ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ООО «ЗАВОД КОММУНАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ» ГОРОДА ТАМБОВА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Институт природной среды и спортивных технологий
Кафедра экологии и туризма
Допущена к защите
Заведующий кафедрой
_______ /Л.А. Абрамова/
«___» __________2015 г.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ООО «ЗАВОД КОММУНАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»
ГОРОДА ТАМБОВА
Бакалаврская работа
Тамбов 2015
РЕФЕРАТ
Экологические аспекты функционирования ООО «Завод коммунального оборудования» города Тамбова. бакалавр. работа / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, ин-т природной среды и спортивных технологий, каф. экологии и туризма. Тамбов, 2015. 54 с.
Ключевые слова: промышленное предприятие; металлообработка; загрязнение атмосферы; твердые промышленные отходы.
Объект работы: ООО «Завод коммунального оборудования».
Методы: анализ, синтез, методы количественного учета образования отходов производства и потребления; методы расчета нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Проанализированы особенности производственных процессов являющихся источниками поступления загрязняющих атмосферу веществ и образования твердых промышленных отходов. Проведенный анализ качественного и количественного состава твердых отходов ООО «Завод коммунального оборудования» свидетельствует о преобладании в их составе отходов 4-5 классов опасности, как по числу наименований, так и по массе. Основная часть из них может быть захоронена на полигоне совместно с твердыми бытовыми отходами или передана на утилизацию специализированным предприятиям.
Предприятие не имеет собственных очистных сооружений, в связи, с чем контроля за составом сточных вод не осуществляется, и соответственно не представляется возможным оценить их влияние на состояние окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
5 |
|
Глава 1 |
Литературный обзор |
8 |
1.1 |
Основные понятия охраны окружающей среды. |
8 |
1.2 |
Основные аспекты охраны окружающей среды. |
9 |
1.3 |
Вопросы охраны природы и окружающей среды на предприятиях по изготовление строительных металлоконструкций. |
11 |
1.4 |
Источники загрязнения атмосферы |
12 |
1.5 |
Основные загрязнители |
16 |
1.6 |
Проблема твердых бытовых отходов |
21 |
1.7 |
Законодательство в области обращения с отходами. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» |
23 |
1.8 |
Паспортизация отходов |
33 |
1.9 |
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами |
34 |
Глава 2. |
Объекты и методы исследования |
36 |
Глава 3. |
Практическая часть. |
37 |
3.1. |
Общие сведения о предприятии. |
37 |
3.2. |
Характеристика учреждения, как источника загрязнения атмосферного воздуха. |
39 |
3.3. |
Характеристика предприятия как источника образования отходов. |
44 |
3.3.1 |
Условия обращения и хранения отходов при их временном накоплении. |
49 |
3.3.2 |
Организационные мероприятия по предупреждению негативного воздействия на окружающую среду при обращении с твердыми отходами. |
50 |
Заключение |
52 |
|
Список использованных источников |
53 |
ВВЕДЕНИЕ
От состояния окружающей среды напрямую зависит жизнь и здоровье людей. Так, например, 40% всех человеческих смертей связано с неблагоприятными экологическими условиями жизни, более миллиарда людей до сих пор не имеют доступа к чистой питьевой воде, что вызывает в свою очередь рост числа инфекционных заболеваний, более 4 миллиардов людей вынуждены жить в условиях интенсивного загрязнения воздуха. Все это, безусловно, вызывает обоснованные опасения за будущее следующих поколений и за человечество в целом.
Современные проблемы экологии поставили под угрозу устойчивое развитие человечества. Продолжающаяся деградация окружающей природной среды привела к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качество окружающей среды, необходимое для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. В последнее время пристальное внимание международного сообщества направлено на охрану окружающей среды. В свете глобальных экологических проблем обеспечению благоприятной окружающей среды уделяется сегодня достаточно много внимания.
Все большее значение приобретают вопросы экологической безопасности, содержание которой представляется шире, чем просто охрана окружающей среды, поскольку включает в себя не только обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, но и обеспечение экологических интересов и потребностей человека, общества и государства. В числе принципов международного экологического права есть и такие, которые напрямую связаны с правами человека, например, право человека на благоприятную окружающую среду.
Здоровая окружающая среда - это неотъемлемое конституционное право гражданина нашей страны. Основным источником её загрязнений является хозяйственная деятельность людей. За последние десятилетия наиболее острой экологической проблемой - стала проблема безопасного обращения с отходами производства и потребления, именно: накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов. По разным оценкам специалистов в мире уже накоплено более 6 триллионов тонн отходов.
Любое промышленное предприятие затрачивает большие усилия и финансовые средства для соблюдения требований природоохранного законодательства, связанного с обращением отходов производства и их утилизацией.
Актуальность работы состоит в необходимости учета всех негативных факторов для окружающей среды, возникающих при функционировании промышленного предприятия.
Объект работы: ООО «Завод коммунального оборудования»; предмет
Предмет воздействие на окружающую среду производственной деятельности предприятия.
Целью данной дипломной работы является комплексное исследование воздействия на окружающую среду производственной деятельности ООО «Завод коммунального оборудования» города Тамбова.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
- определить основные виды негативного воздействия на состояние окружающей среды, возникающие в результате осуществления производственной деятельности предприятия;
- дать качественную и количественную характеристику источников загрязнения атмосферы функционирующих на предприятии;
- охарактеризовать способы обращения с твердыми отходами, образующимися на территории предприятия.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
- Основные понятия охраны окружающей среды
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов одна из самых важных проблем, стоящих перед человечеством. Она теснейшим образом связана со всей хозяйственной деятельностью человека, оказывающей глубокое, нередко губительное воздействие на биосферу, ее геохимические, экологические и другие функции поступательного развития, сохранение равновесного природного состояния и т. д.
Охрана окружающей среды это система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.
Важнейшие факторы окружающей среды атмосферный воздух, воздух жилищ, вода, почва. Охрана окружающей среды предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.
В охране окружающей среды различают понятия «природные условия», «природная среда», «природные комплексы» и «природные ресурсы» [1].
