Неравенство доходов: причины и показатели

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Содержание

Введение

1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции

1.2. Структура социальной политики

1.3 Нормативно-правовое регулирование

2. Социальная политика в РФ

2.1 Анализ уровня доходов населения

2.2 Состояние социальных гарантий

2.3 Зарубежный опыт социальных гарантий

3. Неравенство доходов: причины и показатели

3.1 Основные причины дифференциации доходов

3.2 Проблемы справедливого распределения доходов и пути решения

Направления совершенствования социальной политики в РФ.

Вывод

Литература

Введение

Социальная политика как ценность, как система представляет собой

характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.

Социальная политика, которая направляется на человека и его интересы, содержит в себе меры по защите его от безработицы, сокращения доходов, старости, в том числе предоставляет медицинские и образовательные услуги.

Ведущая роль в обеспечении гарантий и безопасности в социальной сфере принадлежит государству. Помимо всего, оно разрабатывает программные и прогнозные документы, стратегии, которые направлены на соответствующие приоритеты. Часть социальных проблем не может быть решена в рамках саморегулирования рыночного механизма, поэтому от государства требуется обеспечение функционирования и развития инфраструктурных отраслей экономики, поддержка образования, здравоохранения, культуры общества.

Сейчас уделяется особое внимание рассмотрению проблем, которые появляются в процессе реализации государственной социальной политики. В ней выявляются пути выхода из сложнейших кризисных ситуаций и совершенствуются направления.

Целью моей работы как раз является исследование социальной политики, ее сущности, изучение распределения доходов. В процессе исследования были поставлены задачи:

-изучить социальную политику России;

-проанализировать проблему справедливого распределения доходов;
-найти пути решения острых проблем в сфере социально политики и способы их реализации.

1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции

Социальная политика государства – одно из направлений его деятельности по регулированию социально – экономических условий жизни общества. Суть социальной политики сводится к поддержанию взаимоотношений между социальными группами, созданию социальных гарантий, улучшению благосостояния, уровня жизни общества, формированию экономических стимулов для участия в общественном производстве. Несомненно, социальная политика государства тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране, так как составная часть мероприятий проводится государством в целях регулирования условий общественного производства в целом. То есть, говоря о социальной политике, мы подразумеваем решения и действия государства, правительства, которые направлены на распределение и перераспределение доходов различных слоев общества. Это и есть определение в узком смысле слова.

Если рассматривать определение социальной политики в широком смысле, то это одно из направлений макроэкономического регулирования, обеспечивающее социальную стабильность общества. Целями деятельности государства здесь являются:

-преодоление дифференциации доходов;

-уравновешивание противоречий между участниками рыночной экономики;

-предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

С помощью государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости. Он предполагает меры выравнивания положения граждан, создание и реализацию системы социальных гарантий для всех слоев населения страны.

Существуют принципы по проведению социальной политики, такие как:

-обеспечение помощи малоимущим;

-выдача помощи на случай, например, безработицы;

-защита уровня жизни путем введения компенсаций, проведения индексаций;

-развитие и поддержка образования, окружающей среды, охраны здоровья;

-проведения активной политики с целью обеспечения квалификаций и их повышения.

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Связано это с тем, что рыночная экономика не может гарантировать трудящимся права на труд, образование, и вообще не в силах обеспечить социальную защиту пенсионеров, инвалидов и малоимущих. Поэтому необходимо вмешательство государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.

Перераспределение социального дохода осуществляется через бюджет, государство реализует систему социальных программ.

Гарантии социальной политики направлены на обеспечение минимальных условий жизни только тех, кто самостоятельно это сделать не в силах. Так, социальная политика государства реализуется посредством государственных программ социального обеспечения и социальных услуг. Социальной страхование является важной частью государственной программы социального обеспечения. Оно распространяется на лиц, которые в течение какого-либо времени имели постоянный заработок, работу и потеряли ее в связи с пенсионным возрастом, инвалидностью, либо безработицей. С помощью социального страхования система компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Возникает вопрос, а что же является источником фонда социального страхования? Таким источником является взносы от самих застрахованных, а так же отчисления фирм и государства. Их соотношение в каждой из стран различно. Например, доля взносов застрахованных работников во Франции составляет 22 %, предприятий 59%, государства лишь 17%.

Система социальных услуг, таких как профессиональная подготовка, служба занятости, здравоохранение и образование опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, пусть в каждой из них есть и частные предприятия государство принимает участие в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, тем самым повышая их доступность населению.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В конечном счете смягчаются различия в уровне доходов населения, благодаря перераспределению доходов от обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным.

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В развитых странах на сегодняшний день типы государственной социальной политики можно разделить на две группы.

