Совершенствование административно-правового регулирования в условиях политики экономического роста
ОГЛАВЛЕНИЕ
[1] Глава 1 Теоретико-правовые основы административного регулирования в сфере экономики [1.1] 1.1 Административно-правовое регулирование как функция государственного управления [1.2] 1.2 Социально-правовая характеристика экономики как объекта государственного регулирования [1.3] 1.3 Правовая основа государственного регулирования отношений в сфере экономики [2] Глава 2 Административно-правовой механизм регулирования экономики [2.1] 2.1 Функции государства в сфере экономики и их административно-правовое обеспечение [2.2] 2.2 Система и структура органов исполнительной власти, осуществляющих административно-правовое регулирование экономики [2.3] 2.3 Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики [3] Глава 3 Совершенствование административно-правового регулирования в условиях политики экономического роста [3.1] 3.1 Правовое обеспечение хозяйственно-экономической жизни: глобальный мир и российский опыт [3.2] 3.2 Совершенствование правового регулирования экономики в условиях модернизации российского общества [4] ЗАКЛЮЧЕНИЕ [5] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вопросы воздействия государства на процессы, происходящие в сфере экономики, традиционно привлекали внимание юридической и экономической науки и практики. При этом долгое время экономика рассматривалась как производная от государства категория, подчиненная стоящим перед ним целям и задачам и управляемая посредством императивных методов, характерных для командно-административной системы. Либерализация общественной жизни, демократические преобразования в сфере политико-правовых отношений породили иную крайность - иллюзию того, что переход к рыночной экономике чуть ли не автоматически, без регулирующей роли государства, сделает нашу экономику конкурентоспособной и эффективной, повысит жизненный уровень населения.
Реалии социально-экономического развития страны постепенно развеивают эту иллюзию, наглядно демонстрируя, что для реализации потенциальных возможностей, которые несет в себе рыночная экономика, необходим эффективно функционирующий государственный аппарат, четкое определение реализуемых государством функций в сфере экономики, их оптимальное распределение между соответствующими государственными институтами, совершенствование форм и методов их регулятивно-охранительной деятельности, надлежащая правовая основа. В связи с этим, возникает проблема поиска новых подходов к пониманию роли государства в экономике, необходимых экономических и юридических инструментов, обеспечивающих, с одной стороны, ограничение государственного вмешательства в сферу индивидуальных и корпоративных интересов хозяйствующих субъектов, с другой стороны, - повышение эффективности государственного регулирования экономикой в интересах национальной безопасности, социальной справедливости, поддержания достойного уровня жизни населения Российской Федерации.
Специфика функционирования и взаимодействия государства, права и экономики всегда затрагивает интересы и потребности самых разных социальных групп, поэтому вызывает повышенный интерес, как в науке, так и на практике. В современных условиях стабильное социальное развитие не представляется возможным без эффективного функционирования экономической системы.
Все большую значимость приобретает процесс глобализации, затрагивающий многие сферы жизни общества, в особенности экономическую. За последние десятилетия расширились и усложнились межгосударственные отношения, повысился уровень интеграции национальных экономик.
Теоретико-правовое исследования проблем взаимодействия государства и экономики выдвигают на первый план права и свободы личности, общества, интересы государства и указывают на необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, которая способствовала бы не столько устранению последствий экономических потрясений разных уровней, спадов и кризисов, сколько недопущению их наступления.
Следует отметить, что недостатки правового регулирования экономики, как показывает практика, способны оказывать негативное влияние на доверие населения к государственной власти в целом.
Деструктивный характер экономических отношений представляет существенную угрозу не только для экономической, но и в целом - национальной безопасности Российской Федерации. Материальную основу внешне- и внутриполитического положения страны, как известно, составляет ее экономический потенциал, обеспечивающий должную обороноспособность, территориальную целостность и суверенитет, устойчивое развитие всей социально-экономической инфраструктуры общества и государства на основе последовательного и сбалансированного использования социально-экономических и государственно-правовых, в частности административно-правовых мер регулирования современных экономических отношений в Российской Федерации.
