотической в полном смысле этого слова. Религия, например, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность ведийского права. Веды могли толковаться только мудрецами. Лишь при сильном царе Ашоке правительственный указ стал включаться в число источников права. «Богоугодному» царю религия предписывала особую обязанность (дхарму) – защищать народ и, защищая народ, его заставить платить бали (налог). Царь осуществлял правосудие, возглавлял административный аппарат, мог быть опекуном малолетних, вдов, больных, бороться со стихийным бедствием, голодом.

Царские чиновники делились на высших сановников (мантрины, махоматры), работников царского хозяйства и казны, чиновников по военным и морским делам, снабжению армии, главного судьи, советников царя, по воспитанию его детей и др. Должность чиновников была наследственной, что проистекало из кастовой системы.

Система местного управления: включала в себя 5 крупных провинций, возглавляемых царевичами, пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи, округа, возглавляемые окружными начальниками.

Сельские области делились на 4 вида: состоящие из 800, 400, 200 и 100 селений, возглавляемых соответствующими управителями. В их обязанность входили: сбор налогов, наблюдение за порядком, проведение сельскохозяйственных ирригационных работ и некоторые другие.

Суд: В Индии существовали две системы судов – царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь с брахманами и "опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия из трех брахманов, назначаемых царем.

Во всех административных единицах назначалась судебная коллегия из трех судейских чинов. Специальные суды рассматривали уголовные преступления. Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами, которые сохранились до настоящего времени.

Армия: Она играла огромную роль в грабеже других народов, захвате чужих земель и увеличении богатства царя, который сам возглавлял наступающее войско.

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников и лиц, поставляемых торговцами, зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. Она выступала как защитница общественного порядка и государственной безопасности.

  1. Древний Китай.

Древнекитайское общество отличалось ранним развитием феодальных отношений. В истории Древнего Китая выделяются периоды по имени царствовавших династий:

период Шан (Инь) (XVIII–XII вв. до н.э.),

период Чжоу (XII– 221 г. до н.э.),

период Цинь (221 г. до н.э. – 207 г. до н.э.),

период Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).

Эти периоды отличаются друг от друга различным уровнем социального, экономического и политического развития, различной степенью разложения родоплеменного строя и ростом землевладения, товарно-денежных отношений, они сопровождались долголетними, непрекращающимися войнами между различными частями Китая, ослабившими страну и приведшими к осознанию необходимости объединения народов Китая, мира для них. К объединению страны призывала и конфуцианская религия, ставшая в V в. до н.э. политической идеологией объединенной единой империи Китая.

Таким образом, в последние века до н.э. в Китае происходит противоборство двух тенденций в развитии общества: развивающейся крупной частной собственности на землю и внеэкономическая форма эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов, с другой – формировавшегося широкого слоя податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития страны. Но она выбирает второй путь, носителем которого выступает царство Цинь, создавшее единое централизованное государство. Этому способствовали и реформы философа и государственного деятеля Шан-Яна, которыми была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, проведено четкое административно-территориальное деление, запрещена кровная месть, введены единые меры и вес и др.

Государственные порядки, основы общественного государственного устройства циньского Китая затем были перенесены в Ханьскую Империю, которые фактически сохранились в императорском Китае до буржуазной революции 1911 – 1913 гг.

Основные черты общественного строя Древнего Китая: Древний Китай Шаньско-Иньского (XVIII–XII вв. до н.э.) и раннечжоусского периодов (XI–X вв. до н.э.) характеризовался переходом от общинно-родового к классовому обществу и наличием трех социальных слоев:

  1. правящей родовой аристократии с верховным правителем, с его родственниками и приближенными, местными правителями, с их родственниками и приближенными, главами родовых и большесемейных объединений;
  2. свободных крестьян-общинников;
  3. бесправных рабов.

Земля принадлежала общине. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. В дальнейшем происходит разложение общинной собственности на землю и классообразование (к III в. до н.э.). Основная эксплуатируемая масса состояла из безземельных или малоземельных свободных крестьян, арендаторов-издольщиков, рабов, крепостных, наемных работников, ремесленников.

Эксплуататорский класс был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из рангированного чиновничества и знатных крупных землевладельцев и купцов.

Эти классы занимали различное положение в Китае.

Государственный строй: Деспотические черты правления складывались еще в Иньском Китае, где практиковали престолонаследие и наследие должности.

В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он несет титул "сына неба", "отца и матери" своих подданных. Ван - первосвященник. Центром управления был дворец вана. Близко к вану стояли цзай – управитель дворцовых ремесленников, храмов предков вана; шаньфу, обслуживающие личные нужды вана, чжоухоу – удельные управители.

В циньско-ханьском Китае складывались централизованные империи типа восточной деспотии во главе с монархом (императором). В его руках сосредоточивалась полнота военной, законодательной, исполнительной и судебной власти, назначение всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

Центральный аппарат империи включал ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельское хозяйство, ведомство императорского дворца, дворцовой стражи. Каждое ведомство выполняло свои функции в пределах своих полномочий и обязанностей.

Например, ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом, служило социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Верховный жрец контролировал деятельность созданной в 124 г. до н.э. имперской академии, готовящей высокопоставленных чиновников. Тем самым он выступал в роли "министра образования".

Местное управление: Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали четкого административно-территориального деления. Еще в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами.

