Профилактика синдрома профессионального выгорания у специалистов социальной работы

Профилактика синдрома профессионального выгорания
у специалистов социальной работы


ОГЛАВЛЕНИЕ

[0.1]
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

[0.2] 1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания

[0.3] 1.2. Синдром эмоционального выгорания как профессиональный феномен специалистов по социальной работе

[0.4] 1.3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в социальных учреждениях

[1]
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦСПСиД «РЯБИНУШКА» И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЗАБУДЬ ПРО СТРЕСС»

[1.1] 2.1. Содержание деятельности Центра социальной помощи семье и детям «Рябинушка»

[1.2] 2.2 Констатирующий эксперимент синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе

[1.3] 2.3. Разработка Программы профилактики синдрома эмоционального выгорания «Забудь про стресс»

[1.4] 2.4. Анализ опытно-экспериментальных исследований по итогам реализации Программы профилактики синдрома эмоционального выгорания «Забудь про стресс»

[2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[3]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

[4]
ПРИЛОЖЕНИЕ

[4.1] Приложение 1. Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания «Забудь про стресс»


ВВЕДЕНИЕ

Современная социально - экономическая и политическая ситуация в стране характеризуется возникновением общественно-исторических условий, порождающих широкий спектр принципиально новых стрессовых ситуаций в общественном, групповом и индивидуальном бытии, в частности, в профессиональной деятельности личности. Резкое увеличение социальной напряженности в обществе приводит к увеличению числа индивидов и групп, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации.

В последнее время в нашей стране звучит термин «синдром эмоционального выгорания» применительно к профессиям, где взаимодействие с людьми является основой деятельности. Работа с людьми предполагает общение, а при общении необходимо проявлять эмоции. Но некоторые профессии требуют переизбытка общения, и результатом может стать безэмоциональность, равнодушие. Одной из таких профессий является специальность специалиста по социальной работе.

Специалист по социальной работе в течение рабочего дня проводит в общении с людьми, оказывает квалифицированную помощь, в том числе и психологическую, что обуславливает состояние постоянной эмоциональной напряженности. Последствием зачастую становится «синдром эмоционального выгорания».

Актуальность исследования выбранной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, развитие синдрома эмоционального выгорания среди специалистов по социальной работе в учреждениях социальной сферы.

Во-вторых, «синдром эмоционального выгорания» оказывает негативное влияние на самочувствие, эмоциональную устойчивость специалистов по социальной работе, их профессиональное общение и деятельность, а также на клиентов социального учреждения.

В-третьих, процесс распространения явления «синдрома эмоционального выгорания» создает условия для текучести квалифицированных кадров в учреждениях социальной сферы.

В-четвертых, необходимостью разработки эффективных методов профилактики «синдрома эмоционального выгорания» сотрудников социальной сферы и их применение в работе.

В-пятых, отсутствие психологической службы для специалистов по социальной работе в социальных учреждениях.

Актуальность определяет тему выпускной квалификационной работы «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе».

Степень разработанности проблемы исследования. Анализ источников по исследованию «синдрома эмоционального выгорания» как отечественных, так и зарубежных ученых показал, что проблема является актуальной, изучаемой, но, при этом необходимо отметить недостаточную систематичность данных исследований, отсутствие единого понимания сущности данного феномена, факторов влияющих на его возникновение и развитие, механизмов преодоления и профилактики. Авторы выделяют условия и факторы, способствующие формированию синдрома эмоционального выгорания (В.В.Бойко, Н.Е.Водопьянова, Н.В.Гришина, Е.Малер, К.Маслач, Т.А.Немчи, В.Е.Орел, Т.В.Форманюк, А.С.Шафранова).

Специфика данного синдрома, особенности его проявления и развития изучались многими авторами и описаны в различных терминах (В.В.Бойко. 1996; Н.Е.Водопьянова 1997; Т.В.Форманюк 1994, В.Е.Орел 2001; Т.И.Рогинская 2002) и с разных позиций.

Выделяя «синдром эмоционального выгорания» специалистов по социальной работе в качестве приоритетного направления исследования, выявлена недостаточная разработанность профилактических мер. Вместе с тем для исследования актуальной проблемы полезными явились положения и научные данные, которые сформулировали Безносов С.П., Бойко В.В., Вигдорчик Н.А., Геллерштейн С.Г., Гордеева А.В., Маслач С., Махер Е., Михайлова Е.В., Подвойский В.П., Пряжникоав Н.С., Пряжникова Е.Ю., Форманюк Т.В., А.Пайнс, К.Кондо.

