Библиографические пособия для всех групп пользователей

PAGE \* MERGEFORMAT3

Содержание

Введение

I. Рекомендательная и популярная библиография

1.1. Значение рекомендательной и популярной библиографии

1.2. Общее представление о жанрах библиографических пособий

II. Библиографические пособия для всех групп пользователей

2.1. Библиографические очерки

2.2. Библиографические хрестоматии и антологии

2.3 Библиографические энциклопедии и монографии

2.4. Библиографические пособия в электронной форме

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Со второй половины 1980-х гг. стал чрезвычайно ускоряться темп жизни в мире и в нашей стране, изменился ее ритм.

Конец формы

Вслед за начавшейся перестройкой в экономике, политике, культуре произошли коренные изменения в общественном сознании. Они коснулись жизненных ориентиров, социальных приоритетов, образовательного ценза, отношения к духовным ценностям.

Нового осмысления в связи с этим потребовали функции рекомендательной библиографии, особенно в условиях реформирования системы образования в стране. Если раньше на пути к пополнению своего читательского багажа человек стартовал с определенной, понятной библиографу площадки, которую однотипно формировала школа – начальная, средняя и высшая, профессионально-технические училища и техникумы, то ныне эта площадка размыта обилием различных форм обучения, которые пока еще не подверглись четкой классификации.

Надо учитывать и тот факт, что значительная часть специалистов перешла из интеллектуальных сфер в коммерческие, в частное производство и другие области деятельности, не связанные с необходимостью читать для работы и для поднятия своего интеллектуально-духовного уровня. Изменилась и структура свободного времени людей: все более заметное место в нем занимает использование аудиовизуальных каналов информации. Да и количество свободного времени у всех стало очень разным – у занятой части населения его практически нет, у безработной – слишком много. Все это в целом, конечно, не способствует продуктивной активизации чтения, подрастающее же поколение, к сожалению, все чаще называют нечитающим.

Сегодня ключевые позиции в мотивации чтения занимают утилитарные, прагматические цели (обращение к печатным и другим источникам, чтобы получить информацию для дела, выполнения конкретной работы) и эвадистские (уход от трудностей в повседневной жизни в «красивую», увлекательную беллетристику)

Эти особенности нашей современной социокультурной ситуации побуждают создателей рекомендательно-библиографических пособий, искать новые пути к умам и сердцам читателей. Залог их успешного поиска видится в творческой реализации новой методологии работы, в центре которой – личность в триаде «человек – общество – государство».

Появление новых пособий было обусловлено, не только читательскими потребностями. Чтобы рекомендательная библиография общественно-политической литературы получила возможность попытаться ответить «на преобладающий читательский интерес», по данным социологов, к истории, психологии, философии, проблемам семьи, воспитания, педагогики, необходимо было кардинальное изменение социально-политической обстановки и связанное с этим кардинальное изменение содержания книгоиздательской политики в стране.

Смена социальной формации дала возможность рекомендательной библиографии (вслед за книгоиздательской практикой, а кое-в-чем и опережая ее) обратиться к самым востребованным в широкой читательской аудитории темам. Перестройка системы общественно-политических рекомендательно-библиографических пособий связана и с разработкой новых типов пособий, дополняющих проблемно-тематические: популярных библиографических энциклопедий, библиографических антологий, историко-библиографических очерков и других.

Прорыв к созданию новаторского типа изданий в сфере рекомендательной библиографии произошел в 80-х годах XX века. Это естественно, потому что «человеческий фактор» в наиболее полном объеме проявляется именно там.

Объектом моего исследования является рекомендательно – библиографическая деятельность библиотеки.

Предмет исследования - основы методики библиографирования новых жанров библиографических пособий.

Цель исследования – определить состояние рекомендательной библиографии в современном обществе.

Задачи исследования:

  • выявить новые жанры библиографических пособий;
  • выявить методические особенности новых жанров библиографических пособий;
  • выяснить роль рекомендательных библиографических пособий в современном обществе.
  • проанализировать некоторые издания новых жанров библиографических пособий

При выполнении работы использовались следующие методы: исторический, анализ литературы по теме, анализ пособий.

I. Рекомендательная и популярная библиография

1.1. Значение рекомендательной и популярной библиографии

Вопрос о рекомендательной библиографии обсуждается достаточно активно в библиотечной среде уже как минимум второй десяток лет. Сам термин «рекомендательная библиография» за это время поменялся от полного неприятия руководства чтением в начале 90-х годов, до одной из важнейших функций современной библиотеки. Особую значимость эта проблема приобретает с развитием компьютерных технологий и подключением публичных библиотек к Интернет. Наше книжное пространство стало все больше напоминать бескрайний океан, в котором достаточно просто «утонуть» и юному и взрослому читателю. Рекомендательная библиография в этой связи становится не только путеводителем в море информации, но и насущной общественной потребностью.

Потребность в информации у наших пользователей за последнее десятилетие выросла многократно, есть и желание читать, но нет навыков в подборе информации. Ориентиром в выборе все чаще становится реклама или просто яркая обложка. Но как писал еще Белинский (не дословно): чем читать плохие книги, лучше не читать совсем.

В чем же основная задача рекомендательной библиографии? Советовать, рекомендовать, руководить чтением - в чем здесь разница? На мой взгляд, основная задача рекомендательной библиографии – просвещать. Показывать широкие возможности выбора и давать надежные ориентиры. Для этого библиографу необходимо самому иметь богатый читательский опыт и эрудицию.

Размышляя на страницах профессиональной прессы о современном состоянии российской рекомендательной библиографии ведущие библиографы выделяют несколько новых тенденций.

Прежде всего, наблюдается рост общего количества рекомендательных пособий. Меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т.д. Все чаще в подобных изданиях присутствует поясняющий, сопроводительный текст, знакомство с проблемой. Опыт многих библиотек России свидетельствует, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы. Такие библиографические пособия являются как правило, источником выполнения самых сложных запросов.

Поэтому современная библиографическая продукция должна учитывать особенности новой информационной культуры: доступность и качественное аннотирование материала, систематизация, стилистика и объем пособия должны точно отвечать целевому и читательскому назначению, грамотное оформление.

В подготовке библиографического пособия выделяют несколько основных этапов:

- выбор и изучение темы (проблемы);

- разработка плана будущего издания;

- выявление круга документов по данной теме;

- точное библиографическое описание документов (составление аннотаций);

- оформление пособия (привлекательная обложка, гармоничное сочетание шрифтов и рисунков, выделение наиболее значимой информации).

В подготовке библиографических пособий очень важен каждый из перечисленных этапов, эта работа требует тщательно продуманных методических решений.

Новые информационные технологии и Интернет оказали огромное влияние на различные сферы жизни российского общества, в том числе и на библиотечную работу.

Книга, традиционная печатная продукция становятся не единственной профессиональной ценностью библиотекаря, рядом с ними формируется новый блок носителей информации.

Особенно интенсивно Интернет вторгается в область справочно-библиографического и информационного обслуживания библиотек. Всемирная сеть открывает новые возможности для использования профессионального опыта и знаний библиотекарей в удовлетворении информационных потребностей пользователей. Поэтому практически все инновации в библиографической работе библиотек так или иначе связаны с развитием новых информационных технологий. Пользователю необходимо быстрое получение информации, легкость и доступность поиска.

Современный символ библиотеки как информационной службы мог бы звучать так: «Информацию и знания - здесь и сейчас».

Практически все библиотеки России идут по пути освоения новых информационных технологий, выбирая для себя то или иное направление. В библиотеках создаются новые электронные продукты, на которых представлены краеведческие фонды, архивы библиотек, фонды периодических изданий.

Создаются мультимедийные диски по тем или иным актуальным темам (серия компакт-дисков «Молодежный информационный навигатор» опыт Самарской ОЮБ), создаются специализированные отделы, где к услугам пользователей предоставлены все имеющиеся информационные ресурсы - работа на компьютере (с выходом в Интернет), мультимедийные диски, просмотр аудио- и видеопрограмм (опыт Саратовской ОБДЮ).

Практически все областные библиотеки имеют свои сайты, каждый их которых интересен по - своему.

Наполнение сайта самое разнообразное, от создания одного или нескольких информационных проектов (полнотекстовая БД «Времен связующая нить» и «Традиционная культура Урала», опыт Челябинской ОЮБ), до организации виртуальных выставок и молодежных форумов.

Создаются тематические мультимедийные издания в помощь в изучении школьных предметов («CD и смотри», «CD и учи» опыт библиотек Челябинской области), а также диски, посвященные вопросам трудоустройства молодежи, воинской обязанности, правовой ответственности и др.

И еще одно интересное направление – создание справочно-библиографических служб в Интернете. Интересен опыт мобильного справочного обслуживания в библиотеках вузов (идея университетских библиотек США), в справочных и информационных отделах пользователям предоставляются определенные часы - время «мобильного» обслуживания, за короткий срок пользователь получает максимум информации по своему запросу (выполняют мобильные запросы наиболее квалифицированные сотрудники отдела).

В некоторых библиотеках создаются справочные службы по телефону или по электронной почте библиотеки (служба «Библиосервиса», опыт библиотек Томской области). Обратившись в подобную службу пользователь может заказать любое издание, курсовую работу, диплом, составление библиографического списка по теме на определенный день и час.

Это только несколько наиболее интересных направлений в справочно-библиографической работе библиотек, многие из которых не требуют особых материальных затрат, и как будет развиваться эта деятельность, зависит от специфики работы самой библиотеки, учета запросов пользователей, грамотной политике по привлечению новых пользователей.

