АНАЛИЗ ПРИНЦИПА ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.6

1.1. Понятие и содержание принципа охраны прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………………6

1.2. Международно-правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства………………………………………...13

1.3. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства в США………………………………………………………………………………….20

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИНЦИПА ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА……………………………………………………………………23

2.1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства……………………………………………………..23

2.2. Меры безопасности, регламентированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации………………………………………31

2.3. Реализация государственной защиты участников уголовного судопроизводства в подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актах…………………………………………………………………………………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………….42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………...44

ПРИЛОЖЕНИЕ….………………………………………………………………..50

ВВЕДЕНИЕ

В сложившихся условиях признания приоритетности прав личности большой научный интерес представляет новый, не так давно закрепленный в УПК РФ принцип по охране прав и свобод человека и гражданина. Основанием для данного принципа являются те  конституционные нормы, которые связаны с обеспечением и соблюдением защиты в случае посягательства прав и свобод человека и гражданина.

Существующая проблема по охране прав и свобод человека и гражданина является достаточно сложной и противоречивой, поэтому имеется множество дискуссионных вопросов и аспектов, требующих научной оценки с учетом новых приоритетов в уголовном судопроизводстве.

Поэтому, сложившаяся ситуация призывает выработать новые научные подходы в определении самого понятия, значения и содержания, а также в выявлении необходимых форм при реализации принципа по охране прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

Возникшая потребность в углубленном анализе уголовно-процессуальных норм, определяющих положения по охране прав граждан, решении вопросов, которые должны быть связаны с новыми положениями по охране их прав, а также по их незамедлительной реализации зависит от совершенствования законодательства и имеющейся практики в уголовном судопроизводстве.

Актуальность темы исследования состоит в том, чтобы раскрыть задачи и возникшие проблемы, которые связаны с необходимостью более полного и четкого правового регулирования при возникновении отношений, которые связаны с законодательной  реализацией принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

Вопросами охраны прав и свобод граждан, участвующих в уголовном судопроизводстве, а также проблемам по реализации их обеспечения посвящены многие научные исследования: В.А. Азарова, В.Д. Адаменко, С.С. Безрукова, Л.М. Володиной, Б.Е. Владыкина, Н.И. Газетдинова, Т.Л. Корепановой, Н.А. Карпуниыой, В.Л. Лазаревой, Л.В. Майоровой, Е.Г. Мартыпчика, С.Н. Перетокина, М.В. Парфеновой, А.В. Стремоухова, И.В. Смольковой, И.Л. Трунова, С.Д. Шестаковой, В.С. Шадрина  и других ученых.

Объектом исследования в работе выступает система уголовно-процессуальных отношений, которая складывается между всеми участниками уголовного судопроизводства, как лицами, уполномоченными принимать решения по конкретному уголовному делу, так и ее участниками, не обладающими данными полномочиями в процессе реализации охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

Предметом исследования дипломной работы являются нормы международного, а также российского уголовно-процессуального законодательства, определяющие порядок реализации основных принципов по охране прав и свобод человека и гражданина, которые устанавливают обязанности уполномоченные органы и должностных лиц защищать права и свободы граждан во время участия их в судопроизводстве.

Целью дипломной работы является раскрытие понятия по охране прав и свобод человека и гражданина, а также порядка обеспечения возникших данных прав граждан при их участии в уголовном судопроизводстве.

Исходя из цели работы, в работе были поставлены следующие задачи:

- дать определение сущности понятии охраны прав и свобод человека и гражданина как принципа уголовного судопроизводства Российской Федерации;

- исследование международно-правовых основ в обеспечении безопасности всех участников уголовного судопроизводства;

- оценить процесс обеспечения безопасности для участников уголовного судопроизводства в США;

- дать анализ принципам в охране прав и свобод человека и гражданина;

- проанализировать процесс реализации государственной защиты,

предусмотренный для участников уголовного судопроизводства в изданных

подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актах.

Методологическую основу исследования составили положения всеобщего диалектического метода научного познания, а также исторический, логический, системный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и другие методы

Теоретическую базу работы составили научные труды по теории государства и права, уголовно-процессуальному, уголовному, международному праву, криминалистике, оперативно-розыскной деятельности, а также работы по вопросам обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства Л.В. Брусницына, Е.В. Жарикова, О.А. Зайцева, М.В. Новиковой, П.А. Скобликова, О.В. Корнелюк и другие.

Нормативно-правовая база дипломной работы представлена нормами Конституции РФ, уголовно-процессуального, уголовного, международного права, нормативными правовыми актами Организации Объединенных Наций, Совета Европы, решениями Европейского Суда по права человека, и д.р.

Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, объединивших четыре параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Понятие и содержание принципа охраны прав и свобод человека и гражданина

Конституцией Российской Федерации во второй статье права и свободы человека признаются как высшая ценность, при этом, на государство возложена обязанность по закреплению, признанию и защите данных прав и свобод.1

Права человека являются совокупностью морально-правовых норм, которые призваны защищать достоинство человека в процессе его взаимоотношения с представителями государственной, либо иной власти. При этом, права человека и гражданина служат универсальными моральными правами фундаментального характера, они должны принадлежать каждому человеку при его отношениях с государством.

Права и свободы человека и гражданина являются правами, которые составляют основу статуса личности в каждом правовом государстве, при этом права и свободы считаются прирожденными и неотъемлемыми в отношении каждого человека независимо от того, гражданином какой страны он является, его возраста, пола, расы, а также религиозной или этнической принадлежности.

 Вместе с содержанием и понятием свобод и прав также тесно связаны законные интересы личности. Так, к законным интересам личности человека относятся юридически оправданные и юридически значимые притязания каждого человека на социальные блага, которые не охватываются непосредственным содержанием понятия свобод и прав граждан.

Законные интересы каждого гражданина защищаются законом и государством вместе с правами и свободами. Но отличительно от свобод и прав, содержание законного интереса гражданина законодателем конкретно не определено.

Данное обстоятельство связано с тем, что наличие правовых норм не

могут заранее предвидеть все жизненные события и ситуации, которые могут

возникнуть, а также не должны и не могут детально определить как возникающие впервые, так и развивающиеся ранее возникшие притязания человека на социальные блага.

Поэтому, на практике для определения понятия защиты законных интересов граждан государственными органами обычно определяется по аналогии закона и права, либо дается определение в расширенном толковании правовых норм.

В Российской Федерации признаются и гарантируются те свободы и права человека и гражданина, которые являются общепризнанными согласно нормам и принципам международного права, а также в полном соответствии с Конституцией РФ.

