Возможности использования тематического планирования для экологического воспитания детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………..5

1.1. Цели, задачи и научная основа содержания

экологического воспитания дошкольников…………………………………5

1.2. Методы и формы экологического воспитания дошкольников………15

2. Возможности использования тематического планирования для

экологического воспитания детей дошкольного возраста……………………25

2.1. Содержание тематического планирования в разных

возрастных группах дошкольного возраста………………………………..25

2.2. Оценка возможностей тематического планирования для

реализации задач экологического воспитания…………………………….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….47


ВВЕДЕНИЕ

Реформационные процессы, происходящие в системе образования Республики Беларусь в целом и в дошкольном образовании как ее первой ступени, показали значимость и необходимость качественно новых подходов к планированию и организации деятельности дошкольного учреждения. Активизация в функционировании и развитии системы дошкольного образования принципов гуманизации, природосообразности, развития ребенка в деятельности, экологизации и демократизации воспитания делают актуальным формирование таких качеств воспитателей, специалистов и руководителей дошкольных учреждений, как готовность своевременно реагировать на социальный запрос, происходящие изменения, прогнозировать будущую ситуацию, строить и перестраивать свои действия согласно современной парадигме образования, мобильность мышления и действия, что включает умение планировать работу.

Деятельность дошкольного учреждения в целом и педагогический процесс в каждой возрастной группе (как составляющая этой деятельности), с одной стороны, жестко подчинены существующим нормативно-правовым документам, с другой стороны – не терпят штампов, сообразуются с инициативой и творчеством педагогов.

Поэтому мы сочли необходимым привлечь внимание одной из наиболее важных функций деятельности педагогов дошкольных учреждений – планированию и на примере экологического образования показать возможности вариативных подходов к нему.

Этим и обусловлен выбор темы нашей курсовой работы, которая звучит так «Возможности использования тематического планирования образовательного процесса для экологического воспитания дошкольников».

Цель работы – выявить и охарактеризовать основные возможности использования тематического планирования образовательного процесса для экологического воспитания дошкольников.

Задачами исследования являются:

  1. определить цели, задачи и научную основа содержания экологического воспитания дошкольников;
  2. рассмотреть и охарактеризовать основные методы и формы экологического воспитания детей;
  3. выявить и проанализировать возможности тематического планирования для экологического воспитания детей дошкольного возраста.

В качестве гипотезы нашего курсового исследования мы приняли следующее утверждение: рациональное и вариативное использование тематического планирование образовательного процесса дошкольного учреждения повышает эффективность экологического воспитания дошкольников.

Объект исследования – экологическое воспитание дошкольников, предмет – возможности использования тематического планирования для экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Практическое применение. Знание общих законов планирования и возможность выбора различных форм использования планов позволят на практике реализовать комплексный подход к деятельности дошкольного учреждения, осуществлять принцип гуманизации и демократизации педагогического процесса, что, безусловно, будет содействовать повышению эффективности, результативности работы, внедрению передового педагогического опыта. Кроме того представленное курсовое исследование может послужить материалом при написании рефератов, курсовых и дипломных работ по различным дисциплинам педагогического цикла, а также может быть использовано работниками педагогических специальностей при работе детьми в дошкольных учреждениях.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает несколько разделов, заключения, списка литературы и приложения. Полный объем работы составляет 47 страниц. Список литературы включает 28 наименований.

1. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1. Цели, задачи и научная основа содержания экологического воспитания дошкольников

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое направление, которое появилось на рубеже 80-90-х годов 20 в. и в настоящий момент проходит этап своего становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом, доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому – ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

Вообще, экологическое образование в узком смысле слова есть раздел (компонент) биологического образования, связанный с формированием у детей совокупности биолого-экологических знаний и умений (экология как раздел биологии).

Экологическое образование в широком смысле есть педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности, общества и окружающей социоприродной среды [10, с. 4-5]. Содержанием данного процесса является формирование экологической культуры, основным признаком которой выступает ответственное отношение личности к природе как к универсальной ценности [9, с. 5].

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного образования, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

На современном этапе проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и значимость. Главным в экологическом воспитании является освоение дошкольниками системы элементарных знаний о биосфере, ноосфере, сущности предметов и явлений (живая природа – растения, животные, человек; неживая природа – горы, реки, моря), экологических просторах космоса (солнце, луна, звезды), об основных началах природоведения, биологии, географии. Значительное внимание уделяется знакомству детей с природой Беларуси (особенно того региона, где они живут).

Таким образом, начальной ступенью экологического воспитания является организация условий для развития у дошкольников навыков наблюдения и наблюдательности. Но каждое наблюдение, организованное для детей взрослыми, тесно связано с интересами и потребностями малышей, с определенными их отношениями к тому или иному объекту и явлению. И первое, что побуждает ребенка вести наблюдения за окружающим, является его стремление увидеть красоту наблюдаемого объекта в сочетании с желанием побольше узнать о нем. В результате этого развивается мышление и речь, ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные умозаключения и обобщения [27, с. 5-6].

Первоначально элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Осознанно правильное отношение к природе включает в себя три компонента:

  1. эмоционально-эстетический (умение любоваться красотой природы);
  2. интеллектуально-познавательный (наличие интереса к явлениям и объектам природы);
  3. нравственно-действенный (гуманное отношение к животным и растениям, готовность выполнять различные трудовые действия по уходу за ними).

Критериями осознанно правильного отношения к природе являются:

  1. Знание условий, при которых живой организм остается живым.
  2. Желание трудиться самостоятельно на участке или в уголке природы, или по указанию взрослого.
  3. Самостоятельные поступки и действия, направленные на сохранение живых существ.
  4. Наличие у ребенка познавательного интереса к природе.
  5. Представленность в самостоятельных играх детей знаний о природе и отношения к ней.

Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

  • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  • создание в детском учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
  • систематическое повышение квалификации педагогического персонала, овладение методикой экологического воспитания; совершенствование экологических знаний среди родителей;
  • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
  • выявление уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя [11, с. 45-47].

Для определения научной основы экологического воспитания значимым является определение экологии, данное Н. Ф. Реймерс. Экология – это биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи: отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология); популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология); сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).

Учитывая специфику дошкольного возраста, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту требований о природе.

Самым подходящим является раздел аутэкологии – дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики – это понятие «взаимосвязи живого организма со средой обитания». Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.

Следующее важное понятие из раздела аутэкологии – морфункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания – по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос как происходит это взаимосвязь.

Конкретизацией первого понятия является понятие среды обитания. Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения или животного (субстрат, вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами они окружены, какими свойствами они обладают.

Названные понятия выражают первую и главную – экологическую идею: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника. Рассмотрим пример.

Белка – лесной зверек, сведения о котором дети получают в дошкольном возрасте. Как живое существо, она имеет потребности в пище, воздухе, тепле и т.д., которые может удовлетворить лишь в своей среде обитания – смешанном или хвойном лесу. Среда обитания белки – это:

  • твердый субстрат деревьев с крупными ветками, растущими друг от друга на некотором расстоянии;
  • разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами;
  • растения, служащие кормом (орехи, желуди, семена ели, грибы и т.д.);
  • другие животные леса, среди которых хищники, враги белки
  • сезонноменяющийся температурный режим.