1.2. Общее представление о жанрах библиографических пособий

Библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей. Упорядоченность записей означает их структуризацию, организованность, логичность размещения друг относительно друга в соответствии с целевым замыслом и особенностями отражаемого в пособии материала. Пособие – это не случайная, а специально организованная совокупность библиографических записей, подобранных в соответствии с объединяющим их общим признаком содержания, формы или каким-либо другим. Именно это образует качественно новую форму существования библиографической информации. Библиографическое пособие в специальной литературе понимается широко, как нечто, включающее все виды библиографической информации, зафиксированной тем или иным способом. Признается теоретически, что и комплексы библиографических записей, существующих в электронной форме, также охватываются этим понятием. Между тем применительно к последним существует свое обозначение – база данных, понимаемая как набор данных, представленный на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации.

В теории библиографии традиционно разрабатываются различные системы дифференциации библиографических пособий, в соответствии с которыми производится объединение пособий в группы на основе общих для них признаков и одновременно осуществляется разграничение их по признакам несхожести. Такая процедура необходима с научной точки зрения, так как способствует исследованию конкретных библиографических явлений; для издательской практики важно определить типичные признаки изданий единого целевого и читательского назначения; для библиографов классификация полезна в контексте совершенствования методики составления пособий, которая должна быть дифференцирована применительно к отдельным классам; в библиотечно-библиографическом обслуживании важно соотнести разновидности пособий и потребности в них отдельных категорий пользователей. Дифференциация пособий осуществляется по разным признакам, формальным и содержательным. Для первоначального представления библиографических пособий М.Г. Вохрышева разграничивает их по форме издания.1[1] По этому признаку выделяются:Начало формыКонец формы

  • библиографические издания – библиографические пособия, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полученные печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;
  • несамостоятельные издательские формы – библиографические пособия, которые помещаются внутри отдельных изданий (внутрикнижные внутрижурнальные, внутригазетные, прикнижные, пристатейные).

Библиографические пособия находят свое выражение в жанрах – устойчивых, обладающих повторяющимися сущностными признаками формах пособий. Каждый жанр предполагает обязательность типологических черт, признаков, обусловливающих его качественную определенность. Утрачивая эти признаки, он разрушается.

К основным жанрам библиографических пособий относятся указатель, список, обзор документов. Во второй половине 80-х и в 90-х годах появились новые по тематике, наполнению и способам раскрытия содержания отражаемых материалов библиографические пособия: путеводитель, библиографический справочник (словарь), библиографическая энциклопедия, библиографическая антология, библиографическая хрестоматия, библиографический очерк и др.

Библиографический указатель – это библиографическое пособие, значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.

Библиографический список – это библиографическое пособие c простой структурой.

Библиографический обзор – это библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование.

Путеводитель по документам – это библиографическое пособие, включающее наряду с библиографической информацией сведения справочного и методического характера.

Биобиблиографический справочник (словарь) – библиографическое пособие, содержащее биографические и библиографические сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.

Библиографическая энциклопедия – библиографическое пособие, содержащее библиографическую и справочную информацию, представленную в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.

В середине XX в. приобрели популярность так называемые «малые жанры» библиографических пособий, которые представлены следующими разновидностями:

  • план чтения – библиографическое пособие, в котором намечается определенная последовательность чтения;
  • беседа о книгах – библиографическое пособие, в котором достаточно подробно раскрывается содержание книг с элементами пересказа;
  • листовка-закладка к книге – библиографическое пособие, расширяющее круг чтения на тему прочитанной книги;
  • памятка читателю – библиографическое пособие, посвященное актуальной проблеме или одному лицу, включающее минимум литературы по теме с целью первоначального с ней ознакомления

Пособия «малых жанров» преимущественно связываются с библиографической составительской практикой публичных библиотек, преследуют просветительские цели, недолговечны по времени существования. Вместе с тем они мобильны, способны оперативно откликаться на актуальные события, широко использовать приемы коммуникативности с целью достижения наибольшей эффективности воздействия на потребителя.

Каждый жанр обладает специфическими свойствами, но «закрепленность» определенных признаков за жанрами отнюдь не свидетельствует о статичности последних. Внутри одного жанра могут быть значительные различия, обусловленные содержанием пособия и индивидуальностью библиографа-составителя. Это объясняется тем, что во всяком жанре наряду с обязательными типологическими чертами присутствуют характерные, но не обязательные. Например, для указателя характерны краткие аннотации, но они бывают и иными - развернутыми, а могут и совсем отсутствовать. Характерен достаточно большой объем, но и этот признак несущественен - объем варьируется, и невозможно его точно обозначить как обязательный, в связи, с чем представляется некорректным в ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» в определении библиографического указателя требование «значительного объема». Наличие необязательных, факультативных черт способствует достижению разнообразия в деятельности, обеспечивает свободное развитие и совершенствование жанровых разновидностей.

Жанры библиографических пособий исторически обусловлены. В конкретные исторические периоды на первый план выдвигаются те из них, которые наилучшим образом отвечают общественным потребностям. Так, в 20-е гг. XX в. широкое распространение получили малые жанры (списки, планы чтения, беседы), призванные приобщить к чтению малоподготовленных читателей. В послевоенный период, когда остро встал вопрос о комплектовании фондов разрушенных войной библиотек, издавались пособия - «типовые каталоги». В 60-80-е гг., период обязательного всеобщего среднего образования, широкое распространение получили пособия в помощь самообразованию, так называемые «круги чтения». В настоящее время обозначилась тенденция к изданию фундаментальных пособий (иногда их называют «библиографическими монографиями») ретроспективного, репертуарного характера, которые нередко издаются как многотомные.

Историческая обусловленность жанров не означает, что некоторые из них не могут сохранять свою значимость в разные периоды. Напротив, жанр – образование устойчивое. В нем в первую очередь меняется содержательная сторона элементов, а структура как способ их связи долгое время остается неизменной, приспосабливаясь к новому содержанию. Примером такого жанра является указатель.


II. Библиографические пособия для всех групп пользователей

Начало формы

Конец формы

2.1. Библиографические очерки

Рекомендательная библиография – это область деятельности, обеспечивающая читателей библиографической информацией с учётом их дифференцированных потребностей в сфере образования и самообразования, воспитания и формирования личности. Информационное поле рекомендательной библиографии определяется особенностями удовлетворения многообразных потребностей широких кругов читателей.

Рекомендательная библиография всегда связана с популяризацией лучших, наиболее ценных документов.

Ее функции традиционно рассматриваются по трем направлениям: содействие общему и профессиональному образованию; помощь в самообразовательной деятельности читателя; участие в популяризации знаний.

В отношении рекомендательной библиографии и массовых библиотек еще с советских времен существовали конфликты. Комплектование фондов не соответствовало содержанию рекомендательных пособий. В 1990-е гг. отношения между рекомендательной библиографией и массовыми библиотеками окончательно зашли в тупик: отсутствие рекомендуемых книг в библиотеках свело почти к нулю практический интерес к информации, предоставляемой рекомендательной библиографией, вслед за этим упал спрос на сами библиографические издания, издатели перестали их выпускать. В итоге библиотека и читатель оказались вообще без какого-то ориентира в потоке печатной продукции, а библиографы начали работать «в стол». Тем не менее, рекомендательная библиография, нащупала два направления, которые могли способствовать разрешению этой тупиковой ситуации.

Первое направление связано с увеличением информационной емкости самих пособий. С.П. Бавин говорит, что, библиографы поняли: инструкция по применению стиральной машины вызывает интерес только при наличии стиральной машины.2[2] Если у посетителя библиотеки нет возможности обратиться за получением знаний к рекомендуемым документам, библиографическое пособие может быть востребовано только в том случае, если оно само несет в себе основы знаний, содержащихся в этих документах, и основные представления о содержании этих документов. С точки зрения жанровой специфики рекомендательной библиографии наиболее адекватно отвечают этим требованиям сборники библиографических очерков.

Библиографический очерк жанр рекомендательного библиографического пособия, представляющий собой авторское повествование реферативного плана с широким цитированием и элементами оценочного отношения к текстам. Библиографический очерк включает информацию не только о рекомендуемых произведениях, но и литературных, критических, научно-популярных, историографических, мемуарных, публицистических материалах, имеющих отношение к крупной проблеме, теме, творчеству писателя в целом. Библиографические очерки могут существовать, как самостоятельные библиографические произведения либо входят в состав библиографической энциклопедии, библиографической антологии. Среди жанров рекомендательной библиографии библиографический очерк является наиболее активным средством педогагическо-просветительского воздействия на формирование информационной культуры личности.

Библиографический очерк – относительно новый жанр в литературной рекомендательной библиографии. Его главное преимущество в том, что библиограф получает возможность вести свободный разговор на обозначенную в заглавии тему, не связывая себя ни формальными библиографическими характеристиками, ни жестким выбором рекомендуемых произведений, что, в свою очередь, обеспечивает читателю свободный выбор интересующей его литературы. Тем не менее, содержание очерка предполагает достаточность информации для знакомства с конкретной темой.

Библиографические очерки – произвольно построенное, разноплановое информационное повествование о литературном явлении с ярко выраженным личностным отношением.

Библиографические очерки порою представляют собой обзор критических и публицистических работ (книг и статей), посвященных тому или иному явлению литературы. Библиограф знакомит читателя с разнообразными, порою разноречивыми оценками и толкованиями произведений, привлекших внимание литературной общественности.

Двадцать лет назад ни в массовых библиотеках, ни в домашних собраниях не существовало классических работ по отечественной истории – не было ни Н.М. Карамзина, ни В.О. Ключевского, ни С.М. Соловьева, ни Н.И. Костомарова... Потребовалось несколько лет перестройки в политике и экономике, чтобы библиографы могли взяться за создание серии, назначение которой: воспитание исторического сознания на материале отечественной истории, формирование исторического мышления, патриотических установок у читателей, культуры изучения истории.

