Сочинение на тему Русский характер Катерины («Гроза»)


Русский характер Катерины ("Гроза») Драма Островского "Гроза» выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В дра­матургии очень редко случается "живой» положитель­ный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть мо­жет, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина — главный персонаж драмы Остро­вского — единственное, что есть хорошего в том тем­ном мире, "темном царстве» мещанства, что окружает ее. Стремление летать — вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, выход из ло­вушки для нее был только один.

Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отроче­стве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было ра­достным, безоблачным. Мать в ней "души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя сво­бодно: вставала рано, умывалась родниковой водой, по­ливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом сади­лась за какую-нибудь работу и слушала странниц и бо­гомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под об­лаками.

И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!.. Мы видим, что Катерина росла счастливой, роман­тичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.

Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обо­собленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее на­туре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помеч­тать. Но если она встречала на своем пути то, что проти­воречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того посто­роннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в кото­ром она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обречен­ности. Дело даже не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не лю­била и ей было все равно за кого выходить.

Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может занимать­ся привычными ей делами. Грустные, тревожные мыс­ли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате ос­тается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние прояв­ления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником про­щаешься».

В Катерине сильно чувство внешней покор­ности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства сво­ей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, Покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине ста­новится совсем одиноко. Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не вы­ставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной ат­мосфере дома Кабанихи.

И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Бо­рисом потому, что почувствовала себя человеком, име­ющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что даль­ше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Кате­рина сказала Борису: "Ты меня загубил».

Борис — причина опорочивания ее души, а для Кати это равно­значно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким кам­нем. Катерина очень боится надвигающейся грозы; считая ее наказанием за совершенное. Катерина боя­лась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к посторонне­му человеку — грех.

Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него изба­виться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время ка­жется очень странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя?

Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выхо­дом из этой ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу — все равно... В могиле лучше...

Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо». Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов опреде­лял характер Катерины как "решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позо­ра и угрызений совести. Цельный, потому что в харак­тере Кати все гармонично, едино, ничто не противоре­чит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лише­ния, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.