Белка обладает хорошей морфункциональной приспособленностью, которая позволяет выжить в среде обитания (острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по деревьям; сильные и более длинные, задние ноги, которые дают возможность делать большие прыжки; острые зубы, позволяющие грызть твердую пищу; линька шерсти, позволяет не замерзнуть зимой и чувствовать легче летом).

Из второго раздела (демэкология) в настоящее время, ввиду недостаточности исследований, использовать какие-либо понятия для построения методики экологического воспитания дошкольников не представляется возможным.

Третий раздел иоэкологи (синэкология) рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников. Главные понятия экосистема, цепи питания, взаимодействие человека с природой.

Кроме понятий в построении педагогического процесса могут быть использованы некоторые экологические закономерности или явления закономерного характера, существующие в природе. Можно выделить три области закономерных явлений:

  1. закономерность морфункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания;
  2. внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве;
  3. различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития [11, с. 47-49].

Проведенные исследования в области экологического воспитания дошкольников Николаевой С. Н., Комаровой И. А., Кондратьевой Н. Н., Плохий З. П., Петрикевич А. А., Хайдуровой И. А., Шараповой И. А. и др. свидетельствуют о том, что дошкольникам необходимо дать следующие основы экологических знаний:

  1. о неживой природе: солнце, атмосфера, литосфера, гидросфера, изменения в природе в разное время года;
  2. о животном мире: разнообразие животных, особенности их строения и развития, питания, влияние окружающей среды на животных, животные разных экосистем, уход за животными, значение животных в природе;
  3. о растительном мире: разнообразие растений, особенности роста и развития, растения разных биоценозов, уход за растениями, основные признаки и значение растений в природе;
  4. о человеке как живом существе: строение тела человека, основные функции, системы организма, понятие «здоровый образ жизни», необходимые условия жизнедеятельности человека, место человека в природе;
  5. о взаимосвязи объектов и явлений природы между собой и человеком.

По мнению С. Н. Николаевой, в работе по формированию у дошкольников основ экологических знаний необходимо:

  1. показать дошкольникам два мира природы:
  • один – саморазвивающийся, независимый от человека и его деятельности мир естественной природы: леса, степи, реки, озера и т.д.;
  • другой – мир культурной природы, который создан людьми и их трудом: поля, сады, парки, скверы, животноводческие фермы;
  1. сформировать у детей понимание, что каждое живое существо (растение, животное) растет, развивается, если для этого есть все необходимые условия (влага, тепло, свет, почва для растений; корм, вода, температурный режим, убежище для животных);
  2. показать, что человек пользуется дарами дикой природы: собирает грибы, ягоды, отдыхает в лесу, купается в реках, охотится, и только бережное обращение с природой сохраняет ее;
  3. продемонстрировать, что в природе все взаимосвязано, нарушение одного звена ведет к гибели всех остальных;
  4. рассказать, как человек забоится о дикой природе: бережет леса от пожаров, насаждает новые, подкармливает диких животных, создает заповедники [11, с. 49-50].

В национальной базисной программе «Пралеска» содержание раздела «Человек и природа», разработанного А. А. Петрикевич, направлено на формирование у дошкольников системы знаний о живой и неживой природе.

Группа «Малыши»

  1. О многообразии живой природы:
  • животные («Они живут рядом с тобой»);
  • растения («Они живут рядом с тобой»);
  • человек («О тебе»).
  1. О многообразии неживой природы:
  • учить отличать и называть день и ночь;
  • определять состояние погоды и устанавливать простейшие связи между явлениями (идет дождь – на улице лужи и т.д.);
  • познакомить детей со свойствами воды, снега, песка, льда и т. д.
  • дать элементарные сведения о временных сезонах года на основе их ярких признаков [19, с. 50-51].

Группа «Почемучки».

  1. Человек:
  • как ты чувствуешь окружающий мир;
  • пятеро помощников;
  • как ты двигаешься;
  • как ты дышишь;
  • как ты питаешься;
  • как ты растешь.
  1. Животные, растения:
  • многообразие живой природы;
  • как двигаются животные и растения;
  • как питаются животные и растения;
  • как животные и растения растут;
  • как животные и растения «чувствуют»;
  • у нас в гостях живое существо.
  1. Природные сообщества:
  • лес (парк) – дом для растений и животных;
  • луг – дом для трав и насекомых;
  • водоем – дом для животных и растений;
  • огород, сад, поле.
  1. Неживая природа:
  • погода и сезоны;
  • свет, тепло, вода, почва (песок, камни, глина), воздух [19, с. 111-116].

Группа «Фантазеры».

  1. Человек:
  • как ты чувствуешь окружающий мир;
  • пять помощников;
  • уникальность каждого человека (физические упражнения и отдых, здоровая еда, свежий воздух, чистота, внимательное отношение к своему здоровью);
  • внутренние органы человека;
  • как ты дышишь;
  • как ты питаешься;
  • как ты растешь.
  1. Животные:
  • уникальность каждого животного;
  • здоровый организм животного;
  • как животное дышит;
  • как животное питается;
  • как животное растет.
  1. Растения:
  • уникальность каждого растения;
  • здоровье растения;
  • как растение дышит;
  • как растение питается.
  1. Размножение живых существ:
  • дети людей;
  • детеныши животных.
  1. Неживая природа:
  • свет и тень;
  • звуки;
  • воздух;
  • тепло, огонь;
  • почва;
  • вода.
  1. Сезоны.
  • знания о характерных особенностях каждого сезона;
  • знания о том, какие изменения происходят в жизни человека в разные времена года;
  • знания о характере жизнедеятельности животных в разные времена года;
  • углубление представлений детей о том, как изменяется вид лесов, полей, рек в разные времена года, а также на протяжении одного сезона;
  • знакомство детей через праздники («Гуканне вясны», «Каляды», «Дзяды», и др.), как их предки оберегали природу, встречая разные времена года [19, с. 207-214].

1.2. Методы и формы экологического воспитания дошкольников

Среди разнообразных методов и форм экологического воспитания дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов, сезонных явлений.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей. Педагог должен регулировать наблюдение по времени, объему и содержанию.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представления, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных целей наблюдение может быть эпизодическим, длительным и итоговым.

Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей, задачи, которые с наибольшей полнотой могут быть решены. Затем выбирает объект для наблюдения. Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Необходимо продумать организацию детей.

Общие требования к организации наблюдения

  1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
  2. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постоянно расширяя и углубляя первоначальные представления.
  3. В организации наблюдений следует предусматривать системность.
  4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей, возбуждать интерес к природе.
  5. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление о том или ином объекте природы, отношение к нему [25, с. 14-15].

Наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатлений, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Поэтому составлению циклов наблюдений, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры зиждется в первую очередь на наблюдении [15, с. 6].

Один из способов реализации детских знаний наглядным способом – проектный метод.

Особенно актуален этот метод при решении задач формирования основ экологической культуры. В процессе проектной деятельности учащиеся получают возможность самостоятельно определить ту область экологического знания, которая им интересна, близка и которую они хотели бы расширить. Они учатся проводить доступные их возрасту опыты, практические работы и другие исследования экологического характера; на основе полученных результатов делают выводы и обобщения, которые являются фактически их научными открытиями. Все это способствует формированию экологического сознания, выработке экологических отношений и стремлению к экологической деятельности [14, с. 69].

