Основания и порядок получения иностранными гражданами разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь

PAGE 3

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИЦА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ИНОСТРАНЦАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС

2. РЕЖИМЫ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3. ОСНОВАНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

4. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях интенсивного развития международного сотрудничества усиливается миграционная подвижность населения. Миграционные процессы в обществе представляют собой сложное многогранное социальное явление. По своей сути миграция представляет собой естественное проявление мобильности человека, которое мотивировано его стремлением к улучшению условий своего существования.

В сложившихся условиях общее число приезжающих в Республику Беларусь за последние годы увеличивается. В связи с этим актуальным представляется вопрос о правовом положении иностранцев в Республике Беларусь и, как следствие, не менее актуален вопрос об основаниях и порядке получения иностранными гражданами и лицами без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь.

Безусловно, законодательство Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранцев направлено на создание оптимальных условий пребывания, медицинского обслуживания, занятия трудовой и предпринимательской деятельностью, осуществления иных прав для иностранных граждан и лиц без гражданства с учетом их статусной дифференциации.

Общие вопросы, затронутые в данной работе, уже являлась предметом научных исследований ученых в области конституционного права. В частности, среди белорусских ученых хотелось бы выделить особо Г.А. Василевича, Д.М. Демичева, Т.С. Масловскую.

Объектом в настоящем исследовании являются основания и порядок получения иностранными гражданами разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь.

Предметом исследования являются нормы законодательства Республики Беларусь, в которых нашел свое закрепление объект исследования.

Задачи работы:

- исследование понятия «лицо, являющееся иностранцем в Республике Беларусь», определение понятий «иностранное лицо», «лицо без гражданства»; исследование их правового статуса;

- исследование существующих режимов пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь, выделение их общих и отличительных черт;

- рассмотрение непосредственно оснований и порядка получения иностранными гражданами разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь.


1. ЛИЦА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ИНОСТРАНЦАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС

Понятие «иностранец» в юридической литературе используется в широком и узком смысле. В широком смысле термин «иностранец» употребляется для обозначения круга лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и охватывает иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). В узком смысле он синонимичен понятию «иностранный гражданин» и охватывает только эту категорию лиц [7, стр. 214].

В законодательстве Республики Беларусь понятие «иностранец» используется в качестве обобщающего термина для двух категорий лиц: иностранных граждан и лиц без гражданства [5, ст.1]. Такой подход указывает на схожесть их правового статуса на территории государства пребывания.

Таким образом, определим круг лиц, являющихся иностранцами в Республике Беларусь.

Иностранные граждане – лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства [5, ст.1]

Иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь [5, ст.2]. Тем не менее, закрепление такого положения в законодательстве Республики Беларусь не следует рассматривать как игнорирование наличия у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств (в частности, данный факт имеет правовое значение при решении вопросов о признании иностранного гражданина беженцем в Республике Беларусь, принятии иностранного гражданина в гражданство Республики Беларусь). Кроме того, личный закон физического лица определяется не по формальному признаку, а на основе признака наиболее тесной связи с каким-либо из государств гражданства [2, ст.1103].

Лица без гражданства – это лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства [5, ст.1].

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь регулируется ст. 11 Конституции Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 №105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее по тексту – Закон №105-З), иными актами законодательства, международными договорами. В целом регулированию правового статуса иностранцев в Республике Беларусь посвящено около 30 нормативных правовых актов, что несколько затрудняет их использование [9].

Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь достаточно широки. Так, на территории Республики Беларусь они пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Таким образом, можно говорить о равенстве граждан и неграждан и о равенстве иностранных граждан вне зависимости от их статусной дифференциации, но с определенными оговорками. Осуществление иностранными гражданами в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц. Вместе с тем Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и иными актами законодательства допускается ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в случае, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. Закреплен принцип взаимности: в случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства, причем данные ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, которые признаны беженцами [9].

В дальнейшем в работе будет использоваться термин «иностранцы» в качестве обобщающего для иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не вытекает из особенностей правового положения данных категорий лиц.