Основными правами свободы и права являются:

- признание свобод и прав человека высшей ценностью, которые принадлежат человеку при рождении;

- осуществление своих свобод и прав каждым человеком без нарушения свобод и прав других лиц, а также равенство всех перед законом и судом;

- равенство женщины и мужчины;

- приоритет признанных общих международных норм перед принятыми законами Российской Федерации;

- существование строго определенных условий, которые допускают какое-либо ограничение прав законом;

- запрет на использование свобод и прав при насильственном изменении существующего конституционного строя, разжигания национальной, расовой, а также религиозной ненависти в целях пропаганды войны и насилия.2

Права гражданина являются охраняемыми законом мерами юридически обоснованного поведения, направленными на удовлетворение интересов человека, находящегося в устойчивой правовой связи с каким-либо конкретным государством. Причем, права человека в отличие от прав граждан, не всегда могут выступать юридическими категориями, они могут быть социальными и моральными категориями, а также могут существовать вне зависимости от их законодательного закрепления и государственного признания, вне связи человека с данной конкретной страной.

Необходимо отметить, что для правового государства имеют одинаковую ценность как борьба с преступлениями или посягательствами на них, так и процесс защиты и охраны свобод и прав человека и гражданина.

Таким образом, в данном случае недопустима конкуренция и противопоставление между личными и публичными интересами. 

Учитывая, что российское уголовное судопроизводство является областью государственной деятельности, то оно регулируется Конституцией Российской Федерации, уголовно-процессуальным кодексом, а также другими федеральными законами. При этом, свободы и права личности при участии в уголовном процессе затрагиваются весьма ощутимо, так как каждый уголовный процесс образует сферу государственного принуждения.

Под процессом охраны прав человека и гражданина в уголовном судопроизводстве необходимо понимать совокупность регулятивных и охранительных норм права, которые регламентируют как предотвращение потенциальных, так устранение уже имеющихся нарушений при охране свобод, прав и законных интересов субъектов правоотношений.3

Необходимо отметить, что процесс охраны свобод и прав личности в широком его понимании по своему содержанию не совсем совпадает с охраной свобод и прав человека и гражданина как основного принципа уголовного судопроизводства.

Сам принцип по охране свобод и прав человека и гражданина определяется  закреплением в действующем уголовно-процессуальном законодательстве принятых общеобязательных правовых положений по охране свобод и прав личности, как наиболее прямого действия и общего характера, которые включают в себя общий комплекс определенных обязанностей соответствующих государственных органов и лиц, связанных с уголовным судопроизводством.

Юридические гарантии свобод и прав граждан охватываются их нормативным обеспечением, а также существующей деятельностью правоохранительных органов, занимающихся охраной свобод и прав граждан.

При этом, особая роль здесь отведена органам судебной власти, которые в процессе проведенной судебной реформы становятся главной формой в процессе государственной охраны закрепленных конституционных свобод и прав человека и гражданина.

В целом процесс конституционного регулирования свобод и прав личности в Российской Федерации должным образом соответствует современным мировым стандартам. Тем не менее, необходимо помнить, что процесс провозглашения тех или иных свобод и прав в Конституции в наших существующих российских условиях, является пока лишь планом будущего строительства правового государства.4

Мировым сообществом выработаны требования международных стандартов по правам человека, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, которая были приняты Международным пактом о политических и гражданских права (1966); Международным пактом об социальных, экономических и культурных правах (1966), Всеобщей декларацией прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., а также нашли свое подтверждение в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), и многих других международных договорах.

В зависимости от того, к какому конкретному государству принадлежит лицо, в Российской Федерации существуют следующие права:

– права граждан РФ;

– права иностранных граждан;

– права лиц с двойным гражданством;

– права лиц без гражданства.

Государство дает гарантию судебной защиты свобод и прав. Судебный способ защиты является наиболее демократическим. Также имеется право на получение юридической квалифицированной помощи. При этом, установлена презумпция невиновности при совершении гражданами уголовных преступлений: обвиняемый сожжет считаться невиновным до тех пор, пока вина его не будет на основании закона доказана.

Необходимым условием при реализации свобод и прав человека является факт исполнения им своих юридических обязанностей. При этом, необходимо отметить, что в Основном законе Российской Федерации указан ограниченный круг основных обязанностей, тогда как в прежних советских конституций, практически каждому праву гражданина корреспондировала обязанность.

Конституционное право определяет под конституционной юридической обязанностью социально возможную необходимость определенного поведения гражданина, которая установлена государством.5

По времени возникновения прав человека можно выделить три поколения.

В первое поколение включены традиционные ценности классического либерализма, которые вбирают гражданские, или личные права.

Ко второму поколению прав человека можно отнести идею социального реформирования в целом общества в русле идеологий, призывающих государство по возможности ограждать своих граждан от воздействия негативного последствия рыночной экономики, гарантируя при этом всем людям вполне достойное существование.

Боле значимое положение во втором поколении прав занимают

экономические, социальные и культурные права. Данное обстоятельство нашло свое отражение во Всеобщей декларации прав человека.

При современных условиях происходит процесс формирование третьего  поколения прав человека. При этом, права третьего поколения включают защиту личного статуса гражданина, включенного в общую целостность социальной общности.

Взаимодействие прав отдельного гражданина и коллективных прав опирается на общий принцип: коллективные права не коим образом не должны ущемлять права каждого гражданина.

Таким образом, свободы и права человека и гражданина делятся на три группы:

- личные (гражданские);

- политические;

социально-экономические, культурные.

Многие из данных стандартов рассматриваются международным сообществом как общепризнанные нормы и принципы международного права, причем они имеют обязательную силу абсолютно для всех государств мира.

В связи с этим, законодательство Российской Федерации, являющейся полноправным членом международного сообщества, должно быть ориентировано на данные правовые стандарты.6

Таким образом, права человека в обязательном порядке должны быть предоставлены каждому человеку, они должны быть гарантированы и принятым национальным законодательством и действующей конституцией страны. При этом, факт признания международных норм по правам человека, государство таким образом берет на себя все обязательства не только перед международным сообществом, а перед всеми людьми, находящимися под его юрисдикцией.

Задача государства должна состоять не только в том, чтобы для граждан гарантировать свободы и права человека, но также по возможности минимизировать все неблагоприятные последствия, возникшие в результате своего вмешательства в любые социально- экономические процессы.

Данная задача несет противоречивый характер. Так, с одной стороны, слишком активное вмешательство государства при взаимоотношениях с гражданским обществом в дальнейшем может прийти к результату, когда возникнет сужение спектра свобод и прав граждан.