Первая группа- остаточная. Функции, которые не в состоянии осуществить рынок здесь выполняет социальная политика. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа – институциональная. Важную роль в этой группе играет обеспечение населения социальными услугами и рассмотрение более эффективных в социально-экономическом и политическом смыслах средств. Эта группа является, по сравнению с первой, более конструктивной. Она в большей степени испытывает влияние социально-демократической идеологии, типичным представителем которой является шведский вариант социального государства.

Отличия первой группы от второй не в наличии, либо отсутствии каких-либо компонентов, а в их соотношении, в степени государственного вмешательства в социальную сферу, в роли перераспределительных процессов, приоритетности тех или иных социальных проблем. И именно между этими двумя группами находится социальная роль государства во всех странах мира.

Конечно, каждая типология менее разнообразна, чем практика. Например, преимущественно пассивная, компенсационная политика в Бельгии, при очень высоком уровне социальных расходов государства. Преимущественно социал-демократические скандинавские страны имеют социальную сферу, отнюдь не свободную от либеральных элементов. Не бывает и либеральных режимов чистого типа. Под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов развивались все европейские государства с социальной рыночной экономикой. В настоящее время все чаще происходит сближение основных положений, характеристик различных типов государственной социальной политики, преимущественно это относится к ее перспективам развития. Из практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы:

-степень социальной поддержки населения- это не прямая функция уровня экономического развития, но она зависима от него;

-прослеживается определенная зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства – данные подтверждены исследованиями, проведенными в последние годы. Например, расчеты индекса человеческого потенциала.

-всегда существуют два пути: повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части), либо рост личных доходов.

-идеология государственной политики претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.

Приоритетным направлением социальной политики является стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его развития, а так же:

-сокращение показателей бедности;

-повышение частей трудовых доходов;

-улучшение качества жизни.

Если четко будет определена цель и задачи социальной политики, то, как и любая другая система, она будет успешна. В обратном случае меры по укреплению здравоохранения, получению образования, улучшений условий труда и проживанию, обеспечению надлежащих условий отдыха будут бессмысленны.

1.2. Структура социальной политики

Социальная политика достаточно широкое понятие. Поэтому можно судить о различных ее типах, которые зависят от целей анализа и аспекта рассмотрения.

Первым видом типологии является содержание и характер социальной политики. Здесь все зависит от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. Его мы рассмотрели ранее в части 1.1.

В России, при переходе к рыночной экономике произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения. Это выразилось в снижении доли оплаты труда и повышении доли доходов от собственности и, если таковая имелась, предпринимательской деятельности. С переходом к рыночной системе число различных доходов общества значительно увеличилось, сами размеры стали определяться инициативой, активностью, в итоге адаптацией к новым экономическим условиям.

Таблица 1 – Структура денежных доходов населения (по данным государственного комитета статистики)

1992

1995

2000

2002

2004

2006

2008

2009

2010

Денежные доходы - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

доходы от предприним. деятельности

8,4

16,4

15,4

11,9

12,0

11,7

11,4

11,1

10,0

оплата труда

73,6

62,8

62,8

65,8

63,9

65,0

63,6

65,0

70,4

Социальные выплаты

14,3

13,1

13,8

15,2

14,1

12,8

12,7

12,0

10,9

доходы от собственности

1,0

6,5

6,8

5,2

7,8

8,3

10,3

10,0

10,1

другие доходы

2,7

1,2

1,2

1,9

2,2

2,2

2,0

1,9

2,0

Сделав анализ Таблицы 1, можно заметить, на сколько возросли доходы от предпринимательской деятельности за период двух десятилетий, как варьировалась оплата труда, и что, в конечном счете, она стала меньше в 2010 году по сравнению с 1992. Произошел огромный рост в пункте доходов от собственности, где показатели изменились в 10 раз. Социальные выплаты стали на долю меньше, но, как уже мной отмечалось ранее, они компенсируются прочими доходами и заработками.

Таблица 2 - Доходы домашних хозяйств в городской и сельской местности

Городская местность

1995

1998

2000

2008

Оплата труда, дох. от предпринимательства

84,4

80,4

83,2

80,9

Соц. трансферты

9,7

11,4

10,0

11,4

Поступления от продажи с/х продукции

1,5

1,6

1,2

0,3

Прочие денежные доходы

4,4

6,6

5,6

7,4

Сельская местность

Оплата труда, дох. от предпринимательства

64,1

62,3

67,2

60,2

Соц. трансферты

14,7

14,3

14,7

15,5

Поступления от продажи с/х продукции

17,8

18,3

12,1

15,9

Прочие денежные доходы

3,4

5,1

6,0

8,4

Сделав анализ другого источника, замечена довольно большая разница в показателях. На мой взгляд, данные Таблицы 2 более рациональны, потому что население здесь было разделено на сельское и городское, а, что очевидно, уровень жизни и структура доходов в них разительно отличаются всегда. Тем более доля сельского населения по отношению к городскому до сих пор больше, поэтому характеристика по последней таблице мне кажется более достоверной.