2. РЕЖИМЫ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Объем предоставляемых в Республике Беларусь иностранцам прав и обязанностей определяется характером закрепляемого правового режима. Закон №105-З устанавливает три режима пребывания иностранцев в Республике Беларусь: временное пребывание; временное проживание; постоянное проживание [5, ст.38]. Соответственно выделяют три категории иностранцев, находящихся в Республике Беларусь: временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие в Республике Беларусь.

Согласно ст.1 Закона №105-З временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец – это лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание.

В случае прибытия в Республику Беларусь на срок более девяноста суток в год иностранцы должны получить разрешение на временное проживание, которое выдается при наличии установленных законодательством Республики Беларусь оснований. Такие лица приобретают статус временно проживающих в Республике Беларусь [5, ст.1].

Постоянно проживающими в Республике Беларусь являются иностранцы, получившие в установленном порядке разрешение на постоянное проживание [5, ст.1].

В содержании режимов пребывания иностранцев в Республике Беларусь можно выделить следующие основные элементы:

- срок, в течение которого иностранец может пребывать на территории Республики Беларусь;

- административные процедуры (процедура), которые (которая) связаны с приобретением того или иного статуса в Республике Беларусь («административный» элемент);

- документы (разрешения), на основании которых иностранец въезжает и пребывает в Республике Беларусь;

- объем прав и обязанностей, предоставляемых той или иной категории иностранцев («содержательный» элемент).

Основные отличия режимов пребывания иностранцев в Республике Беларусь по указанным признакам можно представить следующим образом:

Режим

Срок пребывания в Республике Беларусь

Возможность продления срока пребывания

Административная процедура (процедуры) (на территории Республики Беларусь)

Документы (разрешения) для въезда-выезда и пребывания в Республике Беларусь

Содержание прав

Временное пребывание

не более 90 суток в году;

(определяется сроком выданной иностранцу визы; при безвизовом режиме въезда – международным договором или предельным 90- дневным сроком)

+ (в пределах установленного 90-дневного срока);

свыше 90 суток могут пребывать только при получении разрешения на временное проживание

регистрация (при въезде и при изменении места жительства в течение срока пребывания). Прим. Закон №105-З увеличил срок регистрации прибывших в Республику Бела-русь иностранцев с 3 до 5 суток.

1. паспорт (или заменяющий его документ), действительный для выезда за границу;

2. виза (если установлен визовый режим);

3. медицинский страховой полис*;

4. миграционная карта **;

5. регистрация (оформляется в виде отметки о регистрации, которая проставляется в миграционной карте или в документе для выезда за границу)

наиболее ограниченные права (пребывание, социально-экономические права, политические права)

Временное проживание

до 1 года в зависимости от оснований получения разрешения и срока действия документа для выезда за границу

+ (при сохранении/наличии оснований для получения разрешения на временное проживание)

- получение разрешения на временное пребывание в Республике Беларусь;

- регистрация (при изменении места жительства в течение срока проживания)

1. паспорт (или заменяющий его документ), действительный для выезда за границу;

2. виза (если установлен визовый режим);

3. медицинский страховой полис*;

4. миграционная карта**;

5. разрешение на временное проживание

ограниченные права (пребывание, социально-экономические права, политические права)

Постоянное проживание

срок пребывания не ограничен***

_________

- получение разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;

- регистрация по месту жительства и месту пребывания

1. вид на жительство;

2. проездной документ Республики Беларусь (выдается: 2.1. лицам без гражданства; 2.2. иностранным гражданам, не имеющим в течение двух лет действительных документов для выезда за границу);

3. виза (если установлен визовый режим)

в социально-экономических правах практически приравнены к гражданам Республики Беларусь; ограничения в сфере политических прав

*за исключением иностранцев, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию в Республике Беларусь;

**за исключением иностранцев, освобождаемых от заполнения миграционной карты при въезде в Республику Беларусь;

***фактически – до сохранения оснований на постоянное проживание в Республике Беларусь.


3. ОСНОВАНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Основаниями получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь являются следующие:

1. Состояние близкого родства. К близким родственникам в соответствии со ст. 1 Закона №105-З относятся родители, усыновители, дети, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, бабка, дед, внуки.