В конце 1980-х гг. библиографы Российской Государственной библиотеки (РГБ, тогда еще ГБЛ) СВ. Бушуев и Г.Е. Миронов начали работу над серией историографических очерков «История государства Российского», которая вылилась в трехтомник, охватывающий период с IX по XIX вв. Эти очерки оказались во многом новаторской работой, которая вывела рекомендательную библиографию в целом на совершенно иной уровень. Суть замысла авторов, используя весь объем письменных источников, помочь читателям взглянуть на историю Отечества как бы с разных точек – глазами современников событий, современных ученых, писателей разных времен и народов, художников, видеть историю в ее многообразии, научиться читать исторические и литературные памятники, видеть памятники архитектуры и искусства. В ходе характеристики отдельных исторических эпох и периодов авторы-составители стремятся давать характеристику тенденций, закономерностей в развитии истории, общую оценку тех или иных периодов, событий. В то же время в контекст бесед привносятся интересные исторические детали, приметы времени, информация о быте, детали, характеризующие известных исторических деятелей.

Жанр историко-библиографических очерков, находится на стыке традиционных методов рекомендательной библиографии, историографии, источниковедения и исторической публицистики. При его составлении используют элементы историографических методов (рассказ не только о книге, но об истории изучения того или иного периода, явления, истории открытия, дискуссиях), источниковедческих (рассказ о летописях, сказаниях, иконах – как исторических источниках и как источниках для изучения истории) и библиографических, поскольку одна из главных задач очерков – стимулировать чтение исторической литературы. При этом библиография пропагандируется с помощью фактографии, а фактография (факты отечественной истории) – с помощью библиографии. Возникает привлекательный для читателя синтез разговора о факте (событии) и интерпретирующей сей факт книге.

Главным отличием историко-библиографических очерков от традиционных рекомендательно-библиографических пособий является порядок организации материала. В первом томе «Истории государства Российского» рекомендуется около 350 книг, причем многие «используются» неоднократно, в разных разделах и главах. При этом книги – из самых различных областей знаний: это научные и научно-популярные книги по истории, искусствоведению, краеведению, музееведению, литературоведению, произведения художественной литературы, альбомы и т. д. Невозможно представить, чтобы все они были выстроены в алфавитный ряд традиционного рекомендательно-библиографического указателя (даже при наличии разработанной структуры). Совсем иное дело, когда книги «появляются» в ходе специально организованной тематической беседы.

С.П. Бавин отмечает: «С.В. Бушуев писал, что задача автора рассказать о главных, ключевых, с его точки зрения, событиях истории России; о различных их оценках в трудах отечественных историков и, наконец, о книгах по истории Отечества. Книги (основа основ традиционной рекомендательной библиографии) в этом ряду отходят на третий план. Это непривычно, но логично: человека в первую очередь интересует сама история, т. е. события, лица, факты».

Книги серии «История государства Российского» предлагают читателю несколько способов организации материала. В так называемых «сюжетно-исторических» очерках речь идет прежде всего о событиях и исторических личностях, в «историографических» сделан акцент на различных взглядах и оценках одного и того же события разными историками. Между ними нет строгой границы.

Большое значение во всех выпусках очерков имеют текстовые материалы – пространные цитаты или пересказы любопытных фактографических сведений, что гораздо ярче представляет рекомендуемые книги, чем традиционные аннотации, а также наличие большого иллюстративного ряда.

Человек, знакомый с традиционными изданиями рекомендательной библиографии должен быть приятно удивлен высокой степенью читабельности книги. Непростые проблемы в книге изложены хорошим слогом (это признак высокопрофессионального овладения материалом), в книге используются оригинальные популяризаторские приемы, благодаря которым история предстает в виде череды ключевых эпизодов («Падение Перуна. Становление христианства на Руси», «Золотое слово русской литературы и его век», «Как звезды во мраке: оппозиция Грозному» и подобные названия глав говорят сами за себя). Они перемежаются «Исторической мозаикой» и «Историческими интермедиями».

Интересным решением идеи персонификации истории видится рубрика «Портрет в историческом интерьере», в которой авторы по возможности стремятся к созданию проблемной ситуации. Авторы предупреждают о субъективизме в отборе сюжетов, событий, персонажей, хотя взгляд на подробное оглавление, напоминающее предметный указатель, не дает оснований упрекать их в каких-то явных перекосах; во всяком случае, ключевые моменты истории России (внутренней и внешней политики, классовой борьбы, культуры и искусства, этнографии и т. д.) представлены с большей или меньшей полнотой.

Чтобы изложить свое мнение, библиографы должны были изучить все рекомендуемые книги и получить «глубокие и систематические знания»: следующим этапом стало изложение освоенных знаний так, чтобы они стали доступны и интересны читателю-неспециалисту; читатель, заинтересовавшийся тем или иным сюжетом в изложении библиографов, имеет возможность расширить собственные представления о теме, обратившись к рекомендуемым книгам. Таким образом, сущность рекомендательно-библиографической деятельности остается неизменной. Изменяются только методы и приемы руководства чтением.Начало формы

Конец формы

Развитие жанра библиографического очерка совпало с социокультурной ситуацией, сложившейся в первые годы перестройки. Демократизация общества породила небывалое дотоле гласное противоборство мнений, концепций относительно настоящего, прошлого и будущего страны. В центре внимания, наряду с политикой и экономикой, оказался и определенный пласт художественной литературы — той, что долгие годы была запрещена, именовалась антисоветской — «Котлован» А. Платонова, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и ряд других произведений, публикация которых в 1986—1988 гг. не просто вызвала читательский бум и волну статей и рецензий, но и редкий для массового чтения активный интерес именно к критике и публицистике, проясняющим, растолковывающим, оспаривающим идейные и художественные достоинства этих произведений. Это исключительное для культурной жизни явление и стало предметом пристального внимания авторов сборника библиографических очерков «Книги, которые читают все».

Другой пример развития библиографических очерков – сборник библиографических очерков «Судьбы поэтов серебряного века». Ситуация, которая сложилась к концу 1980-х гг. в отношении к такой области отечественной словесности, как русская литература конца XIX – начала XX в., близка к ситуации с истерической литературой, вызвавшей появление очерков «История государства Российского». Его создание, обусловлено рядом объективных причин. Среди них – появление значительного количества материалов по истории русской литературы начала XX в., неизвестных широкой публике, неудовлетворительное состояние отечественного литературоведения в этой области и, что немаловажно, повышенный читательский интерес к упомянутому периоду отечественной культуры. Литературная рекомендательная библиография советского периода могла предложить читателю избранную информацию о «признанных классиках».

Появившиеся в конце 80-х – начале 90-х гг. публикации художественных текстов, а также документов (архивных биографических и мемуарных материалов, новых и «возвращенных» исследований) позволили библиографам пересмотреть, а в ряде случаев заново создать историко-литературный и биографический контекст, способствующий более полному восприятию как признанных классиков этого периода, так и тех поэтов, чье творчество отсутствовало в массовом чтении либо было представлено в искаженном виде В очерках «Судьбы поэтов серебряного века» авторы стремились показать именно судьбы тех, в чьем творчестве наиболее полно нашла выражение атмосфера этого уникального периода отечественной культуры. Очерки в популярной форме представляют биографию и творческий путь поэтов целиком, от начала и до конца.

Книга содержит 34 очерка. Ее авторы, следуя традициям рекомендательной библиографии, ограничились творчеством тех поэтов, персональные сборники которых изданы и переизданы в последние годы. Больший диапазон имен представлен в приложении, где перечислены антологии и сборники поэзии конца XIX – начала XX в., а также названы мемуары и очерки современников, общие работы отечественных литературоведов 1970–1990-х гг.

С.П. Бавин пишет об отношении М.И. Давыдовой к пособию «Судьбы поэтов серебряного века»: «М.И. Давыдова рассматривала это издание с другой точки зрения, она упрекает авторов в том, что они не удосужились указать жанр своей работы. Она усматривает ее преемственность с предшествующими рекомендательно-библиографическими пособиями и утверждает, что «общие для изданий подобного рода просветительские задачи решаются в этот раз на новом уровне, в соответствии с духом времени, и те тенденции, которые зарождались и подспудно формировались прежде, получили более законченное выражение»».

М.И. Давыдова писала о том, что библиографы стремятся сделать свою работу не только источником информации, но и в какой-то мере самодостаточным изданием.

М.И. Давыдова подметила тенденцию, которая могла привести к частичной смене парадигмы всей литературной рекомендательной библиографии.3[3] В «Судьбах поэтов серебряного века» реализованы основные принципы, определяющие пропедевтическую функцию литературной рекомендательной библиографии – аналитичность и ассоциативность, сочетание которых, дополняемое весьма обширным цитированием художественных и нехудожественных текстов, формирует разветвленную систему коннотационных связей, что и обеспечивает ощущение самодостаточности текста очерка. Дополнительным аргументом в эту пользу служит впервые примененный в практике литературной рекомендательной библиографии прием – сопровождение очерков поэтическими антологиями

М.И. Давыдова выразила опасение, что литературная рекомендательная библиография может утратить свою специфику.