Перечисленные обстоятельства отражают степень научной новизны, практическую значимость и определяются рядом противоречий:

формированием «синдрома эмоционального выгорания» у специалистов и отсутствием комплексной системы профилактики специалистов по социальной работе;

потребностью в обеспечении условий по созданию социально – психологической службы в социальных учреждениях и отсутствие психологической службы.

Исходя из указанных противоречий, была определена проблема исследования: отсутствие социально-психологической поддержки и системы профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе в социальных центрах.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования: профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе в социальном учреждении.

Цель исследования - создание системы профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе в учреждениях социальной сферы через реализацию Программы профилактики синдрома эмоционального выгорания «Забудь про стресс» для специалистов по социальной работе ЦСПСиД «Рябинушка».

Реализация цели исследования предполагала постановку и решение следующих задач:

1. Изучить степень теоретической и практической разработанности проблемы синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе в социальной сфере.

2. Рассмотреть феномен «синдрома эмоционального выгорания» как профессионального явления.

3. Показать процесс реализации программы по профилактике синдрома эмоционального выгорания сотрудников.

4. Представить анализ результатов исследования по реализации Программы профилактики синдрома эмоционального выгорания «Забудь про стресс» для специалистов по социальной работе ЦСПСиД «Рябинушка».

Гипотеза исследования заключается в предположении, что профилактика синдрома эмоционального выгорания сотрудников будет проходить более эффективно, если:

будут учитываться ключевые симптомы синдрома эмоционального выгорания: физические, эмоциональные, поведенческие, социальные, интеллектуальные;

будет реализовываться программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе через реализацию социального, социально-педагогического, социально-психологического, организационно-административного, информационного блоков;

будет организовано взаимодействие психологической службы и администрации социального учреждения.

Решение задач для достижения поставленной цели реализуется на основе применения таких методов как:

методы эмпирического уровня: методы сбора информации (анкетирование, наблюдение), метод независимых характеристик (опрос, беседа), изучение и анализ документации, исследование;

методы теоретического уровня: анализирование, прогнозирование, планирование, обобщение, систематизация, проектирование.

Научно – практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практическом решении проблемы синдрома эмоционального выгорания и выработать наиболее благоприятные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, неизбежно возникающих в ходе профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Представленная программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе может быть использована в практической деятельности социальных учреждений городов Свердловской области.

Экспериментальной базой исследования явился Центр социальной помощи семье и детям «Рябинушка» г. Нижнего Тагила.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания

Термин «эмоциональное выгорание» был предложен американским психологом Х.-Дж.Фройденбергером в 1974г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, вынужденных в эмоционально насыщенной атмосфере интенсивно и тесно общаться с клиентами при оказании профессиональной помощи. Позднее он назвал данное состояние «болезнью сверхуспеха».

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, синдром выгорания – это «физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям» в настоящее время в 10-м пересмотре международной классификации болезней проблемы производственного стресса, рассматриваемого в рамках синдрома выгорания, выделены под рубрикой Z.73,0. 1 .

Первоначально термином «выгорание» обозначалось состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Современные исследователи подчеркивают, что эмоциональное выгорание может быть причиной возникновения хронической усталости. 2

«Синдром выгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выгорания выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) как психологический феномен практически недавно стал изучаться в отечественной психологии как самостоятельный, а не в контексте других исследований, в то время, как за рубежом данным феноменом психологи занимаются давно.

Понятие выгорания обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами.

Первая статья К.Маслач на эту тему, опубликованная в журнале «Human Behavior» в 1976 г. по ее собственному призванию, вызвала огромный и неожиданный отклик, прежде всего среди непрофессионалов. Она получила множество писем от самых разных людей самых разных «помогающих» профессий. По происшествии, только десяти лет по проблемам синдрома «выгорания» было опубликовано более тысячи статей, созданы специальные методики диагностики синдрома эмоционального выгорания.

В 1980 году К.Чернисс определил синдром эмоционального выгорания как «потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства; неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении»3.