2. Признание лица беженцем или предоставление убежища в Республике Беларусь. Беженцы – это лица, не являющиеся гражданами государства, вынужденно покинувшие место своего постоянного жительства, находящиеся на территории другого (иностранного) государства по причине совершенного над ними насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию не только в отношении самого себя, но и против членов своей семьи по признакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе, а также реальной опасности подвергнуться преследованию в вооруженных и межнациональных конфликтах.

3. Воссоединение с семьей. Право на воссоединение семьи имеют супруг (супруга), несовершеннолетние дети и усыновленные (удочеренные), а также не состоявшие и не состоящие в браке дети и усыновленные (удочеренные) старше восемнадцати лет, нетрудоспособные родители и усыновители, имеющие приглашение соответственно от супруги (супруга), родителей, усыновителей, детей, усыновленных (удочеренных), являющихся гражданами Республики Беларусь или иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь [5, ст.55].

4. Проживание на законных основаниях в Республике Беларусь последние семь и более лет. Стоит отметить, что ранее такое проживание само по себе не являлось основанием получения разрешения на постоянное проживание – оно при наличии такого условия предоставлялось только отдельным категориям иностранцев, определяемых характером их профессиональной, служебной, хозяйственной деятельности, и членам их семей: сотрудникам дипломатических, консульских, торговых и иных представительств и учреждений иностранных государств; сотрудникам международных организаций; работникам средств массовой информации, аккредитованных в Республике Беларусь; предпринимателям [8, ст.204].

5. Наличие оснований для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации. Гражданство в порядке регистрации вправе приобрести лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР и не состоявшие в гражданстве Республики Беларусь, если они: родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года или являются супругами лиц, которые приобретают гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации по основанию 1или являются кровными родственниками по прямой линии (дети, внуки, правнуки) лиц, которые приобретают, приобрели либо могли приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации по основанию 1 [4, ст.14, 15].

6. Факт того, что лицо состояло ранее в гражданстве Республики Беларусь.

7. Иностранцы являются работниками и специалистами, в которых нуждается Республика Беларусь.

8. Обладание исключительными способностями и талантом или наличие выдающихся заслуг перед Республикой Беларусь, высоких достижений в области науки, техники, культуры и спорта.

9. Иностранцы являются иностранными инвесторами, вложившими инвестиции в размере не менее ста пятидесяти тысяч евро в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.

10. Иностранцы являются этническими белорусами или их кровными родственниками по прямой нисходящей линии: детьми, внуками, правнуками, родившимися за пределами современной территории Республики Беларусь.

Разрешение на постоянное проживание может быть выдано иным иностранцам, не указанным в данном перечне на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь [5, ст. 53]. В качестве примера можно привести ныне не действующее постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2006 г. № 1650 «О выдаче разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь некоторым гражданам Социалистической Республики Вьетнам», которым было установлено, что граждане Социалистической Республики Вьетнам, прибывшие в Республику Беларусь до 1 января 1992 г. в соответствии с Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о направлении и приеме вьетнамских граждан на профессиональное обучение и работу на предприятиях и в организациях СССР от 2 апреля 1981 года, зарегистрированные на 1 июля 2006 г. в установленном законодательством порядке в Республике Беларусь, которые обратились до 1 марта 2007 г. в органы внутренних дел Республики Беларусь с заявлением о получении разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, имеют право на получение разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.

Кроме того, ст. 4 Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства от 24 января 2006 г. устанавливает, что факт принадлежности к гражданству Российской Федерации является основанием получения разрешения на постоянное проживание без учета срока временного проживания и получения разрешения на временное проживание на территории Республики Беларусь. Действие данного Соглашения распространяется только на граждан Российской Федерации.


4. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2006 г. №144 (ред. от 09.07.2010) (далее – Постановление №144).

