Концентрация и диверсификация производства

Курсовая работа

на тему:

«Концентрация и диверсификация производства»

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......3

Глава 1. Теоретические основы концентрации и диверсификации производства

1.1. Понятие, сущность и значение концентрации и диверсификации производства………………………………………………………………………6

1.2. Формы и показатели уровня концентрации…………………….........9

1.3. Диверсификация, ее причины и виды ……………………………...13

Глава 2. Экономическая эффективность концентрации и диверсификации производства

2.1. Концентрация производства: преимущества и недостатки………..18

2.2.Диверсификация производства как условие повышения эффективности деятельности предприятия………………………………........20

Глава 3. Анализ и оценка эффективности концентрации и диверсификации производства

3.1. Концентрация производства в нефтехимической промышленности на примере ОАО «Татнефть».…………………………………………………..24

3.2. Диверсификация производства на предприятиях химической промышленности (на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нэфис-Косметикс»)……………………………………………………………………...27

Заключение…………………………………………………………………...34

Список использованной литературы………………………………………..37


Введение

В современном мире в различных социально-экономических системах особое значение приобретают теоретические и практические решения задач дальнейшего развития «новой экономики», при этом роль основного фактора производства играют информация и знания, которые позволяют достичь качественных, наиболее успешных социально-экономических результатов. По определению С. Валентей: «Экономика инноваций приходит на смену традиционному типу общественного воспроизводства». Переход национальных экономик на инновационный путь развития определяет динамику экономического роста, а также уровень конкурентоспособности предприятий как внутри отрасли, так и в мировом хозяйстве.

Также, в последнее десятилетие наблюдается широкое использование принципов рыночной экономики во всех областях и сферах национального хозяйствования. Приоритетная роль конкурентных отношений в решении актуальных проблем социально-экономической действительности неодинаково воздействует на устойчивость работы многих крупных промышленных компаний.

В условиях трансформации экономики широкое обсуждение вопросов и глубокий анализ, которые связаны с взаимодействием конкурентных и инновационных отношений, будут полезными для принятия стратегических решений на уровне различных предприятий и отраслей. Одна из основных задач государственного регулирования в рыночной экономике - это мобилизация и использование инновационно-конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов, а также их объективная качественная и количественная оценка.

Инновационно-конкурентная стратегия каждого предприятия определяется инновационным потенциалом, особенностями его развития в предыдущие периоды, местом и ролью в системе взаимоотношений с поставщиками, потребителями, конкурентами. Так, на крупных предприятиях, введенных в эксплуатацию до переходного периода, использование инновационных достижений связано, в первую очередь, с решением задач упорядочения сложившейся управленческой и организационной структур внутриотраслевых подразделений, тогда как на новых предприятиях – прежде всего, с необходимостью использования крупных финансовых средств на проведение научно-исследовательских работ. Экономические, технико-технологические, организационные и нормативные методы регулирования конкурентно-инновационного процесса способствуют активизации производственной деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики.

Повышение производительности труда и эффективности производства - важнейшие проблемы теории и практики в современной экономике нашей страны.

Обладая огромным природно-ресурсным потенциалом, Россия по уровню производительности труда отстает от развитых стран в 5-7 раз, и, как следствие, занимает не лидирующую позицию в мире по уровню благосостояния населения.

Успешное развитие науки и новых технологий призвано обеспечить эффективное использование всех видов материальных ресурсов в условиях их ограниченности.

Одними из таких способов являются диверсификация и концентрация производства, как переход от односторонней производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции, а также создание и развитие крупных производств и предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции каждой отрасли на специализированных предприятиях.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку современные рыночные отношения находятся в постоянной динамике, поэтому компаниям крайне нелегко поддерживать привлекательность занятой отрасли.

Также следует отметить, что грамотно спланированный и организованный процесс диверсификации способствует повышению продуктивности работы предприятия и каждого его отдельного подразделения.

Рассматривая процесс концентрации предприятий, можно отметить, что он должен развиваться с большей гибкостью и вместе с тем более последовательно, отдавая предпочтение принципам естественного, свободного, расширения и технологической совместимости производственных единиц.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы представленной курсовой работы.

Цель работы - исследование процесса концентрации и диверсификации для деятельности компании.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

  • определить понятие, сущность концентрации и диверсификации производства;
  • изучить формы, элементы и пути развития концентрации и диверсификации производства;
  • рассмотреть основные преимущества и недостатки диверсификации и концентрации соответственно;
  • раскрыть актуальность проблемы на практике на примере конкретных предприятий.

Объектом курсовой работы является процесс концентрации и диверсификации производства, а предметом – их влияние на развитие производства.

Глава 1. Теоретические основы концентрации и диверсификации производства

1.1. Понятие, сущность и значение концентрации и диверсификации производства

Одним из основных условий повышения эффективности промышленного производства является совершенствование форм его общественной организации - концентрации, диверсификации, комбинирования, кооперирования, специализации.

Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на более крупных предприятиях. Данный процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, комбинирования и кооперирования.1

Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера.

В отечественной экономической науке концентрация капитала и производства, а также масштабный рост предприятия нередко трактуются как явления негативные, как формы монополизации производства.

Из истории развития капиталистических стран видно, что на рубеже 19—20 вв. концентрация капитала и производства привела к возникновению монополистической концентрации, то есть экономическое могущество всё больше сосредотачивалось в руках крупнейших монополий. При этом, господствующей формой капиталистических предприятий становится акционерное общество. Конкурентоспособность монополий становится исключительно высокой . Чем большим капиталом они обладают, тем выше степень эксплуатации ими рабочих и эффективность использования основных фондов, тем ниже в расчёте на единицу продукции расходы по продаже товаров и выше размеры прибыли. Монополии располагают обширной производственно-сбытовой сетью не только внутри страны, но и за её пределами, что обеспечивает устойчивость роста их доходов. Прибыльность операций крупнейших монополий особенно велика, а чем больше прибыли получают монополии, тем больше у них возможностей и для её капитализации, и для поглощения своих менее сильных соперников. Способность обеспечивать изменение номенклатуры продукции, диктуемое спросом, а также владение результатами научно-исследовательских работ, стали одним из основных средств конкурентной борьбы.