В 1986 г. американские ученые К.Маслач и С. Джексон выделили три основные группы проявлений данного состояния: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, обусловленное профессиональной деятельностью. Деперсонализация в данном случае подразумевает не классическое психиатрическое определение этого термина, а скорее понижение личностного компонента в профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в виде дегуманизации отношения к объектам своей деятельности: холодности, формализации контактов черствости, цинизма. Возникающие негативные установки поначалу могут иметь скрытый характер и выражаться во внутреннем сдерживаемом раздражении, но со временем оно прорывается наружу и приводит к конфликтам. Редукция личных профессиональных достижений – это занижение своих профессиональных успехов, возникновение чувств собственной некомпетентности в своей профессиональной сфере. Авторы подчеркивают, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного профессиональным межличностным общением». 4

В.В.Бойко определяет эмоциональное выгорание как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия».5 В этой связи выгорание представляется приобретенным стереотипом эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, позволяющим человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным механизмом, а как дисфункциональные рассматриваются его последствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.

Данному состоянию наиболее подвержены представители «помогающих» профессий и управленческий персонал. Несмотря на то, что большинство авторов не находит явной корреляции между стажем работы и появлением выгорания, К.Маслач в своей работе показала, что социальные специалисты обычно выгорают через два-четыре года профессиональной деятельности.

Сегодня существует много определений « синдрома эмоционального выгорания» среди специалистов, однако центральным для всех является «истощение» в процессе профессиональной деятельности. Об этом говорил еще Х.Фрейденбергер. Другая основоположница К. Маслач считала, что СЭВ – это синдром эмоционального и физического истощения, которое вызывает деформацию самооценки, отрицательно сказывается на отношении к работе, снижает понимание и сочувствие к клиентам. К.Маслач утверждала, что сгорание появляется там, где общение с людьми занимает большую часть рабочего времени. А это в свою очередь остро ставит вопрос взаимодействия личного «я» и общественного «ты». Если человек забывает о «я» и растворяется в «ты», он сгорает. Знаменитый психолог Р.Кочунас рассматривал «синдром эмоционального выгорания» как сложный психофизиологический феномен, которое определял как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной нагрузки в процессе работы. К.Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений и неадекватных межличностных отношений. Этому определению соответствует и данное им толкование понятии «сгорание», которому подвержены, прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии. Приводит к психосоматической усталости (изнурение), и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения. Одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального выгорания» охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию.

Синдром выгорания включает в себя группы симптомов, которые проявляются вместе, но поскольку выгорание как процесс протекает у каждого индивидуально, то и симптомы у всех выражаются по-разному и имеют разную комбинацию.

Кроме этого, следует учитывать факторы, выделенные Т.В.Решетовой (2002): неэмоциональность, неумение общаться, трудоголизм, снижение социальных ресурсов (социальные и родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность ). К данным факторам Решетова относит «безграмотное сочувствие» - полное растворение в другом, слабые границы «Я» постепенно эмоционально – энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам социально- психологической защиты.

По мнению Н.В.Гришиной, выгорание – плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания. 6

Крайностью является слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Человек не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности.

Соответствующее умонастроение стимулирует не просто эмоциональное выгорание, а его крайние формы: безразличие, равнодушие, душевную черствость.

Эмоциональное выгорание чаще встречается у лиц с поведением «типа А» 7. Х.-Дж.Фройденбергер полагал, что чаще выгорают сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся, идеалисты и одновременно – неустойчивые, интровертированные и легко солидаризующиеся личности. кроме этого. Надо отметить такие способствующие выгоранию факторы, как повышенный уровень тревожности, сенситивность и агрессивность. Э.Макслер добавляет сюда «авторитаризм» и низкий уровень эмпатии.

Б.Бунк и В.Шауфели отметили тесную связь появления выгорания и чувства несправедливости, социальной незащищенности, социально- экономической нестабильности, профессиональный рост, обеспечивающий повышение социального статуса, уменьшает степень выгорания. 8

Таким образом, интерес к синдрому эмоционального выгорания возник в зарубежной психологии в 1970-х годах. И до настоящего времени эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов.

Существуют различные определения синдрома эмоционального выгорания, однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, синдром эмоционального выгорания обозначается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.

