Обеспечение личной безопасности участников судопроизводства в уголовном процессе

Контрольная работа

Обеспечение личной безопасности участников судопроизводства в уголовном процессе

Содержание

1. Понятие и система процессуальных гарантий личной безопасности участников уголовного процесса

2. Организация мероприятий по обеспечению личной безопасности участников уголовного процесса

Литература


1. Понятие и система процессуальных гарантий личной безопасности участников уголовного процесса

Под процессуальными гарантиями личной безопасности участников уголовного процесса следует понимать предусмотренные кодифицированным и специальным уголовнопроцессуальным законодательством специальные правовые средства и мероприятия оперативного и социального характера, при помощи которых уполномоченные на то законом органы и должностные лица в предусмотренном законом и подзаконными актами порядке осуществляют государственную защиту личной безопасности участников уголовного судопроизводства от посягательств в связи с их участием в уголовном судопроизводстве.

Государственная защита участников уголовного процесса включает в себя осуществление мер безопасности, правовой защиты и социальной поддержки при наличии угрозы посягательств на их личную безопасность в связи с их деятельностью в уголовном судопроизводстве (ст. 1 Федерального закона от 20.08.2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (с изменениями и дополнениями).

Личная безопасность участников уголовного процесса охватывает их жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, имущество, честь, достоинство, а также их родственников и близких им лиц.

Угроза личной безопасности - это умышленные действия обвиняемых и других лиц, побуждающие к исполнению предъявленного требования и препятствующее установлению истины и производству по делу с целью уклонения виновных от уголовной ответственности, либо совершаемые из мести за добросовестное участие в уголовном процессе (О.А. Зайцев).

Правовой основой обеспечения безопасности участников

уголовного процесса являются:

международные акты о правах и свободах человека,

-Конституция РФ (ст. 52, ч. 1 ст. 56),

УК РФ, УИК РФ, УПК РФ,

Федеральный закон от 07.02.2011 г. «О полиции»,

Федеральный закон от 12.08.1995 г. «Об оперативнорозыскной деятельности»,

Федеральный закон от 20.08.2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (с изменениями и дополнениями),

Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 г. № 630,

Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2012 г. № 953;

Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 664,

Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 10.04.2006 г. № 200,

Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 г. № 792,

Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 - 2018 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 13.07.2013 г. № 586.

Г осударственной защите подлежат:

потерпевший;

свидетель;

частный обвинитель;

подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;

гражданский истец, гражданский ответчик;

законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя;

заявитель, очевидец или жертва преступления либо иные лица, способствующие предупреждению или раскрытию преступления, по усмотрению компетентного органа либо должностного лица до возбуждения уголовного дела;

близкие родственники, родственники и близкие лица всех указанных лиц, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, непосредственно участвующих в производстве по делу.

Систему мер обеспечения безопасности участников уголовного процесса образуют:

Меры, закрепленные УПК РФ, направленные на недопустимость распространения информации о потерпевшем и свидетеле:

при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам (п. 4 ст. 5 УПК РФ), родственникам или близким лицам (п. 3 ст. 5 УПК РФ) угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, руководитель следственного органа, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности:

а) в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводятся данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч. 9 ст. 166);

б) по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения допускается контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч.ст. 186);

в) предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193);

г) судебное разбирательство по мотивированному решению суда может быть закрытым (п. 4 ч. 2 ст. 241);

д) суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем выносится определение или постановление (ч. 5 ст. 278).

в ходе расследования уголовного дела следователь должен, по возможности, исключать случаи контактов между данными участниками процесса и обвиняемым, а также соучастниками преступления, родственниками и близкими обвиняемого, другими лицами, заинтересованными в принятии по делу незаконного решения;

в начале допроса лицу необходимо разъяснить не только его права и обязанности, но и важность его показаний для установления истины, предупредить о возможном в отношении него противоправном воздействии, проинструктировать его о линии поведения в такой ситуации, проинформировать его о возможных мерах его защиты со стороны соответствующих органов;

в необходимых случаях следователь может наложить запрет на выдачу сведений о данных участниках процесса из адресного бюро, справочной службы АТС, паспортной службы, подразделений ГИБДД и других государственных информационных фондов;

в соответствии со ст. 161 УПК РФ следует своевременно предупреждать защитника, эксперта, специалиста, переводчика и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без разрешения следователя или прокурора данных предварительного следствия, в том числе и о личности потерпевших и свидетелей, проходящих по делу.