Здесь можно отметить, что в городской местности уменьшились доходы от предпринимательства, как и в сельской, где показатели в обоих случаях уменьшились в среднем на 4 единицы. В сельской местности возросли продажи от сельско-хозяйственной продукции, в городе же они значительно были снижены. В целом, прочие денежные доходы возросли в первом случае меньше чем в полтора раза, во втором же- практически втрое.

1.3 Нормативно-правовое регулирование

В России права граждан на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление одинаковых возможностей всем гражданам в реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод.

Право на социальную защиту имеет каждый гражданин РФ. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации. Наше государство социально-ориентировано, его политика направлена на создание и обеспечение достойных условий жизни и свободной развитие человека. Конкретно это изложено в статье 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Смысл права на социальное обеспечение заключается в гарантиях государства на предоставление необходимых для жизни средств гражданам, лишенных частично или полностью способности, возможности трудится, получать определенную долю доходов. Так же предоставляется помощь в семье, например, с рождением ребенка.

Практически это закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных в мировой практике видов социального риска, т.е. риска утраты, неполучение заработка или его недостаточности по объективным причинам.

Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый случай, как в предыдущем, характеризуется недостаточность заработка или нетрудоспособностью кого-либо из семьи. По закону пенсионный возраст наступает у женщин с 55 лет, у мужчин с 60. Размер пенсии напрямую зависит от стажа работы. Предусматривается так же получение пенсии по инвалидности, в связи с потерей трудоспособности, основания социального обеспечения в связи с рождением ребенка, уходом за ним, то есть положения об охране материнства и детства. Все эти нормы осуществляются только при наличии соответствующих оснований. Каждый гражданин должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении каких-либо социальных рисков, знать куда обратиться, как получить и в каких количествах социальную поддержку. Есть случаи, которые могут быть разрешены только в судебном порядке, например когда человека отправляют на пенсию без его согласия, при наличии «выслуги лет».

Пенсионное законодательство РФ тоже имеет множество пунктов, каждый из которых весьма детализирован. Закон РФ о государственных пенсиях является основным законным актом. Согласно ему, существует два вида пенсий: трудовые и социальные. Первый вид связан со стажем работы, второй назначается престарелым и нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую пенсию.

Из истории можно вспомнить тот факт, что закон некоторое время лишал права на пенсию категории лиц, к которым относились осужденные по приговору суда. Сейчас правом на пенсию обладают все категории граждан, согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ.

И законодательство, и социальная практика должны быть направлены на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения.

Постепенно формируется многоуровневая система социальной защиты, которая функционирует благодаря выплатам от государства, предприятий и других источников.

Социальная поддержка в действующих нормативно-правовых документах имеет следующее определение: «Социальная поддержка — это одноразовые и (или) эпизодические мероприятия кратковременного характера при отсутствии признаков социальной недостаточности» (Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы. Утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 130).

Важное место среди основных источников нормативно-правового регулирования социальной политики отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых — право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г.; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г.; «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Отдельную группу составляют законы с системой льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми. Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996 г., а также Постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Так, например, приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. утверждено Положение »О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Минздрав и Фонд социального страхования РФ своим совместным приказом от 6 октября 1998 г. утвердили Инструкцию «О порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности» и др.

Мною были перечислены основные нормативно-правовые документы, которые создают устойчивую правовую базу социальной защиты населения. Благодаря тому, что в базе содержится рассмотрение особых случаев, гарантируется точный подход к разным ситуациям, в том числе нестандартным.

2. Социальная политика в РФ

2.1 Анализ уровня доходов населения

Анализ уровня доходов населения рассчитывается исходя из множеств показателей. Объем личных доходов населения является одним из основных. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2011 году доходы россиян сложились в размере 21129,1 миллиард рублей, по сравнению с 2009 годом, это на 23 % больше. Среднедушевые доходы в среднем составили 12940 рублей, это на 22, 8% больший показатель в сравнении с прошлым годом. Как я рассматривал выше, оплата труда давно не является единственным источником дохода населения, но она все равно остается основным источником. Ранее она обеспечивала 75% совокупности денежных доходов, сейчас более 30 %. Доля социальных трансфертов в совокупных доходах в целом к 2010 году снизилась на 12%. Возрастает роль доходов от собственности, от предпринимательской деятельности.

Для того, чтобы реально оценивать уровень дохода населения, следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы- это показатели денежных доходов, они не зависят от налогообложения или изменения цен. Располагаемые доходы- это номинальные за вычетом налогов и других обязательных платежей. В общем, это средства, которые используются населением на сбережение и потребление. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.

