ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

“ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ”

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ *

1. Социальная сущность и функции семьи *

2. Проблемы современной студенческой семьи *

3. Благополучие семьи *

ЗАКЛЮЧЕНИЕ *

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уже стало привычным называть ушедший XX век веком революций: социальной, научно-технической, космической. С полным правом его можно называть и веком революции семейно-брачных отношений. С начала прошлого века начались крупные социальные изменения, которые преобразили также брак и семью.

Можно констатировать, что интерес к супружеским отношениям в течение 10-15 лет то вспыхивал, как пожар, то затухал. Сегодня же повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений и трудностей, связанных с современной жизнью, где ранние браки приобретают все большее развитие.

Анализ ответов респондентов на вопросы по поводу их ценностных установок позволяет выявить следующую иерархию приоритетов россиян (по мере снижения их значимости):

- семья

- работа

- друзья, знакомые

- свободное время

- религия

- политика [7].

В нынешней России семья остается одной из немногих традиционных ценностей, по поводу которой в обществе существует практически полный консенсус.

Положение семьи в обществе – один из ключевых показателей уровня развития социума. От степени разрешения проблем, связанных с ее жизнедеятельностью, зависят общественная стабильность и социальный прогресс. Кризис семьи – это негативные тенденции современной демографической ситуации в стране и регионе.

Учитывая актуальность проблем супружеских пар на современном этапе развития общества, в данной работе ставится цель: представить современную студенческую семью и трудности, с которыми она сталкивается.

Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи: раскрыть сущность и функции семьи, выявить проблемы, стоящие перед современной студенческой семьей, как на уровне межличностных отношений, так и в бытовой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальная сущность и функции семьи

 

Я давно про себя решил, что “домашний очаг”, “свой дом”, “своя семья” есть единственно святое место на земле, единственно чистое, безгрешное место: выше Церкви, где была инквизиция, выше храмов – ибо в храмах проливались кровь.

В.В. Розанов

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

По определению Соловьева Н.Я., семья - это “ малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениями между мужем и женой, родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими одно хозяйство” [1]. Не надо говорить какую роль играет семья в жизни отдельной личности и общества в целом - её значение велико.

Начнем с осознания социальной сущности семьи, т. е. того, что, будучи по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении К. Маркса, по которому “ никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака” [1].

Дело в том, что исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров. Это оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего, чисто психологическими, трудностями - мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности.

Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была “личным делом”, ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов . В литературе принято считать, что основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи:

1. Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

2. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.

Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь “изнутри”. Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только саму себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин.

3. Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности , передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся “сенситивные пики” развития, закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его “Сверх-Я”.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: “Яблоко от яблони недалеко падает”. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка.

4. Следующая важнейшая функция семьи — экзистенциальная , функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.

5. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая , которая означает получение материальных одних членов семьи для других, экономическую поддержку со стороны семьи несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

6 . Хозяйственно-бытовая функция оказывает поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами общества

7 . Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

8 . Рекреативная , восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

9 . Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

10 . Функция духовного общения охватывает развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение.

11 . В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

12 . Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи . Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

13 . Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества [4].

Между представленными функциями существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость, что является ключевым моментом благополучия и счастья семьи.

2. Проблемы современной студенческой семьи

 

Супружество состоит не только из

удовольствий... - оно предполагает

общие склонности, взаимное стра-

стное влечение, сходство характе-

ров, - вот что превращает это необ-

ходимое обществу установление в

извечную проблему.

О.Бальзак

 

 

Студенческая молодежь представляет собой особую категорию населения. Она имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. Студенческая молодежь сразу воспринимает все новое, выработанное предшественниками в науке, технике, в образовании, в культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.
    Вместе с тем, студенчество только вступает в общественную жизнь, оно менее интегрировано в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы.

Этот возрастной этап связан с социальным и личностным самоопределением. Поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте у юношей и девушек укреплялись такие личностные качества как целеустремленность, решительность, инициативность. В пору юности окончательно оформляются социально-нравственные мотивы деятельности, интерес к моральным проблемам: ответственности, долгу, верности и т.п. для создания семьи.

Сразу следует оговориться, что под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга - это студенты дневного отделения высшего учебного заведения.

... Честно говоря, студенческие годы - это время для получения высшего образования, однако это еще благоприятный период и для создания семьи. Это становится возможным по целому ряду причин: оптимальный возраст будущих супругов-студентов для рождения ребенка; прекрасная возможность выбора своего будущего брачного партнера, благо, что сейчас у нас соотношение студентов и студенток приблизительно одинаково, за исключением отдельных факультетов, например - филфак; общие жизненные интересы. Казалось бы, эти и другие факторы способствуют созданию очень большого количества устойчивых и довольно перспективных студенческих семей, но...

Сразу же возникает целый ряд вопросов: "Где жить студенческой семье? На что ей жить? Что делать, когда родится ребенок?" и т.д. Откровенно говоря, сейчас большинство студенток уже спешат сломя голову поскорей выйти замуж (на студенческом языке - "найти богатого спонсора"). В наше время девушки-студентки стараются выбирать себе в спутники жизни достойных, имеющих прочную почву под ногами, молодых людей - таких, о которых принято говорить фразы типа: "Я за ним, как за каменной стеной" и т.п. Сейчас среди мужской половины студенчества такие люди встречаются преимущественно на 4-х и 5-х курсах. Это, как правило, уже мужчины в возрасте от 22 до 25 лет с большим жизненным опытом, которые уже нашли свое место в жизни: устроились на хорошую работу, имеют неплохие доходы, а учебу продолжают исключительно для получения диплома. Как вы понимаете, таких людей в ВУЗах не так уж и много.

Вообще, чисто студенческий брак начал терять свою перспективу еще лет 10 назад. Скажем, что уже тогда многие студентки выходили замуж за "фрунзаков" и "ждановцев". Такой брак тогда считался очень удачным, ибо морские офицеры, да и все военные, вообще, считались перспективными мужьями. Однако, честно говоря, за последние годы авторитет армии быстро падает. Именно поэтому сейчас так часты браки студентов, в основу которых положены преимущественно материальные соображения. Такие факты, как наличие жилплощади у жениха, или его родителей; наличие у будущего супруга значительных финансовых средств играют нередко решающую роль при заключении браков. Хотя и в таких браках существуют такие моменты, как привлекательность партнера, желание иметь семью, а в недалеком будущем и детей...

Однако вернемся к чисто студенческой семье. Что же заставляет студентов вступать в брак с кем-либо из своих сокурсников?

Это происходит по нескольким мотивам.

1. Стремление иметь семью, близкого тебе человека.

2. Желание иметь ребенка. Думаю, что такое желание - это главное для любой нормальной женщины.

3. Любовь к будущему супругу. Да-да, именно любовь, то самое светлое и чистое чувство, которое некоторые циники поспешили смешать с грязью.

4. Вероятность скорого рождения ребенка. В таких случаях многие студенты спешат заключить брак и тем самым узаконить свои интимные отношения.

Однако как уже было сказано выше, при заключении брака между студентами у них возникает ряд проблем:

Одна из главных - где жить? Хорошо, если есть возможность проживания совместно с родителями одного из супругов, или даже в отдельной квартире, но ведь такое бывает нечасто. Сейчас, в какой-то мере жилищную проблему семейных студентов позволяют решать студенческие общежития. Однако многие из них мало приспособлены для жизни семейных людей. В комнатках очень тесно, нет условий для подготовки к занятиям.

Еще одна проблема студенческой семьи - нехватка финансов.

В городе Новосибирске насчитывается около 200 тысяч студентов государственных и негосударственных высших и средних специальных учебных заведений из них 103,5 тысячи (52%) студентов дневных отделений.

Ситуация экономической и социальной нестабильности, характерная для современного российского общества, оказывает негативное влияние и на положение студенческой молодежи Новосибирска. Это проявляется в материальной неустроенности молодых людей: не все студенты получают стипендии, их размер не может обеспечить необходимого прожиточного минимума; недостаточно количества мест в общежитиях, бытовые условия в большинстве из них характеризуются неустроенностью; все больше услуг в вузах становятся платными даже для тех студентов, которые обучаются на бюджетной основе и т.д.

У студентов возникают проблемы с временной занятостью во внеучебное время, так же они сталкиваются с отсутствием необходимой системы обеспечения дополнительного трудоустройства молодежи.

Как живет современный студент? Да, государственная академическая стипендия в ВУЗе имеется, но она всего лишь 200 рублей, социальная - 300 рублей, в среднем специальном учебном заведении соответственно: академическая - 70-80 рублей и социальная - около 100 рублей. Заметим, что проездной билет на городской транспорт в большинстве регионов - около 300 рублей. Как выжить в этой ситуации студенту?

Правда, и этот вопрос кое-как решаем. Конечно, ни один студент не живет только за счет стипендии, ему помогают родственники, многие подрабатывают, но всего этого всё равно не хватает, тем более студентам из неимущих семей.

Часто студенческая пара пользуется помощью родителей. Вообще, эта помощь носит разнообразный характер: это и материальная и хозяйственно-бытовая, и помощь по воспитанию ребенка. В большинстве случаев родители финансируют и организуют свадебное торжество, помогают детям с первыми крупными покупками. Помощь эта неоценима и в начале супружеской жизни оправдана и закономерна. Поддержка родителей плюс собственные заработки студентов и позволяют выжить студенческим семьям.

Однако, это еще далеко не все проблемы, которые подстерегают молодую семью студентов на пути ее становления. Дети - это, как известно, основа семейной жизни, так как их рождение накладывает на супругов ответственность за жизнь и судьбу другого человека. Но у семейных студентов, имеющих детей, самым больным вопросом является: "Где и с кем оставить ребенка во время занятий, экзаменов?" Однако, и здесь существует выход. Во-первых, студентка-мать может временно оставить учебу, взяв академический отпуск. Во-вторых, можно устроить ребенка в дошкольное учреждение (детсад), но сейчас это дело проблематичное, да и дети в таких учреждениях часто подвергаются разным заболеваниям. В-третьих, можно оставить ребенка на попечение у бабушки и дедушки, но это так же далеко не всегда возможно. Так что, часто студентке-матери приходится вообще оставлять учебу и становиться домохозяйкой...

Типичная студенческая семья - Лена и Сергей. Познакомились во время учебы в университете, вместе проводили свободное время. Вскоре они поняли, что вдвоем им будет хорошо, решили создать семью. Университет предоставил молодоженам комнату в общежитии. Сейчас живут на этаже, где обитают такие же студенческие семьи.

Бюджет у семьи незначительный, хватает только-только на питание - стипендия обоих + заработки Сергея. И все же без помощи родителей им не прожить. Родители покупают одежду, помогают деньгами. Когда родится ребенок, мать Сергея будет присматривать за ним. Материально ребятам, конечно, трудно, приходится экономить на всем, но Лена считает, что трудности эти временные. Скоро они окончат университет, начнут работать. И Лена, и Сергей считают, что их семейная жизнь не мешает учебе.

Приблизительно так же живут и многие другие студенческие семьи. Однако, несмотря на все трудности, число студенческих семей остается очень значительным. И будем надеяться, что оно уже никогда не будет уменьшаться. Для тех, кто забыл, напомню, что в России официальный возраст, с достижением которого можно вступать в брак - 18 лет. Но при наличии уважительных причин допускается вступление в брак в 16 лет и даже раньше.

От себя добавлю, что сейчас, когда студенчество - это потенциал нашей страны, когда от знаний студентов зависит прогресс нашего общества, будем надеяться, что наше государство не забудет о них и создаст все нужные условия для нормальной учебы и достойной семейной жизни. Тем самым, сократит экономические и бытовые проблемы, стоящие перед современной студенческой семьей.

А что же насчет межличностных отношений? Какие трудности возникают в этой области у студенческой семьи?

Прежде всего хотелось бы остановиться именно на конфликтных ситуациях.

Супружеские конфликты – малоизученная область научных исследований, которая лежит на стыке многих научных областей. Исследование супружеских конфликтов, как и самих супружеских взаимоотношений, весьма затруднено, так как это область сугубо личной и интимной жизни человека. В этом смысле брак и семья – “закрытые” малые группы, в которые посторонним лицам, как говориться, “вход воспрещен”. Естественно, что при исследовании супружеских взаимоотношений испытывается большой дефицит информации о том, что происходит в отношениях между супругами при возникновении тех или иных конфликтных ситуациях [7].

Как только схлынут первые восторги и упоение “медового” месяца, а иногда и раньше, молодые супруги начинают замечать, что брак “изнутри” воспринимается по-иному, чем представлялось. Молодожены вступают в первый, и не единственный, кризисный период брака. Выделяется несколько таких периодов, или спадов, в отношениях, которые не все преодолевают:

  • первые дни после брака;
    • примерно через два-три месяца супружеской жизни;
    • после полугода совместной жизни;
    • после первой годовщины брака;
    • после рождения первого ребенка;
    • в интервале трех – пяти лет;
    • после семи – восьми лет супружества;
    • при 12-летнем семейном стаже;
    • через 20 – 25 лет семейной жизни.

Кризисный период можно рассматривать как болезнь семьи, которая не всегда заканчивается разводом.

У супругов может быть все, но если у них нет постоянного притока положительных эмоций и уверенности в том, что брачный партнер всегда готов поддержать его во всем, оказать ему содействие и помощь в преодолении возникающих затруднений (даже тем, что нисколько не сомневается, что они будут преодолены), у них нет главного – удовлетворенности самим браком, семейными отношениями, самим супругом. А без такой удовлетворенности (если все же брак не распадается) нет активной жизнедеятельности, жизненного тонуса, высокой работоспособности, творческой активности.

Как известно, брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака.

Сафилнос-Ротшильд утверждает, что любовь оказывает влияние на распределение власти между супругами. По его мнению, более любящий супруг имеет меньшую власть, поскольку находится в большей психологической зависимости. Супруги в одинаковой мере любящие друг друга, обычно имеют одинаковую власть в семье.

Согласно другой точке зрения, больше сосредоточенной на конфликте, семья рассматривается как микрокосм конфликта в большом обществе. В прошлом эту идею высказали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждали, что промышленная революция способствовала преобразованию семьи в совокупность денежных отношений .

Современный вариант теории конфликта, касающийся семьи, предложен Хартманн. Она называет его “марксистско-феминистским”. По ее мнению, подлинное понимание сущности семьи не связано с анализом эмоциональных или родственных отношений между ее членами; семья — это “место борьбы”. В семье осуществляются экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом.

Так, источниками хозяйственно-бытовых, или производственных, конфликтов в семье, согласно мнению Хартманн, является домашняя работа. Члены семьи спорят по поводу того, кто должен выполнять домашнюю работу? Каким образом? По каким стандартам? Следует ли женщинам работать вне дома или мужчинам заниматься домашним хозяйством?

Помимо производственных споров в семье возникают спор по поводу распределения материальных средств, зарплаты. Каким образом тратить деньги? Кто решает этот вопрос? Следует ли тратить зарплату мужа на предметы роскоши удовлетворение потребностей семьи?

Конфликты в семье, в свою очередь, очень часто становятся причиной разводов.

Жизнь молодой семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно. Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка, волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую панику.

Ожидание ребенка - настоящее испытание для любви, а его рождение - испытание на прочность семейных уз. Немало браков распадается в первый же год после появления ребенка, распадается по инициативе мужчин, не выдерживающих испытание отцовством. Точнее мужчин, эгоизм которых оказался сильнее всех других чувств.

Молодой муж после рождения малыша не вправе устраняться от ухода за ним, а должен помогать жене в ее бесконечных заботах о ребенке. Возлагая весь уход за маленьким на одну лишь жену, муж сам не дает ей возможности для занятий чем-либо другим, в том числе и домом и им самим. При таком положении в семье неизбежно возникает дискомфорт. Муж начинает чувствовать себя лишним, ненужным, нелюбимым, не подозревая, что сам в этом полностью виновен. И, как следствие перечисленного, у мужа все чаще начинает мелькать мысль, что он может все изменить по своему желанию. Как? Да развестись! И тогда - опять свобода, никаких забот, никакого крика, опять он - любимый, единственный, ухоженный...

С приходом ребенка, к женщине приходит всепоглощающее чувство, что часто даже самый любимый муж на какое-то время отходит у нее на второй план. А если еще этот ребенок не из тех, которые только едят, спят и никаких особых беспокойств родителям не доставляют, а такой, что требует бессонных ночей, и неустанного ухода, и нервов, то кроме эмоций ему принадлежит и все время матери, все часы суток.

Понятно, что муж, выражающий недовольство по поводу непришитой вешалки или неглаженной рубашки в то время, как ребенок надрывается от крика или у мамы не ладится с кормлением, вызывает, мягко говоря, не самые добрые чувства. И молодая мама, невыспавшаяся, уставшая, вполне возможно, отреагирует на претензии мужа вовсе не так, как ему самому этого хотелось бы. Конечно, жена могла бы найти и другие слова и иной тон, но поймите и ее.

Поэтому, при полной объективности, нельзя упрекать женщин. И выход только один: супруги должны вместе нести груз забот о новорожденном и при этом проявлять особую деликатность и чуткость друг к другу.

Страх за ребенка, особенно в первый год его жизни, часто становится причиной ссор и разногласий молодых родителей.

Мужчины, высказывая суждения о желательном типе семейного воспитания для детей разного возраста, склонны отдавать предпочтение воспитанию ребенка в полной семье, даже при условии, что отношения между родителями существенно дезинтегрированы. У женщин, наоборот, превалирует мнение о том, что ребенку лучше жить с одним из родителей, чем в неблагополучной семье. Вместе с тем, в общественном сознании весьма распространено негативное отношение к воспитанию детей в неполной семье.

Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов при разводе служит супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности.

Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви. Для современной семьи любовь - важнейший мотив для вступления в брак, нередко единственное основание для создания и существования семьи. Измена же отражает разные противоречия, конфликты, дисгармонию между супругами. Супружескую неверность можно встретить в семьях с благополучными и устойчивыми отношениями, чаще - в конфликтных, проблемных семьях, а также в семьях с критическими, практически разрушенными отношениями супругов.

Мотив “измены” наблюдается чаще всего при расторжении молодых браков, что свидетельствует скорее о незрелости, легкомыслии супругов, о непонимании семейных ценностей и такого понятия, как ”священность семейных уз”. Огромную роль здесь играет этическое воспитание и общая культура людей. Во все времена культура мужчины, его честь и достоинство определялись культурой его отношений к женщине. Истинная культура заключается в том, чтобы видеть и уважать в женщине, прежде всего человека, друга и личность.

Измена разрушает семью, неважно кто изменил, муж или жена. Простить ее или не простить, зависит от человека, от того, сколько любви сохранилось в душе, сможет ли, если не забыть, то глубоко запрятать обиду, нанесенную изменой.

Итак, за мотивами разводов стоят те или иные неудовлетворенные потребности супругов или, по крайней мере, одного из них. Это положение дает возможность по-новому взглянуть на проблему дестабилизации брачной жизни. Развод свидетельствует о том, что в развитии данного брака наступила особая фаза, что между супругами образовалась дисгармония при удовлетворении каких-то потребностей. Более того, один из супругов блокирует или делает невозможным удовлетворение совместных потребностей.

Человеческие взаимоотношения всегда состоят из взаимного влияния, столкновения характеров, интересов, потребностей, стремления навязать другому свои взгляды, суждения и оценки.

Исход конфликтной ситуации часто зависит от того, в каком психическом состоянии находятся супруги, поэтому во взаимоотношениях с близкими членами семьи мы часто бываем субъективны. Следовательно, чувство неудовлетворенности браком также субъективно и зависит от того, насколько человек удовлетворен, например, своим трудом, заработком, жильем, сферой обслуживания и т.д.

Итак, можно сказать, что удовлетворенность или неудовлетворенность браком зависит от многих слагаемых, в которых самому человеку порою очень трудно разобраться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Благополучие семьи

Можно сказать, что с точки зрения общества благополучная семья – это та, в которой созданы все условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, воспитательной и репродуктивной. Таков естественный социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья – это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи – это благополучие общества в целом.

Социологи выделяют одиннадцать слагаемых семейного счастья и благополучия:

  • взаимопонимание между супругами
  • отдельная квартира
  • материальное благополучие
  • дети
  • уверенность в прочности брака
  • интересный досуг в семье
  • интересная работа
  • соответствующее образование
  • хорошее положение на работе
  • хорошие друзья
  • самостоятельность супругов

Это если брать в целом и общем. А в частности, среди этих условий есть те главные, которые крайне необходимы каждой семье. Какие именно? По мнению жителей одного крупного города, главные условия семейного благополучия – взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети в семье и интересная работа у каждого из супругов. Правда, порядок этих ценностей у мужчин и женщин несколько различен. Практичные мужчины на первое и второе места ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следует взаимопонимание между супругами, дети и материальное благополучие. Женщины же решительно отдали пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом уже – отдельной квартире, материальному благополучию и интересной работе.

Не будем упрекать современные семьи в меркантилизме, тем более что они вовсе не отдают первенство материальному, а нормальное состояние семейного “базиса” необходимо для оптимального функционирования ее надстройки.

Зададим себе другой вопрос: а не преувеличиваем ли мы значение этого самого материального фактора? И для ответа на этот вопрос обратимся к результатам специального исследования ученых, беспристрастно освещающих истинную картину семейного счастья и благополучия.

Как известно, Лев Николаевич Толстой в романе “Анна Каренина” утверждал, что все несчастные семьи несчастны по-своему. Но если несчастные семьи так отличаются друг от друга, то, наверное, не меньшие (если не большие) различия существуют между семьями счастливыми и несчастными. Вопросом о том, в чем именно состоят эти различия, задались американские исследователи В.Метьюз и К.Миханович.

В результате изучения очень широкого спектра реальностей жизни семьи они обнаружили десять наиболее важных отличий, причем все они относятся не к условиям жизни семьи, а к взаимоотношениям и поведению супругов. Добавлю еще, что все они могут быть положены в основу несложных правил счастливого семейного общежития.

Итак, в несчастных семьях, в отличие от счастливых, супруги, во-первых, неодинаково относятся ко многим вопросам и проблемам.

Во-вторых, плохо понимают чувства другого.

В-третьих, говорят слова, которые раздражают другого.

В-четвертых, часто чувствуют себя нелюбимыми.

В-пятых, не обращают внимание на другого.

В-шестых, чувствуют неудовлетворенную потребность в доверии.

В-седьмых, ощущают потребность в человеке, которому можно довериться.

В-восьмых, редко делают комплименты друг другу.

В-девятых, уступают чаще другого.

В-десятых, желают большей любви.

Итак, даже в условиях пронизывающих всю жизнь нашего современного общества отношений купли-продажи главные слагаемые семейного счастья оказались не материального, а духовного порядка. И здесь впору задуматься: а много ли семье надо?

По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много.

  • Направленность на другого (т.е. умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать вкусы, интересы и желания)
  • Нормальное, бесконфликтное общение
  • Доверительность и эмпатия (действительное сочувствие другому; эмоциональный отклик на его неблагополучие, побуждающее к действиям в его пользу)
  • Понимание друг друга
  • Нормальная интимная жизнь
  • Наличие Дома – именно с большой буквы: не жилплощади, а места, где может отдохнуть от сложностей жизни и семья в целом, и каждый из ее членов в отдельности

Было проведено весьма интересное исследование 100 супружеских пар, отметивших свои серебряные свадьбы, в ходе которого супруги с 25-летним стажем совместной жизни ответили на три вопроса: какие черты мужа (жены) являются наиболее важными для семейного долгожительства? Что больше всего цементирует ваши семейные отношения? Что прежде всего необходимо вашим детям для достижения “серебряных” и “золотых” рубежей в их семейной жизни?

В числе наиболее важных качеств оказались готовность прийти на помощь друг другу (первое место); добродушие, быстрая отходчивость (второе место); терпимость к недостаткам характера (третье); юмор (четвертое). Любопытно, что, по почти единодушному мнению опрошенных, рационализм, практичность, экономность в расходовании материальных средств не играю существенной роли в укреплении семейных отношений. Среди ответов на второй вопрос на первое место вышли дети (точнее, необходимость совместной заботы об их воспитании, обучении); на второе – совместные заботы о сегодняшнем дне, общая совместная деятельность (от заботы о детях и внуках до помощи и поддержки друзей, родственников и друг друга). Третье и четвертое места поделили между собой сексуальная совместимость и семейный досуг (интересы, увлечения, общий круг друзей). К числу главенствующих факторов “серебряного” или “золотого” упрочнения семейной жизни детей их “серебряные” мамы и папы отнесли духовную близость и психологическую совместимость между мужем и женой. Наиболее часто выдвигались такие условия прочности, как взаимопонимание, общность интересов, умение прийти на помощь друг другу в трудную минуту, терпимость, способность сохранять верность, не замыкаться в узком кругу своей семьи, иметь преданных и хороших друзей, не увлекаться накопительством и “вещизмом”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое “андрогенное существо”, некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Важно заметить и то, что перед семьей стоит ряд проблем экономического, психологического, социального характера. В наибольшей степени с этими трудностями сталкиваются студенческие семьи, имеющие ограниченные возможности становления на твердый путь.

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

В реферате представлена современная студенческая семья и трудности, с которыми она сталкивается при формировании ее как устойчивой и благополучной ячейки общества. Реализация поставленной цели осуществлена через выполнение поставленных задач:

  • раскрыты сущность и функции семьи;
    • выявлены проблемы, стоящие перед современной студенческой семьей на уровне межличностных и бытовых отношений.

В заключении хотелось бы отметить, что многие молодые люди перед заключением брака проверяют себя на совместимость, на готовность к ответственности друг перед другом, на роль мужа или жены, на существование у них гармонии в интимных отношениях, решая жить в гражданском браке. Я считаю, что гражданский брак позволяет легче адаптироваться друг к другу, реально оценить свой выбор, многие проблемы и принять правильное решение о регистрации брака: стоит или не стоит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антонов С.А., Медков А.Н. Социология семьи. – М.: Наука, 1998.
  2. Гидденс Энтони. Социология (учебник 90-х годов, реферированное издание). – Челябинск, 1991.
  3. Дементьева Н.Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи - М.: Наука, 1991.
  4. Кузьмен О.В. Социология: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2000.
  5. Голод С.И. Личная жизнь, любовь, отношения полов. – С.-П., 1990.
  6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М., Просвещение, 1991.
  7. Сысенко В.А. Супружеские конфликты - Москва, 1983.
  8. Е.И. Башкирова: трансформация ценностей российского общества // Полис №6, 2000 - с. 51-65.
  9. Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социологические исследования № 7, 1997.
  10. Катульский Е.Д., Мешкьян Г.Г., Злокозов И.А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века. // Социологические исследования № 6, 1997.
  11. Лисичкин Г. Семья – недоступная роскошь // Родина №3, 2000 - с. 10-11.
  12. www.enet.ru Бобров В. Студенческая семья. Проблемы и перспективы или кого сегодня предпочитают наши студентки? // Новый наблюдатель, 2003.
  13. www.molodoy.novo-sibirsk.ru Студенческая молодежь г. Новосибирска.
  14. www.rambler.ru Кислицын В.А. о студентах.

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