ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Цели темы:

  • Объяснить пути возникновения феодального государства и права;
  • Ознакомить с общественным строем в период средневековья;

Вопросы темы:

  1. Разложение рабовладельческой системы и возникновение феодального государства и права.
  2. Классы и сословия при феодализме.
  3. Феодальное государство и политическая организация.
  4. Феодальное право.

  1. Разложение рабовладельческой системы и возникновение феодального государства и права.

Падение Западной Римской империи, последней в истории рабовладельческой державы мирового масштаба, ознаменовало начало новой эпохи – эпохи средних веков (V -XVII вв.), основным содержанием которой было утверждение и развитие феодальной общественно-экономической формации. На смену рабовладельческому государству и праву приходит феодальный тип государства и права.

Как уже отмечалось в предыдущем разделе курса, зачатки феодальной собственности и феодальных методов эксплуатации появляются уже в позднеримском обществе и даже в раннеклассовом обществе в некоторых древневосточных государствах. Но превращение феодализма в доминирующий способ производства, в особый тип общества с присущей ему особой государственно-правовой надстройкой относится именно к периоду средневековья. Это не значит, что все народы прошли через стадию феодализма, и что во всех странах существовало феодальное государство и право. В средние века на значительной части земного шара (прежде всего в Австралии и Африке, отчасти в Азии и Америке) продолжал сохраняться родоплеменной строй. Однако именно феодальные формы общественной организации государственной власти определяли в то время магистральную линию истории человечества. Распространению феодализма, установлению своеобразного мирового господства феодального государства и права способствовали характерные для этой эпохи феодальные войны, рыцарские походы, а позднее и колониальные захваты.

История феодального государства и права не заканчивается, однако, эпохой средневековья. В ряде стран феодализм и феодальное государство продолжали сохранять свои позиции вплоть до XX в., хотя революции XVII–XVIII вв. повлекли за собой становление мировой капиталистической системы и привели к утверждению буржуазного государства и права. И в настоящее время в некоторых государствах Азии и Африки отдельные элементы феодальной политико-правовой надстройки по-прежнему играют значительную роль.

Переход к феодализму в условиях сравнительно низкого уровня развития производительных сил и преобладания сельскохозяйственного производства был связан с развитием феодальной собственности на землю. Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в это время само лицо общества, характер его социального и политического строя, классовую сущность государства и права. При феодализме, как и при рабовладении, имеет место разрыв между собственностью и трудом, поскольку земля, представляющая собой основное условие производства, не была собственностью крестьянина – труженика. Но феодально-зависимый крестьянин в отличие от раба располагал собственным хозяйством и орудиями труда. Для феодализма характерно именно сочетание частной или государственной феодальной собственности на землю с мелким крестьянским хозяйством и возможность взимания феодальной ренты с крестьян.

Сущность феодальной эксплуатации оставалась прежней, несмотря на развитие самого феодального общества и последовательную смену или же сочетание разных форм феодальной ренты: отработочной, продуктовой, денежной. Для феодальной системы поземельных отношений характерно внеэкономическое принуждение, направленное, прежде всего против крестьян, которые наделены землей, но рабочей силой, которых распоряжается господствующий класс.

При всем конкретно-историческом разнообразии форм становления феодальных отношений и государственности в разных странах можно выделить два основных пути перехода к феодализму, известных средневековому обществу:

Первый путь характерен для тех стран, где еще раньше в том или ином виде существовало рабовладельческое общество и государство. В этих странах становление феодализма происходило в результате глубокого кризиса рабовладельческого хозяйства и неизбежного, в конечном счете, распада механизма политической власти рабовладельцев или же в ходе длительной эволюции многоукладной экономики с постепенным ростом феодального частного и государственного землевладения, укрепления политической власти феодалов.

Второй путь типичен для народов Европы и арабских стран, у которых возникновение раннефеодального общества и государства происходило в процессе непосредственного разложения родоплеменного строя. Это как раз совпало с переходом тех или иных племен к оседлому земледелию, что имело следствием, развития частной собственности на землю и порождал стремление к захвату новых территорий.

2. Классы и сословия при феодализме.

Естественно, что разные условия перехода к феодализму обусловили и конкретно-исторические формы классообразования и специфику правового положения классов и отдельных групп населения феодального общества в тех или иных странах. Но во всех государствах имелись два основных антагонистических класса: феодалы, выступающие субъектами права частной или государственной собственности на землю и получения определенной доли ренты – дохода, и феодально-зависимые крестьяне, ведущие мелкое хозяйство и вынужденные отдавать часть продукта господствующему классу.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства.

