Рабочая программа по музыке 4 класс УМК «Планета знаний» Бакланова
Титульный лист
Соколова Наталья Григорьевна
МБОУ СОШ №1 имени Леонида Михайловича Рошаля
Пгт Чердаклы Ульяновской области
Класс:4
Рабочая программа по музыке на основе программы Т. И. Баклановой
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 4 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2015года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - Музыка , разработанной Т. И. Баклановой (УМК Планета знаний )
Данная программа обеспечена учебно - методическим комплексом автора Т. И. Баклановой, включающим:
Программу курса Музыка 1-4 классы Т. И. Баклановой.- Москва АСТ: Астрель, 2015 г.
Методические рекомендации. Тематическое планирование Обучение в 4 классе по учебнику Музыка Т. И. Баклановой.-Москва АСТ: Астрель, 2015 г.
Учебник Музыка 4 класс Т. И. Бакланова.- Москва АСТ Астрель 2014 г.
Музыка: Дневник музыкальных путешествий: К учебнику Т. И. Баклановой Музыка : 4 класс/ Т. И. Бакланова.- Москва: АСТ:Астрель,2014г.
Главная цель Программы — формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.
Достижение данной цели предусматривает:
• формирование и развитие Культуры музыкального восприятия У младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;
• формирование и развитие музыкально_-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-Исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;
• формирование и развитие Музыкально-творческой культуры Личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;
• формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов.
• формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии)
Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно-игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):
1. Где музыка берёт начало? : путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов(1 класс).
2. Волшебные силы музыки : знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).
3. Где живёт музыка? : путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс).
4. Музыкальная жизнь разных стран и народов : музыкальное путешествие по России и странам Европы(4 класс).
В 4 классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим образовательным маршрутам:
—по миру старинной европейской музыки (темы: Встречи со знаменитыми композиторами , В рыцарских замках , На балах , На карнавалах );
—от Руси до России (темы Русь изначальная , Русь православная , Русь скоморошья , Русь сказочная , Русь былинная , Русь героическая );
—по России ХХ века (темы У пионерского костра , Музыка о войне и на войне , Музыка на защите мира , На космодроме , На стадионе , На фестивале авторской песни );
— в гости к народам России (темы У колыбели , На свадьбе , На фольклорном фестивале ).
В программе Музыка для 1–4 классов в полной мере представлены все Содержательные линии,Предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:
• Музыка в жизни человека ;
• Основные закономерности музыкального искусства ;
• Музыкальная картина мира
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания , видения , конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, внутреннего слуха и внутреннего зрения .Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Описание места учебного предмета.
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет Музыка отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс - 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
Содержание программы 4 класс (34ч.)
Основы музыкальных знаний. Воображаемое путешествие в Германию, на родину И. С. Баха. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора. Воображаемое путешествие в Австрию, на родину В. А. Моцарта. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора. Продолжение знакомства с музыкальными формами: рондо, канон. Музыкальные турниры поэтов-певцов, выступления бродячих музыкантов, домашнее музицирование обитателей рыцарских замков. Полонез — танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Вальс как бальный танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Менуэт, гавот, мазурка и полька как бальные танцы и музыкальные пьесы танцевального характера. Карнавал — одна из традиционных форм европейской светской и простонародной культур. Музыкальные отражения истории России от древних времён до наших дней, традиций народной культуры, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа. Композитор И. Ф. Стравинский. Понятие симфоническая поэма . Композитор Г. В. Свиридов и его произведения, посвящённые Родине, истории и традициям народной культуры. Повторение понятия кантата . Связь церковной музыки с жизнью и историей русского народа.
Обиходные песнопения русской православной церкви, посвящённые церковным праздникам. Православный партес.
Понятия тропарь , кондак , стихира , антифон , концерт для хора . История колокольных звонов на Руси. Скоморохи и смеховая
культура Древней Руси. Сказочные образы и сюжеты в музыкальном искусстве. Связь оперы с русским фольклором.
Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах. Взаимосвязь музыкального искусства и искусства кино. Песни, танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах. Роль музыки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу.
Творчество композитора и педагога Д. Б. Кабалевского. Песни советских композиторов (А. Пахмутовой и др.) о космосе и космонавтах. Музыка на спортивных состязаниях, олимпиадах. Общее представление о жанре авторской песни и о движении авторской песни в
России. Колыбельные песни и их роль в воспитании и развитии личности ребёнка. Музыка и свадебные песни как часть традиционной народной свадьбы. Понятие фольклор . Фестивали фольклора в России. История гитары. Традиционная семиструнная гитара,
электрогитара и её различные виды.
Музыкально-исполнительская деятельность.