Синдром эмоционального выгорания – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, специалистов социальной сферы, всех, чья деятельность невозможна без общения.

Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие».

Синдром эмоционального выгорания возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г.Селье) - это дистресс или третья общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии и развития - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности 9:

Первая стадия:

начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;

исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;

Вторая стадия:

возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

неприязнь постепенно начинает проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия:

притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то, ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического, средней интенсивности, стресса на работе.

В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Среди профессий, в которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто, следует отметить врачей, учителей, спасателей, специалистов по социальной работе. Те или иные симптомы выгорания имеют 85% специалистов социальной сферы.

1.2. Синдром эмоционального выгорания как профессиональный феномен специалистов по социальной работе

Социальная работа как особая практическая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь своего развития, становится сегодня объектом научного исследования.

Появившись в период социальной нестабильности и катаклизмов, социальная защита была призвана не только, опосредованно контролировать социальные процессы в обществе, но и способствовать благосостоянию и раскрытию различных возможностей личности, семьи, общества.

Впервые термин эмоционального выгорания как психологический феномен практически недавно стал изучаться в отечественной психологии как самостоятельный, а не в контексте других исследований. В то время, как за рубежом данным феноменом занимаются давно.

Анализ исследований теоретического и эмпирического характера, посвященных проблеме синдрома эмоционального выгорания, позволил определить несколько подходов к его рассмотрению.

Согласно первому из них, синдром эмоционального выгорания понимается как состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительным пребыванием в ситуациях, предъявляющих высокие эмоциональные требования к профессионалу.

В контексте второго подхода синдром эмоционального выгорания понимается как двухмерный конструкт, который состоит из эмоционального истощения и деперсонализации. Эмоциональное истощение интерпретируется как аффективный фактор, относящийся к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение. Деперсонализация рассматривается как установочный фактор и проявляется в изменении отношения к себе либо к другим (подчиненным, коллегам, клиентам).

В рамках третьего подхода синдром эмоционального выгорания понимается как трехмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Основной составляющей синдрома является эмоционального истощение, которое трактуется как чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное или безличное отношение к деятельности и проявляется в деформации отношений с другими людьми. Редукция личных достижений выражается либо в тенденции к негативному оцениванию себя. Своих профессиональных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Можно отметить недостаток методического инструментария для изучения феноменологии поведения преодоления и незначительное число работ, посвященных изучению феномена «выгорания» в профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, особенно в контексте динамики синдрома, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы. До настоящего времени данный феномен рассматривался в основном применительно к представителям других социономических профессий ( в частности, «помогающих»): врачей, психологов, психотерапевтов, юристов, учителей.

Профессиональное развитие синдрома эмоционального выгорания в социальной сфере характеризуется не только позитивными изменениями, но и нарушениями, среди которых особое место занимает формирование негативных качеств личности под влиянием специфических условий деятельности и перегрузок. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе относится именно к тем видам деятельности, длительная включенность в которые порождает совокупность эмоционально напряженных ситуаций, определяет эмоциональное состояние специалиста, которое не всегда позитивно влияет на его личность10.

Профессиональная деятельность специалистов по социальной работе претерпевает существенные изменения в особо неблагоприятных и экстремальных условиях труда. Социальным специалистам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно, как и другим специалистам системы «человек-человек», профессиональное заболевание, называемое синдром «эмоционального сгорания». Это связано с тем, что в своей деятельности социальный специалист, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором», что также относится к факторам профессионального риска.

Работа требует от специалистов по социальной работе высокого уровня компетентности для решения комплексных психолого-социальных проблем каждого клиента, коммуникабельности и готовности к сопереживанию, особого милосердия и гуманизма. Эмоциональное состояние клиентов, как правило, характеризуется негативным настроением, усталостью, неудовлетворенностью жизнью и зачастую агрессией или депрессивными проявлениями. Профессиональная деятельность требует от социальных специалистов больших психологических и физиологических затрат, которые очень часто приводят к эмоциональному, физическому, умственному истощению11.

Для характеристики психологического состояния специалистов, интенсивно общающихся с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи, было введено понятие «профессиональное выгорание» («синдром эмоционального выгорания»).

Понятие профессионального выгорания удостоено диагностического статуса. Лучше всего оно может быть определено как общее название последствий длительного рабочего стресса и отдельных видов профессионального кризиса.

