История пожарной охраны

Содержание

Введение……………………………………………………….……………….3

  1. Эволюция представлений человечества об огне…………………..6
  2. История пожара……………………………………………………….11
  3. Зарождение мер противопожарной защиты………………...…….23

Заключение………...…………………………………………………………31

Список литературы…….……………………………………………………32

,

Введение

Огонь, в истории культуры первоначально использовался природный огонь (следы применения огня найдены при раскопках стоянок синантропа). С эпохи позднего палеолита добывался трением двух кусков древесины и высеканием искр из кремня, с железного века до изобретения в 19 в. спичек — при помощи огнива. Многим народам известен культ огня. Помимо получения огня при помощи трения, человек также высекал искры из кремня. С началом железного века этот способ был усовершенствован при помощи огнива, но продолжал применяться вплоть до изобретения в 19 веке фосфорных спичек. Огниво носили на поясе в специальном кожаном мешочке вместе с кремнем и жженой тряпкой (трутом). Оно настолько прочно вошло в быт крестьянина, что продолжало использоваться вплоть до начала 20 века.

С древнейших времен люди сталкивались с огнем, считали его сверхъестественной силой, боялись его и при пожаре пускались в паническое бегство. В ходе исторического развития человечества знания о природе, в том числе и об огне, обогащались. Человек понял, что с огненной стихией можно бороться, хотя её опасность была и остается огромной. Свидетельство тому катастрофические пожары, уничтожившие в древности целые города и поселения. В первых древних цивилизациях (Египет, II тысячелетие до н.э.) загорания тушили водой из глиняной посуды. В истории борьбы с огнем особое значение имела организация пожарной службы в Древнем Риме. Римский магистрат разместил в городе стражу, подававшую сигналы тревоги при пожарах. Непосредственную борьбу с огнем вели отряды рабов и присоединившиеся к ним группы жителей. Уже в начале I тысячелетия н.э. здесь были организованы специальные пожарные подразделения (когорты), общая численность которых достигала 7 тыс. человек. В IV вв. до н.э. в Риме, население которого превышало миллион жителей, численность пожарных составляла 16 тыс. человек.

Средние века – период частых переселений народов, крестовых походов, войн. В это время пожары с катастрофическими последствиями были очень частым явлением. Феодальное общество оказалось неспособным организовать борьбу с пожарами. Уровень развития общества не давал возможности создавать единые структуры для борьбы с пожарами, и их тушение стало делом различных ремесленных и цеховых сообществ, не способных к эффективным совместным действиям.

Всё это неизбежно вынудило государственные структуры предпринимать попытки изменить ситуацию, что привело к принятию первых, пусть и примитивных противопожарных правил – «Пожарных уставов», которые должны были повлиять на обстановку с пожарами и потребовать от людей осторожного обращения с огнем. Так, в Лондоне, в 1189 г. выходит постановление о строительстве зданий из огнеупорных материалов, в 1212 г. принимается закон, запрещающий крыть крыши камышом, кукурузными стеблями и т.п. В Аугсбурге (Германия) в 1276 г. извозчиков обязывают доставлять воду к месту пожара, а в 1300 г. вводят ответственность горожан за небрежное обращение с огнем.

Пожары сопровождались многочисленными человеческими жертвами, а материальный ущерб был настолько огромен, что не поддавался оценке. Во второй половине XIV в. в различных нормативных актах решаются некоторые вопросы противопожарной защиты, в частности, контроль с наблюдательных вышек обстановки, подъем по тревоге населения, деление городов на районы, участки, в которых наблюдение за соблюдением противопожарных мер осуществляется десятниками, решеточными приказчиками, уличными капитанами, комиссарами. На последних возлагалась и функция ежемесячной проверки наличия пожарного инвентаря.

Организованная борьба с огнем началась по существу в ХVIII в. в ходе государственных преобразований, вызванных буржуазными революциями. Развитие пожарного дела неразрывно связано с научно-техническим прогрессом, способствующим созданию и производству средств борьбы с огнем. Ручной труд пожарных постепенно механизируется, меняется и тактика борьбы с пожарами. Появились приборы и аппараты для работы в условиях опасных факторов пожара, системы автоматического тушения пожаров и др.

Наряду с профессиональными командами создавались добровольные объединения пожарных. Но только в начале XX в. в мире начинает складываться система обеспечения пожарной безопасности, включающая все аспекты борьбы с пожарами.

Однако, несмотря на все меры, в настоящее время ежегодно на Земле регистрируется 5 – 6 млн. пожаров. Каждые 5 – 6 секунд на планете вспыхивает 1 – 2 пожара, на которых ежедневно гибнет 150 – 200 человек, 1500 – 2000 человек получают травмы различной степени тяжести. Общество по-прежнему несёт колоссальные материальные потери, нарушается экология.

Процесс формирования противопожарной защиты был длительным. Поэтому его изучение с точки зрения историческою развития представляет интерес как для ученых, так и для практических работников пожарной охраны.

Цель настоящей работы: изучить историю пожарной охраны.

Задача: рассмотреть в работе основные представления древних об огне.

  1. Эволюция представлений человечества об огне.

Обретение древним человеком огня является важнейшим событием, а изобретение способов его добывания, как полагают археологи, происшедшее 50100 тыс. лет назад, знаменует новую эру развития человечества.

Древнегреческий философ VI в. до н.э. Анаксимен, объясняя вечное изменение явлений природы сгущением и разряжением воздуха, считал, что, сгущаясь, воздух превращается в ветер, затем в облако, далее – в воду, землю и, наконец, в камни. Когда же воздух разряжается, – писал он, – воздух становится огнём.

Другой древнегреческий философ-материалист VIV вв. до н.э. Гераклит из Эфеса учил, что огонь является первоначальной субстанцией всех вещей. Это учение следовало из общих положений философии Гераклита. По его мнению, все в мире изменчиво и подвижно, подобно огню, т.е. «все течет», а весь мир – это поток постоянно сменяющихся явлений.