Пение: И. С. Бах За рекою старый дом ;Канон Слава солнцу, слава миру! (муз. В. А. Моцарт. Бал как одна из традиционных форм европейской светской культуры и бытования классической танцевальной музыки.
Повторение песен танцевального характера из программ для 1–3 классов. Песня Зайца и Волка на карнавале из мультфильма Ну, погоди! (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). С чего начинается Родина? (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера). Разучивание песни Вербочки (муз. А. Гречанинова, сл. А. Блока) .Русская народная песня Скоморошья плясовая . Элементарное музицирование.
Ритмические и мелодические импровизации на тему Скоморошья потеха на бубнах, дудках и других народных музыкальных инструментах. Русская народная песня На торгу . Прощание славянки (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева). Песни военных лет. Песни о войне, написанные в послевоенный период. На безымянной высоте (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского; Солнечный круг (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина). Четырнадцать минут до старта (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича). Трус не играет в хоккей (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова). Авторские песни (по выбору учителя и
учащихся). Русские народные свадебные песни. Разучивание песни Московская кадриль (муз. Б. Темнова, сл. О. Левицкого).
Элементарное музицирование: Музыкальные импровизации. Озвучивание иллюстраций. Ритмическая импровизация на ударных музыкальных инструментах.
Слушание музыки. Произведения И. С. Баха для органа (по выбору учителя). Пьеса И. С. Баха Волынка .В. А. Моцарт Рондо в турецком стиле (из сонаты № 11 ля минор) . В. А. Моцарт. Фрагмент первой части Симфонии № 40 (соль минор) . М. И. Глинка
Рыцарский романс из цикла Прощание с Петербургом (сл. Н. Кукольника). Сцены балов в операх, балетах, музыкальных кинофильмах. Ф. Шопен Полонез (до минор) .М. К. Огинский Полонез Прощание с Родиной . Фрагменты вальсов И. Штрауса.
В. А. Моцарт Менуэт . И. С. Бах. Гавот(из Французской сюиты ). Мазурки Ф. Шопена (по выбору учителя). Польки И. Штрауса (сына). С. Рахманинов Итальянская полька . Р. Шуман Карнавал (фрагменты).Фрагменты балета И. Стравинского Весна священная . Фрагменты симфонической поэмы М. Балакирева Русь . Фрагменты кантаты Г. Свиридова Деревянная Русь . Обиходные песнопения различных видов и жанров. Имитации звучания церковных колоколов в русской классической музыке. (в опере М. Мусоргского Борис Годунов , в симфонической поэме С. Рахманинова Колокола , в опере Н. Римского-Корсакова Сказание о невидимом граде Китеже и других. Фрагменты музыки к балету. Например, пляска Жар-птицы, колыбельная, хоровод царевен, пляс поганого Кащеева царства. Фрагменты оперы–былины Садко. Фрагменты оперы Князь Игорь .Фрагменты оперы Иван Сусанин .
Революционные песни. Д. Шостакович. Симфония № 7 ( Ленинградская ).Песня Священная война (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Песни советских композиторов о защите мира. Например, Гимн демократической молодежи (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина), Бухенвальдский набат (муз. Д. Кабалевского, сл. В. Мурадели). Спортивный марш (из кинофильма Вратарь ) (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача), До свиданья, Москва (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова). Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, С. Никитина и др. по выбору учителя. Колыбельные песни народов России. Старинные русские свадебные песни в исполнении народных певцов. Музыкальные отражения народных свадебных песен в русской классической музыке
Записи народных песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей. Запись романса или авторской песни, исполняемых под
аккомпанемент гитары.
Музыкально-изобразительная деятельность.
Знакомство с портретами композиторов И. С. Баха, В. А. Моцарта, И. Штрауса. Подбор церковных песнопений к картинам и иконам. Знакомство с образами скоморохов в русской живописи. Знакомство с иллюстрациями к сказкам, эскизами декораций и костюмов. Знакомство с репродукциями картин, посвящённых революционным темам. Знакомство с образами матери с младенцем в живописи и декоративно-прикладном творчестве народов России. Знакомство с картинами и
произведениями народного декоративно - прикладного творчества, посвящёнными свадебным темам.
Музыкально-информационная деятельность.
Виртуальная Музыкальная экскурсия По Германии, Австрии (Вене и
Зальцбургу), по европейским дворцам-музеям.Поиск информации Для сообщения о русских святых Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Александре Невском, князьях Борисе и Глебе), в честь которых созданы церковные песнопения. Поиск информации для создания творческого портрета одного из создателей и исполнителей авторской песни и для рассказа о концерте или фестивале авторской песни. Поиск информации о традициях семейного воспитания детей у разных народов России и о роли колыбельных песен в семейном воспитании. Самостоятельный поиск информации о свадебных традициях народов России.
