Методы распространения кинопродукции и проблемы их совершенствования на примере деятельности ОАО «Киностудия «Ленфильм»

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

Университет кино и телевидения»

Институт управления, экономики и медиакоммуникаций

Кафедра продюсерства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

на тему «Методы распространения кинопродукции и проблемы их совершенствования

на примере деятельности ОАО «Киностудия «Ленфильм»

Выполнил:

Студент 049 группы 4 курса ФАУ

Соболев А.А.

Руководитель:

Кандидат экономических наук,

Доцент кафедры продюсерства

Сахарова И.Н.

Санкт-Петербург

2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические основы российского кинематографа и ключевых способов распространения кинопродукции ……………………………….…..5

  1. Теоретические основы российского кинематографа ……………….…..5
    1. Теоретические основы распространения кинопродукции ..………..….10

Глава 2. Анализ современного российского кинематографа и проблем его распространения………………………………………………………………...13

2.1. Текущее состояние российского кинематографа ..…………………….....13

2.2. Проблемы распространения российского кино……....………………...…19

Глава 3. Методы распространения кинопродукции ОАО «Киностудия «Ленфильм» и пути их совершенствования …………..……………..………..22

3.1. Анализ деятельности ОАО «Киностудия «Ленфильм» и ключевых методов распространения его кинопродукции …………….……………….…22

3.2. Пути совершенствования методов распространения кинопродукции ОАО «Киностудия «Ленфильм» ………………..…………………………………….25

Заключение……………………………………………………………….………29

Список использованных источников…………………………..……………….31

Введение

«Важнейшим из искусств для нас является кино», - говорил Владимир Ильич Ленин, и общий смысл этой фразы не потерял актуальности. Не смотря на развитие телевидения с его программами и сериалами, Интернета с короткими видео, по-прежнему большое количество людей продолжают ходить в кинотеатры. Другое дело, что чаще всего они ходят на зарубежные кинофильмы, а фильмы, сделанные нашими соотечественниками, в Российской Федерации они зачастую считают не интересными, в подавляющем большинстве случаев эти картины выходят в ограниченный прокат. Пока американские и европейские продюсеры окупают производственные бюджеты не только за счет кинотеатрального показа, но и прочих рынков распространения кинопродукции (Интернет-порталы, телевизионные каналы, DVD и Blu-Ray), российские кинематографисты продолжают борьбу за повышение конкурентоспособности на первичном рынке, почти не обращая внимания на дополнительные возможности дистрибьюции фильма.

Актуальность данной работы состоит в том, что поскольку кинобизнес может при правильном стечении обстоятельств оказывать положительное влияние и в финансовом и репутационном плане, нужно немедленно выяснить, что нужно изменить в политике продюсерских компаний и киностудий, чтобы сделать российское кино интересным для зрителей и монетизировать его не только за счет показа в кинотеатре.

Объектом нашего исследования является открытое акционерное общество «Киностудия «Ленфильм» – старейшая кинофабрика России, выпустившая огромное количество успешных фильмов в СССР, но при этом находящаяся в стагнации со времен распада Советского Союза.

Предметом нашего исследования является функционирующая на «Ленфильме» система распространения фильмов.

Целью курсовой работы является разработка новых способов совершенствования методов распространения выпускаемой «Ленфильмом» кинопродукции.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить теоретические основы российского кинематографа.
  2. Разобрать ключевые теоретические основы распространения кинопродукции.
  3. Проанализировать текущее состояние кинематографа Российской Федерации.
  4. Сформулировать основные проблемы распространения кинематографа Российской Федерации и выявить тенденции его развития.
  5. Проанализировать деятельность ОАО «Киностудия «Ленфильм» и ключевые методы распространения его кинопродукции.
  6. Разработать пути совершенствования методов распространения кинопродукции ОАО «Киностудия «Ленфильм».

Глава 1. Теоретические основы российского кинематографа и ключевых способов распространения кинопродукции

1.1. Теоретические основы российского кинематографа

Кинематограф — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф и кинематография. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.[16]

В понятие кинематографа входят киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение. Сами кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового и документального кино.

Кинематограф занимает значительную часть современной культуры многих стран. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков, а с появлением скоростного интернета стало доступным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов на специализированных сайтах или посредством пиринговых сетей (что может нарушать права правообладателей кинофильма).[4]

Российское кино - киноискусство и киноиндустрия Российской Федерации. В начале 1990-х наступило затишье российского кинематографа. Но в последние годы Эпохи 90-х все сегменты отрасли кинематографии Российской Федерации демонстрируют постоянный рост, что вызывает интерес к российскому рынку со стороны как отечественных, так и зарубежных инвесторов, профильных и непрофильных. Эти процессы являются естественным результатом последовательного возрождения различных отраслей кинематографии в России – кинопоказа, кинопроката, кинопроизводства.[17]

Первым этапом стало открытие в 1996 году первого кинотеатра западного типа «Кодак-Киномир» в Москве; с тех пор киносеть России серьезно увеличилась, появились качественные площадки для кинопроката. В 1998-м оживилась отрасль кинодистрибьюции, доказавшая (благодаря выходу фильма «Титаник», собиравшему полные залы во всех, даже несовременных, кинотеатрах страны) возможность пробуждения интереса к кино у российских зрителей. В 2004-м отечественные кинопродюсеры смогли переориентироваться на производство коммерческих блокбастеров, которые благодаря широким рекламным кампаниям и поддержке со стороны ведущих федеральных телеканалов привлекли в кинозалы большую аудиторию (самым громким таким проектом стал фильм «Ночной дозор»). А в 2005 году инвестиции потекли и в отрасль кинопроизводственного сервиса: начался процесс восстановления инфраструктуры, и к 2008 году острый дефицит павильонных площадей, кинооборудования и услуг монтажно-тонировочного периода был устранен.[1]

Мировой финансово-экономический кризис 2009-го оказал негативное воздействие на все сферы киноиндустрии в России: снизился объем производства кино- и телефильмов, как финансировавшихся за счет федерального бюджета, так и частными инвесторами и телеканалами; начали происходить процессы укрупнения игроков в сфере кинопроизводства (продюсерских компаний) и кинопроката (в том числе появились и новые вертикально интегрированные структуры); остановились проекты строительства новых киностудийных комплексов на территории страны; замедлился рост рынка кинопоказа, произошел переход от интенсивных методов развития киносетей (направленных на открытие кинотеатров в новых регионах и городах) к экстенсивным (прежде всего за счет установки цифровых кинопроекторов в уже действующих кинотеатрах).[13]

