От теории литературы — к практике школьного анализа


Лекция № 1

Когда в филологах согласья нет… «Медный Всадник»:

как говорить о конфликте в произведении?

I

Прежде чем говорить о вещах конкретных, то есть о методике работы с филологической терминологией, нужно уточнить несколько общих положений, касающихся тех принципов, на которых строится школьная литература.

Изучая какое-либо произведение, мы стремимся уложить в сознании наших учеников некую цельную филологическую концепцию. Вероятно, с тех пор как вышел сборник Т. Г. Браже «Искусство анализа художественного произведения» (М.: Просвещение, 1971), любой учитель-словесник видит эту цельную концепцию как своего рода уравнение. И анализ художественного текста представляется нам чем-то вроде решения алгеб­раической задачи.

Вначале мы определяем контекст (“область допустимых значений” — ОДЗ), потому что, рассматривая произведение вне контекста, мы рискуем “вчитать” в него смыслы, которые чересчур далеки от авторского замысла, чтобы считаться корректной интерпретацией. Или, наоборот, упустить нечто важное, пройти мимо существенной области авторских идей. Сюда же, в ОДЗ, мы, вероятно, должны отнести выявление аллюзий и реминисценций: они тоже существенно корректируют восприятие смыслов, причём “извне”, как и другие факторы контекста.

Далее переходим к нашему уравнению. В одной части (условно говоря) — то, что называется “уровнем содержания”: тема, проблема, идея, которую иногда называют неприятным словом “пафос”. А с другой — “уровень формы”: художественный метод (литературное направление), жанр, система образов (включая образ автора), мотивы и детали, сюжет, композиция, хронотоп, стилистика, фигуры речи и тропы, синтаксис, звукопись, ритмика и метрика (строфы, рифмы, размеры).

Решить нашу условную задачу — значит показать взаимообусловленность частей. При анализе мы исходим из того, что в произведениях высокого класса нет ничего случайного. Всякое “формальное” решение, будь то расположение событий или выбор одного-единственного слова (и даже знака) определяется смыслом и определяет смысл. Наша задача — увидеть и интерпретировать эту взаимосвязь.

Концепция содержательной формы