Конспект урока окружающего мира «Птицы средней полосы Росси»
Южный Административный округ
ГБОУ Детский сад № 919
Комбинированного вида
Конспект урока окружающего мира
«Птицы средней полосы Росси»
Воспитатель старшей |
Группы Муравина Елена Вячеславовна |
Г. Москва
Программное содержание:
Учить различать птиц хищных и насекомоядных. Помочь детям запомнить названия некоторых птиц. Развивать внимание, память, воображение, связную речь, наблюдательность; воспитывать интерес к природе, любовь к художественной литературе.
Материалы и оборудованиЕ:
картинки с изображением хищных птиц (совы, ястреба), насекомоядных (синица, дятел, грач, сорока, цапля, воробей и т. д.); письмо с загадками.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо от старика Лесовика. Давайте посмотрим, что же в нем находится? Да тут загадки! Садитесь на свои места, а я сейчас загадаю вам загадки, и посмотрим, сумеете ли вы их отгадать. (Воспитатель последовательно вывешивает на магнитную доску фотографии птиц, названия которых дети отгадали).
2. Отгадываем загадки:
Непоседа птица эта, одного с березой цвета:
Верещунья, белобока, а зовут ее… (Сорока)
Плотник острым долотом строит дом с одним окном.
«Я по дереву стучу, червяка добыть хочу!» (Дятел)
Чик – чирик! За зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Всю ночь летает –мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
Ты его узнаешь сразу: черноклювый, черноглазый.
Он за плугом важно ходит, червяков, жуков находит. (Грач)
Птица сверху налетает, и цыплят внизу хватает. (Ястреб, сокол)
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее... (Синичка)
Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет! (Цапля, журавль)
3.Хищники или насекомоядные?
На магнитной доске расположены фотографии птиц, отгаданных детьми. Воспитатель приглашает детей подойти к доске и рассмотреть птиц.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Все загадки старика Лесовика отгадали! А как можно назвать одним словом все наши отгадки?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Старик Лесовик хочет узнать, что вы знаете о птицах?
Присмотритесь внимательно. Все ли птицы на иллюстрациях одинаковые?
Дети: Нет, они все разные.
Воспитатель: Чем же похожи птицы?
Дети: Они умеют летать, их тело покрыто перьями.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: Окраской, питанием, в разных местах живут.
Воспитатель: Где же живут эти птицы?
Дети: В лесу, на лугу, на болоте, рядом с человеком.
Воспитатель: Ребята, от образа жизни птиц зависит их внешний вид. Вот, например, у птиц, которые живут на болоте, очень длинные ноги и клюв. Для чего?
Дети: Чтобы ходить по воде и не намочить своих перьев.
Воспитатель: У них очень длинный клюв. Для чего?
Дети: Чтобы ловить рыбу, лягушек.
Воспитатель: А вот, например, у совы очень большие глаза. Для чего?
Дети: Чтобы хорошо видеть ночью.
Воспитатель: А для чего сове нужен острый загнутый клюв и цепкие когти?
Дети: Ловить и съедать свою добычу.
Воспитатель: Сова – хищная птица. Она питается другими животными (мышами, кротами, землеройками). А еще, какую хищную птицу мы сегодня называли в отгадке?
Дети: Ястреба или сокола, цаплю или журавля.
Воспитатель: А чем же питаются воробьи, дятлы, грачи, синицы сороки?
Дети: Мошками, червячками, личинками.
Воспитатель: Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными, а птиц, которые питаются другими животными и ловят их, как добычу, называют хищными. (Дети повторяют слова Насекомоядные и Хищники).
Воспитатель: А теперь, ребята, приглашаю вас на прогулку в лес. Автобус уже ждет вас, занимайте свои места! (под фонограмму детской песенки импровизированный автобус с детьми отправляется в лес).
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Садитесь на травку, закройте глаза и послушайте пение птиц.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Воспитатель: Ребята, какие чувства вызвало у вас пение птиц, что вы представили, в каком времени года очутились?
Ответы детей (кажется, будто сейчас лето, светит солнышко и весело поют птички).
4. Игра малой подвижности «Летает, не летает».
- Ребята, давайте поиграем в игру «Летает, не летает». Я буду называть разные слова: например: сова, автобус, мячик, синичка, воробей и т. д. Если это название птиц – вы встаете со стульчиков и машете руками, если это другие слова – садитесь на стульчики.
5. Беседа по содержанию стихотворения.
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте стихотворение В. Берестова «Сова и синица» и расскажите, как можно назвать синицу и сову. Какая из них насекомоядная, а какая – хищная птица?
У совы у старой не глаза, а фары –
Круглые, большие, страшные такие.
А у птички у синички, у синички – невелички
Глазки, словно бусинки, малюсенькие.
И синички глазки смотрят без опаски
И на облака вдали, и на зернышко в пыли.
Днем сова не видит, значит, не обидит.
Ночь вошла в свои права, в путь пускается сова.
Ее глаза огромные видят ночью темною.
А синица не боится, потому что спит синица.
Крепко спит она в гнезде, не видать ее нигде.
Воспитатель: Про каких птиц В. Берестов написал свое стихотворение?
Дети: Про сову и синичку.
Воспитатель: С чем автор стихотворения сравнивает глаза совы и почему?
Дети: С фарами, потому что они большие, круглые, желтые.
Воспитатель: А глаза синички с чем сравнил автор?
Дети: С бусинками.
Воспитатель: Почему днем сова плохо видит?
Дети: Потому что она хищная птица и охотится ночью.
Воспитатель: А когда себе пищу добывает синичка?
Дети: Днем.
6.Пальчиковая гимнастика.
Шла кукушка
(Дети сидят на ковре «идём» пальчиками по ковру на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка, (ладони соединяются "ковшом")
У неё была корзинка, (ударяем сомкнутыми ладонями по ковру, разъединяем руки)
А корзинка на пол - бух! (разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи)
Полетело много мух!
7. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились на занятии?
Дети: С воробьем, сорокой, совой, синицей, грачом, ястребом, цаплей, дятлом.
Воспитатель: Что нового узнали об этих птицах?
Дети: Птицы бывают хищные и насекомоядные.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Пора нам возвращаться в группу. Садитесь в наш автобус. Поехали! (под фонограмму детской песенки импровизированный автобус с детьми возвращается в группу).
8. Изобразительная деятельность детей.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Ребята, вы сегодня очень хорошо работали: ответили на все вопросы старика Лесовика правильно, совершили автобусное путешествие в волшебный лес. А теперь я вам предлагаю нарисовать птиц и отправить свои рисунки старику Лесовику.
Дети берут свои стулья и садятся за столы, на которых уже приготовлены листы для рисования, гуашь и кисти. Под музыкальное сопровождение дети начинают рисовать.
В конце занятия воспитатель рассматривает вместе с детьми рисунки. Вы сегодня, хорошо занимались, и получаете от старика Лесовика угощение.
Список использованной литературы:
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2008 г.
Использованные материалы из Интернет-ресурсов:
1. Берестов В. «Сова и синицах»: p>
2. Загадки о птицах: p>
3. Аудиозапись детской песенки «Мы едем, едем, едем…»: text
4. Аудиозапись голосов птиц: voice/index4.shtml
5. Фотографии птиц: p>