Однако все эти процессы расцениваются отечественными специалистами в сфере кинематографии неоднозначно. Многие говорят о благотворном влиянии кризиса, который позволяет оздоровить индустрию. С рынка ушли слабые игроки, а также лишние непрофильные инвестиции, в последние годы способствовавшие постоянному росту себестоимости как кинопроизводства в России, так и цены лицензии на прокат фильмов, приобретаемой российскими компаниями на международных кинорынках. Рост рынка кинопоказа в России также происходил за счет открытия кинотеатров в крупных городах, что привело к чрезмерной конкуренции в городах-миллионниках при сохранении дефицита в более мелких населенных пунктах.[9]

Рассмотрим краткие характеристики конкретных ветвей отрасли кинематографии в России.

Все действующие на рынке кинопроизводства РФ кинокомпании можно разделить на несколько категорий, в зависимости от реализуемых ими функций: кинопроизводящие компании; киностудийные комплексы (обладают собственными киносъемочными павильонами); компании, предоставляющие кинооборудование в аренду съемочным группам; центры по оказанию монтажно-тонировочных услуг.[7]

Производящие компании (продюсерские центры, имеющие собственные кинопрокатные подразделения; продюсерские компании; государственные и частные киностудии; телеканалы, а также голливудские студии-мейджоры) за период с 01.01.2006 по 01.07.2009 инвестировали в кино- и телепроизводство более 61 млрд руб. (около 17,5 млрд руб. в год в среднем), большая часть которых была вложена в создание игровых телефильмов и телесериалов (52%), а также в производство кинофильмов (около 40%).[12]

Пик производства полнометражных теле- и кинофильмов был достигнут в 2008 году (158 и 106 наименований соответственно).[9]

Лидером киноиндустрии по объему инвестиций в России остается рынок телесериалов и телефильмов (объем инвестиций за последние 3,5 года составил 32 млрд руб., при этом было произведено более 9 000 эпизодов телесериалов и более 450 телефильмов), что связано с ростом себестоимости производства в этом секторе (порядка 30% в год – до кризиса 2009-го), а также с ростом в 2007–2008 годах числа производимых телефильмов. Однако в 2009 году проявилась нехарактерная для рынка тенденция: число производимых кинофильмов превысило число телефильмов, поскольку телевидение оказалось более подвержено воздействию финансово-экономического кризиса по причине меньшей продолжительности производственного цикла и большей чувствительности к заказам на запуск производства со стороны телеканалов.[3] По мнению продюсера Сергея Жигунова («Три мушкетера», «Королева Марго»), возможности телеэкрана более широкие, чем у кинотеатров, в плане возможности рассказывать зрителю более масштабные и умные истории, не востребованные юными посетителями кинотеатров.[11] Другой кинодеятель – Сергей Урсуляк, режиссер знаменитого телесериала «Ликвидация» (2007), несмотря на успехи своих проектов считает, что в телевизионном производстве наблюдается тенденция по производству в режиме – количество в урон качеству.[10] На наш взгляд, в данном вопросе следует опираться на позицию Жигунова, поскольку телевизионные каналы начинают постепенно отказываться от долгоиграющих «мыльных опер» с полезным хронометражом отснятого материала в день в количестве 40 минут (что является слишком большой цифрой, для сравнения в полнометражном кино в день снимают 3-7 минут полезного материала) в пользу 4-20-серийных проектов, на съемку каждой серии которых уходит 3-8 дней. Примером для подражания в таком случае являются снимающиеся по кинотехнологии зарубежные сериалы США (каналы HBO, Fox, Showtime), Великобритании (BBC, Channel 4) и других стран.

Рынок игрового кино занимает второе место по объему инвестиций (около 25 млрд руб. за последние 3,5 года). Производство большинства фильмов осуществляется в России во многом на безвозвратные вложения и в первую очередь на средства Министерства культуры РФ (из 341 произведенного фильма за период с 01.01.2006 по 01.07.2009 господдержку получили 198; при этом в 2009 году в производство не был запущен ни один фильм, получивший государственную поддержку, а все бюджетное финансирование было направлено на завершение проектов). Государственная поддержка игровых фильмов составляла в среднем 19 млн руб. на один фильм. В период с 2006 года в стране наблюдается устойчивая тенденция роста количества создаваемых кинофильмов; в среднем ежегодно в России производится 100 полнометражных игровых картин, при этом в кинотеатральный кинопрокат выходит в среднем 72 фильма. Рост кинопроизводства в период 2006–2008 годов также спровоцировал и рост себестоимости производства – преимущественно за счет увеличения заработной платы членов съемочных групп, поскольку многие специалисты в России оказывались дефицитными. Завышенные производственные бюджеты и нередко слабые кассовые сборы кинопроката отечественных кинокартин привели к тому, что большинство российских фильмов не окупилось по результатам кинотеатрального проката, а продюсерские компании понесли убытки.[17] Хотя до 2009 года многие из них могли получить высокие дополнительные доходы из других источников – от продажи прав на издание фильма на DVD, показ по телевидению, выпуск компьютерных игр и других сопутствующих товаров. Разразившийся финансово-экономический кризис снизил все дополнительные доходы продюсеров как за счет сократившихся объемов закупок таких прав, так и за счет падения цен на этих рынках.

Подведем итоги: нами были изучены основы российского кинематографа и накопленная информация поможет нам выявить причины существующего в настоящий момент отношения зрителей к российскому кино и понять, как эти проблемы решить.