Мощным фактором концентрации производства стало государственное стимулирование. Объединяющиеся компании получали специальные скидки по налогам и государственные субсидии. Монополистическая концентрация усиливается милитаризацией экономики. Государство передаёт военные заказы, в основном, крупнейшим военно-промышленным компаниям на исключительно выгодных для них условиях, что является источником нового роста монополистической концентрации.

Ускорителем монополистической концентрации производства являлась международная конкуренция, которая развивалась в особенности в связи с империалистической интеграцией. К примеру, в рамках каждой из стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), а также в странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) монополии стараются консолидировать свои силы, чтобы противостоять конкуренции со стороны других стран — как участвующих в этих экономических группировках, так и не входящих в них. Происходят новые слияния, заключаются новые соглашения между монополиями. Кроме того, возникает необходимость в соглашениях и объединениях между монополиями разных стран ЕЭС и ЕАСТ. Всё это привело к повышению уровня всемирной концентрации капитала и производства.2

На сегодняшний день рост производственных мощностей и накопление капитала – одно из условий роста богатства и улучшения благосостояния общества, индикатор общественного прогресса. Ускорение процессов концентрации производства является одной из объективных тенденций развития современных экономических систем.

Существующие экономические тенденции утверждают необходимость концентрационных процессов и масштабного роста бизнеса. Сегодня концентрация производства объективно связана с инновационным развитием и его интенсификацией. Посредством инновационного развития крупномасштабное производство способно обеспечивать динамическую устойчивость всей макросистемы.

Другой стратегической альтернативой развития и роста компании является диверсификация.

Диверсификация производства – это одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одной организации. Диверсификация применяется с целью получения экономической выгоды и для повышения эффективности производства, а также для предотвращения банкротства.

Являясь инструментом перераспределения ресурсов и устранения диспропорций воспроизводства, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.

Наиболее ощутимое развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства.

Прорывное исследование диверсификации и интеграции американских компаний в 1962 г. осуществил М. Горт, японских предприятий – в 1979 г. Е. Есинара.

Вопросы стратегии диверсификации в эпоху массового потребления были основным предметом обсуждения, что связано, во-первых, с заметным снижением темпов роста по сравнению с предшествующим этапом, а во-вторых – стремлением компаний устоять в условиях неравномерного политического и экономического развития.

Таким образом, концентрация и диверсификация производства являются прогрессивными формами общественной организации производства, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.

1.2. Формы и показатели уровня концентрации

Сложность проявлений научно-технического прогресса в промышленности обусловливает многообразие процессов концентрации.

Различают абсолютную и относительную концентрацию производства. Абсолютная характеризует объемные размеры производственных единиц, а относительная - распределение объема производства однородной продукции между производственными единицами разного размера.

Процесс концентрации может развиваться по следующим направлениям (табл. 1.1.).

Таблица 1.1.

Направления развития концентрации

Направление развития концентрации

Эффективность концентрации

Концентрация производства конструктивно и технологически однородной продукции на специализированных предприятиях.

Эффективность концентрации достигается за счет снижения величины постоянных затрат на единицу продукции.

Продолжение таблицы 1.1.

Направление развития концентрации

Эффективность концентрации

Комбинирование технологически разнородных производств в рамках одного предприятия.

Эффективность концентрации достигается за счет сокращения длительности производственного цикла, снижения величины транспортных затрат и комлексного использования сырья.

Концентрация производства путем соединения научной и производственной структур в рамках одной компании.

Эффективность концентрации достигается за счет сокращения инновационного цикла.

Концентрация производства путем создания национальных и транснациональных корпораций.

Эффективность обеспечивается за счет существования единой организационной и информационной производственной системы, что позволяет развитию основных форм организации производства с максимальным эффектом.

Под влиянием общественных форм разделения труда и развития научно-технического прогресса сложились четыре вида процессов концентрации производства: агрегатный, технологический, заводской и организационно-хозяйственный.

Агрегатная концентрация заключается в увеличении единичной мощности машин и оборудования (агрегатов). Данный вид концентрации свойствен для крупнотоннажных процессов непрерывной технологии. Отличающая особенность агрегатной концентрации - снижение капитальных вложений в производство в расчете на единицу вырабатываемой продукции. Объясняется это тем, что при увеличении мощности основного технологического оборудования, его размеры и масса, а соответственно, и стоимость увеличиваются в меньшей степени, чем мощность. Например, в электроэнергетике увеличиваются единичные мощности турбин, в машиностроении растет выпуск станков с числовым программным управлением, многофункциональных станков типа «Обрабатывающий центр», усовершенствованных вычислительных машин, мощного химического оборудования, универсальных систем автоматизированного проектирования и т.д.

Технологическая концентрация осуществляется путем увеличения мощностей производств, цехов, участков. Такая концентрация может развиваться интенсивно, на базе агрегатной концентрации, т.е. за счет качественного совершенствования техники, и экстенсивно, путем увеличения количества единиц однотипного оборудования. Примером технологической концентрации являются мощности специализированного производства литья (центролиты), ткацких, прядильных производств, массового и поточного производств в механообработке и сборке, автоматических и автоматизированных производств в легкой, пищевой и химической промышленности.

Заводская концентрация выражается увеличением размеров предприятий и производств. Она развивается не только на базе агрегатной и технологической концентрации, но и за счет объединения, слияния нескольких производств в одно. Чаще всего, это специализированные предприятия (например, АвтоВАЗ) или предприятия-комбинаты, которые включают разные производства одной или даже нескольких отраслей.

Организационно-хозяйственная концентрация характеризуется созданием объединений предприятий. В отраслях промышленности образовано большое число разнообразных объединений. Все их модификации можно классифицировать по следующим признакам: масштабу деятельности; характеру производственной деятельности; формам специализации и концентрации; юридической самостоятельности единиц, входящих в состав объединения.