Музыкально-поэтическая деятельность.
Сочинение Музыки, рыцарских романсов в честь Прекрасной дамы, поэтического текста о Родине, музыкальных портретов , музыкальной картины, колыбельной, свадебной песен. Выразительное чтение.
Музыкальная драматизация. Мелодекламация текстов. Инсценировка песен, романсов. Пластические импровизации. Выразительное чтение нараспев.
Музыкально-танцевальная деятельность. Разучивание танцевальных движений полонеза, вальса, менуэта, гавота, мазурки или польки. Исполнение под музыку пластических импровизаций. Пляска импровизация. Инсценировка. Пластические импровизации. Разучивание народных танцев.
Арт-терапевтическая деятельность. Музыкально-оздоровительные упражнения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ
К концу 4 класса
У учащихся будут сформированы:
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;
• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;
• эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;
• понимания причин успеха в творческой деятельности;
• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию
Учащиеся научатся:
• воспринимать музыку различных жанров;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
• находить и передавать информацию:
– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И. С. Баха, В. А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
– о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
– о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально-выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
– о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;
– об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
– о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских , народных преданий, сказок и былин;
– о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;
– об авторской песне;
• определять основные музыкальные понятия ( канон , полифония и др.) на доступном уровне;
• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
• называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения;
• определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;
• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях(фрагментах);
• определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);
• различать танцевальную музыку по особенностям её музыкально-выразительных средств, рассказывать о её происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
• соотносить выразительные и изобразительные интонации;
• характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;
• воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально-поэтической и музыкально-пластической импровизации;
• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;
• использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в
пении, слове, движении, играх, действах и др.);
• раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);
• использовать доступные методы арт-терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
• представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
• собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);
• основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
• планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
• следовать при выполнении музыкально-творческой работы инструкциям учителя;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;
• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить цели и задачи в проблемно-творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;
• осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально-исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально-творческих задач;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы с учётом разных критериев;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;
• выделять художественный смысл различных форм построения музыки;
• различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
• различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;
• устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
• составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;
• выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально-творческой деятельности;
• выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; выражать своё отношение к искусству;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками.
Тематическое планирование
Тема урока. Тип урока |
Планируемые результаты |
Организационные формы обучения |
Система контроля |
Д-З |
Дата проведения |
||||
3.1 |
3.2 |
3.3 |
7.1 |
7.2 |
|||||
Встречи со знаменитыми композиторами: Иоганн Себастьян Бах Музыкальное путешествие |
Воображаемое путешествие в Германию, на родину И. С. Баха. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора. |
• Музыкально - исполнительская деятельность: Пение: И. С. Бах За рекою старый дом Слушание музыки: Одно из произведений И. С. Баха для органа (по выбору учителя). Пьеса И. С. Баха Волынка . В. Егоров Играет Бах Музыкально - изобразительная деятельность: Знаком ство с портретами И. С. Баха; изображениями органа и клавесина. Музыкально - информационная деятельность: Виртуальная Музыкальная экскурсия По Германии |
Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы; • определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы; |
• понимание ценности музыкального искусства в жизни человека и общества |
Фронтальная; |
С.6-7 |
|||
2. |
Встречи со знаменитыми композиторами: Амадей Моцарт Музыкальное путешествие |
Воображаемое путешествие в Австрию, на родину В. А. Моцарта. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора. |