1.2. Теоретические основы распространения кинопродукции

Главным местом сбыта кинопродукции является кинотеатр. Продюсерская компания, выпускающая фильм, подписывает контракт с дистрибьютором, который будет продвигать фильм на кинорынках, чтобы фильмом заинтересовались кинотеатры и киносети, тем самым обеспечив максимально широкую роспись.[12]

Все действующие на российском рынке кинопроката дистрибьюторы могут быть разделены на группы, в зависимости от характера контента, с которым они работают:

иностранные компании - прямые представительства голливудских студий-мейджоров на российском рынке («Universal Pictures International», «Walt Disney Sony Pictures Releasing», «20 век Фокс-СНГ»);

российские компании - официальные представители голливудских мейджоров («Каро Премьер» - представитель «Warner Bros.», «Централ Партнершип» - «Paramount»);

независимые компании-дистрибьюторы, работающие на рынке преимущественно с фильмами для широкой аудитории (мейнстрим): «Парадиз», «West», «Люксор», «Тор Film Distribution», « Каскад», «Вольга», «Наше кино», «Каропрокат», «Р And I Films»;

независимые кинопрокатчики, работающие с узким целевым контентом («Саravella DDC/Другое кино», «Р Аnd I Films», «Premium Film», «Панорама»), артхаусом («Кино без границ», «Русский репортаж», «Синема Престиж», «Rusciсо») и альтернативным контентом («Невафильм Emotion», «СооlСоnnections»);

кинопроизводители (некоторые отечественные продюсеры, самостоятельно представляющие и прокатывающие свои фильмы на рынке, -часто они специально создают новую прокатную компанию для одной кинокартины);

региональные киновидеопрокатные организации (КВО) сохранившиеся со времен СССР местные органы управления кинематографии, утратившие большинство своих функций и являющиеся в настоящее время хранителями фильмофондов и обеспечивающие их прокат в региональной сети, преимущественно в несовременных кинотеатрах, в сельских клубах и домах культуры, кинопередвижках и киноустановках.[9]

На сегодня можно выделить одну большую и самую главную проблему, которая существует в российском кинопрокате и дистрибуции. Это количество современных кинозалов, которое, конечно же, до сих пор не удовлетворяет тем требованиям, которые предъявляет сегодня современный кинопоказ и современный кинопрокат. Как верно заметил генеральный директор «Каропрокат» Алексей Рязанцев, отсюда масса проблем, связанных с «толкотней» на датах, причем уже не просто на датах «вкусных», а практически на всех.[7] И речь идет даже не столько о самих современных кинозалах, сколько, прежде всего, о многозальных кинотеатрах, с количеством в них залов от восьми и выше. Потому что только при таком программировании экранов создается нормальное положение дел, когда фильм может «играть» и, как это у нас в стране принято сегодня: две недели проката и всё — дальше он «умирает», потому что даже если он и зарабатывает, то он переводится на минимальное количество сеансов, потому что должен освободить место для других стартующих картин. Даже если, они потенциально коммерчески не так привлекательны, как те, которые еще идут в конкретном кинотеатре.

Вторая проблема, — это отсутствие единой электронной системы отчетности. Многие продюсеры склонны винить руководства кинотеатров в утаивании прибыли от проданных билетов.[3]

Третий вопрос, который волнует всех дистрибуторов, правообладателей и продюсеров — это вопрос о пиратстве. Большинство выходящих в прокат фильмов появляются на торрент-трекерах уже через день-два после премьеры.[12]

После того, как фильм прошел в прокате, через какое-то время он появляется на DVD и Интернет-порталах (now.ru, ivi.ru, megogo.net и др.) и уже затем в эфире телевизионных каналов. Зачастую российские продюсеры «ломают» данную схему. Например, многие российские фильмы одновременно с прокатом в кинотеатрах появляются и на платных порталах в режиме онлайн – в частности, в таком режиме вышли «Легенда №17» и «Географ глобус пропил». Несмотря на то, что видеопиратам удалось скачать видеопоток и выложить его на торрент-трекеры, фильмам удалось собрать внушительную кассу.[10] Другой яркий пример – фильм Андрея Звягинцева «Елена», который шел в ограниченном прокате. На волне информационной волны о триумфе фильма на различных кинофестивалях, репутации режиссера как создателя резонансных фильмов и высоких рейтингов предыдущих картин режиссера в телевизионном эфире компания-производитель фильма «Нон-стоп Продакшн» продала права на показ каналу «Россия-1», где его премьера состоялась уже через неделю после начала проката. Ожидания продюсеров фильма и руководства канала превзошли все ожидания: арт-хаус, вышедший в тайм-слоте (воскресенье, 21-00), в котором обычно выходили мелодрамы для целевой аудитории «женщины 55+», стал самым популярной программой, выходившей в данный промежуток времени, обогнав «Воскресное время» и «Мульт личности» на «Первом канале» и концерт группы «На-на» на НТВ.[2]

Подведем итоги. Мы рассмотрели ключевые теоретические аспекты российского кинематографа и наиболее распространенных методов его распространения. Накопленные нами знания мы можем применить, анализируя текущее состояние российского кинематографа в целом и одного из его игроков в частности – ОАО «Киностудия «Ленфильм».

Глава 2. Анализ современного российского кинематографа и проблем его распространения

  1. Текущее состояние российского кинематографа

Чтобы адекватно рассуждать о российском кинематографе, уровне его популярности и тенденциях его развития, рассмотрим предыдущий киногод по вышедшим фильмам и реакции на них зрителей, выражающейся в покупательной способности билетов на фильмы(табл. 2.1):

Таблица 2.1

Российские кинофильмы 2013 года

Номер фильма в порядке выхода в прокат

Дата начала проката

Название фильма

Кассовые сборы, долл. США

1

2

3

4

1

07.01.2013

Продавец игрушек

0.479.513

2

10.01.2013

Дублер

6.552.275

3

24.01.2013

Билет на Vegas

6.634.643

4

14.02.2013

Энтропия

Нет данных

5

21.02.2013

Метро

12.113.195

6

21.02.2013

Сомнамбула

0.019.825

7

28.02.2013

Что творят мужчины!

9.924.904

8

28.02.2013

Тайна перевала Дятлова

4.951.853

9

28.02.2013

Любовь в СССР

Нет данных

10

07.03.2013

О чем молчат девушки

3.678.478

11

14.03.2013

За Маркса…

0.003.000

12

28.03.2013

Икона сезона

0.032.524

13

03.04.2013

Деточки

Нет данных

14

11.04.2013

Ку! Кин-дза-дза

0.817.156

15

11.04.2013

Долгая счастливая жизнь

0.041.454

16

11.04.2013

Разговор

0.048.874

17

18.04.2013

Легенда № 17

29.523.237

18

25.04.2013

Возвращение Буратино

0.134.065

19

01.05.2013

Сокровища О.К.