Предельная ситуация является тоталитаризмом, в условиях которого имеющаяся свобода индивидов, либо групп полностью отсутствует, когда практически все имеющиеся общественные отношения проходят под регулированием государства.

С другой стороны, процесс уменьшение числа функций государства может привести к полной утрате необходимой стабильности в политических отношениях, что повлечет в свою очередь кризисы и конфликты.7

Таким образом, необходима четко взвешенная политика, как самого государства, так и других лиц, участвующих в политическом процессе.

Права каждого человека это универсальные моральные категории, так как они являются неотъемлемой составной частью между отношениями человека и государства. Ограничительные рамки, определены любой формой власти по отношению к индивидууму. Существует автономная сфера жизни любого человека, куда никакая сила не имеет права вторгаться. Каждый человек имеет возможность сделать какое-либо серьезное заявление против государства для защиты своих нарушенных прав.

1.2. Международно-правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

Принятие общепризнанных международных принципов Россия заявила в принятой 1990 году Декларации о государственном суверенитете. На основании данного документа для всех граждан, а также лиц без гражданства, были гарантированы свободы и права, которые были предусмотрены не только конституционным правом, но также содержались в общепризнанных нормах международного права.

Смелым шагом являлась Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая в 1991 году. В ней было установлено, что «Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации».8

Далее, в основном законе Российской Федерации, которым является Конституция РФ, содержащей цивилизованный компромисс, разумный гуманизм, а также верховенство нравственности.

Среди универсальных, всемирных организаций, имеющих задачи и цели в существенном значении для всего международного сообщества, следует выделить деятельность Организации Объединенных Наций (ООН), Устав которой полностью опирается на наличие общих правовых ценностей, которые исходят из принципа господства закона, верховенства права, а также признания и соблюдения всех свобод и прав человека. Данные положения служат фундаментом для принципов и стандартов как мировой, так и европейской цивилизации.

Документ «Всеобщая декларация прав человека» является одним из

первых документов ООН, который устанавливает общий стандарт, под который

должны быть отработаны все законопроекты других государства.

В Декларации были воплощены все общечеловеческие ценности, необходимые для обеспечения прав человека, а также его законных интересов, они содержали нормы для достойного развития каждого человека, выражая опыт, который был накоплен всем мировым сообществом, закрепив планку, ниже которой ни одно цивилизованное государство не могло опускаться.9

Разработка «Международного пакта о гражданских и политических правах» явилось нормативным актом, в котором на высоком уровне, подробно и детально были определены международные стандарты.

Особого внимания заслуживает статья 14 Международного пакта, в которой допускается возможность проведение закрытого судебного разбирательства из моральных соображений, государственной и общественной безопасности, либо в тех случаях, когда того требуют затронутые интересы частной жизни сторон.

Также зарытые судебные разбирательства могли происходить при обстоятельствах, в случае которых публичностью нарушались бы интересы самого правосудия. Необходимо отметить, что данное положение распространяется также на случаи, при которых оказывается противоправное воздействие во время уголовного судопроизводства на субъектов процесса.

Начиная с 1985 года ООН стала продолжать проведение работы по разработке стандартов и принципов по защите участников уголовного судопроизводства. В данный промежуток времени мировое сообщество было достаточно обеспокоено, что жертвам преступлений, их близким родственникам, а также свидетелям и иным лицам, которые оказывают помощь, довольно часто несправедливо наносился ущерб, включая телесные повреждения.

Таким образом, возникла острая необходимость для принятия национальных и международных мер для обеспечения эффективного и всеобщего признания и уважения прав лиц, которые принимали участие в уголовном судопроизводстве.

Данная идея нашла свое дальнейшее развитие на проходившем в 1985 году VII Конгрессе ООН в Милане, на котором были рекомендованы «Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка».

Этот документ предлагал государствам принять все меры законодательного характера, которые необходимы для обеспечения безопасности жертв преступлений, используя эффективные средства для правовой защиты, куда должны быть включены компенсация за причиненный ущерб в результате совершенного преступления.

Самым главным событием в данной области стала «Декларация основных принципов правосудия для жертв совершенных преступлений и злоупотребления властью», которая была принята для того, чтобы оказать помощь международному сообществу и правительству для обеспечения справедливости, а также предоставления доступа к процессу правосудия указанной категории лиц.

Необходимо отметить, что основой Декларации послужили руководящие принципы в справедливом обращении со свидетелями и жертвами совершенных преступлений, которые были закреплены «Законом о защите жертв и свидетелей преступлений», принятым 12.10.1982 (США).10

Основными принципами являлись:

- справедливое обращение с жертвой совершенных преступления;

- обеспечение доступа жертвам преступления к механизмам административной и правовой защиты;

- законодательная защита от мести и запугивания;

- обеспечение законного права на любое представление необходимой

информации;

- использование неофициальных механизмов;

- обеспечение права на компенсацию, реституцию и социальную помощь.

В 1990 году при помощи Хельсинского института по предупреждению и борьбе с преступностью, ассоциированного с ООН было подготовлено «Руководство для сотрудников системы уголовного правосудия в отношении осуществления Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью».

В данном документе имелся комплекс с конкретными мероприятиями, направленными на защиту всех субъектов уголовно-процессуальных отношений, а также были разработаны по имеющемуся опыту различных национальных систем. Так, Руководство рекомендовало всем правоохранительным органам надлежаще принимать меры для поддержки и защите жертв совершенных преступлений, в случаях, когда они будут испытывать чувство страха из-за поступающих угроз со стороны преступников.

Для этих целей предлагалось осуществление полицейской охраны, избрания и изменения места жительства, либо какой то иной вид эффективной защиты. При этом, большое значение придавалось тому, чтобы о принятых мерах в обязательном порядке были проинформированы жертвы преступления (п.35). Когда потерпевшие или свидетели боялись давать свидетельские показания, то в отдельных национальных законодательствах допускались факты возможного использования допроса, записанного на видеопленку, либо прямую видеозапись.11

Данные виды допроса часто использовались по делам о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних (п.55).

Экономическим и Социальным Советом ООН 7а прошедшем 24 мая 1989 года пятнадцатом пленарном заседании были разработаны «Принципы эффективного предупреждения и расследования незаконных, произвольных и суммарных казней». В данных Принципах государствам было рекомендовано проводить охрану от угроз, насилия, либо любых иных форм запугивания свидетелей, истцов, а также других лиц, которые проводят расследование по делу, включая членов их семей (ст.15).