На 11,3 % в 2011 году увеличились реальные располагаемые денежные доходы по сравнению с 2008. Но несмотря на рост показателей, уровень реальных доходов граждан России остается практически на минимальном уровне.

Можно подвести итог, что доходы, которые получают и производят домашние хозяйства, поступают их таких источников как: заработная плата, трансфертные платежи, безденежные доходы. По сравнению с 1990 годами, оплата труда практически перестала выполнять свои функции из-за низкого уровня. Помимо этого, существует тенденция задолженностей по заработной плате. Это не может не иметь негативных последствий, так как долг постоянно увеличивается. Дифференциация оплаты труда в России выше, чем в развитых странах, пусть у нас существует определенная разница в доходах населения. Эту цену платит общество за ускорение своего благосостояния. Главное, чтобы деятельность государства была направлена на стабилизацию и распределение доходов, что будет способствовать понижению социальной напряженности, и, как следствие, улучшению жизни населения.

Я думаю, что внимание к рациональному использованию средств, поступающих из социальных фондов, борьба с коррупцией во властных структурах приведет к наилучшему функционированию системы социальных гарантий.

2.2 Состояние социальных гарантий

Поскольку каждая из стран имеет свои социально-экономические условия, то и системе социального обеспечения этих стран присущи особенности. В России социальная защита имеет два основных сектора: социальное обеспечение и социальная помощь. Эффективность работы социальной системы практически полностью зависима от продуманности механизма финансирования. Но в этом механизме как раз бывают недочеты, которые как раз и отражают состояние социальных гарантий.

В России структура видов социальных пособий представлена следующим образом:

-льготы 55%

-социальные выплаты 28%

-компенсации 13%

-социальные услуги 2%

-субсидии 2%.

Исследование, которое провела Академия труда и социальных отношений в рамках проекта СПИЛ, показало, что нашим законодательством предусмотрено 366 видов социальных пособий, распространяемых на 449 видов категорий населения в РФ. Здесь возникают проблемы из-за дробления источников финансирования, децентрализации социального обеспечения, синхронизации сроков реализации.

В настоящее время в социальной системе отсутствуют системные, комплексные законы, которые бы определяли требования к видам, формам, условиям, порядку назначения и выплаты пособий. Подробнее эту информацию можно исследовать в Европейской конвенции о социальном обеспечении. Исходя из этого, не совсем обоснованы подходы к предоставлениям и размерам социальных пособий.

Еще одна проблема заключается в том, что в качестве субъекта социальной защиты выступает только государство. Участие других же, например, общественных организаций, работодателей и самих граждан не предусмотрено. Так же исключается ответственность всех субъектов социальной защиты за минимизацию социальных рисков и компенсацию их последствий из-за того, что предоставление социальных пособий носит в целом нестраховой характер.

Неединообразная трактовка одного и того же понятия имеет место и в других федеральных законах. Например, в четырех отечественных федеральных законах, принятых в последние годы, термин «социальная защита» определяется по-разному применительно к тем или иным категориям населения:

Таблица 3 – «Федеральные законы и определение в них термина «социальное обслуживание»

Федеральный закон

Определение термина «социальное обслуживание»

«О ветеранах», №5-ФЗ от 12 января 1995 г., статья 13

осуществление системы мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие ветеранов, а также на предоставлением им дополнительных прав и льгот...

«О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» №45-Фз от 20 апреля 1995 г., статья 3

реализация установленных настоящим Федеральным законом прав на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-Фз от 24 ноября 1995 г., статья 2

система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

«О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г., статья 3

функция государства предусматривает: реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления:

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующие характеру военной службы и ее роли в обществе.

Очевидно, что существует насущная потребность в ревизии, редактировании текстов действующих социальных законов и внесении в них уточнений и изменений с целью унификации терминологии.

Можно так же сформировать два определенных признака социальных пособий, исходя из вышеперечисленного:

-преимущественно бесплатные

-концентрированные в определенных секторах экономики, таких как жилищно-коммунальное хозяйство и здравоохранение.

Здесь используется эффект мультипликации, то есть страховые риски механически переносятся на одинаковые нормы социальной защиты.

Могу привести пример из собственных наблюдений. Существует программа «Доступная среда», смысл которой кроется в простой идее: помощь инвалидам. Это обустройство зданий пандусами, специальными световыми знаками, оборудованием. Пока, как мне кажется, не прошла Олимпиада, в течение которой было обустроено все под инвалидов, особо этой проблеме не уделялось внимание. Причина кроется в неразвитой инфраструктуре. Решением такой проблемы в России, могло бы быть обустройство зданий для всех категорий населения при его непосредственном возведении.

