Особенности экологического образования школьников в курсе География России

Содержание

Введение

I. Экологическое образование школьников: сущность, содержание, принципы

II. Особенности экологического образования школьников

в курсе ««География России»

III. Обобщение опыта учителя географии по экологическому образованию школьников в курсе «География России»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

Введение

Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах живущих поколений происходит масштабная деградация природы. Эти разрушения затрагивают не только конкретные регионы, но начинают появляться и в масштабах всей биосферы. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.

Экология в наше время - одна из самых актуальных наук современности. С нею связывают надежды на выживание человечества в усложняющемся мире и на возможности нового витка развития [15].

Слово «экология» очень популярно сейчас и в бытовом общении, и в средствах массовой информации, и в речах политиков.
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях [10].

Актуальность данной темы обусловлена тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. 

Экологическое образование может помочь в усвоении таких экологических, этических ценностей и отношений профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для устойчивого развития личности.

Цель работы: изучить особенности экологического образования обучающихся в курсе «География России» .

Обьект исследования : Экологическое образование школьников.

Предмет исследования: Экологическое образование школьников в курсе «География России».

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • Рассмотреть сущность, содержание и основные принципы экологического образования школьников.
  • Изучить особенности экологического образования школьников в курсе «География России».
  • Обобщить опыт учителя географии по экологическому образованию школьников в курсе «География России».

  1. Экологическое образование школьников: сущность, содержание, принципы

Под экологическим образованием Г.Н. Карона понимает процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентации поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде [17].

В.Б. Калинин под экологическим образованием подразумевает обучение и воспитание для решения социально-экологических проблем, деятельное стремление жить в гармонии с людьми и природой, чтобы обеспечить лучшее качество жизни не только себе, но И будущим поколениям. Ведь качество жизни - полнота бытия - зависит от состояния окружающей среды, от решения экологических проблем [17].

В. А. Сластенин считает, что экологическое образование это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса -уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации[14].

Под экологическим образованием мы понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Формирование у учащихся знаний о том, что возникновение тех или иных экологических проблем зависит от поведения и деятельности практически каждого человека в том конкретном месте, где он живет и действует.

Исследуемая проблема экологического образования широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский, А. Рачинский и др.

Одним из компонентов экологического образования является экологическая ответственность, которую И.Т. Суравегина понимает как совокупность таких качеств личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих[11].

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования.

По мнению современных педагогов-экологов, содержание экологического образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе [6].

Содержание экологического образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

– заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;

– потребность общества в экологически грамотных гражданах;

– состояние и достижения экологической науки;

–психологические закономерности умственной деятельности школьников;

– психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;

– общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и общества в целом.

Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости [4 ].

Содержание экологического образования включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентации. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Содержание экологического образования усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [10].

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у учащихся экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, преподаватель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей решения [ 3].

На этапе теоретического обоснования способов гармоничного взаимодействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности учащихся. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы [ 3 ].

Принципы экологического образования:

  • Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний.
  • Систематичность и непрерывность изучения экологического материала. Системно - структурный подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить их в определенной последовательности. Принцип системности обязывает строить экологическое образование, не изолируя его от всей системы образования. Вместе с тем этот процесс должен стать непрерывным, охватывая все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования. Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействия разнообразных источников знаний и средств информации. Особенно важно это учителю, когда в школьных условиях формируется реальная и психологическая готовность учащихся к решению экологических проблем современности.
  • Единство интеллектуального и эмоционального начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающейся природной среды. Становление экологически воспитанной личности в условиях педагогического процесса происходит при условии органического единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным восприятиям, которое пробуждает эстетические переживания и порождает внести практический вклад в её улучшение.
  • Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Это означает, что анализ конкретных фактов как положительного, так и отрицательного воздействия человека на природу данной местности сочетается с оценкой последствий этих влияний с общегосударственных позиций. Логично включаются в систему представлений учащихся данные, показывающие глобальный характер проблем среды, на имеющих государственных границ и не поддающийся какому - либо административно - территориальному делению. Поэтому многие проблемы окружающей среды могут быть эффективно решены только путем тесного международного сотрудничества [ 13 ].