Природные условия - понятие очень широкое, охватывающее все аспекты природы, о них говорят безотносительно к человеку и его деятельности.
Природная среда представляет собой сложное и разнообразное сочетание и взаимодействие абиотических и биотических систем и компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы в целом.
Природные комплексы. Окружающая человека природа выступает как система. В ней каждый компонент зависит от остальных. Изменения одного из компонентов вызывают изменения и других. Такие системы называют природными комплексами.
Природные ресурсы (естественные) это природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов.
- Основные аспекты охраны окружающей среды
Можно выделить следующие основные аспекты охраны окружающей среды: социально-политический, правовой, эколого-экономический, социально-гигиенический, технико-технологический, воспитательный, эстетический и научно-познавательный.
Социально-политический аспект при наличии разных социальных систем связан с решением проблемы охраны окружающей природной среды в масштабах всего человечества.
Правовой аспект. Можно сформулировать правовую основу охраны окружающей среды как установленную Законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств.
Эколого-экономический аспект - важнейший мотив охраны окружающей природной среды как в прошлом, так и в настоящее время. Необходимо помнить, что в системе «экономика - среда» предпочтение не может быть отдано ни экономике перед окружающей средой, ни окружающей среде перед экономикой. Следует обеспечить такое взаимодействие, при котором высокие темпы расширенного воспроизводства, экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы как с сохранением, так и непрерывным улучшением и развитием не только отдельных компонентов, но и всей окружающей среды.
Социально-гигиенический аспект. В нашей стране социально-гигиенический аспект охраны окружающей природной среды отражает принцип приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения.
В то же время резкие изменения природы в зонах крупных городов, загрязнение воды, воздуха и почвы отходами и выбросами промышленных предприятий, химических и радиоактивных источников создают опасность для здоровья, и даже наследственности значительной части населения. Отсюда осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей среды требует разработки количественных санитарно-гигиенических показателей состояния качества окружающей среды, критериев безопасности, обеспечивающих оптимальные условия жизнедеятельности человека.
Технико-технологический аспект охраны окружающей среды нацелен на организацию производства по принципу безотходности. Разработка новых технологических процессов, на основе которых создается безотходное производство, обеспечит не только высокие технико-экономические показатели, но и комплексное использование природных ресурсов.
Воспитательный аспект. Трудно переоценить воспитательное значение природы. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают любознательность, патриотизм, формируют лучшие стороны характера.
Эстетический аспект охраны окружающей природной среды имеет в виду поддержание такого природного комплекса, который мог бы удовлетворить эстетические потребности человека.
Научно-познавательный аспект. В последнее время все большее значение приобретает охрана окружающей среды в интересах науки. Этот мотив охраны природы имеет в виду сохранить все виды организмов, типичные участки природы и ее отдельные произведения, что совершенно необходимо для изучения окружающей природной среды в ее развитии, более детального исследования природных объектов в будущем [2].
1.3 Вопросы охраны природы и окружающей среды на предприятиях по изготовлению строительных металлоконстркуций
В условиях научно-технического прогресса и интенсификации промышленного производства проблемы охраны окружающей среды стали одной из важнейших общегосударственных задач, решение которых неразрывно связано с охраной здоровья людей. Долгие годы процессы ухудшения окружающей среды были обратимыми, т.к. затрагивали лишь ограниченные участки, отдельные районы и не носили глобального характера, поэтому эффективные меры по защите среды обитания человека практически не принимались. В последние же 2030 лет в различных районах Земли начали появляться необратимые изменения природной среды или возникать опасные явления. В связи с массированным загрязнением окружающей среды вопросы ее охраны из региональных, внутригосударственных выросли в международную, общепланетарную проблему. Все развитые государства определили охрану окружающей среды одним из наиболее важных аспектов борьбы человечества за выживание.
Существует много методов борьбы с промышленными загрязнениями окружающей среды. Условно их делят на две группы: пассивные и активные. К числу пассивных относятся методы, использование которых не связано с непосредственным воздействием на источник загрязнения. Это традиционные методы, носящие защитный характер: рациональное размещение источников загрязнений, их локализация, очистка выбросов.
Примером рационального размещения источников загрязнений может быть расположение промышленных предприятий с подветренной стороны по отношению к жилой застройке, чтобы продукты горения, вредные газы, копоть и пыль, выделяемые даже в малых дозах, уносились ветром в сторону относительно свободного пространства. Между предприятием и жилым районом оставляют благоустроенную и озелененную санитарно-защитную зону. Локализация источников загрязнения ограничивает распространение их вредного воздействия (например, окраска изделий распылением в специальных камерах).
Широкое распространение имеют методы очистки загрязнений. Для этой цели разрабатываются самые различные очистные устройства и сооружения. Сущность активных методов борьбы с загрязнениями заключается в совершенствовании существующих и разработке новых технологических процессов и оборудования в целях снижения их вредного воздействия на окружающую среду. Этим методам в последнее время уделяют все большее внимание, так как они решают проблему охраны окружающей среды радикально [1].
1.4 Источники загрязнения атмосферы
Загрязнение атмосферы результат выбросов загрязняющих веществ из различных источников. Считается, что загрязняющие вещества это те, которые оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду либо непосредственно, после химических изменений в атмосфере, либо в сочетании с другими веществами [3].
По характеру поступающих в окружающую среду агентов выделяют следующие основные виды загрязнения: физическое (шум, электромагнитное излучение, ионизирующее излучение и т.д.), химическое (летучие органические вещества, тяжелые металлы, нефтепродукты и т.д.), биологическое (отходы микробиологической промышленности, бактериальное загрязнение и т.д.).
Источники загрязнения могут быть как природным, так и антропогенным. К природным источникам загрязнения относятся вулканы, гейзеры, лесные пожары, пыльные бури. Антропогенными источниками загрязнения являются различные промышленные предприятия, предприятия теплоэнергетического комплекса, коммунально-бытовое хо-зяйство, транспорт, сельское хозяйство и т.д. Таким образом, антропогенное загрязнение возникает в результате производственной деятельности и повседневной жизни людей, на порядок превосходит естественное, и масштабы его постоянно растут. Кроме того, загрязняющие агенты, выделяющиеся вследствие хозяйственной деятельности человека, гораздо опаснее биологически [4].