Музыкально - исполнительская деятельность: Пение: Канон Слава солнцу, слава миру! (муз. В. А. Моцарта, русский текст А. Мурина). Слушание музыки: В. А. Моцарт Рондо в турецком стиле (из сонаты № 11 ля минор) . В. А. Моцарт. Фрагмент первой части Симфонии № 40 (соль минор) . Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с портретами композитора и его семьи. Музыкально - информационная деятельность: Виртуальная Музыкальная экскурсия По Австрии (Вене и Зальцбургу) |
Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы; |
• понимание ценности музыкального искусства в жизни человека и общества |
Фронтальная; Групповая; |
С.10-11 |
||
3. |
В рыцарских замках Урок применения предметных умений |
Продолжение знакомства с музыкальными формами: рондо, канон. Музыкальные турниры поэтов певцов, выступления бродячих музыкантов, домашнее музицирование обитателей рыцарских замков. Общее представление о трубадурах, менестрелях, миннезингерах и мейстерзингерах. |
Музыкально - исполнительская деятельность. пение: В старом замке (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина) Слушание музыки: М. И. Глинка Рыцарский романс из цикла Прощание с Петербургом (сл. Н. Кукольника). Музыкально-поэтическая деятельность: Сочинение Музыки, рыцарских романсов в честь Прекрасной дамы Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с изображениями рыцарей с музыкальными инструментами. Музыкально - информационная деятельность: Виртуальная Музыкальная экскурсия По старинным рыцарским замкам(Венский музей рыцарей) |
• Реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях |
• Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни, и отражение в ней исторических событий и личностей; |
Фронтальная; Групповая; |
С.10-14 |
||
4. |
На балах |
Бал, как одна из традиционных форм европейской светской культуры и бытования класси ческой танцевальной музыки. Краткая история и традиции проведения балов в различных европейских странах (Авст рии, Германии, Франции и др.). Современные балы в Вене и других европейских странах. |
Музыкально - исполнительская деятельность: - исполнение песен танцевального характера. Слушание музыки: - сцены балов в операх, балетах, муз. Кинофильмах Музыкально - изобразительная деятельность: - сцены балов в произведениях изо Музыкально - информационная деятельность: - виртуальная экскурсия по европейским дворцам - музеям и бальным залам. |
• Самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы; |
• Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни |
Фронтальная; |
С.18-19 |
||
На балах: полонез Урок применения предметных умений |
Полонез — танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Происхождение бального танца от от старинного народного польского танца. Основные движения этого танца-шествия. Произведения композиторов в данном жанре. |
Музыкально - исполнительская деятельность: Пение :Начало мелодии Полонеза М. К. Огинского на звук А Слушание музыки: Ф. Шопен Полонез (до минор) . М. К. Огинский Полонез Прощание с Родиной . Музыкально - поэтическое творчество:Сочинение поэтического текста о Родине к мелодии М. Огиньского Прощание с Родиной |
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); |
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни |
Фронтальная; Групповая; |
С.20-21 |
|||
6. |
На балах: вальс и его король композитор Иоганн Штраус Урок применения предметных умений |
Вальс как бальный танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Музыкальная форма, размер, темп, мелодические рисунки вальсов. Композитор И. Штраус (сын) и его вальсы Продолжение традиций исполнения вальсов на современных балах.(школьном) |
Музыкально - исполнительская деятельность: Исполнение на звук А мелодии одного из вальсов И. Штрауса. Повторение песен вальсового характера из программ для 1–3 классов. Основы дирижирования. Дирижирование воображаемым оркестром, исполняющим вальс Слушание музыки: Фрагменты вальсов И. Штрауса (например, Сказки Венского леса , На прекрасном голубом Дунае , Прощание с Петербургом и др.). Музыкально - поэтическая деятельность: Сочинение поэтического текста о природе к мелодии одного из вальсов И. Штрауса |
Самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально-творческих задач; |
Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни |
Фронтальная; Групповая; |
С.22-23 |
||
7. |
На балах : менуэт, гавот, мазурка, полька Урок применения предметных знаний |
Менуэт, гавот, мазурка и полька как бальные танцы и музыкальные пьесы танцевального характера. |
Музыкально - исполнительская деятельность: Исполнение на звук А мелодии одного из менуэтов. Повторение песен танцевального характера из программ для 1–3 классов. Слушание музыки: В. А. Моцарт Менуэт . И. С. Бах. Гавот (из Французской сюиты ). Мазурки Ф. Шопена (по выбору учителя). Польки И. Штрауса (сына). С. Рахманинов Итальянская полька . |
Определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы; • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятель ности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; |
Эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях; |
Фронтальная; |
С.24-25 |
||
8. |
На карнавалах Урок применения предметных умений |
Карнавал — одна из традиционных форм европейской светской и простонародной культур. |
Музыкально - исполнительская деятельность: Песня Зайца и Волка на карнавале из мультфильма Ну, погоди! Слушание музыки: Р. Шуман Карнавал (фрагменты). Песни о карнавале. Карнавал (муз. В. Назарова, сл. А. Перова). Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с образами карнавалов и их персонажей в живописи и других видах изобразительного искусства Музыкально - информационная деятельность: Виртуальная Экскурсия На родину карнавала - Венецию Пластическая импровизация на тему Арлекин, Пьеро, Коломбина. |
Самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач; • планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий; |
Художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы; |