М.И. Давыдова говорит о рекомендации произведений в сборнике «Судьбы поэтов серебряного века»: «Рекомендация творчества писателя может приобретать форму персоналии, т. е. очерка о творчестве, сопровождаемого списком изданий произведений и литературы о писателе, либо форму обзора о нескольких писателях одной эпохи». Решение о том, посвящать ли автору раздел-персоналию или представить его в обзоре, определяется как значением творчества, так и – в меньшей мере – наличием современных изданий его произведений. Иногда одни писатели представлены разделами персоналиями, а другие упоминаются при рекомендации антологий, сборников. Так, в книге помещены персоналии 34 поэтов — их авторские сборники изданы и переизданы в последние годы. Такой принцип отбора «не формальный» если сборники появились, поэт привлекает внимание общественности. Однако в иных случаях — и это делалось не раз — в рекомендательные указатели включали персоналию писателей, даже если есть только публикации в журналах и коллективных сборниках. В книге нет персоналий И. Бунина, В. Рождественского, хотя издания можно было найти и при желании непременно представить их творчество в виде персоналии. Однако авторы сочли более целесообразным упомянуть их только при рекомендации антологий и коллективных сборников.

Развернутый историко-литературный контекст и обильное цитирование – характерные признаки такого библиографического произведения, как сборник биобиблиографических очерков М.Е. Бабичевой «Писатели второй волны русской эмиграции» (2005). Это первое в отечественной литературной библиографии и одно из первых в отечественном литературоведении исследование о судьбе и творчестве русских писателей, оказавшихся за границей в результате Второй мировой войны и долгие годы пребывавших за «железным занавесом», вне связи с отечественным читателем. Писатели русской послевоенной эмиграции в своих произведениях отразили эту ситуацию, а также поведали о многих аспектах Второй мировой войны, которые на их родине долгое время замалчивались. Замалчивалось и само существование этих писателей.

Книга состоит из большой статьи, где анализируется сам феномен рассматриваемой части отечественной словесности, четырнадцати персональных глав и обзорной главы об эмигрантской драматургии этого периода. Все персональные главы строятся по единому образцу: сведения об авторе и его творческом пути, анализ наиболее значимых произведений и возможно полная библиография его изданий (книги и журнальные публикации за рубежом и в современной России) и литературы о нем.

Особенность этого пласта отечественной словесности – его относительно слабая распространенность в массовом чтении. При отсутствии книг (многие упоминающиеся в сборнике произведения опубликованы только в зарубежной русскоязычной периодике) включение развернутых цитат – единственный способ дать читателю относительно полное представление о стиле и творческой манере неизвестных писателей.

Примеры можно продолжать, но суть очерков, ясна: библиографические пособия могут являться самодостаточными источниками нового знания и в сжатом виде нести большой объем информации, делая ее доступной достаточно широкому кругу пользователей библиотек, но серьезным препятствием на этом пути в настоящее время являются тиражи изданий. Если пособия конца 1980-х – начала 1990-х гг. публиковались тиражом от 30 тыс., до 50 тыс. экз., то в начале XXI в. тираж составляет от 300 до 700 экз., что, существенно снижает эффективность рекомендательно-библиографической деятельности в этом направлении.

2.2. Библиографические хрестоматии и антологии

Второе направление – менее трудоемкий, но при этом эффективный способ донесения знаний из недоступных по каким-то причинам источников. Имеются в виду антологии и хрестоматии, оснащенные библиографическим аппаратом. В середине 1990-х гг. в РГБ планировалась серия хрестоматий «Мир художника», в которой рекомендательная библиография искусства являлась основой для представления жизни и творчества живописцев, архитекторов, музыкантов через публикацию фрагментов их воспоминаний и переписки. Искусствоведческая литература всегда была дефицитом в массовых библиотеках. Хрестоматии вполне могли бы хотя бы на первоначальном уровне компенсировать этот дефицит. К сожалению, проект по ряду причин не был реализован.

Первыми хрестоматиями можно считать продолжение успешного библиографического проекта «История государства Российского». В 1996 – 1998 гг. Г.Е. Миронов сделал два выпуска, посвященных истории России с X по XVI вв. К проекту подключилась и Российская национальная библиотека, сотрудники которой с 1996 по 2002 г. подготовили восемь выпусков хрестоматий под названием «История государства Российского: жизнеописания», охватив период с IX по XX вв. В этих выпусках, библиографы сосредоточили внимание на «персональном составе» отечественной истории. Имеется свод кратких сведений об известных, не очень известных и незаслуженно забытых людях в истории России. Основным структурным элементом каждого очерка является биографическая справка. Авторы не стремились к исчерпывающей информации о каждом герое, их главная цель, – вызвать у читателя интерес к персонажу, побудить к дальнейшему изучению его биографии, а через биографию – истории Отечества. Рекомендуемые материалы принадлежат к различным жанрам. Это и научные исследования, и опубликованные исторические источники, и научно-популярная литература, и исторические романы. После биографической справки, включающей и обзор существующих источников, следует подборка хрестоматийных материалов, за ней – список использованной и дополнительной литературы (в традициях рекомендательной библиографии предпочтение отдается «изданиям, наиболее доступным для широкой читательской аудитории»). В конце книги – перечень основных крупных исследований, имеющих отношение к обозреваемому периоду в целом.

Два выпуска хрестоматии, составленные Г.Е. Мироновым, строились по единому принципу. В каждой книге две части. Первая часть, именуемая «историография», – своеобразный сборник статей и фрагментов из книг различных авторов, которые, дополняя друг друга, всесторонне характеризуют соответствующую эпоху; вторая часть, «источники», предлагает читателю фрагменты текстов летописей, житий святых, фольклорных произведений и т. д. К источникам даются комментарии, обусловленные характером конкретных документов.

Автор-составитель сообщает читателю об особенностях каждой из частей, подсказывает оптимальные способы знакомства с материалами. Большим достоинством хрестоматий является то, что составитель не ограничился «историей царей», т. е. политической и военной историей государства, а включил в общий контекст историю религии, историю быта, историю архитектуры и изобразительного искусства, историю книжной культуры, историю древнерусской литературы и даже историю естественно-научных представлений в Древней Руси. Ориентируясь на читателя-неспециалиста, которому непросто осваивать серьезные статьи и старинные источники, автор-составитель перемежает их «историческими интермедиями» – занимательно-информационными заметками, устраивая интеллектуальные передышки. Во втором выпуске хрестоматии автор впервые в своей практике в издание для взрослых включил отрывки из книг, написанных в разные времена специально для детей.

С.П. Бавин пишет: «Прошло несколько лет после категорических требований искоренить «руководство чтением» и дать читателю полную свободу выбора. Г.Е. Миронов, похоже, не слышал этих требований (или не обратил на них внимания) и в новой ситуации книжного рынка, обращается к читателю: «Книг по истории православия, истории и культуре России выходит сегодня великое множество. При кажущейся сложности стоящей перед автором-составителем задачи она чрезвычайно проста: не только подсказать, какую литературу и в какой последовательности целесообразно читать, но и показать прямо (текстом) или косвенно (отбором, композицией) логику развития исторического процесса, показать взаимосвязь истории и культуры и соответствующих исторических источников».

Профессиональное мнение специалиста не посягает на абсолютную свободу выбора: читатель, во-первых, может вообще не брать в руки эти книги или организовывать чтение по собственному усмотрению; во-вторых, никто не вынуждает его соглашаться с «логикой развития исторического процесса», изложенной автором книги (наоборот, библиографы неоднократно призывают читателя критически относиться и к собственным высказываниям, и к позициям историков, изложенным в их работах). Однако давно известно, что свободный поиск информации для целей самообразования малопродуктивен; именно для этих целей на протяжении веков и создаются разного рода сборники, антологии, хрестоматии. Этим целям служат и историко-библиографические очерки, к которым примыкают хрестоматии, дающие возможность читателю получить представление о текстах, которые далеко не всегда оказываются рядом.Начало формы

Конец формы

Библиографические указатели в сочетании с хрестоматией издавали не только в Москве. Магаданскими учеными создана работа под названием «Варлам Шаламов: трагический Колумб Колымы», в ней помимо собственно библиографии, опубликованы фрагменты автобиографии писателя, его стихи, материала биографического характера.

Особенно важна образовательно-просветительская функция рекомендательной библиографии в тех случаях, когда традиционная рекомендация книги и статей абсолютно неэффективна в силу того, что первоисточники просто недоступны обычному читателю. Такая ситуация, сложилась в начале 1990-х гг. в области русской философской мысли. Запрет, существовавший при советской власти на знакомство с этой литературой, был снят. Библиографы, осознавали необходимость организации чтения по этому направлению, но рекомендовать по существу было нечего: книжный рынок не спешил разворачиваться в сторону интеллектуально сложной и экономически не прибыльной литературы. В РГБ возник замысел библиографической антологии «Русские философы», которая должна была познакомить читателей с творческим наследием и биографиями наиболее значительных представителей русской религиозно-философской мысли конца XIX – середины XX вв.

Библиографическая антология вид рекомендательного библиографического пособия ретроспективного характера и просветительской направленности предназначается для первоначального ознакомления читателей разного уровня подготовки с труднодоступной литературой определенного периода, направления, содержания, имеющей познавательное и общеобразовательное значение.

Антология «Русские философы» построена по персональному принципу. Для трех выпусков, увидевших свет в 1993 – 1996 гг., составители выбрали восемнадцать персонажей, расположив их без какого-то предпочтения в алфавитном порядке: в первом выпуске – от Н.С. Арсеньева до К.Н. Леонтьева, во втором – от К.П. Победоносцева до С.Н. Трубецкого, в третьем – от Н.И. Ульянова до Д.И. Чижевского. С формальной точки зрения антология имеет косвенное отношение к рекомендательной библиографии. Биографические очерки написаны составителями на основе редких и малодоступных источников: библиографические списки, прилагаемые к персональным главам, содержат перечень преимущественно зарубежных публикаций, равно как и избранные тексты философов публикуются по зарубежным изданиям. Библиографы не делают попытки «вписать» свою новую работу в рамки рекомендательной библиографии. Для них важнее сама возможность использовать просветительскую функцию рекомендательной библиографии, чтобы познакомить читателя с неведомыми ему ранее гранями русской свободной религиозно-философской, историософской мысли, бытовавшей в XX в. исключительно за пределами нашей страны.

