Театр на уроке литературы


Интегрированный урок «Литература и театр» по народной драме «Озорник Петрушка»

Когда-то знакомство с драматическим произведением начиналось в 5-м классе с пьесы Людмилы Петрушевской «Два окошка», которую ученики с удовольствием читали и в классе, и дома.

Народная драма «Озорник Петрушка» (программа под редакцией Т. Ф. Курдюмовой) позволяет на одном уроке “охватить” весь текст разом, раскрыть “секреты” драматической формы, проникнуть в сердцевину народной пьесы... и познакомиться с историей возникновения Петрушки, таким близким и знакомым по новогодним представлениям и народным гуляниям.

На таком уроке можно не просто прочитать драму, а “превратить” детей в артистов и позволить им сыграть понравившиеся роли, используя кукол, сшитых собственными руками.

Сколько среди ребят застенчивых, неловких, боязливых! А если они играют в кукольном театре, то защищает ширма и куклы соединяют их с людьми. Трудно найти другой вид творческой деятельности, которая давала бы возможность для такого разностороннего развития. Тут и сочинительство, и художническая фантазия. И умение владеть собой, и отработка дикции, и развитие моторики рук, и чувство ритма, и коллективный труд, и многое-многое другое.

Подготовка к такому уроку нужна обязательно. Заранее прочитывается пьеса, по желанию распределяются роли, рисуются эскизы кукол. Нужны занятия и по изготовлению куклы (эта работа посильна для пятиклассников). Дома вместе с детьми с удовольствием шьют кукол и родители. Каждую сцену пьесы отдельно репетирую с “артистами”, соединять в спектакль буду только на уроке. Пока идёт подготовка к уроку, наблюдаю огромное нетерпение ребят, ожидающих начало представления.

1. Работа над особенностями драмы

— Что называется фольклором? Какие жанры фольклора вы знаете?

Сегодня на уроке мы познакомимся с народным театром.

— А кто из вас был в современном театре?

(Руку поднимает только одна девочка, которая рассказывает о посещении Челябинского театра драмы.)

В Челябинске много театров (показываю открытки с изображением современных театральных зданий). Народный театр не имел таких красивых зданий, но любой театр начинался с афиши. У нас на уроке тоже есть афиша народной драмы «Озорник Петрушка».

(Читаем афишу.)

Ученики открывают учебники и отвечают на вопросы учителя.

— Из скольких частей состоит драма?

— Как эти части называются?

Вывод. Драма — это художественное произведение, предназначенное для постановки на сцене.

— Как называется разговор двух или более действующих лиц?

Пьеса основана на разговорах, диалогах действующих лиц. Иногда в скобках мы встречаем замечания для артистов, например: Петрушка (поёт). Эти замечания называются Ремарками. Найдите в пьесе ремарки и прочитайте их.

— В современном театре вы обязательно увидите оформление сцены. Если действие происходит в лесу, то на сцене будут нарисованы деревья. Если действие происходит во дворце, то сцена будет оформлена “под дворец”. Оформление сцены называется Декорацией. (Показываю иллюстрации декораций современных спектаклей.)

В процессе работы над театральной лексикой на доске появляются слова: Афиша, сцена, драма, диалог, ремарка, декорации.

Но в народном театре зачастую, не было декораций, не имел театр и особых зданий.

— Почему, когда мы говорим о народном театре, мы говорим “народная драма”? Что значит “народная”?

2. Работа по картине Б. М. Кустодиева «Масленица» (1916–тысяча девятисот семнадцатого)

Художник Борис Михайлович Кустодиев любил рисовать этот праздник. У него есть несколько картин, посвящённых Масленице. Рассмотрим их (желательно иметь репродукции нескольких картин.)

На праздники — Святки и Масленицу — разыгрывались кукольные народные представления.

— Каким настроением пронизана картина?

— Что мы видим в центре картины?

— Попытаемся озвучить картину. Что мы услышим?

(Мимо нас пролетают тройки лошадей, веселятся люди, звучит гармошка. Ребятишки играют в снежки, а далеко внизу, наверное, на площади, огромная толпа народу. Скорее всего мы услышим звон колокольчиков, скрип полозьев, смех и песни людей, весёлые разговоры и гул толпы.)

— Раздольный, красивый праздник Масленица.

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных...

Посмотрите, всё — в снегу, даже церкви одеты в снежные шубы и шапки. Катят навстречу друг другу сани; разрумянились лица людей; сверкают на солнце медные бляшки сбруи; лоснятся упругие, сильные спины лошадей, бодро, весело и резво бегущих по сугробам. Картина захватывает своей широтой, радостным цветением красок.

— Какие краски использует художник?

(Подготовленный заранее ученик рассказывает о Б. М. Кустодиеве (1878–1927), обращаясь к картине «Масленица» 1919 года — см. на с. 5).

