Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой


Лирика М. И. Цветаевой многопланова и тематически разнообразна, но общую тональность поэзии все же можно определить как романтическую, с неотъемлемым для романтизма ощущением трагичности бытия.

Роман (бессмертное произведение)тическое несоответствие между идеалом и реальностью. Мотив одиночества. Конфликт между внутренним миром и окружающей действительностью, основной для романтического мировоззрения, становится для поэзии М. И. Цветаевой ключевым. Отсюда возникает и сквозной мотив одиночества, встречающийся и в ранней лирике, и в поздний период творчества поэтессы:

Поздний свет тебя тревожит?Не заботься, господин!Я - бессонна. Спать не можетКто хорош и кто один."Поздний свет тебя тревожит?.." (тысяча девятисот семнадцатого)

Звучит эта тема часто и в стихотворениях любовной тематики М. И. Цветаевой. Лирическая героиня, способная на сильные чувства, не находит равного по силе ответа. Например, стихотворение "Вчера еще в глаза глядел…" (1920) передает эмоциональные переживания, боль и обиду покинутой героини так достоверно, так по-женски искренне, что получает обобщенное звучание:

Увозят милых корабли,Уводит их дорога белая…И стон стоит вдоль всей земли:"Мой милый, что тебе я сделала?"

Когда еще любящее сердце не может примириться с угасшим чувством в душе другого, одиночество захлестывает с головой, все теряет свой смысл и цену, сама жизнь превращается в "копейку ржавую". Без любви нет жизни, нет будущего, нет ничего…

М. И. Цветаева не мыслила себя без любви, но нельзя ее представить и без темы творчества. Поэзия была для М. И. Цветаевой таким же источником жизни, без которого душа страдала и иссыхала. Но и в творческом предназначении, в преданном служении поэтическому дару, звучит тема одиночества и непонятости. Оторванность лирической героини от действительности углубляется осознанием высокой миссии, возложенной на поэта Творцом:

Что же мне делать, певцу и первенцу,В мире, где наичернейший - сер!Где вдохновенье хранят, как в термосе!С этой безмерностью в мире мер?!"Поэт" (1923)

Образ стихии. Порывистость, мощь, энергетика переполняет лирику М. И. Цветаевой. Эксперименты поэтессы в области синтаксиса и словообразования порой были вызваны именно стремлением вложить в напечатанные строки ощущение стихии. Эта творческая сила могла выражаться в поэзии скрыто, но могла и становится предметом произведения:

Вскрыла жилы: неостановимо,Невосстановимо хлещет жизнь.Подставляйте миски и тарелки!Всякая тарелка будет - мелкой,Миска - плоской.Через край - и мимоВ землю черную, питать тростник.Невозвратимо, неостановимо,Невосстановимо хлещет стих."Вскрыла жилы: неостановимо…" (1934)

Для М. И. Цветаевой жизнь и поэзия не мыслятся одна без другой. Развернутая метафора "стих - кровь" лежит в основе стихотворения и является его идеей. Жизнь-поэзия - это могучая сила, бьющая "через край", потому и используется автором экспрессивный глагол "хлещет", определениями к которому выбираются не менее выразительные "неостановимо", "невосстановимо". Резкое противопоставление вводит поэтесса в стихотворение, сталкивая в тексте одухотворенное творческое начало и прозу жизни (миски, тарелки), приземленный характер быта усиливается эпитетами "мелкая", "плоская". Роман (бессмертное произведение)тическое двоемирие, не позволяющее поэту примириться с реальностью, "во весь голос" заявляет о себе. Жертвенное служение творческой личности миру ("В землю черную, питать тростник…") - тема отнюдь не новая, но образ, созданный М. И. Цветаевой, позволил реализоваться ей по-своему.

В ряде произведений стихийная основа представала в персонифицированном образе. Бунтарское начало определяет внутреннюю свободу, к которой всегда стремились романтики. Такая заостренность романтических мотивов на ничем не сдерживаемой силе объяснима стремлением лирического героя к обретению и сохранению своей независимости:

Я люблю такие игры,Где надменны все и злы,Чтоб врагами были тигрыИ орлы!..Я несусь - за мною пасти,Я смеюсь - в руках аркан…Чтобы рвал меня на частиУраган!Чтобы все враги - герои!Чтоб войной кончался пир!Чтобы в мире были двое:Я и мир!"Дикая воля" (1914)

Образы бури, ветра, метели встречаются в романтических произведениях и у А. С. Пушкина, и у М. Ю. Лермонтова и др. поэтов. Но особое место занимает в этом ряду образ моря. Он становится лейтмотивным для поэзии М. И. Цветаевой. Образ морской стихии так близок лирической героини, что даже обыгрывается этимология ее имени:

Но имя Бог мне иное дал:Морское оно, морское!…Мечты иные мне подал Бог:Морские они. морские!… Но душу Бог мне иную дал:Морская она, морская!"Душа и имя" (1911)

Еще одним излюбленным образом М. И. Цветаевой, воплощающего идею свободы, становится "крылатая душа". Ведь небо, как и море, не может сковать и определить границы, они рождают чувство полета.

Мотив смерти. Неразрешимость конфликта между "бытийным" и "бытовым" порождает в поэзии М. И. Цветаевой еще один романтический мотив - мотив трагичности жизни, ухода, смерти. Он возникает в лирике поэтессы еще в ранний период и уже не покидает ее:

Христос и Бог! Я жажду чудаТеперь, сейчас, в начале дня!О, дай мне умереть, покудаВся жизнь как книга для меня."Молитва" (1909)

Мотив трагичности бытия усиливается в годы эмиграции, когда на фоне темы одиночества отчетливо начинает звучать мотив тоски по Родине:

Тоска по родине! ДавноРазоблаченная морока!Мне совершенно все равноГде совершенно одинокой ……Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,И все - равно, и все - едино.Но если по дороге - кустВстает, особенно - рябина…"Тоска по родине! Давно…" (1934)

Поэзия М. И. Цветаевой в основе своей передавала романтическое мироощущение, драматическая тональность которого была вызвана как страницами жизни самого автора, так и сломом исторической эпохи. Роман (бессмертное произведение)тическое двоемирие реализуется в поэзии М. И. Цветаевой часто на основе принципа антитезы, которая лежит в основе композиционного построения стихотворения. Отличительной чертой поэзии М. И. Цветаевой становится переход от личных чувств, душевной боли к широкому, порой философскому, обобщению.