Следующий метод экологического воспитания дошкольников – уход за живыми объектами.

Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постановка деятельности является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях наших меньших» – растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с нами [20, с. 117]. В. А. Петровский в своей работе «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» отмечает, что «непременным условием для построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми» [8, с. 6].

Совместная организационно-хозяйственная и трудовая деятельность в зеленой зоне ДОУ: выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.

Формы деятельности дошкольников по уходу за животными и растениями:

  • дежурства в уголке природы (старший дошкольный возраст);
  • выполнение трудовых поручений в уголке природы и на огороде ДОУ;
  • совместный уход за живыми объектами воспитателя и детей в уголке природы и на участке ДОУ.

Дошкольники могут стать непосредственными участниками данной деятельности посредством:

  • рассказа воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
  • наблюдения за деятельностью взрослых;
  • собственного практического участия детей в природоохранной деятельности.

Труд в природе традиционно считается неотъемлемой составной частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последние годы – и процесса формирования экологической культуры у дошкольников. В процессе труда в природе дошкольники учатся подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что труд принесет пользу людям и сохранит растения и животных [17, с. 38].

Требования к организации и проведению ухода за живыми объектами в ДОУ:

  • начинать и заканчивать уход за живыми объектами наблюдением;
  • в речи ребенка должны преобладать не глаголы, обозначающие практические действия (полить, подрыхлить, покормить), а существительные, непосредственно связанные с уходом (необходимы вода, корм и др.);
  • процедуру ухода ребенок должен осуществлять самостоятельно (включая подготовительный этап);
  • необходима тесная связь с семьей, так как формирование правильного экологического мышления возможно только в том случае, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку мир природы, помогать наладить взаимоотношения с ним. Поэтому важным аспектом является работа с родителями как постоянный и непрерывный процесс [28, с. 149].

Особое внимание следует уделить и такому методу экологического воспитания детей дошкольного возраста как моделирование.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели.

Важнейшими из них являются календари природы и предметное моделирование различных явлений природы.

Календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в ДОУ и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частных наблюдений:

  1. календарь наблюдений за сезонными явлениями природы;
  2. календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ;
  3. календарь наблюдений за птицами.

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы – это календарь, отражающий состояние природы (неживой), растительного и животного мира в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, неотъемлемая часть «недельной методики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится условными знаками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки дети под руководством воспитателя штрихуют клетку с изображением конкретного дня недели и в соответствующем окошке специальным значком обозначают состояние погоды, направление ветра, степень тепла и холода. В конце недели после рассмотрения покрова земли, дерева или куста, животных участка, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе «Живая природа».

Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ рассмотрим на примере моделирования роста и развития хомяков. Его можно осуществить на 4-х страницах белой бумаги, каждая из которых соответствует неделе развития животного. Внизу страниц – полоска-карман «неделя» соответствующего цвета. Каждую неделю в полоску-карман вставляется картинка, на которой изображены маленькие животные (их состояние и поведение соответствует возрасту).

Календарь наблюдений за птицами. Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Календарь для младших дошкольников заполняется карточками с рисунками птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических «следов» не оставляет. Календарь для старших дошкольников заполняется несколько иначе: верхняя часть карточки – с рисунком птиц, нижняя – в соответствующих полосках с символическим обозначением птиц.

Кроме моделирования закономерных процессов природы различают предметное моделирование различных явлений природы:

  • графическое моделирование картины, схемы при создании экологической тропы;
  • создание глобуса;
  • картонные модели защитной окраски (маскировочная, отпугивающая, расчленяющая);
  • модели, с которыми можно совершать детям практические действия (длинные и короткие ноги, модель хищной птицы).

Велика роль наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников. В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель использует различные формы наглядности: демонстрационные учебные картинки и маленькие раздаточные картинки; слайды, диафильмы; репродукции; видеофильмы.

Таким образом, моделирование как метод экологического воспитания дошкольников можно использовать в следующих случаях:

  • как наглядное пособие, когда невозможно реально обследовать конкретное растение или животное;
  • когда необходимо показать связи, существующие в природе;
  • когда необходимо продемонстрировать определенную функцию объекта (например, функцию роста);
  • когда с помощью модели можно показать весь природный процесс во времени (типа, моделей – календарей наблюдений за природой);
  • когда на примере модели возможно формирование у детей конкретных или обобщенных представлений о растениях (животных, человеке) [11, с. 59-61].

Еще один важный метод экологического воспитания дошкольников – игра. Игровые формы и методы являются сравнительно новыми в природоохранном образовании, хотя в педагогике известны и используются давно. Педагоги, работающие в области экологического образования, говорят об игре как интерактивном методе обучения, т.е. методе, при использовании которого активность учащихся сопоставима или даже превосходит активность педагога [7, с. 7].

Экологические игры расширяют представления детей о взаимоотношении человека и природы, о деятельности людей в природе, о взаимосвязях, существующих в природе; способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения и деятельности в окружающей природной среде (Г. Н. Казаручик, И. А. Комарова, С. Н. Николаева) [4, с. 28].

Игры детей с природными материалами (песок, вода, глина, снег и т.п.) – это исторически сложившаяся деятельность детей, заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и направленная на познание предметной действительности. Игры с природным и иллюстративным материалом способствуют формированию у дошкольников конкретных представлений об объектах природы, приобретению более точных знаний об их признаках и свойствах (в процессе познания участвуют разные органы чувств). Эти виды игр очень актуальны для проведения с детьми, имеющими низкий уровень сформированности представлений об объектах природы [21, с. 5].

Особого внимания в дошкольном детстве заслуживают и дидактические игры экологического содержания, которые помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только отдельного живого организма, но и экосистемы в целом, осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

Для реализации задач по экологическому воспитанию, связанных с формированием понимания самоценности природы, понимания взаимосвязи и взаимозависимости природы, развитием восприятия и мышления, эффективно использование элементов ТРИЗ-технологии. При правильном проведении дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль над их соблюдением со стороны взрослого и сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения ко всему живому [1, с. 6-8].

Подвижная игра – также эффективное средство экологического воспитания дошкольников. В ней заложен большой воспитательный потенциал, который можно использовать для решения задач экологического воспитания. Педагогическая ценность подвижных игр и методика их применения в решении задач экологического воспитания младших школьников раскрывается авторами А. И. Новицкой, П. И. Новицким, В. М. Минаевой [26, с. 3; 16, с. 18].

Одной из разновидностей игр является и экологический праздник. Дети любят активно участвовать в праздниках и играх. Они устают быть просто зрителями. Им интересно общение с главными героями сценок, и обязательно нужно, чтобы все они без исключения были вовлечены в игру и отвечали на вопросы действующих лиц. Можно договориться с детьми, что сигналом для ответа будет прикосновение воспитателя, проходящего вдоль ряда сидящих детей, к плечу ребят. На репетициях можно, используя другие материалы, поучиться реагировать на этот сигнал.

Праздники дают большие воспитательные возможности. С помощью сценических образов ребята рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры населения, тем более что в школьные программы элементарные экологические знания включены совсем недавно, и старшее поколение, как правило, не имеет экологической подготовки [13, с. 3-4].

Таким образом, экологическое воспитание дошкольников предполагает использование различных методов и форм работы с детьми. Наблюдение обеспечивает полное и конкретное формирование знаний об окружающем мире. Проектный метод является эффективным способом решения задач по формированию основ экологической культуры дошкольников. Неотъемлемой составной частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последние годы – и процесса формирования экологической культуры у дошкольников является уход за живыми объектами. Особое место среди методов и форм экологического воспитания детей дошкольного возраста занимает моделирование, наглядность которого обеспечивает эффективность педагогического процесса. И, наконец, одной из важнейших форм работы с детьми является игра. Экологические игры расширяют представления детей о взаимоотношении человека и природы, о деятельности людей в природе, о взаимосвязях, существующих в природе; способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения и деятельности в окружающей природной среде. Все это способствует формированию экологического сознания, выработке экологических отношений и стремлению к экологической деятельности.


2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Содержание тематического планирования в разных возрастных группах дошкольного возраста

Тематическое планирование имеет ряд преимуществ перед другими вариантами планирования, так как в нем прослеживается система работы с детьми (как в организованных видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей). Педагог в своей работе должен стремиться не только к тому, чтобы дети получили как можно больше знаний, овладели определенными умениями и навыками, но и построить работу так, чтобы у ребенка развивались психические процессы, речь, т.е. чтобы созданная предметно-игровая среда была развивающей. Исследования педагогов и психологов подтверждают, что ребенок постоянно накапливает в активном словаре множество слов, характеризующих предметы и явления. Детям легче запомнить и удержать в памяти ту информацию, которая взаимосвязана и систематизирована по конкретным группам по принципу смысловой близости, т.е. систематическими группами (например, «Животные», «Птицы» и т.д.). Это еще раз подтверждает целесообразность тематического планирования работы с детьми с учетом их возрастных особенностей и задач базисной программы «Пралеска», отражающих годовой цикл явлений в природе и общественной жизни людей. Темы могут быть разработаны для каждой возрастной группы и рассчитаны на неделю, месяц, год [18, с. 45].

Для реализации программных задач по конкретной теме используется как специально организованное обучение, так и другие виды совместной деятельности воспитателя и детей. В этом разделе планируется работа по пяти основным видам детской деятельности: общение, познавательно-практическая деятельность, игровая, художественная и элементарная трудовая деятельность. В основу планирования совместной деятельности воспитателя и детей, также как и специально организованного обучения, положен тематический принцип.

Рассмотрим содержание планирования различных видов совместной деятельности воспитателей и детей.

В разделе «Общение» планируются: коммуникативные ситуации; рассказы; объяснения; пояснения; ситуации невербального общения; этюды; беседы и т.д.

В разделе «Игровая деятельность» планируются игры: пальчиковые, сюжетно-ролевые, дидактические и их разновидности, настольно-печатные, развивающие (на развитие памяти, внимания, воображения, мышления), строительные, народные, музыкально-дидактические, словесные, компьютерные (при наличии компьютерного класса в детском саду), подвижные, режиссерские и т.д.

В разделе «Познавательно-практическая деятельность» планируются: наблюдения за живой и неживой природой; элементарная опытническая и экспериментальная деятельность; обследование предметов, пространства и т.д.

В разделе «Художественная деятельность» планируются: а) художественно-речевая и театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, чтение, рассказывание и прослушивание в грамзаписи сказок и других художественных произведений; заучивание потешек, стихов, загадок, пословиц, поговорок, инсценирование, все виды театрального творчества); б) музыкальная деятельность (прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, развлечения); в) изобразительная деятельность (рассматривание картин, иллюстраций, в том числе в книгах, других произведений изобразительного искусства; рисование, аппликация, лепка; изготовление коллажей, декораций к спектаклям, атрибутов к различным видам театров и т.д.).

В разделе «Элементарная трудовая деятельность» планируются: поручения; самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд; дежурство.

В перспективном и перспективно-календарном виде планирования предусматривается учет проведенной с детьми работы в течение дня по видам деятельности, для этого используются условные обозначения – геометрические фигуры в цветном изображении. Они указывают на режимный отрезок времени, в котором была проведена работа с детьми (по видам деятельности), а цвет – на воспитателя, который организовал эту работу. В плане на месяц достаточно отмечать точками, что и кем проведено (например, красная – одним воспитателем, синяя – другим). Для ежедневного планирования могут быть использованы следующие обозначения: треугольник – утро, квадрат – прогулка, кружок – вечер и д. Условные обозначения могут быть и другими [18, с. 50-51].

Рассмотрим распределение тем на год в группе «Малыши»:

Сентябрь

1. Игрушки. 2. Овощи. 3. Фрукты. 4. Деревья, кусты, цветы.

Октябрь

1. Осень. 2. Одежда, обувь. 3. Предметы гигиены. 4. Домашние животные и их детеныши.

Ноябрь

1. Посуда. 2. Свойства и качества материалов. 3. Растения уголка природы. 4. Домашние птицы.

Декабрь

1. Дикие животные и их детеныши. 2. Мебель. 3. Транспорт. 4: Новый год.

Январь

1. Зима. 2. Одежда, обувь. 3. Мое прекрасное тело. 4. Профессии взрослых (врач, медсестра).

Февраль

1. Игрушки. 2. Домашние птицы. 3. Мебель. 4. Растения уголка природы.

Март

1. Профессии взрослых (повар). 2. Посуда. 3. Овощи, фрукты. 4. Дикие животные и их детеныши.

Апрель

1. Домашние животные и их детеныши. 2. Транспорт. 3. Предметы гигиены. 4. Весна.

Май

1. Птицы, насекомые. 2. Деревья, кусты, цветы. 3. Цветы Мое прекрасное тело. 4. Свойства и качества материалов.

Примерное количество форм специально организованного обучения в неделю в группе «Малыши»: Физкультурное занятие – 5 (на воздухе – 3). Музыкальное занятие – 2. Познание окружающего мира, развитие речи – 2. Сенсорика (с элементами математики) – 1. Конструирование – 1. Рисование – 1.

Рассмотрим примерные темы на год для группы «Почемучки» (четвертый год жизни):

Сентябрь

1. Ознакомление с группой и другими помещениями детского сада. 2. Сад, фрукты. 3. Огород, овощи. 4. Труд взрослых.

Октябрь

1. Осень. 2. Деревья. Грибы. Лес. 3. Одежда. 4. Обувь.

Ноябрь

1. Игрушки. 2. Наше тело. 3. Посуда. 4. Труд продавца. Продукты питания.

Декабрь

1. Зима. 2. Птицы. 3. Семья. 4: Новый год.

Январь

1. Каникулы. 2. Зима, зимние развлечения. 3. Домашние животные, их детеныши. 4. Дикие животные, их детеныши.

Февраль

1. Предметы гигиены. 2. Мебель. 3. Обитатели живого уголка (растения, рыбки, птицы, животные). 4. Труд повара.

Март

1. Весна. День 8 Марта. 2. Кто работает в детском саду? 3. Транспорт. 4. Каникулы.

Апрель

1. Город. Улица. Светофор. 2. Свойства и качества материалов (дерево, стекло, ткань, бумага). 3. Лес. Животные. Насекомые. 4. Труд врача.

Май

1. Деревья, кусты весной. 2. Птицы. 3. Цветы садовые и полевые. 4. Потешки и сказки.