Для получения разрешения на постоянное проживание иностранец представляет в загранучреждение Республики Беларусь или орган внутренних дел по месту предполагаемого постоянного проживания заявление о выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь согласно приложению к Постановлению №144. В случаях, предусмотренных законодательством, к заявлению прилагается и нотариально удостоверенное приглашение от гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца о въезде в Республику Беларусь на постоянное проживание.

Кроме того заявитель должен предоставить в соответствующий орган следующие документы:

1. автобиография;

2. документ для выезда за границу (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь);

3. 4 цветные фотографии заявителя, соответствующие его возрасту, размером 40 x 50 мм (одним листом);

4. документ о наличии или об отсутствии судимости, выданный компетентным органом государства гражданской принадлежности и (или) прежнего обычного места жительства не более 6 месяцев назад (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в Республике Беларусь по разрешению на временное проживание более 1 года), - при его наличии;

5. документы, подтверждающие наличие оснований для получения разрешения на постоянное проживание, предусмотренных законодательством;

6. документ, подтверждающий законность пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Республике Беларусь.

7. удостоверение беженца – для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь;

8. медицинская справка о состоянии здоровья;

9. документ компетентного органа государства гражданской принадлежности и (или) прежнего обычного места жительства, подтверждающий, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не состояли и не состоят в браке (за исключением случаев воссоединения супругов), - для иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18-летнего возраста и являющихся детьми или усыновленными граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, и ходатайствующих о получении разрешения на постоянное проживание в целях реализации права на воссоединение семьи (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь);

10. документы, подтверждающие родство иностранного гражданина или лица без гражданства с приглашающим лицом и наличие у приглашающего лица или иностранного гражданина, лица без гражданства, обратившихся за выдачей разрешения на постоянное проживание, достаточных жилищных условий, а также у приглашающего лица законного источника получения доходов, обеспечивающего ему, членам его семьи и иностранному гражданину или лицу без гражданства, обратившемуся за выдачей разрешения на постоянное проживание, прожиточный минимум, установленный в Республике Беларусь, на период рассмотрения заявления о получении разрешения на постоянное проживание, - для иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о получении разрешения на постоянное проживание в отдельных случаях воссоединения семьи;

11. документы, необходимые для регистрации по месту жительства;

12. документ, подтверждающий внесение платы [3, п.12.7].

Решение о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения на постоянное проживание иностранцам, как правило, принимается органом внутренних дел и оформляется в виде заключения.

Если документы принимаются загранучреждением Республики Беларусь, копии представленных документов иностранца заверяются, готовится заключение по результатам приема документов, которое вместе с принятыми документами направляется в Министерство иностранных дел. Министерство иностранных дел направляет полученные материалы для рассмотрения в орган внутренних дел по месту предполагаемого постоянного проживания иностранца в Республике Беларусь [6, п.10].

В органе внутренних дел, рассматривающем или готовящем документы иностранца о получении разрешения на постоянное проживание, в том числе поступившие из Министерства иностранных дел, проверяются:

а) правильность заполнения заявления о выдаче разрешения на постоянное проживание;

б) полнота представленных документов и срок их действия.

После этого ответственное должностное лицо заверяет заявление о выдаче разрешения на постоянное проживание своей подписью с указанием даты и формирует материалы о выдаче иностранцу разрешения на постоянное проживание.

Стоит также отметить, что документы, подлежащие легализации на территории Республики Беларусь, принимаются после их легализации, при необходимости – после перевода на один из государственных языков Республики Беларусь.

Иностранец, обратившийся в орган внутренних дел по вопросу о получении разрешения на постоянное проживание, подлежит государственной дактилоскопической регистрации [6, п.13]. Дактилоскопическая регистрация должна быть проведена в течение 30 дней после въезда иностранца на территорию Республики Беларусь.

До принятия решения о выдаче иностранцу разрешения на постоянное проживание органом внутренних дел проводится проверка наличия у него оснований для отказа в выдаче такого разрешения (заявленная цель въезда в Республику Беларусь иностранца, являющегося гражданином (подданным) государства, неблагополучного в миграционном отношении, иная, чем основание, по которому он обратился за выдачей разрешения на постоянное проживание; исчерпана установленная иммиграционная квота и др.). В случае, если такие основания будут установлены, Министерство внутренних дел или иной орган внутренних дел, рассматривающий вопрос о выдаче иностранцу разрешения на постоянное проживание, проводит дополнительную проверку и изучение обстоятельств, связанных с целесообразностью выдачи иностранцу такого разрешения.