Увеличение масштабов производства в процессе концентрации осуществляется по следующим путям и направлениям:

  • горизонтальная интеграция – слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;
  • вертикальная интеграция – комбинация отраслей разных компаний, производство в которых связано единой целью;
  • комбинация отраслей разных компаний, технологически не связанных между собой.

Уровень концентрации зависит, прежде всего, от величины единичной мощности машин, аппаратов, агрегатов, количества однотипного оборудования, технологических установок, размеров и числа технологически однородных производств.

Для характеристики концентрации производства и описании ее отраслевых особенностей могут быть использованы, в зависимости от поставленных задач, как отдельные показатели, так и их система.

Показатели абсолютной концентрации производства:

  • объем производства продукции за год;
  • среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;
  • среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
  • мощность энергетических установок.

Для измерения уровня относительной концентрации используются следующие показатели:

  • объем выпуска продукции за год, который приходится в среднем на одно предприятие;
  • удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;
  • удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;
  • удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;
  • удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;
  • удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

В зависимости от уровня концентрации различают крупные, средние и малые предприятия, цеха, участки. Тенденцией в условиях рыночной экономики является увеличение доли малых предприятий, которые призваны способствовать стабилизации потребительского рынка, преодолению монополизма, созданию конкуренции, созданию дополнительных рабочих мест, решению экологических проблем, внедрению достижений научно-технического прогресса.

Таким образом, концентрация производства представляет собой рост промышленности за счет производственного накопления. Она реализуется через создание новых крупных предприятий и реконструкцию и расширение действующих.

1.3. Диверсификация, ее причины и виды

В условиях конкуренции любая компания стремится укрепить свое положение на рынке и пытается своевременно реагировать на изменение конъюнктуры. При помощи стратегии диверсификации специализированные фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы-конгломераты, составные части которых не имеют между собой функциональных связей.

Диверсификация – это вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она вносит более эффективный менеджмент либо новый способ управления деятельностью фирмы.

Среди основных причин диверсификации можно назвать следующие:

  • выживаемость – это меры по противодействию неблагоприятному производственному, рыночному или материальному воздействию;
  • стабильность – это задействование производственного баланса в циклическом производстве;
  • прoизводственная утилизация ресурсов;
  • адаптация к изменению потребностей покупателя;
  • рост.

Таковы основные причины диверсификации, они вызваны необходимостью повышения эффективности бизнеса не только в данный момент времени или в ближайшем будущем, но и на долгосрочную перспективу, т. е. связаны с принятием стратегических решений.

И. Ансофф выделяет следующие причины диверсификации производства.3

1.Если фирма в рамках имеющегося у нее бизнес-портфеля не может достичь поставленных целей, то она диверсифицируются. Говоря о ближайших целях и долгосрочной рентабельности, причинами диверсификации могут стать общее уменьшение спроса, насыщенность рынка, устаревание продуктов фирмы или конкуренция. Обычные симптомы этого – уменьшение нормы возврата инвестиций, «высыхание» потока новых возможностей.

Если говорить о гибкости, причиной диверсификации может быть непропорционально большая часть объема продаж, приходящаяся на одного покупателя, появление новых технологий и узкий рынок или ограниченная технологическая база.

2. Даже если предприятие имеет заманчивые возможности для расширения производства, успешного прогресса в достижении целей, оно может принять решение о диверсификации, если сумма остающейся у нее прибыли является недостаточной для удовлетворения планов по расширению текущей деятельности.

3. Даже если текущая цель достигнута, компания может принять решение о диверсификации, если это позволяет ей получить более высокую прибыль, чем простое расширение производства. Такая ситуация возможна, когда:

- возможности диверсификации настолько привлекательны, что покрывают неизбежный в таких случаях малый синергизм;

- отдел разработок и исследований разработал перспективные новые продукты;

- руководство не придает особого значения синергетическому эффекту и, соответственно, синергетические преимущества, которыми обладает расширение перед диверсификацией, не существенны. Это особенно характерно для корпораций.

4. Предприятия часто страдают синдромом «хорошо там, где нас нет». Не обладая достаточно надежной информацией об альтернативах диверсификации, такие компании вместо детального сравнения возможностей преобразования переходят к немедленным практическим действиям. Гораздо более дешевой и оправданной является заблаговременная покупка надежной информации.

Несмотря на бесспорность приведенных выводов, основы причин диверсификации производства более сложны и многообразны.

При изучении проблемы диверсификации выделяют два вида диверсификации:

  • косвенная, когда общие факторы ограничены управлением коммерческими предприятиями и финансами. Данная ситуация характерна для промышленных холдинговых групп и инвестиционных компаний;
  • прямая, при которой существуют дополнительные общие факторы, такие как маркетинговые услуги, технологическое ноу-хау, экспертные услуги.

На основе данного деления можно выделяют три процесса диверсификации.

Процесс «замена» используется для существующей комбинации продукт-рынок, утратившей свою жизнеспособность в силу жесткой конкуренции либо «морального» износа.

Процесс «дополнение» целесообразнее применять для имеющейся комбинации продукт–рынок, достигшей стадии насыщения и зрелости, когда потенциальный рост не оправдывает применения допустимых средств и ресурсов.

Процесс «страхование» может применяться для возможного перенасыщения рынка либо для преодоления условий спада. Он осуществляется преимущественно путем распределения величины риска и инвестиций на все сферы производства.

В отечественной и зарубежной литературе также выделяют следующие три типа диверсификации.

Вертикальная диверсификация характеризуется поглощением потребителей и поставщиков (включая систему торговли). Преимущество вертикальной диверсификации - контроль над всей цепочкой производства: от сырья до готового продукта. Чаще всего данная форма диверсификации связана с переработкой какого-либо основополагающего ресурса (например, нефти).

Горизонтальная диверсификация осуществляет своё развитие за счет поглощения системы продукт-рынок внутри своей отрасли или смежных отраслей. Например, в условиях конверсии производства предприятия военно-промышленного комплекса достаточно устойчиво и легко могут войти на соответствующий рынок гражданской продукции.