Состоянию социальных гарантий в России нельзя дать положительную или отрицательную оценку, как я думаю. Как и в любой сложной системе, существуют порой явные проблемы и недочеты, но поиск путей их решения лежит далеко не «на поверхности». У нас в стране предусмотрены социальные гарантии, их предоставление, просто некоторые из них выполняются не в полной мере. Причин существует достаточно, но одна из них в том, что даже население не платит те же налоги в полной мере, но ожидает в свою очередь от государства высоких пенсий, выплат и в целом материального благополучия. Получается, причина в нашей культуре? Риторический вопрос.

2.3 Зарубежный опыт социальных гарантий

Для того, чтобы усовершенствовать или выявить и решить проблемы в системе социальных гарантий, требуется обращаться к опыту других стран. В большинстве стран взносы в социальное страхования выплачивают и предприниматели, и работники. Рассмотрим такие страны как Австрия, Германия, Франция, здесь большую часть взносов выплачивают сами работники, в Италии же наоборот- предприниматели, в Дании финансирование вообще осуществляется из средств госбюджета. В США фактически отсутствует система обязательных взносов со стороны работодателей.

Различны и величины выплат. Некоторые страны Северной Европы (Британия, Нидерланды) используют принцип равенства социальных пособий. В Канаде и США выплаты отчисляются только самым бедным, когда степень нуждаемости в помощи достигает определенного уровня. Мне кажется, самая правильная система в Бельгии и во Франции, потому что размер выплат в этих странах напрямую зависит от взносов в фонды.

В большинстве стран финансовые средства на реализацию программ занятости формируются за счет налога на фонд заработной платы, но в то же время в Японии на четверть они дотируются из госбюджета, в Италии и США отчисления поступают в основном от работодателей, а в других европейских странах обложению подлежат как работники, так и работодатели. Пособия по безработице так же различны в ряде стран. 20 недель в Канаде, 91- во Франции, в Италии- целый год. Таким образом, пособиями охвачено от 32% безработных в Британии и до 80% в Канаде.

Что из полезного можно подчеркнуть из опыта зарубежных стран? Например, лично мне позиционирует идея выплат пособий по безработице, которые бы определялись возрастом и стажем безработного, как в Японии, Германии, Франции. Это будет не только стимулировать безработных к поиску работы, но и уравновесит степень потребности в социальной помощи. Еще один пример- по законодательству США, наниматели не имеют право принимать на работу людей, если не гарантируют суммы, которая установлена правительственным законодательством. В России это также предусмотрено, но существует проблема: иногда людям приходится работать на нескольких работах, чтобы в полной мере удовлетворить даже минимальные свои потребности. Конкретные результаты в политики трудоустройства может дать и сокращение рабочего дня. За последнее столетие в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась в 2 раза. При этом, производительность возрастает, рабочие больше концентрируются на делах, внимательнее подходят к своей работе.

Исходя из вышеперечисленного, могу сделать вывод: опыт западных стран вполне применим в условиях РФ, только в том случае, если не полностью перенимать опыт какой-либо страны, а выявить плюсы и искать пути их реализации в своей системе. При этом обязательно должны учитываться особенности экономической и социальной сферы России.

3. Неравенство доходов: причины и показатели

3.1 Основные причины дифференциации доходов

Выше я рассмотрел причины неравенства доходов людей в некоторых странах. Здесь я проанализирую причины, присущие именно нашей стране, в том числе распределение доходов населения по регионам.

Таблица 4 – Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов.

2005

2006

2007

2009

Все население

100

100

100

100

в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.:

до 2000,0

12,3

7,1

4,3

2,6

2000,1 - 4000,0

28,1

21,9

16,2

11,9

4000,1 - 6000,0

21,1

20,3

17,7

14,9

6000,1 - 8000,0

13,4

14,8

14,7

13,6

8000,1 - 10000,0

8,4

10,3

11,2

11,3

10000,1 - 15000,0

10,0

13,9

17,1

19,1

15000,1 - 25000,0

5,2

8,6

12,7

16,5

свыше 25000,0

1,5

3,1

6,1

10,1

Таблица 5 – Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности

2005

2006

2007

2009

Всего в экономике

6739,5

8554,9

10633,9

13527,4

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

3015,4

3646,2

4568,7

6127,7

Рыболовство, рыбоводство

7084,9

10233,5

12310,8

14702,9

Добыча полезных ископаемых

16841,7

19726,9

23145,2

28228,1

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

19903,3

23455,9

27614,5

33365,9

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

7892,0

9418,6

10923,6

14055,9

химическое производство

7682,7

9928,3

11599,3

14424,9

производство резиновых и пластмассовых изделий

5956,8

6879,2

8767,7

11296,1

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

6431,7

8218,8

10289,8

13033,5

производство транспортных средств и оборудования

7828,0

9377,4

11431,2

13970,4

прочие производства

5182,0

6386,8

8278,0

10349,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

8641,8

10637,3

12827,5

15664,7

Строительство

7304,7

9042,8

10869,2

14153,6

Оптовая и розничная тор- говля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