Фронтальная; Групповая; |
С.26-27 |
||
Путь к вершине творчества Урок обобщения и систематизации знаний |
Творческие задания по образовательному маршруту: По миру старинной европейской музыки (темы: Встречи со знаменитыми композиторами , В рыцарских замках , На балах , На карнавалах ); |
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Находить и передавать информацию; узнавать танцевальные движения бальных танцев |
Реализовывать собственный творческий потенциал, при меняя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач; • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятель ности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; |
Формирование готовности и способности к самооценке, к саморазвитию. |
|||||
Тема 2. Музыкальное путешествие от Руси до России |
|||||||||
10. |
|||||||||
С чего начинается Родина? Урок применения предметных умений |
Музыка как зеркало истории человечества. Музыкальные отражения истории России от древних времён до наших дней, традиций народной культуры, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа. Выражение в музыке мыслей композиторов и поэтов о судьбе России, их любви к Родине. |
Музыкально - исполнительская деятельность. Пение: песня С чего начинается Родина? (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера). Повторение русской народной песни |
Определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); • сопоставлять различные образцы народной и профессио- нальной музыки |
Уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России |
Фронтальная; Групповая; |
С.36-37 |
|||
11. |
Русь изначальная: И. Стравинский. Балет Весна священная Урок применения предметных умений |
И. Ф. Стравинский. Связь его творчества с русским фольклором. Сочинение музыки к балетам на русские темы. |
Музыкально - исполнительская деятельность. Элементарное музицирование: Музыкальная импровизация - озвучивание картины Н. Рериха Поцелуй земли Слушание музыки: Фрагменты балета И. Стравинского Весна священная Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с декорациями к балету Война Священная Пластическая импровизация: Исполнение под музыку пластических импровизаций с элементами русских народных танцев. |
Учить самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • вносить необходимые коррективы в ходе выполнения Музыкально-творческих работ. |
Положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведе ниями отечественной и мировой культуры; |
Фронтальная; Групповая; |
С.38-39 |
||
12. |
Русь изначальная: М. Балакирев. Симфоническая поэма Русь . |
Композитор М. А. Балакирев и организованный им кружок Могучая кучка Интонации и мелодии народной музыки в произведениях М. Балакирева. Понятие симфоническая поэма . |
Музыкально - исполнительская деятельность: Разучивание старинной русской народной песни. Озвучивание одного из изображений памятника русского деревянного зодчества с помощью ударных инструментов. Слушание музыки: Фрагменты симфонической поэмы М. Балакирева Русь . |
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкаль но пластическое движение, инструментальное музици рование, импровизация и др.); • вносить необходимые коррективы в |
Положительная мотивация к обучению и познанию му зыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведе ниями отечественной и мировой культуры; |
Фронтальная; Групповая; |
С.40 |
||
Русь изначальная: Г. Свиридов. Кантата Деревянная Русь . |
Композитор Г. В. Свиридов и его произведения, посвящённые Родине, истории и традициям народной культуры. Интонации народной музыки в песнях, хоровых и симфонических произведениях Г. Свиридова. Художественно-образное содержание и музыкально-выразительные средства кантаты Г. Свиридова Дере вянная Русь . |
Музыкально - исполнительская деятельность: Разучивание старинной русской народной песни. Озвучивание одного из изображений памятника русского деревянного зодчества с помощью ударных инструментов. Слушание музыки: Фрагменты кантаты Г. Свиридова Деревянная Русь Музыкально - изобразительная деятельность: Рисунок на тему Деревянная Русь |
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкаль но пластическое движение, инструментальное музици рование, импровизация и др.); • вносить необходимые коррективы в ходе выполнения Музыкально-творческих работ. |
Положительная мотивация к обучению и познанию му зыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведе ниями отечественной и мировой культуры; |
Фронтальная; Групповая; |
С.41 |
|||
Русь православная Урок формирования первоначальных предметных умений |
Связь церковной музыки с жизнью и историей русского народа. Обиходные песнопения русской православной церкви, посвящённые церковным праздникам. Православный партес. Хоровые партесные концерты. Понятия тропарь , кондак , стихира , антифон , концерт для хора . |
Музыкально - исполнительская деятельность: Разучивание песни Вербочки (муз. А. Гречанинова, сл. А. Блока) и (или) обиходных песнопений. Слушание музыки: Обиходные песнопения различных видов и жанров. Фрагмент одного из старинных хоровых концертов ( М. Березовского или Д. Бортнянского). Музыкально - изобразительная деятельность: Подбор церковных песнопений к картинкам религиозного содержания. Музыкально - информационная деятельность: Поиск информации о русских святых. Поиск информации о композиторах Д. Бортнянском, М. Березовском. |
Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; • участвовать в обсуждении значимых для человека явле ний жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; |
• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства; |
Фронтальная; Групповая; |
С.42-43 |
|||
Русь православная: колокольные звоны |
колокольных звонов на Руси. Виды церковных колоколов и колокольных звонов. Отражения церковных колокольных звонов в русской классической музыке. |