По времени действия источников, а соответственно и режиму поступления загрязняющих агентов загрязнение может быть постоянным (источник непрерывного действия), периодическим (источник работает или выбрасывает загрязняющие вещества циклически) и разовым (например, залповые или аварийные выбросы, когда в короткий промежуток времени в окружающую среду поступает большое количество загрязняющих веществ).
По источникам поступления и механизму образования загрязняющих агентов различают три вида загрязнения:
• первичное загрязнение - вызванное поступлением загрязняющих веществ из источников загрязнения;
• вторичное загрязнение - развивается как следствие первичного загрязнения в результате взаимодействия загрязняющих веществ между собой или с естественными компонентами окружающей среды;
• повторное загрязнение - вызванное повторным выносом загрязняющих веществ в неизменном виде в исследуемую среду, из которой они были выведены ранее в результате относительного самоочищения. Например, вынос осевших на дно или вмерзших в лед нефтепродуктов во время паводка или таяния льда.
Для решения различных прикладных задач источники загрязнения классифицируются по характеру распространения загрязняющих агентов на:
• точечные - когда удаляемые загрязняющие агенты сосредоточены в одном места (труба, шахта и т.д.);
• линейные - имеют значительную протяженность в одном направлении (ленточный конвейер, шоссе и т.д.);
• площадные - когда удаляемые загрязняющие агенты поступают в окружающую среду с определенной территории (пыльная поверхность, сток с сельхозугодий и т.д.).
Источники загрязнения могут быть организованными, с локализованным местом поступления и устройствами для поступления загрязняющих веществ в окружающую среду (хозяйственно-бытовые, промышленные сточные воды, трубы промышленных предприятий и т.д.); неорганизованными, не имеющими локализованного места и уст-ройств или приспособлений для поступления загрязняющих веществ в окружающую среду (лесосплавы, смывы удобрений с полей, испарение пестицидов с обработанных сельхозугодий);полуорганизованные, имеющие одно из двух перечисленных условий (буровые вышки, загрязнение атмосферы автотранспортом,неканализованные смывы с территорий предприятий и др.).
Непосредственными объектами загрязнения являются абиотические составные части биосферы: атмосфера, гидросфера, литосфера. Косвенными объектами загрязнения являются биотические составляющие биосферы: микроорганизмы, растения, животные, человек.
В соответствии с концепцией защиты атмосферы, принятой в некоторых промышленно развитых странах, загрязнением атмосферы считается прямое или косвенное введение в нее любого вещества в таком количестве, которое воздействует на качество и состав наружного воздуха, нанося вред людям, живой и неживой природе, экосистемам, строительным материалам, природным ресурсам всей окружающей среде [3].
Главными, и наиболее опасными, источникам загрязнения являются антропогенные. Мировое хозяйство ежегодно выбрасывает в атмосферу более 15 млрд. т углекислого газа, 200 млн. т оксида углерода, более 500 млн. т углеводородов, 120 млн. т золы и др. Общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет более 19 млрд. т.
Основными антропогенными источниками загрязнения атмосферы являются:
1) транспорт, 2) тепловые электростанции и теплоцентрали, сжигающие органическое топливо, 3) черная и цветная металлургия, 4) машиностроение, 5) химическое производство, 6) добыча и переработка минерального сырья, 7) открытые источники (сельскохозяйственные пашни, строительство) [5].
Сжигание органического топлива на ТЭС, в промышленности, сжигание отходов, а также транспорт относят к «общим» источникам загрязнения атмосферы, т.к. они имеют однотипный характер выбросов. Все промышленные производства являются «специфическими» источниками загрязнения атмосферы, т.к. каждое характеризуется специфическим набором загрязняющих веществ [3].
Загрязняющие атмосферу вещества условно разделены на несколько групп с учетом их токсичности, потенциальной опасности, распространенности и источников эмиссии:
Основные, или критериальные загрязнители атмосферы - NOx, SO2, СО, углеводороды, взвешенные твердые частицы, фотохимические оксиданты;
Полициклические ароматические углеводороды - ПАУ;
Следовые элементы (в основном металлы);
Постоянные газы (СО2, фторхлорметаны);
Пестициды;
Абразивные твердые частицы - кварц, асбест;
Разнообразные загрязнители, оказывающие многостороннее действие на живой организм (нитрозамины, ПХБ, диоксины, сульфаты, нитраты, альдегиды, кетоны) [6].
1.5. Основные загрязнители атмосферы
В атмосфере присутствуют в сколько-нибудь значительном количестве три оксида азота: N2O, NO и NO2 .
Окись азота N2O содержится обычно в концентрациях, не превышающих порога биологического действия (анестезирующее). Газ инертен (время жизни - 4 года и сильно зависит от высоты) и в тропосфере практически не расходуется. Опасен для атмосферы в связи с тем, что в стратосфере подвергается фотолизу (1 < 230 нм) с образованием NO, который является сильным катализатором разрушения озона.
Концентрация оксида азота NO также обычно не превышает порога биологического действия. Однако NO в городской атмосфере является предшественником диоксида азота, который участвует в образовании фотохимического смога.
Диоксид азота NO2 является кислотным газом, т.к. реагируя с атмосферной влагой, образует HNO2, которая вызывает коррозию металлических поверхностей и закисление осадков. NO2 поглощает видимый свет и при концентрации более 0,25 млн-1 может стать причиной ухудшения видимости. При больших концентрациях сдерживает рост растений, вызывает раздражающее действия (нарушает легочную функцию).
53% общей эмиссии оксидов азота приходится на антропогенные источники. Из них 90% образуется при сжигании различных топлив (примерно половина в стационарных топливосжигающих установках, другая половина выбрасывается с выхлопными газами автотранспорта и авиации).