4906,2

6552,1

8234,9

10506,6

Гостиницы и рестораны

4737,3

6033,4

7521,7

9330,0

Транспорт и связь

9319,9

11351,1

13389,9

16481,9

Образование

4203,4

5429,7

6983,3

8787,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

4612,0

5905,6

8059,9

10023,4

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

4822,7

6291,0

7996,4

10407,7

Таблица 6 - Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

2005

2007

2008

2009

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

млн. человек

29,3

25,2

25,2

21,6

в процентах от общей численности населения

20,3

17,6

17,7

15,3

Из аналитических данных последней таблицы, не обращая внимание на увеличение показателей, можно заметить, что все еще большая часть жителей РФ имеет доход ниже прожиточного минимума, при этом есть даже категории граждан, получающих доход ниже 4000 рублей. Если вывести в проценты, то выходит 15, 4 %- а это практически каждый шестой гражданин.

Ярко выраженную дифференциацию можно наблюдать в Таблице 5. Причина неравенства кроется в профессиональных предпочтениях. Финансовая деятельность, производство нефти и добыча полезных ископаемых имеют самые высокие показатели. А так как Россия является мировым экспортером полезных ископаемых, эти отрасли являются одними из самых высокооплачиваемых. Тем более здесь имеются определенные риски, от чего уровень заработной платы возрастает еще на доли процентов.

Дифференциации прослеживается и в оплате труда среди работников бюджетного и внебюджетных секторов. Разница между ними, по официальным данным, 2,5 раза.

Огромная территория нашей страны тоже определяет различия в среднедушевых доходах людей. Камчатка- явный пример, если сравнить заработную плату с другими регионами РФ.

Таблица 7 - Денежные доходы и потребительские расходы в расчете на душу населения (в рублях)

Январь 2010г.

денежные доходы

потребительские расходы

Российская Федерация

11056,3

10419,7

Центральный федеральный округ

13793,2

13952,7

Северо-Западный федеральный округ

10147,1

10930,7

в том числе Ненецкий авт. округ

14771,6

11248,2

Южный федеральный округ

8334,4

8434,7

Приволжский федеральный округ

8994,6

8550,2

Уральский федеральный округ

13667,3

11608,3

в том числе: Ханты-Мансийский авт. округ

21205,1

12268,6

Ямало-Ненецкий авт. округ

20054,8

14804,5

Сибирский федеральный округ

9028,3

7969,7

Дальневосточный федеральный округ

10519,2

9418,5

Камчатский край

14461,6

9637,8

Еврейская авт. область

8386,9

6931,5

Чукотский авт. округ

14377,5

9348,5

В центральном федеральном округе, если рассмотреть все области, кроме Московской, низкий среднедушевой доход, но за счет Москвы он, можно сказать, «выравнивается». Относительно высокий среднедушевой доход на севере страны, объясняется он тем, что из-за суровых погодных условий работа является высокооплачиваемой. Самые низкие показатели в республиках Тыва, Калмыкия, Мордовия.

Можно сделать вывод, что доход напрямую зависит от места проживания, от возможностей трудоустройства, от получения образования на какой-либо территориальной единицы, от притока инвестиций в регион. Я уже рассматривал уровень жизни в сельской и городской местности, что является еще одной причиной дифференциации.

3.2 Проблемы справедливого распределения доходов и пути решения

На каждом из этапов общественного развития распределение доходов имеет свои особенности. В России, в период становления рыночной экономики, такие особенности носят преимущественно негативный характер. Любые изменения сложившихся экономических принципов несут за собой не только улучшения, но и ухудшения условий жизни населения.

Так, в России на быстрый рост уровня бедности повлияли сокращение трудовых доходов, а также массовая безработица, вызванная социально-экономическими реформами, неэффективная система социальной защиты населения, низкие доходы занятого населения, особенно в сельской местности и малых городах, высокое экономическое неравенство в распределении денежных доходов и имущества между бедными и богатыми.

Причиной низких доходов граждан, несмотря на высокий уровень образования, является неприспособленность среды их жизнедеятельности. На начальном этапе рыночных преобразований в нашей стране, миллионы людей оказались в таком положении. В таких случаях государство вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.

Подходы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики различны. Первый подход заключается в гарантиях общества доходов гражданам , которые не позволят им опуститься до бедности. Основная деятельность: разработка программ помощи малоимущим.

В рамках второго подхода, который я назову рыночным, создаются условия для самостоятельного повышения своих доходов за счет собственной экономической активности. Если первый подход опирается на так называемый принцип социальной справедливости, то второй - на экономическую рациональность.