Трудности, присущие работе социальных специалистов в целом, усугубляются некоторыми российскими особенностями, в частности, молодостью этого социального института в нашей стране и, как следствие – размытыми границами профессиональной компетенции, отсутствием достаточного количества технологий решения профессиональных задач, неопределенностью критериев оценки. В этих условиях особая роль принадлежит личности специалиста по социальной работе в России обусловлено еще и сильными патерналистскими установками людей: клиенты ожидают помощи, полагаются на социального специалиста (который воспринимается как представитель государства), от него зависят. Социальные специалисты чувствуют себя наделенными полномочиями, держателями информации, ответственными за судьбы других. Такие установки поддерживают авторитарные тенденции в личности, повышают вероятность установления непродуктивных отношений между клиентами и специалистами.

Нечеткие границы профессиональной компетенции, неопределенность круга должностных обязанностей приводит к тому, что одни специалисты оказываются чрезмерно перегруженными, а другие – недогружены. Сверхурочная работа, большое количество клиентов, важность решаемых проблем, недостаточная самостоятельность в принятии решений, низкое вознаграждение за труд – вот серьезные причины для развития профессионального стресса у специалистов по социальной работе. А если к этому добавить частое столкновение с негативными сторонами жизни, трудность оказания реальной помощи клиенту и невысокий престиж данной профессии в обществе, то появление негативной динамики в деятельности социальных специалистов не представляется столь уж удивительным явлением. Речь идет об изменениях в мотивационной сфере, разочарование в профессии, развитие синдрома выгорания и общей деформации личности специалистов. Например, в Германии свыше 25 % работающих страдают от выгорания. По данным отечественных исследователей Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой высокий уровень выгорания зафиксирован у 55% социальных специалистов. Р.Т. Голембиевский, например, охарактеризовал ситуацию в обследованных им социальных организациях, где 41 % работников имели высокий уровень выгорания, как эпидемию. Приемлемый уровень, по их мнению, находится на границе 10 %, а идеальный – 5% от общего количества работников. Такие результаты показывают, что специалисты по социальной работе входят в группу по развитию у них синдрома профессионального выгорания.12

Выгорание имеет отношение как к негативным индивидуальным проявлениям, таким как депрессия, чувство усталости, неудачи, потеря мотивации, но также ведет в развитию негативных явлений в социальной организации, включающим снижение продуктивности, ухудшение качества работы с клиентами, прогулы, рост текучести кадров. Кроме того, страдает и личная жизнь специалистов по социальной работе, повышается вероятность семейных конфликтов.

В связи с тем, что последствия профессионального стресса у специалистов социальной сферы значительно влияют как на их физическое и психологическое состояние, так и на эффективность их деятельности в целом, встает необходимость предпринимать определенные практические шаги по борьбе и предотвращению синдрома выгорания.

Факторы, приводящие к профессиональному стрессу и другим негативным явлениям в деятельности специалистов, делят обычно личностные и организационные. Ряд исследователей считает более важными для развития стресса и синдрома выгорании личностные характеристики, такие как высокий уровень нейротизма, тревожность, низкую самооценку, неэффективные стратегии поведения в стрессовых ситуациях.

Выгорание может развиваться у любого профессионала. Хотя К.Маслач считает, что основной причиной являются условия работы, нужно отметить, что процесс выгорания является результатом взаимодействия нескольких факторов, а именно: специфического реагирования личности на определенные параметры производственной среды в рамках определенной профессии с предъявлениями к ней социально – экономическими требованиями.

Будучи одним из последствий профессионального стресса, синдром эмоционального выгорания представляет собой хронический, долговременный процесс.

В.В.Бойко (2009) выделяет несколько групп внешних и внутренних факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание13:

1. Группа организационных внешних факторов. Это условия работы и социально-психологические условия деятельности: хроническое психоэмоциональное напряжение, нечеткая организация и планирование труда, повышенная ответственность за исполняемые функции, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

2. Группа внешних факторов. Это склонность к эмоциональной регидности, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан.

Специалисты по социальной работе нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и как правило, непродолжительное время. Они не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только со слов знают об их тревогах и страхах, неудачах, и в меньшей степени – о достижениях. Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью специалиста по социальной работе.

