Конспект урока окружающего мира «ТРУД РЫБАКОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
МДОУ №119 «Теремок»
г. Астрахань
Конспект урока окружающего мира
«ТРУД РЫБАКОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Подготовила воспитатель
Сереченко Ирина Владимировна
Астрахань 2015
Программное содержание: Расширить знания детей, дать сведения о профессиях людей, труде рыбака, о современных орудиях лова рыбы, спецодежде; учить подбирать слова-определения; продолжать учить составлять целое из отдельных частей, закреплять навыки работы с кистью и клеем; прививать эстетический вкус, умение оценивать свою работу; воспитывать уважение к труду взрослых, любовь к родному краю.
Словарная работа: Рыбачий, названия рыб, комбинезон, невод, волокуша, бригада, непромокаемый.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Астрахань», «Течёт река Волга», «Труд людей земли Астраханской», игра «Покажи и назови рыбку», рассматривание рыб в аквариуме.
Ход занятия:
1. Познавательная часть.
Ребята, как называется наш город? (Астрахань)
Да, наш город Астрахань – очень красивый, древний, ему больше 450 лет. Все мы, астраханцы гордимся нашим городом: астраханским кремлём, лебединым озером, замечательной природой, широкой рекой Волгой (Показ иллюстраций). Но самая главная гордость, богатство нашего города – его люди, радушные, приветливые, неутомимые труженики. Все астраханцы работают, трудятся на благо нашего города, края. И ваши родители, я знаю, тоже работают. Кем у вас работают мамы, папы? Где? (3-4 ответа детей) Вот как много профессий мы назвали, молодцы! Наш край богат рыбой, его называют рыбачий край.
Веют ветры Каспия
Со степей горячих
Астрахань, ты Астрахань,
Город мой рыбачий.
Ребята, как называется наша река? (Волга) Назовите, какая рыба водится в нашей реке? А вы знаете, кто ловит рыбу? (рыбаки)
Хотите, я расскажу Вам много интересного, нового о профессии рыбака?
Рыбаки трудятся в любую погоду, в любое время года. Труд их очень тяжёлый. Работают сообща, в бригаде. Как вы думаете, чем рыбаки ловят рыбу? (удочкой…) Да, рыбаки – любители ловят рыбу удочкой, ловят немного рыбы. А рыбаки профессионалы ловят много рыбы, им для этого необходимы сети. Большая сеть называется – невод, а поменьше сеть – волокуша. А как же одет рыбак? (показ куклы в костюме рыбака). Рыбаки одевают прорезиненный непромокаемый комбинезон. Для чего нужен такой непромокаемый комбинезон? (рыбаки работают на реке, вытаскивают мокрую рыбу, защищает от дождя и брызг шторма). На голове – шапочка, капюшон. Каким должен быть рыбак? (смелым, трудолюбивым, терпеливым, выносливым, закалённым, хорошим товарищем, дружным). После трудового дня рыбаки садятся на берегу, разводят костёр, отдыхают, рассказывают весёлые рыбацкие истории – байки. Из рыбы варят суп. Как называется суп из рыбы? (уха). Да, они угощаются наваристой, золотистой, янтарной, душистой ухой (показ иллюстраций).
Есть в рыбе пленительный запах реки,
Рыбак это знает – счастливец,
Как Волгою пахнут лещи, судаки,
Сома и пуды белорыбиц.
Ребята, давайте поиграем в нашу Волжскую игру «Рыбка-окунёчек». В неё играли наши дедушки и бабушки, (дети ходят по кругу, взявшись за руки, руки подняты вверх; в кругу бегают 1-3 ребёнка – «окуньки». Дети идут по кругу со словами:
Ах, ты рыба, окунёчек,
Попадёшь ты, рыбка, в неводочек.
Дети садятся, опускают руки, смотрят, сколько рыбы поймано в неводе (2-3 раза). Вот сколько рыбы мы поймали, как настоящие рыбаки. Большой улов!
А что же делают с пойманной рыбой, хотите узнать? (да). Пойманную рыбу везут на рыбзавод (показ иллюстраций). Там её сортируют, перерабатывают. Затем солят, вялят, коптят. Из рыбы делают икру, филе, рыбный фарш, балык, консервы (показ.) Вся рыбная продукция расходится по всей нашей стране.
А вы любите рыбу? Что мама готовит из рыбы? (котлеты, жарит…)
Ребята, а что будет, если люди выловят всю рыбу?
Правильно, рыбы совсем не будет, мы перестанем, есть рыбу. А это хорошо или плохо?
Конечно, плохо, если вся рыба исчезнет из нашей реки, это будет большая беда, ведь наш край кормит всю страну. Наши учёные это тоже понимают. Поэтому в низовьях Волги построено несколько специализированных рыборазводных заводов (показ иллюстраций). Здесь из икры сазана, осетра, белуги и других пород рыбы выводят десятки миллионов мальков. Мальки подрастают, их вместе с водой выпускают в аквариумы, а потом вывозят в Волгу. Этой работой руководят сотрудники научно-исследовательского института Каспийского рыбного хозяйства. На одно их таких предприятий приезжал Путин В. В.. В сентябре 2007 г. в селе Икряное создан музей рыболовства.
А ещё в начале июля астраханцы отмечают весёлый праздник – День Рыбака. Проводят весёлые конкурсы, дарят призы. Угощают ухой, а вечером ждёт всех праздничный салют, концерт.
2. Продуктивный труд.
Вот в какую интересную игру мы поиграли. Как, же она называется? («рыбка-окунёчек»). Где ловится рыба? (в воде, в реке). Как называется наша река? (Волга). Да, много рыбы попадает в невод нашим астраханским рыбакам. А вы хотите, чтобы в нашем неводе было много рыбы? (да)
У меня есть невод (Показ невода нарисованного на ватмане). А вы на время станете рыбаками. У вас на столах лежат детали рыбы. Чтобы её поймать, нужно составить из частей целую рыбу. Из каких частей состоит рыба? (туловище – овальное, на туловище голова, хвост разной формы; с помощью хвоста и плавников рыба плавает, плавников два по бокам туловища).
Дети составляют из частей целое (рыбу). Кто составил, поднимает руку и идёт приклеивать рыбу на изображение невода (поточный метод выполнения). После окончания работы детьми, их хвалят, отмечая как нелёгок труд рыбака. Как много детей трудилось, чтобы наловить целый невод рыбы. Чтение стихотворения:
Рыбка плавает в водице,
Рыбке хочется играть,
Рыбка, рыбка-озорница
Так и хочется поймать.
Ну, вот потрудились, а теперь пойдём на прогулку и поиграем в игру «Рыбка-окунёчек». А нашему улову пусть порадуются наши мамы. Ведь мы очень старались, ловили рыбу.
Список использованной литературы:
1. «Жемчужина Волжского понизовья» Каталог – справочник ГУП «Издательско – полиграфический комплекс «Волга» 2004г.
2. Калашников С. «Море Каспий»; Издательство «Планета» Москва 1985г.
3. Качинская Л. Астрахань «Город и будущее»; Издательство «Макцентр» 2003г.