Разработка АИС учета запчастей

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

ФАКУЛЬТЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Группа ХХХ Кафедра "ХХХ"

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Разработка АИС учета запчастей

Студент-дипломник: Иванов И.И.

Научный руководитель проекта: проф. Петров П.П.

Консультант доц. Сидоров С.С.

Рецензент доц. Сидоров С.С.

Зав. кафедрой доц. Сидоров С.С.

МОСКВА 2015 г.


МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Факультет бухгалтерского учета и прикладной информатики

Кафедра_"Информационные_системы_в экономике"

Специальность_"Информационные_системы_в_экономике"

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой: "____"_________20___г.

ЗАДАНИЕ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ СТУДЕНТА

Иванова Ивана Ивановича

1.Тема проекта Разработка АИС учета запчастей утверждена приказом по университету от "__"_____201__г. №____

2. Срок сдачи студентом законченного проекта

3. Исходные данные к проекту _______________________________

4. Содержание дипломного проекта ____________________________

___________________________________________________________

5. Перечень иллюстративных материалов ___________________________________________________________

6. Руководитель проекта ________________________ (подпись, дата)

Консультант проекта с указанием разделов проекта ______________ ___________________________________________________________

_____________________________________________ (подпись, дата)

Задание принял к исполнению _____________ ( подпись студента )

К А Л Е Н Д А Р Н Ы Й П Л А Н

№№

ПП

Наименование этапов дипломного проекта

Срок выполнения

Примечание

СТУДЕНТ___________(подпись) РУКОВОДИТЕЛЬ__________(подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА 7

1.1 Общая характеристика магазина 7

1.2 Организационная структура магазина «Запчасти Ford» 9

1.2.1 Администрация 9

1.2.2 Склад 10

1.2.3. Отдел продаж запчастей 10

1.2.4 Отдел шиномонтажа 10

1.3 Моделирование бизнес процессов 11

1.4 Постановка задачи 16

1.5 Обоснование проектных решений по видам обеспечения 17

1.5.1 Техническое обеспечение 17

1.5.2 Информационное обеспечение 17

2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ 19

2.1 Выбор СУБД 19

2.2 Выбор среды разработки 20

2.3 Инфологическое моделирование предметной области 23

2.4 Даталогическое проектирование 25

2.5 Логика обработки данных 31

2.6 Разработка программного кода программного средства 32

2.7 Описание программных модулей. 34

2.8 Описание работы с программой 35

3. Обоснование экономической эффективности проекта 50

3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической 50

эффективности

3.2 Расчет показателей экономической эффективности проекта 55

Заключение 60

Список использованной литературы 61

Приложение А Код главной формы программы 64

Приложение Б Схема взаимосвязи моделей программы 74


ВВЕДЕНИЕ

Информационные технологии, которые очень быстро развиваются, проникают практически во все сферы деятельности человека. Не стоят в стороне от этого процесса и предприятия торговли. Грамотные руководители таких предприятий давно осознали тот факт, что при внедрении информационных технологий в них появляются возможности по повышению эффективности работы, повышению производительности труда персонала, снижению затрат и т.п.

Эффективное развитие любого более-менее крупного предприятия невозможно в данный момент без систем управления, построенных на комплексных системах обработки информации, на современных информационных технологиях.

Главной целью создания информационных систем является не упрощение, а категоризация и стандартизация автоматизируемого процесса, что позволяет обеспечивать стабильность работы предприятия производить контроль и анализ слабых мест и основания для её развития.

Задачей данной работы является разработка автоматизированной информационной системы для автоматизации учета запчастей. Данная система должна позволить автоматизировать процесс учета поставок и продаж запчастей в магазине «Запчасти Ford».

Конечная цель – получение экономической эффективности от внедрения данной системы в магазине.

Субъект исследования – магазин «Запчасти Ford», находящийся в городе Сыктывкар на улице Станционной 45.