Во-первых, требования этики не позволяют специалисту делиться с семьей проблемами своих клиентов, соблюдая принцип конфиденциальности, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем он занимается.

Во-вторых. Консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами членов семьи. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия специалиста по социальной работе.

Известно, что вклад в проблему профессионального выгорания вносят как определенные личностные особенности специалистов, такие как низкая устойчивость к неопределенности, тревожность, заниженная или повышенная самооценка, низкая стрессоустойчивость и пассивные стратегии поведения, так и организационные факторы – условия работы, само содержание и организация труда. Рабочие перегрузки и дефицит времени. Самостоятельность в работе и вопросы распределения ответственности. В социальной работе именно организационные факторы являются определяющими в возникновении и развитии синдрома эмоционального выгорания. Специалист по социальной работе зачастую должен оказывать помощь людям, с которыми он предпочел бы не иметь ничего общего, его зарплата несоизмерима с уровнем ответственности - часто у него в руках оказывается сама человеческая жизнь, материально-технические условия его труда часто также оставляют желать лучшего. В результате – нарастание хронической усталости и неудовлетворенности работой или проявление дегуманизации в отношениях с клиентами14.

Отсюда следует, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает специалист по социальной работе в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье самого специалиста. Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизическим особенностям специалистов по социальной работе и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома эмоционального выгорания.

В ситуации сложившейся сегодня в социальной системе, профессия специалиста по социальной работе выливается в напряженный труд. Однако специалисты по социальной работе оказались обойденными вниманием психологов, которые в большей степени занимаются клиентами и их проблемами.

В свете проблем, присущих специалистам по социальной работе, становится все более очевидной необходимость участия психологов социальной службы по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания. Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения в социальных учреждениях зависят от степени интеграции усилий психологической службы и административного управления.

1.3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в социальных учреждениях

Исследователями отмечается, что синдром эмоционального выгорания приводит к негативным последствиям, таким как ухудшение психического и физического здоровья, нарушение системы межличностных отношений, снижение эффективности профессиональной деятельности, развитие негативных установок по отношению к коллегам, клиентам. Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение факторов, обусловливающих его формирование в процессе деятельности с целью разработки научно обоснованных программ профилактики и коррекции.

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания работников социальной сферы.

Выделяются три ключевых признака Синдрома эмоционального выгорания15. Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, забывает о собственных нуждах, об отдыхе, о еде. И затем наступает первый признак эмоционального выгорания – истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические резервы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту, расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почто ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту, который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком синдрома выгорания - является ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Низкая самооценка, вина и депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств, он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это означает полный личный и социальный неуспех.

Выделяют пять ключевых симптомов, характерных для СЭВ16:

физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение); изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно – сосудистой системы);

эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других – люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи – падение, травмы, аварии; импульсивное эмоциональное поведение);

интеллектуальное состояние – падение и интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение к стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающихся экспериментах – тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

социальные симптомы – низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальных сферах жизни.

Влияние индивидуальных характеристик на эффект выгорания довольно подробно изучался в зарубежной психологии. Результаты исследований показывают, что их всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст.

В ряде стран при приеме на работу специалистов по социальной работе проводится обязательное тестирование для выявления зон риска профессионального выгорания. Учитываются следующие факторы17:

личностный (несоответствие требованиям профессии);

ролевой (слабая подготовленность к выполнению профессиональных обязанностей социального специалиста);

организационный (перспективы работы, связанные с уровнем заработной платы, возможностями личностного роста);

психологический (необходимость все время быть в форме).

По мнению исследователей, негативные последствия могут затрагивать разные грани профессиональной деятельности, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на эмоциональной устойчивости личности.

Профилактические и лечебные меры при эмоциональном выгорании во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

Существенная роль отводится, прежде всего, самому специалисту по социальной работе, соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности18:

определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);

использование «тайм- аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеамоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы- курсы повышения квалификации, конференции);

уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связья) неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

В целях направленной профилактики СЭВ следует19:

стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

учится переключаться с одного вида деятельности на другой;

проще относиться к конфликтам на работе;

не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Важнейшим условием профилактики является соблюдение социальными специалистами правил психогигиены, таких, как:

стремление к личностному росту;

расширение кругозора по проблемам, т.е. информированность;

четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности;

расширение своих социальных контактов.

Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и преодолевать их, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Профессиональное самосохранение специалистом по социальной работе может быть достигнуто посредством20:

овладения культурой самоорганизации;

профилактики профессиональных кризисов, срывов путем изучения своего профессионального опыта и ошибок;

своевременного распознавания тревожных симптомов усталости и владения методами психологической защиты.

Известный психолог Р.Качюнас разработал следующие методы предупреждения профессионального выгорания:

культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью. Сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных работ;

внесения разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со сороны официальных инстанций;

поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна, отдыха, питания;

удовлетворительная социальная жизнь, наличие нескольких друзей (желательно других профессий);

открытость новому опыту;

умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивного результата в работе и в жизни;

обдуманные обстоятельства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем он сам);

чтение не только профессиональной, но и другой литературы для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу;

участие в семинарах, конференциях, в ходе которых предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом.

Ряд авторов рекомендует внедрение в практику деятельности социальных учреждениях служб аутотренинга, медитации и других активных методов саморегуляции и самопомощи.

Самопомощь – совокупность социальных и социально-психологических средств, используемых отдельным человеком или определенной группой с целью поддержания достойных условий своего существования и социальной активности. Специалисту по социальной работе крайне важно овладеть следующими принципами рационального отношения к жизни21:

уметь отличать главное от второстепенного;

соблюдать внутреннее спокойствие, уравновешенность, адекватно выбирать меры воздействия на событие;

обладать эмоциональной зрелостью, устойчивостью, стремлением выйти за рамки проблемной ситуации;

уметь подходить к проблеме с разных точек зрения, обладать гибкостью и готовностью к любым неожиданным событиям;

быть наблюдательным и дальновидным;

стремиться понять других и уметь извлекать положительный опыт из происходящего;

быть готовым оказать помощь другим в сложных жизненных ситуациях и уметь оптимально решать свои собственные проблемы.

Специалисту по социальной работе важно знать следующие способы получения положительных эмоций:

ставить перед собой цель и достигать ее; успех позволяет пережить чувство полноты и удовлетворения жизнью;

общаться с друзьями, единомышленниками;

общаться с природой, искусством;

проявлять постоянный интерес к жизни других людей, к окружающему миру, что расширяет кругозор и увеличивает необходимый для успешной профессиональной деятельности жизненный опыт.

Важным условием предотвращения синдрома эмоционального выгорания является соблюдение требований психогигиены самим специалистом по социальной работе. Психогигиена специалиста по социальной работе обеспечивается пониманием сущности рассматриваемого синдрома, а также наличием таких личностных качеств, как эмоциональная устойчивость, готовность к психическим перегрузкам. Важное значение имеют такие психоаналитические качества специалистов, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Наличие самообладания в ситуациях профессионального взаимодействия со сложными клиентами рассматривается как проявление профессионализма.

В настоящее время проблемой предупреждения «синдрома эмоционального выгорания» работников социальной сферы занимаются специалисты различных реабилитационных методических центров. В том числе и психологи в социальных учреждениях, по месту работы самих социальных специалистов22.

Методы восстановления социально-психического здоровья весьма широки, но выбирать их следует с учетом индивидуальных особенностей социальных специалистов. Важно отметить, что большинство из них можно применять только под руководством психологов – специалистов учреждения. Так как неправильное их использование может нанести вред психике. Возможность использования этих методов зависит от индивидуальных особенностей специалиста, его предпочтения23.

Наиболее доступными для каждого являются аутотренинг и медитация.

Аутотренинг – метод самовнушения, разработанный немецким психологом И.Шульцем в 1932 году. Его основу составляет прием погружения в релаксационное состояние и самовнушение. За счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущения тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных социально- психологических процессов.

Релаксация - это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабления, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

Медитация – это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и прочее, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание.

Для предотвращения «синдрома эмоционального выгорания» можно также использовать метод – библиотерапии. Цель библиотерапии воздействие путем специально подобранной литературы, в целях нормализации. Либо оптимизации его психики.

Психологические технологии - это совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия, субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности. К субъектам деятельности относятся и обучаемые и обучающиеся. К психологическим технологиям относятся разного рода тренинги развития и коррекции личности, имитационные и ролевые игры, групповые дискуссии и другие.