Ранее подсудимому, согласно УПК РСФСР, необходимо было вручать только копию обвинительного заключения, без списка лиц, подлежащих вызову в суд. В новом УПК данная норма исключена как противоречащая праву на защиту, хотя ч. 2 ст. 222 УПК могла бы делать оговорку о вручении обвиняемому приложений к обвинительному заключению без указания места жительства или места нахождения свидетелей, потерпевших, других обвиняемых.

Специальные меры защиты предусмотрены ст. 6 и 15 Федерального закона от 20.08.2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»:

личная охрана, охрана жилища и имущества;

выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

переселение на другое место жительства;

замена документов;

изменение внешности;

изменение места работы (службы) или учебы;

временное помещение в безопасное место;

применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое;

меры социальной поддержки (единовременное пособие в случае гибели или причинения вреда здоровью, пенсия по потере кормильца, по инвалидности, возмещение имущественного ущерба).

Согласно постановлению Правительства РФ от 27.10.2006 № 630, личная охрана защищаемого лица обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, при наличии реальной угрозы его убийства или насилия над ним. Перечень подразделений (служб), непосредственно задействованных в обеспечении личной охраны защищаемого лица, порядок привлечения сотрудников других подразделений (служб), режим несения службы (выполнения служебных обязанностей), а также оснащение и вооружение этих подразделений (служб) определяются руководителем органа, осуществляющего меры безопасности.

Организация, тактика, формы и методы работы по обеспечению личной охраны защищаемого лица определяются в пределах компетенции задействованных для этих целей подразделений (служб) на основании сведений о защищаемом лице.

Охрана жилища и имущества защищаемого лица при наличии реальной угрозы их уничтожения или повреждения обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, путем заключения договора с подразделениями вневедомственной охраны полиции с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

В случае отсутствия в регионе подразделений вневедомственной охраны полиции, а также недостаточности в указанных подразделениях сил и средств по решению руководителя органа, осуществляющего меры безопасности, к обеспечению охраны жилища и имущества защищаемого лица могут привлекаться иные подразделения (службы) этого органа.

При обращении органа, осуществляющего меры безопасности, подразделения вневедомственной охраны полиции принимают меры к первоочередному оснащению жилища защищаемого лица средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации с подключением к пультам централизованного наблюдения.

В случае отсутствия технической возможности организации централизованной охраны жилище защищаемого лица оборудуется средствами автономной сигнализации. Для принятия мер по оснащению жилища защищаемого лица средствами охраннопожарной и тревожной сигнализации на договорной основе могут привлекаться организации, имеющие лицензию на осуществление указанной деятельности.

Подразделения вневедомственной охраны полиции при обеспечении мероприятий по охране жилища и имущества защищаемого лица немедленно информируют орган, осуществляющий меры безопасности, о каждом случае угрозы или попытке осуществить противоправные действия в отношении указанных жилища и имущества.

Оборудование жилища и имущества защищаемого лица противопожарной сигнализацией осуществляется Государственной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий путем заключения договора с органом, осуществляющим меры безопасности, с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

Оборудование жилища и имущества защищаемого лица техническими средствами наблюдения обеспечивается в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органа, осуществляющего меры безопасности.

Для обеспечения самообороны и личной безопасности защищаемого лица орган, осуществляющий меры безопасности, в случае необходимости выдает защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.

В качестве специальных средств защищаемому лицу могут выдаваться бронежилет, электрошоковое устройство, аэрозольный распылитель с раздражающим составом.

Тип выдаваемых специальных средств определяется в соответствии с перечнями специальных средств, состоящих на вооружении органа, осуществляющего меры безопасности.

