Либеральные реформ Александра II

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…… 3

1. Предпосылки либеральных реформ Александра II ……………………..5

2. Необходимость реформ …………………………………………...…………8

2.1. Отмена крепостного права………………………………………………… 10

2.2.Крестьянские реформы …...………………………………………………...13

2.3. Земская реформа ……………………………………………………………15

2.4. Городская реформа………………………………………………………… 16

2.5. Судебная реформа…………………………………………………………. 17

2.6. Военная реформа…………………………………………………………... 18

2.7. Финансовая реформа……………………………………………………….20

2.8. Реформа в области народного образования и печати…………………... 21

2.9. Высшие государственные учреждения…………………………………... 24

3. Социально – политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе………………………………………………..…… 25

Заключение ……………………………………………………………………..29

Список литературы ……………………………………………………...…….30

Введение

Разделяя российскую историю XIX века на первую и вторую его половины, в качестве рубежа часто избирают 1861 год — год крестьянской реформы. В связи с этим можно говорить также о России дореформенной и пореформенной.

Проведение широкомасштабных преобразований, сравнимых по своему значению с реформами Петра Великого, выпало на долю императора Александра II (1855-1881). Он не слыл человеком либеральных убеждений. Будучи наследником престола и действуя на государственном поприще в тени своего отца Николая I, он никогда не высказывал каких-либо идей, шедших вразрез с охранительной политикой. Но при этом Александр был прагматиком — человеком, который превыше своих убеждений ставил решение самых насущных задач в соответствии с духом времени.

Император понимал необходимость отказа от крепостнической экономики, осуществления модернизации страны, неизбежность которой стала очевидна после унизительного поражения России в Крымской войне. Кризис усугублялся расстройством финансовой системы.

Александр II и его окружение получали массу сообщений о росте народного недовольства, ощущали демократический подъем в «просвещенном обществе». Страна находилась на грани революционного взрыва. Стремясь не допустить его, император в начале царствования заявил представителям дворянства о своем нежелании «дать свободу крестьянам», но вынужден был признать необходимость приступить к подготовке их освобождения ввиду опасности дальнейшего сохранения крепостного права.

Таким образом правительство, стремясь разрешить острейшие общественные противоречия, пошло не по пути ужесточения режима, а избрало тактику «упреждающей реформы». Александр II при помощи преобразований стремился решить и внешнеполитические задачи — восстановить международный престиж Российской империи, создать боеспособную армию нового образца.

В постоянной борьбе с консерваторами императору удалось опереться на либерально мысливших представителей государственной бюрократии, способствовавших осуществлению курса реформ. Среди них на первых ролях оказались брат царя великий князь Константин Николаевич, один из руководителей Главного комитета по крестьянскому вопросу Я. И. Ростовцев, его коллега Н. А. Милютин, военный министр Д. А. Милютин.

1. Предпосылки либеральных реформ Александра II

В начале XIX века Россия оставалась единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию. Эффективность российской экономики была на порядок ниже, чем в развитых европейских странах. К середине XIX в. отставание России от стран Запада, сделавших огромный скачок в своем развитии, не уменьшилось, а возросло. В России практически не было к этому времени акционерных обществ и банков, без которых крупное капиталистическое хозяйство не могло развиваться. Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития продолжало оставаться крепостное право. В полной мере это показала Крымская война (1853 – 1856), которая закончилась поражением царизма.

Поражение в Крымской войне обнаружило многие внутренние недостатки Российского государства. Прямым следствием экономической и военной самодержавно-крепостнической политики стали снижение жизненного уровня народа, застой в экономике. Недовольство народа росло, становилось очевидным, что дальше так жить нельзя. Усилились социальные конфликты. Крестьянство все активнее поднималось на борьбу за свое освобождение. Оно боролось за полное уничтожение крепостного права, за волю и землю. Тысячи крестьян устремились на юг, в Крым, «за волей», так как распространился слух, что там желающим раздают землю и освобождают от крепостной неволи.

Большинство помещиков было против освобождения крестьян, так как это означало конец безусловного господства дворянского класса. Но наиболее дальновидные представители этого класса понимали необходимость реформ. Передовая часть их, так называемые либералы, начали открыто критиковать отсталость России, засилье и злоупотребления чиновников. Особенно пугала их угроза революции. Чтобы предотвратить ее, сохранить господствующее положение помещиков в стране, они предлагали пойти на некоторые преобразования. Они высказывались за отмену крепостного права сверху. Освобождение крестьян, по их замыслу, должно произойти таким образом, чтобы меньше всего пострадали помещики, а крестьяне за свое личное освобождение должны были заплатить большой выкуп. После такого «освобождения» крестьяне оставались бы в полной экономической зависимости от помещика.

