Сочинене по роману Тургенева «Дым»


Как и в прежних романах Тургенева, любовная интрига в «Дыме» присутствует. Но гораздо больше места уделено социально-политическим вопросам, остро вставшим перед всем населением России в 60-е пореформенные годы. Роман (бессмертное произведение) «Дым» по своему критическому уклону можно назвать даже сатирическим. Объектом сатиры в романе стало дворянство.

Тургенев скептически изображает два общественных движения — сторонников Губаревых и сторонников Ратмирова. Тургенев наделяет Губарева и его окружение непривлекательными чертами. Например, Губарев был «господином наружности почтенной и немного туповатой, лобастым, бородастым, с широкой шеей, с косвенным, вниз устремленным взглядом». Степан Николаевич Губарев прикрывается маской «народника», либерала. Он поручает своим приверженцам писать сочинения по социальным вопросам. Ворошилов оперирует именами ученых, деятельность которых он понимает очень смутно. Ворошилова Тургенев сравнивает с «молодым петухом».

Восторженный Бамбаев превращается в лакея братьев Губаревых. Матрена Суханчикова сочиняет небылицы, изгоняется Губаревым и создает собственную партию из двух приверженцев-матреновцев. Тургенев высмеивает Матрену Суханчикову, которая видит в швейных машинах реальный путь освобождения женщины: «Надо всем, всем женщинам запастись швейными машинами и составлять общества, эдак они все будут хлеб себе зарабатывать и вдруг независимыми станут». В финале романа «Дым» Губарев становится ярым крепостником.

Основную критику Тургенев направил на «генеральский» лагерь Ратмирова. Генералы приобрели чины или благодаря связям, или усмирением крестьян (Ратмиров), или покорением «инородцев» (генерал О. О.). Генералы-аристократы мечтают о возвращении крепостнических порядков, о разгроме студенчества, печати: «Вежливо, но в зубы». Тургенев высветил связь реакционной идеологии с интересами крупных помещиков. В сцене пикника на террасе Веденского замка генералы показаны как символ реакционных сил царской России, стремящихся свести на нет даже ограниченную реформу 19 февраля. Здесь Тургенев по манере изображения сближается с Салтыковым-Щедриным.

Главной общественной силой, противостоящей крепостникам, Тургенев считает не либералов, а демократию.

Главный герой романа «Дым», Григорий Литвинов, является сыном отставного чиновника и дворянки. Он воспитан матерью на европейском опыте, учился в университете, симпатизирует демократам. Он участвовал в Крымской кампании 1855 года, ездил за границу изучать агрономию. После четырех лет, проведенных в Западной Европе, он вернулся в Россию помогать в хозяйстве отцу. Литвинов противопоставляется проживающим в Бадене. Литвинов стоит вне политики: «Собственно у меня нет никаких политических убеждений».

Тургенев и хотел бы сделать из Литвинова хозяйственного российского деятеля, да не получилось. Он «...возобновил фабрику, завел крошечную ферму с пятью вольнонаемными работниками...», «расплатился с главными частными долгами...». Это, конечно, очень даже неплохо! Но Тургенев поясняет: «Хозяйничанье в России невеселое... О преобразованиях и нововведениях, разумеется, не могло быть и речи...»

Литвинов необходим России как честный работник. Литвинов является единственным оппонентом «баденовских генералов». Генерал Ратмиров считает Литвинова карбонарием. Слушая разговор генералов, Литвинов чувствовал, что «его честная, плебейская гордость так и возмущалась... Он любил все, что они ненавидели, он ненавидел все то, что они любили». Он считал их врагами. Литвинов в разговоре о влиянии Западной Европы на Россию обращает внимание на целесообразность только некоторых заимствований.

История любви Литвинова и Ирины носит трагический оттенок. Литвинов после долгих попыток освободиться от своего чувства, которому он не мог найти оправдания и объяснения, находит счастье с замечательной русской девушкой Таней. Это честная, добрая и мужественная девушка. Она лечит крестьян, заводит школу. Тургенев восхищается невестой Литвинова, «удивительным выражением доброты и кротости в умных, светло-карих глазах, с нежным белым лбом, на котором, казалось, постоянно лежал луч солнца».

Разночинцу Потугину писатель доверил высказаться о проблемах русского общества. Потугин ратует за цивилизацию, за необходимость учиться и много работать. Потугин — убежденный западник. Но принимает западноевропейское с отбором.

Красивую и страстную Ирину автор рисует как жертву аристократического общества. Она увлечена блеском высшего света. Ее воспитание и былое величие князей Осининых связывают ее со светской жизнью. Ирина стала любовницей царя. С точки зрения аристократического общества это было ее успехом. Ирина относится к высшему свету с иронией, но оставить его не может. Она жалуется Литвинову: «Я умоляла тебя спасти меня, я сама надеялась все изгладить, сжечь все, как в огне... но, видно, мне нет спасения; видно, яд слишком глубоко проник в меня...» Красота и ум не принесли ей счастья. Ирина презирала всесильных «особ» и собственного мужа генерала Ратмирова.