Объект исследования – учет запасных частей, их поставок и продаж в магазин «Запчасти Ford».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать деятельность предприятия,

- выявить недостатки при существующей методологии работы,

- обозначить пути решения проблемы,

- провести обоснование проектных решений по видам обеспечения,

- составить информационную модель,

- разработать автоматизированную информационную систему,

- внедрить данную систему на предприятии.


1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА

1.1 Общая характеристика магазина

Магазин «Запчасти Ford» находится в городе Сыктывкар на улице Станционной 45.

График работы магазина:

- понедельник-пятница с 9 до 19,

- суббота 10 до 16.

Магазин входит в крупный автомобильный холдинг, официально поставляющий в Россию высококачественные запчасти для легковых и грузовых автомобилей и располагающий большим складом запчастей.

В магазине работают специалисты автомобильного рынка с большим опытом работы в дистрибьюторских компаниях, на СТО и розничных магазинах по продаже автозапчастей.

Миссия магазина: сделать возможным для каждого автомобилиста быстро, удобно и недорого приобрести необходимые автотовары, минимизировать издержки на ремонт автомобиля, получить компетентную консультацию

Сфера деятельности: магазин занимается продажей автомобильных запчастей, масел и сопутствующих автотоваров, стремится максимально качественно оказать услуги автолюбителям, помочь в подборе качественных запчастей и предложить их по выгодной цене и в кратчайший срок. Кроме этого магазин оказывает услуги по:

- шиномонтажу,

- правке автомобильных дисков.

В товарном предложении магазина присутствует свыше 1500 наименований автомобильных товаров, которые компания готова отгрузить клиенту со складов в срок до трех дней.


Перечень основных товарных групп:

- аккумуляторы и электрооборудование,

- детали двигателей внутреннего сгорания,

- детали подвески, амортизации, рулевого управления,

- детали ременного привода,

- детали системы зажигания,

- детали системы охлаждения,

- детали системы сцепления,

- детали тормозной системы,

- кузовные запчасти и автомобильная оптика.

Расходные материалы для ТО:

- масла и автохимия,

- тормозные диски и колодки,

- стеклоочистители (дворники),

- фильтры воздушные, масляные, топливные, фильтры салона.

Следует отметить, что в ассортименте магазина присутствуют запчасти для ремонта всех систем и узлов современных автомобилей. Кроме того, в случае, если необходимая запчасть отсутствует, есть возможность заказать ее поставку у дистрибьюторов из Европы, Азии и США

Магазин «Запчасти Ford» имеет доступ к складам основных дистрибьюторов автозапчастей. Кроме того, товары, поставляемые магазином «Запчасти Ford», легально пересекли границу России, их качество подтверждается необходимыми сертификатами, на них распространяется гарантия производителя (при соблюдении требований по установке и эксплуатации товара)

Глобальными целями магазина «Запчасти Ford» являются:

1. Максимальное удовлетворение потребностей клиентов.

2. Удержание позиций в соответствующем секторе рынка и расширение области деятельности магазина.

3. Развитие предприятия и предоставления более квалифицированных услуг.

К основным бизнес-процессам предприятия относятся:

1. Планирование работы персонала.

2. Закупка автозапчастей.

3. Продажа автозапчастей.

4. Оказание услуг по шиномонтажуи правке автомобильных дисков.

5. Предоставление информации постоянным клиентам о новостях мира «Ford».

1.2 Организационная структура магазина «Запчасти Ford»

Магазин «Запчасти Ford» делится на следующие отделы:

1. Администрация магазина.

2. Склад.

3. Отдел продаж запчастей.

4. Отдел шиномонтажа.

1.2.1 Администрация

Администрация магазина – это отдел, который занимается:

- организацией работы предприятия,

- обеспечением постоянного повышения уровня технической подготовки обслуживания,

- управлением разработки перспективных планов развития предприятия,

- приемом, переводом и увольнением сотрудников,

- составлением приказов,

- формированием личных дел,

- ведением трудовых книжек,

- организация процесса премирования,

- составлением бюджетов и контролем за фактическим выполнением бюджетов,

- контролем выполнения работ.

Также администрация отвечает за ведение переговоров с поставщиками.

