Предмет Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) в начальной школе
Предмет Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) в начальной школе.
Мойсеева Людмила Александровна, учитель начальных классов высшей кв. кат. МБОШИ ТЛИ №128
Методической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем, обществом и государством в целом. В обществе много проблем в вопросе духовно – нравственного воспитания молодого поколения. Предмет Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности.
Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический оттенки.
Введение в школе курса ОРКСЭ вызвало поддержку со стороны родителей. Они понимали для чего необходим курс детям и что дети будут делать на этих уроках.
Все уроки проводятся с использованием презентаций, с применением разных форм работы – парной, групповой. Подготовка к урокам занимает большое количество времени. Основной источник новых знаний – учебник. Но при этом применяю технологии критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, творческие задания, головоломки, кроссворды, необходимый иллюстрированный материал.
Учитывая возрастные особенности детей использовала задания на физминутках. Помимо физических упражнений, даю задание на внимание. Термины к православию – хлопок, к другим конфессиям – молчок (церковь, икона, Будда, коран, библия, мечеть, трипитака, Христос, ступа). Термины к иудаизму – хлопок, к буддизму – молчок(тора, пагода, синагога, семисвечник, Будда, трипитака, лама, раввин, минора, ступа).
По теме “Искусство в религиозной культуре” задание : соединить слова и определения стрелками.
На уроке закрепления по теме “Религии мира и их основатели” использую задания:
- Распредели термины в таблице.
Ребята очень любят такой вид работы: на доске записаны ключевые слова. Ученик называет одно из слов и рассказывает всё что знает. Например: имам, коран, алтарь, ступа. При этом развивается монологическая речь, пополняется словарный запас, создаётся ситуация успеха, т. к. выбирают те слова, о которых хорошо знают.
Использую тесты для самоконтроля например к уроку “Священные сооружения”, “Человек в религиозных традициях мира”
1.Общение христиан с Богом происходит через
А) молитву
Б) намаз
В) мантры
2. Мусульмане 5 раз в день совершают
А) закят
Б) намаз
В) Евхаристию
Использую филворды при закреплении изученных терминов. Это задание легче кроссворда и дети с удовольствием находят знакомые слова, соревнуются кто быстрей. При завершении модуля ребята приходят к выводу о том, что каждая религия – буддизм, ислам, христианство, иудаизм одинаково выражают одни и те же нравственные категории. Названия звучат по разному, но обозначают одно и то же. Ребята в группах работают с филвордами, в которых спрятались слова, которые объединяют людей всего мира: доброта, милосердие, любовь, помощь, вера, сострадание, надежда. После обсуждения приходим к выводу, что именно эти слова служат средством единения людей. Завершаем разговор о празднике “Дне народного единства”, говорим о толерантности, о уважении к культурным и религиозным традициям многонационального народа России.
При изучении прослеживается межпредметная связь с окружающим миром, литературным чтением и с жизнью самих ребят. Тема милосердия, морали, добра и зла, взаимопомощи, любви – сквозная.
Родители отмечают положительное значения курса
- в расширении кругозора детей
- в духовном и культурном развитии детей
- в формировании уважительного отношения к религиозным организациям
- в уважение к религиозным национальным традициям народов России.