Для обеспечения защищаемого лица средствами связи и оповещения об опасности орган, осуществляющий меры безопасности, в случае необходимости выдает защищаемому лицу переносное портативное радиоустройство, телефон сотовой связи и (или) пейджер.

Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности производится в соответствии с нормативными правовыми актами органа, осуществляющего меры безопасности.

Орган, осуществляющий меры безопасности, проводит обучение или инструктаж защищаемого лица в части правил хранения, ношения и применения специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, а также осуществляет контроль за соблюдением защищаемым лицом правил обращения с указанными средствами.

Защищаемое лицо, получившее специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечивает их сохранность. Продажа, залог или передача другим лицам указанного имущества, выданного в пользование защищаемому лицу для обеспечения его безопасности, а равно утрата или порча этого имущества влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационносправочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.

В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному либо гражданскому делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.

Переселение на другое место жительства защищаемого лица осуществляется только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Защищаемое лицо может быть переселено на другое, временное или постоянное, место жительства в порядке, установленном Правилами применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2012 г. № 953.

При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь в размере 4-х, затем 2-х кратного размера прожиточного минимума, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему.

При переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ранее занимаемое им жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине.

При принятии решения о переселении защищаемого лица на другое место жительства орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон. Договор должен содержать перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасности защищаемого лица и гарантирующих соблюдение его жилищных, имущественных, трудовых, пенсионных и иных прав, а также обязательства защищаемого лица по соблюдению им условий конфиденциальности договора и указанных в нем законных требований органа, осуществляющего меры безопасности.

Замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица в связи с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем в соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 г. осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и в соответствии с ч. 5 ст. 10 производятся только в случае, если безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена путем применения в отношении его других мер безопасности.

При принятии решения о замене документов и (или) изменении внешности защищаемого лица орган, осуществляющий меры безопасности, может заключить с защищаемым лицом договор в письменной форме о взаимных обязательствах и взаимной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Замена документов, удостоверяющих личность, и иных документов может носить как временный, так и постоянный характер.

Перечень документов, подлежащих замене, определяется органом, осуществляющим меры безопасности, в зависимости от обстоятельств и степени опасности, угрожающей защищаемому лицу.

При замене документов защищаемого лица орган, осуществляющий меры безопасности, обязан обеспечить установление подлинности заменяемых документов. Орган, осуществляющий меры безопасности, несет ответственность за достоверность сведений о защищаемом лице, предоставляемых в органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, отвечающие за замену и выдачу документов, а также ответственность за соблюдение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

Замена и выдача документов, удостоверяющих личность, и иных документов (документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, документов об образовании, документов гражданско-правового характера, документов, выдаваемых органами социальной защиты, документов, подтверждающих специальные права, документов, выдаваемых внебюджетными фондами, трудовой книжки и иных документов, связанных с работой, документов, выдаваемых органами и учреждениями здравоохранения, налоговых документов и др.) защищаемого лица осуществляются организациями, ответственными за их замену и выдачу, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основанием для замены и выдачи защищаемому лицу указанных документов является постановление об избрании меры безопасности.

Замена и выдача защищаемому лицу документов, удостоверяющих личность, производятся в сроки, определяемые органом, осуществляющим меры безопасности, в пределах сроков, установленных законодательством Российской Федерации для организаций, ответственных за замену и выдачу документов. Организации, ответственные за замену и выдачу документов, удостоверяющих личность, не вправе отказать в их замене и выдаче органу, осуществляющему меры безопасности.

Замена и выдача документов, удостоверяющих личность, производятся как по месту жительства, так и по месту пребывания или фактического проживания защищаемого лица.

При замене документов, удостоверяющих личность, защищаемое лицо передает свои документы на хранение органу, осуществляющему меры безопасности. Учет и хранение замененных документов защищаемого лица обеспечиваются органом, осуществляющим меры безопасности, в течение всего периода применения меры безопасности. Порядок их хранения и обеспечения соблюдения конфиденциальности сведений о защищаемом лице определяется органом, осуществляющим меры безопасности.