Состав отдела:

1. Директор - это владелец магазина, он занимается управлением и ведет переговоры с поставщиками также он рассматривает новые кандидатуры на различные должности.

2. Бухгалтер. Он ведет всю документацию по расходам и доходам также занимаются оплатой счетов и распределением финансов, то есть покрытием расходов доходами также рассчитывают зарплату.

1.2.2 Склад

Склад магазина «Запчасти Ford» - это отдел, занимающийся хранением деталей для обслуживания и продажи их клиентам.

На складе работает один кладовщик, который занимается хранением и распределением деталей по магазину.

1.2.3. Отдел продаж запчастей

Отдел продаж запчастей - это отдел который занимается продажей запчастей и распространением новостей мира Ford среди постоянных клиентов.

Состав отдела:

1. Менеджер. Это человек, который работает с клиентами, производит продажу запчастей, информирует постоянных клиентов о новостях мира Ford

2. Консультант по запчастям - этот человек предоставляет консультации по запчастям и принимает участие в продаже запчастей.

1.2.4 Отдел шиномонтажа

Отдел шиномонтажа - это отдел, который выполняет шиномонтаж и правку автомобильных колесных дисков.

Этот отдел состоит из:

1. Мастера принимающего заказ - это человек, который принимает на обслуживание автомобиль клиента предоставляет полные сведения по предоставляемым услугам и расценки услуг.

2. Мастера ремонтной зоны - это человек, который руководит процессом выполнения обслуживания.

3. Механиков - это квалифицирования мастера, выполняющие обслуживание автомобиля каждый по своему направлению.

1.3 Моделирование бизнес процессов

На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает организация или система, которую мы собираемся автоматизировать. В нашем случае объект исследования – процесс учета запчастей.

Для описания работы системы необходимо построить функциональную модель (модель бизнес-процессов).

Для наглядного представления экономической сущности задачи проведем моделирование бизнес-процессов предметной области.

Наиболее удобным языком моделирования бизнес-процессов является IDEF0.

IDEF0 (Integration Definition for Function Modeling) – нотация описания бизнес-процессов. Основана на методологии SADT.

SADT (Structured Analysis and Design Technique, технология структурного анализа и проектирования) - графические обозначения и подход к описанию систем. Разработка SADT началась в 1969 году и была опробована на практике в компаниях различных отраслей (аэрокосмическая отрасль, телефония и т.д.). Публично появилась на рынке в 1975 г и получила очень широкое распространение в мире. 

IDEF0 является результатом программы компьютеризации промышленности, которая была предложена ВВС США. Автоматизация деятельности предприятий потребовала соответствующих методик и инструментов. Перед тем, как разрабатывать программное обеспечение, необходимо было четко и понятно описать бизнес-процессы (нельзя автоматизировать хаос). Инструменты, разработанные для задач программирования, так же могут быть полезны и для задач менеджмента. Нотация может быть использована для моделирования широкого круга автоматизированных и неавтоматизированных систем.

Описание системы с помощью IDEF0 называется функциональной моделью. Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов, в котором используются как естественный, так и графический языки. Для передачи информации о конкретной системе источником графического языка является сама методология IDEF0.

Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности.

Каждая IDEF0-диаграмм а содержит блоки и дуги. Блоки изображают функции моделируемой системы. Дуги связывают блоки вместе и отображают взаимодействия и взаимосвязи между ними.

Функциональные блоки (работы) на диаграммах изображаются прямоугольниками, означающими поименованные процессы, функции или задачи, которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты. Имя работы должно быть выражено отглагольным существительным, обозначающим действие.

IDEF0 рекомендует, чтобы в диаграмме было не менее трех и не более шести блоков. Эти ограничения поддерживают сложность диаграмм и модели на уровне, доступном для чтения, понимания и использования.

Каждая сторона блока имеет особое, вполне определенное назначение. Левая сторона блока предназначена для входов, верхняя - для управления, правая - для выходов, нижняя - для механизмов. Такое обозначение отражает определенные системные принципы: входы преобразуются в выходы управление ограничивает или предписывает условия выполнения преобразований, механизмы показывают, что и как выполняет функция.