1.431.461

20

01.05.2013

Печать царя Соломона

0.422.036

21

02.05.2013

Америка

0.010.665

22

16.05.2013

Девушка и смерть

0.086.619

23

06.06.2013

Гагарин. Первый в космосе

1.122.623

24

04.07.2013

Марафон

0.091.351

25

11.07.2013

Игра в правду

0.876.932

26

08.08.2013

Майор

0.120.966

27

15.08.2013

Zомби каникулы

0.750.000

28

15.08.2013

Дед 005

0.094.326

29

29.08.2013

Пельмени

0.020.735

30

05.09.2013

12 месяцев

1.444.235

31

12.09.2013

Интимные места

0.438.384

32

12.09.2013

ИЛЬФИПЕТРОВ

Нет данных

33

12.09.2013

Небесные жены луговых мари

0.022.901

34

19.09.2013

Вот это любовь!

0.333.133

35

19.09.2013

Частное пионерское

0.027.257

36

26.09.2013

Околофутбола

2.974.506

37

26.09.2013

Привычка расставаться

0.450.196

38

26.09.2013

Машина Джейн Мэнсфилд

0.018.384

39

26.09.2013

Параллельные миры

Нет данных

40

03.10.2013

Все включено-2

2.866.904

41

03.10.2013

Роль

0.025.209

42

10.10.2013

Сталинград

51.760.472

43

17.10.2013

В ожидании моря

Нет данных

44

17.10.2013

Рудольф Нуреев. Мятежный демон

Нет данных

45

24.10.2013

Горько!

25.505.814

46

24.10.2013

Мачете убивает

2.650.002

47

24.10.2013

Как поймать перо Жар-птицы

2.101.261

48

24.10.2013

Отдать концы

0.012.816

49

07.11.2013

Географ глобус пропил

4.257.638

50

07.11.2013

Распутин

1.674.168

51

07.11.2013

Цель вижу

Нет данных

52

14.11.2013

Три мушкетера

1.157.937

53

14.11.2013

Упакованные

0.003.153

54

28.11.2013

Курьер из «Рая»

5.506.950

55

28.11.2013

Шопинг-тур

0.092.330

56

05.12.2013

Темный мир: Равновесие

2.158.330

57

05.12.2013

Остров везения

4.803.665

58

05.12.2013

7 главных желаний

0.470.190

59

12.12.2013

Одноклассники.ru: НаCLICKай удачу

3.625.000

60

19.12.2013

Страна хороших деточек

0.111.056

61

26.12.2013

Елки-3

38.067.427

62

26.12.2013

Иван Царевич и Серый Волк-2

19.273.824

Нетрудно заметить, что вышло 62 фильма.[2] Для сравнения, за последние 5 лет максимальное количество фильмов вышло в 2008-2009 годах: по 78 в каждом. В 2010 году произошел спад: вышло 69 фильмов, в 2011 – 63, в 2012 году – 68.[14]

Рассмотрим теперь, насколько прибыльны и популярны российские фильмы. С учетом нынешней системы кинопроката, когда правообладатели картины вынуждены отдавать 50 % сборов кинотеатрам, и еще 15 % прокатчикам фильма, фильм при среднем бюджете в 1,5 миллиона долларов должен заработать минимум 5 миллионов только, чтобы выйти в ноль.[8] Очевидно, что фильмы со сборами менее миллиона долларов являются провалами с экономической точки зрения. В 2013 году таких фильмов вышло 29(табл. 2.2):

Таблица 2.2

Российские фильмы 2013 года, собравшие меньше 1 миллиона долларов

Дата начала проката

Название фильма

Кассовые сборы, долл. США

1

2

3

07.01.2013

Продавец игрушек

0.479.513

21.02.2013

Сомнамбула

0.019.825

14.03.2013

За Маркса…

0.003.000

28.03.2013

Икона сезона

0.032.524

11.04.2013

Ку! Кин-дза-дза

0.817.156

11.04.2013

Долгая счастливая жизнь

0.041.454

11.04.2013

Разговор

0.048.874

25.04.2013

Возвращение Буратино

0.134.065

01.05.2013

Печать царя Соломона

0.422.036

02.05.2013

Америка

0.010.665

16.05.2013

Девушка и смерть

0.086.619

04.07.2013

Марафон

0.091.351

11.07.2013

Игра в правду

0.876.932

08.08.2013

Майор

0.120.966

15.08.2013

Zомби каникулы

0.750.000

15.08.2013

Дед 005

0.094.326

29.08.2013

Пельмени

0.020.735

12.09.2013

Интимные места

0.438.384

12.09.2013

Небесные жены луговых мари

0.022.901

19.09.2013

Вот это любовь!

0.333.133

19.09.2013

Частное пионерское

0.027.257

26.09.2013

Привычка расставаться

0.450.196

26.09.2013

Машина Джейн Мэнсфилд

0.018.384

03.10.2013

Роль

0.025.209

24.10.2013

Отдать концы

0.012.816

14.11.2013

Упакованные

0.003.153

28.11.2013

Шопинг-тур

0.092.330

05.12.2013

7 главных желаний

0.470.190

19.12.2013

Страна хороших деточек

0.111.056

По меркам Сергея Сельянова, продюсера и основателя кинокомпании «СТВ», если российскому фильму удалось собрать более миллиона долларов, его можно назвать успешным.[6] На наш взгляд, это утверждение верно в случаях, касающихся малобюджетных, авторских фильмов. Учитывая факт, что для выхода «в ноль» фильму нужно собрать в три раза больше совокупных затрат на производство и маркетинг, с экономической точки зрения успешными фильмы со сборами от 1 до 5 миллионов долларов назвать нельзя (табл. 2.3):

Таблица 2.3

Российские фильмы 2013 года со сборами от 1 до 5 миллионов долларов

Дата начала проката

Название фильма

Кассовые сборы, долл. США

1

2

3

28.02.2013

Тайна перевала Дятлова

4.951.853

07.03.2013

О чем молчат девушки

3.678.478

01.05.2013

Сокровища О.К.