Причем, при письменном отчете, в котором заносятся результаты расследования, в обязательном порядке должна содержаться вся информация о конкретных событиях, имеющихся доказательствах получения данных результатов, с фиксацией фамилий свидетелей, которые давали показания.

Исключением являлись те свидетели, чьи личности не были преданы гласности для исполнения цели их защиты (ст.17).

Далее, учитывая необходимость совершенствования дальнейших усилий по практической реализации имеющихся принципов и стандартов для защиты всех участников уголовного судопроизводства, а также процессе их адаптирования к условиям и потребностям различных стран, Социальный и Экономический Совет ООН 24.05.1990 принял резолюцию за №1990/22 с названием «Жертвы преступлений и злоупотребления властью».12

В принятом документе сообщалось о необходимости развития международных и региональных мер в случаях, когда речь идет о жертвах транснациональных преступлений.

При этом, Совет, обращался к ООН для того, чтобы рекомендовать ей поддержать данные программы технического сотрудничества для создания специальных служб, которые бы оказывали помощи жертвам.

В последнее время ООН предпринимает достаточно много усилий для создания стандартов и руководящих принципов по борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью. Данные мероприятия привели к разработке достаточно важных положений, которые касались защиты всех участников уголовного судопроизводства. В последнее время были приняты ряд международных документов, которые развивают существующие основные принципы в правосудии для жертв преступления, в которых предусмотрены меры безопасности.

На VIII Конгрессе ООН, проходящем 27 августа - 7 сентября 1990 года на Кубе, посвященном предупреждению преступности и обращению с правонарушителями был принят правовой акт – «Меры по борьбе с международным терроризмом».

В данном акте документе имеются три самостоятельных раздела, которые посвященных процессу защиты всех участников уголовного судопроизводства: «Защита жертв», «Защита судей и работников уголовного правосудия», «Защита свидетелей».

При этом, всем государствам даны рекомендации для выработки политику и принятия мер, которые были бы направлены на эффективную защиту как судей, так и остальных сотрудников уголовного правосудия, куда входят также присяжные, участвующие в деле адвокаты, свидетели и сами жертвы терроризма (п.22, 23, 25).13

Проходившим VIII Конгрессом была одобрена резолюция «Защита прав человека жертв преступлений и злоупотребления властью», которая рекомендовала руководителям всех стран принять участие в рассмотрении вопроса о создании общественных и государственных служб для оказания поддержки жертвам преступлений.

Кроме того, успешным примером в области международного сотрудничества послужило проведение в Неаполе 21-23 ноября 1994 года Всемирной конференции по организованной транснациональной преступности, на которой были приняты «Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности». Были предложено одно из самых дорогостоящих, но весьма эффективных мер защиты, которое заключалось в изменении места жительства семьи для защиты от мести.

IX Конгресс ООН выразил озабоченность по бедственному положению свидетелей и потерпевших, в связи с чем, призвал в полной мере принять и использовать Декларацию ООН. Было также предложено активнее принимать меры как на международном, так и на национальном уровнях для защиты всех участников уголовного процесса.

Таким образом, проведенный анализ при рассмотрении международных документов позволили сделать вывод о том, что в своей деятельности ООН, а также действующая под ее эгидой организации, за прошедшее время продолжают активизировать нормотворческую деятельность, в связи с чем ООН вносит новые инициативы и предпринимает попытки по законодательному закреплению гарантий прав человека, а также более эффективной их защиту прав участников уголовного судопроизводства.

Организацией Объединенных Наций проводится значительная деятельность совместно с Советом Европы (СЕ), в рамках которого было принято более 170 конвенций, из которых большинство были открыты для присоединения к ним любых европейских государств.

Необходимо также отметить, что многочисленное число международных документов и соглашений, в которых содержатся стандарты и принципы государственной защиты всех участников уголовного процесса, находят свое практическое применение. В связи с чем, в настоящее время перед всем мировым сообществом стоит важная проблема в имплементации рассмотренных и принятых норм международного гуманитарного права.

1.3. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства в США

В течение более тридцати лет в США действует система для помощи жертвам всех видов преступлений. Начиная с 1971 года осуществляет работу специальная Федеральная программа для защиты потерпевших и свидетелей, которая выступает с показаниями в судах против опасных преступников.

Во главе всего этого механизма для обеспечения полной безопасности свидетелей и потерпевших стоит Генеральный прокурор США. Так, после санкционирования Генеральным прокурором США потерпевший и свидетель попадают под защиту службы судебного исполнения, которые специально созданы. Специалистами по безопасности данных служб проводится работы , включающая информирование свидетелей, о деталях всей Программы. Проводятся совместные мероприятия, при которых определяется вариант трудоустройства свидетелей, происходит определение будущего места проживания, либо учебы.

Необходимо отметить, что 12.10.1982 в США был принят «Закон о защите жертв и свидетелей преступлений», предусматривающий уважительное, справедливое обращение со свидетелями и потерпевшими, в нем соблюдены все конфиденциальности. Причем, Законом произведено увеличение уголовной ответственности за все действия по оказанию на потерпевших и свидетелей тайного воздействия.

Например, за применение каких-либо угроз, либо физического насилия в отношении потерпевшего или свидетеля, включая попытку вновь совершить подобные действия, Законом предусмотрен штраф до 250 тысяч долларов, либо тюремное заключение, определенное сроком не более 10 лет. Причем, возможно применения оба вида наказания (параграф 1512. А).14

Также следует отметить, что за причинение беспокойства свидетелю, потерпевшему или иному лицу, учинения препятствий для их участия в уголовном деле в качестве потерпевших, свидетелей, предусматривается крупный штраф в размере до 25 тысяч долларов, либо лишение свободы на срок не превышающий одного года. Также Законом могут быть применены оба вида данного наказания (параграф 1512. В).

Конгресс США 12.10.1984 принял также другой специальный законодательный акт, который называется «Закон об усилении безопасности свидетеля». Данным актом значительно усовершенствована уже ранее существующая Программа по защите свидетелей, поэтому последующее принятие акта позволило законодательно закрепить существующие механизмы в реализации Программы.

Необходимо отметить, что в уголовно-процессуальных законах, которые принимаются в отдельных штатах США, также предусматриваются конкретные нормы, которые всегда направлены на обеспечение безопасности потерпевших и свидетеля.

Следует подчеркнуть, что в уголовном процессе США также имеет место существование права свидетельской привилегии. Например, Федеральные суды, во время решения вопроса об отсутствии или наличии у конкретных лиц права для отказа от дачи свидетельских показаний частично или полностью, всегда должны руководствоваться принципами общего права в свете опыта и разума.