Многих древних философов волновала природа огня. Так, философ, поэт, врач и политический деятель из Агригента (Древняя Греция) Эмпедокл (490 430 гг. до н.э.), был убежден, что огонь – это одно из начал всех вещей наряду с воздухом, водой и землей, и эти начала являются материальными субстанциями, наделенными свойствами любви или ненависти друг к другу (например, огонь и вода ). Они соединяются друг с другом, образуя разнообразные вещества, либо отталкиваются или же уничтожают друг друга. Любые тела содержат в себе все четыре начала, но в различных отношениях.

Почти одновременно с учениями о первичных началах тел возникло учение о дискретном строении материи. Основоположниками этого учения считаются милетский философ Левкипп (около 500 – 440 гг. до н.э.) и его ученик Демокрит из Абдеры ( приблизительно 470 – 390 гг. до н .э.). По их мнению, все вещи состоят из мельчайших частиц, являющихся пределом делимости материи – атомов различной формы, находящихся в беспрерывном вихревом движении, постоянно сталкивающихся друг с другом. « Начала вселенной – атомы и пустота, – высказывается Демокрит, – всё же остальное существует лишь во мнении. Атомы не поддаются никакому воздействию, и они неизменяемы вследствие твердости. Атомы – суть всевозможные материальные тела, не имеющие качества, пустота же – некоторое место, в котором … эти тела производят и все прочие сложные (тела) и наши тела, и их состояния и ощущения». Следуя подобной логике и огонь также может рассматриваться с атомической точки зрения.

Выдающийся итальянский ученый, инженер, живописец и скульптор эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519) писал: «Огонь – стихия, которая непрерывно уничтожает воздух, частично его питающий. И он оказался бы в соприкосновении с пустотой, если бы притекающий воздух не приходил на помощь, заполняя ее».

1669 г. немецкий химик и врач И.И. Бехер пришел к мысли, что в природе существует «маслянистая земля», ответственная за горючесть веществ. Эта идея была одобрена его соотечественником, химиком и врачом Г.Э. Шталем, выдвинувшим гипотезу существования горючего начала, названного флогистоном. Теория флогистона пользовалась полным признанием среди ученых прошлого. «Флогистонное учение, – писал автор периодической системы элементов Д.И. Менделеев, – обобщило множество реакций (окисления), и это было уже очень важным шагом вперед в науке».

Первым учебным материалистом, подвергшим основательной критике господствующие теоретические представления своей эпохи, и, в частности, взгляды на процессы горения и их связь с мистическими «невесомыми флюидами», был выдающийся ученый энциклопедист, историк, поэт и художник академик М.В. Ломоносов (1711 – 1765), физически доказавший абсурдность теории «огненной материи» и первым исключивший флогистон из числа химических агентов в своей диссертации «Размышления о причине теплоты и холода» М.В. Ломоносов в 1744 г. выступил против теории «огненной материи » или флогистона, который, по бытовавшим тогда представлениям, то входит в поры тел, то бурно покидает их.

Теория флогистона вызывала сомнения и у других ученых. Так, по мнению Дорфмана, первые мысли для критики этой теории французский химик Антуан Лоран Лавуазье (1743 – 1794), получил, по-видимому, после ознакомления с диссертациями М.В. Ломоносова. В 1774 г. Лавуазье писал: «Принимая флогистон, мы впадаем во множество противоречий; химики пользуются им всякий раз, когда это требуется, и они его растягивают, когда он противоречит установленным принципам, они управляют им по своей воле».

В 1785 г. он прямо выступил против теории флогистона. «Химики, – писал Лавуазье, – сделали из флогистона смутное начало, которое не опре делено в точной мере и которое поэтому пригодно для любых объяснений, которое его хотят ввести. Иногда это начало весомо, иногда оно таковым не является; иногда это огонь, соединенный с землистым элементом, … это настоящий Протей, который меняет свой облик каждое мгновение». В высказываниях Лавуазье нельзя не видеть аналогии в характеристике флогистона с характеристикой «огненной материи», данной Ломоносовым за 30 лет до этого.

Большой вклад в этом плане внесли многие работы Лавуазье, в частности, мемуар «О природе воды», представленный в Академию наук в 1797 г., реферат 1772 г. «О природе воздуха» (явление выделения), мемуары «Небольшие физические химические исследования» 1774 г. Как видно, Лавуазье пытался рассмотреть разъединенные звенья данной цепи, вел исследования, касающиеся горения тел, обжигания металлов и других веществ. Лавуазье заметил, что это сопровождается выделением или поглощением воздухообразующих веществ. Он заинтересовался веществами «сверхвысоких» температур.

1785 г. Лавуазье выступил с мемуаром «Размышления о флогистоне», котором отвергал теории флогистона. Он писал: «Настало время, когда я должен объясниться более четко и формально по поводу мнения, которое я считаю пагубным заблуждением химии, задержавшим, как я полагаю, значительным образом прогресс, вводя дурную манеру философствования».

Систематические исследования французского химика Лавуазье развеяли в пух и прах, главные положения теории флогистона. Получив кислород, Лавуазье впервые объяснил его роль в процессах горения. Завершающим этапом формирования кислородной теории, ставшей одной из важных в химии, явились опыты по сжиганию горючего воздуха (водорода) и выяснению состава воды.

После работ одного из основоположников современной химии А. Лавуазье, понятие флогистона как элемента горения стало исчезать из научного обихода, а горение объяснялось наукой, как окислительновосстановительная реакция между материалом и окислителем (в самом общем плане между кислородом воздуха), начинающуюся под воздействием источника зажигания. В действительности химические реакции, в том числе и горение, происходящие при пожаре, поддерживаются за счет собственного материала. Такая автономность обусловлена именно реакцией окисления. Цепная теории горения (1934 г.) получила всеобщее признание ученых, а её автор академик Н.Н. Семенов в 1956 г. был удостоен Нобелевской премии.

Таким образом, горение является сложным физико-химическим процессом, подчинив себе которое, человек получил огромное превосходство над окружающими его живыми существами и силами природы. По тому, какую роль отводил человек процессу горения, насколько широко и совершенно он применял и использовал его в своих целях, можно проследить всю историю эволюции человеческого общества, вплоть до космической эры.