Кроме того, они резко отличались друг от друга сословно-правовыми различиями, которые давали дополнительные привилегии господствующему классу феодалов и ставили в исключительно тяжелое положение крестьян. В их составе имелись многочисленные группы лиц, резко различающиеся по своему правовому положению, проистекавшему из кастовых, племенных, национальных делений, религиозной принадлежности, служебного положения, таким образом, социальная и правовая структура населения в феодальных государствах отличалась особой сложностью и различным правовым положением. Феодальному обществу и государству была принципиально чужда идея правового равенства людей, а правовое положение различных классов и слоев населения строилось по принципу иерархии, которую Маркс и Энгельс называли «идеальной формой феодализма». Иерархически сословная структура феодализма оказывала воздействие на распределение ренты внутри класса феодалов, на саму политическую организацию феодального общества и на устройство государственной власти.

3. Феодальное государство и политическая организация.

Политическая система феодального общества также имела ряд особенностей, связанных с земельной собственностью и вытекающей отсюда политической раздробленностью. Королевская власть в ряде феодальных государств по своему политическому весу значительно уступала сеньориальной власти отдельных крупных земельных магнатов.

Своеобразную роль в политической системе феодального государства играли также города как особые корпоративные единицы, профессиональные и иные замкнутые ассоциации горожан (купеческие гильдии, цехи, союзы подмастерьев, и т.п.). Средневековым городам Западной Европы была присуща политическая и правовая автономия (вплоть до создания своего права города).

Весьма специфическое и важное место в политической системе феодального государства занимала сельская община. В феодальных государствах Западной Европы сельская община существовала практически до конца средних веков. С X в. в ряде западноевропейских государств сельская община пережила свое второе рождение, став объединением крестьян, имеющих индивидуальное хозяйство, но выступающих за сохранение коллективной организации, которая диктовалась необходимостью коллективной обработки земли и коллективной защитой от власти сеньоров.

Исключительное место в феодальном обществе занимала церковь. Ее политическая власть проистекала не только из того, что она была крупным землевладельцем, но из ее огромной идеологической мощи, из ее решающего влияния на духовную жизнь общества. «Догматы церкви, – писал Ф Энгельс, – стали одновременно и политическими аксиомами, a библейские тексты получили во всяком суде силу закона». Церковь, как правило, не ограничивала свою деятельность религиозной сферой, стремилась овладеть монопольными позициями и в политической жизни, сосредоточила в своих руках ряд важных политических прерогатив и юридических привилегий, оказывала непосредственное воздействие на государственное управление и правовую жизнь феодального общества.

Несмотря на характерную рассредоточенность политической власти, главным инструментом в политической системе феодального общества было государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что оно выступало в качестве основной политической организации класса феодалов, претендуя одновременно на роль представителя общества в целом. Его сущность была гарантированной защитой интересов феодальной формы поземельной собственности и инструментом реализации политической власти феодалов на всех ступенях своего развития феодальное государство обеспечивало политическое подавление огромного большинства населения и прежде всего крестьянства, поддерживало внеэкономическое принуждение и всю систему классового и сословного неравенства, располагая специализированным и разветвленным аппаратом управления и угнетения.

По формам правления, государственного устройства и методам осуществления политической власти феодальное государство в различных странах и на исторически разных ступенях развития отличалось большим разнообразием. Однако явное преобладание в период средневековья имели монархические формы правления. Республика стала сравнительно редким явлением.

Феодализму присущи централизованные и особенно децентрализованные формы государственного устройства, что диктовалось хозяйственной необходимостью и другими политическими соображениями.

Методы и формы осуществления политической власти (политические режимы) в феодальных государствах также отличались большим разнообразием и спецификой. Демократические методы управления сохранялись лишь в раннефеодальных монархиях как пережитки “военной демократии”, на уровне общинного и городского самоуправления. Но даже городским республикам были свойственны не демократические, а автократические и олигархические методы политической жизни.

Сама система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие трудового народа порождали такие черты феодального политического режима, как произвол и жестокость власти на всех уровнях. Культ силы, царивший в мире самих феодалов, с помощью феодального государства превращался в организованное и систематическое насилие по отношению к крестьянству и низам городского населения. Личную и имущественную незащищенность на себе испытали и представители зарождающейся в недрах феодального общества буржуазии.

В странах Европы сравнительно быстрое развитие феодализма и раннее зарождение буржуазных отношений влекло за собой существенные изменения: во всей социально-политической системе общества, которые в свою очередь обусловили последовательную смену ряда специфических форм феодальной монархии.

Так, в большинстве стран Европы в период становления феодальной собственности формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся королевской власти и первые относительно крупные феодальные государства складываются в ряде раннефеодальных монархий (V– IX вв.).

Расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства повлекли за собой феодальную раздробленность, переход власти от короля к отдельным феодалам, к организации государственной власти на основе вассальных отношений (вассалитет). В этих условиях феодальное государство в Европе практически повсеместно выступает как сеньориальная монархия (X–XIII вв.).