В глобальном масштабе антропогенный выброс оксидов азота пока не вызывает особой тревоги, в том числе и потому, что они составляют существенную часть азотного цикла в природе. Загрязнение атмосферы, вызванное NOx, является скорее местной проблемой: оксиды азота опасны для человека при высокой концентрации в городском воздухе в связи с их ролью в фотохимических реакциях, приводящих к образованию фотохимического смога.
Диоксид серы относят к наиболее важным загрязнителям воздуха, опасным для человека, животных и растений. В фотохимических и каталитических процессах в атмосфере SO2 частично превращается в трехокись, серную кислоту и ее соли. Выделить изолированно воздействие диоксида серы исключительно трудно, поэтому рассмотрим воздействие всех указанных соединений серы вместе.
Превращение SO2 в H2SO4 и сульфаты сопровождается появлением в атмосфере мелкодисперсной пыли сульфатов (в частности (NH4)2SO4) и аэрозолей серной кислоты. Обладая значительной рассеивающей способностью они уменьшают видимость. Т.к. аэрозоли H2SO4 и сульфатов составляют 5 - 20% всего вещества взвешенных частиц в городском воздухе, они вносят значительный вклад в уменьшение видимости.
Образующиеся в атмосфере мелкокристаллические сульфаты служат ядрами конденсации при образовании облаков. При этом возрастает их плотность и способность отражать солнечный свет. Но даже в безоблачном небе тонкодисперсные пыли сульфатов образуют дымку с повышенной отражательной способностью и их накопление в атмосфере может привести к понижению температуры вблизи поверхности Земли.
SO2 умеренно растворим в воде, но окисляясь в атмосфере, он превращается в серную кислоту. Растворяясь в атмосферной влаге, H2SO4 является основой кислотных осадков. В результате повышается кислотность почв, поверхностных вод, усиливается коррозия металлов, разрушаются каменные поверхности.
SO2 относится к раздражающим газам. Вдыхание его вызывает поражение верхних дыхательных путей человека, появляются болезненные явления в легких, вплоть до отека легких и паралича дыхания. Однако наиболее серьезную опасность представляет SO2 в комбинации с взвешенными частицами (напр. дыма, сажи) и влагой (именно таков состав Лондонского смога). Указанные компоненты усиливают действие друг друга (это явление называется синергизм).
SO2 наносит существенный ущерб растениям. Фитотоксичность его в 5 раз выше, чем у NO2. Механизм интоксикации: SO2 поглощается растениями и окисляется в них до высокотоксичного сульфита SO32-, который вызывает разрушение хлорофилла и изменения в минеральном составе зеленой массы. Потом сульфит медленно превращается в сульфат.
75% антропогенных выбросов SO2 приходится на сжигание ископаемого топлива. Другими важными источниками SO2 являются: предприятия цветной металлургии (особенно медеплавильные заводы), заводы по производству серной кислоты, целлюлозно-бумажные фабрики.
Оксид углерода - наиболее опасный для человека газообразный загрязнитель воздуха, токсичность которого обусловлена его реакцией с гемоглобином крови. Сродство гемоглобина к СО в 210 раз выше, чем к кислороду, следовательно концентрация СО, необходимая для полного насыщения гемоглобина составляет 1/210 концентрации кислорода, необходимой для этой же цели. Итак, образование карбоксигемоглобина уменьшает приток кислорода к тканям. В результате на первом этапе ухудшается острота зрения, ориентация во времени, в дальнейшем нарушаются сердечная и легочная деятельность.
В глобальном масштабе СО опасности не представляет, т.к. постепенно разлагается почвенными грибками.
Около 75% антропогенного СО поступает в атмосферу городов с отработавшими газами автотранспорта. Средняя концентрация СОв атмосфере 0,1 млн-1, но она существенно увеличивается (до 30 млн-1) в районах автострад и в городах в час пик.
Углеводороды. 50 % антропогенной эмиссии углеводородов приходится на выбросы автотранспорта, 15% составляют выделения углеводородов при сгорании жидкого топлива на ТЭС, а 26% приходится на сгорание угля и мусора.
В выхлопных газах каждого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) можно идентифицировать до 200 различных углеводородов.
Углеводороды при наблюдаемых концентрациях, за исключением ПАУ, не обнаруживают прямых вредных воздействий на человека. Однако под воздействием солнечной радиации оксиды азота в присутствии несгоревших углеводородов образуют фотохимические оксиданты - компоненты фотохимического смога, вредно воздействующие на здоровье человека и растительность.
Из специфических загрязняющих атмосферу веществ рассмотрим лишь некоторые наиболее опасные:
Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) могут быть как первичными так и вторичными загрязнителями атмосферы и обычно адсорбируются на взвешенных частицах. Основными источниками эмиссии ПАУ являются:
• Отработавшие газы автотранспорта,
• Тепловые электростанции, работающие на нефти и каменном угле,
• Предприятия нефтехимической промышленности.
Одним из типичных представителей ПАУ является бенз(а)пирен. Многие ПАУ обладают выраженным канцерогенным, мутагенным, тератогенным действием и представляют серьезную опасность для человека.
Диоксины относятся к гетероциклическим полихлорированным соединениям, в структуре которых присутствуют два ароматических кольца, связанных между собой двумя кислородными мостиками:
Диоксины обычно поступают в атмосферу:
• при производстве органических веществ на основе ароматических соединений и хлора;
• в составе выбросов предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, предприятий металлургической промышленности;
• источником диоксинов может быть и горящая свалка бытовых отходов, содержащих изделия из поливинилхлорида, а также лесные пожары, если они возникли после обработки леса пестицидами.
Организм человека подвержен действию диоксинов через воздух, воду, а также пищевые продукты.
Диоксины относят к суперэкотоксикантам, т.к. даже ничтожно малые дозы вызывают мутагенный эффект, ингибирующее и индуцирующее действие по отношению к некоторым ферментам живого организма, вызывают у человека повышение аллергической чувствительности к различным ксенобиотикам. Комплексный характер действия этой группы соединений приводит к подавлению иммунитета, ослаблению способности организма адаптироваться к условиям окружающей среды, истощению организма. Кроме того, диоксины поражают печень и пищевой тракт человеческого организма. В природной среде эти суперэкотоксиканты достаточно устойчивы и могут длительное время находиться без изменений. Для них, по существу, отсутствует предел токсичности, а понятие ПДК теряет смысл [7].