История науки о горении начинается с замечательного открытия М.В. Ломоносова: горение есть «соединение веществ с воздухом». Это открытие послужило толчком к установлению одного из самых фундаментальных законов природы – закона сохранения массы веществ при их физических и химических превращениях. Лавуазье уточнил этот закон: горение есть соединение веществ не просто с воздухом, а с кислородом воздуха.

Французские химики Маляр и ЛеШателье измерили скорость распространения процессов горения в плане количественном, описали механизм и природу этого явления.

Профессор Московского университета А.В. Михельсон не только измерил скорость и описал механизм распространения пламени, но и установил, что склонность к самопроизвольному и непрерывному распространению есть самое главное, самое фундаментальное свойство процессов горения. Он же ввёл понятие «фундаментальной» (впоследствии нормальной) скорости распространения пламени, дал способы ее расчета и определения.

Горение – это главный и основной процесс на пожаре (процесс горения в неуправляемых, нерегулируемых условиях, т.е. «вне специального очага», как сказано в определении пожара по ГОСТ 12.1.06476). Тушение же пожара (с физической точки зрения) всегда сводится к прекращению процесса горения во всех его видах и формах, т.е. к ингибированию реакции окисления.

Лучшим, наиболее эффективным способом обеспечения пожаровзрывобезопасности является создание таких условий, при которых процесс непроизвольного горения вообще не может возникнуть. Об этом думали люди еще в глубокой древности. Однако если пожар все-таки возникал, приходилось его тушить, что стимулировало внедрение первых мер противопожарной защиты.

  1. История пожара.

С древнейших времен человек поклонялся огню. Огненные стрелы молний, с грохотом ударявшие с черного "розового неба, кровавокрасные потоки раскаленной лавы, извергавшиеся из недр земли, еще больше укрепляли его веру в божественное происхождение огня. Недаром столько сказаний и легенд, мифов и преданий связано с историей овладения огнем, среди них предание грузинского народного эпоса об Амирани, похитившем огонь у богов.

Первый пожар... От чего вспыхнул он? От яростной молнии, ударившей в перестойную сосну, или от раскаленного камня, выброшенного из кратера вулкана? Вряд ли мы узнаем об этом. Известно лишь одно: человек не был повинен в том первом пожаре. Тогда он страшился огня, боялся приблизиться к обжигающему пламени, бежал от него, прятался и укрывался в пещерах, землянках, норах... Зато с той поры, как человек завладел огнем, подавляющее большинство пожаров стало делом его рук, его неумения обуздать красного зверя. Поняв это, люди начали строить свои первые поселения на берегах рек и озер. Они уже знали непримиримость воды и огня, научились заживать небольшие пожары, а от разгулявшейся огненной стихии могли спастись в воде. Со временем огонь стал служить людям. Он освещал и согревал жилище, варил пищу, помогал создавать новые материалы, выполнял обязанности, которые придумывали ему люди. Постепенно они перестали верить в его божественное происхождение, стали считать его покорным и верным слугой, спутником всех дел и начинаний. Проходили столетия, росли человеческие поселения. Появились города, где повсюду была обильная пища для огня. Чем больше разрастались города, тем чаще вспыхивали в них пожары. Особенно тяжелый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились, в основном, деревянные постройки. Древнерусские умельцы одним топором создавали из дерева храмы и избы, дворцы и крепости, не используя ни камня, ни гвоздя. Но многим этим творениям русского зодчества не суждено было прожить и десятилетий. Жадные языки пламени не щадили ни простой избы, ни изумительного резного храма.

Еще до появления письменности ужас, горе и боль пожара породили немало образов в былинах, песнях, сказках. И уже первые летописи не обходились без упоминания о злой силе огня: "...погоре град... погоре церковь... пожар вельми был страшен... а всех душ сгорело 3315..." пестрят роковыми словами листы летописей.

Описания пожаров встречаются и в первых литературных памятниках. О "Геенне огненной", о "пещи обжигающей" пишет протопоп Аввакум, о пожаре в Новгороде рассказывается в "Повести о Данииле Заточнике". Не обошли эту тему и Андрей Рублев, и Феофан Грек, на иконах, которых нетнет да и проглянет сполох пожара.

Становление русской государственности дало немало примеров решительных действий для преодоления социальных и экономических преград, встававших на историческом пути. И когда пожары стали тормозом экономического развития, центральные власти были вынуждены принять определенные меры защиты от них. Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении московского пожара в 1472 году и проявивший себя, несмотря на тяжелые ожоги, "зело хоробрым", немедленно издал указ о мерах пожарной безопасности в городе. Если не считать отвлеченных рассуждений и благих пожеланий в "Поучении" Владимира Мономаха, то это был первый нормативный акт противопожарной защиты на Руси. В нем отразилось понимание того, что главной причиной большинства пожаров в те времена, как, впрочем, и несколько столетий спустя, была полная беспечность по отношению к огню. Наследники Ивана III на русском престоле были не менее решительны. Царские указы о суровом наказании виновников пожаров чередовались с требованиями применять при строительстве камень, не ставить дома близко друг к другу. Спасая от пожаров Кремль, один из царей велит снести все деревянные постройки на 100 сажен вокруг стены, другой запрещает строить деревянные дома в Кремле и Китайгороде, третий приказывает опечатывать все печи в летнее время.

Четко выраженная направленность этик актов нашла свое отражение в творениях архитекторов и строителей того времени. Федор Конь продумывает остроумную систему водоснабжения Кремля, Барма и Постник возводят храм Василия Блаженного с таким расчетом, чтобы находящиеся в нем люди могли быстро покинуть его в случае опасности. Даже в сложное, обильное набегами захватчиков и внутренними распрями смутное время на Руси не прекращается борьба с пожарным бедствием. Требовательно и жестко звучат слова в указе Бориса Годунова: "А поелику кто по лености или небрежению огненной беде затвора не составит и пожар учинит, то быть тому примерно и всенародно наказану..."