Развитие товарно-денежных отношений, рост городов повлекли за собой глубокие изменения в феодальном обществе, обусловили консолидацию сословий, способствовали централизации государства, возвышению королевской власти. Для этого периода характерно возникновение сословно-представительных монархий (XIV – XV вв.).

Наконец, в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений, упадка некогда могущественной феодальной олигархии, постепенного складывания класса буржуазии королевская власть, как бы возвышаясь над всем обществом, но опираясь прежде всего на феодальные силы, предпринимает последнюю попытку предельно централизовать и тем самым укрепить феодальное государство, которое принимает форму абсолютной монархии (ХVI-ХVII вв).

4. Феодальное право.

Одновременно с формированием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права: Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения, и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является "правом-привилегией", закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую "рецепцию" римского права.

"Рецепция" римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие:

1) римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

2) короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследию.

Изучение римского права начинается уже с XI в. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов - комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в ХШ в. юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV в. на первый план выходит школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени.

Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворового права в городах. Городское право чаще всего излагалось в письменном виде, главным образом в связи с заимствованием его каким-либо городом. В некоторых городах совет постановлял записать право для сведения собственных граждан, записывалась и судебная практика. Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, соответственно имели и более высокий уровень юридической проработки правовых норм. Со временем они подчиняли своему влиянию другие менее развитые города. Так, северогерманский город Любек имел более 100 дочерних в юридическом отношении городов. А влияние Магдебургского права (г. Магдебург) было распространено на значительную часть Восточной Европы и Лондон.

Специфической системой права в средние века было каноническое право. Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического права, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI в. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носившие название конституций, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с "грехом". Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.

Особую известность получила "инквизиция", т.е. суды со своим розыскным процессом для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.

Выводы по теме:

  1. Переход к феодализму в условиях сравнительно низкого уровня развития производительных сил и преобладания сельскохозяйственного производства был связан с развитием феодальной собственности на землю. Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в это время само лицо общества, характер его социального и политического строя, классовую сущность государства и права. При феодализме, как и при рабовладении, имеет место разрыв между собственностью и трудом, поскольку земля, представляющая собой основное условие производства, не была собственностью крестьянина – труженика. Но феодально-зависимый крестьянин в отличие от раба располагал собственным хозяйством и орудиями труда.

В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племен).

  1. Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей, сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения.

Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наделенные закрепленными законом привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства.

  1. В политической системе феодального государства роль играли королевская власть, крупные земельные магнаты, города как особые корпоративные единицы со своей политической и правовой автономией, профессиональные и иные замкнутые ассоциации горожан, а также сельская община, которая в ряде государств пережила свое второе рождение, став объединением крестьян, имеющих индивидуальное хозяйство, но выступающих за сохранение коллективной организации, которая диктовалась необходимостью коллективной обработки земли и коллективной защитой от власти сеньоров.

Исключительное место в феодальном обществе занимала церковь. Ее политическая власть проистекала не только из того, что она была крупным землевладельцем, но из ее огромной идеологической мощи, из ее решающего влияния на духовную жизнь общества. Церковь, помимо религиозной сферы, стремилась овладеть монопольными позициями и в политической жизни, сосредоточила в своих руках ряд важных политических прерогатив и юридических привилегий, оказывала непосредственное воздействие на государственное управление и правовую жизнь феодального общества.

Но, несмотря на характерную рассредоточенность политической власти, главным инструментом в политической системе феодального общества было государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что оно выступало в качестве основной политической организации класса феодалов, претендуя одновременно на роль представителя общества в целом. Его сущность была гарантированной защитой интересов феодальной формы поземельной собственности и инструментом реализации политической власти феодалов на всех ступенях своего развития феодальное государство обеспечивало политическое подавление огромного большинства населения и прежде всего крестьянства, поддерживало внеэкономическое принуждение и всю систему классового и сословного неравенства, располагая специализированным и разветвленным аппаратом управления и угнетения..

  1. Основные черты феодального права. На всех этапах развития феодального государства выработанное или санкционированное им право открыто выражало классовые и сословные интересы феодалов, выступало как право-привилегия. Оно закрепляло общественный и политический строй, основанный на жесточайшей эксплуатации трудового народа.

При всей своей классовой эксплуататорской сущности феодальное право стимулировало развитие более высоких и прогрессивных, чем при рабовладельческой системе, общественных отношений, хотя оно уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого права, особенно римскому праву.

Оно юридически оформило строй поземельных отношений, господство феодалов и подчинение крестьян, выступало как неотъемлемый атрибут земельной собственности. Оно устанавливало определенный общественный правопорядок, несло на себе печать грубой силы, становясь кулачным правом.

Феодальное право имело ряд характерных особенностей и черт: испытало огромное влияние религии, возникших мировых религий и мирового религиозного права – канонического права, мусульманского права (шариат), его партикуляризм и раздробленность, правовые обычаи рецепции Римского права в Западной Европе различными школами и представителями феодалов и даже зарождающейся буржуазии вплоть до буржуазных революций XVII–XVIII вв.

