Художественный мир сказки «Бой на Калиновом мосту»


Урок проводится, когда у учеников уже есть начальные сведения о поэтике фольклора и в частности сказки, когда сказка уже прочитана ребятами. У каждого ученика должен быть листочек с начерченным на нём кругом, такой же круг начерчен на доске. Кроме того, отдельная группа пятиклассников приготовила рисунки, которые мы будем прикреплять на доске во время анализа сказки.

Из учащихся класса сформированы группы художников, лингвистов, теоретиков.

I. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы будем исследовать художественный мир фольклорной сказки «Бой на Калиновом мосту». Главная наша задача — посмотреть, как в этой сказке действуют законы жанра. Давайте для начала вспомним, что нам известно о фольклорной сказке.

II. Повторение

1. Записать на доске схему возможного построения любой сказки (Зачин—экспозиция—завязка—кульминация—развязка—постпозиция—исход).

2. Скажите, что такое фольклорная сказка.

(Сказка — это занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Это эпический жанр, имеющий специфические черты. В нём, как и в других фольклорных произведениях, отразился народный идеал.)

3. Мы уже не раз говорили о слове идеал. Вспомним, что оно обозначает.

(Образец, то, к чему надо стремиться.)

4. У нас на уроке работает лингвистическая группа, которая выписывала из толкового словаря значения некоторых слов. В течение урока ребята будут давать их объяснение. Сейчас они нам скажут, каково значение слова идеал.

(Идеал — высшая цель, совершенный образец, воплощение каких-либо достоинств.)

5. А. С. Пушкин сказал о сказках: “Что за золото, что за прелесть эти сказки!” Наверное, он имел в виду и художественное совершенство их. Мы можем сказать, что в них звучит поэтическое, художественное слово. Что же такое поэтическое слово?

(Оно воздействует на чувства и воображение в первую очередь.)

6. Мы будем говорить о художественном мире сказки. Что такое художественный мир и что включает в себя это понятие?

(Художественный мир — вымышленный писателем мир. В данном случае это вымышленный народом мир. Включает художественное время, пространство, персонажей и т. д.)

III. Определение задач для учащихся

Ребята, у каждого из вас есть листочки с начерченным на них кругом. Сейчас мы будем их заполнять, а на доске это сделают теоретики. (Теоретики кратко записывают на доске основные законы построения сказки, которые мы в процессе работы будем называть. Все остальные не только рисуют схему, но и самостоятельно записывают на этом же листочке основные черты характера героя и антигероя.)

IV. Работа по теме

1. Мы сказали, что художественный мир любого произведения включает в себя художественное пространство. С него и начнём. Одна из особенностей волшебной сказки — двоемирие. Докажите это.

(Действие начинается там, где живёт герой, а затем он переносится в иной мир — мир антигероя. Значит, мы можем сказать, что есть мир героя и мир антигероя.)

2. Что разделяет эти два мира в сказке «Бой на Калиновом мосту»? Где происходят основные события?

(На границе — Калинов мост.)

(Дети на схемах отмечают: мир героя, чужой мир, проводят границу между ними и делают соответствующую надпись.)

3. Как называется такой художественный приём в построении художественного пространства сказки?

(“Антитеза в построении художественного пространства” — записывают теоретики.)

4. Что можете сказать о построении системы персонажей в сказке?

(Используется антитеза. Всегда есть главный герой, вокруг него разворачивается действие. Главным героем является или младший брат, или глупый, или бедный. Здесь — крестьянский сын.)

(Теоретики продолжают запись: и в системе персонажей. Главный герой — бедный человек.)

5. Посмотрим на схему построения сказки на доске. Правильна ли она? Дайте пояснение.

(Сюжет в любой сказке развивается последовательно, то есть события развиваются по цепочке, как бы следуют за героем. Не допускается нарушение последовательности.)

(Теоретики записывают: сюжет сказки развивается последовательно.)

6. Какова же экспозиция сказки? Перескажите кратко.

7. Какой ещё закон начинает действовать уже в начале сказки?

(Закон троичности — записывают теоретики.)

8. Что же мы отметим в схеме там, где изображается “свой” мир героя?

(Иван-царевич, Иван-попович, Иван — крестьянский сын.)

9. Найдите цитату, обозначающую завязку основного конфликта сказки.

(“Сыны мои милые…”)

10. Так что же нужно, чтобы герой покинул свой мир?

(Событие, беда — обозначим в схеме её крестиком. Причина здесь: известие о змеях, напавших на Русь.)

11. Забегая вперёд, скажем, что же увидели персонажи на границе — Калиновом мосту.

(Земля сожжена, много лежит костей человеческих, земля пропиталась русской кровью.)

12. Итак, герой выезжает из своего мира, имея определённую цель. Какова же она? Прочитайте.

(“Не плачь, матушка, отстоим мы речку Смородину, не пустим змея через Калинов мост” — то есть защита Родины от врагов. Задача благородная, патриотическая.)