И тем не менее пожары на русской земле не унимаются. Горят Новгород и Псков, Москва и Смоленск, Рязань и Тверь... В 1212 году в Новгороде огонь превращает в пепелище 4300 дворов (а их всего-то было чуть больше 5000), гибнут сотни людей. Пожар 1354 года за два часа практически уничтожает всю Москву, включая кремль и посады, а огненная буря 1574 года уносит в столице несколько тысяч жизней. Уничтожаются богатства, гибнет на корню хлеб, разносит ветер пепел сгоревших сел, бредут по дорогам погорельцы, вымаливая скудное подаяние... Скорбно смотрит с икон на почерневшие развалины лик святого Никиты Новгородского, которому православная церковь доверила защиту от огня, исчезают в пламени ветки купины неопалимой, по древнему обычаю предотвращающей пожары... Не умолкает набатный звон над городами и селами... Пожар сгубил и знаменитый Царь колокол. Когда он уже был отлит, загорелся навес над ним. При тушении пожара вода попала на раскалившийся колокол, и кусок его откололся. Восстановить колокол так и не удалось. Изверившись, поняв бессмысленность постоянного возмещения убытков, причиняемых пожарами, люди, поначалу неумело и бессистемно, берутся за организацию пожарного дела. XVI век. В Москве создается пожарно-сторожевая охрана. Недостаток знаний, опыта и техники в определенной мере возмещался рвением и широкими правами, предоставленными этой службе. Число пожаров, правда, не уменьшилось, однако их тушение стало более организованным и эффективным. Тем более что внимание к этому делу со стороны верховной власти не ослабевало. Известен специальный указ Ивана Грозного, посвященный мерам противопожарной защиты. Он гласит, что жители московских домов обязаны держать на крышах и во дворах бочки с водой. Этот указ, изданный после одного из крупнейших пожаров 1574 года, был едва ли не первым нормативным актом об использовании местных средств пожаротушения.

В середине века обязанности пожарной службы возлагаются на стрелецкое войско, созданное к этому времени. Надо отметить, что подобный шаг использования армии для тушения пожаров был предпринят впервые в мире. Такая мера была достаточно прогрессивной и эффективной, ибо стрелецкие части стояли на довольно высоком организационном уровне. После ликвидации стрелецкого войска эстафета противопожарной защиты была передана регулярным армейским частям, которые снабжались противопожарным инвентарем и были обязаны участвовать в тушении всех пожаров. Серьезный толчок развитию профилактических мер по предотвращению пожаров дал Петр I. Еще в детстве потрясенный зрелищам пожаров во время стрелецких бунтов, почти ребенком бежавший из подожженного флигеля Сергиевской лавры, Петр на всю жизнь сохранил в памяти страх перед огненной стихией. А поэтому, затеяв возведение нового стольного города Санкт Петербурга, он, прежде всего, запретил строить в нем деревянные дома. И до конца своих дней не уставал следить за пожарной безопасностью, издавая указы и постановления, подавая личный пример активного участия в борьбе с огнем. "Его царское величество бывает обычно на пожаре первым..." отмечают современники, подчеркивая значение, которое придавалось быстрой ликвидации пожаров в городе и продуманной системе противопожарных мероприятий. Именно в эти годы была создана одна из первых профессиональных пожарных команд при Адмиралтействе, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами.

И по сию пору остается актуальным один из петровских указов: "...и беречь от огня богатства государства Российского...".

Шло время... Люди упорно учились бороться с огненной стихией, "о она неизменно оказывалась сильнее. На опасность пожаров, на их враждебность человеческому бытию постоянно обращали внимание передовые люди того времени. Призывом и предостережением звучат скорбные отроки в одном из некрасовских стихотворений:

А вот не сосчитали же,

По сколько лето каждое

Пожар пускает по ветру

Крестьянского труда.

Все методичнее стягивались вокруг пожаров силы и знания человеческого общества. Организуются профессиональные пожарные команды в крупных городах, появляются первые ручные насосы, получившие название заливных труб, специальное оборудование, снаряжение пожарных. Все более четкие формы принимает организация пожарного дела. В 1832 году выходят "Строительный устав" и "Пожарный устав два первых нормативных документа, пытавшихся решить проблему борьбы с огнем профилактическими мерами. В этих уставах были требования противопожарных разрывов, определенные условия возведения зданий, правила кладки и содержания печей и ряд требований режимного характера.

И все же покорение огня шло медленно. Горели не только села и деревянные постройки, но и каменные цехи заводов и фабрик, а в 1837 году пламя охватило царскую резиденцию Зимний дворец. Охранявшие дворец пожарные, поднятые по тревоге гвардейские полки несколько часов боролись с огнем, но избежать серьезных разрушений и большого ущерба не удалось. После этого пожара дворец восстанавливался и реконструировался почти три года.

К концу XIX века после многих организационных перестроек сложилась ее типовая структура, состоявшая из нескольких групп: водоснабжения, трубного, лестничного, топорного и охранительного; установилась должностная и профессиональная специализация пожарных, в числе которых были топорники, факельщики, лазалыцики и т.д. Пожарная охрана города возглавлялась брандмайором. Пожарные команды были постоянными, входившими в систему министерства внутренних дел, и вольными, содержавшимися за счет городских властей. Начало вольным пожарным командам было положено в 1843 году, когда первая такая команда была создана в городе Осташкове Тверской губернии. Общие затраты на содержание пожарных команд составляли в государственном бюджете мизерную сумму 4 миллиона рублей в год. Несмотря на тяжелейшие условия службы, неустроенность быта, грубость и самодурство брандмайоров, российские пожарные отличались хорошей выучкой, смекалкой, ловкостью и нередко являли образцы истинного мужества при тушении пожаров и опасении людей. Именно в той вековой давности зародились первые традиции пожарной службы беззаветная храбрость в сочетании с мастерством, артельность и взаимовыручка, жертвенность во имя спасения чужой жизни и удивительная для той поры преданность делу.