1.431.461

06.06.2013

Гагарин. Первый в космосе

1.122.623

05.09.2013

12 месяцев

1.444.235

26.09.2013

Околофутбола

2.974.506

03.10.2013

Все включено-2

2.866.904

24.10.2013

Мачете убивает

2.650.002

24.10.2013

Как поймать перо Жар-птицы

2.101.261

07.11.2013

Географ глобус пропил

4.257.638

07.11.2013

Распутин

1.674.168

14.11.2013

Три мушкетера

1.157.937

05.12.2013

Темный мир: Равновесие

2.158.330

05.12.2013

Остров везения

4.803.665

12.12.2013

Одноклассники.ru: НаCLICKай удачу

3.625.000

Сборы в размере 5-10 миллионов долларов – вполне достаточная сумма для окупаемости малобюджетных комедий (табл. 2.4):

Таблица 2.4

Российские фильмы 2013 года со сборами от 5 до 10 миллионов долларов

Дата начала проката

Название фильма

Кассовые сборы, долл. США

1

2

3

10.01.2013

Дублер

6.552.275

24.01.2013

Билет на Vegas

6.634.643

28.02.2013

Что творят мужчины!

9.924.904

28.11.2013

Курьер из «Рая»

5.506.950

Сборы более 10 миллионов долларов можно назвать неплохим результатом для фильма, несмотря на то, что собравший более 12 миллионов долларов США фильм «Метро» окупиться в прокате не смог (табл. 2.5):

Таблица 2.5

Российские фильмы 2013 года со сборами от 10 до 20 миллионов долларов

Дата начала проката

Название фильма

Кассовые сборы, долл. США

1

2

3

21.02.2013

Метро

12.113.195

26.12.2013

Иван Царевич и Серый Волк-2

19.273.824

Планку в 20 миллионов долларов удалось преодолеть 4 фильмам (табл. 2.6):

Таблица 2.6

Российские фильмы 2013 года со сборами более 20 миллионов долларов

Дата начала проката

Название фильма

Кассовые сборы, долл. США

1

2

3

18.04.2013

Легенда № 17

29.523.237

10.10.2013

Сталинград

51.760.472

24.10.2013

Горько!

25.505.814

26.12.2013

Елки-3

38.067.427

На основе указанных данных можно построить диаграмму (рис. 2.1):

Рисунок 2.1. Доли фильмов по степени успешности в кинопрокате

Поскольку из 62 вышедших фильмов о сборах 8 из них нет данных, будем отталкиваться от цифры 54.

Под цифрой 1 скрываются фильмы, собравшие меньше миллиона долларов. Таковых 29. То есть 54 %.

2 – фильмы со сборами от 1 до 5 миллионов долларов. Их 15. 27 % от общего числа.

3 – сборы от 5 до 10 миллионов долларов. 4 фильма, 7 %.

4 – сборы от 10 до 20 миллионов долларов. 2 фильма. 4 %.

5 – сборы более 20 миллионов долларов, то есть полноценные блокбастеры. 4 фильма. 7 %.

Подводя итоги, можно сказать, что как минимум половина фильмов убыточна, а другая половина чаще всего ограничивается лишь выходом в ноль, можно сделать вывод, что на данном этапе в массе своей российское кино целевой аудитории кинотеатров (молодежь от 13 до 25 лет) не интересно.

2.2. Проблемы распространения российского кино

К сожалению, в большинстве случаев российская кинопродукция неконкурентоспособна. Ей не удается обогнать по сборам американские блокбастеры, в телевизионном эфире она терпит сокрушительное поражение по цифрам уже при первой трансляции и в дальнейшем может надеяться лишь на показы в раннее утро на каналах с аудиторией меньше 100 тысяч человек, а про продажи на DVD и размещение на платных Интернет-порталах и говорить не приходится. А ведь еще каких-то тридцать лет назад ежегодно зрители всей страны спешили в кинозалы на просмотр нашего кино, которое до сих пор обгоняет по цифрам голливудские блокбастеры.

В 2013 году отметку в 20 миллионов долларов смогли преодолеть только фильмы «Горько!» (самый рентабельный российский фильм: при бюджете в 1,5 миллиона долларов США собрал 25,5 миллионов), «Легенда №17», «Елки-3» и «Сталинград». Более 20 картин остались без внимания и не смогли окупить даже мизерную часть своих производственных затрат. «Фонд кино», студии-лидеры и небольшие кинокомпании задаются одним и тем же вопросом: как сделать российское кино конкурентоспособным. 99 % всех аналитиков и самих участников рынка уверены, что выдвигаемая депутатами идея ввести квоты на российские кино и заставлять кинотеатры его показывать (то есть по сути перенос на отечественную почву схемы, работающей во Франции) бесперспективна, на данном этапе киносети в силу своего опыта и профессионализма с точностью определяют, какие проекты какие сборы принесут, и любые силовые воздействия на данный бизнес уничтожат бизнес кинотеатров.

На наш взгляд, одна из основных проблем – отсутствие системного подхода в российском кинорынке. Если бы студии-лидеры вместе бы обсуждали идеи будущих проектов, возможно они бы задумались о том, что можно было бы найти каждому узкую, но глубокую специализацию: например, одним из лидеров 2012 года по сборам стала компания «Enjoy Movies», работающая без финансовой господдержки и тем не менее выпускающая комедии, которые окупаются в первые 1,5 недели проката: «Мамы», «Тот еще Карлосон», «Беременный» и другие. В том же сегменте рынка работают «Среда» («В спорте только девушки», «Zолушка»), «Квартет И» («О чем говорят мужчины», «Быстрее, чем кролики»), «Comedy club production» («Наша Russia: Яйца судьбы», «Самый лучший фильм»), «Леополис» («Гитлер Капут!», «Любовь в большом городе»), «Квартал-95» («Служебный роман: Наше время», «8 первых свиданий»). Четкое понимание целевой аудитории и активное сотрудничество с телеканалами при продвижении фильма при невысоких производственных бюджетах представляют собой весьма устойчивую бизнес-модель. Комедия является самым монетизируемым жанром и в кинематографе, и на телевидении. В отличие от боевиков и приключенческих фильмов, комедия может выдержать гораздо большее число повторов в телеэфире.

Как можно заметить из выше приведенных данных, российские кинопроизводители испытывают большие трудности с выводом фильмов на основную площадку для распространения – кинотеатры, и кассовый провал в большинстве случаев отрицательно повлияет на выход на другие каналы сбыта (DVD, ТВ, Интернет-порталы). Рынок DVD умирает из-за развития Интернета, телеканалы постепенно отказываются от покупок готового кино, предпочитая производить свое, рассчитанное строго на предпочтения своей целевой аудитории, зато расширяются возможности для монетизации в Интернете.