Таким образом, постоянную опору на конкретное явление, факты ближайшего окружения школьника важно сочетать с данными, расширяющими представления учащихся о глобальности экологических проблем.

  1. Особенности экологического образования школьников

в курсе ««География России»

География, как наука и образовательная область, имеет значительный экологический потенциал. Элементы экологических знаний всегда были присущи географии, что дало основание известному географу Исаченко А.Г. сделать вывод о том, что «география экологизирована со времен Страбона» [7].

Другие ученые согласны с мнением Исаченко А.Г. о том, что между географией и экологией есть точки соприкосновения, и география изначально была экологизирована, но географический взгляд на природу ,как на среду обитания организмов, более широкий, чем экологический. Идеи экологизации нашли широкое отражение и в географическом образовании, раскрываясь в работах И.И. Бариновой, Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой, Г.С. Камериловой, В.В. Николиной, М.В. Рыжакова, В.Д. Сухорукова и наиболее полно реализуясь в курсе «География России» [14].

География, как учебная дисциплина, представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера». Это также единственный предмет, знакомящий учеников с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. Все это позволяет отнести географию к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире [4].

Успех в формировании экологического образования обеспечивается при условии, что школьники имеют ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности. Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. В настоящее время задача учителя географии заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для учащегося, представляющий непосредственный, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня, те события, которыми живет вся страна, а не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Такой подход к обучению давно закрепился в зарубежной школе и получил название «реального» обучения [ 1 ].

Курс «География России» занимает центральное место в структуре школьной географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников, с другой стороны, знания и умения ,формируемые в курсе, являются основой для изучения экономической, социальной географии мира. Курс 8 класса раскрывает многообразие природы России, особенности ее населения и хозяйства. Интеграция его естественнонаучного и социально-экономического содержания создает условия для изучения целостной системы «природная среда-общество-человек», существующих в ней взаимодействий и противоречий, роли человека в данной системе. Не менее важной предпосылкой для формирования экологической ответственности является наличие в содержании курса таких понятий гуманистической направленности, как «окружающая среда», «устойчивое развитие», «качество жизни», «экологические проблемы», «экологические ситуации», «рациональное природопользование», «природное и культурное наследие». Их изучение способствует осознанию «вписанности» человека в социоприродную среду и его ответственности за ее сохранение для будущих поколений[10].

Изучение Географии России направлено на достижение следующих целей:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности [10] .

Обобщение опыта учителя географии по экологическому образованию школьников в курсе «География России»

В своей работе мы приводим опыт экологического образования во внеклассной деятельности географии 8 класса Прудниковой Л. А., учителя географии основной общеобразовательной школы с. Ровны Вейделевского района, Белгородской области.

В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне, считает Любовь Андреевна.

Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизации» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Для повышения его эффективности необходимо дополнить базовое образование в этой области дополнительными формами, вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, использовать взаимосвязь классно-урочных, внеклассных и внешкольных форм работы.

По мнению Любовь Андреевны, экологическое образование в современных условиях должно обеспечить следующее:

расширение экологических знаний учащихся .

привитие навыков экологической культуры .

развитие потребностей гармоничного общения с природой .

установку стабильного интереса к экологическим особенностям своей местности;  

выработку потребности поддерживания собственного экологического здоровья личности.

Прудникова Л.А. в своей педагогической деятельности применяет различные методы и средства обучения.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы, отмечает педагог.

Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей формирует у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Школьная география относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.

Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий, делится Любовь Андреевна.

Рис. 1. Форы внеклассной работы по географии

Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала – географическими знаниями (рис. 2) [13] .

Методы организации внеклассной работы по географии

Работа на природе:

- экскурсии,

- походы,

- наблюдения,

- экспедиции

Работа с географической литературой:

- подготовка рефератов,

- подготовка докладов,

- выпуск газет и стендов и др.

Игровая деятельность:

- вечера,

- олимпиады,

- деловые игры,

- викторины,

- КВНы и др.

Рис. 2. Методы организации внеклассной работы по географии

Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.

Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии:

— повышение качества географических знаний и умений школьников;

— интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;

— рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;

— повышение качества знаний по другим предметам;

приобретение умений работы с различными источниками информации;

повышение общего уровня культуры школьников[2 ] .