Организационное становление пожарной охраны наряду с тяжелой пожарной обстановкой требовали постоянного повышения боеспособности пожарных команд и их технического оснащения. Талант русских механиков самоучек, проявившийся не в одной отрасли науки и техники, нашел приложение и в создании технических средств для борьбы с пожарами. Разработкой пожарных насосов занимались Андрей Нартов и Михаил Степанов, Федор Блинов и Петр Зарубин, механические лестницы оригинальных конструкций создали Петр Дальгрен и Кирилл Соболев, разнообразные и столь необходимые инструменты, приспособления и принадлежности изготавливали своими руками мастеровые пожарные в разных уголках страны. Вышедшее еще в 1818 году "Практическое наставление брандмейстерам" содержало в приложении множество чертежей огнеспасательных инструментов и принадлежностей к оным", в числе которых были конструкции с очень смелым и остроумным для того времени решением. Рост и развитие отечественной промышленности значительно расширили возможности технического обеспечения пожарных частей.

Уже в 1863 году в Москве открылся завод противопожарного оборудования, основанный предприимчивым Густавом Листам. Здесь было освоено серийное производство пожарных насосов, бочек на жомных повозках, складных лестниц, различного инвентаря и оборудования. Завод быстро развивался, в его цехах получили жизнь многие новинки техники, пришедшие на службу пожарной охране; собраны первые паровые пожарные насосы из деталей иностранного производства, разработана конструкция и освоен выпуск отечественных паровых насосов, изготовлен первый пожарный автомобиль для московской пожарной команды. Отделения этого завода, открывшиеся в конце века в Петербурге и Баку, довольно активно снабжали пожарные части техникой, выполняли заказы добровольных пожарных команд. В 1878 году другой крупный завод противопожарного оборудования открылся в Петербурге. Это предприятие имело отделения в Москве, Киеве, Харькове, Риге и серийно производило ручные и паровые пожарные насосы, гидропульты, лестницы, специальное снаряжение для пожарных. Общая техническая отсталость дореволюционной России не могла не оказаться на уровне пожарной техники, которая в своей массе была хуже пожарно-технического вооружения многих европейских стран. Вместе с тем в пожарной охране использовались некоторые оригинальные конструкции, превосходившие по своим качествам зарубежные образцы. Научная и техническая мысль в России всегда отличалась смелостью поиска, оригинальностью решений, быстрой реализацией идей. Однако рутина и косность, бюрократизм и безразличие, пренебрежение к отечественному и преклонение перед заграничной маркой нередко приводили к тому, что творения русских мыслителей и изобретателей "уплывали" за границу и возвращались уже в виде потока изделий, за которые приходилось платить втридорога.

Россия стала родиной пенного тушения, но до самой революции ввозила пенообразователи. В России была создана одна из лучших конструкций гидрантов и стендеров, а на большинстве применяемых гидрантов стояли иностранные марки. В России был разработан и испытан ручной пенный огнетушитель, а массовый выпуск их был организован в европейских странах.

Большой интерес вызывают материалы В.А. Гиляровского "короля репортеров", известного московского журналиста, прославленного в столице и за ее пределами. Тот, кто интересуется историей журналистики, знает, что Владимира Алексеевича называли еще и певцом московских пожарных. Дядя Гиляй. Так ласково называл друга своей молодости А.П. Чехов. И это имя закрепилось за Гиляровским. Быстрый, энергичный, он стремился всюду побывать, увидеть все собственными глазами...

По семейным преданиям, прадеды его по мужской линии в старину жили в Запорожских степях. Один из них был выслан под надзор полиции в новгородские края. 0н слыл среди окружающих неуемным весельчаком, жизнелюбом и редкой доброты человеком. За свой веселый нрав получил от друзей и близких кличку Гилярис (веселый). От этого латинского корня и пошла фамилия Гиляровских. Отец писателя Алексей Иванович служил помощником управляющего лесным имением графа Олсуфьева в Вологодских лесах. Сам управляющий потомок запорожских казаков, бежавших на Кубань после уничтожения Запорожской сечи Екатериной II. Дочь управляющего, Надежда Петровна, стала женой Алексея Ивановича. Таким образом, и по женской линии родословная вела писателя к запорожцам. Бурно и содержательно прожил Владимир Алексеевич свои восемьдесят два года.

Про него можно сказать: этот человек не жил, а горел. В обычные человеческие нормы он не укладывался. Это отмечал и А.П. Чехов, говоривший: "Тебя не опишешь, ты все рамки ломаешь". С большим мастерством описывал Гиляровский выезд пожарных:

"Вдруг облачко дыма... сверкнул огонек... И зверски рвет часовой пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора... Выбегают пожарные, на ходу одеваясь в не успевшее просохнуть платье, выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске с медной трубой. Выскакивает брандмейстер... И громыхают по булыжным мостовым на железных шинах пожарные обозы так, что стекла дрожат, шкафы с посудой ходуном ходят, и обыватели бросаются к окнам на улицу поглядеть на каланчу..."

