Рабочая программа по музыке 4 класс УМК «Планета знаний» Бакланова


Титульный лист

Соколова Наталья Григорьевна

МБОУ СОШ №1 имени Леонида Михайловича Рошаля

Пгт Чердаклы Ульяновской области

Класс:4

Рабочая программа по музыке на основе программы Т. И. Баклановой

Пояснительная записка

    Рабочая программа по музыке в 4 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2015года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - Музыка , разработанной Т. И. Баклановой (УМК Планета знаний )

Данная программа обеспечена учебно - методическим комплексом автора Т. И. Баклановой, включающим:

    Программу курса Музыка 1-4 классы Т. И. Баклановой.- Москва АСТ: Астрель, 2015 г.

    Методические рекомендации. Тематическое планирование Обучение в 4 классе по учебнику Музыка Т. И. Баклановой.-Москва АСТ: Астрель, 2015 г.

    Учебник Музыка 4 класс Т. И. Бакланова.- Москва АСТ Астрель 2014 г.

    Музыка: Дневник музыкальных путешествий: К учебнику Т. И. Баклановой Музыка : 4 класс/ Т. И. Бакланова.- Москва: АСТ:Астрель,2014г.

Главная цель Программы — формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.

Достижение данной цели предусматривает:

• формирование и развитие Культуры музыкального восприятия У младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

• формирование и развитие музыкально_-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-Исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

• формирование и развитие Музыкально-творческой культуры Личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

• формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов.

• формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии)

Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно-игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):

1. Где музыка берёт начало? : путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов(1 класс).

2. Волшебные силы музыки : знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).

3. Где живёт музыка? : путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс).

4. Музыкальная жизнь разных стран и народов : музыкальное путешествие по России и странам Европы(4 класс).

В 4 классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим образовательным маршрутам:

—по миру старинной европейской музыки (темы: Встречи со знаменитыми композиторами , В рыцарских замках , На балах , На карнавалах );

—от Руси до России (темы Русь изначальная , Русь православная , Русь скоморошья , Русь сказочная , Русь былинная , Русь героическая );

—по России ХХ века (темы У пионерского костра , Музыка о войне и на войне , Музыка на защите мира , На космодроме , На стадионе , На фестивале авторской песни );

— в гости к народам России (темы У колыбели , На свадьбе , На фольклорном фестивале ).

В программе Музыка для 1–4 классов в полной мере представлены все Содержательные линии,Предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:

Музыка в жизни человека ;

Основные закономерности музыкального искусства ;

Музыкальная картина мира

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания , видения , конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, внутреннего слуха и внутреннего зрения .Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Описание места учебного предмета.

В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет Музыка отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс - 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

Содержание программы 4 класс (34ч.)

Основы музыкальных знаний. Воображаемое путешествие в Германию, на родину И. С. Баха. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора. Воображаемое путешествие в Австрию, на родину В. А. Моцарта. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора. Продолжение знакомства с музыкальными формами: рондо, канон. Музыкальные турниры поэтов-певцов, выступления бродячих музыкантов, домашнее музицирование обитателей рыцарских замков. Полонез — танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Вальс как бальный танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Менуэт, гавот, мазурка и полька как бальные танцы и музыкальные пьесы танцевального характера. Карнавал — одна из традиционных форм европейской светской и простонародной культур. Музыкальные отражения истории России от древних времён до наших дней, традиций народной культуры, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа. Композитор И. Ф. Стравинский. Понятие симфоническая поэма . Композитор Г. В. Свиридов и его произведения, посвящённые Родине, истории и традициям народной культуры. Повторение понятия кантата . Связь церковной музыки с жизнью и историей русского народа.

Обиходные песнопения русской православной церкви, посвящённые церковным праздникам. Православный партес.

Понятия тропарь , кондак , стихира , антифон , концерт для хора . История колокольных звонов на Руси. Скоморохи и смеховая

культура Древней Руси. Сказочные образы и сюжеты в музыкальном искусстве. Связь оперы с русским фольклором.

Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах. Взаимосвязь музыкального искусства и искусства кино. Песни, танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах. Роль музыки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу.

Творчество композитора и педагога Д. Б. Кабалевского. Песни советских композиторов (А. Пахмутовой и др.) о космосе и космонавтах. Музыка на спортивных состязаниях, олимпиадах. Общее представление о жанре авторской песни и о движении авторской песни в

России. Колыбельные песни и их роль в воспитании и развитии личности ребёнка. Музыка и свадебные песни как часть традиционной народной свадьбы. Понятие фольклор . Фестивали фольклора в России. История гитары. Традиционная семиструнная гитара,

электрогитара и её различные виды.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Пение: И. С. Бах За рекою старый дом ;Канон Слава солнцу, слава миру! (муз. В. А. Моцарт. Бал как одна из традиционных форм европейской светской культуры и бытования классической танцевальной музыки.