Конгломеративная или побочная диверсификация характеризуется проникновением предприятия в другие отрасли безотносительно его сбытовой и технологической связности. Она предполагает приобретение абсолютно новых для данной компании производств, которые обеспечивают быстрый рост и получение максимально высокой прибыли. Конгломеративная диверсификация может привести как к повышению стабильности функционирования предприятия, так и к возможности больших финансовых потерь в случае неудачи. Для успешной деятельности здесь требуется аккумуляция финансовых ресурсов, наличие независимых схем управления, а общая стратегия может касаться только финансовой политики.

Таким образом, диверсификация – это развитие производства или прирост его объемов за счет выпуска дополнительной абсолютно новой продукции на новые рынки и поиска более сильной позиции на них. Однако, это определение не учитывает другие аспекты явления, имеющие место в деятельности современных компаний. К ним относятся – способность фирмы «упорядочить» свой трудовой потенциал и капитал, когда необходимы существенные изменения в ее деятельности в условиях конкуренции, а также иметь возможность огромного поля деятельности для руководителей и достаточно перспектив для дальнейшего роста.

Глава 2. Экономическая эффективность концентрации и диверсификации производства

2.1. Концентрация производства: преимущества и недостатки

Экономические показатели функционирования предприятия (производительность труда, себестоимость, рентабельность, прибыль, материалоемкость и др.) в наибольшей мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы фирмы, в большинстве случаев, улучшаются до его оптимальных размеров, а потом могут ухудшаться.

Нет сомнений, что объем выпускаемой продукции зависит от величины задействованных производственных ресурсов, т.е. от величины постоянного и переменного капитала.

На предприятии объем выпуска продукции возможно увеличить за счет наиболее полного использования мощностей, в таком случае цель очень быстро достигается путем привлечения дополнительного количества переменного капитала. Если в фирме отсутствует резерв производственных мощностей, то увеличение выпуска продукции требует достаточно длительного времени и привлечения не только переменного, но и постоянного капитала. Экономический эффект в первом случае достигается за счет снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.

Крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед мелкими и средними предприятиями.

Преимущества крупных предприятий в общем виде проявляются в следующем:

  • крупные предприятия являются проводниками НТП, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука—производство», т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, конструкторских и проектных работ, прикладных и поисковых работ, создания новой техники и нового оборудования, а также его распространения и сбыта;
  • на крупных компаниях легче внедряются и лучше используются более современное и высокопроизводительное оборудование;
  • крупные предприятия создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;
  • на крупных компаниях с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;
  • на крупных предприятиях имеется возможность – использовать отходы производства и организовать производство побочных продуктов;
  • на крупных предприятиях имеется возможность и экономическая целесообразность соединения науки с техникой;
  • на крупных компаниях больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;
  • концентрация позволяет добиваться монопольного положения в отрасли;
  • концентрация позволяет расширить рыночную власть с помощью централизации и лоббировать интересы крупных компаний.

Крупные предприятия, как уже отмечалось выше, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.

Недостатки крупных предприятий, в первую очередь, проявляются в следующем:

  • увеличиваются транспортные расходы на доставку сырья, материалов, комплектующих изделий к предприятию и на отправку готовой продукции потребителям по причине увеличения радиуса транспортировки;
  • при строительстве крупных производств требуются немалые единовременные капитальные вложения, сроки строительства увеличиваются, это приводит к омертвлению капитала;
  • с возрастанием масштабов предприятия процесс управление заметно усложняется;
  • повышается нагрузка на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • нарушается принцип равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов государства;
  • возможность монополизации производства и т.д.

Таким образом, крупные компании имеют как преимущества, так и недостатки. Особое внимание на них следует обратить при проектировании и создании предприятий широкого масштаба.

2.2. Диверсификация производства как условие повышения эффективности деятельности предприятия

Имеется немного оснований утверждать о наличии систематической связи между стратегией диверсификации и коммерческим успехом предприятия. Однако правильно и разумно проведенная диверсификация деятельности может быть путем повышения эффективности отдельных подразделений. К примеру, если затраты в рамках какой-либо определенной отрасли являются по своей природе, преимущественно, постоянными, то их разделение по разным участкам с большими объемами продаж приведет к значительному снижению удельных издержек.

Предпосылкой повышения эффективности при диверсификации является наличие ключевых и перспективных компетенций, которые представляют собой стратегический интерес. Например, когда компания Honda стала использовать технологию моторостроения в производстве разных видов продукции, то у нее появилась возможность инвестировать больше средств в научно-исследовательские работы без ущерба для удельных издержек. При этом обобщение технологического опыта в различных сферах способствовало дальнейшему повышению технологического уровня фирмы. Компания Honda добилась превосходства и в области качества, что выгодно сказалось на ее рыночных позициях.4

В случаях когда ведущие компетенции могут быть широко использованы при производстве различных видов продукции, диверсификация компании открывает новые возможности в сфере НИР. Развитие и рост хозяйственной деятельности в таких случаях может привести к созданию критической массы ресурсов, позволяющей обойти конкурентов.

Аналогичная ситуация наблюдается в области рекламы. Существует эмпирически установленная связь между объемом продаж и затратами на рекламу. С ростом затрат на рекламу кривая продаж сначала медленно поднимается, затем круто идет вверх и, наконец, опять переходит в стадию медленного подъема. Поэтому отдача от рекламы в расчете на единицу затрат у крупных предприятий значительно выше, чем у мелких и средних конкурентов. Возможность улучшить ситуацию и здесь заключается в распределении рекламных расходов по однородным хозяйственным единицам.

Успех диверсифицированного предприятия заключается так же в возможности объединения усилий для достижения единых целей. Удачный результат такого объединения определяется действием синергетического эффекта, т.е. когда целое представляет собой нечто большее, чем просто сумма частей. Так некоторые крупные корпорации повышают прибыльность своих вновь приобретенных фирм путем совершенствования на них систем управления и финансового контроля, а также путем реорганизации этих компаний на специализированные по видам деятельности подразделения. В этаком случае высокий результат дает совместное использование ресурсов и опыта. Наибольшее значение синергетический эффект имеет место в случае если подразделения находятся в родственных отраслях.

