Конспект урока русского языка в 1 классе «Чтение слогов, слов, предложений с буквой м»
Предмет: Обучение грамоте
Класс: 1
Тема урока:
.
Тип урока: закрепления и систематизации знаний учащихся.
Применяемые технологии:
Индивидуально – дифференцированный подход;
Здоровьесберегающие;
Игровые;
Технология проблемно - ориентированного обучения на базе инструментов ОТСМ – ТРИЗ (ОТСМ – общая теория сильного мышления; ТРИЗ – теория решения изобретательских задач).
Методы обучения:
Перцептивные (словесные, практические, наглядные);
Логические (дедукция)
Проблемно-поисковые
Способы организации деятельности:
Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний учащихся.
Цель: Закрепить знания учащихся о согласных звуках [м] и [м'], букве М м.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование навыка сознательного, орфоэпически правильного, выразительного, слогового и беглого чтения с изученными буквами;
- развитие фонематического восприятия;
- формирование умения работать с текстом, четко отвечать на поставленный вопрос;
- развитие связной речи;
Коррекционно-развивающие:
- коррекция познавательной деятельности на основе упражнения в анализе и синтезе;
- совершенствование зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
- коррекция произвольного внимания на основе упражнения в переключении внимания на одном объекте и с одного вида деятельности на другой;
- развитие осязания на основе упражнения в узнавании предмета;
- развитие слухового внимания, мышления, памяти и творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание мотивации к учению;
- воспитание трудолюбия.
Оборудование:
Индивидуальные карточки с учетом индивидуальных зрительных возможностей учащихся, разрезные сюжетные картинки, модель ЭИЗ, предметы для осязания, книги о профессиях, учебник, подставка для учебников, тренажер для глазной гимнастики, метка на стекле, настольная лампа, телевизионная лупа.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин).
Ученики: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Учитель: Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь правильно читать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II. Постановка темы урока (1 мин)
Учитель: Сегодня на уроке мы закрепляем наши знания о букве М и звуках [м] [м']. Еще у нас на уроке будет интересная тема. О ней чуть позже.
III. Актуализация знаний. (8 мин)
Индивидуальные задания (3 мин)
Индивидуальные задания учащимся с учетом рекомендаций психолога, логопеда и дефектолога.
Ученик 1: Раздели карточки со слогами на две группы. (согласный твердый и мягкий).
Ученик 2: Среди карточек найди буквы, которые написаны правильно.
Ученик 3:
. Использование приема ТРИЗ. (на доске перепутана последовательность карточек со словами: звук, слог, слово, словосочетание, предложение, текст)
Ученик 4: Проверь
буквы М. Использование приема ТРИЗ. Работа по модели
Признака |
Признака |
|
М |
Гласн./ /согл. |
Гласн. |
Звон./ /глух. |
Звон. |
|
Тверд./ /мягк. |
Тверд./ /мягк. |
|
Парн./ /непарн. |
Парн. |
Фронтальная работа
1. Игра
. Использование приема ТРИЗ.
Работаем с опорой на ленту букв
Учитель: - Я загадала одну из изученных нами букв.
Ученик: - Она гласная?
- Нет.
- Обозначает звонкий звук?
- Да.
- Она справа от Л?
- Нет.
- Она между буквами Н и Л?
- Да.
- Это М.
- Правильно.
2. Вспомните и расскажите стихотворение про букву М.
3. Проверка учеников, которые работали индивидуально. Исправление ошибок. Устное оценивание.
4.
звук [м] в лифте.
Учитель: - Звук [м].
- Слог? (Ответы детей: называют слог со звуком [м] ).
- Слово? (Ответы детей: называют слово с названным слогом)
- Словосочетание? (Ответы детей: называют словосочетание с названным словом)
- Предложение? (Ответы детей: называют предложение с составленным словосочетанием)
- Текст? (Ответы детей)
- Молодцы.
5. Чтение слогов на индивидуальных карточках (У всех одинаковые)
ЛЕТ ФЮ
ЛЕС ЧИК
МА НИК
ПАР МЕР
А) Прочитайте правый столбик слогов.
Б) Прочитайте левый снизу вверх.
В) Прочитайте слоги с буквой М. Какой звук она обозначает в каждом слоге?
Г) Прочитайте слоги, написанные зеленым.
Д) Прочитайте слоги, но
с буквой Е (Вместо этого слога говорим слово –
)
Е) Прочитайте слоги, но
с буквой Р.
Учитель: Эти слоги волшебные они нам еще пригодятся.
6. Разгадывание слова (карточка у каждого ученика)
1 – ф 3 – е 5 – с 7 - и
2 – п 4 – р 6 – о 8 – я
4 |
6 |
1 |
3 |
5 |
5 |
7 |
7 |
Учитель: Посмотрите, рядом с каждой цифрой написана буква. Под каждой цифрой в таблице, напишите такую же букву, рядом с которой она стоит, вверху над таблицей. Это слово является темой нашего разговора. (Профессии)
- Какие профессии вы знаете?
- Кто я по профессии?
- Кем работают ваши родители?
- Кем вы мечтаете стать?
- А кем мечтают стать другие ребята, мы узнаем, прочитав текст в
на стр.92, но сначала гимнастика для глаз.
IV. Физкультминутка. Гимнастика для глаз по рекомендации врача - офтальмолога. (2 мин)
V. Работа по учебнику. (7 мин)
(работа с ручной лупой и телевизионной лупой по рекомендации врача - офтальмолога)
- Кого мы видим на рисунке?