Повторение песен танцевального характера из программ для 1–3 классов. Песня Зайца и Волка на карнавале из мультфильма Ну, погоди! (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). С чего начинается Родина? (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера). Разучивание песни Вербочки (муз. А. Гречанинова, сл. А. Блока) .Русская народная песня Скоморошья плясовая . Элементарное музицирование.

Ритмические и мелодические импровизации на тему Скоморошья потеха на бубнах, дудках и других народных музыкальных инструментах. Русская народная песня На торгу . Прощание славянки (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева). Песни военных лет. Песни о войне, написанные в послевоенный период. На безымянной высоте (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского; Солнечный круг (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина). Четырнадцать минут до старта (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича). Трус не играет в хоккей (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова). Авторские песни (по выбору учителя и

учащихся). Русские народные свадебные песни. Разучивание песни Московская кадриль (муз. Б. Темнова, сл. О. Левицкого).

Элементарное музицирование: Музыкальные импровизации. Озвучивание иллюстраций. Ритмическая импровизация на ударных музыкальных инструментах.

Слушание музыки. Произведения И. С. Баха для органа (по выбору учителя). Пьеса И. С. Баха Волынка .В. А. Моцарт Рондо в турецком стиле (из сонаты № 11 ля минор) . В. А. Моцарт. Фрагмент первой части Симфонии № 40 (соль минор) . М. И. Глинка

Рыцарский романс из цикла Прощание с Петербургом (сл. Н. Кукольника). Сцены балов в операх, балетах, музыкальных кинофильмах. Ф. Шопен Полонез (до минор) .М. К. Огинский Полонез Прощание с Родиной . Фрагменты вальсов И. Штрауса.

В. А. Моцарт Менуэт . И. С. Бах. Гавот(из Французской сюиты ). Мазурки Ф. Шопена (по выбору учителя). Польки И. Штрауса (сына). С. Рахманинов Итальянская полька . Р. Шуман Карнавал (фрагменты).Фрагменты балета И. Стравинского Весна священная . Фрагменты симфонической поэмы М. Балакирева Русь . Фрагменты кантаты Г. Свиридова Деревянная Русь . Обиходные песнопения различных видов и жанров. Имитации звучания церковных колоколов в русской классической музыке. (в опере М. Мусоргского Борис Годунов , в симфонической поэме С. Рахманинова Колокола , в опере Н. Римского-Корсакова Сказание о невидимом граде Китеже и других. Фрагменты музыки к балету. Например, пляска Жар-птицы, колыбельная, хоровод царевен, пляс поганого Кащеева царства. Фрагменты оперы–былины Садко. Фрагменты оперы Князь Игорь .Фрагменты оперы Иван Сусанин .

Революционные песни. Д. Шостакович. Симфония № 7 ( Ленинградская ).Песня Священная война (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Песни советских композиторов о защите мира. Например, Гимн демократической молодежи (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина), Бухенвальдский набат (муз. Д. Кабалевского, сл. В. Мурадели). Спортивный марш (из кинофильма Вратарь ) (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача), До свиданья, Москва (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова). Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, С. Никитина и др. по выбору учителя. Колыбельные песни народов России. Старинные русские свадебные песни в исполнении народных певцов. Музыкальные отражения народных свадебных песен в русской классической музыке

Записи народных песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей. Запись романса или авторской песни, исполняемых под

аккомпанемент гитары.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Знакомство с портретами композиторов И. С. Баха, В. А. Моцарта, И. Штрауса. Подбор церковных песнопений к картинам и иконам. Знакомство с образами скоморохов в русской живописи. Знакомство с иллюстрациями к сказкам, эскизами декораций и костюмов. Знакомство с репродукциями картин, посвящённых революционным темам. Знакомство с образами матери с младенцем в живописи и декоративно-прикладном творчестве народов России. Знакомство с картинами и

произведениями народного декоративно - прикладного творчества, посвящёнными свадебным темам.

Музыкально-информационная деятельность.

Виртуальная Музыкальная экскурсия По Германии, Австрии (Вене и

Зальцбургу), по европейским дворцам-музеям.Поиск информации Для сообщения о русских святых Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Александре Невском, князьях Борисе и Глебе), в честь которых созданы церковные песнопения. Поиск информации для создания творческого портрета одного из создателей и исполнителей авторской песни и для рассказа о концерте или фестивале авторской песни. Поиск информации о традициях семейного воспитания детей у разных народов России и о роли колыбельных песен в семейном воспитании. Самостоятельный поиск информации о свадебных традициях народов России.

Музыкально-поэтическая деятельность.

Сочинение Музыки, рыцарских романсов в честь Прекрасной дамы, поэтического текста о Родине, музыкальных портретов , музыкальной картины, колыбельной, свадебной песен. Выразительное чтение.

Музыкальная драматизация. Мелодекламация текстов. Инсценировка песен, романсов. Пластические импровизации. Выразительное чтение нараспев.

Музыкально-танцевальная деятельность. Разучивание танцевальных движений полонеза, вальса, менуэта, гавота, мазурки или польки. Исполнение под музыку пластических импровизаций. Пляска импровизация. Инсценировка. Пластические импровизации. Разучивание народных танцев.