В этих условиях царское правительство было вынуждено приступить к подготовке отмены крепостного права – важнейшей реформы того времени.

В исторической литературе существуют два мнения о причинах отмены крепостного права. Согласно первого из них, к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Согласно второго – начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот. Такие меры приводили их к разорению, и соответственно, к усилению эксплуатации крестьян.

После смерти Николая I на царский престол вступил его старший сын Александр II (1855 – 1881), который был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне осознавал необходимость перемен.

Александр II, склонявшийся к отмене крепостного права с предоставлением крестьянам определенной хозяйственной самостоятельности, т.е. земли, пошел на неординарную меру. Вместо практиковавшихся ранее ведомственных комитетов, занимавшихся отстаиванием местнических интересов, был создан вневедомственный орган – Редакционные комиссии, непосредственно подчинявшиеся царю. В их состав входили радикально настроенные чиновники, а также независимые эксперты из помещиков.

Комиссии учитывали мнение губернских комитетов. Новшеством стала гласность в работе комиссий: об итогах их работы регулярно осведомлялись высшие чиновники государства и предводители дворянства. Кроме того, в своей работе комиссии опирались на научно обоснованные экономические расчеты. Итоги работы комиссий отразились в Манифесте царя от 19 февраля 1861 г., объявившем отмену крепостного права в России. Реформа явилась компромиссом, учитывавшим интересы крестьян, разных групп помещиков и власти.

По новому закону, крепостное право помещиков на крестьян было отменено навсегда, и крестьяне признаны свободными безо всякого выкупа в пользу помещиков. В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, что помещики предоставят им в пользование их усадебную оседлость и некоторое количество полевой земли и других угодий (полевой надел). Но крестьяне за усадьбу и полевые наделы должны были отбывать в пользу помещиков повинности деньгами или работой. Поэтому до заключения выкупных сделок крестьяне считались «временнообязанными» и должны были отбывать, как и прежде, барщину или платить оброк. Завершающим этапом освобождения крестьян от крепостной зависимости являлся выкуп земли. До 80 % суммы выкупа помещикам платило государство. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами как казенный долг. Крестьяне становились должниками государства, погашая в течение 49 лет с выплатой в размере 6% сумму выкупа. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300% предоставленной ему «ссуды».

Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важнейших экономических и социальных задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Выкуп оказался, кроме того, операцией, выгодной также и государству. Помещикам удалось провести землеустройство таким образом, что у крестьян отрезали часть земли, которую они обрабатывали для себя до реформы. Все это закладывало базу для обнищания и обезземеливания крестьянства. Так было совершено великое дело отмены крепостного права.

Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского государственного и общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный общественный класс. И управлять им должно было государство. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии.

2. Необходимость реформ.

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы.

Однако, существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии.

2.1. Отмена крепостного права.

 3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.

В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюракротии».

Проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен в конце августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.

Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.

«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.

«Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных.

Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.

Так, размышляя о крестьянском вопросе до 17 октября 1905 г., С. Ю. Витте пишет: «Император Александр II выкупил душу и тело крестьян, он сделал их свободными от помещичьей власти, но не сделал их свободными сынами отечества, не устроил их быта на началах прочной закономерности»

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А. Герцена и Н. Огарева в “Колоколе”, Н. Чернышевского в “Современнике”.

2.2. Крестьянская реформа.

Подготовку Крестьянской реформы правительство начало в 1857 году с создания Секретного комитета, во главе с А.Ф. Орловым, который впоследствии стал Главным комитетом по крестьянскому делу. Комитет, в который входили, в основном, убежденные крепостники, затягивал дело, а тем временем крестьянское движение нарастало. Проект реформы неоднократно менялся и редактировался. В марте 1858 года, для того чтобы ускорить подготовку реформы, был создан Земской отдел. 4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Несмотря на многочисленные разногласия, в августе 1859 года проект «Положений о крестьянах», был в основном подготовлен, но подписание его состоялось лишь 19 февраля 1861 года. Согласно «Положению», крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными», земля являлась собственностью помещиков, которые предоставляли крестьянам в постоянное пользование усадебный участок и полевой надел. Это являлось прекрасной гарантией для обеспечения уплаты крестьянами государственных податей и выполнения повинностей по отношению к помещикам. "Положение" сохраняло общинное землепользование крестьян, лесные угодья оставались за помещиками, а у самих крестьян земли оказалось меньше, чем при крепостном праве. Условия и порядок выкупа наделов определял сам помещик. Крестьянам же пришлось платить не только за наделы, но и за свою свободу, а для контроля за этим было создано Главное выкупное учреждение. Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов, при определении норм которых учитывались особенности местных природных и экономических условий. Земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору, а общине, что исключало возможность крестьянина продать свой надел. Перевод крестьян на выкуп означал окончательное отделение крестьянского хозяйства от помещичьего, способствовал интенсивному проникновению товарно-денежных отношений и давал помещику денежные средства для перевода своего хозяйства на капиталистические основы.

