Конспект урока для 2 класса «Сказочные кружева Балахны»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №39 г Арзамас Нижегородской области

Конспект урока для 2 класса

«Сказочные кружева Балахны»

воспитатель группы компенсирующей направленности

Кривоногова Татьяна Ивановна

г Арзамас

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Образовательная область: «Труд»

Цель:

    Формирование эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру, приобщение детей к восприятию народного искусства родного края.

Задачи:

    приобщать детей к восприятию народного искусства родного края;

    знакомить с народным творчеством - кружевоплетением;

    формировать умение видеть красоту кружев, замечать разное построение узора в разных по форме и назначению кружевных изделиях;

    развивать творческие способности, мышление, воображение, эстетическое восприятие;

    воспитывать у детей интерес к народным традициям и обычаям; уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи;

    обогащать словарный запас детей специальной терминологией: «коклюшки», «сколок», «кружева», «мастерская», «узор»;

    приобщать детей к музыкальному искусству.

Материал: : Кружевные салфетки разного размера и цвета, платки, воротнички, манжеты, одежда, тематические иллюстрации, коклюшки, нитки разного цвета для плетения косичек, крючки, подушечка (из пенопласта), булавки с круглыми головками.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций и предметов с Болохнинскими кружевами, знакомство с русскими костюмами, в украшении которых присутствовали кружева, пение песен, чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, беседы о русском быте и традициях.

Правила по техники безопасности:

    хранить булавки в игольнице,

    бережно относится к своей работе и инструментам для работы,

    не брать булавки, крючки в рот, не вкалывать их в одежду,

    приводить свое рабочие место в порядок,

    в случае травматизма, плохого самочувствия обратиться к педагогу за помощью.

2. Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель и дети в русских народных костюмах под музыку «Во поле березка стояла» входят в зал (оформленный под мастерскую).

Воспитатель читает стихотворение (под муз. сопровождение рус. нар. мел. "Во саду ли во городе...")

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Золотые кружева,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

А. Плотников.

Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в старинной мастерской, где люди (мастера) занимались старинным мастерством - кружевоплетением.

Рассказ педагога об истории русского кружевоплетения:

Ребята, а вы знаете, откуда кружева получили свое название? В старину одежда называлась «окружение», а когда по ней пускали кружева, то они кружились – «узор кружится», от этого, и появилось такое название – Кружева. Очень многие женщины и богатые, и бедные плели кружева. Богатые плели золотыми нитями, бедные – белыми. Чтобы не было скучно, мастерицы пели песни. Красота балахнинских русских кружев ценилась не только в России, но и далеко за её пределами. Русское кружево Балахны, создаваемое руками наших мастериц – одно из красивейших народных промыслов. балахнинское кружевоплетение отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров. В старину, когда девушке собирали сундук с приданным, туда обязательно складывались кружевные скатерти, носовые платочки, салфетки. Современное кружевоплетение Балахны, как вид декоративно - прикладного искусства сохраняет и развивает традиции прошлого. Следует отметить, что плетение кружев – занятие интереснейшее. Стоит только один раз «сесть за коклюшки» и они будут притягивать Вас снова и снова. Тем более, что инструмент для плетения был нехитрый. Процесс плетения кружев не требовал особых помещений и приспособлений. Кружева плели дома, используя простой комплект для плетения, состоящий из подушки, козел, сколка (рисунка – узора), металлических булавок, ножниц и коклюшек. Изделия балахнинских мастериц высоко ценились и предлагались на продажу в ярмарочных кружевных рядах, а также попадали во многие города России : Москву, Казань, Самару, Владимир, Орёл, Харьков, Астрахань и за границу - Париж, Вену, Лондон. Исторический факт - свадебное платье королевы Виктории украшали балахнинские кружева. Ассортимент кружевных изделий был многообразен. С одной стороны - это бельевое кружево : концы полотенец, простынь, подзоры, салфетки, скатерти, кружево на отделку подушек, на комоды, подносы ; с другой - изделия для отделки женской, а также мужской одежды : галстуки, пояса, каймы платков, наколки на причёску, головные уборы ( шапочки ), перчатки, кофты, платья, воротники, манжеты, накидки, шали, косынки и платки. Балахна, которая так же, как и наш Арзамас, в котором живём мы с вами, находится в Нижегородской области, стала центром кружевоплетения Нижегородского Поволжья 200 лет назад. С незапамятных времен Балахна славилась своими самобытными промыслами и ремеслами, но особое место среди них занимал чисто женский, кружевной промысел. Кружевоплетение стало широко распространяться в крестьянскую среду, охватив близлежащие волости обширного Балахнинского уезда, но центром плетения всей Нижегородской губернии оставалась Балахна, где сложился свой «балахнинский манер» плетения кружев.

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы когда - нибудь, любовались морозными узорами на стекле? Или зимним лесом, где пушистые от снега ветки переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи?

Ответы детей: 1.Я видел деревья, у которых ветки переплелись между собой; 2.Я видела солнце, которое выглядывало через веточки.

Воспитатель: Жаль только, что эта красота не долговечна - пригреет солнышко, подует ветер - и нет ее, а вот эти ажурные узоры, это сказочная красота не исчезнет, не растает.

Ребята, давайте подойдем к выставке и посмотрим на представленные изделия, созданные из кружев: салфетки, платки, воротнички, манжеты, одежда.

Дети проходят к выставке и рассматривают представленные экспонаты.

Воспитатель: Посмотрите, какие это узоры, кажется, невозможно разобраться в хитросплетении нитей, словно какая-то загадка заключается в замысловатых узорах. Кружевами украшают одежду, белье, салфетки, вазы, закладку для книги и т. д. Самые известные модельеры работают с кружевом.

Дети: А кружева плетут из ниток и раньше и сейчас?

Воспитатель: Да, ребята, кружева и раньше плели из ниток и сейчас плетут из них. А нитки бывают разные, вот посмотрите (показывает детям разные образцы ниток: шелковые, мулине, льняные, хлопчатобумажные), намотанные на коклюшки. Коклюшки это круглые деревянные палочки с головкой на одном конце. На шейку коклюшки наматывают нити и плетут кружева. Перекидывая одну коклюшку на другую. Еще делают специальную подушечку, в которую воткнуты булавки с твердой головкой (похожие на гвоздики). Нити обвивают вокруг булавок и сплетают в прекрасные кружева.

Предложить детям рассмотреть крючки № 0; 1; 2.

Воспитатель: Ребята, крючки тоже использовали и используют сейчас в плетении кружев.

Воспитатель: Ребята, а давайте представим, что мы с вами – настоящие мастера, которые умеют плести красивые кружева. Сейчас я скажу волшебные слова, и мы превратимся в известнейших мастеров и сплетем простой и в тоже время основной прием плетения, который называется «плетешок - косичка».

Воспитатель произносит «волшебные слова», дети садятся за столы и начинают плести косичку.

Дети: А давайте, как было в старину. Вы рассказывали, что когда плетут кружева, поют русские песни. Давайте споем нашу любимую песню.

Песня (Русская нар. мелодия, сл. Н. Щеголькова).

Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках,

Синие зори и синие птицы, -

С этою красою ничто не сравнится.

Звонкими волнами кружатся краски.

Чтобы блестели анютины глазки.

Льется узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не смог повторится.

По окончании воспитатель предлагает организовать мини-выставку детских работ, назвать её и оценить получившиеся работы.

Литература:

    Изобразительная деятельность и художественный труд. Комплексные занятия / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2015.

2.Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3. Моя Родина-Россия. Для занятий с детьми 5-7 лет. Сост. К, Ю Белая, А. Е.Жемчугова, М. А.Злобина, Н. Ю.Кудрявцева.- М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2015.

4.Наша Родина.: Пособие для воспитателей детского сада. Сост. Н. Ф.Виноградова, М. А. Козлова.-М.: Просвещение, 1984.

5.Народно-художественные промыслы Горьковской области. Сост. А. В.Широков - Горький:Волго-Вятское издательство, 1986.