Конспект урока для 2 класса «Сказочные кружева Балахны»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №39 г Арзамас Нижегородской области
Конспект урока для 2 класса
«Сказочные кружева Балахны»
воспитатель группы компенсирующей направленности
Кривоногова Татьяна Ивановна
г Арзамас
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Образовательная область: «Труд»
Цель:
Формирование эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру, приобщение детей к восприятию народного искусства родного края.
Задачи:
приобщать детей к восприятию народного искусства родного края;
знакомить с народным творчеством - кружевоплетением;
формировать умение видеть красоту кружев, замечать разное построение узора в разных по форме и назначению кружевных изделиях;
развивать творческие способности, мышление, воображение, эстетическое восприятие;
воспитывать у детей интерес к народным традициям и обычаям; уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи;
обогащать словарный запас детей специальной терминологией: «коклюшки», «сколок», «кружева», «мастерская», «узор»;
приобщать детей к музыкальному искусству.
Материал: : Кружевные салфетки разного размера и цвета, платки, воротнички, манжеты, одежда, тематические иллюстрации, коклюшки, нитки разного цвета для плетения косичек, крючки, подушечка (из пенопласта), булавки с круглыми головками.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций и предметов с Болохнинскими кружевами, знакомство с русскими костюмами, в украшении которых присутствовали кружева, пение песен, чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, беседы о русском быте и традициях.
Правила по техники безопасности:
хранить булавки в игольнице,
бережно относится к своей работе и инструментам для работы,
не брать булавки, крючки в рот, не вкалывать их в одежду,
приводить свое рабочие место в порядок,
в случае травматизма, плохого самочувствия обратиться к педагогу за помощью.
2. Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель и дети в русских народных костюмах под музыку «Во поле березка стояла» входят в зал (оформленный под мастерскую).
Воспитатель читает стихотворение (под муз. сопровождение рус. нар. мел. "Во саду ли во городе...")
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Золотые кружева,
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
А. Плотников.
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в старинной мастерской, где люди (мастера) занимались старинным мастерством - кружевоплетением.
Рассказ педагога об истории русского кружевоплетения:
Ребята, а вы знаете, откуда кружева получили свое название? В старину одежда называлась «окружение», а когда по ней пускали кружева, то они кружились – «узор кружится», от этого, и появилось такое название – Кружева. Очень многие женщины и богатые, и бедные плели кружева. Богатые плели золотыми нитями, бедные – белыми. Чтобы не было скучно, мастерицы пели песни. Красота балахнинских русских кружев ценилась не только в России, но и далеко за её пределами. Русское кружево Балахны, создаваемое руками наших мастериц – одно из красивейших народных промыслов. балахнинское кружевоплетение отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров. В старину, когда девушке собирали сундук с приданным, туда обязательно складывались кружевные скатерти, носовые платочки, салфетки. Современное кружевоплетение Балахны, как вид декоративно - прикладного искусства сохраняет и развивает традиции прошлого. Следует отметить, что плетение кружев – занятие интереснейшее. Стоит только один раз «сесть за коклюшки» и они будут притягивать Вас снова и снова. Тем более, что инструмент для плетения был нехитрый. Процесс плетения кружев не требовал особых помещений и приспособлений. Кружева плели дома, используя простой комплект для плетения, состоящий из подушки, козел, сколка (рисунка – узора), металлических булавок, ножниц и коклюшек. Изделия балахнинских мастериц высоко ценились и предлагались на продажу в ярмарочных кружевных рядах, а также попадали во многие города России : Москву, Казань, Самару, Владимир, Орёл, Харьков, Астрахань и за границу - Париж, Вену, Лондон. Исторический факт - свадебное платье королевы Виктории украшали балахнинские кружева. Ассортимент кружевных изделий был многообразен. С одной стороны - это бельевое кружево : концы полотенец, простынь, подзоры, салфетки, скатерти, кружево на отделку подушек, на комоды, подносы ; с другой - изделия для отделки женской, а также мужской одежды : галстуки, пояса, каймы платков, наколки на причёску, головные уборы ( шапочки ), перчатки, кофты, платья, воротники, манжеты, накидки, шали, косынки и платки. Балахна, которая так же, как и наш Арзамас, в котором живём мы с вами, находится в Нижегородской области, стала центром кружевоплетения Нижегородского Поволжья 200 лет назад. С незапамятных времен Балахна славилась своими самобытными промыслами и ремеслами, но особое место среди них занимал чисто женский, кружевной промысел. Кружевоплетение стало широко распространяться в крестьянскую среду, охватив близлежащие волости обширного Балахнинского уезда, но центром плетения всей Нижегородской губернии оставалась Балахна, где сложился свой «балахнинский манер» плетения кружев.