Государство, принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь, организует перераспределение доходов. Государство, взимая налоги, аккумулирует средства в бюджете (доходная часть), чтобы затем использовать их (расходная часть) на социальные программы, пособия, выплаты и т.п. Но в данном случае чрезмерное вмешательство государство чревато экономическими и социальными издержками. Поэтому деятельность государства должна быть ограничена. Таким образом, большинство решений государства в области социальной политики являются взаимоисключающими, когда для достижения большей эффективности необходимо поступиться некоторой долей справедливости, и наоборот.

Так как же бороться с дифференциацией доходов населения? Существует как минимум три решения этой проблемы.

  1. Первое решение заключается в введении прогрессивного налогообложения, когда величина налога не является фиксированной, а напрямую зависит от величины доходов. Существуют проблемы в таком способе, например усложнение расчетов и скрытие доходов, поэтому эта система имеет свои недостатки.
  2. Следующий способ показался мне недостаточно действенным. Заключается он в том, что никакие меры не принимаются для искоренения дифференциации. Смысл этого способа борьбы кроется в общем увеличении совокупного дохода страны путем снижения затрат на борьбу с дифференциацией. При этом предполагается, что увеличение общего дохода сгладит проблему дифференциации.
  3. Третьей мерой решения проблемы является увеличения размеров минимальной оплаты труда, прожиточного минимума и социальных выплат. Этот вопрос яро рассматривается в СМИ. При этом, к сожалению, не всегда учитывается то обстоятельство, что уже одно только упоминание о возможном повышении размера зарплаты или пенсии немедленно приводит в движение рыночные цены, которые полностью или частично "съедают" подвижки в сторону снижения дифференциации доходов. Тем не менее, борьба с дифференциацией в этом направлении не останавливается, размеры минимальной заработной платы, прожиточного минимума и социальных выплат повышаются.
    1. Направления совершенствования социальной политики в РФ.

Существуют основные приоритеты, которые необходимо соблюдать при совершенствовании социальной политики:

-признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;

-недопущение массовой безработицы;

-поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;

-в общем, гарантии, предусмотренные Конституцией РФ.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.

-общеметодологические подходы к формированию социального государства;

-регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;

-социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.

Особенности нынешнего состояния общества обуславливают семь главных принципов российской социальной доктрины, которая определяет социальную концепцию развития страны, ее социальную политику и соответствующие программы действий.

Первый принцип заключается в оптимальном сочетании либерализма и социальных гарантий. Но этот способ в большинстве источников все таки рассматривается как недейственный, поэтому подробно я его рассматривать не буду.

Второй принцип касается повышения эффективности труда, вопросов квалификации образовательного уровня трудоспособного населения и оплаты труда. Необходимо предусмотреть четкую регуляцию системы оплаты труда в зависимости от образования, квалификации работника, при этом обеспечив четкое соблюдение всех социальных гарантий и выплат. При этом важно учитывать, что если снижаются трудовые стимулы ухудшается положение экономики, ее развитие, а не интенсивность нагрузок способствует повышению смертности и в целом ухудшает здоровье населения.

Важным принципом является укрепление института семьи, семейных ценностей, поскольку он оказывает определяющее влияние не только на демографические процессы в обществе, но и на состояние социального капитала. Ведь именно семья и ценности внутри нее являются определяющим в развитии членов общества. И если не уделять внимание этому принципу, то ряд остальных будет неэффективен, так как человек не будет понимать их важность и значимость.

Четвертый принцип включает активизацию местного самоуправления и организаций гражданского общества (благотворительные структуры и социальные инициативы). Данная проблема должна активизировать гражданскую позицию общества в целом, развивать различные негосударственные объединения, некоммерческие организации, фонды, благотворительные общества с целью оказания поддержки, выделения грантов для решения вопросов социальной политики. Но, как уже говорилось, при этом необходимо уделять большое внимание вопросам поддержки институтов семьи, социальных ценностей.

Пятый принцип касается взаимодействия федеральных и региональных усилий, в части ответственности принятия решений по вопросам социальных гарантий и их обеспечения с учетом регионов-доноров и дотационных регионов. Руководители субъектов РФ должны предпринимать соответствующие меры с целью предотвращения социальной напряженности в регионе, при этом ответственность за принятие решений должна повышаться. Необходимо так же соблюдать определенный баланс, для того чтобы предотвратить дифференциацию в материальной обеспеченности разных регионов, так как его несоблюдение может приводить к дестабилизации общества и дальнейшему его расслоению по типу социального неравенства.

Шестой принцип относится к технологии построения социальной программы действий, а также к выработке стратегии и тактики в рамках социальной политики. Он основывается на принятие обдуманных и взвешенных решений с целью принятия или введения каких-либо нововведений, проведения реформ в области социальной политики, поскольку данные вопросы являются актуальными и касаются практически всех слоев населения страны.