Определенные права получали дворовые крестьяне, которые освобождались бесплатно, но без наделов. Огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию, но благодаря этому получил развитие рынок свободной рабочей силы. Крестьянское хозяйство стало отделяться от помещичьего, что способствовало развитию промышленности и сельского хозяйства. Ликвидация феодальных отношений растянулась на долгих два десятилетия, а тем временем сохранялись все условия для зависимости от помещиков и принудительной аренды земли, в непомерно тяжелых условиях.

Были созданы новые органы для управления крестьянами, свобода действий которых была сильно ограничена, а участие в управлении являлось обязанностью, от которой можно было отказаться только при наличии уважительных причин. Первоначальной ячейкой являлось сельское общество, во главе которого стоял сельский староста, избиравшийся сельским сходом. Сельское общество объединяли общие хозяйственные интересы - общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Существовало также волостное правление, во главе с волостным старостой, которое избиралось волостным сходом. Волостной суд рассматривал мелкие, крестьянские имущественные тяжбы и дела по маловажным проступкам. Основной задачей крестьянского управления являлось обеспечение своевременного поступления государственных податей и отбывания крестьянами повинностей для помещиков. Контроль же за управлением осуществляли мировые посредники из дворян, которые призваны, были проводить правительственную линию, и защищали, прежде всего, свои интересы.

Таким образом, крестьянская реформа негативно сказалась на низших слоях общества, но все же в ней были и положительные моменты. Она стала переломным моментом, создав необходимые условия для перехода от феодализма к утверждению капитализма в стране. Возросли темпы экономического развития, сформировался новый слой людей интеллектуального труда в различных областях науки и техники, литературы и искусства, появились новые социальные слои населения – пролетариат и промышленная буржуазия. Отмена крепостного права повлекла за собой перемены практически во всех сферах государственной и общественной жизни.

2.3. Земская реформа.

В связи с подготовкой крестьянской реформы, возник и вопрос о местном управлении. 27 марта 1859 года при Министерстве внутренних дел была создана комиссия во главе с Н.А. Милютиным, в которую вошли образованные и либерально настроенные чиновники министерств внутренних дел, юстиции и государственных имуществ. Подготовленный комиссией проект “Временных правил” о местном управлении встретил яростный протест со стороны дворянства и Н.А. Милютин был уволен. Новый министр внутренних дел, П.А. Валуев, изменил систему выборов в земские учреждения, которая давала преимущества дворянам и буржуазии и ограничивала крестьян и рабочих. В связи с реформой земских учреждений, Валуеву было поручено, также, подготовить проект нового учреждения Государственного совета. "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" было издано 1 января 1864 года и, согласно ему, земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ), которые избирались всеми сословиями на три года. Выборы в земства проводились по трем куриям: землевладельческой, городской и сельских крестьянских обществ. Вхождение в их состав во многом зависело от доходов и наличия недвижимости. Земства были лишены каких-либо политических функций, сфера их деятельности ограничивалась хозяйственными вопросами местного значения. Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек и работали на постоянной основе, но были лишены права, как учреждения общаться между собой, и не имели принудительной власти. Их деятельность контролировали губернатор и министр внутренних дел, которые могли приостановить исполнение любого постановления. Однако, несмотря на эти ограничения, земства сыграли огромную роль в решении местных, хозяйственных вопросов и культурных задач. Открывались земские школы, в которых могли получать образование крестьянские дети. Немногочисленные медицинские учреждения позволили предотвратить ряд эпидемических заболеваний и сократили смертность среди крестьян. Создавались фельдшерские курсы, подготавливались учителя, а земские школы считались лучшими. Земская реформа проводилась не повсеместно и в разные периоды времени, но оказала большое влияние на развитие местной инициативы, хозяйства и культуры.