1.6Проблема твердых бытовых отходов
Сколько будет существовать жизнь на земле, столько же времени человечество будет производить отходы. А значит столько же времени оно будет стоять перед задачей: как справиться с проблемой отходов эффективнее и наиболее экологичным способом. От решения этой проблемы зависит благополучие и само существование человечества.
В настоящее время проблема твердых отходов занимает одно из главных мест в жизни каждого жителя мегаполиса.
Проблема твердых отходов появилась вместе с человеком. Но если ранее это была проблема, в основном, твердых бытовых отходов - ТБО, то позднее к ним добавились и твердые промышленные отходы - ТПО. К их числу относят и отходы сельскохозяйственного производства.
Проблема ТПО и ТБО, в том числе и токсичных, является одной из самых актуальных экологических проблем начала третьего тысячелетия, до сих пор в полной мере нерешенная ни в одной стране мира [2].
Производство отходов возрастает и опережает их переработку, обезвреживание и складирование в специальных хранилищах. Проблема отходов становится все более острой не только из-за изменения их состава, но и в связи с ростом их массы на одного человека и с увеличением численности населения городов.
Ежегодно в России образуется около 7 млрд. тонн всех видов отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28%. На территории страны к 2000 году накоплено не менее 90 млрд. тонн отходов, причем более 2 млрд. тонн из них токсичных [8].
Твердые бытовые отходы (ТБО) в Российской Федерации, представляют собой грубую механическую смесь самых разнообразных материалов и гниющих продуктов, отличающихся по физическим, химическим и механическим свойствам и размерам. Перед переработкой, собранные ТБО, необходимо обязательно подвергнуть сепарации по группам, если таковая имеет смысл, и уже после сепарации каждую группу ТБО следует подвергнуть переработке.
ТБО можно разделить на несколько составов:
По качественному составу ТБО подразделяются на: бумагу (картон); пищевые отходы; дерево; металл черный; металл цветной; текстиль; кости; стекло; кожу и резину; камни; полимерные материалы; прочие компоненты; отсев (мелкие фрагменты, проходящие через 1,5-сантиметровую сетку);
К опасным ТБО относятся: попавшие в отходы батарейки и аккумуляторы, электроприборы, лаки, краски и косметика, удобрения и ядохимикаты, бытовая химия, медицинские отходы, ртутьсодержащие термометры, барометры, тонометры, лампы.
По характеру и степени воздействия на природную среду они делятся на:
- производственный мусор, состоящий из инертных материалов,
утилизация которых в настоящее время экономически неоправданна;
- утилизируемые материалы (вторичное сырье);
- отходы 3 класса опасности;
- отходы 2 класса опасности;
- отходы 1 класса опасности.
Из общего количества отходов, ежегодно образующихся на предприятиях, города большую часть составляют инертные твердые отходы, и малую часть - промышленные токсичные ТБО.
Проблема экологической опасноститвердых бытовых отходов остро стоит перед Россией. Эта опасность затрагивает все стадии обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки и кончая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.
1.7. Законодательство в области обращения с отходами. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»
Законодательство Российской федерации является основным фактором регулирования прав и обязанностей граждан и юридических лиц в области обращения с отходами. Основным законом в области обращения с отходами является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»[9].
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
- отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- использование отходов применение отходов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
- обезвреживание отходов обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- объект размещения отходов специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов;
- лимит на размещение отходов предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
- норматив образования отходов установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
- паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
-вид отходов совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
-сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
- накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
- использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
- доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
- участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно статье 4.1. все отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии со статьей 11 для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в обязательном порядке требуется:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
- проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Статьей 14 оговорены требования к обращению с опасными отходами для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды
На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I-IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I-IV класса опасности
В соответствии со статьей 15, лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности (пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2009 года
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов I-IV класса опасности;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов I-IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I-IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами регулируется статьями 18-20.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Все отходы, согласно статье 20, должны быть внесены в государственный кадастр отходов.
Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе.
Статья 21 отражает основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами.
Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:
- уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;
- платность размещения отходов;
- экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предусматривает два вида контроля в области обращения с отходами: государственный и производственный контроль.
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией.
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя:
- контроль за выполнением экологических требований (государственный экологический контроль) в области обращения с отходами;
- контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических и иных требований в области обращения с отходами;
- контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
- контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;
- контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
- контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;
- контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
- контроль за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах;
- выявление нарушений законодательства в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;
- привлечение в установленном порядке индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства в области обращения с отходами.
Производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами организуют и осуществляют Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами
Заключительное положение закона определяет ответственность за нарушение законодательства в области обращения с отходами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании закона [9] для промышленных предприятий необходимо наличие следующей природоохранной документации:
- паспорта на отходы 1-4 класса опасности;
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности;
- лимиты на размещение отходов.
1.8 Паспортизация отходов
Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации [10].
Паспорт опасного отхода составляется на отходы 1-4-го классов опасности для окружающей природной среды (ОПС), обладающие опасными свойствами (токсичность, пожаро- и взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней). Форма паспорта заполняется отдельно на каждый вид отходов. Код и наименование отхода указываются по федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом МПР России от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов"».