Музыкально - исполнительская деятельность: Вечерний звон (муз. народная, сл. С. Козлова). Слушание музыки: ). Аудиозаписи различных видов колокольных звонов. Имитации звучания церковных колоколов в русской классической музыке. (в опере М. Мусоргского Борис Годунов , в симфонической поэме С. Рахманинова Колокола , в опере Н. Римского-Корсакова Сказание о невидимом граде Китеже Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с изображениями знаменитых колоколен и колоколов. Отражение колокольных звонов в живописи. |
Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; • участвовать в обсуждении значимых для человека явле ний жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; |
• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства |
Фронтальная; Групповая; |
С.44-45 |
|||
Русь скоморошья Урок применения предметных умений |
История скоморохов на Руси. Музыкальные инструменты скоморохов. Скоморохи и смеховая культура Древней Руси. Образы скоморохов в русской классической музыке. |
Музыкально - исполнительская деятельность: ). Русская народная песня Скоморошья плясовая . Элементарное музицирование. Ритмические и мелодические импровизации на тему Скоморошья потеха на бубнах, дудках и других народных музыкальных инструментах. Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с образами скоморохов в русской живописи. Музыкальная драматизация: Инсценировка старинной скоморошины. |
• Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • реализовывать собственный творческий потенциал, при меняя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач. |
художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы; |
Фронтальная; Групповая; |
С.48-49 |
|||
Русь сказочная: И. Стравинский. Балет Жар - птица Урок применения предметных умений |
Сказочные образы и сюжеты в музыкаль- ном искусстве. История создания и либретто балета Жар - птица И. Стравинского. |
Слушание музыки: Фрагменты музыки к балету. Например, пляска Жар-птицы, колыбельная, хоровод царевен, пляс поганого Кащеева царства. Пластическая импровизация. Исполнение пластических импровизаций: а) Царевич борется с Кащеем. Б) Танец царевен Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с иллюстрациями сказки Жар - птица ; с эскизами декораций и костюмов к балету И Стравинского Жар - птица |
• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, по характеру и эмоциональному состоянию; • слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве; |
Формировать: Положительную мотивацию к обучению и познанию му зыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры |
Фронтальная; Групповая; |
С.51 |
|||
Русь сказочная: Н. Римский - корсаков, Опера Сказка о царе Салтане Урок применения предметных умений |
Сказочные образы и сюжеты в музыкаль ном искусстве. Композитор Н. А. Римский - Корсаков и его творчество. Либретто оперы Сказка о царе Салтане |
Слушание музыки: Фрагменты оперы (хор С крепкий дуб тебе повырасти… , ария Царевны-Лебеди, Полёт шмеля и Три чуда ). Основы сочинения музыки. Создание музыкального портрета одного из сказочных персонажей оперы. Музыкально - изобразительная деятельность. Знакомство с иллюстрациями И. Билибина к Сказке о царе Салтане А. С. Пушкина, с эскизами костюмов и декораций к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. |
• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, по характеру и эмоциональному состоянию; • слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве; |
Формировать: Положительную мотивацию к обучению и познанию му зыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры |
Фронтальная; Групповая; |
С.52-53 |
|||
Русь былинная: Н. Римский - Корсаков. Опера - былина Садко Урок применения предметных умений |
Либретто оперы Н. А. Римского - Корсакова Садко .Связь оперы с русским фольклором. Отражение в опере образов Древней Руси, русского народа, исторических событий, интонаций и жанров русских народных песен. |
Музыкально - исполнительская деятельность: Начало песен Садко и колыбельной песни Волховы. Русская народная песня На торгу . Слушание музыки: Фрагменты оперы–былины Садко . ( три песни Садко, ария Любавы; фраг менты из 4-й картины оперы, происходящей на торговой площади; колыбельная песня Волховы Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с фотографиями памятников древнерусской архитектуры в Великом Новгороде. Образы былинных персонажей в произведениях русских художников. |
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • реализовывать собственный творческий потенциал, при меняя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач; |
Формировать: Положительную мотивацию к обучению и познанию му зыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры |
Фронтальная; Групповая; |
С.56-57 |
|||
Русь героическая: А. Бородин. Опера Князь Игорь Урок применения предметных умений |
Либретто оперы А. Бородина Князь Игорь , его связь со Знаменитым памятником древнерусской литературы- Словом о полку Игореве Отражение в опере образов Древней Руси, русского народа, исторических событий, жанров русских народных песен, восточной музыки. |
Музыкально - исполнительская деятельность. Элементарное музицирование: Воспроизведение ритмических рисунков колокольных звонов из пролога или финала оперы Князь Игорь Слушание музыки: Фрагменты оперы Князь Игорь ( ария Игоря, плач Ярославны, хоры Солнцу красному слава! , Ох, не буйный ветер завывал , сцена половецких плясок с хором половецких девушек Улетай на крыльях ветра , реплики скоморохов Скулы и Ерошки, колокольные звоны. Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере Князь Игорь |
• планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий; • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы; • сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества, сравнивать и соотносить произведения по характеру и эмоциональному состоянию; |