В большинстве случаев, начальные этапы деятельности компании связаны с ее концентрацией на одной отрасли. Исследования западной практики показывают, что многие из наиболее удачливых компаний достигли высокого уровня благосостояния, используя стратегию концентрации, т.е. не выходя за рамки моноотраслевой деятельности. В то же время следует отметить, что среди компаний, которые используют эту стратегию наблюдается большое количество банкротств. Как правило, это связано с тем, что данная стратегия несет большой уровень риска. Стратегия отраслевой концентрации может быть использована только на ранних стадиях жизненного цикла отрасли, т.к. при благоприятных обстоятельствах она может обеспечить наиболее высокие темпы прироста капитала или производственного развития. На остальных стадиях жизненного цикла компании по мере удовлетворения потребности в продукции основного контингента потребителей ей на смену должна прийти стратегия отраслевой диверсификации производственной деятельности.

Диверсификация в рамках определенной группы отраслей позволяет компании чрезвычайно широко использовать накопленный опыт в сфере производственных технологий и маркетинга, и, соответственно, увеличивать конкурентные преимущества диверсифицируемых подразделений. Кроме этого, использование отраслевой диверсификации даже в таких ограниченных рамках позволяет существенно снизить уровень хозяйственных рисков. Однако стратегия диверсификации в рамках определенной группы отраслей эффективна лишь при благоприятном прогнозе конъюнктуры соответствующих товарных рынков.

Наименее рискованной является диверсификация в разрезе разных, не связанных между собой групп отраслей. Необходимость применения такой стратегии определяется тем, что для многих крупных и средних компаний, которые осуществляют свою деятельность на протяжении продолжительного периода, традиционно избранные отрасли сдерживают темпы перспективного развития, получения высокой отдачи от капитала, а иногда вызывают стратегическую уязвимость в конкурентной борьбе. Обеспечить новые возможности развития для таких компаний может диверсификация деятельности в другие альтернативные группы отраслей.

Таким образом, диверсификацию деятельности предприятия целесообразно рассматривать как инструмент управления его развитием, при этом виды диверсификации зависят от сферы деятельности, размеров, ресурсов и стратегических целей предприятия.

Глава 3. Анализ и оценка эффективности концентрации и диверсификации производства

3.1. Концентрация производства в нефтехимической промышленности на примере ОАО «Татнефть»

Особенность нефтехимической промышленности заключается в том, что спрос на нефтехимическую продукцию становится все более активным, и чтобы сохранить существующее положение на рынке фирмам необходимы огромные инвестиции на расширение производства и на постоянное обновление производственных мощностей. Следовательно, отсутствие инвестиционной программы у нефтехимического предприятия просто-напросто показывает отсутствие потенциала его дальнейшего роста и о предстоящей утрате позиций на рынке. С другой стороны, от крупных капиталовложений на сегодняшний день нефтехимические предприятия получат необходимый экономический эффект только через 2-3 года. Соответственно, компании нефтехимического сектора в большинстве случаев могут интересовать лишь долгосрочных инвесторов.

Так как основным сырьем в производстве нефтехимической продукции является газовый конденсат и нефть, цены на нефтехимическую продукцию, прежде всего, зависят от цен на углеводородное сырье, тем более, что затраты на сырье на нефтехимических предприятиях составляют 60-70% себестоимости производства. При этом российская нефтехимия, преимущественно , нацелена на удовлетворение внутреннего спроса, так как от экспорта нефтехимической продукции компании выигрывают незначительно. «Пластиковый бум» в России и высокие вывозные пошлины на базовые мономеры поддерживают баланс цен на нефтехимическую продукцию на внутреннем и внешнем рынках.

В России нефтехимический сектор представлен рядом крупных игроков, организующих полный технологический цикл производства нефтехимической продукции - от выпуска базовых мономеров до получения конечных продуктов полимеризации. В общей сложности, на долю российских нефтехимических холдингов с высоким уровнем концентрации приходится почти 70% отечественного рынка пластмасс и 75% рынка синтетических каучуков. Остальные предприятия нефтехимического комплекса имеют узкую специализацию производства и, поскольку не имеют тенденций по выпуску базовых мономеров, находятся в сильной зависимости от поставок сырья с основных нефтехимических компаний. Это является индикатором их низкой инвестиционной привлекательности.

В качестве примера успешной концентрации можно рассмотреть ОАО «Татнефть». Она является одной из крупнейших компаний в нефтегазовом комплексе России. Основная деятельность ОАО «Татнефть» осуществляется на территории Российской Федерации. Компания имеет холдинговую структуру. В её состав входят нефтехимические предприятия, нефтегазодобывающие управления, нефтегазоперерабатывающие предприятия, а также сервисные производства и предприятия, реализующие нефть, продукты нефтехимии и нефтегазопереработки. Вместе с тем, компания участвует в страховой и банковской деятельности.

ОАО «Татнефть» на сегодняшний день предоставлены лицензии на разработку 77 месторождений в Республике Татарстан, где сосредоточены основные запасы нефти республики. Одновременно данное предприятие участвует в капитале и управлении рядом ведущих нефтехимических компаний Республики Татарстан. Воплощая программу стабилизации и восполнения запасов, она развивает бизнес-проекты за пределами республики – как на территории России, так и в странах дальнего и ближнего зарубежья, укрепляя при этом сырьевую и нефтеперерабатывающую базы и одновременно расширяя рынки сбыта.

В свою очередь, входящая в состав холдинга ООО «Татнефть-Нефтехим» - одна из крупнейших холдинговых компаний, образованная в июле 2002 года с целью эффективного управления группой предприятий, которые входят в состав нефтехимического комплекса, для оптимизации инвестиционных проектов, их прибыли и затрат, для расширения рынка товаров и услуг, повышения качества выпускаемой продукции, увеличения выпуска шин и РТИ, а также для достижения наиболее эффективного использования активов фирмы (табл. 3.1.).

Таблица 3.1.