Циньско-Ханьский Китай делился на области или округа, те на уезды, уезды на волости, а волости на общины – низшие административно-территориальные единицы. Во главе областей стояли губернаторы, уездов и волостей – чиновники, городского самоуправления – Совет старейшин, общин - староста ("отцы старейшин").

Военно-бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки контроля, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины до высших чиновников. Цензорные органы были "глазами и ушами" императора.

Армия: Она играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должность командующих группой армий передавалась по наследству. Армия размещалась в военных поселениях и лагерях, которым отводились земельные угодья как хозяйственная база. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет. Они проходили годичную подготовку, обязывались нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства.

На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу, за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные землевладельцы. Постепенно формировалась и постоянная армия, численность которой в 140 г. н.э. доходила до 20 тысяч человек и которая содержалась за счет казны. На армию возлагались также функции полиции.

Суд: В империи Цинь существовали специальные судебные ведомства и провинциальные суды, функции которых четко не выделялись, касаясь прежде всего уголовных преступлений. Кроме того, судебной властью обладали все административные органы. Низшим судом считалась уездная администрация, второй инстанцией – губернатор провинции, в качестве последней инстанции – сам император.

Выводы по теме:

  1. Древний Египет: Периоды истории государства Древнего Египта - Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царство. В Древнем Египте (особенно в период Нового царства) складывается теократическая деспотия, сильная и эффективная власть центра, полностью подчинившего себе управление общинами. Социальная структура Древнего Египта еще больше усложняется в Новом царстве, когда Египет превращается в огромную державу – империю, возглавляемую всевластным фараоном-деспотом.
  2. Основанный семитами Вавилон, политическое и культурное значение которого росло, начиная со II тысячелетия до н.э. Вавилон затмил все остальные города страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией. Являясь рабовладельческим государством оно закрепляло общественное неравенство. Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой вавилонской империи.
  3. Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период (IV-III вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства.

С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия, таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.

  1. Древний Китай: Периоды истории государства Древнего Китая - Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань. Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна –сановника: В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань. Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватившего власть в результате государственного переворота. Его реформы запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.

Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли.

Вопросы для обсуждения:

  1. Древний Египет: Периодизация истории государства в Древнем Египте, деспотическо - теократический характер государственной власти.
    1. Древняя Индия: Формирование сословно-варнового деления, империя Маурьев.
      1. Древний Китай: Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае, первые государственные образования династии Шань-Инь, создание первого централизованного государства Цинь, реформы Шан-Яна, централизованная империя Хань.

Литература по теме:

  1. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. 6-е издание. Керимбаев М.К. Бишкек 2008.
  2. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Часть 1. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. Ростов-на-Дону 1994.
  3. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Шатилова С.А. Инфра-М. Москва 2004.
  4. История государства и права зарубежных стран. Учебник. 4-е издание. Под.ред. Батыра К.И. Проспект. Москва 2005.
  5. Курс лекций по Древнему Востоку. Васильев Л.С. Москва 1985. +
  6. История права Востока. Крашенникова Н.А. Москва 1994. +
  7. Индия эпохи Маурьев. Бонгард-Левин Г.М. Москва 1973. +

Практические задания:

  • Напишите реферат на одну из тем: "Особенности развития древневосточного общества", "Сословно-варновая структура древнеиндийского общества"
    • Составьте сравнительную таблицу Древневосточных государств:

Государство

Древний Египет

Древний Вавилон

Древняя Индия

Древний Китай

Государственный строй

Общественный строй

Местное управление

Армия

Судоустройство

Контрольные вопросы:

1. Особенности возникновения и развития рабовладельческого общества в странах Древнего Востока.

2. Деспотия - основная форма древневосточных государств.

3. Государственный строй Египта.

Тесты:

Какая империя наиболее прославилась в Древней Индии?:

  • Империя Маурьев

Империя Юстиниана

Империя Александра Македонского

Империя Хаммурапи

Какие новые формы регулирования общественных отношений используют возникающие государства?:

Мораль

Религию

  • Право

Традиции

Вина человека совершившего кражу, увеличивается максимально, если он принадлежал к варне:

брахманов

кшатриев

  • шудр

вайшьев

В Древнем Китае "колодезными полями" называли:

Земли, находящиеся в частной собственности

Орошаемые земли

Земли, находящиеся под контролем государственных чиновников

  • Систему общинного землепользования

Назовите территории, где впервые возникли государства:

Китай и Юго-Восточная Азия

Западная Европа

Восточная Европа

  • Передняя Азия и Северо-восточная Африка

Какое наименование носили государства Древнего Египта?:

Полиснаты

  • Номы

Полисы

Номархии

По какому принципу делилось общество в Древней Индии:

По административно - территориальному

  • По принципу сословно - варновому

Существовало лишь два крупных объединения - рабы и рабовладельцы

Все члены общества обладали равные правами и обязанностей

Периодизация истории Древнего Египта:

Периоды Раннего, Древнего, Среднего и Позднего царства

Периоды Древнего, Раннего, Среднего и Позднего царства

Периоды Раннего, Среднего, Древнего и Позднего царства

  • Периоды Раннего, Древнего, Среднего, Нового и Позднего царства

В Древней Индии высшее сословие, якобы рожденное из уст бога Кришны:

шудры

вайшьи

кшатрии

  • брахманы

Как назывался титул царя в Древнем Китае:

  • Ван

Фараон

Лугаль

Раджа

ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