- Чем заняты ребята?
- Обычной ли машиной управляет мальчик?
Чтение текста хорошо подготовленным учеником.
Самостоятельное чтение.
Чтение по цепочке вслух.
- Какие профессии нам встретились в тексте?
- Какие из них вам не знакомы?
- Слесарь – рабочий по сборке и ремонту металлических изделий.
- Историк – человек, который рассказывает нам о событиях прошлого времени.
- Прочитайте слова с буквой М. Какое она место занимает в слове? Какой звук обозначает?
- Найдите и прочитайте, кем хочет стать Слава? (Вера, Виктор, Светлана, Павлик)
- Как же зовут наших мальчиков на рисунке?
- Отгадайте, как зовут каждого из них. Максим не мечтает стать художником, и он не сидит за компьютером.
- Кто же Максим?
- Роман находится справа на рисунке от гонщика.
- Кем же мечтает стать Роман?
- Кем мечтает стать Сева?
VI.Физкультминутка. (2 мин)
- Если я говорю – водолаз, вы выполняете движение пловца, космонавт - вы поднимаете руки вверх, военный – маршируете.
VII. Работа с сюжетными картинками. (5 мин)
Каждый получает разрезную сюжетную картинку с изображением человека определенной профессии: повар, парикмахер, милиционер, пожарный, космонавт, шофер.
Учитель: Составьте картинку и скажите предложение о том, что делает человек вашей профессии. Остальные отгадывают. (Ответы детей)
- Поднимите руку у кого в название профессии есть звуки [м] или [м']?
- Какое место занимает он в слове?
Остальные по очереди называют звук по заданию учителя из названия профессии. (первый. третий, последний и т. д.)
VIII. Повторение и закрепление изученного материала. (12 мин)
Учитель: Прочитайте слово, написанное на доске.
Ученик: Врач.
Учитель: Закрыли глазки, открыли и посмотрели, что изменилось? ( вра – ч)
Ученик: Вы его разделили на слоги и сделали это не правильно.
На доске схема:
Учитель: К названию какой из ваших профессий подходит это схема?
Учитель: Прочитайте слово, написанное на доске.
Ученик: Пожарный
Учитель: Проверьте, правильно ли стоит ударение в этом слове? (Ответы детей)
Учитель: Прочитайте слово, написанное на доске.
Ученик: Бант.
Учитель: Закрыли глазки, открыли и посмотрели, что изменилось?
Ученик: Бинт.
Учитель: К какой профессии относится этот предмет?
Ученик: Врач.
Игра
Учитель: Я приготовила вам предметы, которые принадлежат людям разных профессий, и хочу, чтоб вы узнали с закрытыми глазами с помощью рук, кому принадлежат эти предметы.
Ученики достают по одному предмету и угадывают, кому он принадлежит. (кисточка, машина, указка, шприц, расческа, половник)
Учитель: Молодцы! А как вы думаете, есть ли у профессии цвет и запах? Детский писатель Д. Родари даже написал стихи:
,
. Можно взять и почитать их в нашей библиотеке, а еще там есть книга
, в которой описываются более ста профессий. (Демонстрация книг) Рекомендую почитать.
Работа по модели
Использование приема ТРИЗ.
Учитель: А чем занимается маляр? Какой запах и цвет у его профессии?
Учитель: Работаем со словом
по модели.
Дети отгадывают имена признаков.
Признака |
Признака |
|
Маляр |
? |
5 |
? |
2 |
|
? |
3 |
|
? |
2 |
|
? |
1 |
|
? |
2-й |
Признака |
Признака |
|
Маляр |
Кол-во букв |
5 |
Кол-во слогов |
2 |
|
Кол-во звон. согласных |
3 |
|
Кол-во тверд. согласных |
2 |
|
Кол-во мяг. согл. |
1 |
|
Место ударного слога |
2-й |
Учитель: Вернемся к нашим слогам, написанным у вас на карточках. Если соединить слоги одного столбика с другим, то получатся названия профессий.
Учитель: Как называют врача, который лечит животных?
- Через синий океан ведет судно…..?
Каждый ученик получает карточку с названием одной из профессий.
Лесник ветеринар
летчик капитан
маляр парфюмер
- Возьмите карандаш, разделите свое слово на слоги и поставьте ударение. Проверьте друг у друга.
Игра
Использование приема ТРИЗ.
В
учитель приглашает учеников, которые имеют слова со следующими признаками:
Звук [м] или [м'] в слове.
Первый звук звонкий
Первый звук глухой.
Двусложные слова.
Ударение падает на второй слог.
Первый звук мягкий.
Шесть букв.
Последний звук звонкий.
XI. Подведение итогов урока (рефлексия) (2 мин)
- Знания о каких звуках мы с вами закрепляли?
- Какие новые профессии вы узнали?
- Что было на уроке трудным?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
Учитель: Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились правильно читать?
Ответы полные давали?
И на уроке не зевали?
Учитель: Дома нарисуйте, кем вы хотите стать, и мы сохраним рисунки до двенадцатого класса, а там посмотрим, изменились ли ваши мечты.
Спасибо за урок.
План – конспекта урока № 2/37
По обучению грамоте учителя Кирееой В. И. в 1
классе.
Вятка |
|
Уса |
|
Волга |
|
Урал |
|
Иртыш |