Арт-терапевтическая деятельность. Музыкально-оздоровительные упражнения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ

К концу 4 класса

У учащихся будут сформированы:

• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;

• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;

• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;

• эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;

• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;

• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;

• понимания причин успеха в творческой деятельности;

• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию

Учащиеся научатся:

• воспринимать музыку различных жанров;

• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• находить и передавать информацию:

– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И. С. Баха, В. А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;

– о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;

– о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально-выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

– о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;

– об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;

– о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских , народных преданий, сказок и былин;

– о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;

– об авторской песне;

• определять основные музыкальные понятия ( канон , полифония и др.) на доступном уровне;

• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;

• называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения;

• определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;

• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях(фрагментах);

• определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);

• различать танцевальную музыку по особенностям её музыкально-выразительных средств, рассказывать о её происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

• соотносить выразительные и изобразительные интонации;

• характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;

• воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально-поэтической и музыкально-пластической импровизации;

• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;

• использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в

пении, слове, движении, играх, действах и др.);

• раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);

• использовать доступные методы арт-терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни;

• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

• представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);

• собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);

• основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

• планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;

• следовать при выполнении музыкально-творческой работы инструкциям учителя;

• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы;

• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;

• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ставить цели и задачи в проблемно-творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;

• осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально-исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально-творческих задач;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих работ;

• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы с учётом разных критериев;

• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

• находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);

• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;

• выделять художественный смысл различных форм построения музыки;

• различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

• различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;

• устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;

• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;

• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

• составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;

• выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально-творческой деятельности;

• выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; выражать своё отношение к искусству;

• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;

• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учащиеся получат возможность научиться:

• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;

• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками.

Тематическое планирование

№ урока














Тема урока. Тип урока


Планируемые результаты

Организационные формы обучения

Система контроля

Д-З

Дата проведения

3.1


3.2

3.3

7.1

7.2

Встречи со знаменитыми композиторами: Иоганн Себастьян Бах

Музыкальное путешествие


Воображаемое путешествие в Германию, на родину И. С. Баха. Роль семейных

традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора.

Музыкально - исполнительская деятельность: Пение:

И. С. Бах За рекою старый дом

Слушание музыки: Одно из произведений И. С. Баха для

органа (по выбору учителя). Пьеса И. С. Баха Волынка .

В. Егоров Играет Бах

Музыкально - изобразительная деятельность: Знаком

ство с портретами И. С. Баха; изображениями органа и клавесина.

Музыкально - информационная деятельность: Виртуальная Музыкальная экскурсия По Германии

Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы;

• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и

коллективной музыкально-творческой работы;


• понимание

ценности музыкального искусства в жизни

человека и общества


Фронтальная;

С.6-7

2.

Встречи со знаменитыми композиторами:

Амадей Моцарт

Музыкальное путешествие

Воображаемое путешествие в Австрию, на родину

В. А. Моцарта. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора.


Музыкально - исполнительская деятельность:

Пение: Канон Слава солнцу, слава миру! (муз. В. А. Моцарта,

русский текст А. Мурина).

Слушание музыки: В. А. Моцарт Рондо в турецком

стиле (из сонаты № 11 ля минор) . В. А. Моцарт. Фрагмент

первой части Симфонии № 40 (соль минор) .

Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с портретами композитора и его семьи.

Музыкально - информационная деятельность: Виртуальная Музыкальная экскурсия По Австрии (Вене и

Зальцбургу)


Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы;


• понимание

ценности музыкального искусства в жизни

человека и общества


Фронтальная;

Групповая;

С.10-11

3.


В рыцарских замках

Урок применения предметных умений


Продолжение знакомства с музыкальными формами:

рондо, канон. Музыкальные турниры поэтов певцов, выступления бродячих музыкантов, домашнее музицирование

обитателей рыцарских замков. Общее представление о трубадурах, менестрелях, миннезингерах и мейстерзингерах.


Музыкально - исполнительская деятельность.

пение: В старом замке (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина)

Слушание музыки: М. И. Глинка

Рыцарский романс из цикла Прощание с Петербургом

(сл. Н. Кукольника). Музыкально-поэтическая деятельность: Сочинение Музыки, рыцарских романсов в честь Прекрасной дамы

Музыкально - изобразительная деятельность:

Знакомство с изображениями рыцарей с музыкальными инструментами.

Музыкально - информационная деятельность: Виртуальная Музыкальная экскурсия По старинным рыцарским замкам(Венский музей рыцарей)


• Реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных

произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях

• Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни,

и отражение в ней исторических событий и личностей;


Фронтальная;

Групповая;

С.10-14

4.


На балах

Бал, как одна из традиционных

форм европейской светской культуры и бытования класси

ческой танцевальной музыки. Краткая история и традиции

проведения балов в различных европейских странах (Авст

рии, Германии, Франции и др.). Современные балы в Вене и

других европейских странах.