Опасные свойства отхода устанавливаются согласно Базельской конвенции и (или) требованиям соответствующих ГОСТов:
токсичность - это способность вызвать серьезные, затяжные или хронические заболевания людей, включая раковые заболевания, при попадании внутрь организма через органы дыхания, пищеварения или через кожу;
пожароопасность определяется по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования по пожарной безопасности, и (или) наличием хотя бы одного из следующих свойств;
способности жидких отходов выделять огнеопасные пары при температуре не выше 60° С в закрытом сосуде или не выше 65,5°С в открытом сосуде способности твердых отходов, кроме классифицированных как взрывоопасные, легко загораться либо вызывать (усиливать) пожар при трении способности отходов самопроизвольно нагреваться при нормальных условиях или нагреваться при соприкосновении с воздухом, а затем самовозгораться способности отходов самовозгораться при взаимодействии с водой или выделять легковоспламеняющиеся газы в опасных количествах;
взрывоопасность определяется как способность твердых или жидких отходов (либо смеси отходов) к химической реакции с выделением газов таких температуры и давления и с такой скоростью, что вызывает повреждение окружающих предметов, либо по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования о взрывоопасности;
высокая реакционная способность - это содержание органических веществ (органических пероксидов), которые имеют двухвалентную структуру -О-О- и могут рассматриваться в качестве производных перекиси водорода, в которой один или оба атома водорода замещены органическими радикалами;
содержание возбудителей инфекционных болезней - это наличие живых микроорганизмов или их токсинов, способных вызвать заболевания у людей или животных.
1.9Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами предусмотрено Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» [11].
Получение лицензии на обращение с отходами один из методов, направленных на охрану окружающей среды. Лицензирование связанной с опасными отходами деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования РФ и территориальными подразделениями этой организации.
Лицензия на отходы это документ, выдаваемый юридическому лицу или частному предпринимателю, разрешающий осуществление деятельности по обращению с отходами: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание отходов I-IV классов опасности.
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве объекта исследования было рассмотрено предприятие ООО «Завод коммунальногооборудования».
Для оценки количества образующихся на предприятии твердых отходов и их качественного состава была использованы «Временные методические рекомендации по классификации отходов производства и потребления и нормативам их образования на территории Тамбовской области» [12], а также «Удельные показатели образования отходов производства и потребления, утвержденные государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды» [13].
Для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу были использованы«Методические рекомендации по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» [14].
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Общие сведения о предприятии
Компания зарегистрирована 7 августа 2009 года регистратором Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову. Генеральный Директор организации - Васильев Александр Владимирович. Компания ООО «ЗАВОД КОММУНАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ» находится по адресу 392000, г Тамбов, ул. Советская, д 191. Основным видом деятельности является «Производство строительных металлических конструкций». Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: «Производство строительных металлических изделий», «Производство металлических цистерн, резервуаров и прочих емкостей».
Виды деятельности:
Основной: Производство строительных металлических конструкций (Производство строительных металлических конструкций и изделий, Производство готовых металлических изделий, Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, Обрабатывающие производства)
Дополнительные виды деятельности:
- Производство строительных металлических изделий
- Производство металлических цистерн, резервуаров и прочих емкостей
- Предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла
- Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы
- Обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения
- Производство прочих готовых металлических изделий
- Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки
- Обработка металлических отходов и лома
- Разборка и снос зданий, расчистка строительных участков
- Производство земляных работ
- Строительство зданий и сооружений
- Производство общестроительных работ по возведению зданий
- Производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи
- Производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, включая взаимосвязанные вспомогательные работы
- Производство общестроительных работ по строительству прочих зданий и сооружений, не включенных в другие группировки
- Монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций
- Устройство покрытий зданий и сооружений
- Производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов
- Строительство водных сооружений
- Производство прочих строительных работ
- Монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений
- Производство отделочных работ
- Производство прочих отделочных и завершающих работ
- Аренда строительных машин и оборудования с оператором
- Прочая оптовая торговля
- Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование, геолого-разведочные и геофизические работы, геодезическая и картографическая деятельность, деятельность в области стандартизации и метрологии, деятельность в области гидрометеорологии
- Предоставление прочих услуг
Общая площадь предприятия 16 000 кв.м. Предприятие состоит изнескольких производственных цехов:
- Цех заготовки металла;
- Цех сбор-сварки металлических конструкций;
- Участок аргонной сварки цветных металлов;
- Участок очистки металлоконструкций;
- Цех покраски;
- Участок контрольной сборки станций очистных сооружений и проверки их работы.
3.2 Характеристика учреждения, как источника загрязнения атмосферного воздуха
1. Цех заготовки металла.
Этот цех занимается заготовкой металлических изделий. Здесь происходит нарезка заготовок путем плазменной резки листа метала на изделия; лазерная обработка метала; зачистка от заусенцев, при этом происходит большое выделение металлической пыли и оксида азота, которая поглощается вытяжными вентиляторами. В них установлены пылеуловители.
2. Цех сбор сварки металлических конструкций
В сбор сварочном цеху происходит сборка из заготовок изделия путем сварки. Сварка производится полуавтоматическими машинами всреде защитного газаСО2 или Аr+СО2.
Также используется электродная сварка и автоматическая сварка под слоем флюса, при этом происходит выделение оксидов железа иСО2, металлической пыли.
3. Участок аргоннойсварки цветных металлов
На участке аргонной сварки производится сборка изделий из цветных металлов: нержавеющая сталь, медь, алюминий, путем сварки вольфрамовыми электродами, в среде защитного газа Ar 99%. Приэтом происходит выделение оксидов меди алюминия или химических элементов при сварке нержавеющей стали.
4. Участок очистки металлоконструкций
На участке очистки металла происходит зачистка готового изделия, путем обработки поверхности металлической дробью, которая подается под давлением через шланги.
Приэтом происходит большое выделение металлической пыли. Помещение, где происходит очистка, является закрытым боксом с вытяжными вентиляторами и установленными на них фильтрами, которые меняются 1 раз в месяц.
5. Цех покраски
В цеху покраски происходит обезжиривание, грунтовка и покраска, при этом используются фенолы, уайт-спирит, растворитель, покрасочная аэрозоль.
6. Участок контрольной сборки станций очистных сооружений и проверки их работы
На участке контрольной сборки происходит монтаж изделия, установка оборудования и проверка работоспособности, при этом происходит склейка или сплавка труб полипропилена.
Перечень загрязняющих веществ, которые выбрасывает предприятие в атмосферу приведен в таблице 1.