Замена и выдача защищаемому лицу иных документов осуществляются в порядке, предусмотренном для замены документов, удостоверяющих личность. Решение о замене иных документов защищаемого лица является обязательным для исполнения должностными лицами организаций, ответственных за их замену и выдачу.

Оформление, учет и регистрация документов, удостоверяющих личность, и иных документов защищаемого лица организациями, ответственными за их замену и выдачу, и их передача в орган, осуществляющий меры безопасности, производятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, по согласованию с органами, осуществляющими меры безопасности.

В целях сохранения конфиденциальности сведений о защищаемом лице орган, осуществляющий меры безопасности, направляет предупреждение по форме должностным лицам организаций, ответственных за замену и выдачу документов, удостоверяющих личность, и иных документов, о неразглашении сведений, которые были им доверены или стали известны в связи с применением соответствующей меры безопасности в отношении защищаемого лица. Учет сведений о замене и выдаче документов, удостоверяющих личность, и иных документов производится с соблюдением требований, предъявляемых к конфиденциальности информации.

Изменение внешности защищаемого лица является исключительной мерой безопасности и может быть применено только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Для обеспечения применения этой меры безопасности могут использоваться специальные средства для изменения внешности.

В исключительных случаях на основании договора, заключаемого в письменной форме между органом, осуществляющим меры безопасности, защищаемым лицом и медицинским учреждением, может быть произведена операция по изменению внешности в пределах, обеспечивающих эффективность этой меры безопасности.

Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица как мера безопасности применяется органом, осуществляющим меры безопасности, по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в целях защиты жизни и здоровья защищаемого лица.

Орган, осуществляющий меры безопасности, оказывает содействие в подборе и устройстве на временное или постоянное (подходящее защищаемому лицу) место работы (службы) или учебы, аналогичное прежнему, с привлечением органов занятости населения, органов образования и органов местного самоуправления.

Изменение места работы (службы) осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о государственной службе Российской Федерации с предоставлением равноценной должности либо иной должности по специальности с сохранением страхового (трудового) стажа, дающего право на пенсию. Изменение места учебы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, высшем и послевузовском профессиональном образовании.

При устройстве защищаемого лица на временное место работы (службы) или учебы за ним сохраняется право на восстановление по прежнему или аналогичному месту работы (службы) или учебы.

Орган, осуществляющий меры безопасности, письменно предупреждает руководителей соответствующих организаций о неразглашении сведений, которые были им доверены или стали известны в отношении защищаемого лица.

Командирование и перевод военнослужащего, являющегося защищаемым лицом, предусмотренные ст. 13 Федерального закона от 20.08.2004 г., осуществляются с его согласия, выраженного в письменной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе. При переводе военнослужащему предоставляется равноценная должность либо иная должность по специальности с сохранением страхового (трудового) стажа, дающего право на пенсию. При этом должно быть обеспечено его использование по основной или профильной военно-учетной специальности.

Временное помещение защищаемого лица в безопасное место. Защищаемое лицо может быть временно помещено в место, в котором ему будет обеспечена безопасность.

Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания. Безопасность защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо содержания в дисциплинарной воинской части, обеспечивается путем применения в отношении его мер безопасности, предусмотренных Федерального закона от 20.08.2004 г., или иных мер, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В целях обеспечения безопасности указанных лиц могут применяться также:

направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах Российской Федерации;

перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;

раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия;

изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном уголовнопроцессуальным законодательством.

Меры социальной поддержки. В случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством РФ, и назначается пенсия по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном законодательством России.

В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, повлекшего за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством РФ, и назначается пенсия по инвалидности в порядке, предусмотренном законодательством России.

В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, не повлекшего за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством РФ.

В случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, если они имеют право на различные единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством России, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

Защищаемым лицам, имеющим одновременно право на различные единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством России в случае причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

Порядок и размер выплаты указанных единовременных пособий установлен Правительством Российской Федерации постановлением от 11.11.2006 г. № 664 в Правилах выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты.