На наш взгляд, будущее только за теми кинопроизводителями, которые смогут построить четкие схемы распространения своей продукции в Интернете, причем сделав это сообща, объединившись по жанрам их продукции. Так, например, если Федор Бондарчук («Обитаемый остров», «Сталинград») и Тимур Бекмамбетов («Ночной дозор», «Особо опасны») номинально являются конкурентами, работая в одной и той же нише масштабных экшн-фильмов со спецэффектами, они могли бы объединить усилия для совместного развития данного направления, придумать способы минимизации затрат, использовать накопленные у обоих связи с зарубежными дистрибьюторами и вместе же бороться с видеопиратами и налаживать связь с ключевыми видео-порталами, чтобы их проекты могли конкурировать в сети Интернет и приносить дополнительную прибыль.

Подведем итоги. Несмотря на редкие кассовые хиты кинематографа, которым удается собрать большую аудиторию, в целом российский кинематограф мало интересен зрителям. Продюсерам следует объединить усилия для создания успешно работающего конвейера, а не штучного производства, которое в подавляющем большинстве случаев не находит отклик у массовой аудитории, что мешает рынку развиваться.

Глава 3. Методы распространения кинопродукции ОАО «Киностудия «Ленфильм» и пути их совершенствования

3.1. Анализ деятельности ОАО «Киностудия «Ленфильм» и ключевых методов распространения его кинопродукции

Открытое акционерное общество «Киностудия «Ленфильм» было зарегистрировано в 2004 году в рамках реорганизации одноименной киностудии. Основной вид деятельности - кинопроизводство. Генеральный директор компании – Эдуард Пичугин, председатель совета директоров – Федор Бондарчук.[15]

Киностудия «Ленфильм» - старейшее предприятие России по производству художественных игровых фильмов - основана решением Наркомпроса РСФСР 30 апреля 1918 года. В театре «Аквариум» (ныне павильон № 4) 4 мая 1896 года состоялся первый публичный киносеанс в России. Кинофабрика получила название «Ленфильм» в 1934 году.[3]

На «Ленфильме» снято около 1 500 игровых, документальных, телевизионных фильмов, многие из которых стали мировой киноклассикой: «Чапаев» (Сталинская премия, 1941), «Дама с собачкой» (Приз МКФ в Канне, 1960), «Гамлет» и «Король Лир» принесли свыше 30 международных кинопремий, «Дикая собака Динго» («Золотой лев святого Марка», МКФ в Венеции, 1963), «Мой друг Иван Лапшин» («Бронзовый Леопард», МКФ в Локарно, Швейцария, 1985), «Год Собаки» («Серебряный Медведь», МКФ в Берлине, 1994), «Молох» (приз МКФ в Канне, 2000).

Многочисленные фильмы для кино и телевидения, созданные здесь, постоянно идут на кино- и телеэкранах России и многих стран мира. Среди них такие известные как «Петр Первый», «Дело Румянцева», «Депутат Балтики», «Свадьба в Малиновке», «Человек-амфибия», «Начальник Чукотки», «Друзья и годы», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Влюблен по собственному желанию», «Монолог», «Проверка на дорогах», «Хрусталев, машину!» и многие другие.[5]

Со времен распада Советского Союза единственным коммерчески успешным проектом студии «Ленфильм» стала комедия Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты» (1995). Фильм стал народным хитом, обрел несколько сиквелов и сформировал первые попытки продакт-плейсмента в отечественном кино, с одной лишь поправкой: данный успех был монетизирован не «Ленфильмом», а другими набиравшими мощь коммерческими предприятиями. Так, например, фильм «Особенности национальной рыбалки» (1998), где рекламировались различные бренды (сигареты «Петр Первый», пельмени «Равиоли», мобильная связь «North West GSM», газета «Калейдоскоп»), был снят компаниями «СТВ» и «Никола-Фильм».

Учитывая тот факт, что в большинстве своем студия выпускает авторское кино, не рассчитанное на массовую аудиторию, каналы распространения такой продукции обширными назвать нельзя: значительная часть проектов, минуя кинопрокат и видеорынок, сразу появляется в эфире спутникового канала «TV 1000 Русское кино». Изредка наиболее удачные проекты попадали на экраны ориентирующихся на арт-хаус кинотеатров вроде «Дома кино» и киноцентра «Родина». В отличие от тех же «Особенностей», которые будучи массовым продуктом, были показаны в кинотеатрах в широком прокате, вышли на VHS (а в 2000-х годах неоднократно переизданы на DVD) и неоднократно повторялись в прайм-тайм в эфире центральных каналов.

На наш взгляд, ничего плохого, в том, что при предшественнике Эдуарда Пичугина Вячеславе Тельнове студия ориентировалась на выпуск фильмов с низким коммерческим потенциалом, нет. В конце концов, кино – это не только аттракцион, но и искусство. Другое дело, что можно применить опыт более успешных коллег, продолжающих выпуск элитарного кино, но при этом выстраивающих прибыльный бизнес. Так, например, основатель и продюсер кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов выпускает ежегодно до пяти авторских фильмов в год, не окупающихся в прокате, зато компания получает солидную прибыль от производства мультфильмов про богатырей («Три богатыря и Шамаханская царица», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»). Данные мультфильмы окупаются в прокате несколько раз и имеют стабильно высокую долю аудитории: так, например, показанный в начале февраля 2013 года на канале СТС мультфильм студии «Иван Царевич и Серый Волк» получил долю аудитории 20 и рейтинг 7.6, то есть данный мультфильм был самой рейтинговой трансляцией дня среди всех зрителей старше четырех лет. Кроме того, нельзя забывать, что «СТВ», как и голливудские мейджоры, продают права на фильм «пакетами»: то есть если телеканал хочет показать в эфире фильм студии «СТВ» (как правило, это именно «Богатыри», либо «Брат» или «Жмурки», если дело касается канала «Рен-ТВ»), то отдельно права на показ фильма канал купить не сможет, в «пакете» будут идти еще несколько фильмов студии. Как правило, побочные фильмы «пакета» идут в ночное время (яркий пример – часто показывающийся в ночном эфире «Рен-ТВ» фильм Алексея Балабанова «Про уродов и людей»). Для арт-хаусного фильма эфир на федеральном канале, пусть даже в ночное время – крайне важная возможность.