Основным источником деформации современных экономических отношений в Российской Федерации являются противоречивые процессы государственного и социально-экономического реформирования, возникшие в связи с отсутствием адекватного механизма правового регулирования отношений собственности.
Таким образом, выбранная проблематика, ввиду вышеуказанных факторов, связанных во многом с особенностями не только экономического, но и социального, государственного развития, а также происходящих в обществе изменений, как в российской и мировой экономике, так и в законодательстве, является крайне востребованной для научных исследований.
Степень научной разработанности проблемы. В последние десятилетия вопросы, связанные с государственно-правовым регулированием экономики нашли достаточно широкое отражение в работах современных ученых. Несмотря на это, многие стороны проблемы по-прежнему не изучены. Научную разработку вопросов правового регулирования экономики и осуществления экономической функции государства вели С. С. Алексеев, А. Г. Быков, Р. Б. Гладких, И. В. Дойников, Л. И. Загайнов, В. В. Лаптев, А. Л. Маковский, В. К. Мамутов, Э. Р. Мирзоян, Д. В. Пожарский, Е. А. Суханов, Э. В. Талапина, Д. Ю. Цивадзе, Ф. И. Шамхалов В. Ф. Яковлев и др. В диссертационных исследованиях A. A. Алпатов, В. А. Владимиров, H. H. Ершов, A. B. Кудимов, М. В. Малышева, С. И. Нефедов, Т. Р. Орехова, О. С. Паршкова, В. А. Фетисова и др.
Несмотря на дискуссионный характер многих аспектов проблемы, разработка соответствующих современной действительности выводов актуальна как для теории, так и для практики.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования и управления экономикой.
Предмет исследования нормы права, закрепляющие основные формы государственного воздействия на экономику, а также правовые проблемы в области государственного обеспечения хозяйственно-экономической жизни страны, перспективы совершенствования правового регулирования экономики в целом и ее отдельных отраслей.
Целью исследования является комплексное и всестороннее изучение государственно-правового воздействия на экономику, а также разработка новых теоретических и научно-практических положений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере экономики.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть административно-правовое регулирование экономики как функцию государственного управления;
- разобрать социально-правовую характеристику экономики как объекта государственного регулирования, отразить целесообразность государственного управления экономическими отношениями;
- проанализировать российское и международное законодательство в области государственного регулирования экономики;
- изучить функции государства в сфере экономики и их административно-правовое обеспечение;
- рассмотреть систему органов исполнительной власти, осуществляющих административно-правовое регулирование экономики;
- разобрать юридическую ответственность за правонарушения в сфере экономики;
- рассмотреть проблемы правового обеспечения хозяйственно-экономической жизни в России и в мире;
- рассмотреть возможные улучшения правового регулирования экономики в условиях модернизации российского общества.
Методологическую основу дипломной работы составляют общенаучные методы (сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция, диалектический материализм, системно-структурный, системно-функциональный и др.). В процессе исследования применялись частно-научные (теоретико-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический и др.), а также специальные (социологические, статистические, психологические и др.) методы.
В состав теоретической базы исследования вошли научные разработки в области теории государства и права, отдельных отраслевых юридических наук (финансового, гражданского права и др.), философии, экономики, истории, социологии, политологии, в том числе непосредственно в области правового регулирования экономики, отдельных его аспектов. Положения и выводы, представленные в дипломной работе, опираются на результаты анализа нормативно-правового материала (законодательного и подзаконного, в том числе зарубежного) и обобщение практики правоприменительной деятельности в сфере экономических отношений. Кроме того, активно использовались научные публикации различного уровня по исследуемой тематике.
Научная новизна определяется комплексным анализом наиболее актуальных, малоисследованных аспектов в государственном регулировании и управлении экономикой, обеспечении экономической свободы и безопасности, ее теоретических и практических основ и особенностей, который осуществлен с учетом последних тенденций в развитии правовой и экономической систем России и мира.
Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.
Глава 1 Теоретико-правовые основы административного регулирования в сфере экономики