Июнь

1. Лето. 2. Красный, желтый, зеленый (светофор). 3. Природный материал (игры с песком и водой). 4. Растения участка детского сада.

Июль

1. Цветник. Цветы. 2. Животные, окружающие человека. 3. Ягоды лесные и садовые. Несъедобные грибы. 4. Природный материал (изготовление поделок из листьев).

Август

1. Грибы. Съедобные, несъедобные. 2. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 3. Огород. Труд. Наблюдения. 4. Обобщающая тема «Лето, летние развлечения».

Рассмотрим примерные темы на год для группы «Почемучки» (пятый год жизни):

Сентябрь

1. Сад. Фрукты. 2. Огород, овощи. 3. Осень. 4. Труд взрослых.

Октябрь

1. Деревья. Лес. Грибы. 2. Одежда. 3. Обувь. 4. Игрушки. Белорусские игрушки.

Ноябрь

1. Знакомство с белорусским орнаментом. 2. Знакомство с дымковской игрушкой. 3. Посуда. Труд повара. 4. Наше тело.

Декабрь

1. Зима. 2. Птицы. 3. Семья. 4: Новый год.

Январь

1. Каникулы. 2. Зима, зимние развлечения. 3. Домашние животные, их детеныши. 4. Дикие животные, их детеныши.

Февраль

1. Транспорт. 2. Мебель. 3. Обитатели живого уголка (растения, рыбки, птицы, животные). 4. Белорусское народное творчество.

Март

1. Весна. День 8 Марта. 2. Кто работает в детском саду? 3. Профессии взрослых, работающих на транспорте. 4. Каникулы.

Апрель

1. Город. Улица. Светофор. 2. Свойства и качества материалов. 3. Труд врача, медсестры. 4. Лес. Животные. Насекомые.

Май

1. Воздух. 2. Деревья, кусты весной. 3. Птицы. 4. Цветы садовые и полевые.

Июнь

1. Лето. 2. Правила дорожного движения. 3. Растения городского и сельского ландшафта (парка, леса, сквера). 4. Природный материал. Игры с песком и водой.

Июль

1. Цветник. Цветы. 2. Труд людей летом. 3. Дикие животные. 4. Ягоды садовые и лесные.

Август

1. Грибы. 2. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 3. Огород. Труд. Наблюдения. 4. Лето, летние развлечения.

Примерное количество форм специально организованного обучения в неделю в группе «Почемучки»: Физкультура – 5 (на воздухе – 3). Музыкальное занятие – 2. Развитие речи – 1. Рисование – 2. Лепка – 1. Аппликация – 0,5. Конструирование – 0,5. Познание окружающего мира – 2. Математика – 1.

Рассмотрим примерные темы на год для группы «Фантазеры» (шестой год жизни):

Сентябрь

1. Школа. 2. Семья. Знакомство с элементарными правилами безопасности в семье (вызов по телефонам 01, 02, 03, 04). 3. Фрукты и овощи. Приготовление салатов. 4. Белорусское народное творчество.

Октябрь

1. Труд крестьян. 2. Осень. Золотая осень. 3. Лес. Грибы. 4. Мебель (процесс производства, классификация).

Ноябрь

1. Одежда, обувь (моделирование, процесс производства). 2. Игрушки: белорусские игрушки, игрушки народов мира. 3. Посуда. Пища. Труд повара. Выпечка. 4. Дымковская игрушка.

Декабрь

1. Транспорт. Уличное движение. Правила дорожного движения. 2. Птицы. 3. Почта. Средства связи. 4: Новый год.

Январь

1. Каникулы. Коляды. 2. Зимние развлечения. 3. Республика Беларусь, знакомство с флагом и гербом. 4. Звери наших лесов.

Февраль

1. Дикие животные стран с холодным и умеренным климатом. 2. Домашние животные. 3. Воздушный, наземный и водный транспорт. День защитника Отечества. 4. Обобщающие занятия на темы: «Зима», «Зимние развлечения», «Зимние народные праздники».

Март

1. Весна. Перелетные птицы. 2. День 8 Марта. Женские профессии. 3. Животные стран с теплым и жарким климатом. 4. Каникулы.

Апрель

1. Библиотека. 2. Космос. Вселенная. Земной шар. Знакомство с глобусом. День космонавтики. 3. Наша страна. Наш город (село). Праздники. Традиции. 4. Архитектура, строительство, дизайн.

Май

1. Весенние праздники. 2. Деревья, кусты весной. 3. Насекомые. Цветы и композиции из них (флористика, икебана). 4. Профессии.

Июнь

1. Лето. День защиты детей. 2. Правила дорожного движения. 3. Цветники. Цветы. 4. Растительный и животный мир сквера, парка.

Июль

1. Водоем. Луг. 2. Труд крестьян. 3. Ягоды (съедобные, несъедобные). 4. Растительный и животный мир.

Август

1. Грибы (съедобные, несъедобные). 2. Солнце, воздух и вода. День здоровья. 3. Природный материал, поделки из него. 4. Лето, летние развлечения.

Рассмотрим примерные темы на год для группы «Фантазеры» (седьмой год жизни):

Сентябрь

1. Школа. 2. Семья. Знакомство с элементарными правилами безопасности. Семейная экономика. 3. Овощи, фрукты. Приготовление салатов. 4. Лес, обитатели леса, дары леса.

Октябрь

1. Труд крестьян. 2. Осень. Золотая осень. 3. Мебель (классификация, процесс производства). 4. Приборы и бытовые машины (основы безопасности).

Ноябрь

1. Одежда, обувь (моделирование, процесс производства). 2. Дымковская роспись, филимоновская игрушка. 3. Пища, ее приготовление. 4. Белорусские игрушки, игрушки других народов мира. Книги.

Декабрь

1. Транспортные средства передвижения. Улица. Дорожное движение. 2. Я – человек. Что я знаю о себе (мой организм, мои чувства, мои мысли, мои поступки, мои умения, моя родословная)? 3. Средства связи. Почта. 4: Новый год.

Январь

1. Каникулы. Коляды. 2. Зима. Зимние развлечения. 3. Республика Беларусь (герб, флаг, гимн). 4. Белорусское народное творчество.

Февраль

1. Животные и птицы как часть живой природы. 2. Солнечная система. Солнце – ближайшая звезда. 3. Классификация транспорта. День защитника Отечества. 4. Дикие животные разных климатических зон.

Март

1. Весна. Перелетные птицы. 2. День 8 Марта. Женские профессии. Профессии сотрудников детского сада. 3. Воздух. 4. Хохломская и гжельская роспись. 5. Каникулы.

Апрель

1. Библиотека. 2. Земля – планета солнечной системы. Звезды. Космос. День космонавтики. 3. Наша страна. Наш город (село). Праздники. Традиции. 4. Строительство, архитектура, дизайн.

Май

1. Весенние праздники. 2. Деревья, кусты, насекомые, земноводные весной. 3. Цветы и композиции из них. 4. Профессии.

Примерное количество форм специально организованного обучения в неделю в группе «Фантазеры»: Физкультура – 5 (на воздухе – 3). Музыкальное занятие – 2. Обучение грамоте – 1. Развитие речи – 1. Математика – 1. Рисование – 2. Лепка – 1. Аппликация – 1. Конструирование – 1. Познание окружающего мира – 2. Восприятие изобразительного искусства – 1.