И новое руководство студии в лице Эдуарда Пичугина и Федора Бондарчука может крайне положительно повлиять на развитие студии, выход новых проектов и их распространение: сеть кинотеатров Пичугина и Бондарчука «Киносити», участие Бондарчука в деятельности ОРКФ «Кинотавр» и его опыт создания коммерчески успешных фильмов («9 рота» и «Сталинград» лидеры российского проката 2005 и 2013 годов соответственно) могут сыграть ощутимую роль в усилении позиций «Ленфильма».

Таким образом, суммируя все выше написанное, можно заметить, что по причине производства фильмов, нацеленных на узкую аудиторию, ОАО «Киностудия «Ленфильм» стала существовать исключительно на средства государственных структур и не могла приносить прибыль в силу ограниченности мест распространения проектов студии – разовые сеансы в кинотеатрах для поклонников авторского кино и эфиры на спутниковом канале «TV 1000 Русское кино».

3.2. Пути совершенствования методов распространения кинопродукции ОАО «Киностудия «Ленфильм»

Перед тем, как решать уже указанную нами проблему распространения контента (спутниковый канал «TV 1000» с долей аудитории 0.1 – не самое экономически выгодное и достойное место для продукции студии), нужно решить проблему с собственным производством киностудии.

Во-первых, на студии должны появиться новые продюсеры: как «креативные разумы» со свежими идеями и пониманием зрительских запросов, так и исполнительные продюсеры, способные вести под ключ проекты и отчитываться о них перед руководством студии. Для оживления «Ленфильма» подойдут как опытные медиа-менеджеры, так и выпускники СПбГУКиТ и ВГИКа, для которых работа на «Ленфильме» станет весомой возможности для реализации.

Итак, на студии должен быть генеральный продюсер, отвечающий за собственное (то есть без учета тех проектов, в которых используется только технический потенциал «Ленфильма») производство киностудии. Он будет курировать работу 3 департаментов: игрового кино (фильмы, рассчитанные на массовую аудиторию – широкий прокат в кинотеатрах), авторского кино (арт-хаус, документальное кино, дебютные работы выпускников киновузов – ограниченный прокат при поддержке Министерства культуры РФ) и сериалов (сериалы, многосерийные фильмы и телефильмы по заказу федеральных каналов, в соответствии с запросами аудитории каждого конкретного броадкастера). В каждом департаменте будет директор департамента, креативный продюсер (отвечает за разработку проектов, поиск ключевых творческих единиц для их воплощения и следит за тем, чтобы результаты их работы соответствовали формату каждого проекта), исполнительный продюсер (отвечает за финансовое обеспечение проектов и следит за расходованием выделенных на проект средств) и редактор (курирует работу сценаристов проектов). Рассчитаем затраты, необходимые на ежемесячное содержание такого отдела собственного производства студии (без учета затрат на содержание съемочной группы на каждый конкретный проект) (табл. 3.1.):

Таблица 3.1

Затраты на содержание отдела собственного производства на ОАО «Киностудия «Ленфильм»

Должность

Заработная плата, руб.

Генеральный продюсер

120 000

Директор департамента игрового кино

60 000

Креативный продюсер департамента игрового кино

40 000

Исполнительный продюсер департамента игрового кино

40 000

Редактор департамента игрового кино

30 000

Директор департамента авторского кино

60 000

Креативный продюсер департамента авторского кино

40 000

Исполнительный продюсер департамента авторского кино

40 000

Редактор департамента авторского права

30 000

Директор департамента сериалов

60 000

Креативный продюсер департамента сериалов

40 000

Исполнительный продюсер департамента сериалов

40 000

Редактор департамента сериалов

30 000

Итого

630 000

Таким образом, на содержание отдела уйдет 630 000 рублей в месяц.

Во-вторых, мы бы рекомендовали студии «Ленфильм» заключить стратегическое партнерство с дистрибьютором «A Company» - компании Александра Роднянского, ответственной за зарубежный прокат самого кассового российского фильма в истории отечественного кино – «Сталинград». Опыт компании, наработанные связи с киносетями в России и за рубежом (к примеру, «Сталинград» успешно прошел в прокате в Китае и США) позволят не только обеспечить широкую роспись в России, но и обеспечить фильму международный прокат.

В-третьих, многие административные возможности Федора Бондарчука можно использовать на благо «Ленфильма». К примеру, в программе «Кино в деталях» на СТС можно показывать сюжеты о готовящихся фильмах «Ленфильма», наиболее удачные с творческой точки зрения фильмы студии можно отправлять на ОРКФ «Кинотавр», где Федор Сергеевич является Председателем Попечительского Совета, кроме того, в сети кинотеатров Бондарчука и Пичугина «КиноСити» можно проводить спецпоказы фильмов «Ленфильма» для прессы, организовывать встречи звезд фильмов со зрителями и готовить различные креативные акции.

В-четвертых, мы бы порекомендовали иначе относиться к дополнительной монетизации прав на фильмы. На наш взгляд, идея Эдуарда Пичугина создать отдельный телеканал «Ленфильм» была более подходящей в те времена, когда далеко не у каждого человека был высокоскоростный Интернет и возможность смотреть аудиовизуальную продукцию в Интернете. С экономической точки зрения гораздо эффективнее было бы, подобно киностудии «Мосфильм» открыть канал на портале «YouTube» и по партнерской программе зарабатывать по 64 доллара США за каждые 100 000 просмотров фильма. Кроме того, учитывая, что в социальной сети «ВКонтакте» зарегистрировано свыше 350 миллионов человек, и у сайта есть обширные сервера для загрузки и хранения видео, в большинстве случаев наполненные пиратским контентом, в том числе и от «Ленфильма», мы бы посоветовали воспользоваться опытом продюсерской компании «Star Media», которая подписала с «ВКонтакте» договор о легализации своего контента. Аналогично может сделать «Ленфильм» и за счет этого зарабатывать определенный процент от монетизации видео на сайте «Вконтакте» (доходы от контекстной рекламы и рекламы в группе «Ленфильма» «Вконтакте», например). То есть данный способ будет гораздо дешевле, современнее, эффективнее и перспективнее, чем проект телеканала, на который надо оформлять лицензию, покупать частоты в регионах, договариваться с кабельными сетями, подключать спутники и т.д. ради 0,1 процента зрительской аудитории, который удастся оттянуть у других каналов.

Подведем итоги. Нами было изучено текущее положение дел на «Ленфильме», причины ограниченности мест распространения его контента и были предложены действия, при соблюдении которых можно максимально расширить аудиторию проектов студии за счет вывода фильмов компании на новые для нее территории распространения, в особенности – на интернет-порталы.

Заключение

Главной целью кинематографа является его демонстрация зрителю, что позволит заработать достаточное количество средств для возмещения затрат, выделенных на производство частным или, что чаще, государственным инвесторам. Ключевым местом распространения кинопродукции является кинотеатр, не следует забывать о набирающем обороты рынке Интернет-порталов и теряющих былую мощь по этой же причине рынках ТВ и DVD.

Как показывает практика, прибыльными становятся лишь считанные российские фильмы, другие же картины в большинстве случаев проваливаются в прокате, а некоторые картины и вовсе не попадают в прокат, сразу же попадая в эфир спутниковых киноканалов. В особенности, так происходит на «Киностудии «Ленфильм», в большинстве случаев выпускающей авторское и экспериментальное кино, в перспективы которого закономерно не верят представители кинотеатральных сетей. Как результат, студия не может нормально развиваться и функционировать, и если бы не финансовая поддержка Министерства культуры Российской Федерации, которое на безвозмездной основе выделяет средства на производство проектов, киностудия давно бы обанкротилась. Однако, тот факт, что курировать деятельность «Ленфильма» будут опытные киноменеджеры Эдуард Пичугин и Федор Бондарчук, вполне вероятно, данные назначения могут вывести компанию на новый уровень.

Чтобы улучшить положение дел в процессе распространения кинопродукции ОАО «Киностудия «Ленфильм», нами было предложено несколько действенных способов по совершенствованию данного процесса. Учитывая ограниченность финансовых ресурсов студии и вытекающую из этого невозможность рисковать, следует опираться на наиболее действенные и доказавшие свою состоятельность методы:

Главный способ повысить эффективность распространения продукции – улучшить качество продукции и сделать ее привлекательной в глазах потребителя. По этой причине на студии должны появиться новые медиа-менеджеры, специалисты креативных и финансовых решений, работающие в условиях жесткого разделения по сферам деятельности: игровое кино, арт-хаус и телевизионные сериалы. На работу штатных сотрудников отдела собственного производства студии будет уходить 630 000 рублей в месяц.

Заключить соглашение о партнерстве с дистрибьютором «A Company», имеющим успешный опыт работы с массовым и элитарным кино не только в России, но и за рубежом.

Максимально использовать ресурсы председателя совета директоров студии Федора Бондарчука: киносеть «КиноСити» как площадку для акций в поддержку новых фильмов студии, ОРКФ «Кинотавр» как площадку для вывода фильма на фестивальную арену, что повышает шансы на прокат в других странах, и программу «Кино в деталях» на СТС как площадку для анонсирования будущих и выходящих в прокат фильмов студии.

Монетизировать права на фильмы студии через Интернет, оформив партнерские отношения с порталом «YouTube» и социальной сетью «ВКонтакте», что позволит зарабатывать на фильмах по 64 доллара за 100 000 просмотров без ущерба для кармана зрителя (в будущем при удачном развитии студии этот вариант тоже можно рассматривать как дополнительную возможность).

Выполнение данных задач приведет к усилению возможностей студии с точки зрения развития качества фильмов и их конкурентоспособности на российском и зарубежных рынках.

Список использованных источников

  1. Астрахан Д.Х. 90-е. Кино, которое мы потеряли. – М.: Зебра-Е, 2007. – 272 с.
  2. График премьер 2013 [Электронный ресурс] // Кинопоиск: [сайт]. – URL: http://www.kinopoisk.ru/premiere/ru/2013/ (25.03.2014)
  3. Есть ли будущее у российской киноиндустрии [Электронный ресурс] // 72 вольт: [сайт]. – URL: http://72v.ru/est-li-budushhee-u-rossijskoj-kinoindustrii/ (25.03.2014)
  4. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 496 с.
  5. Закревский Ю.А. Наше родное кино. – М.: ИТРК, 2004. – 208 с.
  6. Касса кинопроката [Электронный ресурс] // Кинобизнес сегодня: [сайт]. – URL: http://www.kinobusiness.com/kassa_kinoprokata/ (25.03.2014)
  7. Киноиндустрия за рубежом // «СК-Новости» (Орган союза кинематографистов России) №42, 2013.
  8. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 344 с.
  9. Кончаловский А.С. 9 глав о кино и т.д. – М.: Эксмо, 2013. – 176 с.
  10. Культурный шок: «Жизнь и судьба». Далекое прошлое или близкое настоящее [Электронный ресурс] // Радио ЭХО Москвы: [сайт]. – URL: http://www.echo.msk.ru/programs/kulshok/944023-echo/ (25.03.2014)
  11. Культурный шок: «Три мушкетера». Перезагрузка [Электронный ресурс] // Радио ЭХО Москвы: [сайт]. – URL: http://www.echo.msk.ru/programs/kulshok/1193362-echo/ (25.03.2014)
  12. О состоянии российской киноиндустрии, возможностях и перспективах ее развития до 2015 года [Электронный ресурс] // Broadcasting: [сайт]. – URL: http://www.broadcasting.ru/articles2/kinoproizv/o-sostoyanii-rossiiskoi-kinoindustrii (25.03.2014)
  13. Огурчиков П.А. Мастерство продюсера кино и телевидения. – М.: Юнити, 2007. – 864 с.
  14. Российское кино в прокате: нелегкая доля [Электронный ресурс] // Полит.ру: [сайт]. – URL: http://polit.ru/article/2012/09/19/kpl_larionov/ (25.03.2014)
  15. Федор Бондарчук назначен председателем совета директоров «Ленфильма» [Электронный ресурс] // Единая страна: [сайт]. – URL: http://www.novostimira.com.ua/news_31187.html (25.03.2014)
  16. Шапрон Ж., Жессати П. Принципы и механизмы финансирования французского кино. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. – 96 с.
  17. Щукина Т.А. Особенности и перспективы развития киноиндустрии в Канаде // США. Канада. Экономика-политика-культура. – 2003. – №3. – С. 87–105.

Методы распространения кинопродукции и проблемы их совершенствования на примере деятельности ОАО «Киностудия «Ленфильм»