Музыкально - исполнительская деятельность:

- исполнение песен танцевального характера.

Слушание музыки:

- сцены балов в операх, балетах, муз. Кинофильмах

Музыкально - изобразительная деятельность:

- сцены балов в произведениях изо

Музыкально - информационная деятельность:

- виртуальная экскурсия по европейским дворцам - музеям и бальным залам.

• Самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• наблюдать за процессом и результатом музыкального

развития на основе сходства и различий интонаций (тем,

образов), делать выводы;


• Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни

Фронтальная;

С.18-19

На балах: полонез

Урок применения предметных умений

Полонез — танец и музыкальная пьеса танцевального

характера. Происхождение бального танца от от старинного народного польского танца. Основные движения этого танца-шествия.

Произведения композиторов в данном жанре.

Музыкально - исполнительская деятельность: Пение :Начало мелодии

Полонеза М. К. Огинского на звук А

Слушание музыки: Ф. Шопен Полонез (до минор) .

М. К. Огинский Полонез Прощание с Родиной .

Музыкально - поэтическое творчество:Сочинение поэтического текста о Родине к мелодии М. Огиньского Прощание с Родиной

• самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);


• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни


Фронтальная;

Групповая;

С.20-21

6.

На балах: вальс и его король композитор Иоганн Штраус

Урок применения предметных умений

Вальс как бальный танец и музыкальная пьеса

танцевального характера. Музыкальная форма, размер, темп, мелодические рисунки вальсов. Композитор И. Штраус (сын) и его вальсы Продолжение традиций исполнения вальсов на современных балах.(школьном)

Музыкально - исполнительская деятельность: Исполнение на

звук А мелодии одного из вальсов И. Штрауса. Повторение песен вальсового характера из программ для 1–3 классов. Основы дирижирования. Дирижирование воображаемым оркестром, исполняющим вальс

Слушание музыки: Фрагменты

вальсов И. Штрауса (например, Сказки Венского леса ,

На прекрасном голубом Дунае , Прощание с Петербургом и др.).

Музыкально - поэтическая деятельность:

Сочинение поэтического текста о природе к мелодии одного из вальсов И. Штрауса

Самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально-творческих задач;


Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни

Фронтальная;

Групповая;

С.22-23

7.

На балах :

менуэт, гавот, мазурка, полька

Урок применения предметных знаний

Менуэт, гавот, мазурка и полька

как бальные танцы и музыкальные пьесы танцевального

характера.

Музыкально - исполнительская деятельность: Исполнение на звук

А мелодии одного из менуэтов. Повторение песен танцевального характера из программ для 1–3 классов.

Слушание музыки: В. А. Моцарт Менуэт . И. С. Бах. Гавот

(из Французской сюиты ). Мазурки Ф. Шопена (по выбору

учителя). Польки И. Штрауса (сына). С. Рахманинов Итальянская полька .


Определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и

коллективной музыкально-творческой работы;

• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятель

ности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;



Эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания

и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;


Фронтальная;

С.24-25

8.

На карнавалах

Урок применения предметных умений

Карнавал — одна из традиционных форм европейской светской и простонародной культур.


Музыкально - исполнительская деятельность: Песня

Зайца и Волка на карнавале из мультфильма Ну, погоди!

Слушание музыки: Р. Шуман Карнавал (фрагменты).

Песни о карнавале. Карнавал (муз. В. Назарова, сл.

А. Перова).

Музыкально - изобразительная деятельность:

Знакомство с образами карнавалов и их персонажей в живописи и других видах изобразительного искусства

Музыкально - информационная деятельность: Виртуальная Экскурсия На родину карнавала - Венецию

Пластическая импровизация на тему Арлекин, Пьеро, Коломбина.


Самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

• планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;


Художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;


Фронтальная;

Групповая;

С.26-27

Путь к вершине творчества

Урок обобщения и систематизации знаний


Творческие задания по образовательному маршруту: По миру старинной европейской музыки (темы: Встречи со знаменитыми композиторами , В рыцарских замках , На балах , На карнавалах );


Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Находить и передавать информацию; узнавать танцевальные движения бальных танцев


Реализовывать собственный творческий потенциал, при

меняя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятель

ности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;


Формирование готовности и способности к самооценке, к саморазвитию.


Тема 2. Музыкальное путешествие от Руси до России

10.

С чего начинается Родина?

Урок применения предметных умений

Музыка как зеркало истории человечества. Музыкальные отражения истории России от древних времён до

наших дней,

традиций народной культуры, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа. Выражение в музыке мыслей композиторов и поэтов о судьбе России, их любви к Родине.

Музыкально - исполнительская деятельность. Пение: песня С чего начинается Родина? (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера). Повторение русской народной песни


Определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять

поиск средств их решения (под руководством учителя);

• сопоставлять различные образцы народной и профессио-

нальной музыки

Уважительное отношение к музыкальному наследию

России и каждого из народов нашей страны, понимание

ценности многонационального российского общества,

культурного разнообразия России

Фронтальная;

Групповая;

С.36-37

11.