В занятия по познанию окружающего мира включается ознакомление с окружающей природой и предметным миром. Для удобства работы по темам воспитатель создает картотеку разнообразных материалов с учетом задач программы воспитания и обучения «Пралеска». Педагог подбирает заранее материал по теме, заносит в карточку. Это могут быть загадки, стихи, пословицы, описание хороводных и дидактических игр, небольшие художественные произведения и т.д., а также материал познавательного характера по темам. Материалы картотеки воспитатель широко использует в специально организованном обучении детей и в разных видах детской деятельности, использует также разнообразные игровые приемы в организованной деятельности детей, обеспечивает их смену. Распространенными методическими приемами являются выступление в разнообразных ролевых ситуациях; «перевоплощение» в животных, людей, предметы; выступление в роли сказочных персонажей; использование элементарных опытов и экспериментов, проблемных ситуаций. В специально организованную совместную деятельность с детьми, наряду с хороводными, дидактическими, народными, развивающими играми, целесообразно включать игры социо-игровой педагогики, а также элементы РТВ и ТРИЗ. Например, игры: «Волшебная палочка», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Испорченный телефон», «Звук, звук, слово», «Секрет», «Хорошо-плохо», «Да-нет»; методы технологии ТРИЗ: системный оператор, эвро-ритм, морфологический анализ, метод синектики и т.д.

Желательно, чтобы познавательный материал темы сочетался с продуктивной деятельностью детей. Познание окружающего мира дошкольниками должно осуществляться во взаимосвязи с природой и жизнью людей. В течение недели материал усложняется, систематизируется и обобщается. Такой подход к планированию помогает педагогу организовать работу по определенной системе, учить детей обобщать, классифицировать, рассуждать, формировать понятия о предметах и явлениях окружающей среды, развивать память, мышление, внимание и речь дошкольников. Детей знакомят с белорусским фольклором, национальной культурой, природой, жизнью людей; расширяют словарь, формируют положительные взаимоотношения между взрослыми и детьми. Роль воспитателя – быть рядом, вместе с детьми, выступать в роли партнера, а не руководителя. При подготовке к работе воспитатель может пользоваться энциклопедический литературой [18, с. 60-61].

Как видим, специально организованные занятия по экологическому воспитанию занимают лишь 16,67% от общего числа специально организованных обучающих занятий в группе «Малыши», 13,33% – в группе «Почемучки» и только 11,11% в группе «Фантазеры». Однако в среднем порядка 55,76% тем предложенного выше планирования открывают широкие возможности для экологического воспитания дошкольников во всех видах деятельности. Именно включением экологических знаний во все типичные для дошкольного детства виды практических и познавательных деятельностей и обуславливается, на наш взгляд, возможность использования тематического планирования для экологического воспитания дошкольников.

2.2. Оценка возможностей тематического планирования для реализации задач экологического воспитания

Немаловажную роль в вопросе потенциала тематического планирования для экологического воспитания дошкольников играет воспитатель, педагог как организатор и руководитель всей деятельности ребенка в дошкольном учреждении. Его понимание, интерпретация и корректное использование возможностей тематического планирования является решающим в вопросе экологического воспитания дошкольников. С целью выявить уровень компетенции воспитателей в данной области, их замечания и предложения нами было проведено анкетирования педагогов одного из дошкольных учреждений г. Бреста. В анкетировании приняли участие 16 воспитателей, работающих в различных возрастных группах. Текст анкеты представлен в приложении.

Проводя анкетирование воспитателей, мы ставили перед собой следующие задачи:

  1. определить понимание воспитателями особенностей тематического планирования для их группы;
  2. выяснить мнение воспитателей о количестве специально организованных занятий по познанию окружающего мира и степень их заинтересованности данным вопросом;
  3. выявить способы и методы, которые используют педагоги для включения экологического воспитания в различные виды деятельности в ходе занятий по темам не экологического цикла.

На основе результатов анкетирования и бесед с воспитателями в ходе его проведения мы пришли к следующим выводам. Абсолютно все воспитатели – 100% – понимают важность экологического воспитания и отмечают его абсолютную необходимость для общего развития дошкольника. При этом все воспитатели знают количество специально организованных занятий по познанию окружающего мира, которое должно проводиться в их возрастной группе. Однако не все педагоги реально оценивают потенциал тематического планирования для экологического воспитания детей. Так, при ответе на вопрос о количестве тем в тематическом планировании, которые способствуют экологическому воспитанию дошкольников, 31,25% воспитателей (5 человек) отметили более низкое процентное содержание таких тем в общем списке, что свидетельствует о недостаточной глубине анализа всего тематического планирования со стороны работников дошкольного учреждения. Тем не менее, большинство воспитателей (15 человек) считают необходимым, но не возможным увеличение числа специально организованных занятий по познанию окружающего мира. По их мнению, целесообразнее и эффективнее включать экологические знания и понятия в различные виды деятельности ребенка – изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, занятия по развитию речи и обучению грамоте, игровая деятельность, физкультурные занятия и т.д. При этом все эти 15 воспитателей (93,75%) используют элементы экологического воспитания дошкольников не только в те недели, которые посвящены темам экологического цикла, но и в другие периоды.

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний момент воспитателями дошкольного учреждения реально оценивается необходимость и значимость экологического воспитания дошкольников в системе их общего образования. При этом педагогами дошкольных учреждений активно используются все возможности тематического планирования работы с детьми для воспитания у детей бережного отношения к природе, понимания ими значимости всего живого на земле, осознания себя частью живой природы и своей уникальности и т.д.

Рассмотрим подробнее, какие же возможности открывает тематическое планирование для экологического воспитания дошкольников.

Ребенок изначально активное существо, его пребывание в детском саду – это постоянная смена деятельности: он играет, со всеми вместе занимается на занятиях (учится), рисует, лепит и конструирует в свободное время, вместе с воспитателем трудится в уголке природы и наблюдает за его обитателями. Наполнение этих видов деятельности экологическим содержанием, включение в них элементарных экологических знаний – это ведущая канва экологического воспитания. Такие эколого-ориентированные деятельности при регулярном использовании становятся методами формирования начал экологической культуры. Именно с их помощью у детей вырабатывается положительный эмоциональный настрой на объекты природы, среди которых они живут, желание взаимодействовать с ними.

Дети охотно включаются в практическую деятельность по созданию необходимых условий для растений их групповой комнаты, для морской свинки и попугая, обитающих в уголке природы. Они с удовольствием вступают в диалог с Доктором Айболитом, приехавшим на своей «скорой помощи» в группу, чтобы сделать профилактический осмотр не только обитателей уголка природы, но и детей – проверить их здоровый образ жизни. Доктор «выписывает рецепты» для ослабленных растений, дает советы по содержанию рыб в аквариуме, угощает витаминным напитком детей, осматривает грядку лука в ящике на окне и хвалит ребят за то, что они его выращивают и едят. Это учебная игра воспитателя с детьми, построенная на активном их участии, вызывающая у них положительные эмоции не только к персонажу, игровым действиям, но и (что особенно важно) к экологическому ее содержанию.

Регулярная организация разных деятельностей способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к природе, к себе как части природы, что и является главной целью экологического воспитания [12, с. 4].