В антологии «Русские философы» библиографы, обращаясь к пластам востребованной (по тематике), но недоступной (физически) массовому читателю литературы, своими силами организуют первоначальную систему чтения, которая способна сформировать дальнейший интерес к теме. В ситуации, когда творческое наследие деятелей русской религиозно-философской мысли еще не стало так доступно российскому читателю, как в середине 1990-х гг., т. е. при отсутствии книг и статей, которые можно рекомендовать читателю, антология – единственный способ создать «первоначальную общую картину, которая даст читателю минимум знаний и составит первооснову для дальнейшего чтения, углубления и расширения определившихся интересов.

Следующим шагом в развитии антологии «Русские философы» стали тематические сборники статей под тем же названием. Два выпуска сборника «Русские философы: проблема христианства и культуры в истории духовной критики XX века» вышли в 2002 и 2006 гг. Сборники составлены в том же ключе, что и предыдущие книги: читателю предлагается биографический очерк с элементами характеристики творчества, избранные тексты, сюжетно связанные с обозначенной темой, и избранная библиография книги статей. В отличие от трех первых книг сборники снабжены указателями имен всех лиц, упоминающихся на страницах книги.

С.П. Бавин теоретически предполагает, что со временем эта антология и тематические сборники могут стать основой (структурой) рекомендательно-библиографического пособия в его более традиционном облике (например, книги биобиблиографических очерков).4[4] Во всяком случае, современное состояние отечественного книгоиздания в данной области это уже позволяет сделать.

Антологии наиболее оправданы в тех случаях, когда чисто библиографическая (пресловутая «вторичная») информация оказывается неэффективной в связи со значительными трудностями по ее использованию

Рекомендательная библиография в виде антологий и хрестоматий может оказаться существенным подспорьем в реализации программы «Информация для всех» при двух обязательных условиях: общественной значимости выбираемых тем и массовых тиражах.

2.3 Библиографические энциклопедии и монографии

Процесс создания персональных документографических работ в сфере библиографии литературы и искусства во многом связан с проблемой жанра. Если представить градацию персонографических жанров в области литературы и искусства – от чистой документографии и использования различных дополнительных информационных возможностей, то можно говорить о жанре библиографической энциклопедии.

Библиографическая энциклопедия – вид рекомендательного библиографического пособия ретроспективного характера обладающий сложной структурой и обеспечивающий систематизированный подход к библиографированию печатной продукции по проблемам и сюжетам данного произведения в масштабе исторической эпохи, страны, литературного жанра и т.п.

Первым опытом аналитико-синтетического произведения в жанре энциклопедии стала работа A.M. Горбунова «Сквозь даль веков». Автор определил специфику жанра и фактически предвосхитил эру электронных изданий, в которых все уровни информационного представления собраны воедино.5[5]

Библиографы Российской государственной библиотеки стали употреблять термин «библиографическая энциклопедия» в 1980-е гг. Он был введен для обозначения нового жанра рекомендательных библиографических работ, которые объединяют в себе библиографические и литературоведческие жанры.

Благодаря некоторым исследователям, таким, как СП. Бавин, Г.Л. Левин, и другим, в практику рекомендательной библиографии вошел термин «популярная библиография». С таким подзаголовком были опубликованы работы С.П. Бавина «Зарубежный детектив XX века (в русских переводах)» и A.M. Горбунова «Панорама веков. Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века».

Библиографическое пособие С.П. Бавина содержит перечень всех авторов зарубежного детектива (свыше 300 имен) и их произведений, изданных на русском языке за тридцать лет (1960–1989), а также очерки о творчестве почти 50 писателей. «Панорама веков. Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века» дает представление с всемирной литературе как совокупности явлений, системе культурных ценностей, связанных между собой традициями и сохранившимися до наших дней благодаря практике многовекового чтения. Материал здесь расположен по крупным культурно-историческим периодам. Разделы открываются беседами об особенностях литературного процесса соответствующего периода, а в портрете каждого писателя освещается его творческий путь. Библиографические записи располагаются в хронологическом порядке.

Традиционным для популярных изданий приемом привлечения внимания читателей можно назвать сопровождение основного текста различной визуальной ориентацией. В работе «Панорама веков» это проявляется «в виде знаков, словесных символов, идеограмм, типа «История», «Жизнеописание» и т. д.

В энциклопедии много ассоциативных связей, что позволяет назвать ее «ручной» гипертекстовой системой. Она характеризуется информационной емкостью, предполагающей наличие огромного количества объектов и связей в одном информационном продукте, будь то традиционная («ручная») форма представления материала или электронная

Исследованию новых жанров литературной библиографии в 1980-е гг. посвящен ряд работ, в частности М.И. Давыдовой. С.П. Бавин ввел термин «популярная библиографическая энциклопедия». Он (термин) включает следующие признаки: популярность, библиографичность и энциклопедичность.

Популярность состоит в преимущественном обращении к известным именам в литературной общественной жизни прошлого, в рекомендации доступных изданий. Библиографичность – это научно организованная, систематизированная информация о книгах. Энциклопедичность выражается в широте охвата социально-политических, историко-культурных и историко-литературных сюжетов и проблем. Принцип энциклопедизма требует информационной емкости библиографических произведений (научность и глубина исследования, представительство состава имен (книг), сочетания исторического анализа с конкретными библиографическими характеристиками. Начало формы

Конец формы

Создание популярных или рекомендательных библиографических работ энциклопедического характера обусловлено потребностями читателей в целостном, систематизированном представлении о науках.

Т.В. Суминова выделила несколько признаков персонального пособия. Первый признак: аналитико-синтетическое произведение, посвященное деятельности конкретной личности в определенной сфере (например, искусство) обладает достаточной информативностью, не только связанной с широтой охвата документного материала, зафиксированного на различных материальных носителях, включающей в себя иные уровни представления информации – факто-, тексто-, смысло-, изографии, поэтому его можно назвать энциклопедией.

Второй признак, аргументирующий это утверждение, объединяет основные процессы составления документографических работ, а именно: систематизацию описаний документов, аннотирование, группировку материала и создание вспомогательных «ключей».

Третий признак документографической работы: включение фрагментов выступлений и интервью (цитат) художника, которые раскрывают его мировоззрение.

Четвертый признак: сопровождение основного текста иллюстративным материалом.

«Персональные энциклопедии», относятся к числу ценных источников информации, суммирующих факто- и библиографическую информацию о жизни и творчестве конкретной личности.

Первой персональной энциклопедией, созданной в России, можно назвать работу, посвященную жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Том открывает статья И.Л. Андроникова «Образ Лермонтова», в которой приводится общая характеристика личности поэта.

В 1996 г. булгаковед Б.В. Соколов издал персональную энциклопедию, посвященную М.А. Булгакову. Т.В. Суминова отмечает: «Отличие булгаковской энциклопедии от лермонтовской в ее популяризаторском, а не академическом характере. В предисловии автор подчеркнул, что ставил целью собрать «наиболее интересные для самой широкой публики сведения о жизни и творчестве Булгакова».

Отдельные статьи посвящены всем художественным произведениям писателя; из родственников Булгакова персональных статей удостоены родители, жены, родные братья и сестры, из друзей – всего двое. В энциклопедии имеются общие статьи («Демонология», «Масонство» и «Христианство»), в которых рассматривается отражение соответствующих явлений в произведениях Булгакова.

К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина издательством ООО «Фирма "Издательство ACT» тоже была подготовлена персональная энциклопедия. Издание вышло без указания имен авторов, составителей, научного редактора.

Структура книги соответствует издательскому стремлению познакомить с его жизнью, сделать его более близким и понятным любому читателю.

Настоящая «Пушкинская энциклопедия» еще не создана. Согласно современным представлениям, такая энциклопедия «должна содержать свод сведений о жизни Пушкина, обо всех без исключения его произведениях, о литературном и бытовом окружении поэта, о его предшественниках и современниках в русской и мировой литературе, о музыкальных, театральных впечатлениях и пристрастиях, об отражениях сюжетов и образов его творений во всех областях искусства.

Энциклопедией можно считать комплексное пособие В.М. Мешкова «Человек познает и творит себя». Оно охватывает чрезвычайно широкий диапазон тем и проблем – от происхождения человека и марксистско-ленинских представлений о будущем человечества до «искусства быть здоровым» и поведения человека в экстремальных ситуациях. Созданное в жанре бесед о книгах, оно «подробно и всесторонне» затрагивает проблемы гуманизации науки и техники, всей общественной и политической жизни. Научно-популярная и художественно-публицистическая литература, рекомендуемая в пособии, знакомит с современными достижениями и проблемами науки в области человекознания, физического, психического, духовного и гражданского самосовершенствования человека. Открывается пособие разделом «Человек и человечество», в котором говорится о глобальных «проблемах современности, волнующих на земле всех и каждого, от решения которых зависит судьба человеческой цивилизации».

Автор намечает шесть разделов, или циклов «познания человека» – глобально-прогностический, историко-антропологический, медико-биологический, психологический, нравственно-эстетический и философский.