Владимир Алексеевич имел специальное разрешение на проезд по улицам столицы в служебных машинах пожарных. Он сам писал об этом: "Я мог бегать неутомимо, а быстро ездил только на пожарном обозе, что было мне разрешено брандмайором С.А. Потехиным, карточку которого с надписью берету до сего времени: "Корреспонденту В.А. Гиляровскому разрешаю ездить на пожарном обозе". "Нередко мне приходилось на ходу, встречая мчавшийся обоз, вскакивать на что попало и с грохотом мчаться на пожары...". Порой Гиляровскому приходилось писать о событиях, происходивших за пределами столицы. 28 мая 1882 года в Орехово-Зуеве случился пожар на фабрике Морозова. Когда Гиляровский приехал на место владельцы фабрики постарались скрыть число человеческих жертв. Тогда он переоделся в бедняцкую одежду и под видом человека, ищущего работу, восстановил картину происшествия из разговоров с очевидцами. Статья наделала много шума. Фабриканты Морозовы обратились к генерал-губернатору Москвы с жалобой на газету. Но, по результатам расследования, хозяев обязали выплатить пособия семьям погибших. Гиляровский сам принимал участие в тушении пожаров. На картине московского художника А.П. Белых "В.А. Гиляровский на пожаре" изображен писатель, выносящий из огня девушку. Юношей Гиляровский десять лет скитался по России. В один из осенних дней 1872 года девятнадцати лет поступил на службу в пожарную команду города Ярославля. В силу своего характера в первый же день отличился на пожаре – спас брандмейстера. Этот эпизод он описывает в автобиографической повести "Мои скитания". "...Крыша вся в дыму, из окон второго этажа полыхает огонь. Приставляем две лестницы. Брандмейстер, сверкая каской, вихрем взлетает на крышу, за ним я с топором и ствольщик с рукавом. По другой лестнице взлетают топорники и гремят ломами, раскрывая крышу… Листы железа громыхают внизу. Воды все еще не подают. Огонь охватывает весь угол, где снимают крышу, рвется и несется на нас, отрезая дорогу к лестнице. Ствольщик, вижу сквозь дым, спустился с пустым рукавом на несколько ступеней лестницы, защищаясь от хлынувшего на него огня... Я отрезан от лестницы и от брандмейстера, который стоит на решетке и кричит топорникам: Спускайтесь вниз! Но сам не успевает пробраться к лестнице и, вижу, проваливается. Я вижу его каску наравне с полураскрытой крышей... Невдалеке от него вырывается пламя... Он отчаянно кричит... Еще громче кричит в ужасе публика внизу... Старик держится за железную решетку, которой обнесена крыша... Он висит над пылающим чердаком... Я с другой стороны крыши, по желобу, по ту сторону решетки ползу к нему, крича вниз народу: Лестницу сюда! Подползаю. Успеваю вовремя перевалиться через решетку и вытащить его, совсем задыхающегося... Кладу рядом с решеткой... Ветер подул в другую сторону, и старик от чистого воздуха сразу опамятовался. Лестница подставлена. Помогаю ему спуститься..." Служба Гиляровского в пожарной части была недолгой. Пожарные в ту пору работали с 5 6 утра и длился рабочий день 1516 часов. Единого распорядка дня не было. После подъема пожарные становились на молитву. Затем полтора два часа чистили и кормили лошадей, убирали помещение, заметали двор и улицу перед пожарным депо. После завтрака в 7 часов начинались строевые занятия и различные хозяйственные работы. Кроме этого пожарные поочередно несли постовую службу на каланче, у ворот, на конюшне и в других местах. Днем и ночью пожарные находились, на службе. Отлучаться без разрешения с территории части они не имели права. Только раз в неделю могли поочередно уйти на 23 часа в баню. Те, кто "не провинился", раз в месяц получали увольнительную.

"...Огромный пожарный двор завален кучей навоза... Казарма пожарной команды грязная и промозглая. Пожарные в двух этажах, низеньких и душных, были набиты как сельди в бочке и спали вповалку на нарах, а кругом на веревках сушилось промокшее на пожарах платье и белье... " так писал Гиляровский в начале XX века в очерке "Под каланчой" о лучшей пожарной части Москвы.

Владимир Алексеевич пустился странствовать по России. А "заработанный" им, в пожарной команде Ярославля, широкий ременной пояс с медной пряжкой много лет служил ему в скитаниях. Все пришлось испытать... Школу жизни Гиляровский прошел в бурлачестве, в работе грузчика на волжской пристани, в труде кубовщика на заводе свинцовых белил, табунщиком в задонских степях, испытал долю солдата в царской казарме. В очерке "Под каланчой" он пишет: "Каждый пожарный герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой" и привел стихотворение, которое пользовалось особой популярностью у пожарных.

Мчатся искры, вьется пламя,

Грозен огненный язык...

Высоко держу я знамя,

Я к опасности привык!

На высоких крышах башен

Я, как дома, весь в огне.

Пыл пожара мне не страшен,

Целый век я на войне!

Каждый пожарный чувствовал, что написано это стихотворение про него, именно про него, и гордился этим: сила и отвага! Помимо периодических изданий добровольное общество не только в центре, но и на местах приложило немало усилий по созданию и выпуску пожарно-технической и другой литературы, затрагивающей пожарную тему и пожарную безопасность.

  1. Зарождение мер противопожарной защиты

В древнейших государствах пожары уничтожали густонаселенные города. Гибло население, превращались в прах материальные ценности. Дошли многочисленные сведения о пожарах того времени. Так, в 1400 г. до н.э., огнем был полностью уничтожен город Кносс, расположенный в центре Северного Крита. В 146 г. до н.э. римлянами был сожжен рабовладельческий город-государство в Северной Африке Карфаген. При этом в огне погибло более пятидесяти тысяч человек.

О том, что пожары уже в ту пору были большим бедствием, свидетельствуют меры наказания за неосторожное обращение с огнем. Первые упоминания об этом имеются в источниках Вавилона и Ассирии. Древнейшее право характеризуется исключительной жестокостью наказаний. В ХVIII в. до н.э. в Вавилонии, Месопотамии и Ассирии действовали законы Хаммурапи – ценный памятник древневосточного рабовладельческого права. В пункте 25 свода записано: «Если и какомлибо доме вспыхнет пожар, и лицо, помогающее его тушить, крадет орудия борьбы с пожаром, то его следует бросить в огонь». Из этих строк следует, что соседи были обязаны тушить пожар. Судя по мере ответственности за кражу «орудий борьбы с пожаром», они имели большую ценность, и количество их было ограниченно.

Жестокость наказания за неосторожное обращение с огнем была характерна не только для, скажем, Ассирии . В Древнем Китае, например, по действовавшим при династии Шан (1600 – 1100 гг. до н.э.) законам, человеку, роняющему по дороге пепел, просто отрубали руку.

В 1100 г. до н.э. ещё в период правления династии Ижау стали назначать специальных чиновников, в ведение которых входило «обновление огня», добывавшегося тогда трением. Очевидная необходимость подобной меры не была случайной, поскольку контроля требовало не только поддержание огня и запасов топлива, но и распространение пламени за пределы очага. Это первая известная мера предупреждения пожара на государственном уровне.