Перечень предприятий нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть»5

Предприятие

Основной вид деятельности

ООО «Управляющая компания   «Татнефть-Нефтехим»

Осуществление управленческой деятельности предприятий нефтехимического комплекса

ОАО «Нижнекамскшина»

Производство автомобильных шин марок КАМА и КАМА EURO

ООО «Нижнекамский завод грузовых шин»

Производство сельскохозяйственных шин грузовых шин, ободных лент, камер, резинотехнических изделий, а также сопутствующих товаров

ОАО «Нижнекамский завод технического углерода»

Производство и реализация технического углерода

ОАО «Нижнекамский механический завод»

Выпуск машиностроительный продукции, выполнение капитального ремонта оборудования шинного производства

ЗАО «Ярполимермаш-Татнефть»

Производство литья, форматоров-вулканизаторов, шинных пресс-форм, оборудования для предприятий газодобывающей и нефтяной отрасли.

ООО «Торговый дом «Кама»

Реализация автомобильных шин

ООО «Татнефть-Нефтехимснаб»

Обеспечение материально техническими ресурсами предприятий нефтехимического комплекса

ООО «Научно-технический центр «Кама»

Научные исследования и разработки

ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК»

Производство резинотехнических изделий и шин цельнометалликордной конструкции,

Продолжение таблицы 3.1.

Предприятие

Основной вид деятельности

ООО «Энергошинсервис»

Осуществление эксплуатационного обслуживания и капитального ремонта электрооборудования, тепло-пароснабжения, сетей электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения и канализации предприятий нефтехимического комплекса

По итогам 2009 года ООО «Татнефть-Нефтехим» произвело нефтехимической товарной продукции на 32 млрд. рублей, а к 2012 году этот показатель достиг 40 млрд. рублей. Такие показатели – это еще один плюс в пользу концентрации производства. Если бы компании, входящие в состав холдинга функционировали отдельно, маловероятно, что они добились бы такого высокого результата. Большую роль при этом играет экономия на трансакционных издержках и покупке сырья.

Таким образом, ОАО «Татнефть» является примером успешной концентрации производства. Обладая достаточными средствами и высоким уровнем концентрации производства данная компания имеет возможность проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, внедрять на своих предприятиях новейшие технологии и оборудование, которые позволяют ей повышать конкурентоспособность своей продукции, снижая издержки и совершенствуя организацию производства.

3.2. Диверсификация производства на предприятиях химической промышленности

Химическая промышленность – это отрасль промышленности, которая включает производство продукции из минерального, углеводородного и другого сырья путём его химической переработки.

По данным исследований за 2012 год в структуре промышленности по объему товарной продукции удельный вес нефтехимической и химической промышленности составляет 7,4%. В данной отрасли сконцентрировано 6,5% основных фондов промышленного потенциала государства. Компании обеспечивают 6,7% общероссийского объема валютной выручки.

За счет продукции, которая идет на вывоз, т.е. на экспорт — синтетические каучуки, удобрения, смазочные масла и др. - происходит ежегодный прирост продукции. Цена природного газа в этом приросте имеет немалую долю. Это позволяет отдельным видам химической продукции быть конкурентоспособными на мировом рынке. К примеру, по выпуску карбамида и аммиака российские предприятия контролируют 15% мирового рынка, метанола — 10%. За 2010-2012 гг. объем производства в химической промышленности увеличился на 60%.

На деятельность химического комплекса значительное влияние оказывают вертикально интегрированные структуры (холдинг «ФосАгро», ЗАО «ЛУКОЙЛ-Нефтехим», ОАО «Сибур-Холдинг», ОАО «МХК «ЕвроХим», Группа «Амтел-Фредештайн», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и т.д.), производящие значительную часть ВВП. Данные компании имеют возможности для реализации технологических процессов - от сырья до выпуска конечной наукоёмкой продукции, и удерживают первенство на рынке химикатов России. Если соотнести химическое производство нашей страны с мировым химическим комплексом, то на долю России приходится около 1,2% мирового объема химической продукции.

Рассматривая опыт деятельности татарстанских предприятий, производителей химической продукции, мы видим реализацию стратегий диверсификации производства, которые мы рассматривали в пункте 2.2.

Пример горизонтальной диверсификации на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим».

ОАО «Нижнекамскнефтехим» - активно развивающаяся, высокотехнологичная нефтехимическая компания. Производственный комплекс предприятия включает в себя десять заводов основного производства, семь центров (в том числе научно-технологический и проектно-конструкторский), а также вспомогательные цеха и управления.

Компания реализует крупную инвестиционную программу, которая определена стратегией предприятия, и заключается она в:

  • укреплении позиций фирмы, как производителя широкого спектра каучуков, на внешнем и внутренних рынках продукции химического комплекса;
  • перспективном развитии компании и его становлении сильным игроком на рынках России и СНГ в области производства широкого спектра пластиков, и их реализации.

Стратегическая программа развития компании разработана в соответствие с основными направлениями Президентской программы развития нефтегазового и химического комплекса Республики Татарстан и полностью соответствует ее целям и задачам. Она также корреспондируется со стратегией развития нефтехимической и химической промышленности России, на период до 2015 года, реализует которую Министерство промышленности и торговли РФ.

В рамках перспективной программы развития в ОАО «Нижнекамскнефтехим» реализованы проекты по организации производства новых видов продукции, таких как полипропилен и полистирол. С запуском третьей очереди производства полистиролов летом 2010 года компания стала крупнейшим в стране производителем данного продукта.

В свою очередь, ведутся работы по увеличению мощностей базовых мономеров (пропилена и этилена ) и каучуков (БК, СКД, ГБК). В конце 2007 года был получен первый брикет полибутадиенового каучука на литиевом катализаторе (СКД-Л), в 2010 году началось серийное его производство. Сегодня предприятие может предложить потребителям комплексный пакет из шести видов каучуков, которые применяются в производстве уникальных пластиков и шин.