Так, нельзя не согласиться с мнением С. Бритун о том, что для формирования элементарных математических представлений важно использовать предметы, которые не изготавливаются специально. Во-первых, это экономит средства. Во-вторых, способствует связи обучения с реальной повседневной жизнью, что, в свою очередь, помогает детям осознать, зачем они «изучают математику», а сам процесс обучения превращает в игру. В-третьих, использование таких средств обучения облегчает подготовку воспитателей к занятиям, исключая изготовление наглядного дидактического материала, высвобождая тем самым время для более качественной методической подготовки [5, с. 14]. С таких позиций очень действенным становится формирование математических представлений в процессе ознакомления детей с природой окружающего мира, т.е. появляется возможность экологического воспитания дошкольников на занятиях по математике.

Комплексы интегрированных занятий по ознакомлению детей с живой и неживой природой и предматематической подготовкой дошкольников разработаны И. Целищевой и М. Большаковой. Так, они предлагают проводить интегрированные занятия по темам «Растения», «Фрукты и ягоды», «Дикие животные», «Декоративные птицы». Практическая направленность этих занятий, по мнению авторов, предполагает:

  • ознакомление с новыми знаниями и закрепление уже имеющихся в деятельности;
  • вооружение рядом практических знаний, умений и навыков, потребность в которых ощущается в повседневной жизни;
  • обогащение представлений детей о живой и неживой природе;
  • развитие речи, мышления;
  • воспитание бережного отношения ко всему окружающему;
  • углубление коммуникативных способностей.

А интегративный подход позволяет детям освоить такие понятия, как «множество», «больше», «меньше», «столько же», а также навыки счета, способствует ознакомлению с геометрическими формами, пространственными и временными отношениями, облегчает решение логических, комбинаторных задач, приобщает детей к учебной деятельности и т.д. [23, с. 25-39; 22, с. 40-56; 3, с. 53-64; 2, с. 44-53].

На некоторых занятиях по изобразительной деятельности возможно решение отдельных программных задач из области экологического воспитания. Так формировать представления о временах года можно в процессе рисования следующих тем «На яблоне поспели яблоки», «Золотая осень», «Снегурочка», «Маленькой елочке холодно зимой», «Картинка про лето», «Зима»; лепка: «Наша нарядная елка». Создавая различные изображения в аппликации: «Бусы на елку», «Пришла весна, прилетели птицы», «Осенний ковер», «Скворечник» формируются и закрепляются знания о сезонах. Способствуют усвоению таких знаний и занятия лепкой: «Фрукты», «Корзинка с грибами», «Наши гости на новогоднем празднике». При изображении предметов и изготовлении поделок можно формировать у детей чувство времени, если сообщить им, сколько времени они будут заниматься, сколько времени осталось до конца занятия. Это развивает умение планировать свои действия, рационально распределять время. На занятиях дети знакомятся с песочными часами [6, с. 33-34].

На занятиях по развитию речи мы предлагаем использовать скороговорки со словами, связанными с природой окружающего мира. Например, при знакомстве детей с миром животных, с названиями детенышей можно предложить разучить скороговорку «У четырех черепашат по четыре черепашонка». Методика работы над скороговоркой проста. Сначала воспитатель произносит ее, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп (взрослый в этом случае выступает в роли дирижера) [24, с. 70-71].

Выдающиеся отечественные педагоги К. Д Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве обучения и воспитания, повышения общего образования детей.

Детский фольклор как специфическая область устного творчества, в которой художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью народной педагогики: его жанры основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп.

К малым фольклорным жанрам относятся пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, скороговорки и др. Загадка – замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, дается с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке.

Мы предлагает условно классифицировать загадки, способствующие экологическому воспитанию дошкольников, следующим образом:

  1. Загадки, связанные с названиями животных, насекомых, птиц и особенностями их строения.

Восемь ног, Как восемь рук,

Вышивают шелком круг. (Паук.)

  1. Загадки, относящиеся к объектам неживой природы.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море. (Река.)

  1. Загадки, в которых есть слова, связанные с временами года.

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт. (Лед на реке)

  1. Загадки, связанные с явлениями природы.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

  1. Загадки, относящиеся к растительному миру.

Кругла, как шар,

Красна, как кровь,

Сладка, как мед. (Вишня.)

  1. Загадки о человеке, частях тела, его внутренних органах и пр.

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы, рот)

Использование «экологических» загадок на занятиях по речевому развитию способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о человеке, животном и растительном мире, объектах неживой природы и т.д., но и обогащению и активизации словаря. На занятиях по развитию речи можно также использовать пословицы и поговорки с экологическим содержанием.

О возможностях экологического воспитания на занятиях по физической культуре мы говорили выше, упоминая о значении подвижных игр.

Таким образом, в дошкольном возрасте формирование экологических представлений целесообразно осуществлять в процессе ознакомления детей с природой окружающего мира, физического воспитания, изобразительной деятельности, занятий по развитию речи.

Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, сделать процесс экологического воспитания более эффективным, при этом происходит воздействие на ребенка не прямо, а посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, умения и навыки становятся более прочными и могут применяться в различных условиях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании всего выше изложенного мы пришли к следующим выводам:

  1. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Целью экологического воспитания дошкольников является формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного образования, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка.
  2. На современном этапе проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и значимость. Главным в экологическом воспитании является освоение дошкольниками системы элементарных знаний о биосфере, ноосфере, сущности предметов и явлений (живая природа – растения, животные, человек; неживая природа – горы, реки, моря), экологических просторах космоса (солнце, луна, звезды), об основных началах природоведения, биологии, географии. Значительное внимание уделяется знакомству детей с природой Беларуси (особенно того региона, где они живут).
  3. Для реализации задач по экологическому воспитанию, связанных с формированием понимания самоценности природы, понимания взаимосвязи и взаимозависимости природы, развитием восприятия и мышления, эффективно использование элементов ТРИЗ-технологии.
  4. Экологическое воспитание дошкольников предполагает использование различных методов и форм работы с детьми. Наблюдение обеспечивает полное и конкретное формирование знаний об окружающем мире. Проектный метод является эффективным способом решения задач по формированию основ экологической культуры дошкольников. Неотъемлемой составной частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последние годы – и процесса формирования экологической культуры у дошкольников является уход за живыми объектами. Особое место среди методов и форм экологического воспитания детей дошкольного возраста занимает моделирование, наглядность которого обеспечивает эффективность педагогического процесса. И, наконец, одной из важнейших форм работы с детьми является игра. Экологические игры расширяют представления детей о взаимоотношении человека и природы, о деятельности людей в природе, о взаимосвязях, существующих в природе; способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения и деятельности в окружающей природной среде. Все это способствует формированию экологического сознания, выработке экологических отношений и стремлению к экологической деятельности.
  5. Тематическое планирование имеет ряд преимуществ перед другими вариантами планирования, так как в нем прослеживается система работы с детьми (как в организованных видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей). Педагог в своей работе должен стремиться не только к тому, чтобы дети получили как можно больше знаний, овладели определенными умениями и навыками, но и построить работу так, чтобы у ребенка развивались психические процессы, речь, т.е. чтобы созданная предметно-игровая среда была развивающей.
  6. Результаты проведенного нами анкетирования показали, что на сегодняшний момент воспитателями дошкольного учреждения реально оценивается необходимость и значимость экологического воспитания дошкольников в системе их общего образования. При этом педагогами дошкольных учреждений активно используются все возможности тематического планирования работы с детьми для воспитания у детей бережного отношения к природе, понимания ими значимости всего живого на земле, осознания себя частью живой природы и своей уникальности и т.д.
  7. В дошкольном возрасте формирование экологических представлений целесообразно осуществлять в процессе ознакомления детей с природой окружающего мира, физического воспитания, изобразительной деятельности, занятий по развитию речи.
  8. Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, сделать процесс экологического воспитания более эффективным, при этом происходит воздействие на ребенка не прямо, а посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, умения и навыки становятся более прочными и могут применяться в различных условиях.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова Н. В. Дидактические игры экологического содержания как средство усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе / Н. В. Александрова // Феномен детства: социально-педагогические проблемы: материалы респ. студенч. науч.-практ. конф., Брест, 18 апр. 2008 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина; редкол.: Н. А. Леонюк [и др.]. – Брест, 2008. – С. 6-8.
  2. Большакова М., Целищева И. Декоративные птицы (Конспекты интегрированных занятий по математике) / М. Большакова, И. Целищева // Дошкольное воспитание, 2003. – №3. – С. 44-53.
  3. Большакова М., Целищева И. Дикие животные (Интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений) / М. Большакова, И. Целищева // Дошкольное воспитание, 2005. – №7. – С. 53-64.
  4. Боричевская Ю. В. Игровая деятельность как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста / Ю. В. Боричевская // Феномен детства: социально-педагогические проблемы: материалы респ. студенч. науч.-практ. конф., Брест, 18 апр. 2008 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина; редкол.: Н. А. Леонюк [и др.]. – Брест, 2008. – С. 27-30.
  5. Бритун С. Объекты окружающей среды: знакомимся, изучаем, сравниваем, считаем… (Предматематическая подготовка детей 3-4 лет в дошкольном учреждении) / С. Бритун // Пралеска, 2008. – №5. – С. 14-22.
  6. Будько Т. С., Наприенко Г. В. Развитие математических представлений в процессе изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста / Т. С. Будько, Г. В. Наприенко // Феномен детства: социально-педагогические проблемы: материалы II регион. науч.-практ. конф., Брест, 27 апр. 2007 г. / [редкол.: Н. А. Леонюк, Т. В. Александрович, Е. М. Зданович]; Отд. образования адм. Ленин. р-на г. Бреста, Отд. образования адм. Моск. р-на г. Бреста; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, Соц.-пед. фак., Каф. Методик дошк. образования. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007. – С. 32-37.
  7. Былицкая И. Л., Полякова Н. Г. Природа и дети: Пособие для организации внеуроч. деятельности учащихся. – Мн.: Ураджай, 1997. – 63 с.
  8. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 176 с.
  9. Дорошко О. М. Экологическая культура: педагогический аспект. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 234 с.
  10. Каропа Г. Н. Теория и методика экологического образования школьников. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2000. – 272 с.
  11. Комарова И. А., Прокофьева О. О. Основы экологии и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста: Учебно-метод. комплекс. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. – 100 с.
  12. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие. / Под ред. С. Н. Николаевой. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
  13. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн.: «Асар», 1997. – 128 с.
  14. Назарова Е. В., Искусова Н. А. Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся / Е. В. Назарова, Н. А. Искусова // Начальная школа, 2009. – №4. – С. 68-72.
  15. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.
  16. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
  17. Петрикевич Т. М. Гендерный подход к организации труда дошкольников в природе / Т. М. Петрикевич // Содружество наук. Барановичи-2009 [Текст]: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей, 21-22 мая 2009 г., Барановичи, Респ. Беларусь / редкол.: В. Н. Зуев (гл. ред.) [и др.]. – Барановичи: РИО БарГУ, 2009. – С. 38-39.
  18. Планирование работы дошкольного учреждения: Пособие для педагогов дошк. учреждений / И. В. Житко, О. П. Жихар, З. В. Кощева, А. М. Сташенкова. – Мн.: Университетское, 2001. – 184 с.
  19. Пралеска: праграма дашкольнай адукацыi / Л. А. Панько [i iнш.]. – Мiнск: НIА; Аверсэв, 2007. – 312 с.
  20. Пуховская О. М. Организация экологического пространства как условие экологического воспитания дошкольников / О. М. Пуховская // Феномен детства: социально-педагогические проблемы: материалы респ. студенч. науч.-практ. конф., Брест, 18 апр. 2008 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина; редкол.: Н. А. Леонюк [и др.]. – Брест, 2008. – С. 116-118.
  21. Стреха Е. А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 80 с.
  22. Целищева И. Как растения помогают освоить азы математики (Конспекты интегрированных занятий) / И. Целищева // Дошкольное воспитание, 2001. – №7. – С. 40-56.
  23. Целищева И., Большакова М. Математика – не отвлеченная наука (Конспекты занятий по теме «Фрукты и ягоды») / И. Целищева, М. Большакова // Дошкольное воспитание, 2000. – №9. – С. 25-39.
  24. Шаталова Е. Раз-два, раз-два, раз-два-три! Всю считалку повтори! [Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений] / Е. Шаталова // Дошкольное воспитание, 2005. – №8. – С. 68-74.
  25. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методические рекомендации / Сост. Щербинина В. П. – Гродно: ГрГУ, 1999. – 49 с.
  26. Экологическое воспитание дошкольников через подвижные игры / авт.-сост. И. В. Прошкина. – Мозырь: Содействие, 2009. – 116 с.
  27. Этот чарующий мир природы / Н. В. Зайцева, С. Н. Галенко, А. М. Глушак, Н. Н. Грищенко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 79 с.
  28. Якимук Н. А. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании старших дошкольников / Н. А. Якимук // Феномен детства: социально-педагогические проблемы: материалы респ. студенч. науч.-практ. конф., Брест, 18 апр. 2008 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина; редкол.: Н. А. Леонюк [и др.]. – Брест, 2008. – С. 149-151.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для воспитателей

  1. Какое количество тем в тематическом планировании для вашей группы способствуют экологическому воспитанию дошкольников, на ваш взгляд? (приблизительное значение в процентном соотношении)
  • 5-15%
  • 20-40%
  • 50-70%
  • 80-100%
  1. Какое количество специально организованных занятий по познанию окружающего мира в неделю предусмотрено календарно-тематическим планированием в вашей возрастной группе?
  2. Считаете ли вы это количество достаточным для экологического воспитания дошкольника?

Если нет, то какое количество вы считаете необходимым?

  1. Насколько важными, на ваш взгляд, являются занятия по познанию окружающего мира для общего развития дошкольников?
  • абсолютно необходимы
  • очень важны
  • важны
  • существенны
  • не важны
  1. Включаете ли вы экологические понятия и знания в различные виды деятельности детей?

Если да, отметьте, в какие:

  • рисование
  • лепка
  • конструирование
  • аппликация
  • развитие речи
  • математика
  • физкультура
  • музыкальные занятия
  • игровая деятельность
  • другие:
  1. Включаете ли вы занятия (специально организованные или нет) по экологическому воспитанию дошкольников в их деятельность в недели, посвященные темам неэкологического цикла?

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Возможности использования тематического планирования для экологического воспитания детей дошкольного возраста