Русь изначальная:

И. Стравинский. Балет Весна священная

Урок применения предметных умений

И. Ф. Стравинский. Связь его творчества с русским фольклором. Сочинение музыки к балетам на русские темы.

Музыкально - исполнительская деятельность. Элементарное музицирование: Музыкальная импровизация - озвучивание картины Н. Рериха Поцелуй земли

Слушание музыки: Фрагменты балета И. Стравинского Весна священная

Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с декорациями к балету Война Священная

Пластическая импровизация: Исполнение под музыку пластических импровизаций с элементами русских народных танцев.


Учить самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения

Музыкально-творческих работ.


Положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведе

ниями отечественной и мировой культуры;


Фронтальная;

Групповая;

С.38-39

12.

Русь изначальная:

М. Балакирев. Симфоническая поэма Русь .


Композитор М. А. Балакирев и организованный им кружок Могучая кучка Интонации и мелодии народной музыки в произведениях М. Балакирева. Понятие симфоническая поэма .

Музыкально - исполнительская деятельность: Разучивание старинной русской народной песни. Озвучивание одного из изображений памятника русского деревянного зодчества с помощью ударных инструментов.

Слушание музыки: Фрагменты симфонической поэмы М. Балакирева

Русь .


самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкаль

но пластическое движение, инструментальное музици

рование, импровизация и др.);

• вносить необходимые коррективы в

Положительная мотивация к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведе

ниями отечественной и мировой культуры;


Фронтальная;

Групповая;

С.40

Русь изначальная:

Г. Свиридов. Кантата Деревянная Русь .

Композитор Г. В. Свиридов

и его произведения, посвящённые Родине, истории и традициям народной культуры. Интонации народной музыки в

песнях, хоровых и симфонических произведениях Г. Свиридова. Художественно-образное содержание и музыкально-выразительные средства кантаты Г. Свиридова Дере

вянная Русь .

Музыкально - исполнительская деятельность: Разучивание старинной русской народной песни. Озвучивание одного из изображений памятника русского деревянного зодчества с помощью ударных инструментов.

Слушание музыки: Фрагменты кантаты Г. Свиридова Деревянная

Русь

Музыкально - изобразительная деятельность: Рисунок на тему Деревянная Русь


самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкаль

но пластическое движение, инструментальное музици

рование, импровизация и др.);

• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения

Музыкально-творческих работ.


Положительная мотивация к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведе

ниями отечественной и мировой культуры;


Фронтальная;

Групповая;

С.41


Русь православная

Урок формирования первоначальных предметных умений

Связь церковной музыки с жизнью и историей русского народа.

Обиходные песнопения русской православной церкви, посвящённые церковным праздникам. Православный партес.

Хоровые партесные концерты. Понятия тропарь , кондак , стихира , антифон , концерт для хора .

Музыкально - исполнительская деятельность: Разучивание песни Вербочки (муз. А. Гречанинова, сл.

А. Блока) и (или) обиходных песнопений.

Слушание музыки: Обиходные песнопения различных видов и жанров.

Фрагмент одного из старинных хоровых концертов ( М. Березовского или Д. Бортнянского).

Музыкально - изобразительная деятельность: Подбор церковных песнопений к картинкам религиозного содержания.

Музыкально - информационная деятельность: Поиск информации о русских святых. Поиск информации о композиторах Д. Бортнянском, М. Березовском.


Находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера;

• участвовать в обсуждении значимых для человека явле

ний жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;


• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной

культуры на материале и средствами музыкального искусства;


Фронтальная;

Групповая;

С.42-43

Русь православная: колокольные звоны

колокольных звонов на Руси. Виды церковных колоколов и колокольных звонов. Отражения церковных колокольных звонов в русской классической музыке.

Музыкально - исполнительская деятельность: Вечерний звон

(муз. народная, сл. С. Козлова).

Слушание музыки: ). Аудиозаписи

различных видов колокольных звонов. Имитации звучания

церковных колоколов в русской классической музыке. (в опере М. Мусоргского Борис Годунов , в симфонической поэме С. Рахманинова Колокола , в опере

Н. Римского-Корсакова Сказание о невидимом граде Китеже

Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с изображениями знаменитых колоколен и колоколов. Отражение колокольных звонов в живописи.

Находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера;

• участвовать в обсуждении значимых для человека явле

ний жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;


• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной

культуры на материале и средствами музыкального искусства

Фронтальная;

Групповая;

С.44-45

Русь скоморошья

Урок применения предметных умений

История скоморохов на Руси. Музыкальные инструменты скоморохов.

Скоморохи и смеховая

культура Древней Руси. Образы скоморохов в русской классической музыке.

Музыкально - исполнительская деятельность: ). Русская народная песня Скоморошья плясовая . Элементарное музицирование.

Ритмические и мелодические импровизации на тему Скоморошья потеха на бубнах, дудках и других народных музыкальных инструментах.

Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с образами скоморохов в русской живописи.

Музыкальная драматизация: Инсценировка старинной скоморошины.


• Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• реализовывать собственный творческий потенциал, при

меняя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач.


художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;


Фронтальная;

Групповая;

С.48-49

Русь сказочная: И. Стравинский. Балет Жар - птица

Урок применения предметных умений


Сказочные образы и сюжеты в музыкаль-

ном искусстве. История создания и либретто балета Жар - птица И. Стравинского.

Слушание музыки: Фрагменты музыки к балету. Например, пляска

Жар-птицы, колыбельная, хоровод царевен, пляс поганого

Кащеева царства.

Пластическая импровизация. Исполнение пластических импровизаций: а) Царевич борется с Кащеем. Б) Танец царевен

Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с иллюстрациями сказки Жар - птица ; с эскизами декораций и костюмов к балету И Стравинского Жар - птица


• сравнивать музыкальные произведения по заданным

критериям,

по характеру и эмоциональному состоянию;

• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;


Формировать: Положительную мотивацию к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры

Фронтальная;

Групповая;

С.51


Русь сказочная:

Н. Римский - корсаков,

Опера Сказка о царе Салтане

Урок применения предметных умений

Сказочные образы и сюжеты в музыкаль

ном искусстве. Композитор Н. А. Римский - Корсаков и его творчество. Либретто оперы Сказка о царе Салтане

Слушание музыки: Фрагменты оперы (хор С крепкий дуб тебе повырасти… , ария Царевны-Лебеди,

Полёт шмеля и Три чуда ).

Основы сочинения музыки. Создание музыкального портрета одного из сказочных персонажей оперы.

Музыкально - изобразительная деятельность. Знакомство с иллюстрациями И. Билибина к Сказке о царе Салтане А. С. Пушкина, с эскизами костюмов и декораций к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова.

• сравнивать музыкальные произведения по заданным

критериям,

по характеру и эмоциональному состоянию;

• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;


Формировать: Положительную мотивацию к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры

Фронтальная;

Групповая;

С.52-53

Русь былинная:

Н. Римский - Корсаков. Опера - былина Садко

Урок применения предметных умений

Либретто оперы Н. А. Римского - Корсакова Садко .Связь оперы с русским фольклором. Отражение в опере образов Древней Руси, русского народа, исторических событий, интонаций и жанров русских народных

песен.


Музыкально - исполнительская деятельность: Начало песен Садко и колыбельной песни Волховы. Русская народная песня На торгу .

Слушание музыки: Фрагменты оперы–былины Садко .

( три песни Садко, ария Любавы; фраг

менты из 4-й картины оперы, происходящей на торговой площади; колыбельная песня Волховы

Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с фотографиями памятников древнерусской архитектуры в Великом Новгороде. Образы былинных персонажей в произведениях русских художников.


• самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• реализовывать собственный творческий потенциал, при

меняя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;


Формировать: Положительную мотивацию к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры

Фронтальная;

Групповая;

С.56-57

Русь героическая:

А. Бородин. Опера Князь Игорь

Урок применения предметных умений

Либретто оперы А. Бородина Князь Игорь , его связь со Знаменитым памятником древнерусской литературы- Словом о полку Игореве Отражение в опере образов Древней Руси, русского народа, исторических событий, жанров русских народных песен, восточной музыки.

Музыкально - исполнительская деятельность. Элементарное музицирование: Воспроизведение ритмических рисунков колокольных звонов из пролога или финала оперы Князь Игорь

Слушание музыки: Фрагменты

оперы Князь Игорь ( ария Игоря, плач Ярославны, хоры Солнцу красному слава! , Ох, не буйный ветер завывал , сцена половецких плясок с хором половецких

девушек Улетай на крыльях ветра , реплики скоморохов

Скулы и Ерошки, колокольные звоны.

Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере Князь Игорь


• планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий;

• наблюдать за процессом и результатом музыкального

развития на основе сходства и различий интонаций (тем,

образов), делать выводы;

• сравнивать музыкальные произведения по заданным

критериям, сравнивать музыкальный язык народного и

профессионального музыкального творчества,

сравнивать и соотносить произведения

по характеру и эмоциональному состоянию;


Формировать: Положительную мотивацию к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры

Фронтальная;

Групповая;

С.58

Русь героическая:

М. Глинка. Опера Иван Сусанин

Урок применения предметных умений

Либретто оперы М. Глинки Иван Сусанин .Отражение в этой опере подлинного исторического события, различных элементов традиционной русской народной культуры, образов русского народа и поляков. Связь музыки оперы с русским народным песенным творчеством.

Музыкально - исполнительская деятельность.

Пение: Хор Славься! из оперы М. И. Глинки Иван Сусанин ,

Прощание славянки (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева).

Слушание музыки: . Фрагменты оперы

Иван Сусанин . Например, ария Ивана Сусанина, рондо

Антониды, песня Вани, хор Разгулялися, разливалися воды вешние , полонез, краковяк, вальс и мазурка, заключительный хор Славься! .

Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере.

самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• сравнивать музыкальные произведения по заданным

критериям, сравнивать музыкальный язык народного и

профессионального музыкального творчества,

сравнивать и соотносить произведения

по характеру и эмоциональному состоянию;

Формировать: Положительную мотивацию к обучению и познанию му

зыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры

Фронтальная;

Групповая;

С.61-62

Путь к вершине творчества

Урок обобщения и систематизации знаний


Творческие задания по образовательному маршруту: от Руси до России (темы Русь изначальная , Русь православная , Русь скоморошья , Русь сказочная , Русь былинная , Русь героическая );


Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Находить и передавать информацию;

– об обиходных церковных песнопениях, партесе, колокольных звонах;

музыкальные исторические образы нашей

Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;


Формирование готовности и способности к самооценке, к саморазвитию

Тема 3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР РОССИИ 20 ВЕКА


Музыка революции

Урок применения предметных умений


Общее представление об отражении в музыке образов и

событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах.

Музыкально - исполнительская деятельность. Пение: песня Крейсер Аврора

Слушание музыки: Революционные песни.

Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с репродукциями картин, посвященных революционным темам.


Самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• устанавливать существенные связи и отношения музыки

с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.


Понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы

товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и

др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;


Фронтальная;

Групповая;

С.70


У пионерского костра

Урок применения предметных умений


Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, революционных песнях и маршах.

Музыкально - исполнительская деятельность: Пение: песня Крейсер Аврора

Слушание музыки: Революционные песни.

Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с репродукциями картин, посвященных революционным темам.

самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• устанавливать существенные связи и отношения музыки

с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.


понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы

товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и

др.), и отражение в ней исторических событий и личностей

Фронтальная;

Групповая;

С.74

В кинотеатре и у телевизора

Урок применения предметных умений

Взаимосвязь музыкального искусства и искусства кино. Урок применения предметных умений

Урок применения предметных умений

Урок применения предметных умений

Урок применения предметных умений

Роль технического прогресса в развитии музыкального искусства. Общее представление об истории возникновения и развития звукового кино. Песни,

танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах.

Музыкально - исполнительская деятельность: Марш весёлых ребят из кинофильма Весёлые ребята (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача).

Слушание музыки: Марш весёлых ребят из кинофильма Весёлые ребята (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача).

самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• устанавливать существенные связи и отношения музыки

с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.


• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы

товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и

др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;


Фронтальная;

Групповая;

С.76




Музыка о войне и на войне

Урок применения предметных умений


Роль музыки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу. Фронтовые концерты. Песни и марши Великой Отечественной войны. Отражение в музыкальных произведениях различных жанров героических событий Вов, чувств и мыслей защитников Родины.

Музыкально - исполнительская деятельность: Песни военных лет. Песни о войне, написанные в послевоенный

период. На безымянной высоте (муз. В. Баснера, сл.

М. Матусовского), Хотят ли русские войны? (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко),

Слушание музыки: Д. Шостакович. Симфония № 7 ( Ленинградская ).

Песня Священная война (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Музыкально - изобразительная деятельность: Иллюстрация одной из песен о войне.

Музыкально - информационная деятельность: Рассказ о композиторе Д. Шостаковиче.


Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

Находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера;


Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания

и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;


Фронтальная;

Групповая;

С.80


Музыка на защите мира

Роль музыки в укреплении мира и дружбы

между разными странами и народами. Песни послевоенных

лет. Творчество композитора и педагога Д. Б. Кабалевского. Кантата Песня утра, весны и мира Понятие кантата

Музыкально - исполнительская деятельность: Солнечный круг (муз.

А. Островского, сл. Л. Ошанина). Озвучивание плаката, призывающего к защите мира.

Слушание музыки: Гимн демократической молодежи (муз.

А. Новикова, сл. Л. Ошанина), Песня мира Д. Шостаковича Бухенвальдский набат (муз. Д. Кабалевского, сл. В. Мурадели). Кантата Песня утра, весны и мира (муз. Д. Кабалевского.

Музыкально - изобразительная деятельность: Рисование плаката, призывающего к защите мира.


Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• анализировать и оценивать результаты собственной и

коллективной музыкально-творческой работы с учётом

разных критериев;


Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания

и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;


Фронтальная;

Групповая;

С.86

На космодроме

Отражение в музыке образов космоса. Песни советских композиторов (А. Пахмутовой и др.) о космосе и космонавтах

Музыкально - исполнительская деятельность: Четырнадцать минут до старта (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича).

Ритмическая импровизация на тему Метеоритный дождь .

Слушание музыки: ). Слушание музыки. Родина слышит (муз.

Д. Шостаковича, сл. Е. Долматовского). А. Рыбников. Композиция для электронных музыкальных инструментов

Музыка космоса .

Основы сочинения музыки. Сочинение мелодии, отражающей образы картин о космосе.

Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- Сравнивать и соотносить произведения

по характеру и эмоциональному состоянию;


• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы

товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и

др.), и отражение в ней исторических событий и лично

стей;


Фронтальная;

Групповая;

С.90

На стадионе


Музыка на спортивных состязаниях,

олимпиадах. Гимны, песни о спорте, спортивные марши и другие музыкальные произведения.

Музыкально - исполнительская деятельность: Трус не играет в хоккей (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и

Н. Добронравова).

Слушание музыки: Спортивный марш (из кинофильма

Вратарь ) (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача),

До свиданья, Москва (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).


Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- Сравнивать и соотносить произведения

по характеру и эмоциональному состоянию;


• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой

части различных сфер человеческой жизни (семейно-бы

товой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и

др.), и отражение в ней исторических событий и лично

стей;


Фронтальная;

Групповая;

С.94

На фестивале авторской песни

Урок применения предметных умений


Общее представление о

жанре авторской песни и о движении авторской песни в

России. Известные создатели и исполнители авторских песен.

Музыкально - исполнительская деятельность: ). Авторские песни (по выбору учителя и

учащихся). Например,

Песенка Ослика (из мультфильма Большой секрет для маленькой компании (муз.

С. Никитина, сл. Ю. Мориц).

Слушание музыки: ). Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого,

С. Никитина и др. по выбору учителя.

Музыкально - информационная деятельность: Поиск информации для создания творческого портрета одного из создателей и исполнителей авторской песни.


Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

Находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера;

Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания

и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;


Фронтальная;

Групповая;

С.98


ТЕМА 4. В ГОСТЯХ У НАРОДОВ РОССИИ


У колыбели

На свадьбе

Урок применения предметных умений


Колыбельные песни и их роль в воспитании и развитии

личности ребёнка. Колыбельные песни народов России,

воплощённая в них народная мудрость. Отражение в свадебных песнях народов

России складывавшихся веками представлений о семейном

счастье и благополучии

Особенности их музыкально - образного содержания и музыкальных красок

Музыкально - исполнительская деятельность: Повторение русских народных

колыбельных песен из программ для 1–3 классов.

Разучивание русской народной песни Зыб

ка поскрипывает .

Слушание музыки: . Колыбельные песни

народов России. ; П. Чайковский Колыбельная (сл. А. Майкова);

; А. Лядов Колыбельная операх М. Глинки Иван Сусанин и А. Даргомыжского Русалка .

Музыкально - изобразительная деятельность: Знакомство с образами матери с младенцем в живописи.

Музыкально - информационная деятельность: Поиск информации о традициях семейного воспитания детей у разных народов России.

Основы сочинения музыки. Сочинение мелодии к четверостишью М. Джалиля Колыбельная дочери .


Научатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения

разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

Находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера;

- устанавливать существенные связи и отношения музыки

с другими видами искусств

Формирование Понимания ценности музыкального искусства в жизни

человека и общества;


Фронтальная;

Групповая;

С.108;112


На фольклорном фестивале

Урок применения предметных умений


Понятие фольклор . Фестивали

фольклора в России. Известные российские фольклорные

ансамбли: Карагод , Казачий круг , Судьбинушка

и др.


Музыкально - исполнительская деятельность: Повторение народных

песен. Разучивание песни Московская кадриль (муз.

Б. Темнова, сл. О. Левицкого).

Слушание музыки: Записи народных

песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей.

Музыкально - изобразительная деятельность:

Музыкально - информационная деятельность:


• находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера

• наблюдать за процессом и результатом музыкального

развития на основе сходства и различий интонаций (тем,

образов), делать выводы;

• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;

• уважительное отношение к музыкальному наследию

России и каждого из народов нашей страны, понимание

ценности многонационального российского общества,

культурного разнообразия России

Фронтальная;

Групповая;

С.116


Урок игры на гитаре

Музыкальное путешествие


История гитары. Традиционная семиструнная гитара,

электрогитара и её различные виды — сологитара, бас

гитара и ритмическая гитара. Первоначальное представление об устройстве гитары, особенностях её звучания и основных способах игры на ней.

Слушание музыки: Запись музыкального произведения в исполнении на гита

ре. Запись романса или авторской песни, исполняемых под

аккомпанемент гитары.

• наблюдать за процессом и результатом музыкального

развития на основе сходства и различий интонаций (тем,

образов), делать выводы;

• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;


Формирование Понимания ценности музыкального искусства в жизни

человека и общества;


Фронтальная;

С.126

Урок фольклора


Повторение понятия фольклор .Общее понятие о фольклористике и фольклористах. Фольклорные экспедиции, их роль в собрании и сохранении фольклора. Собирание и изучение фольклора русскими композиторами - классиками.

Музыкально - исполнительская деятельность: Повторение народных песен.

Слушание музыки: Записи народных

песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей.

Музыкально - информационная деятельность: Знакомство учащихся с современными источниками и каналами трансляции фольклора.


• находить нужную информацию, используя справочные

материалы учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера

• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;


Формирование Понимания ценности музыкального искусства в жизни

человека и общества;


Фронтальная;