Извещение о принятом решении вручается или направляется по почте не позднее пяти суток со дня принятия решения по месту временного пребывания или временного проживания иностранца в Республике Беларусь и (или) в государственный орган, ходатайствующий о получении иностранцем разрешения на постоянное проживание, или в Министерство иностранных дел и приглашающему лицу. В случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения на постоянное проживание иностранец считается уведомленным о принятии такого решения по истечении трех суток со дня направления извещения о принятом решении [6, п.17]. Копия извещения о принятом решении с указанием даты вручения или направления должна содержаться в материалах о выдаче (об отказе в выдаче) иностранцу разрешения на постоянное проживание.

В извещении о принятом решении, направляемом в случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения на постоянное проживание по месту временного пребывания или временного проживания иностранца в Республике Беларусь, должна содержаться также информация о сокращении иностранцу срока действия визы и (или) срока его временного пребывания или временного проживания, а также об обязанности его выезда из Республики Беларусь.

Иностранцу, получившему разрешение на постоянное проживание, выдается вид на жительство в Республике Беларусь.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная работа по изучению оснований и порядка получения иностранными гражданами разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь позволяет сделать вывод, что поставленные мною в начале работы задачи полностью исследованы и раскрыты.

В частности, исследовано понятие «иностранец», которое используется в юридической литературе в широком и узком смысле. Кроме того, дано определение и выявлены разграничения между понятиями «иностранные граждане» и «лица без гражданства». Иностранные граждане – лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Лица без гражданства – это лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

В дальнейшем нами рассмотрены режимы пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь. Закон №105-З устанавливает три режима пребывания иностранцев в Республике Беларусь: временное пребывание; временное проживание; постоянное проживание. Временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец – это лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание. В случае прибытия в Республику Беларусь на срок более девяноста суток в год иностранцы должны получить разрешение на временное проживание, которое выдается при наличии установленных законодательством Республики Беларусь оснований. Такие лица приобретают статус временно проживающих в Республике Беларусь. Постоянно проживающими в Республике Беларусь являются иностранцы, получившие в установленном порядке разрешение на постоянное проживание.

Основания получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь определены в законодательстве Республики Беларусь. В частности, таковыми являются состояние близкого родства, признание лица беженцем или предоставление убежища в Республике Беларусь, воссоединение с семьей и др.

Порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь также четко определен законодательством Республики Беларусь. Так, изначально в орган внутренних дел иностранец подает заявление, на основании которого и принимается решение о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения на постоянное проживание иностранцам (оформляется в виде заключения). Кроме того, законом установлен перечень оснований для отказа в выдаче такого разрешения. Иностранцу, получившему разрешение на постоянное проживание, выдается вид на жительство в Республике Беларусь.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на неоднозначное восприятие Трудового кодекса действующего законодательства Республики Беларусь, мы обязаны исполнять его положения. Разумеется, заставить выполнять законы можно различными способами – от принуждения до создания привлекательных стимулов. Но единственным верным индикатором жизнеспособности закона является практика его применения. И достоинства, и недостатки которого покажет время.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998г.: текст Кодекса по состоянию на 03.07.2011г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

3. Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: Указ Президента Респ. Беларусь, 26.04.2010г., № 200: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 19.01.2012г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

4. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 01.08.2002г., № 136–З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2010г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

5. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 04.01.2010г., № 105–З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

6. Об утверждении Положения о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 3 февраля 2006 г., №144: в ред. пост. Сов. Министров от 09.07.2010 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

7. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник для вузов / Г. А. Василевич. – Мн., 2010. – 768 с.

8. Демичев, Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 351 с.

9. Масловская, Т.С. Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь: новеллы правового регулирования/ Т.С. Масловская // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

Основания и порядок получения иностранными гражданами разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь