Уроки — это не скучно!
Вот уже пятый год СОШ № 1918 проводит семинар для учителей Северо-Западного округа Москвы под названием «Преемственность в обучении и воспитании учащихся I и II ступеней».
Ни для кого не секрет, что дети сейчас не читают, а отдают предпочтение просмотру телепередач, следовательно, теряются коммуникативные навыки, и мы редко можем услышать от учеников грамотную речь. Путей развития устной и письменной речи школьников немало, в том числе — проведение интегрированных уроков. Так, на нынешнем семинаре был представлен необычный урок: «Природоведение–физика–литература. Диффузия в твёрдых телах, жидкостях и газах». Такие Странные на первый взгляд Сближения гуманитарных и естественных дисциплин помогают нащупать взаимосвязи, которыми пронизан мир.
Есть и другая идея, которая приходит на помощь при решении задачи:
“Что делать, когда нужно детально изучить произведение?”
В этом случае можно придумать урок-спектакль, — уловив атмосферу эпохи автора произведения, сыграть его на сцене с учениками. Один из таких уроков — «Небывалое путешествие в Германию» на основе произведений братьев Гримм — был представлен в школе. Удачным было наличие и здесь некоторой интеграции: постановка содержала элементы биографии братьев-сказочников, исторические сведения о Германии и немецких писателях и поэтах, а также чтение их стихов на русском и немецком языках. Такие уроки не позволят никому скучать — ни преподавателям, ни их подопечным.
Идея глубинного погружения в атмосферу конкретного произведения или литературы определённой страны является движущей в проекте «Книгоград», в рамках которого и проходил в этом году семинар.
Проект приурочен к объявлению Правительством РФ 2007 года «Годом чтения» и предполагает проведение в Москве Литературного карнавала по мотивам известных произведений русской и мировой литературы для учащихся всех классов средних школ. Автор проекта — учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1918 Л. Н. Мифтахова — связывает его с тем, чтобы:
— приобщить школьников к культуре с помощью лучших классических и современных произведений мировой литературы;
— формировать индивидуальное и образное мышление посредством театрального “оживления” героев литературных произведений;
— вводить в учебный процесс развлекательные, познавательные, игровые программы;
— создавать условия для проявления и развития творческих способностей школьников;
— формировать креативное мышление и нацеленность ребёнка на создание коллективного или индивидуального творческого продукта.
Что касается достижения всех этих целей в рамках проекта, то, по словам его руководителя К. Б. Фисенко, предполагается и создание литературного комплекса «Книгоград» (Московская Городская дума уже пообещала выделить павильон на ВВЦ под этот комплекс) на манер западных литературных парков, воссоздающих атмосферу книг национальных писателей-классиков. В таком литературном комплексе должны быть не только сами книги и их герои — интерьеры и природные условия в парке тоже должны соответствовать произведению.
В проведение карнавала планируется вовлечь учеников московских школ.
Кажется, такого в столице ещё не было.
Посмотрим?