В период до 2011 года компания диверсифицировала сырьевую базу: завершила поэтапную модернизацию завода «Этилен» (модернизация установок первичного фракционирования, печей пиролиза, компремирования и газоразделения, производства бензола) с доведением годовой мощности по производству пропилена - до 253 тысяч тонн, бензола - до 220 тысяч тонн, этилена - до 600 тысяч тонн, бутадиена - до 67 тысяч тонн.

К тому же, ОАО «Нижнекамскнефтехим» создало новые производства и освоило новые виды продукции: организация производства новых видов синтетических каучуков (бутадиенового каучука СКД, галобутилкаучуков, дивинил-стирольного каучука ДССК), совершенствование и расширение производства этилен-пропиленового каучука СКЭПТ, организация выпуска основы для моющих средств на базе альфа-олефинов, создание производств полиэтилена, полипропилена, АБС-пластиков вспенивающегося полистирола, увеличение мощностей производства полистиролов общего и ударопрочного назначения.

В конце 2011 года в предприятии завершено строительство производства полиэтилена, а в январе 2012 года получен первый товарный продукт.

В перспективе в акционерном обществе планируется организация выпуска акрилонитрил-бутадиенстирольных пластиков (АБС-пластиков) и вспенивающегося полистирола.

Кроме этого, компания осуществляет тщательную проработку вариантов дальнейшего развития – на период до 2013-2014 годов, в основу которого положено создание широкой гаммы продукции глубоких переделов и крупнотоннажных производств базовых мономеров.

Благодаря программе диверсификации и модернизации, действующей с 2002 года, ОАО «Нижнекамскнефтехим» смог увеличить выручку более чем в восемь раз. В связи с успешной реализацией всех этапов инвестиционной программы предприятие увеличило выручку более чем на 30% к 2012 году, по сравнению с результатами 2008 года.

Таким образом, мы видим, что предприятие активно использует стратегию горизонтальной диверсификации, заключающейся в увеличении ассортимента продукции и в расширении смежных производств. Такая же ситуация характерна для многих других предприятий (ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нэфис-Косметикс», «Химпром» г.Новочебоксарск и другие).

Стратегия вертикальной интеграции заключается в поглощении поставщиков, потребителей, в создании единой цепочки движения продукции. К примеру, ранее предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез» и работали в паре. Треть своего этилена нижнекамский комбинат прокачивал по трубопроводу на КОС, поскольку собственного производства тому не хватало. В настоящее время акционеры ТАИФа, который управляет этими предприятия, стремятся обособить оба предприятия.

Стратегия географической диверсификации заключается в расширении рынков сбыта. Так, например, тот же «Нижнекамскнефтехим» большую часть продукции экспортирует - 31% изопрена, 55% каучука и 32% бутилкаучука.

Стратегия конгломеративной диверсификации характерна для компаний, которые имеют значительный финансовый капитал. Например, ОАО «Нэфис Косметикс».

ОАО «Нэфис Косметикс» - высокотехнологичная современная компания, энергично развивающаяся в своей отрасли и обладающая самым современным в России оборудованием по выпуску стиральных порошков, жидких моющих средств, мыла. Торговые марки, которые принадлежат компании, являются одними из самых известных в стране брендов бытовой химии (Sorti, Биолан, BiMax, АОS и другие). При этом конкурентное превосходство продукции производства ОАО «Нэфис Косметикс» - высокая моющая способность, экономичность, приемлемая для потребителя цена – позволяют в наибольшей степени соответствовать всем требованиям, предъявляемым к данной продукции ее конечным потребителем.

Поскольку основная продукция предприятия – бытовая химия, товары повседневного спроса, значительных изменений в структуре и объёме потребления данной продукции не наблюдается.

Кроме этого, компания проводит конгломеративную диверсификацию производства. Так, например, компания запустила Казанский маслоэкстракционный завод, который первым в России ориентируется на переработку рапса.

К строительству маслоэкстракционного завода группа «Нэфис» приступила в августе 2005 года. Генеральным подрядчиком выступила, при этом, английская компания «Европа Краун», которая построила значительную часть МЭЗов в Канаде, где рапс - основная масличная культура. Казанский МЭЗ - первый завод, построенный этой компанией в России.

Ежегодно завод перерабатывает порядка 300 тысяч тонн маслосемян с получением порядка 127 тысяч тонн нерафинированного масла и 156 тысяч тонн шрота – основы для высокобелковых комбикормов. В планах компании - наращивание мощности завода до 1 миллиона маслосемян в год.6

Значительная часть масла используется для выпуска конечной продукции на Казанском жировом комбинате – майонеза, кетчупа и бутилированного растительного масла. Для этого группа «Нэфис» осуществила крупную инвестиционную программу на комбинате. По окончанию строительства нового цеха рафинации его мощности по переработке масла увеличились вчетверо - с 45 до 185 тысяч тонн в год. К тому же часть масла в виде сырья пойдет на ОАО «Нэфис Косметикс» и другие химические предприятия.

С новым заводом группа «Нэфис» планирует занять порядка 10 процентов отечественного рынка бутилированного растительного масла. Важнейшим конкурентным преимуществом группы при этом станет место, где расположен МЭЗ. Территориальная близость одновременно и к наиболее емким рынкам сбыта, и к источникам сырья позволит компании существенно снизить затраты на транспортировку и продавать продукцию по более доступной и приемлемой цене.

Таким образом, можно отметить, что в рамках отечественной химической промышленности мы видим примеры реализации различных видов стратегий диверсификации производства. Это позволяет компаниям решать различные стратегические задачи: выход на новые рынки и регионы, повышение доли на рынке, рост выручки, стабилизация финансовых потоков и т.д.

Заключение

В данной работе были подробно рассмотрены две формы организации производства – концентрация и диверсификация.

Концентрация – это процесс, который направлен на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Концентрация производства создает возможности для постоянного роста производительности общественного труда, а также для более эффективного использования высокопроизводительной техники. Но в то же время высокий уровень концентрации не всегда показывает высокую экономическую эффективность производства. Между показателями концентрации производства и его экономическими показателями нет прямой связи. Если предприятие отличается большими размерами, а их масштабы выпуска продукции и структура являются неоптимальными для данной отрасли, то уровень концентрации не служит показателем эффективности производства.