Автор заявляет: «Пособие объективно представляет собой библиографическую программу развития всесторонне развитой, общественно-активной личности». Продуманность конструкции, способность библиографа представить широкий, поистине энциклопедический круг проблем, имеющих отношение к «человекознанию», в сочетании с умением представить сложные для восприятия книги понятным языком, создать впечатление их доступности, безусловно впечатляет. Многие книги в тексте бесед выглядят зачастую интереснее, чем они есть на самом деле.

Положительным моментом является то, что автор учел не только достоинства и недостатки «предшественников», но и реакцию читателей на эти пособия в ходе анализа библиотечного спроса. В.М. Мешков указывает, например, что пособие «Человек познает самого себя» в свое время вышло на первое место по популярности и, одновременно, на первое место по числу неудовлетворенных запросов, поскольку читатели, не замечая подзаголовок «биология человека», в первую очередь интересовались «разделом психики», «духовной жизнью», «эстетикой» и т. п.

Пособие демонстрирует энциклопедически широкий охват вопросов о «человеке как предмете познания». Судя по содержанию большинства рекомендуемых книг, автор, ориентируется на малоподготовленного читателя. Каждая беседа, а их два десятка, это своеобразный курс, предполагающий первоначальное или общее знакомство с литературой по той или иной теме. Отсюда преобладание книг научно-популярного и публицистического характера, отсюда же и интонация бесед.

К 1991 году ГБЛ приступила к разработке популярной библиографической энциклопедии "Открытия и судьбы" в 2-х выпусках. Для первого выпуска энциклопедии отобрано около 150 имен ученых, работавших в области математики, химии, физики, астрономии и биологии от античности до XX века, второй выпуск посвящен ученым XX века.

Авторы издания отказались от деления мировой науки на «русскую» и всю остальную; вынесенное в подзаголовок ограничение («до XX века») выдерживается лишь в части даты рождения, а не творческого пути ученых. Всего в книге представлено 140 персоналий. Она содержит биографии выдающихся ученых мира творивших в фундаментальных областях науки – математике, физике, астрономии, химии, биологии. Энциклопедия не является исчерпывающе полной. В популярных очерках содержатся сведения о жизни и деятельности творцов науки, их высказывания и суждения, оценки современников и потомков. Кроме очерков, издание включает перечень основных трудов ученых и популярную литературу о них, изданную с 1960 г. Очерки составлены на основе этой литературы и расположены в хронологической последовательности по датам рождения.Начало формы

Конец формы

Сами очерки читаются легко и просто, они достаточно компактны и при этом чрезвычайно информативны. Авторы не опускаются до растолкования научных понятий и определений, и это в данном случае хорошо, ибо стимулирует интерес. В характеристике научной деятельности упоминаются изобретения, вошедшие в повседневную жизнь, рассказывается об общественной деятельности, увлечениях и т. д. В библиографической части наиболее важные мемуарные, биографические книги даются с аннотациями. Списками представлены перечни трудов ученых, опубликованных на русском языке, и разделы «Советуем также», где названы другие книги и статьи научно-популярного и мемуарно-биографического характера.

Эта энциклопедия уверенно решает полузабытый спор о праве и необходимости рекомендательной библиографии заниматься не только пропагандой книг, но и пропагандой знаний – в пользу более широкого, более свободного понимания и применения рекомендательной библиографии, чем это было ранее.

Кроме жанра энциклопедии, документографические работы персонального характера по различным видам искусства можно обозначить и жанром монографии.

Библиографическая монография – жанр библиографического пособия научно-вспомогательного назначения создаваемого на основе углубленного изучения большого массива документов и содержащего, как правило, новые или уточненные сведения о библиографируемой литературе, относящейся к определенной отрасли или теме.

Т.В. Суминова рассказывает, что Н.А. Сляднева писала о синтезе литературоведения и литературной библиографии в рекомендательной библиографии, ведущему к появлению новых литературно-библиографических жанров. Они возникают при определенном соотношении библиографической, фактографической и научной информации, когда литературоведческие и фактографические материалы группируются вокруг материала библиографического, создаются в процессе производства и обработки библиографической информации.

Термины «энциклопедия» и «монография» могут употребляться для обозначения жанра не только рекомендательных, но и научно-вспомогательных библио- и документографических работ (в частности, персональных). Существуют разные терминологические определения жанра энциклопедии и монографии. Каждый из них содержит долю истины.

Важен еще один аспект: если в монографии преобладают исследовательские элементы, то в энциклопедии – информационные. Тем более, что жанр энциклопедии характеризуется не столько широтой охвата документов, а объединением в одном труде разных уровней представления информации, т. е. документографии, отраслевых исследований, публикаций, фактографии, изографии и справочных материалов.

За синтетическими жанрами документографических работ (в том числе персонального характера) по всем видам искусства – будущее. Потому что они «открывают... новые горизонты и возможности более интенсивного и многоаспектного раскрытия содержания «документного» потока, более эффективного удовлетворения потребностей» науки и практики.

2.4. Библиографические пособия в электронной форме

Один из шагов, который выводит рекомендательную библиографию на уровень обеспечения информационных потребностей, соответствующих XXI веку – создание библиографических пособий, предназначенных для распространения в Интернете. Это могут быть те же самые рекомендательно-библиографические пособия, но с помощью гиперссылок на тексты, размещенные в общедоступно электронных библиотеках, дающие возможность читателю сразу получить в личное пользование интересующую книгу. Впервые и информация о документах и сами документы становятся доступны практически одновременно.

Электронное библиографическое пособие, как и любое другое издание, которое может создать сама библиотека, должно быть:

  • интересным для большинства категорий ее пользователей, в том числе и потенциальных;
  • раскрывающим фонд библиотеки, т. е. работать на ее имидж;
  • достаточно простым в создании и использовании;
  • занимающим свою нишу на рынке информационных продуктов.

Оперативность и актуальность электронного библиографического пособия обязательно сопровождается его доступностью (физической, экономической, содержательной, т. е. уровнем усвоения материала). Даже высокое качество библиографической информации не означает доступности представленного ею документа, так как специфика баз данных часто накладывает определенные ограничения на получаемые результаты (например, отсутствуют полнотекстовые документы).

Главный акцент при создании электронных библиографических пособий делается на потребителя. Информация, представляемая в электронном виде и сопровождающаяся полными текстами описанных в нем документов, вполне отвечает их требованиям. Такое пособие можно разместить на жестком диске компьютера для общего доступа или на компакт-диске, работать с которым можно в библиотеке и дома.

Электронные ресурсы создаются намного быстрее за счет автоматизации рутинных процессов, а тиражирование и распространение электронных файлов возможно как в режиме off-line (например, по электронной почте), так и в режиме on-line (в том числе с размещением на сайте библиотеки).

Электронное библиографическое пособие, создаваемое простейшими типовыми средствами, не требует высокого уровня подготовки специалиста, уникального технического и программного обеспечения, и поэтому доступно для человека, владеющего минимальными навыками работы с компьютером.[6]6

Создавать пособия можно средствами стандартной программы MS Office — текстового процессора Word.

Начало формы

Конец формы

При создании пособий так же можно использовать следующие специализированные программные продукты.

HTML презентация — это тот же сайт, но созданный в презентационных целях. Можно либо разместить в Интернете, либо записать на CD. В данном случае применяется Flash технология от компании MacroMedia. Macromedia Flash — программа для создания интерактивных элементов html страниц. Сами страницы создаются в MS FrontPage Express или Macromedia DreamWeawer;

ArtixMedia Menu Studio — среда визуальной разработки, ориентированная на создание мультимедийных программ для CD-ROM. С ее помощью можно быстро и качественно создать любой интерактивный диск — начиная от обучающих программ до бизнес-презентаций;

Multimedia Builder — много более мощная среда. Создание полноценной мультимедиа оболочки презентации для CD. Вставка видео-аудио данных. Организация графической навигации. Анимированные графические кнопки. Создание автономных приложений.

С 2004 г. на сайте РГБ http://www.rsl.ru/ в электронной библиотеке OREL http://orel.rsl.ru/ стали появляться электронные ресурсы (по истории, праву, политологии, психологии, художественной литературе. Их авторы учитывают не только печатные, но и электронные источники информации – специализированные тематические сайты, обзор и качественная характеристика которых тоже интересует библиографов.

В настоящее время существует несколько видов такого рода ресурсов. Во-первых, это электронные версии подготовленных к печати, но неопубликованных рекомендательно-библиографических справочников «Литература и искусство». Подготовка и выпуск этого издания, как и «новинок» по смежным отраслям были прекращены в середине 1990-х гг.

Во-вторых, это аннотированные библиографические указатели, изначально планирующиеся к публикации в электронном виде. Примером такого рода может быть указатель В.Е. Лойко «В мире юридических знаний». В нем представлены книги, «вышедшие в основном в центральных издательствах в 2002 – 2003 гг.» (т. е. в издательствах Москвы и Петербурга), а отбор литературы завершен 1 ноября 2003 г. Автор адресует его широкому кругу читателей – преподавателям, студентам, библиотекарям, всем интересующимся правовыми проблемами, и полагает, что «особый интерес он представляет для людей, занимающихся предпринимательской деятельностью». В указателе пять разделов, соответствующих принятой в правовой науке классификации.7[7]

К сожалению, «издание» электронных ресурсов допускает вольности, какие, невозможны в печатном издании (алфавитный указатель авторов и заглавий отсутствует), но не предоставляет тех преимуществ, которые можно было бы ожидать от документа в электронном виде (например, оформление того же «содержания» в виде гипертекста, дающего возможность сразу переходить к интересующему разделу). Кроме того, выложенный в формате pdf текст требует, во-первых, специальной программы для чтения, а во-вторых, не дает возможности копировать фрагменты (например, текст аннотации).