Вопросы для обсуждения:

  1. Разложение рабовладельческой системы и возникновение феодального государства и права.
    1. Классы и сословия при феодализме.
      1. Феодальное государство и политическая организация.
        1. Общая характеристика источников права в эпоху феодализма.
        2. Раннефеодальная монархия
        3. Сеньориальная монархия
        4. Сословно-представительная монархия
        5. Абсолютная монархия

Литература по теме:

  1. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. 6-е издание. Керимбаев М.К. Бишкек 2008.
  2. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Часть 1. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. Ростов-на-Дону 1994.
  3. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Шатилова С.А. Инфра-М. Москва 2004.
  4. История государства и права зарубежных стран. Учебник. 4-е издание. Под.ред. Батыра К.И. Проспект. Москва 2005.
  5. Общая теория государства и права. 3-е издание. Под.ред. Лазарева В.В. Юристъ. Москва 2002.
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 3, с. 184
  7. История инквизиции. Григулевич И.Р. Москва 1970.

Практические задания:

  • Сделайте доклад на тему: "Христианство в средние века".
    • Напишите реферат на тему: "Религия и общество"

Контрольные вопросы:

1. Основные пути перехода к феодализму.

2. Классы и сословия при феодализме.

3. Общая характеристика источников права в эпоху феодализма.

4. Виды монархий существовавших в феодальный период.

Тесты:

Какова последовательность этапов развития феодального государства?:

  • Раннефеодальная монархия - сеньориальная монархия - сословно–представительная монархия - абсолютная монархия

Раннефеодальная монархия - сеньориальная монархия - абсолютная монархия - сословно-представительная монархия

Раннефеодальная монархия – сословно-представительная монархия – сеньориальная монархия - абсолютная монархия

Сословно - представительная монархия - феодальная монархия

Что отличает сеньориальную монархию от сословно - представительной и абсолютной?:

Предельная централизация феодального государства, верховенство королевской власти, ликвидация сословно-представительных учреждений, создание централизованного бюрократического аппарата, постоянной армии, полиции

Королевская власть ограничивается парламентом

  • Организация власти на основе вассальных отношений; ее децентрализация

Консолидация сословий (духовенства, дворянства и третьего сословия), способствующая централизации государства и возвышения королевской власти

Что означает понятие "глосс"?:

Название закона

Решение парламента

  • Специальное разъяснение и комментарии к тексту закона

Указание короля

Какая школа в наибольшей степени способствовала модернизации римского права?:

Школа глоссаторов

Школа Болонского университета

Школа Фомы Аквинского

  • Школа постглоссаторов

Кто обладает политической властью в сеньориальной монархии?:

Парламент

Король (монарх) как первый среди равных

Король и феодалы разного уровня

  • Сеньор (сюзерен) - феодал

Что отличает сословно-представительную монархию от сеньориальной и абсолютной?:

Королевская власть ограничивается парламентом

  • Консолидация сословий (духовенства, дворянства и третьего сословия) способствующая централизации государства и возвышению королевской власти

Предельная централизация феодального государства, верховенство королевской власти, ликвидация сословно-представительных учреждений, создание централизованного бюрократического аппарата, постоянной армии, полиции

Организация власти на основе вассальных отношений; децентрализация

Что отличает абсолютную монархию от сеньориальной и сословно-представительной?:

Организация власти на основе вассальных отношений; ее децентрализация

  • Предельная централизация феодального государства, верховенство королевской власти, ликвидация сословно представительных учреждений, создание централизованного бюрократического аппарата, постоянной армии, полиции

Консолидация сословий (духовенства, дворянства и третьего сословия), способствующая централизации государства и возвышению королевской власти

Королевская власть ограничивается парламентом

Где в средние века изучали право?:

В парламенте

При королевском дворе

При монастырях

  • В университетах

Чем отличаются Болонская школа глоссаторов от школы постглоссаторов?:

Глоссаторы занимались переписыванием римских законов; постглоссаторы - восстановлением первоначального смысла римских законов

Глоссаторы отрицали значимость римских законов, а постглоссаторы считали их основой для создания средневекового права

Глоссаторы стремились приспособить римские законы к средневековым нормам обычного права, постглоссаторы - к судебным прецедентам

  • Представители школы глоссаторов стремились установить первоначальный смысл римских законов; главным в деятельности постглоссаторов являлось согласование римского права с нормами средневекового, канонического, городского и обычного права

Какая собственность феодала на главное средство производства лежит в основе производственных отношений феодализма?:

  • Собственность на землю и установление прямой власти над личностью крестьянина

Собственность феодала на личность крестьянина

Собственность на орудия труда

Среди перечисленных ответа нет

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО