Конспект урока на тему Буквы е, ё, ю, я в начале слова
Хлопянова Татьяна Витальевна русский язык
Учитель начальных классов 2 класс
МБОУ «СОШ№14» система Л. В.Занкова
Г. Новомосковска
Тульской области
Тема урока: Буквы е, ё, ю, я в начале слова
Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на расширение знаний о функциях букв Е, Ё, Ю, Я (обозначают не только мягкость согласных, но и два звука).
Задачи:
Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что буквы е, ё, ю, я обозначают не только мягкость согласных, но и два звука.
Способствовать развитию умения обобщать и делать выводы; использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку.
Предметные результаты
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными;
- определять «работу» букв е, ё, ю, я после согласных и в начале слова.
Метапредметные результаты
- строить понятные для партнера высказывания;
- давать адекватную самооценку;
- слушать, оценивать друг друга;
- формулировать вывод по результатам наблюдений.
Оборудование:
Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1/А. В.Полякова. – М.: Просвещение, 2015. – 144 с.
Раздаточный материал (карточки)
Ноутбук, мультимедиа приставка
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Анализ (особенности урока и реализующие задачи) |
|
I.Организация класса. |
- Запишите число, классная работа. |
Дети делают записи |
Подготовить учащихся к работе на уроке |
II.Актуализация знаний. Чистописание. |
- Посмотрите на доску. Речь ключ мёл мяч Е ю? ? - Найдите связь между верхним и нижним рядами. - Вместо? поставьте подходящую букву. Обоснуйте свой ответ. - Что общего у всех этих букв? - Пропишите эти буквы (учитель записывает на доске). - А теперь отгадайте загадки, а отгадки запишите в столбик. 1.Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную … (ракету) 2. Ясными ночками Гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно!» Потому что мать – луна, А дочурки - … (звёзды) 3. Если б не было его, Не сказал бы ничего. (язык) 4. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (ёлка) 5. Кручусь, верчусь, И мне не лень Вертеться даже Целый день. (юла) - Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных. - Какие буквы подчеркнули? |
Дети рассматривают и читают записи (слайд 2) - Нужно вставить буквы Ё И Я, потому что это гласные. - Потому что в слове речь – гласная буква е, а в слове ключ – ю. - Это гласные буквы. - Они обозначают мягкость согласного, который стоит перед ними. Дети записывают отгадки - Я подчеркнул буквы Е и Ё. |
Активизировать мыслительные операции: - анализ и синтез; - сравнение и сопоставление; - классификация. Проверить знания учащихся об уже изученных функциях букв е, ё, ю, я. |
III. Постановка проблемы |
- А в каких словах буквы не подчеркнули? - Почему? (вопрос задается, если дети сами не сказали об этом) - Тогда почему эти слова также предложены для записи? - Верно, сегодня на уроке мы с вами вспомним еще об одной роли букв е, ё, ю, я. Кто-то догадался, о какой? - Конечно, вот над этим мы и поработаем на уроке (слайд 3 – высвечивается тема урока). |
- В словах Язык, Юла и Ёлка эти буквы не обозначают мягкость согласного звука. - Мне кажется, мы еще не все повторили о буквах е, ё, ю, я. - Они в начале слова обозначают два звука. |
Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала. |
IV. Поиск решения |
- Итак, вернемся к нашим словам. Мы не случайно записали их в столбик. Какое задание можно выполнить, чтобы доказать, что буквы ё, ю, я в этих словах обозначают два звука? - Теперь убедились в верности своих выводов? Сравним их с выводами авторов учебника с.67. (слайд 4) |
- Составить транскрипции этих слов. (Дети записывают транскрипции) Дети читают правило. |
|
V. Физ. минутка |
- Я буду называть слова, а вы, если буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласного, делаете наклон вправо; если они обозначают два звука – наклон влево. Слова: Ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён, ирис. - А почему на последнем слове не наклонились? |
Дети наклоняются. - В слове ирис нет этих букв. |
Психологически важно, чтобы содержание физ. минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику в учебном процессе. |
VI. Закрепление |
Учебник с.68, 69. Упражнения 124, 127 – по вариантам (Текст см. Приложение 1). Взаимопроверка - Прочтите текст, найдите слова с йотированными гласными (слайд 5). В лесу. Надя и Юра пришли в лес. Вот полянка. В траве земляника. Вкусна первая ягодка! - Какое задание можете предложить? - А есть ли слово, которое можно записать в обе группы? Какое? (Вопрос задается, если дети сами об этом не заговорили) - Это слово оказалось в тексте не случайно. Как вы думаете, почему? – Мы с вами продолжим разговор о йотированных гласных на следующем уроке. |
- Дети выполняют упражнение, затем при взаимопроверке ставят на полях + или – в зависимости от правильности выполнения задания. - Дети читают текст со слайда, находят слова. - Разделить слова на группы. Выписать их по группам. - Это слово «первая», т. к. в нем есть буква Е, она обозначает мягкость согласного звука, и есть буква Я, она обозначает два звука. |
На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий |
VII. Итог урока. |
- Какое открытие сегодня сделали? - Какие задачи на следующий урок? |
||
VIII. Домашнее задание. |
- На доске развешаны карточки. Это – домашнее задание (слайд 6). Подойдите к доске и возьмите понравившуюся. |
Дети выбирают домашнее задание. |
Выработка умения оперировать полученными знаниями. |
Используемые источники:
Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1/А. В.Полякова. – М.: Просвещение, 2015. – 144 с.
Русский язык. 2 класс: поурочные планы по учебнику А. В.Поляковой/авт.-сост. Г. Н.Белова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 335 с.
Л. И.Тикунова, В. П.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1992. – 176 с.
Приложение 1.