Основу института безопасности потерпевших и свидетелей также составляет принятый Закон о его реформе, который 12.10.1984 определили круг тех необходимых мер, которые должны быть применены во обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей, служить стержнем для создание федерального фонда помощи всем жертвам преступлений.

К данным мерам следует отнести:

1. Безотлагательное предоставление места проживания и своевременной защиты потерпевших и свидетелей во время проведения официальных процессов, которые касаются преступления, при условии, что имеется вероятность в новом совершении насильственных действий в отношении указанных лиц уголовного процесса;

2. Предоставление другого жилья, а также принятие неукоснительных мер для защиты семей, либо лиц, которым также необходима защита и которые тесно связаны с потерпевшим или свидетелем, в случае, когда они подвергаются опасности из-за своего участия в качестве свидетеля в данном судебном процессе;

3. Обеспечение потерпевшего и свидетеля законодательно оформленными новыми документами; помощи при перевозке мебели, либо крупного иного имущества на новое местопребывание для дальнейшего жительства; выплата денежных средств, которые необходимы для основных удовлетворений своих жизненных нужд; помощи в трудоустройстве; а также иные услуги для дальнейшего самостоятельного проживания;

4. Предоставление свидетелям временной защиты при появлении для свидетеля какой-либо реальной угрозы или опасности.

Также следует отметить, что США существует законодательное понятие «привилегия осведомителей», под ним следует понимать законное право полиции не раскрывать данные о личности осведомителя, которые дают информацию по конкретному расследованию уголовного преступления.

Для оказания помощи полиции в защите указанных осведомителей, Верховный суд США сформулировал основные принципы, которые являются руководящими, и которые известны под названием «привилегии осведомителя». Основной целью данной привилегии является гарантированное обеспечение и гарантированная защита интересов общества в области законодательно исполнения прав своих граждан. Для решения вопроса о разглашении каких-либо сведений о личности осведомителя принимаются конкретные обстоятельства, также включая характер инкриминируемого преступления, возможные методы защиты обвиняемого, значение показаний осведомителя.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИНЦИПА ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

2.1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

Процесс проведения судебной реформы предполагает значительные изменения в законодательном урегулировании гарантий по обеспечению интересов граждан, которые вовлекаются в уголовное судопроизводство. Поэтому, совершенствование процессуальной формы должно усилить гарантии участников уголовного процесса и быть направлено на защиту интересов и прав личности.

Действующее в настоящее время уголовно-процессуальное законодательство не в полной мере может гарантировать защиту  законных интересов граждан, что находит отражение на их отношении к исполнению своих обязанностей. Так, на потерпевших и свидетелей оказывается давление, как в виде физического насилия, так и психическое воздействие со стороны лиц, которые совершили преступление, а также их окружения, часто такое давление происходит и со стороны работников правоохранительных органов.

В связи с этим, защита свидетелей, потерпевших, а также их близких родственников является в настоящее время острой социальной и правовой проблемой, решение которой должно быть четким, грамотным, обеспечивающим полную защиту лиц данной категории.

Выполнение своих обязанностей в качестве свидетелей или потерпевших законодательно должно быть обеспечено правами, которые в достаточной степени обеспечивали бы безопасность указанных участников уголовного процесса, а также гарантировали бы безопасность их близких.15

Таким образом, государство обязано обеспечить защищу своим гражданам, поощрять их желание на выполнение своего гражданского долга.

По имеющейся статистике ежегодно примерно порядка десяти миллионов человек проходят в качестве свидетелей по различным уголовным делам, причем порядка 2,5 миллиона из них со стороны обвиняемых и их окружения оказывается давление. Так, по данным ВНИИ МВД России, около 60% граждан, которые стали жертвами преступлений, не стали обращаться в правоохранительные органы.

  Необходимо отметить, что ненадлежащее обеспечение мер безопасности потерпевших и свидетелей приводит к нарушению принципа состязательности и равноправия сторон, так как данные нарушения не позволяют свидетели или потерпевшему пользоваться своими правами, а также проявлять процессуальную активность.

В целях выработки единой системы обеспечительных мер безопасности для участников уголовного судопроизводства, включая их близких и родственников 20 августа 2004 года был принят Федеральный закон №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».16 Для того, чтобы реализовать данный Закон ежегодно планировалось выделять порядка 25 735 миллионов рублей из государственного бюджета, Однако, не смотря на то, что данная сумма государством выделяется для реализации данного закона на практике, все же государственная защита свидетелей, потерпевших, а также иных участников уголовного судопроизводства в рамках №119-ФЗ практически не осуществляется.

Тем не менее, Правительством РФ, на основании постановления №134 от 3.03.2007 года17, утверждены Правила для защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей, а также иных участников уголовного судопроизводства, принятые в соответствии с ФЗ № 119 ФЗ.

При этом, непосредственным обеспечением безопасности должны заниматься правоохранительные органы. Закон содержит примерный перечень правоохранительный органов: ФСБ, таможенные органы, ОВД, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Основным критерием выбора определенного органа является факт нахождения уголовного дела в его производстве.

На основании части 6 статьи 18 ФЗ-119, в случае возникновения необходимости орган, который осуществляет меры безопасности, должен заключить с защищаемым лицом письменный договор, котором должны быть оговорены условиях применения мер безопасности, а также о взаимных обязательствах и взаимной ответственности между участников процесса и правоохранительным органом.18

Необходимо отметить, что защищаемые лица будут обязаны выполнить все условия, которые будут применены в отношении них мер безопасности и все законные требования органов, которые обеспечивающих их государственную защиту; лица обязаны немедленно информировать органы, обеспечивающие государственную защиту, о любом случае противоправных действий или угрозы в отношении их.

Они обязаны четко соблюдать все требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, при этом не разглашать сведения о применяемых в отношении их мерах государственной защиты без соответствующего разрешения органа, который обеспечивает их государственную защиту.

Органы, осуществляющие меры безопасности также имеют право требовать от защищаемых лиц неукоснительного соблюдения всех условий применения в отношении их мер безопасности, четкого выполнения законных распоряжений, которые связаны с применением данных мер.

Защищаемые лица также несут ответственность за сохранность всех

переданных им для индивидуальной защиты специальных средств, связи и оповещения об опасности, не могут их продать, заложить или передать по иным основаниям другим лицам. При порче, либо или утрате данного имущества в отношении указанных лиц может наступить предусмотренная законодательством ответственность.