2.4. Городская реформа.

20 июля 1862 года последовало указание Александра II приступить к разработке нового “Городового положения”. В 509 городах были созданы местные комиссии, которые занимались сбором сведений о состоянии городов и обсуждали вопросы об управлении городским хозяйством. На основании этих сведений был составлен проект “Городового положения”, который был принят только 16 июня 1870 года. Согласно реформе избирательные права давались всем сословиям, что не устраивало правительство и долгое время тормозило реформу. После ее принятия, были созданы:

-городские общественные управления, которые занимались хозяйственными вопросами;

-городские избирательные собрания, основной функцией которых являлось избрание в городскую думу;

-городская дума, которая выбиралась раз в четыре года и занималась делами общественного устройства, городскими сборами, налогами и многим другим.

Городской глава, находящийся во главе городской думы, избирался губернатором или министром внутренних дел. Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Избирательным правом в органы городского самоуправления пользовались мужчины с 25-летнего возраста, являвшиеся гражданами России, обладавшие имущественным цензом плательщики городских налогов. Избирательное право также получали ведомства, платившие сборы в городской бюджет. Малоимущие слои населения, освобожденные от уплаты налогов, устранялись от участия в самоуправлении. Так обеспечивалось преобладание в городской думе крупной буржуазии и дворян. Реформы городского самоуправления обязывали провинциальные города отдавать часть доходов на содержание правительственных учреждений, полиции и других государственных структур. А городское самоуправление было ограничено рамками чисто хозяйственных вопросов и, для исполнения своих постановлений, обязано было прибегать к помощи полиции, которая им не подчинялась. Тем не менее, Городская реформа послужила толчком к торгово-промышленному развитию городов, укрепила систему органов городского общественного управления и стала основой для новой политической культуры.

2.5. Судебная реформа.

Судебная реформа сыграла одну из важнейших ролей в развитии Российской империи и оказала влияние на ее государственную и общественную жизнь. Ее подготовка началась в конце 1861 года, а к разработке основных положений были привлечены видные юристы страны. В результате проведения реформы произошло полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, появилась публичность и гласность суда, судьи стали независимы. Страну разделили на 108 судебных округов, вводились новые судебные учреждения: коронный и мировой суды. Коронный суд состоял из двух инстанций: окружного суда и судебной палаты, состоявшей из уголовного и гражданского департаментов. Для разбора гражданских исков и мелких правонарушений учреждался мировой суд в составе одного судьи. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и утверждались Сенатом. Судебные уставы 1864 года вводили институт присяжных поверенных – адвокатуру, а также институт судебных следователей. Впервые в России вводился нотариат. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата и Сенат, среди которых Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов. Тем не менее, в новой судебной системе сохранялось немало черт сословного суда: духовный суд по делам духовным и военные суды для военных. Члены Государственного совета, сенаторы, министры, генералы – за совершенные преступления подлежали Верховному уголовному суду. В 1872 году было создано Особое Присутствие Правительствующего Сената для рассмотрения дел по политическим преступлениям. В целом, осуществление Судебной реформы растянулось на тридцать лет и кардинально изменило старый громоздкий аппарат Сената, неспособный быстро реагировать на растущее число преступлений.

2.6. Военная реформа.

Военно-техническая отсталость армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав требовали коренной реорганизации всей военной структуры в России. Но военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, так как многое зависело от состояния промышленности и транспорта страны, от ее потенциала, поэтому реформирование армии происходило в несколько этапов. В 1861 году на пост военного министра был назначен Д.А. Милютин, обладавший выдающимися военными и личными качествами, придерживавшийся либеральных воззрений. 15 января 1862 года он представил программу военных преобразований. Она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и быстрое их развертывание в период войны, сокращение срока солдатской службы, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. Вслед за этим был реформирован военный суд, смягчена система наказаний солдат, возникла военно-окружная система управления. Вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. Особый акцент делался на перевооружение армии и военное образование. В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 году были преобразованы военные гимназии, а в 1864 году - учреждены военные училища, выпускавшие ежегодно до 600 офицеров. Расширялась система высшего военного образования. В январе 1874г. ввели всесословную воинскую повинность, которая гарантировала наличие запаса обученных резервов в военное время. Согласно закону 1874 года, все воинские силы Российской империи делились на четыре разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска, запасные войска и флот. Сроки действительной военной службы зависели от уровня образования, и чем выше образование, тем короче устанавливался срок службы. С 60-х годов началось перевооружение русской армии: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началось строительство военного парового флота. В 70-е годы, по настоянию военного министерства, появились железнодорожные войска, и в это же время завершилось техническое перевооружение армии. В период реформирования был создан Главный штаб, военная прокуратура, шла реконструкция казенных военных заводов. Процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий, однако результаты Военных реформ 1861-1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии.