При отсутствии возможностей продолжать создание полновесных ежегодников книжно-журнальных «новинок» Интернет позволяет библиографам вести эту работу фрагментарно, по отдельным направлениям.

Эффективными с точки зрения реализации идеи «информация для всех» видятся электронные ресурсы, обеспечивающие доступ не только к информации о существующих книгах (журналах) по той или иной тематике, но и к самим текстам документов. В этом случае библиографы занимаются анализом, отбором и аннотированием уже не печатной продукции, а собственно электронных ресурсов Интернета.

В обзоре «Психология для всех» представлен периодический обзор сетевых ресурсов по психологии, существующих в Рунете, который ведется О.В. Решетниковой. Обзор, созданный в конце 2005 г., посвящен «электронным публикациям по психологии, точнее, сайтам, на которых наиболее полно представлены полнотекстовые электронные версии книг». Подробные характеристики сделаны с учетом «целевого и читательского назначения» сайтов, а также качества организации материала (структура сайта, систематичность, поисковые возможности).

Аналогичную задачу поставили перед собой авторы периодически обновляющегося обзора «История России в Рунете» – С.В. Бушуев, В.Е. Лойко и Т.Н. Малышева.

Это наиболее основательная по количеству представленных материалов (создателями прокомментировано содержание 84 сайтов) работа; вниманием к пользователям, «которые не любят читать», обусловлено и создание гипертекстового «оглавления» из названий сайтов, к которому можно перейти сразу же, минуя многостраничный обзор. Авторы обещают не обсуждать «спорные проблемы историографии», сосредоточившись на оценках состояния самих сайтов. Характеризуя один из них, они, например, пишут: «Постоянно пополняется несколько сотен хронологических таблиц (и несколько десятков генеалогических таблиц) с гиперссылкам, ведущими из соответствующих строчек-событий в этих таблицах к разнообразным историческим материалам. Постоянно пополняется справочная система по персоналиям, по этнонимам и прочие указатели. Все полнее становится сборник исторических источников, подобрана историческая библиотека электронных текстов». Разумеется, такая информация должна с благодарностью восприниматься читателями.

Для самых разных категорий читателей и библиотекарей может быть полезен новый электронный ресурс «Современная русская литература: Обзоры персональных сайтов писателей в Рунете», По мере увеличения его объема (количества имен) он сможет выполнять функции и биографического справочника, и аннотированного рекомендательного указателя, и организатора «встреч с любимым писателем» (с помощью читательских форумов и чатов, существующих на многих сайтах), и «честной» электронной библиотеки современной русской литературы. Последний аспект наиболее важен с точки зрения легитимности использования текстов. В отличие от создателей несанкционированных, нарушающих Закон об авторском праве электронных библиотек, на этих сайтах сами авторы (не все, но многие) выставляют тексты своих произведений, как опубликованных в книгах, так и неопубликованных.

В современных условиях классический облик рекомендательной библиографии как источника вторичной информации претерпела очень серьезные изменения.

Рекомендательная библиография начала XXI в. в области современной отечественной литературы пока не позволяет говорить о попытках воссоздания какой-либо системы пособий. Библиографы РГБ идут на ощупь и в разных направлениях. Одно из них – освоение новых, малоизвестных читателю пластов отечественной литературы, другое – продолжение библиографического освещения популярных жанров массового чтения, третье – знакомство с художественной литературой и ее авторами, «переселившимися» в виртуальное пространство Интернета.

В МКУК ЦГБ им. В.И. Ленина в г. Нижний Новгород с 2006 года на сайте библиотеки постоянно обновляется рекомендательно – библиографическое пособие в электронной форме «Библиотекарь советует прочитать».  Сотрудники библиотеки - не профессиональные критики, а просто люди, любящие книгу, много читающие и хорошо знающие литературу. У каждого свой вкус, свои пристрастия.
Рекомендации библиотекарей помогают читателям определиться с выбором литературы, обращают внимание на авторов и произведения, порой незаслуженно забытые.
Все желающие могут не только воспользоваться рекомендациями библиотекарей, но и внести свои предложения на гостевой странице сайта.



Заключение

В конце 80-х годов начали появляться новые жанры рекомендательных библиографических пособий, таких как историко-библиографические очерки, библиографические хрестоматии, антологии монографии, энциклопедии.

Появление новых жанров библиографических пособий совпало с периодом перемен в жизни общества. Создатель рекомендательных пособий все чаще обращаются к ранее запрещенным темам, авторам, источникам.

Изменилась методика составления рекомендательных библиографических пособий, новаторство прослеживается в таких работах как «История государства Российского», «Книги, которые читают все», «Судьбы поэтов серебряного века», «Русские философы», «Зарубежный детектив XX века», «Панорама веков. Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века».

Особенности новой методики отражены в ряде направлений:

Ее отличает панорамность отражения литературы и явления, которые в литературе освещаются. Пособия раскрывают развитие объекта на протяжении большого промежутка времени, это позволяет составить целостное и всестороннее представление.

В пособиях сочетается вторичная информация с первичной которая представлена текстами наиболее значимых публикаций из газет, журналов, или отрывками из книг.

Новая методика предполагает комплексность представления документов. Она позволяет раскрыть разносторонность темы, выявить содержательные связи между документами, расширяет кругозор человека, способствует удовлетворению его познавательных потребностей.

Текстовая часть библиографического издания – указателя, справочника, энциклопедии, характеризующая ряд связанных между собой литературных явлений, дает читателю представление о месте произведения в контексте исторического или современного литературного процесса. Именно поэтому популярные библиографические издания все чаще создаются в расчете на сплошное прочтение.

В настоящее время создано много пособий в электронной форме, например указатель «В мире литературных знаний» «Психология для всех», «История России в Рунете». Пособия в электронной форме имеют больше возможностей, чем в печатной. К таким возможностям можно отнести наличие гиперссылок, способность к быстрому обновлению. Отрицательным качеством этих пособий является то, что они не используют все возможности техники.

При создании пособий для детей и юношей часто используют новые электронные технологии. Это естественно, так как подрастающее поколение много времени проводит в общении с телевизором, компьютером. Одни из самых интересных пособий – для детей программа «Час книги», для молодежи «CD и смотри. Путеводитель по CD». Очень важно при составлении пособий, предназначенных для детей и юношества не забывать что они [пособия] должны содействовать образований воспитанию, обучению, формированию личности.

В современных условиях облик рекомендательных библиографических пособий претерпел изменения, но их роль осталась почти без изменений. В рекомендательных пособиях 90-х годов объединились и информационная, и образовательная, и просветительская, и педагогическая (воспитательная) функции. Многие пособия стали выполнять роль учебников и книг для чтения. Рекомендательные библиографические пособия способствуют образованию, самообразованию, воспитанию, просвещению и культуре. Они организуют процесс чтения, формируют у читателей социально значимые интересы, расширяют кругозор.

В рекомендательной библиографии и руководстве чтением на первое место вышел принцип популяризации, вследствие чего произошли большие изменения в жанровом составе рекомендательных библиографических пособий. Рекомендательная литературная библиография сблизилась с популярным литературоведением. Увеличилась роль анализа литературного произведения. В рекомендательных пособиях преобладающими стали сопоставления различных точек зрения на одно литературное явление. Исчезла строгая адресность пособий определенному потребителю литературно-художественной и литературоведческой информации. Проявилась тенденция самодостаточности рекомендательного библиографического пособия, происходит заимствование рекомендательно-библиографических методов представления информации популярным литературоведением.

Рекомендательные библиографические пособия постоянно развиваются, совершенствуются, обновляются. В скором времени появятся новые пособия со своими особенностями и возможностями.

Начало формы

Конец формы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты и иные правовые документы

  1. ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения».

Литература

  1. Бавин, С.П. Очерки новейшей истории рекомендательной библиографии ГБЛ [Текст] / РГБ : монография / С. П. Бавин; РГБ НИО Библиографии. – Москва : Пашков дом, 2006. – 280 с.
  2. Бавин, С.П. Популярная библиографическая энциклопедия [Текст] / С.П. Бавин. – Библиотечная энциклопедия. – Москва: Пашков дом, 2007. – С. 811
  3. Вохрышева, М.Г. Теория библиографии: учебное пособие [Текст] / М.Г. Вохрышева. – Самара: СГАКИ, 2004. – 368 с.
  4. Диомидова, Г.Н. Библиография: общий курс: учебник [Текст] / Г.Н. Диомидова. – 2-е изд. перераб. и доп. – Москва: Книжная палата, 1991. – 240 с.
  5. Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учебник [Текст] / Г.Н. Диомидова. – Санкт - Петербург: Профессия. – 2002. – 288 с.. – (Серия Библиотека).
  6. Панкова, Е. В. Электронное библиографическое пособие : практическое руководство для библиотечных работников [Текст] / Е. В. Панкова, Л. С. Беркутова. – Москва: Форум, 2008. – 128 с.
  7. Справочник библиографа [Текст] / Ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минина. – Санкт - Петербург: Профессия, 2006. – 227, [1] с.