Статья 6 от 20.08.2004 №119-ФЗ определяет систему мер, обеспечивающих безопасность участников уголовного процесса. Данные меры обеспечения безопасности разделены на три соответствующие группы:

1. Личная охрана, а также охрана жилища и имущества; получение специальных средств для индивидуальной защиты, с оповещения и вязи о возможной опасности; процесс обеспечения конфиденциальности имеющихся сведений о защищаемом лице могут использоваться в любой ситуации по уголовным делам для любой категории преступлений.

 2. Переезд лиц на другое место жительства; замена их документов; изменение их внешности; а также изменение места службы или работы, включая место учебы; помещение в безопасное место на определенное время; применение каких-либо дополнительных мер для обеспечения безопасности по отношению к защищаемому лицу, который содержится под стражей, либо находится в месте отбывания наказания, включая перевод из одного места содержания под арестом, либо или отбывания данным лицом наказания направлением или перевода его другое место. Применяется по уголовным делам лишь категории тяжких и особо тяжких совершенных преступлений.

На основании статьи 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ19, не может превышать десяти лет лишения свободы. Тогда как особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых по Уголовному Кодексу РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

  Так, в отношении лиц, содержащихся под стражей, либо в местах отбывания наказания применяются следующие меры обеспечения их безопасности:

- направление защищаемого лица, а также лиц, от которого исходит угроза насилия, в процессе их задержании, заключения под стражу и назначения уголовных наказаний в различные места отбывания наказаний, либо содержания под стражей. Также используется возможность перевода в другие субъекты РФ. Осуществляется перевод защищаемых лиц, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое; определение раздельного содержание защищаемых лиц, от которого исходит угроза насилия; изменение защищаемым лицам меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном УПК РФ.20

  3) иные меры безопасности, которые могут применяться в случае:

- имеются данные о наличии реальной угрозы убийства лица, которое должно быть защищено, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве;

 - письменное заявление защищаемого лица или его согласие, выраженное в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - письменное заявление его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или их согласие, выраженное в письменной форме.

Когда применение мер безопасности может затронуть интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица, а также иных совместно проживающих с ним лиц, то необходимо их согласие на защиту, которое должно быть выражено в письменной форме на применения к ним мер безопасности.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государственной

защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» является основанием для осуществления в отношении потерпевшего государственной защиты и а также применения к ним мер безопасности.

Например, осуществление мер безопасности согласно постановлению суда от 30 декабря 2012 года поручено начальнику Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите при ГУВД Уфимской области.

В производстве судов Уфимской области за период 2012 года уголовные дела при участии потерпевших, давших показания под псевдонимом, либо в условиях, которые исключали бы его визуальное наблюдение поступали в двух случаях.

В Пермской области, сотрудники полиции нередко обеспечивали личную охрану свидетелей и потерпевших на судебных заседаниях при осуществлении различных следственных действий. Особенно когда в зале суда находились многочисленные бандитские группы.

Неоднократно осуществлялись мероприятия по защите от преступных действий членов семей, содержащихся в следственных изоляторах и оказывающих содействие раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений.

Накоплен опыт по взаимодействию в данной области на межрегиональном уровне - когда подразделения органов внутренних дел одного из субъектов РФ временно перемещали в безопасное место на территории других субъектов свидетелей или других участников судопроизводства.

Генеральной прокуратурой расследуются особо тяжкие преступления. В качестве примера могу привести информацию, имевшую большой общественный резонанс. Один из подозреваемых, содержавшихся в следственном изоляторе, стал оказывать содействие в раскрытие данного преступления, сообщив о других преступлениях, совершенных его

подельниками.

После этого в адрес его семьи, жены и двух маленьких детей, проживающих в одном из южных регионов России, стали поступать угрозы физического насилия и требования продать квартиру, а вырученные денежные средства передать тем, кто угрожал. На основании отдельного поручения следователей Генеральной прокуратуры одним из подразделений центрального аппарата МВД были осуществлены необходимые мероприятия, направленные на обеспечение безопасности членов семьи подозреваемого. Членам семьи были выданы средства оперативной связи, их домашний телефон контролировался, что позволило исключить реализацию преступного замысла.

Меры безопасности могут применяться в отношении лиц, в отношении которых проводится защита, как в отдельности друг от друга, так и в комплексе, состоящих из нескольких мер, естественно с соблюдением условий и оснований проведения каждой конкретной меры.

Мотивированное решение имеет право принимать прокурор, судья, следователь, руководитель органа дознания, при получении заявления, либо сообщения о наличии реальной угрозы, подтвержденные мероприятиями, проведенными в порядке выполнения действий, предусмотренных нормами уголовного процесса, по делу, находящемуся в их производстве или в ходе предварительной проверки, оперативной разработки материалов по совершенному преступлению.

  При этом, определение или постановление может быть вынесено как о применении мер безопасности, так и об отказе для их применения. Причем, в этот же день об этом сообщается органу, который осуществляет безопасность и лицу, по заявлению которого принималось решение и результаты его рассмотрения, как правило, направлением в их адрес копии постановления.21

В случае несогласия с видом избранной меры защиты, либо об отказе в этой мере, заявитель, или должностное лицо органа, который заявил ходатайство о применении безопасности, могут обжаловать его вышестоящему органу, в суд, прокурору, которые обязаны рассмотреть поданную жалобу в суточный срок.

Избрание меры защиты предоставлено органам, осуществляющим безопасность, к которым относятся: ФСБ, МВД, системы исполнения наказаний, командованию воинских частей и т.д. 

Органам, непосредственно отвечающие за обеспечение безопасности защищаемого лица, ставится лишь цель, но не указываются способы и средства ее достижения.

Таким образом, орган, осуществляющий меры безопасности, может самостоятельно выбрать любые меры обеспечения безопасности (из числа предусмотренных законодательством), а так же в способах их осуществления в зависимости от сложившейся ситуации и возможностей данных органов.22

При этом, статья 2 ФЗ №119 определяет круг тех лиц, на которых распространяется государственная защита.

  К их числу можно отнести лиц участников судопроизводства:

 - потерпевшего;

- обвиняемого,

- частного обвинителя;

 - свидетеля;

- оправданного,

 - подозреваемого,

   - подсудимого,

 - их защитников и законных представителей,

 - осужденного,

  - а также тех лиц, в отношении которых уголовное дело, или уголовное преследование было прекращено;

 - специалиста, эксперта, переводчика, понятого, а также других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве психолога и педагога;

  - гражданского истца, гражданского ответчика;

 - представителей потерпевшего, законных представителей, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

   На основании изложенного можно сделать вывод, что все граждане, которые будут являться участниками  уголовного судопроизводства, должны быть уверены, что их защита в процессе данного головного судопроизводства должна быть обеспечена законом.