2.7. Финансовая реформа.

Реформы 60-х годов изменили организацию местных органов Министерства финансов, их структуру и функции. Возник ряд новых финансовых учреждений: губернские акцизные управления, ряд финансовых присутствий. Большую роль в этом сыграл видный финансист В.А. Татаринов, ранее изучавший финансовое дело в Европе. 31 мая 1860 года был учрежден Государственный банк, которому передавались вклады упраздняемых кредитных учреждений – Заемного и Коммерческого банков, Сохранной казны и приказов общественного призрения. Государственный банк получал преимущество при кредитовании торговых и промышленных заведений. Согласно закону, принятому в 1862 году, единственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов, а смета доходов и расходов государственного бюджета ежегодно проходила через Государственный совет. Деятельность Министерства финансов была подотчетна Государственному контролю, который с 21 декабря 1864 года был преобразован и стал более независимым. В 1865г. контрольные функции были переданы созданным на местах контрольным палатам, подчинявшимся только государственному контролеру. Они ежемесячно проверяли расходы всех местных учреждений. Еще с 1859 года работала Податная комиссия для упорядочения и уравнения прямых налогов, которая собрала огромное количество статистических данных по всем отраслям народного хозяйства. На основании собранных данных в 1870 году был введен налог на землю, который варьировался от 0,25 до 10 копеек с десятины. Была отменена система откупов, которая часто использовалась для вымогательства. В 1858-1860 годах по стране прокатилась волна протестов против винных откупов и, под влиянием этих событий правительство вынуждено было принять закон, по которому откупная система отменялась и заменялась акцизной системой. С 1 января 1863 года продажа вина объявлялась свободной, но облагалась особым акцизным сбором, который взимался государственными акцизными учреждениями. Были созданы губернские и уездные присутствия по питейным делам, дававшие разрешение на открытие питейных заведений и следившие за осуществлением винной монополии. С 1863 года происходит упразднение отделений удельных контор и преобразования их в управления удельными имениями. С 1865г. появляются контрольные палаты, осуществляющие ревизию Казначейств, касс и всех местных оборотов. Растет количество железных дорог, а вместе с ним и число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов. Буржуазное влияние было оказано и на созданные в 1872г. губернские комитеты торговли и мануфактур. Происходит мощное развитие в угледобывающей, металлургической и нефтедобывающей промышленности, в результате чего создаются фабричные инспекции, а затем и Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие. Несмотря на все меры, благоприятно повлиявшие на экономическое развитие государства, положение крестьян не сильно изменилось. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении.

2.8. Реформы в области народного образования и печати.

Рост промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства и внедрение в эти отрасли машинной техники требовали расширения народного образования. Народное образование же всегда рассматривалось как важный инструмент воспитания и влияния на народные массы и находилось под контролем соответствующих правительственных учреждений. Большое влияние на разработку реформ в области образования оказал общедемократический подъем в стране после Крымской войны, в результате чего правительство пошло на смягчение цензурных правил. 28 июля 1861 года был учрежден Комитет для разработки школьной реформы, который разработал проекты реформы начальной и средней школы. “Положение о начальных народных училищах” было утверждено 14 июля 1864 года и предоставляло право открывать начальные школы, как общественным учреждениям, так и частным лицам, но только с разрешения властей. Учредители материально обеспечивали школы, а руководством учебной частью ведали уездные и губернские училищные советы. 19 ноября 1864 года был утвержден “Устав гимназий и прогимназий”, согласно которому вводилось формальное равенство в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. Но из-за недостатка денежных средств и подготовленных преподавательских кадров гимназии и прогимназии вводились медленно, а из-за непомерно высокой платы за обучение в них могли обучаться в основном дети из привилегированных и состоятельных сословий. С 1858 года стали открываться также и гимназии для девочек из непривилегированных сословий, в которых устанавливался семилетний срок обучения и допускался восьмой класс для подготовки учительниц.

В 1862 году был подготовлен новый проект Университетского устава, а Министерством народного просвещения за границу был направлен профессор права К.Д. Кавелин, для ознакомления с состоянием высшего образования в иностранных университетах. После долгих обсуждений в различных правительственных инстанциях, Университетский устав был утвержден императором 16 июня 1863 года и вступил в силу. Устав 1863 года предоставлял университетам довольно широкую автономию, совет которых получал право самостоятельно решать административно-финансовые, научные и учебные вопросы. Университеты имели собственную цензуру, свободно выписывали из-за рубежа литературу, которая не подлежала проверке на таможне. Вводились новые дисциплины, открывались новые кафедры, в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров. Вдвое увеличились денежные оклады профессорам и преподавателям, повышался их статус по Табели о рангах, после 25-летнего преподавательского стажа профессор мог уйти в отставку с пенсией в размере полного оклада и возможностью преподавать и получать за это жалованье еще пять лет.

Студенты, по-прежнему, делились на своекоштных и казеннокоштных. Своекоштные могли позволить себе оплату за обучение и содержание и, по окончании университета, сами выбирали место службы и род занятий. Казеннокоштные были на содержании университета и обязывались отслужить, по окончании обучения, 6 лет по назначению.

Одной из значительных перемен, которые произошли после принятия Устава – это возможность поступления в университеты, которая появилась у женщин. Женщины получили возможность изучать естественные науки и медицину благодаря Высшим женским курсам, которые, однако, существовали в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение.

Перемены коснулись и области печати, однако разработка нового цензурного устава затянулась, в связи с тем, что предлагавшиеся различными комиссиями проекты, не удовлетворяли правительство. В 1863 году была создана новая комиссия, которая разработала цензурный проект, неоднократно подвергавшийся изменениям и дополнениям. Закон был утвержден лишь 6 апреля 1865 года в виде “Временных правил о печати”, которые действовали еще в течение сорока лет. Согласно “Временным правилам” центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министерства внутренних дел, при этом издатель обязан был предоставить денежный залог. На постоянной основе, от цензуры освобождались лишь правительственные и научные издания, причем распространялось это только на столичные города. Действовала духовная цензура Святейшего Синода, которая следила не только за духовными, но и за светскими произведениями, если в них затрагивались вопросы веры. Покушение на царя, произошедшее в 1866 году, негативно отразилось на политике в области просвещения и печати. Был уволен министр народного просвещения А.В. Головнин, которого сменил граф Д.А. Толстой, отличавшийся консервативными взглядами. Повысилась плата за обучение, был разработан новый устав гимназий, окончившим реальные училища запрещался доступ в университеты, затруднялось поступление в высшие технические учебные заведения, была разработана серия законов и постановлений, ужесточавших меры административного воздействия на печать. Стали изыматься дела о печати из ведения окружных судов и передаваться в судебные палаты с более верным правительству составом судей. Министру внутренних дел предоставлялось право запрещать розничную продажу газет, в печати запрещалось касаться острых политических вопросов и любой информации неугодной правительству.

2.9. Высшие государственные учреждения.

Перемены, волной прокатившиеся по всей Российской империи, внесли изменения и в структуру высших государственных учреждений. Но были среди них и такие, функции и роль, которых остались практически неизменными: Государственный совет, Собственная его императорского величества канцелярия, Комитет министров, Сенат, Синод, ряд комитетов и канцелярий. Государственный совет сыграл большую роль в подготовке и проведении буржуазных реформ 60-70-х годов. Активное участие в этом также принимала и государственная канцелярия. Часто законопроекты поступали к царю, минуя Государственный совет, через Комитет и Совет министров, Военный совет, Синод. Право законодательной инициативы осуществлялось также через Комитет прошений. По характеру деятельности к Государственному совету наиболее близок был Главный комитет по крестьянскому делу, в состав которого входили А.Ф. Орлов, Я.И. Ростовцев и многие другие. Следует отметить также орган для проведения мероприятий по ликвидации последствий польского восстания - Западный комитет(1864-1865г.г). К 1880 году Государственный совет утрачивает лидирующую позицию и возрастает роль Комитета министров. В его введение передаются дела упраздненных комитетов, а на посту председателя находятся опытные чиновники (Д.Н. Блудов, П.П. Гагарин П.Н. Игнатьев и другие). В помощь Комитету министров, в 1861г. создается Совет министров, председателем которого является сам царь. Большинство буржуазных реформ обсуждалось именно на заседаниях Совета министров, но по мере их проведения, роль Совета министров начинает падать. Огромное значение в 60-70 гг. имело третье отделение Собственной его императорского величества канцелярия, которая занималась политическим сыском и следствием. Свое старое значение высшего органа суда и надзора сохранил и Правительствующий сенат, но и он претерпел серьезные изменения. Прежними остались функции и Святейшего Синода, который в период реформ пытался увеличить идеалогическое влияние церкви на народные массы. Возрастает роль Министерства внутренних дел, в 1864г. появляется особый департамент таможенных сборов, а в 1865г. было создано Министерство путей сообщения. Великие реформы повлекли за собой изменения и в аппарате Министерства финансов, в котором появился ряд новых департаментов. Возрастает роль Государственного контроля в разработке и утверждении бюджета. Таким образом, изменения, произошедшие в период проведения Великих реформ, проникли во все сферы деятельности и существенно изменили государственный аппарат Российской империи.

3. Социально – политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе

Реформы Александра II были действительно велики по глубине тех перемен, которые они провели в социальном, экономическом и политическом строе.Большинство ученых, которые изучали и анализировали реформы, как правило, были недовольны их половинчатостью и непоследовательностью. Такой взгляд присущ левому крылу российской интеллигенции, традиционно составлявшему ее большинство. Но реформа – это не революция. А потому, оценивая социально – экономические реформы, можно говорить лишь о том, что они открыли дорогу для постепенного и довольно медленного развития России по капиталистическому пути.

Реформы были неравнозначны по тому влиянию, которые они оказали на развитие российской государственности. В одних случаях, с точки зрения современников, они были недостаточно радикальны, другие реформы с точки зрения правительства, были слишком революционны и потребовалось принятие ряда нормативных актов, чтобы их несколько «поправить».

Крестьянская реформа 1861 года не стала отправной точкой для ускорения экономического развития России. Она не помогла российскому обществу и государству адекватно ответить на вызов времени – быстрыми темпами перейти от феодализма к капитализму. Врастание в капитализм оказалось для России очень мучительным и сопровождалось революционным потрясением. Однако переход к капитализму более быстрыми темпами был бы еще мучительнее для России.

Земская реформа не формировала стройной и централизованной системы, не создала орган, возглавляющий и координирующий работу всех земств. Правительство всячески противилось этому. Но, нужно заметить, что в пореформенные десятилетия положение крестьян явно улучшается. Во многом благодаря земствам, - хотя бы в области здравоохранения, образования. Впервые в истории России крестьянство получило квалифицированную медицинскую помощь. Результатом этого стало быстрое увеличение численности населения, в первую очередь сельского. Земства внесли свой вклад в образование, в его развитие, были открыты земские школы, налажены ветеринарная служба и как следствие улучшение положения животноводства, организация статистики.

Городская реформа была близка к земской. Поэтому создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.

Судебная реформа в норме изменила судоустройство, процессуальное и отчасти материальное право Российской империи. Принципы, провозглашенные в судебных уставах, носили буржуазный характер: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной, принцип независимости и несменяемости судей; принцип равенства всех перед законом; вводится всесословный суд; учреждена адвокатура; вводится институт присяжных заседателей; введены принципы устности, гласности, состязательность судопроизводства; провозглашалась презумпция невиновности.

Реформы 60-70-х годов затронули все области военного дела. Результатом реформы стала стройная и четкая организация как центрального, так и местного управления. Сократился аппарат, уменьшилась канцелярская переписка. Основным недостатком системы военного управления была чрезмерная централизация, которая лишала возможности на местах проявлять какую-либо самостоятельность и инициативу в решении даже мелких вопросов. Реформа военно-учебных заведений позволила ликвидировать некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки. Однако, образование покупали главным образом выходцы из дворян. Для представителей других сословий доступ в военно-учебные заведения был затруднен. Однако доля не дворян в подобных заведениях постоянно росла.

Реформы 60-х годов все же не решили основного вопроса реорганизации армии, ее способности быстро развертываться в случае войны. В целом военные реформы имели прогрессивный характер и способствовали укреплению и повышению боеспособности армии.

После Крымской войны необходимо было искать пути ускорения темпов экономического роста и ликвидации технической отсталости России. Главным результатом выкупной операции стал переход основной массы бывших крепостных крестьян на положение крестьян-собственников.

Увеличение налогового бремени, которое падало на крестьянина, привело к ослаблению воспроизводственного потенциала земледелия в центральных областях России. Начиная с 80-х годов правительство было вынужденно радикально изменить подход к выкупной операции и признать необходимость соизмерения размера платежей не со стоимостью крестьянских повинностей помещику до отмены крепостного права, а с реальной платежной способностью крестьян.