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы когда - нибудь, любовались морозными узорами на стекле? Или зимним лесом, где пушистые от снега ветки переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи?
Ответы детей: 1.Я видел деревья, у которых ветки переплелись между собой; 2.Я видела солнце, которое выглядывало через веточки.
Воспитатель: Жаль только, что эта красота не долговечна - пригреет солнышко, подует ветер - и нет ее, а вот эти ажурные узоры, это сказочная красота не исчезнет, не растает.
Ребята, давайте подойдем к выставке и посмотрим на представленные изделия, созданные из кружев: салфетки, платки, воротнички, манжеты, одежда.
Дети проходят к выставке и рассматривают представленные экспонаты.
Воспитатель: Посмотрите, какие это узоры, кажется, невозможно разобраться в хитросплетении нитей, словно какая-то загадка заключается в замысловатых узорах. Кружевами украшают одежду, белье, салфетки, вазы, закладку для книги и т. д. Самые известные модельеры работают с кружевом.
Дети: А кружева плетут из ниток и раньше и сейчас?
Воспитатель: Да, ребята, кружева и раньше плели из ниток и сейчас плетут из них. А нитки бывают разные, вот посмотрите (показывает детям разные образцы ниток: шелковые, мулине, льняные, хлопчатобумажные), намотанные на коклюшки. Коклюшки это круглые деревянные палочки с головкой на одном конце. На шейку коклюшки наматывают нити и плетут кружева. Перекидывая одну коклюшку на другую. Еще делают специальную подушечку, в которую воткнуты булавки с твердой головкой (похожие на гвоздики). Нити обвивают вокруг булавок и сплетают в прекрасные кружева.
Предложить детям рассмотреть крючки № 0; 1; 2.
Воспитатель: Ребята, крючки тоже использовали и используют сейчас в плетении кружев.
Воспитатель: Ребята, а давайте представим, что мы с вами – настоящие мастера, которые умеют плести красивые кружева. Сейчас я скажу волшебные слова, и мы превратимся в известнейших мастеров и сплетем простой и в тоже время основной прием плетения, который называется «плетешок - косичка».
Воспитатель произносит «волшебные слова», дети садятся за столы и начинают плести косичку.
Дети: А давайте, как было в старину. Вы рассказывали, что когда плетут кружева, поют русские песни. Давайте споем нашу любимую песню.
Песня (Русская нар. мелодия, сл. Н. Щеголькова).
Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы, -
С этою красою ничто не сравнится.
Звонкими волнами кружатся краски.
Чтобы блестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повторится.
По окончании воспитатель предлагает организовать мини-выставку детских работ, назвать её и оценить получившиеся работы.
Литература:
Изобразительная деятельность и художественный труд. Комплексные занятия / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2015.
2.Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Моя Родина-Россия. Для занятий с детьми 5-7 лет. Сост. К, Ю Белая, А. Е.Жемчугова, М. А.Злобина, Н. Ю.Кудрявцева.- М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2015.
4.Наша Родина.: Пособие для воспитателей детского сада. Сост. Н. Ф.Виноградова, М. А. Козлова.-М.: Просвещение, 1984.
5.Народно-художественные промыслы Горьковской области. Сост. А. В.Широков - Горький:Волго-Вятское издательство, 1986.