Из таблицы следует, что основную массу в атмосферных выбросах составляют газообразные и жидкие вещества. По большей части летуче органические соединения, образующиеся в процессе нанесения лакокрасочных покрытий на изготавливаемое предприятием оборудование и металлические изделия. Твердые механические частицы составляют менее 1/3 от всех выбросов. Это, прежде всего, твердые механические частицы, образующиеся в процесс обработки металла. Некоторое опасение вызывает тот факт, что данные атмосферные загрязнители поступают в атмосферный воздух напрямую без очистки, что связано с особенностями организации производственного процесса.
Таблица 1.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация
№ пп |
Загрязняющие вещества |
Выбрасывается без очистки всего |
Всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ в год |
1 |
Всего |
1,671 |
1,671 |
2 |
В том числе: твердые |
0,343 |
0,343 |
3 |
газообразные и жидкие |
1,328 |
1,328 |
4 |
оксиды азота (в пересчете на NO2) |
0,003 |
0,003 |
5 |
летучие органические соединения (ЛОС) |
1,323 |
1,323 |
6 |
прочие газообразные и жидкие |
0,002 |
0,002 |
В таблице 2 приведен перечень специфических загрязняющих веществ, образующихся в результате осуществления основной и вспомогательной деятельности предприятия. Образование данных загрязнителей связано в первую очередь с процессами сварки металлических конструкций и нанесения лакокрасочных покрытий.
Таблица 2.
Выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ
№ пп |
Загрязняющие вещества |
Выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ за отчетный год |
Класс опасности |
1 |
Марганец и его соединения |
0,007 |
2 |
2 |
Железо (II, III) оксиды (Железо оксид) |
0,045 |
3 |
3 |
Взвешенные вещества |
0,291 |
4 |
4 |
Уайт-спирит |
0,265 |
4 |
5 |
Ксилол (смесь изомеров) |
1,058 |
3 |
6 |
Фтористые газообразные соединения |
0,002 |
2 |
В перечне данных загрязнителей отсутствуют вещества первого класса опасности, что, несомненно, снижает негативное воздействие данного предприятия на окружающую среду и атмосферный воздух. Атмосферные загрязнители второго класса опасности представлены марганцом и его соединениями. Данные токсиканты образуются преимущественно в процессе проведения высокотемпературной обработки материала и проведения сварочных работ. Примерно половину от общей массы выбрасываемых веществ приходится на смесь изомеров ксилола (вещество 3 класса опасности). Данный загрязнитель является основой многих органических растворителей и в больших количествах выделяется в атмосферу при нанесении на металлические конструкции и оборудование изготавливаемые предприятий лакокрасочных покрытий.
Таким образом, рассмотренное предприятие не представляет серьезной угрозы как источник загрязнения атмосферного воздуха, т.к. соединения, поступающие в атмосферу в результате его деятельности, либо не представляют угрозы для природной среды и здоровья человека, либо выделяются в незначительных количествах.
3.3 Характеристика предприятия как источника образования отходов
На основании имеющихся сведений, характеризующих отходообразующую деятельность предприятия, был составлен перечень твердых отходов, образующихся на предприятии в процессе производственной деятельности. Распределение отходов по классам опасности проведено в соответствии с Федеральным классификационным каталогом.
Из таблицы следует, что наибольшее число наименований приходится на отходы 4 и 5 классов опасности. Отходы первого, второго и третьего классов опасности в перечне отходов основной производственной деятельности отсутствуют.
Таблица 3.
Твердые отходы по классу опасности
№ |
Наименование видов отходов |
Класс опасности |
Образование отходов за отчетный год |
Передача отходов другим организациям |
||
всего |
для использования |
для захоронения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
ВСЕГО |
101,300 |
101,300 |
91,300 |
10,000 |
|
2 |
Всего по 4 классу опасности |
9,8 |
9,8 |
0,0 |
9,8 |
|
3 |
отходы прочих теплоизоляц. материалов на основе минерального волокна незагрязненные |
4 |
6,5 |
6,5 |
0,0 |
6,5 |
4 |
тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами |
4 |
0,3 |
0,3 |
0,0 |
0,3 |
5 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный |
4 |
2,8 |
2,8 |
0,0 |
2,8 |
6 |
смет с территории предприятия малоопасный |
4 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 |
обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) |
4 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
8 |
Всего по 5 классу опасности |
91,5 |
91,5 |
91,3 |
0,2 |
|
9 |
стружка черных металлов несортированная незагрязненная |
5 |
90,3 |
90,3 |
90,3 |
0,0 |
10 |
отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные |
5 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
11 |
лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные. |
5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,0 |
Для выяснения соотношения массы отходов в соответствии с определенным классом опасности была составлена соответствующая диаграмма отражающая принадлежность образующихся на предприятии отходов к тому или иному классу опасности.
Рисунок 1. Состав твердых отходов основной производственной деятельности предприятия.
Из диаграммы следует, что основную массу образующихся твердых производственных отходов составляю компоненты, относящиеся к 5 классу опасности. Среди которых преобладает стружка черных металлов, образующаяся в процессе металлообработки.
Кроме того в процесс деятельности предприятия образуется незначительное количество отходов несвязанных с основной производственной деятельностью, но в то же время представляющих опасность для окружающей среды. Это, в частности, ртутные и люминесцентные лампы. Тем не менее, вследствие действующей на предприятии системы контроля за образованием, хранением и утилизацией данных отходов они не представляют какой либо серьезной угрозы для природной среды и здоровья населения.
При выборе организаций принимающих отходы для использования и захоронения главным требованием, предъявляемым к ним, является наличие лицензии по обращению с опасными отходами. Согласно действующему законодательству к деятельности по временному накоплению отходов 1-4 класса опасности требование наличия лицензии не предъявляется. Лицензируются следующие виды деятельности: сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. Чтобы избежать процесса получения лицензии предприятием и исключить риски возникновения чрезвычайных ситуаций при транспортировке отходов 1-4 класса опасности, при выборе организации потребителя отходов также необходимо учесть возможность оказания услуг по транспортировке отходов с территории предприятия.