Операция по понижению вкладных процентов была одним из неудачных экспериментов правительства. В финансовой сфере бюджетной реформы, проведенной в 60-е годы XIX столетия, впервые в законченной форме воплотились принципы рациональной организации бюджетного процесса и ведения бюджетного хозяйства. Бюджетная реформа была дополнена рядом нововведений в налогообложении. Главным из них стало введение акцизной системы обложения питей и отмены винных откупов.

Определяющую роль в промышленном подъеме второй половины 60-х начала 70-х годов сыграли относительно благоприятные внешнеэкономические условия и меры прямой государственной поддержки предприятий базовых отраслей промышленности и железнодорожного строительства. В итоге за годы правления Александра II в России была создана одна из крупнейших в мире по протяжению сетей железных дорог.

Также радикально была изменена таможенная политика в целях получения из западноевропейских стран товаров, необходимых для промышленности и транспорта, прежде всего продукции металлургии и машиностроения.

К середине 70-х годов было достигнуто относительное бюджетное равновесие. Глубже и радикальнее финансовых были реформы 60 – х годов в области народного образования и печати, которые приобрели неотвратимый характер. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифицированных специалистах не меньше, чем государственный и административный аппарат.

Ведущее место в системе образования занимали университеты. Они являлись средоточием науки и одновременно, с середины XIX века, центром революционного движения. Благодаря тому, что обучение в университетах было платным, в нем учились те, кто гораздо больше интересовался революцией, чем учебой. Однако надо сказать, что роль платности не надо переоценивать, так как доля студентов из малообеспеченных слоев населения была в российских университетах выше, чем где бы то ни было в Европе.

Заключение

Реформы, проведённые Александром II, были серьёзным политическим шагом, позволившим значительно ускорить темпы экономического развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политической жизни общества. Однако эти решения были половинчатыми как по объективным причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических форм в экономику и политику), так и по субъективным (боязнь ослабления самодержавной власти).

Буржуазные реформы 60-70-х годов не могли быть решительными и последовательными потому, что господствующим классом было феодальное дворянство, мало заинтересованное в буржуазных преобразованиях и своей замене.

Зависимость от иностранного капитала мешала экономической и политической самостоятельности России на международной арене, а феодальные пережитки в экономике не позволяли добиться современного уровня производительности труда и демократичных отношений между владельцами предприятий и рабочими. Главный социально-экономический вопрос – о земле – был решён не в пользу самого многочисленного слоя производителей – крестьян. Ограбленные и разорённые массы крестьянства хлынули в города, обостряя до крайности противоречия между трудом и капиталом. Возникла революционная ситуация. Лозунг ликвидации помещичьего землевладения стал лозунгом последовавших затем трёх русских революций.

Однако, как бы ни оценивали реформы 1860 – 1870-х годов, очевидно, что они стали значительным шагом на пути общественного развития. Вся их совокупность знаменовала переход российского общества в новое качество, и раз начатый этот процесс нельзя было повернуть вспять.

Список литературы:

  1. История России: Конец XVII – XIX век: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / В. И. Буганов, П. Н. Зырянов; Под ред.А. Н. Сахарова. – 9-ое изд. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с
  2. Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогожкин В. А..
  3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. - М, Издательство «Дашков и Ко», 2005.
  4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Сивохина Т.А. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. - М. «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000.
  5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М. «Просвещение».
  6. Капегелер А. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М., 2000.
  7. Энциклопедия: История России и её ближайших соседей. Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000.
  8. С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории», Москва, издательство «Высшая школа», 2003 год.
  9. В.В.Гармиза «Подготовка земской реформы», Москва, 1957 год.
  10. А.А.Корнилов «Курс истории России 19 века», Москва, «Высшая школа», 2003 год.
  11. Н.П.Ерошкин «История государственных учреждений дореволюционной России», Москва, 2003 год.
  12. В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с древнейших времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское слово», 2010 год.
  13. «История России 1861-1917» под редакцией В.В.Шелохаева, Москва, «ТЕРРА», 2008 год.
  14. «История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 2008 год.
  15. П.А.Зайончковский «Российское самодержавие в конце 19 столетия», Москва, 2007 год.
  16. Сайт www.edition.com
  17. Сайт www.nfurman.ru
  18. Сайт www.russiafederation.ru

Либеральные реформ Александра II