Имущественный ущерб, причиненный защищаемому лицу в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством России, с последующим взысканием этих средств с лица, виновного в причинении защищаемому лицу имущественного ущерба, в порядке, предусмотренном законодательством России.

2. Организация мероприятий по обеспечению личной безопасности участников уголовного процесса

Государственная защита участников уголовного судопроизводства осуществляется на принципах

законности,

уважения прав и свобод человека и гражданина,

взаимной ответственности органов, обеспечивающих защиту, и защищаемых лиц,

под ведомственным контролем и прокурорским надзором,

на условиях конфиденциальности,

без ущемления жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав защищаемых лиц.

Органами, обеспечивающими государственную защиту,

являются:

1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

органы, осуществляющие меры безопасности;

органы, осуществляющие меры социальной защиты.

В соответствие со ст. 23 Федерального закона от 20.08.2004 г., защищаемые лица имеют право:

знать свои права и обязанности;

требовать обеспечения личной и имущественной безопасности, личной и имущественной безопасности защищаемых лиц;

требовать применения мер социальной поддержки в случаях, предусмотренных законом;

знать о применении в отношении себя, а также своих близких родственников, родственников и близких лиц мер безопасности и о характере этих мер;

обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных законом, либо об их отмене;

обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органов, обеспечивающих государственную защиту, в порядке, предусмотренном законодательством России.

Защищаемые лица при этом обязаны:

выполнять условия применения в отношении их мер безопасности и законные требования органов, обеспечивающих государственную защиту;

немедленно информировать органы, обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их;

при обращении с имуществом, выданным им органами, осуществляющими меры безопасности, в пользование для обеспечения их безопасности, соблюдать требования федеральных

законов и иных нормативных правовых актов России;

не разглашать сведения о применяемых в отношении их мерах государственной защиты без разрешения органа, обеспечивающего государственную защиту.

В соответствие со ст. 24 Федерального закона от 20.08.2004 г., органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, в пределах своей компетенции имеют право:

запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от указанных органов, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты;

производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, и органам, осуществляющим меры социальной поддержки, для осуществления государственной защиты лиц;

требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, и органов, осуществляющих меры социальной поддержки, применения дополнительных мер государственной защиты;

полностью или частично отменять меры безопасности и меры социальной поддержки по согласованию с органами, осуществляющими указанные меры.

Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право:

избирать необходимые меры безопасности, предусмотренные законом, определять способы их применения, при необходимости изменять и дополнять применяемые меры безопасности;

требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения в отношении их мер безопасности, выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;

обращаться в суд (к судье), к начальнику органа дознания, руководителю следственного органа или следователю, в производстве которых находится уголовное дело, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене;

проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Органы, осуществляющие меры социальной поддержки, имеют право:

запрашивать у органов, принимающих решение об осуществлении государственной защиты, и защищаемых лиц дополнительные сведения, необходимые для осуществления мер социальной поддержки;

обращаться в органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, с ходатайством об отмене мер социальной поддержки в случае установления обстоятельств, исключающих возможность применения указанных мер.

Органы, обеспечивающие государственную защиту, обязаны:

немедленно реагировать на каждый ставший им известным случай, требующий применения мер безопасности или мер социальной поддержки;

осуществлять все необходимые меры безопасности и меры социальной поддержки;

своевременно уведомлять защищаемых лиц о применении, об изменении, о дополнении или об отмене применения в отношении их мер безопасности и мер социальной поддержки, предусмотренных законом, а также о принятии предусмотренных законодательством России решений, связанных с обеспечением государственной защиты;

разъяснять защищаемому лицу его права и обязанности при объявлении ему постановления (определения) об осуществлении в отношении его государственной защиты.

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), руководитель следственного органа, начальник органа дознания или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено УПК.

Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел, органы ФСБ, таможенные органы и органы наркоконтроля по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено осуществление отдельных мер безопасности.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или Следственного комитета РФ, осуществляются по решению суда (судьи), руководителя следственного органа системы Следственного комитета РФ или с его согласия следователя органами внутренних дел, органами ФСБ, таможенными органами и органами наркоконтроля по месту нахождения защищаемого лица.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции.

Осуществление мер социальной поддержки возлагается на органы социальной защиты населения.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

Основаниями применения мер социальной поддержки

являются гибель (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с его участием в уголовном судопроизводстве.

Порядок применения мер безопасности и социальной поддержки. Суд (судья), руководитель следственного органа, начальник органа дознания или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении него либо об отказе в их применении. Следователю для принятия решения требуется согласие руководителя следственного органа. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган следствия или дознания, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

Орган, осуществляющий меры безопасности, избирает необходимые меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 20.08.2004 г., и определяет способы их применения.

Об избранных мерах безопасности, их изменении, о дополнении и результатах применения указанных мер орган, осуществляющий меры безопасности, информирует суд (судью), руководителя следственного органа, начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а в случае устранения угрозы безопасности защищаемого лица ходатайствует об отмене мер безопасности.

В случае необходимости орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон в соответствии с гражданским законодательством.

Решение о мерах социальной защиты принимает орган, принявший ранее решение о применении мер безопасности, а исполняет в течение 10 суток орган соцобеспечения.

Подробный порядок осуществления конкретных мер безопасности и социальных мер установлен Правительством РФ:

Правилами применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденными 27.10.2006 г.;

Правилами применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденными 21 сентября 2012 г.;

Правилами выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты, утвержденными 11.11.2006 г.

В целях финансового обеспечения реализации мер по государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства Правительство РФ разрабатываются и реализуются Государственные программы. С 2006 года в России были приняты три таких программы:

Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 10.04.2006 г. № 200,

Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 г. № 792,

Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 - 2018 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 13.07.2013 г. № 586.

Их анализ позволяет заключить, что величина средств, выделяемых на защиту лиц в уголовном процессе, несколько снижается и вряд ли может быть признана достаточной:

948,72 млн. рублей - на 2006 - 2008 гг.;

1405,55 млн. рублей - на 2014 - 2018 гг.

Литература

Смирнов А.В.: Уголовный процесс. Краткий курс. - СПб: Питер, 2009

Безлепкин Б.Т.: Уголовный процесс России. - М.: КноРус, 2008

Белоносов В.О.: Российский уголовный процесс. - М., Саратов: Дашков и К, БизнесВолга, 2008

Отв. ред. А.В.Гриненко: Уголовный процесс. - М: Норма, 2012

под ред. В.П. Божьева: Уголовный процесс. - М.: Высшее образование, 2008

Под ред.: А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна: Уголовный процесс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право , 2008

под ред.: Б.Б. Булатова, А.М. Баранова: Уголовный процесс. - М.: Высшее образование, 2008

Сост. В.Б.Боровиков, А.В. Галахова, В.В.Демидов: Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда Российской Федерации. - М: Норма, 2011

Владимирова В.В.: Компенсация морального вреда - мера реабилитации потерпевшего в российском уголовном процессе. - М: Волтерс Клувер, 2007

Енаева Л.К.: Уголовный процесс. - М: Форум, 2014

Под ред. А.П.Гуськовой, А.В.Ендольцевой: Уголовный процесс. - М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007

Томский гос. ун-т ; Под ред. М.К. Свиридова: Право на судебную защиту в уголовном процессе: Европейские стандарты и российская практика. - Томск: Томский университет, 2007

Власова Н.А.: Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2006

Гецманова И.В.: Использование специальных психологических знаний в уголовном процессе. - М., Воронеж: МОДЭК, 2013

Егоров С.Е.: Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. - М.: Норма, 2006

Егоров С.Е.: Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. - М: Норма, 2013

Жукова Н.А.: Производство по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации. - Белгород: Белгородский юридический институт, 2006

Обеспечение личной безопасности участников судопроизводства в уголовном процессе