Формировать: Положительную мотивацию к обучению и познанию му зыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры |
Фронтальная; Групповая; |
С.58 |
|||
Русь героическая: М. Глинка. Опера Иван Сусанин Урок применения предметных умений |
Либретто оперы М. Глинки Иван Сусанин .Отражение в этой опере подлинного исторического события, различных элементов традиционной русской народной культуры, образов русского народа и поляков. Связь музыки оперы с русским народным песенным творчеством. |
Музыкально - исполнительская деятельность. Пение: Хор Славься! из оперы М. И. Глинки Иван Сусанин , Прощание славянки (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева). Слушание музыки: . Фрагменты оперы Иван Сусанин . Например, ария Ивана Сусанина, рондо Антониды, песня Вани, хор Разгулялися, разливалися воды вешние , полонез, краковяк, вальс и мазурка, заключительный хор Славься! . Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере. |
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества, сравнивать и соотносить произведения по характеру и эмоциональному состоянию; |
Формировать: Положительную мотивацию к обучению и познанию му зыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры |
Фронтальная; Групповая; |
С.61-62 |
|||
Путь к вершине творчества Урок обобщения и систематизации знаний |
Творческие задания по образовательному маршруту: от Руси до России (темы Русь изначальная , Русь православная , Русь скоморошья , Русь сказочная , Русь былинная , Русь героическая ); |
|
Формирование готовности и способности к самооценке, к саморазвитию |
||||||
Тема 3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР РОССИИ 20 ВЕКА |
|||||||||
Музыка революции Урок применения предметных умений |
Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах. |
Музыкально - исполнительская деятельность. Пение: песня Крейсер Аврора Слушание музыки: Революционные песни. Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с репродукциями картин, посвященных революционным темам. |
Самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека. |
Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей; |
Фронтальная; Групповая; |
С.70 |
|||
У пионерского костра Урок применения предметных умений |
Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, революционных песнях и маршах. |
Музыкально - исполнительская деятельность: Пение: песня Крейсер Аврора Слушание музыки: Революционные песни. Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с репродукциями картин, посвященных революционным темам. |
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека. |
понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей |
Фронтальная; Групповая; |
С.74 |
|||
В кинотеатре и у телевизора Урок применения предметных умений |
Взаимосвязь музыкального искусства и искусства кино. Урок применения предметных умений Урок применения предметных умений Урок применения предметных умений Урок применения предметных умений Роль технического прогресса в развитии музыкального искусства. Общее представление об истории возникновения и развития звукового кино. Песни, танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах. |
Музыкально - исполнительская деятельность: Марш весёлых ребят из кинофильма Весёлые ребята (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача). Слушание музыки: Марш весёлых ребят из кинофильма Весёлые ребята (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача). |
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека. |
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей; |
Фронтальная; Групповая; |
С.76 |
|||
Музыка о войне и на войне Урок применения предметных умений |
Роль музыки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу. Фронтовые концерты. Песни и марши Великой Отечественной войны. Отражение в музыкальных произведениях различных жанров героических событий Вов, чувств и мыслей защитников Родины. |
Музыкально - исполнительская деятельность: Песни военных лет. Песни о войне, написанные в послевоенный период. На безымянной высоте (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского), Хотят ли русские войны? (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко), Слушание музыки: Д. Шостакович. Симфония № 7 ( Ленинградская ). Песня Священная война (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Музыкально - изобразительная деятельность: Иллюстрация одной из песен о войне. Музыкально - информационная деятельность: Рассказ о композиторе Д. Шостаковиче. |
Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; |
Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях; |
Фронтальная; Групповая; |
С.80 |
|||
Музыка на защите мира |
Роль музыки в укреплении мира и дружбы между разными странами и народами. Песни послевоенных лет. Творчество композитора и педагога Д. Б. Кабалевского. Кантата Песня утра, весны и мира Понятие кантата |
Музыкально - исполнительская деятельность: Солнечный круг (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина). Озвучивание плаката, призывающего к защите мира. Слушание музыки: Гимн демократической молодежи (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина), Песня мира Д. Шостаковича Бухенвальдский набат (муз. Д. Кабалевского, сл. В. Мурадели). Кантата Песня утра, весны и мира (муз. Д. Кабалевского. Музыкально - изобразительная деятельность: Рисование плаката, призывающего к защите мира. |
Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы с учётом разных критериев; |
Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях; |
Фронтальная; Групповая; |
С.86 |
|||
На космодроме |
Отражение в музыке образов космоса. Песни советских композиторов (А. Пахмутовой и др.) о космосе и космонавтах |