Периодическая печать

  1. Бабичева, М.Е. Рекомендательно – библиографическая деятельность как функция библиотеки: на примере РГБ [Текст] / М.Е. Бабичева // Библиография. – 2007. - № 5. – С. 15-23.
  2. Бавин, С.П. Антология библиографическая [Текст] / С.П. Бавин // Библиотечная энциклопедия. – Москва: Пашков дом, 2007. – С. 39.
  3. Бавин, С.П. Библиографическая запись в рекомендательном указателе [Текст] / С.П. Бавин // Библиография. – 2010. - № 6. – С.35-44.
  4. Бавин, С.П. Библиографический очерк [Текст] / С.П. Бавин // Библиотечная энциклопедия. – Москва: Пашков дом, 2007. – С.101.
  5. Бавин, С.П. Вымысел и реальность в популярной библиографии [Текст] / С.П. Бавин // Рекомендательная библиография и библиотечная практика: сборник статей. – Москва: Пашков дом, 2001. – (Вопросы библиографоведения / РГБ, НИО библиографии; вып. 11). – С. 47-52.
  6. Бавин, С.П. Информация для всех средствами рекомендательной библиографии: книги или информация о книгах [Текст] / С.П. Бавин // Рекомендательная библиография и библиотечная практика: сборник статей. – Москва: Пашков дом, 2007. – (Вопросы библиографоведения / РГБ, НИО библиографии; вып. 15). – С. 13-40.
  7. Бавин, С.П. Рекомендательная библиография Российской государственной библиотеки на рубеже веков: эстетический комплекс [Текст] / С.П. Бавин // Мир библиографии. – 2006. – № 1. – С. 29-40.
  8. Бавин, С.П. Системный кризис рекомендательной библиографии [Текст] / С.П. Бавин // Библиография. – 2011. - № 2. – С. 36-40.
  9. Барышева, О.В. Библиография в эпоху электронных коммуникаций [Текст] / О.В. Барышева, Д.С. Гиляревский // Библиография. – 1999. – № 2. – С. 3-13.
  10. Ганзикова, Г.С. Инновации: образ действия [Текст] / Г.С. Ганзикова // Мир библиографии. – 2010. - № 1. – С.9-12.
  11. Горбунов, А.М. Библиографическая закладка [Текст] / А.М. Горбунов // Библиотечная энциклопедия. – Москва: Пашков дом, 2007. – С.90.
  12. Давыдова, М.И. «Пожар способствовал ей много к украшенью…» [Текст] / М.И. Давыдова // Библиография. – 2007. – № 3. – С. 152-154.
  13. Девяткина, Т. Победный май. О рекомендательной библиографии в новом формате [Текст] / Т. Девяткина // Библиотечное дело. – 2010. - № 3. – С. 15-18.Конец формы
  14. Добрынина Н.Е. Рекомендательно-библиографическая деятельность: миссия, предназначение и роль [Текст] / Н.Е. Добрынина // Библиография. – 2007. – №1. – С 28-37.
  15. Добрынина, Н.Е. Рекомендательная библиография и ее читатель / Н.Е. Добрынина // Российское библиографоведение: Итоги и перспективы: сборник научных статей [Текст] / Сост. Т.Ф. Лиховид. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – С. 556-581.
  16. Рязанова, М.Г Пермские дайджесты: поиск тематики и формы [Текст] / М.Г. Рязанова // Библиография. – 2003. – №5. – С. 35-40.Начало формыКонец формы

Электронные ресурсы

  1. Виды рекомендательных пособий – [Электронный ресурс]. - 16.09.212. – Режим доступа: www.effecton.ru/263.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анализ электронных рекомендательных библиографических пособий (с сайтов библиотек).

Во времени моём – твоём. [Электронный ресурс] : Библиографический указатель по творчеству А.А. Гришина / МАУК «ЦГБС» ; сост. А.О. Ушакова. – Тюмень, 2012. – Точка доступа: URL: http://www.tonb.ru

Указатель литературы посвящен творчеству тюменского поэта и журналиста - Александра Гришина.

Александр Анатольевич Гришин более 20 лет проработал в тюменской региональной журналистике, являлся инициатором и редактором постоянной литературной страницы «Проталина» в газете «Тюменские известия». Он автор нескольких поэтических сборников, последний — «В никуда, до востребования…» — вышел уже после смерти поэта.

Зоркость литературного взгляда. [Электронный ресурс] : Рекомендательное электронное библиографическое пособие ко дню памяти Ю.А. Мешкова./ МАУК «ЦГБС» ; сост. В.А. Худякова. – Тюмень, 2012. – Точка доступа: URL: http://www.tonb.ru

Указатель посвящен памяти доктора филологических наук профессора Тюменского государственного университета Юрия Анатольевича Мешкова (1939-2011).

Научные интересы Ю.А. Мешкова были связаны с историей русской поэзии. В 1995 году Ю.А. Мешков был приглашен в Тюменский университет, где он возглавил кафедру русской литературы. Тогда же он активно включился в работу по созданию региональных энциклопедий, а в 1999 году возглавил НИИ региональных энциклопедий. Были подготовлены трехтомная «Большая Тюменская энциклопедия», энциклопедия «Югория» и «Ямал».

Когда душа ветрам открыта. [Электронный ресурс] : Библиографическое пособие / МАУК «ЦГБС» ; сост. Н.В. Колмакова. – Тюмень, 2012. – Точка доступа: URL: http://www.tonb.ru

Библиографический указатель включает произведения тюменских поэтов, внутри материал расположен по темам: Великая Отечественная война, стихи о природе, философские стихи и т.д. Стихотворные сборники позволят представить многообразие поэтической жизни Тюменского края. Стихи Н. Шамсутдинова, О. Ожгибесовой, О. Даниловой – Пушкарь и других поэтов помогут читателю увидеть красоту родной природы и величие подвига земляков. Поэзия помогает понять себя и окружающий мир, является незримой нитью, связывающей людей.

О тех, кто долг свой выполняет... Посвящается 20-летним, прожившим так много, прожившим так мало… [Электронный ресурс] : Библиографический рекомендательный указатель ./ МАУК «ЦГБС» ; сост. О.Г. Клепфер, С.А. Елфимова. – Тюмень, 2012. – Точка доступа: URL: http://www.tonb.ru

Библиографический указатель «О тех, кто долг свой выполняет…» включает издания о ветеранах Афганской войны, уроженцах Тюменской области. Материал в разделах указателя расположен от общего к частному: книги, статьи общего плана, статьи по персоналиям.

По волнам творчества В. Крапивина. [Электронный ресурс] : Мультимедийный указатель / МАУК «ЦГБС» ; сост. Е.А. Павлова. – Тюмень, 2012. – Точка доступа: URL: http://www.tonb.ru

Мультимедийный указатель посвящен творчеству Владислава Петровича Крапивина — уроженца нашего города, известнейшего детского писателя, чьи произведения переведены на 38 языков. Указатель адресован не только тем, кто любит произведения Владислава Петровича с детства, но и тем, кто только с ними знакомится. Материал систематизирован по трем разделам: «Библиография», «Фильмография» и «Анонс новинок».

Сказочные тропинки Тюмени. [Электронный ресурс] : Рекомендательный библиографический указатель / МАУК «ЦГБС» ; сост. Л.С. Ляпина. – Тюмень, 2012. – Точка доступа: URL: http://www.tonb.ru

Издания, включенные в библиографический указатель «Сказочные тропинки Тюмени», посвящены литературной сказке. Задача указателя — выявление новых имен среди писателей города Тюмени, сведения о жизни и творчестве авторов-сказочников. Пособие состоит из двух разделов: - «Сказки от души и для сердца», отражающего творчество писателей В. Крапивина, С. Мальцева, К.

Лагунова; - «Открой для себя новое имя» — творчество Е. Дубовской, Е. Абраменко. Данное пособие рекомендуется детям и всем тем, кто готов познать сказочный мир нашего города. Эти книги научат ценить дружбу, замечать красоту, верить в свои силы.

Шарпатов — пилот, герой, гражданин, поэт. [Электронный ресурс] : Библиографический рекомендательный указатель / МАУК «ЦГБС» ; сост. Н.С.Качусова. – Тюмень, 2012. – Точка доступа: URL: http://www.tonb.ru

Цель данного библиографического указателя — содействие в формировании патриотической, духовно богатой личности молодого человека на примере жизни и подвига В.И. Шарпатова. В нем с максимальной полнотой представлены книги, статьи о жизни, творчестве, поступках В.И. Шарпатова. Временные хронологии указателя: 2006— 2012 годы. Способ группировки тематический, книги и статьи расположены в соответствии с хронологией их публикаций, внутри — по алфавиту. Материал в указателе сгруппирован в 4 раздела: «Владимир Шарпатов — пилот», «Владимир Шарпатов — герой», «Владимир Шарпатов — гражданин», «Владимир Шарпатов — поэт».

1 Вохрышева, М.Г. Теория библиографии: учебное пособие [Текст] / М.Г. Вохрышева. – Самара: СГАКИ, 2004. – 368 с.

2 Бавин, С.П. Библиографический очерк [Текст] / С.П. Бавин // Библиотечная энциклопедия. – Москва: Пашков дом, 2007. – С.101.

3 Давыдова, М.И. «Пожар способствовал ей много к украшенью…» [Текст] / М.И. Давыдова // Библиография. – 2007. – № 3. – С. 152-154.

4 Бавин, С.П. Антология библиографическая [Текст] / С.П. Бавин // Библиотечная энциклопедия. – Москва: Пашков дом, 2007. – С. 39.

5 Горбунов, А.М. Библиографическая закладка [Текст] / А.М. Горбунов // Библиотечная энциклопедия. – Москва: Пашков дом, 2007. – С.90.

6 Барышева, О.В. Библиография в эпоху электронных коммуникаций [Текст] / О.В. Барышева, Д.С. Гиляревский // Библиография. – 1999. – № 2. – С. 3-13.

7 Панкова, Е. В. Электронное библиографическое пособие : практическое руководство для библиотечных работников [Текст] / Е. В. Панкова, Л. С. Беркутова. – Москва: Форум, 2008. – 128 с.

Библиографические пособия для всех групп пользователей