О творчестве Б. Л. Пастернака


Стихи Пастернак начал писать с 1909 г. В конце 1914 г. вышла первая книга "Близнец в тучах". Ранний Пастернак воспринимает мир через очевидное, предметное. Образ строится на ассоциативном сближении явлений. Художник не выдумывает образы, он черпает их повсюду - в природе, дома, в городе. Каждый предмет предстает обновленный видением поэта. Характерным для раннего периода творчества является стихотворение "Марбург". Гениальные строки стали эталоном поэтического признания в любви:

В тот день всю тебя от гребенок до ног,Как трагик в провинции драму Шекспирову,Носил я с собою и знал назубок,Шатался по городу и репетировал.

Любовный сюжет перерастает в сюжет миропонимания. Окружающие человека вещи - и часть мира сами по себе, и соучастники совершаемых в герое перемен.

В 1922 г. вышел сборник "Сестра моя жизнь", который ввел Пастернака в большую поэзию. Основные темы сборника - природа, любовь, искусство. Они существуют не отдельно друг от друга, а в сплаве, в спаянности. Природа является самым близким синонимом жизни, но не чем-то исключительным. Открытое чувство любви - тоже выражение жизни. Жизнь шире любого из образно-тематических рядов. Доверие поэта к жизни - основное качество его мировоззрения в эти годы

Казалось альфой и омегой -Мы с жизнью на один покрой,И круглый год, в снегу без снега,Она жила, как alter ego,И я назвал ее сестрой.

Позже под влиянием социальных событий Пастернак иначе начинает воспринимать жизнь, видит разницу между природной и общественной жизнью, которые раньше воспринимались в гармонии. Книга "Темы и вариации" более драматична и напряжена, чем "Сестра моя жизнь". Здесь больше кризисных ситуаций, что закреплено в названиях циклов - "Болезнь", "Разрыв". Отношение поэта к жизни становится сложнее, противоречивее. Его отталкивает сервилизм новой поэзии, ее злободневность и целенаправленность. Он ощущает свою непохожесть, даже какое-то отщепенство от других, В стихотворении "Другу", посвященном Б. Пильняку, Пастернак не отделяет себя от социальных преобразований страны и ее жизни, но осознает, что его поэтическое чувство направлено не на воспевание эпохи, строящей грядущее счастье миллионам и не обращающей внимания на отдельных людей сегодня:

Иль я не знаю, что в потемки тычась,Вовек не вышла б к свету темнота,И я - урод, и счастье сотен тысячНе ближе мне пустого счастья ста?И разве я не мерюсь пятилеткой,Не падаю, не подымаюсь с ней?Но как мне быть с моей грудною клеткойИ с тем, что всякой косности косней?..

Пастернак нигде открыто не пишет о своем неприятии времени, но его голос не способен петь дифирамбы пятилеткам. Он не может отказаться от некоего нравственного поэтического закона, заставляющего его быть независимым от злободневности и мнений большинства.

В 1930-е годы эпоха так или иначе проникает в поэзию, окрашивая самые субъективные ситуации в драматические тона. Ярким примером является стихотворение "Рояль дрожащий". История непонимания и разрыва двух любящих всегда несет личную драму. Здесь эта драма включается в контекст трагической эпохи:

Я не держу. Иди, благотвори.Ступай к другим. Уже написан Вертер,А в наши дни и воздух пахнет смертью:Открыть окно, что жилы отворить.

Герой сопоставляет свою драму с любовной драмой Вертера. Но гетевский Вертер уже написан, и другого убийства из-за любви не будет. Сейчас вершатся сотни убийств по другим причинам.

С 1940 г. начинается новый этап творчества Пастернака. Происходит обновление поэтического стиля: стих становится проще, доступнее, ориентируется на общее, понятное всем. Война принесла поэту чувство общности со всеми. Стихи наполняются гражданскими мотивами ("Разведчики", "Смерть сапера", "Преследование"). Они вливаются в русло официальной поэзии, публикуются в "Правде". Предчувствием близкой победы пронизано стихотворение "Весна":

Весеннее дыханье родиныСмывает след зимы с пространства,И черные от слез обводиныС заплаканных очей славянства.

Послевоенные стихи представлены сборником "Когда разгуляется". Название его символично: "разгуляться" - проясниться после ненастья. Это прояснение общественного сознания после мрачной атмосферы времен сталинизма, это "оттепель", принесшая глоток свежего воздуха свободы. В стихотворениях "Весна в лесу", "После вьюги", "За поворотом" передается ощущение поворота истории, обновления жизни. Вместе с тем в сборнике очень много "зимних" стихов ("Заморозки", "Первый снег", "Следы на снегу", "Снег идет"), где Пастернак через "природную" метафору намекает, что зима не прошла бесследно. Состояние эпохи рисуется через движения природы и души, через приметы повседневности. Поэт не очень верил "оттепели", предчувствуя, что заморозки еще вернутся. В его судьбе этими "заморозками" была история с романом "Доктор Живаго" ("Я пропал, как зверь в загоне…").

Поэзия Пастернака лишена суетности, мелочности. Она обращена к вечности, общечеловеческим понятиям, к постижению смысла творчества, искусства. Поэт стремится философски осмыслить бытие, узнать тайну жизни. Его кредо запечатлено в стихотворении "Во всем мне хочется дойти до самой сути…":

Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.До сущности протекших дней,До их причины,До оснований, до корней,До сердцевины.

Пастернак обращается к библейским темам и образам, не только подчеркивая их общечеловеческое значение, но и наполняя современным содержанием. В "Стихотворениях Юрия Живаго" ставятся проблемы временного и вечного, выбора и предопределенности ("Гефсиманский сад"), жизни и судьбы ("Гамлет").

Поэзия Пастернака, никогда впрямую не откликаясь на актуальные проблемы эпохи, была созвучна времени. Поэт был "вечности заложник у времени в плену".