Блоки в IDEF0 размещаются по степени важности, как ее понимает автор диаграммы. Этот относительный порядок называется доминированием. Доминирование понимается как влияние, которое один блок оказывает на другие блоки диаграммы. Например, самым доминирующим блоком диаграммы может быть либо первый из требуемой последовательности функций, либо планирующая или контролирующая функция, влияющая на все другие.

Наиболее доминирующий блок обычно размещается в верхнем левом углу диаграммы, а наименее доминирующий - в правом углу.

Расположение блоков на странице отражает авторское определение доминирования. Таким образом, топология диаграммы показывает, какие функции оказывают большее влияние на остальные. Чтобы подчеркнуть это, аналитик может перенумеровать блоки в соответствии с порядком их доминирования. Порядок доминирования может обозначаться цифрой, размещенной в правом нижнем углу каждого прямоугольника: 1 будет указывать на наибольшее доминирование, 2 - на следующее и т. д.

Взаимодействие работ с внешним миром и между собой описывается в виде стрелок, изображаемых одинарными линиями со стрелками на концах. Стрелки представляют собой некую информацию и именуются существительными.

Построение модели AS-IS системы начинается с контекстной диаграммы, позволяющей описать систему в целом и отобразить её взаимодействие с окружающим миром.

Контекстная диаграмма показана на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1. Контекстная диаграмма

При уточнении (декомпозиции) контекстной диаграммы получают диаграммы декомпозиции.

Диаграмма второго уровня показана на рисунке 1.2

Рисунок 1.2. Диаграмма декомпозиции второго уровня


Диаграмма декомпозиции процесса «Ведение справочников» показана на рисунке 1.3

Рисунок 1.3. Диаграмма декомпозиции процесса «Ведение справочников»

Диаграмма декомпозиции процесса «Учет поставок» показана на рисунке 1.4

Рисунок 1.4. Диаграмма декомпозиции процесса «Учет поставок»

Диаграмма декомпозиции процесса «Учет продаж» показана на рисунке 1.5

Рисунок 1.5. Диаграмма декомпозиции процесса «Учет продаж»

1.4 Постановка задачи

В данной работе необходимо разработать программное средство, предназначенное для учета запчастей в магазине «Запчасти Ford».

Требуемый функционал:

1. Ведение справочников.

- справочник типов запчастей,

- справочник моделей автомобилей ,

- справочник поставщиков,

- справочник типов запчастей.

2. Учет связей между запчастями и моделями, а именно:

- для каждой запчасти должен вестись список моделей, для которых можно использовать данную запчасть,

- для каждой модели должен вестись список запчастей, которые используются в конструкции данной модели.

3. Ведение учета наличия запчастей в магазине.

4. Ведение учета поставок запчастей в магазин от поставщиков.

5. Ведение учета продаж запчастей в магазине.

1.5 Обоснование проектных решений по видам обеспечения

1.5.1 Техническое обеспечение

Для адекватной работы программы необходимо наличие персонального компьютера и принтера. В качестве рабочего компьютера будет использоваться следующая конфигурация:

- процессор G620 2.6 GHz,

- оперативная память 2 Гб,

- жесткий диск 1000 Гб,

- лазерный принтер.

Мощности данной конфигурации будет достаточно, чтобы поддерживать выполнение всех функций разрабатываемой системы. Для работы системы нет необходимости организовывать сеть или доступ в Интернет.

1.5.2 Информационное обеспечение

Входные документы:

1. Спецификации запчастей. Из них вносятся основные данные в справочник запчастей.

2. Накладные, которые приходят при поставках товаров.

Выходные документы:

1. Прайс товаров (запчастей).

2. Чек, формируемый при операциях продажи запчастей.

Внутренние справочники:

- справочник типов запчастей,

- справочник моделей автомобилей ,

- справочник поставщиков,

- справочник типов запчастей.


2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ

2.1 Выбор СУБД