Применение психотехнологий в преодолении кризисов базируется на том, что каждый человек выступает как субъект своей профессиональной жизни и личностного развития.

Особенностью психотехнологий является их направленность на раскрытие и развитие индивидуальности людей, активизацию и реализацию их потенциала.

Анализ работ Г.С.Абрамовой, В.П.Захарова и др. показывает, что психотехнологии по своим задачам, формам и методам представляют собой многообразные виды психологической помощи и поддержки людей. Основными из них являются психопрофилактика, психологическое консультирование, психокоррекция, психологическая реабилитация. Приведем их краткую характеристику.

Психологическая профилактика – содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности с учетом формирующихся социально-экономических отношений.

Основной задачей психопрофилактики является создание содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на кризисные явления24.

Сущность психопрофилактики состоит в создании психолого-педагоги-ческими технологиями условий для предотвращения ситуаций, факторов, выражающих психологические напряжения, стрессы и травмы, а также повышение психологической толерантности (невосприимчивости) к ним, кризисы сопровождаются психологической дезорганизацией, психической напряженностью, стрессами.

Психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в кризисной ситуации.

Психокоррекция производится, если в ходе консультации выявлены отклонения от функциональной нормы в профессиональном поведении личности.

В практической психологии выделяют два направления индивидуальной коррекции:

первое – представляет собой комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания;

второе – нормативно-ценностная коррекция заключается во внесении определенных направлений в индивидуально-личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствии с которыми клиент вносит коррективы в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

В рамках первого направления с целью психологической напряженности и улучшения саморегуляции эмоциональных состояний предлагается ретроспективный анализ событий, предшествующих кризису25.

Для этого практикуются спокойные доверительные беседы. В ходе таких бесед психолог обсуждает с клиентом его конкретные поступки, действия, имеющие место затруднения. Во время беседы клиент должен не просто изложить свой взгляд на поступок, он должен самостоятельно осмыслить сделанное.

Коррекция заключается в развитии так называемых контролирующих эмоций – радости, стыда и др., а также в формировании адекватных реакций на психотравмирующие моменты кризиса.

В рамках второго направления объектами коррекционной работы выступают, как правило, нормативные предписания, должностные инструкции, обуславливающие отказ от подчинения совместными принципами, целями, задачами. Такой отказ выражается в различных формах – от скрытого внутреннего сопротивления до явного конфликта в коллективе, в отношениях с коллегами, руководителями. В данной ситуации человек проявляет чувство, и даже действия протеста против регламентации, ограничивающей его профессиональную активность, социально-профессиональный статус. Зачастую эти регламентации воспринимаются как необоснованное лишение свободы, что приводит к вредным привычкам, нездоровым пристрастиям (агрессивность, пьянство, курение и другие аномалии).

Психологическая реабилитация понимается как процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании кризисов, обусловленных внешними условиями жизнедеятельности. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

К реабилитационным психотехнологиям относятся психологические тренинги26.

Психотренинг – это активный метод групповой психологической работы, метод активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия.

Руководителям учреждений необходимо знать. Что выгорание распространяется как инфекция – один выгоревший сотрудник может заразить группу коллег, с которой он общается, а затем и целую организацию. Своевременная хорошая супервизия служит надежной профилактикой выгорания. Благодаря таким своим функциям, как профессиональная поддержка в трудных случаях, обучение эффективной коммуникации и кооперации, руководство изменениями в организации и контроль качества предоставляемых услуг супервизия может стать эффективным средством развития персонала. что обеспечивает будущее любой организации. Так как основным достоянием и предпосылкой развития помогающей организации являются работающие в ней люди.

Проблема синдрома эмоционального выгорания специалистов социальной сферы является актуальной в настоящее время.

В целом, необходимо не только изучать это явление, его причины и формы протекания, а также разрабатывать меры по борьбе с выгоранием, внедрять их в жизнь для предотвращения негативных последствий в деятельности социальных учреждениях.

Предполагается, что специалист, овладевший навыками саморегуляции, умением рефлектировать свои переживания, а также конструктивными установками на стресс, сможет адекватно среагировать при появлении первых его признаков и вовремя купировать развитие негативной симптоматики.


2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦСПСиД «РЯБИНУШКА» И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЗАБУДЬ ПРО СТРЕСС»