Древний человек достаточно рано понял роль различных средств, преграждающих путь к огню, и первой он применил воду, постепенно приходя к пониманию необходимости создания и хранения её запасов для борьбы с огнём. Известен ряд сооружений подобного назначения, возведённых много тысячелетий назад: всевозможные емкости, расположенные неподалёку от жилищ, естественные или искусственные водоёмы. Такие сооружения были известны в Ассирии, Египте, Палестине. По данным археологов некоторые водохранилища были построены 6000 лет назад. В Египте около 3000 г. до н.э. на реке Нил была построена плотина, откуда с помощью канала длиной 12,5 миль вода отводилась в искусственное озеро. Так была решена проблема водоснабжения новой столицы – Мемфиса.

Наиболее древний и достоверный документ пожарного дела представляет собой каменную плиту, хранящуюся в Лондонском национальном музее. Этот памятник в камне, изготовленный 2800 лет назад, рассказывает о штурме города Нимруд (Вавилон). С башен города в атакующие боевые машины защитники выпускали тучи горящих стрел и забрасывали их факелами. Как гласит надпись на этом камне, нападающие тушили их водой из «ёмкостей с длинными ручками». Это первое упоминание о пожарной технике вообще.

На этой плите есть еще одно свидетельство о способах борьбы с огнем. Боевые колесницы, оснащённые таранами для пробивания стен, применялись для разрушения горящих зданий. Записи на камне свидетельствуют о том, что люди уже тогда в тушении пожара стремились в первую очередь сбить пламя. Менее интенсивный огонь можно было заливать водой. Этот опыт, по-видимому, пришел из глубокой древности, по аналогии с тушением костров, которые легче было загасить, растащив из центра горящие поленья.

Первое упоминание о наличии специальных команд для борьбы с пожарами связано с Древним Китаем и Японией. Так, появление пожарных команд в Китае датируется IV в. до н.э. Их отличала специальная форма, а при вызове на пожар перед ними в обязательном порядке шествовал оркестр. В целях предупреждения пожаров при наступлении темноты жителям запрещалось разжигать огонь. За нарушение запрета виновные наказывались 100 ударами кнута, а если неосторожные действия приводили к пожару, то виновному отрубали голову. В III в. до н.э. в Китае появляются соответствующие учреждения, управляющие пожарной охраной столицы и императорского дворца. Непосредственное руководство этими учреждениями возлагалось на чиновников, отвечавших за общественный порядок. Наблюдение за городом осуществлялось со смотровых вышек. Важнейшим достижением древних китайцев в пожарной безопасности жилищ следует считать перенос очага для приготовления пищи и запасов топлива в специально отведенное место.

В древней Японии в пожарных командах действовала военная дисциплина. Личный состав жил в казармах. Под головой у каждого пожарного во время сна лежало полено, по которому в случае тревоги дежурный бил деревянным молотком. Для своевременного обнаружения загорания японцы также вели наблюдение за жилыми районами с наблюдательных вышек.

Греческая цивилизация, пришедшая в начале железного века на смену египетской и вавилонской, оказала большое влияние на развитие науки и техники. На земле Эллады в VIIIVI вв. до н.э. сформировались рабовладельческие полисы – городагосударства. Улочки в этих городах были узкими, застроены они были однодвухэтажными домами из сырца на каменном фундаменте. Но, несмотря на использование в строительстве негорючих материалов, в конце II тыс. до н.э. некоторые из этих поселений были уничтожены пожарами. Имеющиеся материалы о мерах предосторожности и борьбе с огнем весьма скупы. Однако и они, бесспорно, свидетельствуют о первых попытках предупредить пожары или ограничить размеры их последствий. Так, в древней Греции запрещалось разводить огонь рядом с храмами, не исключено, что появление такой меры было вызвано преступлением Герострата, поджегшего в 356 г. до н.э. одно из чудес света – Храм Артемиды в Эфесе в целях прославиться таким чудовищным поступком в веках.

Если пожар приближался к зданию, то для его защиты стены строения обкладывали сырой кожей, люди пытались сбить пламя водой, подавая её в очаг пожара с помощью «бамбуковых трубок».

IVV вв. до н.э. римляне использовали длинные жерди для растаскивания горящих жилищ, а для доставки воды к месту пожара – глиняные кувшины с двумя боковыми ручками.

Расцвет древних цивилизаций способствовал развитию техники, связанной с военным делом. Постоянная военная опасность заставляла укреплять города стенами, оборонительными сооружениями. Необходимость ведения осады городов обусловила создание осадных и оборонительных машин, но в военной технике наблюдается и ряд изобретений по борьбе с огнем. Обязательной принадлежностью осадных машин, по свидетельству Афинея Механика (II в. до н.э.), были сосуды с водой. Об этом же пишет и Марк Витрувий Полион (I в. до н.э.). В описании Первой Пунической войны между Римом и Карфагеном (264241 гг. до н.э.) древнегреческий историк Полибий (220146 гг. до н.э.) упоминает о том, что «осадная техника имела и противопожарные приспособления». Что это за приспособления, сейчас ответить трудно, так как историк не привел их описания. Однако в более поздних работах такие сведения имеются. Вот как описывает архитектор Апполодор (II в. н.э.) противопожарное оборудование осадной военной «машинычерепахи»: «Для предохранения мест, которые наиболее подвержены действию зажигательных стрел, употребляются в качестве водопроводных труб воловьи кишки, проводящие воду кверху. Они гонят воду вверх, если начать сжимать приставленные к ним внизу кожаные меха, наполненные водою. Когда же загорится верх крыши, куда трудно попасть для тушения пожара, и когда нет инструмента, который называется кишкой, то в таком случае наставляют одно на другое просверленные тростниковые колена и направляют их на то место, куда надо подавать воду». Об этих и других приспособлениях упоминают и другие авторы. Воины Александра Македонского, к примеру, для защиты от зажигательных стрел на крышах осадных машин закрепляли чехлы из свежевыделанных шкур.