Когда возникла угроза здоровью, жизни, имуществу, участникам уголовного судопроизводства, то необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы за защитой своих нарушенных прав.23

2.2. Меры безопасности, регламентированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

Основные положения, которые касаются безопасности участников уголовного судопроизводства, закреплены в части 3 статьи 11 УПК РФ и являются составной частью принципа охраны прав человека и гражданина в процессе уголовного судопроизводства.24 Данные нормы определены на значительно высоком уровне, причем в полной мере подтверждают особую значимость безопасности лиц, которые являются участниками уголовного судопроизводства.

В статьи 2 Конституция Российской Федерации закреплено, что человек, а также его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита свобод и прав человека и гражданина является обязанностью государства.25

На основании части 3 статьи 11 УПК РФ, как и в других уголовно-процессуальных нормах, следует выделить три составные части: гипотезу (то есть условия, при которых возможно применение правила), диспозицию (определяемое правилом поведения) и ответственность (регламентация на конкретный вид ответственности может наступить лишь в случае неисполнения правил диспозиции).

Сведения о наличии угроз могут быть получены и в результате оперативно-розыскных мероприятий, которые для их введения в уголовный процесс оформляются рапортом. Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»26 результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовному делу в соответствии с имеющимися положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, которые регламентируют процесс собирания, проверки и оценки полученных доказательств.

Данное положение соответствует Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, органу дознания, прокурору, либо суд. В данном случае представляемые сведения должны содержать достаточно информации, которая бы позволила сделать вывод о наличии события, а также его противоправности (п. 5 Инструкции).

Особенностью диспозиции части 3 статьи 11 УПК РФ также является тот факт, что она адресует правоприменителя к конкретному положению, закрепленному в иных статьях УПК РФ.

При этом, часть 9 статьи 166 УПК РФ содержит наиболее распространенную процедуру а обеспечении безопасности для всех участников уголовного судопроизводства.

Поэтому, на основании данной нормы в случае необходимости обеспечения безопасности потерпевших или свидетелей, их представителей, близких родственников, следователь имеет право в протоколе следственного действия не приводить конкретные данные об их личности. В таких случаях выносятся специальные мотивированные постановления, с указанием псевдонима данного участника, а также при этом приводится образец его личной подписи.

Согласно санкции нормы, закрепленной в части 3 статьи 11 УПК РФ, имеется возможность применения мер, которые направлены на обеспечение надлежащего порядка в уголовном судопроизводстве.

В случае, когда данные меры не были соблюдены, несмотря на их необходимость, доказательства, полученные в условиях, при которых была создана угроза для здоровья, жизни, а также имущества указанных лиц, включая их близких родственников, должны быть признаны недопустимыми (п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК РФ).

Необходимо отметить, что должностные лица органа уголовного судопроизводства, не принявшие надлежащих мер безопасности, должны быть привлечены к различным видам юридической ответственности, включая уголовную (ст. 293 УК РФ «Халатность»).27

Кроме перечисленных выше уголовно-процессуальных мер также следует обратить внимание на возможность в осуществлении предупредительных, или профилактических мер безопасности.

Например, в процессе следственных действий следователь обязан выявлять случаи потенциальных угроз, имеющих место в адрес участников уголовного судопроизводства, а также соответствующим образом реагировать на них. Это распространяется к ситуации, когда поведение допрашиваемого обвиняемого или подозреваемого, а также наличие у него судимости, либо факта совершения им насильственного преступления позволяют сделать вывод о возможности противоправного воздействия на свидетелей, потерпевшего, а также иных участников уголовного судопроизводства.

Законом предусмотрены все реальные механизмы защиты жизни, здоровья, имущества участников уголовного судопроизводства. Если что-то не было включено, то скорее осознанно, чем по недосмотру.

Например, в ходе подготовки законопроекта долго обсуждался вопрос о выдаче защищаемым лицам оружия. С одной стороны, вроде бы, вещь необходимая. Но учитывали тот факт, что человек, жизнь которого реально подвергается угрозе, как правило, находится в состоянии срыва, стресса и может иногда неадекватно реагировать на действия, которые в нормальном состоянии показались бы ему естественными. К тому же значительная часть людей не имеет навыков владения оружием.

Предполагается, что оружие в таких руках может принести больше несчастий. Поэтому в законе остались другие средства, а огнестрельное оружие не определено, как обязательно выдаваемое лицу для защиты.

За пределами закона остались также меры защиты от психологического воздействия. Хотя подобная практика в некоторых странах существует. Психологическое воздействие бывает не менее тяжелым и эффективным для достижения преступниками своих целей.28

К профилактическим мерам относятся разъяснения о возможности наступления события уголовной ответственности за совершение преступлений против указанных участников, а также о недопустимости таких угроз, либо иных противоправных действия.29

Одним из важных средств профилактического воздействия является разъяснение лицу информации, что посягательство на безопасность участников уголовного судопроизводства является недопустимым и негативно будет оценена сотрудниками правоохранительных органов при разрешении вопроса о возможном прекращении уголовного дела по основаниям, не вызывающим реабилитацию.

В среднем в год обращались за помощью о переселении по России обращаются около 200 человек. Причем чаще эти вопросы возникают в регионах, где достаточно развитая инфраструктура, где вращаются значительные средства, в том числе и в теневом обороте.

Поэтому экономически более мощные регионы являются, с точки зрения этого закона, в большей степени его потребителями, чем менее развитые регионы. Это по части беспокойства.

Основной принцип, заложенный в законе: все без исключения меры безопасности могут применяться только с согласия защищаемого лица, и не только его. В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и других проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

Кроме того, статьей 4 Закона определено, что применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные «квартирные» права защищаемых лиц.

К тому же не следует забывать, что это крайние меры, которые применяются только в том случае, если безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена путем применения в отношении него других мер безопасности.

Учитывая, что в сохранении жизни и здоровья защищаемого лица заинтересованы обе стороны, имеется в виду как сам защищаемый, так и орган, который осуществляет эту защиту, полагаю, что взаимоприемлемый вариант всегда будет найден.

В крайнем случае, в соответствии со статьей 23 Закона защищаемое лицо может обратиться с заявлением об отмене применения такой меры безопасности, как переселение на новое место жительства.