Уроженец Астрахани Б. М. Кустодиев навсегда сохранил любовь к жизни провинции. На его полотнах запечатлены красочные базары, гуляния, пёстрые вывески, а также портреты его современников. Пока позволяло здоровье, художник с удовольствием путешествовал, пристально наблюдал, много учился. К сожалению, последние пятнадцать лет он провёл в инвалидном кресле. Но несчастье не сломило художника. Всё, что он любил, Кустодиев отразил в своих картинах. Именно во время болезни были созданы самые жизнерадостные картины, как, например, «Масленица». Художником воссоздан точный колорит эпохи, портреты людей самых различных сословий: перед нами и важные купцы, и крестьяне, и мещане. Кустодиев всегда стремился передать красоту жизни, погружая зрителя в мир радости. В картине продумано всё: и цвета, и расположение фигур, и жесты. Важен и пейзаж как обобщённый образ русской природы.

— Где давал представления кукольный театр?

3. Воспоминания о праздновании Масленицы, театре Петрушки

Учитель. На широкой площади расположены балаганы, где проходили кукольные представления. Мстислав Валерианович Добужинский, театральный художник, вспоминает: “Самым весёлым временем в Петербурге была Масленица и балаганы. Весь город тогда наполнялся весёлым и праздничным звоном бубенчиков.

Приближаясь к Марсову полю, где стояли балаганы... я слышал, как в звонком воздухе стоял над площадью весёлый человеческий гул и целое море звуков — и гудки, и писк свистулек, и заунывная тягучка шарманки, и гармонь, и бубен...

Балаганы — это высокие жёлтые дощатые бараки, на всех расцветали трёхцветные флаги. Внутри балаганов было холодно, они согревались лишь дыханием публики, и несчастные актёры говорили сиплыми голосами из последних сил.

Гнусавил и Петрушка, выскакивая из-за ширмы, и я не мог оторвать глаз от его судорожных движений и ликовал... когда он колотил своей дубинкой и полицейского, и чёрта, и всегда сам воскресал невредим.

И сколько на каждом шагу было соблазнов! На лотках красовались пряники, грудами лежали леденцы”.

(Можно прочитать воспоминания И. Щеглова по учебнику «Литература» под ред. Т. Ф. Курдюмовой.)

Главным героем ярмарочных балаганов был, конечно, Петрушка. (Показываю ребятам Петрушку, сделанного руками Тани М. Петрушка: “Здравствуйте, господа! Старый знакомый пришёл!”) Вот видите, и вы, ребята, засмеялись. А ведь такими словами начинал своё представление Петрушка в XIX веке. Только в те времена он был горбатым и с длинным страшным носом, а у нашей Тани он получился весёлым и добрым.

4. Стихи о Петрушке

(Читают подготовленные ученики.)

— О русском Петрушке писали и Н. А. Некрасов, и Ф. М. Достоевский, и Максим Горький, и наши современники.

5. Кукольное представление «Озорник Петрушка»

6. Беседа по пьесе

Современным детям трудно понять суть конфликта драмы, им непонятно поведение Петрушки, жалко героев пьесы, которых он колотит без разбора. (Ученица. Жалко, он бабушку бьёт!) Отсюда задача учителя — помочь выйти на этот конфликт.

— Почему пьеса называется «Озорник Петрушка»?

— Какими определениями мы ещё можем “наградить” Петрушку? Он “озорник”…

(Дети добавляют: Драчун, хулиган, смелый, невоспитанный, плут, обманщик, громогласный...)

— Так почему народ так любил Петрушку? Вы ни одного доброго слова про него не сказали.

(Ответ детей произвольный. Из их ответов ясно, что им трудно объяснить сильную любовь народа к ярмарочному герою.)

— Почему бедные люди не любили полицейского, султана (царя)?

— Каким изображается доктор в драме? Почему он всё время спрашивает: “Где болит?”?

(“Он не умеет лечить”, “он безграмотный”, “доктора вообще бедных не лечили” — делают свои выводы пятиклассники.)

— Мог бедный народ вот так, в жизни, расправиться со своими обидчиками, как это делает Петрушка?

Вывод. Петрушка стал любимцем народа потому, что он умел, пусть смешно и весело, пусть только на кукольной маленькой сцене, победить своих врагов, наказать зло и утвердить справедливость.

7. История Петрушки в рисунках и фотографиях

Фото можно взять в книгах Н. И. Смирновой «И... оживают куклы». М.: Детская литература, 1982; Народный театр. М.: Советская Россия, 1991 (Библиотека русского фольклора).

Петрушку уже в XVII веке хорошо знали и любили в России. Его стали называть ещё и Петром Петровичем Уксусовым, Самоваровым или Ванькой Ратотуем. А на юге Украины, в Одессе — Ванькой Ру-тю-тю.

У кукольников был целый набор сцен с Петрушкой. В одних он встречался с невестой, в других покупал лошадь, лечился у лекаря “из-под каменного моста аптекаря”, обучался солдатскому делу, сражался с чёртом и Смертью. Всего таких сцен было больше двадцати. Но кукольники никогда не показывали их сразу.