Все названные показатели эффективности внеклассной работы по географии характеризуют качественный уровень подготовки школьников. Определить этот уровень можно при более тесном знакомстве с учащимися: в беседе, при наблюдении, в ходе анкетирования, при изучении самостоятельных (творческих) работ школьников.

Однако существуют и другие показатели эффективности работы, отражающие внешнюю, организационную сторону внеклассной работы.

При работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.

Для обобщения опыта, мы взяли методическую разработку внеклассного мероприятия « Будем Ёлки охранять…» в рамках экологической акции «Живи, Ёлка!» . Номинация «Сохраним леса России». (Приложение 1)

Форма проведения этого мероприятия является театрализованное представление.

Цель: повышение уровня экологического сознания учащихся и понимание значимости проблемы сохранения лесных ресурсов; формирование ответственного отношения к природным богатствам родного края.

Задачи:

-развитие познавательного интереса к природе, к проблемам ее охраны;

-охрана хвойных пород деревьев в своем крае;

- привитие навыков агитационной работы.

С помощью театрального представления Прудникова Любовь Андреевна осуществляет экологическое образование восьмиклассников, а именно, способствует расширению кругозора школьников, развитию их познавательных способностей, воспитывает любовь к природе, формирует экологическую культуру, призывает охранять природу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему выше сказанному, необходимо подчеркнуть, что экологическое образование – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Данный курс географии имеет значительный потенциал для экологизации педагогического процесса.

Методы, средства и формы, применяемые в экологическом образовании школьников в «Географии России», должны быть направлены не только на формирование собственно экологических знаний, но и на формирование субъективного отношения к природе и овладение способами поведения, не вредящего природе. В системе обучения экологическое образование должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого - сделать каждого человека экологически грамотным.

Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Специфика содержания предмета во многом определяет вклад внеклассной работы в дело образования.

Особенность географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе.

Литература

1. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 91с.

2.[9] Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Просвещение, 1988. – С. 34.

3.  География и экология в школе XXI век / Колдина Т.Г. – «Формирование ключевых компетенций учащихся в экологической деятельности» - № 7, 2008 г.

4. География и экология в школе XXI век / Нерцек Н.Ф. «Глобальная экологическая перспектива: прошлое, настоящее, будущее», М.: - № 3, 2009 г.

5. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. / Экологическое образование школьников: Учебн. Пособие / И.Д. Зверев И.Т. Суравегина. – М.:1983. – 215с.

6.  Исаченко Е.С. Теория и методология географической науки / Е.С. Исаченко // М.: Учеб. пособие, 1989. – 213с.

7. Кучер В. Д. Экологизация в географии/ В.Д. Кучер// М.: Учеб. Пособие, 1994.-197с.

8.Лавров С.Б. Так ли уж всё плохо? // География в школе №3. 1997. - С.46-47.

9. Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития и экологическое образование // Экология и география: проблемы подготовки учителя. - М.: ТЭКО центр, 1995. - С.24-28.

10.Методика формирования экологической ответственности у учащихся при изучении курса «География России» (8 класс) Лощилова Анна Александровна

11. Отношение школьников к природе . / Под ред. И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной. – М., 1988.

12. Родзевич Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования / Н.Н. Родзевич // География в школе. – 1994. - №3. – С.38 - 42.

13.[8] Середа В.И. Система внеклассной работы по географии в средней школе.– М.: Просвещение, 1972. – С. 14-16.

14. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластении И.Ф. Исаев Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. - 576с.

15. Современные проблемы экологии и их изучение в школе: Кн. для учителя/ А.А.Касьян Ф.М. Баканина Н.Ф. Винокурова Г.С. Камерилова В.В. Николина В.М. Смирнова; Под ред. А.А. Касьяна. - М.: Просвещение, 1997. - 94с.

16. Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: сборник научных статей. / Отв. Ред. Проф. В.С. Шилова. Выпуск 3.- Белгород: т: ИП Остащенко А.А., 2013.

17. Суравегина И.Т. Экология для учителя .- М.,1999.

Особенности экологического образования школьников в курсе География России