Основные сведения об организациях оказывающих услуги по приему отходов были получены в Интернете с официального сайта Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Большинство из вышеперечисленных организаций оказывают услуги по транспортировке отходов I IV классов опасности специально оборудованным для этого транспортом, или находится в непосредственной близости от предприятия, что многократно снижает риск возникновения чрезвычайных ситуаций при транспортировке отходов, а, следовательно, и риск попадания токсичных компонентов отходов в окружающую среду.
3.3.1 Условия обращения и хранения отходов при их временном накоплении.
На предприятии осуществляется систематический контроль за количеством образующихся отходов, а также за условиями их хранения и утилизации.
Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относящиеся к первому классу опасности хранятся на территории предприятия в специальном закрытом помещении с бетонным полом в металлических контейнерах стандартной конструкции, снабженных крышками. При хранении в контейнере лампы находятся в вертикальном положении, при этом корпуса ламп изолируются друг от друга картонными прокладками.
В целях контроля обращения данного вида отходов, приказом назначены ответственные по контролю за образованием, хранением и утилизацией опасных производственных отходов. Они организуют учет по обращению с ртутьсодержащими отходами; ежемесячно проверяют места хранения отработанных и новых ртутьсодержащих ламп; следят за тем, чтобы новые лампы хранились в заводской упаковке.
Аккумуляторы свинцовые отработанные не поврежденные, с не слитым электролитом (2 класс опасности).
Хранение отработанных свинцовых аккумуляторов, относящихся ко второму классу опасности осуществляется в закрытых помещениях, где они размещаются на специальных стеллажах или непосредственно на полу.
Отработанные масла (3 класс опасности) собираются в герметично закупоривающихся металлических емкостях. Емкости могут размещаться в закрытых помещениях либо на открытых площадках, имеющих твердое покрытие, и устанавливаются на металлических поддонах, снабженных бортиками высотой не менее 4 см.
Для хранения твердых бытовых отходов на предприятии используются металлические контейнер, установленные на открытых площадках с твердым покрытием.по мере накопления они вывозятся на полигон твердых бытовых отходов специализированным транспортом ООО «Теко-сервис».
3.3.2 Организационные мероприятия по предупреждению негативного воздействия на окружающую среду при обращении с твердыми отходами.
Приказом по предприятию назначены лица, ответственные за производственный контроль в области обращения с опасными отходами. Ответственные обязаны: знать фактическое положение дел в цехе в области обращения с опасными; не реже одного раза в месяц проверять места временного хранения отходов; следить за тем, чтобы места временного хранения отходов и предъявляемые требования к нему, соответствовали проекту нормативов образования отходов и лимитов для их размещения, а так же иным правовым актам регламентирующим порядок обращения с ними.
Следить за образованием отходов (в пределах установленного лимита) и своевременно извещать инженера эколога о необходимости передачи их на утилизацию либо захоронение (кроме отходов 4 класса опасности); Вести «Журнал первичного учета движения отходов» и своевременно вносить в него соответствующие записи; не допускать при временном накоплении отходов смешивания опасных промышленных отходов с твердыми бытовыми.
О всех нарушениях природоохранного законодательства, допущенных арендаторами и подрядными организациями в результате их деятельности, незамедлительно сообщать по экологии. При обращении с отходами, выполнять требования охраны труда, промышленной и пожарной безопасности.
Таким образом, существующая на предприятии система контроля за обращением отходов позволяет минимизировать негативное влияние на окружающую природную среду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с особенности производственных процессов, которые осуществляются предприятием, происходит загрязнение приземного слоя атмосферы и образование твердых промышленных отходов различных классов опасности. Предприятие не имеет собственных очистных сооружений, в связи, с чем контроля за составом сточных вод не осуществляется, и соответственно не представляется возможным оценить их влияние на состояние окружающей среды.
Проведенный анализ качественного и количественного состава твердых отходов ООО «Завод коммунального оборудования» свидетельствует о преобладании в их составе отходов 4-5 классов опасности, как по числу наименований, так и по массе. Основная часть из них может быть захоронена на полигоне совместно с твердыми бытовыми отходами или передана на утилизацию специализированным предприятиям. Отходы предприятия не представляют серьезной опасности для окружающей среды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Экология, охрана природы и экологическая безопасность, учебно-методическое пособие // ред. В.И. Данилов-Данильян. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 450 с
2. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году Бомбы замедленного действия на нашей планете / Г. Хефлинг. М.: Мысль, 1990. 450 с.
3. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников: [Электронный ресурс]. Режим доступа к ст.: http://www.nii-atmosphere.ru (дата обращения 20.04.2015)
4. Голицын А.Н. Основы промышленной экологии./ А.Н. Голицын - М.: ИРПО; Из-дательский центр «Академия», 2002 - 240с.
5. Предельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е.. Экология./ О.Е. Приходченко - М. 2007 - 236 с.
6. Химическое загрязнение атмосферы: [Электронный ресурс]. Режим доступа к ст.: http://chemistry.narod.ru/razdeli/eco/eco.htm (дата обращения 22.04.2015)
7. Бретшнайдер Б., Курфюрст И.. Охрана воздушного бассейна от загрязнений./ Б. Бретшнайдер - Л.: Химия, 1989 288с.
8. Б. Уригашвили. Свалка как символ нашей жизни // Известия.-1995, №39.
9. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» с изменениями на 30.12.2008г: Российская газета, № 121 от 30.06.98 г.
10. Приказ МПР России от 2 декабря 2002 года N 785: Российская газета, № 15 от 25.01.2003г.
11.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 08.08.2001г.: Собрание законодательства РФ №33, от13.08.2001г.
12. Временные методические рекомендации по классификации отходов производства и потребления и нормативам их образования на территории Тамбовской области. - Тамбов, 1999.
13. «Удельные показатели образования отходов производства и потребления, утвержденные государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды». Москва. 1999. 123 с.
14. «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Санкт-Петербург. 2005. 167 с.
Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы других авторов имеют ссылки на них.
Список использованных источников 14 названий, рисунков 1, таблиц 3.
Работа отпечатана в 2 экз.
Один экземпляр сдан на кафедру экологии и туризма 20 мая 2015 г.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ООО «ЗАВОД КОММУНАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ» ГОРОДА ТАМБОВА