Концентрации производства в рамках предприятия имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Поэтому этот процесс на предприятии должен управляться с минимальными издержками на производство и реализацию продукции.

Развитие концентрации тесно связано с монополизацией производства, поэтому государство должно проводить действенную политику с целью недопущения появления предприятий-монополистов.

При планировании концентрации производства устанавливается необходимость - сосредоточить изготовление однородной продукции или выполнения аналогичных работ на предприятиях оптимальных размеров.

С экономической точки зрения наиболее рациональный путь развития концентрации - интенсивный, то есть за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности оборудования и машин.

Диверсификация – это обратный процесс специализации, базирующийся на эффекте комбинирования и предполагающее включение в состав деятельности хозяйствующего субъекта новых сфер.

Проблема диверсификации на сегодняшний день является актуальной ввиду принятой инновационной стратегии развития.

Для фирм, которые имеют устойчивое финансовое состояние, диверсификация является одним из основных направлений повышения экономического роста, гибкости и надежности, увеличения дохода предприятия. Она направлена на изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции, на рост конкурентоспособности с учетом спроса на рынках, на повышение качества продукции, что способствует повышению эффективности деятельности предприятий и их платежеспособности. Это является основным условием экономического роста компаний.

Диверсификация деятельности предприятия является также формой концентрации источников формирования имущества с целью получения максимального дохода. Диверсификация, в первую очередь, должна быть направлена на обеспечение надежности, финансовой стабильности, максимального учета воздействия основных внутренних и внешних факторов на процесс функционирования. При проведении диверсификации важная роль отводится диагностике финансового состояния организации.

После проведения диагностики финансового состояния предприятия и принятия решения о переходе компании к процессу диверсификации, ее практическое воплощение потребует поэтапного решения следующих задач:

  • определение средств, направленных на диверсификацию;
  • определение рыночных возможностей для диверсификации;
  • определение направлений диверсификации;
  • разработка собственно диверсификационных мероприятий;
  • их реализация и контроль соответствия полученных результатов целям диверсификации

Выбор направлений диверсификации в большей степени зависит от возможности развития организации в будущем и от его финансового состояния.

Следует обратить внимание на то, что диверсификация не может рассматриваться обособленно. Ее формы, методы и объемы должны вписываться в общую стратегию развития компании.

Таким образом, существует непосредственная связь между диверсификацией, концентрацией и эффективностью производства.

Путем проведения концентрации и диверсификационных мероприятий предприятие получает возможность увеличить производительность труда, и, как следствие, повысить эффективность своей деятельности.

Список использованной литературы

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф – Спб.: Питер Ком, 2011. С. 218.

2. Аронов А.М., Петров А.Н. Диверсификация производства: теория и стратегия развития. - СПб.: Лениздат, 2012. С. 67-71.

3. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. Т.: Скиф, 2011.

4. Гримашевич О.Н., Производственный менеджмент: Учебное пособие: Ч. 2.- Саратов: СГСЭУ, 2006. – С. 112-118.

5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия:– М.: Финансы и статистика, 2010. С. 231-245.

6. Дикань В.Л., Дейнека А.Г., Организация производства: Учебник для вузов. М., 2009. С. 36-47.

7. Иванов И.Н., Производственный менеджмент. Учебник для бакалавров. – Самара: Юрайт, 2011. С. 296-309.

8. Ильенкова С.Д., Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. С. 571-577.

9. Казанцев А.К., Сезова Л.С., Основы производственного менеджмента. Учебное пособие. Москва: Инфра – М. – 2010г.

10. Козловский В.А., Маркина Т.В., Марков В.М., Производственный и операционный менеджмент. Практикум. – СПб: «Специальная литература», 2009. – С. 211-220.

11. Л.А.Леонтьев. Капиталистический способ производства. М.: 2010. С.34.

12. Лопатников Л. И., Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. С. 522.

13. Менеджмент в России и за рубежом. Журнал. № 1/2012. Издательство "Финпресс". С. 23-29.

14. Немченко Г. Донецкая С., Дьяконов К. Диверсификация производства: цели и направления деятельности. // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №5. С. 69-80.

15. В.Я. Поздняков, С.В. Казаков - Экономика отрасли – М. : «ИНФРА-М», 2010. С. 44-51.

16. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010. С.345-346.

17. Симановский С. Направления интенсификации инновационного процесса./ «Вопросы изобретательства», N 1-2, 2008. – С. 553

18. Стоянов М. Организация деятельности интегрированной компании // Экономист – 2009 – март – с. 66-69.

19. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2008. – ХХ. – 119.

20. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Книготорг. центр «Маркетинг», 2008. С. 189-201.

21. Штамов В.Ф., Малышев Ю.М., Тищенко В.Е. Экономика, организация и планирование производства на предприятиях нефтяной и газовой промышленности: Учебник для техникумов – М.: Недра, 2010. С. 256-277.

22. Экономика предприятий химических отраслей промышленности: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. / В.Д. Григорьев; Казанский Государственный Технологический Университет. Казань, 2004. – 354-366.

23. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Серия «Учебники, учебное пособие». 4-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: « Феникс», 2009 – С. 644.

24. ОАО «Татнефть» // Электронный ресурс. – Режим доступа www.tatneft.ru.

25. ОАО «Казанский маслоэкстракционный завод» // Электронный ресурс. – Режим доступа www.kazanmer.ru.

1 В.Я. Поздняков, С.В. Казаков - Экономика отрасли – М. : «ИНФРА-М», 2010.Стр.7-8.

2 Л.А.Леонтьев. Капиталистический способ производства. М.: 2010. Стр. 67-68.

3 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И.Ансофф. - СПб.: Питер Ком, 2011. – С.218.

4 Менеджмент в России и за рубежом. Журнал. № 1/2012. Издательство "Финпресс", с. 117-130

5 http://www.tatneft.ru – официальный сайт ОАО «Татнефть»

6 http://www.kazanmez.ru/ - официальный сайт ОАО «Казанский маслоэкстркционный завод».

Концентрация и диверсификация производства