В зависимости от настроения публики кукольники решали, какие сцены играть.

Самой сильной и выразительной была сцена встречи Петрушки со Смертью. Петрушка убивал Городового, за это Смерть собиралась утащить его в ад.

8. Подготовленные ученики разыгрывают диалог

Петрушка. Эй, человек, тебя как звать?

Смерть. Я, Смерть, тебя с собой зову!

Петрушка. Что? Ты похожа на сову.

Смерть. Я Смерть, и взять тебя пришла!

Петрушка. Другого, видно, не нашла?

Смерть. Твой смертный час пришёл, Петрушка!

Петрушка. Иди-ка к чёрту ты, старушка!

(Петрушка даёт Смерти пинка, и она летит за кулисы.)

— Почему Петрушка побеждает Смерть?

Вывод. Петрушка борется с несправедливостью — и с ним трудно справиться.

(Ребята проводят параллель со сказками, где герои, творящие добро, наделены особой силой.)

9. Работа с отрывком из балета И. Ф. Стравинского «Петрушка»

Задаю вопрос на внимательность: какие музыкальные инструменты сопровождали выступления Петрушки? (Названия музыкальных инструментов звучали на уроке.)

Такой знаменитый герой, как Петрушка, упоминается не только в стихах поэтов. Ему посвящён целый балет «Петрушка», и сочинил его композитор И. Ф. Стравинский. Он вспоминал: “Когда я сочинил эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял”, стараясь придумать название для сочинённой музыки.

“И вот однажды я вдруг подскочил от радости: «Петрушка»! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран”.

(Выбираю отрывок из балета, где слышится пёстрый гомон масленичного гуляния — первая картина.)

— Послушайте отрывок из балета. Какие музыкальные инструменты вы услышите?

(Если в классе есть ребята с начальным музыкальным образованием, то они легко называют звучащие инструменты. Если же таковых нет, то учитель сам комментирует отрывок и показывает на картинках инструменты, которые называет.)

Примерный комментарий учителя. Балет «Петрушка» поражает яркостью образов. Слушая одну только музыку балета, как будто видишь перед собой картину весёлого праздничного гуляния.

Зримость образов — характерная черта музыки И. Ф. Стравинского. Композитор умело использует приём звукоизображения. Мы слышим шум ярмарки, весёлый разговор, заунывное звучание шарманки, грустный танец балерины, которую оживил фокусник.

В оркестровом сопровождении вначале слышится диалог струнных и духовых инструментов — скрипки и флейты. Затем по нарастающей в оркестре наслаиваются голоса всех инструментов: струнных — альты, виолончели; духовых — кларнет, гобой, фагот, трубы; ударных — малый и большой барабаны, литавры, колокола. Роль ударных значительна — они выбивают чёткий, упругий ритм, которым пропитана музыка балета.

И. Ф. Стравинский нашёл особые средства музыкальной выразительности и для портрета Петрушки. Колоритное сочетание инструментальных тембров (скрипки и флейты, ударные), смена мажора и минора (радости и грусти) — всё это создаёт трагически исступлённый образ ярмарочного героя.

Николай Яковлевич Мясковский, советский композитор, народный артист СССР, говорил: “А «Петрушка» — это сама жизнь: вся музыка его полна такого задора, свежести, остроумия, такого здорового неподкупного веселья, такой безудержной удали...”

10. Домашнее задание (по выбору)

Народное представление, как и у нас, проходило без декораций. Объясняю слово Декорация.

    Нарисуйте с помощью карандашей и красок декорации к спектаклю «Петрушка». Некоторые из вас могут попробовать примерить на себя роль драматурга: сочините продолжение встречи Петрушки и Цыгана.

Цыган.

Я цыган Замора

Из цыганского хора,

Пою басом,

Запиваю квасом,

Заедаю ананасом!

Петрушка.

Ты зубы-то мне не заговаривай,

Говори, что надо, да проваливай.

Цыган.

Мой знакомый Фома,

Который совсем без ума,

Говорил, что тебе хорошая лошадка нужна.

Вот я и пришёл лошадь продавать.

Живое отношение к драматическому действию как к сиюминутному протекающему событию, своя точка зрения на происходящее на сцене — это творческий процесс, в котором огромную роль играют образное мышление и творческое воображение.

Каждый тип творческих заданий по-своему помогал в постижении конфликта, проникновению в драматический характер, авторский замысел в целом.

Мы раскрывали язык драмы с помощью кукольного представления. Творческие задания одновременно формировали саму способность воспринимать условность отражения жизни в искусстве.

Литература

Евсеев Б. Русские композиторы. М.: Белый город, 2002. Народный театр. М.: Советская Россия, 1991. (Библиотека русского фольклора). Новгородова А. 100 русских художников. М.: Белый город, 2003. Русская и советская музыка. Хрестоматия для старших классов / Сост. В. М. Блок, К. П. Португалов. М.: Просвещение, 1977. Смирнова Н. И. И... оживают куклы. М.: Детская литература, 1982.