IV в. до н.э. древними римлянами было обнаружено, что водные растворы некоторых химических соединений, таких, как раствор уксусной кислоты, затрудняют горение, что и было применено на практике. Для этих же целей использовался и раствор квасцов, которым пропитывали деревянные строительные конструкции при возделывании укреплений. Во время осады города Пирея (8886 гг. до н.э.) Архелай префект царя Митридата, приказал обмазывать деревянные строения квасцами, что предотвратило массовые пожары, а город удалось отстоять. Упоминание об этих составах встречаются в литературе и в I в. н.э. На осадных орудиях их применяли следующим образом. На дощатых крышах осадных устройств уклады вались сплетенные из мелких свежих прутьев щитки. Всё это закрывалось кожами, а сверху накладывался толстый слой болотной осоки или пропитанной уксусом травы, что служило защитой от зажигательных стрел.

Боевую технику и корабли приходилось защищать не только на суше, но и на море, в том числе от «греческого огня», изобретённого сирийским архитектором Калинником. Этот горючий состав включал в себя нефть, смешанную с асфальтом, смолы, негашеную известь и другие вещества. Смесь при воспламенении не поддавалась тушению обычными средствами. Вода не только не помогала, а наоборот, разбрасывала пламя. «Греческий огонь» пылал и на поверхности воды благодаря наличию в его составе льняного масла. Первыми нашли защиту от этого оружия арабы, укреплявшие корабли свинцовыми листами, а египтяне покрывали деревянные конструкции корабля войлоком, пропитанным уксусом.

На пожарах издревле применялись различные водоподъемные машины: черпак, журавль, шадуф, архимедов винт и др.

Винт Архимеда

Непосредственно для тушения пожаров использовались и поршневые насосы. Форма поршневого насоса известна со времен раннего эллинизма. Например, Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) знал конструкцию всасывающего насоса. Движение управляемого поршня в цилиндре использовалось в древности в воздушном бамбуковом насосе и для разжигания огня. Известно, что Гиппократ упоминал о наиболее примитивной форме устройства для подачи узкой струи воды. Оно представляло собой свиной пузырь с вставленной в него костяной или металлической трубкой. При давлении на пузырь вода разбрызгивалась через эту трубку. И, наконец, «бамбуковые трубки» для тушения в Элладе представляли собой не что иное, как поршневые насосы. Во III вв. до н.э. один из крупнейших представителей знаменитой александрийской школы механиков Ктесибий изобрел двухцилиндровый поршневой насос, снабженный всасывающими и нагнетательными клапанами, рычагомбалансиром для ручного привода и другими элемента ми. Труды изобретателя не сохранились в подлинниках, и нам известно об этом только из трудов Витрувия, Герона и других ученых, где излагается суть его изобретений. Из описаний видно, что в основе конструкции такого толкающего водяного насоса лежит система «Цилиндр – Поршень» и применение впускных клапанов. Принципиальная схема насоса была столь удачной, что и спустя тысячелетия он изменился незначительно.

Двухцилиндровый нагнетательный насос

Герон Старший, живший в I II вв. н.э., внес в конструкцию насоса ряд усовершенствований. Основу его насоса, как и «машины» Ктесибия, составили два металлических цилиндра, которые соединялись между собой трубой с открывающимся наружу клапаном. В дне цилиндров имелись отверстия, закрываемые гладкими шарнирными пластинами (заслонками клапанов), а вертикальная вилообразная труба была снабжена краноподобной насадкой, через которую выбрасывалась вода. Герон писал: «Наклоняющаяся и поднимающаяся трубка позволяет брызгать воду на определенную высоту, но не позволяет направлять её в определенную сторону. Для этого надо повернуть всю машину, что, однако, можно проделывать очень медленно и осторожно, только в случае крайней необходимости. Но для того чтобы легче разбрызгивать воду в любом направлении, разделим первую трубку на две прочно связанные между собой части. Нижняя часть этой трубки соединена с трубкой, соединяющей оба цилиндра, тогда как верхняя часть, к которой примыкает раздвоенная трубка с насадкой, соединена с нижней таким образом, что она может вращаться вокруг своей вертикальной оси и при одновременном наклоне трубки направлять струю воды в любом направлении».

Заливная труба

Следует отметить, что и в более поздних конструкциях насосов реализуется принципиальная схема этого древнего агрегата. Сам насос был расположен в ящике, куда для работы насоса заливали воду. Отсюда пожарные насосы позднее получили и другое название «заливные трубы», встречающиеся в русской литературе вплоть до XX в.


Заключение

Итак, во все времена огонь был неотъемлемой частью жизни человека.

Сколько помнит себя человечество, оно всегда восхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Множество преданий оставили нам древние народы о героях, будто бы отнявших или укравших огонь у властных и жадных богов. Самая знаменитая из таких легенд — древнегреческое сказание о Прометее. Плохо, скудно, холодно, в вечном страхе жили люди без огня, — говорит это сказание. Всемогущий Зевс, повелитель громов и молний, не хотел дать им огонь. Он боялся, что люди станут слишком сильными, перестанут чтить богов и слушаться их. Но Прометею стало жалко людей. Он похитил огонь у Зевса. За это Зевс обрёк его на вечные муки.

Так говорит греческое сказание. На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.

И стал огонь для нас не только другом и помощником. Его живое пламя — символ жизни и борьбы. Горящий факел— символ победоносного знания. Мы говорим о борцах за счастье человечества: в их сердцах горит огонь любви к людям. И на могилах героев мы зажигаем вечный огонь — символ памяти, знак неразрывной связи между прошлым, настоящим и будущим.

Список литературы

  1. История России. / Под ред. Орлова А.С. и др. -М., 2004.
  2. История России. В 2 т. Т.1. / Под ред. Сахарова А.Н. –М., 2006.
  3. История России с древнейших времен до конца 18 века. / Под ред. А.П. Новосельцева и др. –М., 2008.
  4. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. –СПб., 2002.
  5. Подольный Р. Как человек огонь приручил. –М., 1981.
  6. Стариков Н.В. История России с древнейших времен до XX в. -М., 2001.

История пожарной охраны