Музыкально - исполнительская деятельность: Четырнадцать минут до старта (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича). Ритмическая импровизация на тему Метеоритный дождь . Слушание музыки: ). Слушание музыки. Родина слышит (муз. Д. Шостаковича, сл. Е. Долматовского). А. Рыбников. Композиция для электронных музыкальных инструментов Музыка космоса . Основы сочинения музыки. Сочинение мелодии, отражающей образы картин о космосе. |
Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); - Сравнивать и соотносить произведения по характеру и эмоциональному состоянию; |
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и лично стей; |
Фронтальная; Групповая; |
С.90 |
|||
На стадионе |
Музыка на спортивных состязаниях, олимпиадах. Гимны, песни о спорте, спортивные марши и другие музыкальные произведения. |
Музыкально - исполнительская деятельность: Трус не играет в хоккей (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова). Слушание музыки: Спортивный марш (из кинофильма Вратарь ) (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача), До свиданья, Москва (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова). |
Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); - Сравнивать и соотносить произведения по характеру и эмоциональному состоянию; |
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и лично стей; |
Фронтальная; Групповая; |
С.94 |
|||
На фестивале авторской песни Урок применения предметных умений |
Общее представление о жанре авторской песни и о движении авторской песни в России. Известные создатели и исполнители авторских песен. |
Музыкально - исполнительская деятельность: ). Авторские песни (по выбору учителя и учащихся). Например, Песенка Ослика (из мультфильма Большой секрет для маленькой компании (муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц). Слушание музыки: ). Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, С. Никитина и др. по выбору учителя. Музыкально - информационная деятельность: Поиск информации для создания творческого портрета одного из создателей и исполнителей авторской песни. |
Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; |
Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях; |
Фронтальная; Групповая; |
С.98 |
|||
ТЕМА 4. В ГОСТЯХ У НАРОДОВ РОССИИ |
|||||||||
У колыбели На свадьбе Урок применения предметных умений |
Колыбельные песни и их роль в воспитании и развитии личности ребёнка. Колыбельные песни народов России, воплощённая в них народная мудрость. Отражение в свадебных песнях народов России складывавшихся веками представлений о семейном счастье и благополучии Особенности их музыкально - образного содержания и музыкальных красок |
Музыкально - исполнительская деятельность: Повторение русских народных колыбельных песен из программ для 1–3 классов. Разучивание русской народной песни Зыб ка поскрипывает . Слушание музыки: . Колыбельные песни народов России. ; П. Чайковский Колыбельная (сл. А. Майкова); ; А. Лядов Колыбельная операх М. Глинки Иван Сусанин и А. Даргомыжского Русалка . Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с образами матери с младенцем в живописи. Музыкально - информационная деятельность: Поиск информации о традициях семейного воспитания детей у разных народов России. Основы сочинения музыки. Сочинение мелодии к четверостишью М. Джалиля Колыбельная дочери . |
Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; - устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств |
Формирование Понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества; |
Фронтальная; Групповая; |
С.108;112 |
|||
На фольклорном фестивале Урок применения предметных умений |
Понятие фольклор . Фестивали фольклора в России. Известные российские фольклорные ансамбли: Карагод , Казачий круг , Судьбинушка и др. |
Музыкально - исполнительская деятельность: Повторение народных песен. Разучивание песни Московская кадриль (муз. Б. Темнова, сл. О. Левицкого). Слушание музыки: Записи народных песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей. Музыкально - изобразительная деятельность: Музыкально - информационная деятельность: |
• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы; • вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства; |
• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России |
Фронтальная; Групповая; |
С.116 |
|||
Урок игры на гитаре Музыкальное путешествие |
История гитары. Традиционная семиструнная гитара, электрогитара и её различные виды — сологитара, бас гитара и ритмическая гитара. Первоначальное представление об устройстве гитары, особенностях её звучания и основных способах игры на ней. |
Слушание музыки: Запись музыкального произведения в исполнении на гита ре. Запись романса или авторской песни, исполняемых под аккомпанемент гитары. |
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы; • вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства; |
Формирование Понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества; |
Фронтальная; |
С.126 |
|||
Урок фольклора |
Повторение понятия фольклор .Общее понятие о фольклористике и фольклористах. Фольклорные экспедиции, их роль в собрании и сохранении фольклора. Собирание и изучение фольклора русскими композиторами - классиками. |
Музыкально - исполнительская деятельность: Повторение народных песен. Слушание музыки: Записи народных песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей. Музыкально - информационная деятельность: Знакомство учащихся с современными источниками и каналами трансляции фольклора. |
• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера • вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства; |
Формирование Понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества; |
Фронтальная; |