Седьмой принцип. Необходимо учитывать этнические особенности населения в части отношения общества по половому признаку мужчины-женщины, то есть постепенно снижая социальное неравенство в сторону равноправия (уровень доходов, заработной платы, порядок принятия на работу), а так же отношение общества к части предоставления социальных гарантий без учета гендерного типа.

Вывод

Социальная политика сильно зависит от экономики страны, а так же от места, в котором проживает население. Это напрямую влияет и на доходы населения, и на уровень жизни, в целом, на дифференциацию. Поэтому, решение кроется в создании социально-ориентированной экономики, где рост благосостояния нации должен ставиться на первое место, а не темпы экономического роста страны.

В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат.

Также необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации перед жителями соответствующих регионов, скоординировать усилия государственных органов и четко распределить их функции.

Сейчас уделяется особое внимание рассмотрению проблем, которые появляются в процессе реализации государственной социальной политики. В ней выявляются пути выхода из сложнейших кризисных ситуаций и совершенствуются направления.

Четкое соблюдение социальной политики в государстве- это гарантия стабильного развития общества, с целью предотвращения каких-либо социальных неравенств в области здравоохранения, культуры, образования, выслуг и в других различных областях. Социальная политика это неотъемлемая часть политики любого государства, поскольку любой гражданин должен чувствовать себя социально-защищенным и уверенным в завтрашнем дне.

Целью моей работы было исследование социальной политики, ее сущности, изучение распределения доходов. Так же в процессе исследования были поставлены задачи, которые достигнуты: изучена социальная политика России в целом, по регионам; проведен анализ проблем справедливого распределения доходов в Российской Федерации; найдены пути решения острых проблем в сфере социально политики и способы их реализации.

Литература

  1. Введение в рыночную экономику: Учеб. Пособие, авторы А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. - М.: Высш. Шк., 2005.
  2. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: "Владос", 1999.
  3. Макроэкономика. Теория и российская практика под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М., 2008.
  4. Макроэкономика. Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  5. Экономика. Учебник. Под ред.А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: "Проспект", 2008.
  6. Экономика: Учебник.3-е изд., перераб. и доп. Под ред. д-ра экон. наук проф.А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2003.
  7. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2004.
  8. Экономическая теория: учеб. В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова [и др.] ; под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  9. Экономическая теория: учебное пособие под ред. д. э. н., профессора Н.С. Чернецовой, д. э. н., профессора В.А. Скворцовой, к. э. н., доцента И.Е. Медушевской. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2007.

Статьи из журналов и газет:

  1. Бобков В. Дифференциация благосостояния Экономист. 2005. № 6.
  2. Бобков В. Уровень социального неравенства Экономист. 2006. № 3.
  3. Сидорова В.П. Влияние адресной социальной помощи на изменение уровня, глубины и остроты бедности СОЦИС. 2004. № 7.
  4. Экономика труда: Учебник. Под ред. проф. П. Э. Шлендера и проф. Ю. П. Кокина. – М.- Юрист.- 2012.- С.480
  5. Байгереве М. Нидерланды: суть реформы социальной защиты – в стимулировании трудовой активности Человек и труд.- 2004.- № 2. -С.20
  6. Биндар Л. Социальные обязательства государства: гарантии и реалии Человек и труд.- 2012.- № 1
  7. Бобков В. Н. Региональная дифференциация доходов и уровня жизни и выработка социальной политики в Р.Ф. Уровень жизни населения регионов России – 2009.- №4
  8. Ван Лоо П.Ф. «Нидерланды: важнейшие элементы социальной политики».Человек и труд.- 1997.- № 9.- С. 28 – 31
  9. Козлова Г. А. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей Трудовое право.- 2008.- №9
  10. Марков А.П. «Пенсионная система Франции». Вопросы экономики.- 2005.- № 9.- С. 56 – 63
  11. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.; Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ.- 2010.- № 83.- 12 мая
  12. П.Ф. ван Лоо «Нидерланды: важнейшие элементы социальной политики» Человек и труд.-1997.-№ 9
  13. Пенсионная реформа в России. Под редакцией М. Ю. Зурабова. – М.:2002.- С.3 – 12.
  14. Римашевская Н. М. Социальная защита народонаселение.-2001.-№1.- С19
  15. Соколин В. Л., Баранов Э.Ф. и др. Российский статистический ежегодник 2003.: Стат. Сб.Госкомстат России – 2008.- С.175.
  16. Социальное положение и уровень жизни населения России. – М.: Госкомстат России, - 2002.
  17. Социологический энциклопедический словарь. – М.: Норма, - 2009

Неравенство доходов: причины и показатели