13. Вопрос к лингвистической группе: кто такой патриот?

(Патриот — человек, любящий своё отечество, преданный своему народу.)

14. Только ли Иван — крестьянский сын поставил перед собой цель защитить родину?

(Все обещают отстоять государство, не пустить врага через Калинов мост.)

15. Кто, как правило, является пограничником на границе двух миров? Есть ли он в этой сказке?

(Только упоминается избушка на курьих ножках. Рисуем её в схеме, а на доске прикрепляем рисунок.)

16. Как продолжает действовать закон троичности?

(Герою приходится выдержать три сражения.)

17. Расскажите о первом сражении и сделайте вывод.

(Сражение трудное, но Иван победил.)

18. Обозначим его маленьким крестиком в схеме и сделаем соответствующую надпись.

19. Перечитаем в лицах описание второго сражения. Подумаем, какое качество характера помогло герою победить на этот раз.

(Дракон более страшный, сильный, хвастливый, а Иван проявил не только силу, но и хитрость.)

20. Какой момент является кульминационным?

(Сражение с двенадцатиголовым змеем.)

21. Почему Иван рассказал Ивану-поповичу и Ивану-царевичу о своих победах только перед третьим сражением? Какая черта характера ему свойственна?

(Во-первых, не хотел хвастаться, во-вторых, понимает, что настал решительный момент, когда нужна помощь.)

22. Какие поэтические приёмы запишут теоретики?

(Повтор ситуаций. Приём градации в изображении событий.)

23. Прочитаем, как изображён третий противник Ивана. Почему он так страшен?

(Доказать, во-первых, что Ивану нужна помощь; во-вторых, чем сильнее, опаснее, страшнее противник, тем более почётен подвиг победителя, то есть увеличивается ценность очередной победы, испытания.)

24. Перечитаем эпизод, где братья действуют сообща, и подумаем, как передаётся напряжённость обстановки, быстрота действия.

(Короткие, нераспространённые предложения. Допускается перестановка слов — инверсия.)

25. Докажите, что в этой сказке, как и в других, граница между миром природы и миром людей отсутствует.

(Иван — крестьянский сын превращается в мушку и летит в змеиное царство узнать, нет ли ещё каких врагов.)

26. Не забудьте записать, какая черта характера Ивана здесь проявляется. Если забыли, как она называется, посмотрите на доску, где нашими лексикологами записаны слова.

(Предусмотрительность — умение предвидеть возможные события в будущем.)

27. Сколько же испытаний ещё ждёт Иванов? Зачем герои прошли и через них?

(Прикалываем рисунки к доске, ученики делают запись в схеме. В свой мир герои должны возвратиться изменившимися, набравшимися опыта, преодолевшими соблазны.)

28. Докажите текстом, что Иван-царевич и Иван-попович кое-чему научились в это время.

(“Братья так и ахнули…” Когда были два соблазна, они сердились, злобились. Понимали опасность, только когда Иван уничтожил яблоню и колодец. Теперь они тоже действуют.)

29. Враги побеждены, убиты, их помощники тоже. Но почему сказка на этом не заканчивается? Что ещё должны сделать герои?

(Надо уничтожить зло до основания. Поэтому сжигают змеев дворец, а потом возвращаются в свой мир. Все делают обозначения в схеме, теоретики пишут, что в сказках добро побеждает зло.)

V. Подведение итогов

1. Какова же главная тема сказки?

2. Какова её главная мысль?

(Человек должен любить и защищать родину.)

3. О каких приёмах создания художественного мира сказки мы сегодня говорили? (Проверим записи теоретиков).

4. Какие приёмы не назвали, но знаем о них?

(Одушевление предметного мира, словесные повторы, особенности языка сказки.)

5. Какими же чертами характера наделён главный герой сказки? Что вы записали?

(Ум, хитрость, самоотверженность, патриотизм, предусмотрительность, осторожность, инициативность, благородство, скромность, стойкость.)

6. Эти черты свойственны только герою этой сказки?

(Нет, они типичны для героя любой фольклорной сказки.)

7. Соответствует ли этот народный идеал глубокой древности современному, вашему идеалу?

(Существуют ценности вечные, которые человечество практически не меняет.)

8. Каковы черты отрицательных персонажей?

(Жестокость, злоба, хвастовство, самонадеянность, хитрость, коварство, мнимая сила.)

9. Каков же народный идеал, воплощённый в сказке?

(Всегда будут на Руси люди, которые смогут дать отпор, победить любого врага, — воины, защитники.)

VI. Домашнее задание. Придумать продолжение сказки, изменив сюжетный ход: Иваны поехали ко дворцу, не узнав о замысле жён змеев.

В конце урока у нас должна появиться схема, которой учащиеся пользуются в дальнейшем при анализе фольклорных сказок. Она же помогает нам сравнить фольклорные сказки с литературными.