ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
PAGE \* MERGEFORMAT 2
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Кафедра трудового и предпринимательского права
ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
Выпускная квалификационная работа
для квалификации «дипломированный специалист» -
в форме дипломной работы
Киров
2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….2
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА…………………………………………………………...5
1.1. Международное законодательство в сфере обеспечения занятости и гарантий от безработицы………………………………………………………5
1.2. Федеральное и региональное законодательство в сфере занятости….16
2. РЫНОК ТРУДА И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА……………………………………….25
2.1. Рынок труда и правовое регулирование содействия занятости и трудоустройства………………………………………………………………25
2.2. Порядок признания гражданина безработным…………………………32
3. ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЗРАБОТНОГО ………………..40
3.1. Права безработного………………………………………………………40
3.2. Обязанности и ответственность безработного…………………………45
3.3. Гарантии, установленные безработным гражданам в Российской Федерации……………………………………………………………………..52
Заключение………………………………………………………………………...63
Список использованных источников…………………………………………….67
Введение
Актуальность темы исследования: Среди крупных социально-экономических и правовых проблем, требующих скорейшего и эффективного решения, безусловно, остаются вопросы трудовой занятости населения. И эта проблема- проблема безработицы, является наиболее обостренной и актуальной из всех социальных явлений не только в России, но и во всем мире, так как она напрямую затрагивает человека, его права, законные интересы и социальный статус.
Согласно данным, приведенным в докладе МОТ «Глобальные тенденции занятости в 2014 году», в 2013 году число безработных в мире выросло на пять миллионов человек и достигло более чем 202 миллионов человек, таким образом, уровень безработицы составил 6 процентов. К 2018 году число людей, ищущих работу, может вырасти на 13 миллионов человек. Темпы роста занятости остаются низкими, безработица продолжает расти, особенно среди молодых людей и составляет 13 процентов. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы, не входящих в ЕС, и странах СНГ тенденция снижения уровня безработицы, отмеченная с момента пика кризиса в 2009 году, в 2013 году изменилась на противоположную. При сохранении текущих тенденций к 2018 году дополнительно будут созданы 200 миллионов рабочих мест. Но это меньше того, что необходимо для обеспечения занятости новых работников, вступающих на рынок труда.1 Согласно данным, представленным Росстатом2, в России уровень безработицы ниже и с декабря 2013 по февраль 2014 года составил 5,6%, но по сравнению с ноябрем 2013 года, этот показатель вырос на 0,2 %.
От занятости населения зависит многое, и, прежде всего такие показатели, как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень миграции, поэтому данная проблема является актуальной и требует немедленного решения как в России, так и на международном уровне.
Объектом исследования выступают общественные отношения, в рамках которых формируется правовое поведение личности безработного, возникающие до и после регистрации гражданина в качестве безработного в органах службы занятости.
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих общественные отношения по трудоустройству с участием безработного, по предоставлению мер социальной поддержки безработному, оказывающих воздействие на формирование правового статуса безработного.
Основная цель работы заключается в раскрытии правового статуса безработного гражданина в Российской Федерации.
Задачами дипломной (курсовой) работы в связи с указанной целью являются:
1. Рассмотрение международного законодательства, определяющего правовой статус безработного гражданина;
2. Выявление и краткая характеристика нормативных актов отечественного законодательства, регулирующего статус безработного гражданина;
3.Рассмотрение основных понятий: рынок труда, подходящая работа, занятость населения;
4.Определение порядка признания гражданина безработным;
5. Характеристика правового статуса безработного: права, обязанности, гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.
6. Определение ответственности за нарушение норм законодательства в области занятости населения.
Методологической основой работы являются общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов; анализа литературы и нормативно-правовых документов по теме дипломной работы; теоретического анализ и синтеза; классификации; а также специально-юридический и сравнительно-правовой методы.
В своей дипломной работе «Правовой статус безработного» я использовала литературу следующих учёных юристов: Чукреева П.А., Корытовой Е.В. , Квеско Р. Б., Саруханова Э.Р., Гусова К.Н., Толкуновой В. Н., Балашова А.Н., Кучмы М. И., Кашепова А.В., М.Б. Смоленского М.Б. , Лазарева В.В., Матузова Н.И., Малько А.В., Власова В.И., Крапивина О.М. , Райзберга Б. А.
В качестве правовой базы в данном исследовании использовались нормативные акты, соответствующие тематике проведенного исследования, а именно: Международные правовые акты, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации», подзаконные нормативные акты и акты субъектов Российской Федерации; в качестве практических примеров использовались материалы судебной практики.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, и заключения.
Введение раскрывает актуальность работы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается международное и отечественное законодательство в области занятости населения.
Во второй главе раскрываются понятия рынка труда, подходящей работы и занятости населения и рассматривается порядок признания гражданина безработным.
Третья глава посвящена вопросам правового статуса безработного гражданина.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
1.1 Международное законодательство в сфере обеспечения
занятости и гарантий от безработицы
Впервые право каждого человека на защиту от безработицы закрепила Всеобщая декларация прав человека3 в статье 23. Все трудовые права Всеобщей декларации человека более развернуто закреплены ООН в 1966 г. в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах», часть третья которого посвящена социально-трудовым правам. Так, Международный пакт ООН “Об экономических, социальных и культурных правах” предусматривает в статье 6 , что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права.
Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации4 выступает против расовой дискриминации и призывает «государства-участники запретить и ликвидировать ее и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения…», в том числе в отношении осуществления права на труд и защиты от безработицы (ст. 5). Существует такой акт ООН, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин5, ставший не только международным биллем о правах женщин, но и программой действий государств-участников в целях обеспечения гарантий этих прав. В ней закреплено понятие дискриминации в отношении женщин (ст. 1), ее осуждение во всех формах и обязательства государств - участников провести в национальном законодательстве для этого ряд мер (ст. 25)6, а в статье 11 говорится, что государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем, чтобы обеспечить мужчин и женщин равными правами, в частности, правом на социальное обеспечение в случае безработицы и гарантию занятости. Также можно отметить Конвенцию ООН о правах инвалидов7, определяющую право инвалидов на труд наравне с другими гражданами, наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к службам трудоустройства и оказание им помощи в поиске работы (ст. 27).
Немалую роль в регулировании международного законодательства в сфере обеспечения занятости и гарантий от безработицы играет Международная организация труда, создавшая несколько десятков конвенций и рекомендаций по вопросам учета и организации рабочих мест, организации бирж труда и других служб трудоустройства, страхования по безработице, содействия развитию профессионального обучения, увеличения возможностей занятости отдельных групп трудящихся, установления юридических гарантий против необоснованных увольнений, в соответствии с которыми государства строят свое законодательство в сфере труда и занятости.