Также законом предусмотрено право обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органов, обеспечивающих государственную защиту, в том числе и по вопросу выбора нового места жительства.

Указанные действия также будет учитываться судом при определении

размера и вида наказания (в случае признания лица виновным).30

Таким образом, можно сделать заключение о том, что система уголовно-процессуальных мер, которая направлена на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, должна включать в себя три группы мер: 1. Меры, которые непосредственно направлены на обеспечение безопасности при производстве конкретных процессуальных действий в судопроизводстве;

2. Сопутствующие меры, при принятии которых создаются надлежащие условия для уголовного судопроизводства, минимизируется необходимость в применении мер первой группы (так как ко второй группе относятся лишь профилактические меры, осуществляемые в ходе производства по данному уголовному делу);

3. Меры, которые закреплены в других нормативно-правовых актах, не противоречащих Конституции РФ, а также федеральным конституционным законам и УПК РФ.31

2.3. Реализация государственной защиты участников уголовного судопроизводства в подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актах

Подзаконный нормативно-правовой акт является правовым актом органа государственной власти, который имеет более низкую юридическую силу,

нежели закон.

По сфере действия подзаконные нормативно-правовые акты подразделяются: общие (которые действуют на территории всей Российской Федерации), местные (действующие в отдельных регионах), ведомственные (которые имеют силу внутри ведомства), локальные (являющиеся внутриорганизационными), индивидуальные (они выделяются в случае признания существования каких-либо индивидуальных правовых норм, коммуникативной теории права).

По органам, которые издают подзаконный нормативно-правовой акт (применительно к системе нормативно-правовых актов Российской Федерации) относятся:

- Указы Президента Российской Федерации;

- Постановления Правительства Российской Федерации, администраций государственных комитетов;

- Приказы, указания, инструкции, а также иные ведомственные локальные акты;

- Решения представительных органов местного самоуправления.32

Необходимо отметить, что коммуникативная теория также выделяет внутригосударственные автономные правовые акты (соглашения и договоры), как индивидуально-нормативные и общенормативные, а также все гетерономные индивидуальные правовые акты.

Также следует знать, что подзаконный нормативно-правовой акт ни в коем случае не должен противоречить закону, так как по иерархии НПА, он стоит ниже закона и является подзаконным актом.

Тем не менее, некоторые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации нужно знать всем, кто в том или ином качестве вовлекается в уголовный процесс, потому, что них содержатся довольно важные решение о вопросах, связанных с производством по уголовным делам.

Из числа многочисленных указов Президента Российской Федерации, требования которых также должны учитываться при производстве по уголовному делу, необходимо выделить, прежде всего, те указы, которые содержат предписания о структуре и полномочиях органов, руководство

которыми регламентировано на основании:

- статьи 32 Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.33 ;

- Приказ МВД РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 ноября 1998 г. №1422, утвердивший Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» от 11 марта 2003 г. №308;

- «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314 (с дополнениями и изменениями, внесенными Указом от 20 мая 2004 г. №649), где подверглись существенному уточнению не только наименование, но и пределы полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе тех, которые участвуют в выявлении и расследовании преступлений;34

- указы по вопросам организации и деятельности подведомственных непосредственно Президенту РФ органов, в частности, указы от 7 августа 2004г. №1013 , от 11 августа 2003г. №960 , от 19 июля 2004 г. №927, от 28 июля 2004г. №976 и от 13 октября 2004г. №1313, которыми утверждены соответственно Положение о Федеральной службе охраны РФ, Положение о Федеральной службе безопасности РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, Положение о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков и Положение о Министерстве юстиции РФ.

Также в ходе производства по уголовным делам, которые подведомственны военным судам, соответствующим должностным лицам (военным следователям, дознавателям военной прокуратуры, военным прокурорам и военным судьям) необходимо руководствоваться предписаниями, регламентированными Уставами караульной и гарнизонной службы Вооруженных Сил РФ, которые утверждены Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. №1495 (с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 23.10.2008 №1517).

В данных нормативных актах определены и решены некоторые важные вопросы, которые связаны непосредственно с содержанием под стражей военнослужащих.35

Весьма значительными для уголовного судопроизводства также являются содержащиеся в указах Президента Российской Федерации положения, которые имеют принципиальное значение для решении вопроса о реабилитации лиц, к которым были применены незаконные репрессии по политическим мотивам.

К ним можно отнести Постановление ВС РФ от 16.07.1992 №3321-1 (ред. от 26.06.2007) «О реабилитации казачества»; Указ Президента РФ от 23.04.1996 № 602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий».

Постановления федерального Правительства Российской Федерации не имеют основополагающего значения в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, так как подобные акты регламентируют различные организационно-технические вопросы, которые вытекают из деятельности субъектов уголовной юрисдикции, а также других участников производства по уголовным делам.

К таким источникам уголовно-процессуального права, например, относятся постановления Правительства:

- от 23 августа 2012 г. № 848 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно». Существование такого документа обусловливается положениями статей 81, 82 УПК РФ;

- от 1 декабря 2012 г. №1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполняем требований Конституционного Суда Российской Федерации».

К ним также необходимо отнести внутриведомственные и межведомственные нормативные правовые акты органов, участвующих в уголовном судопроизводстве, а именно МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСКН России, ФСБ России, и т.д.36

Указанные источники носят вспомогательный характер, причем необходимость в них необходима для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, а также для цели достижения единообразия в практике применения УПК РФ и т.д.

Тем не менее, указанные ведомственные нормативные правовые акты не могут регламентировать непосредственный порядок в уголовном судопроизводстве так как на основании части 1 статьи 1 УПК РФ он устанавливается лишь самим Уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации.

Некоторыми примерами внутриведомственных нормативных правовых актов в сфере уголовного судопроизводства служит Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», а также Приказ директора ФСБ России от 16 мая 2006г. №205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности».

Также одним из примеров межведомственного нормативного правового акта является совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МЧС, МВД, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития и ФСКН России от 29 декабря 2005г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации впервые на национальном уровне закрепило одно из важнейших средств для достижении поставленных задач и цели в процессуальной деятельности по уголовным делам, которое содержится в статье 11 УПК РФ.

Для процесса обеспечения безопасности всех участников уголовного процесса, а также их близких, необходимо применение наиболее эффективных средств для защиты информации, жизни здоровья участников уголовного процесса, в противодействии преступности и получения информации о событии преступления.

Необходимо отметить, что безопасность всех участников уголовного процесса должно быть расценено законодателем как основной составляющей в принципе охраны свобод и прав человека и гражданина, поэтому закрепление в процессуальном законе всех необходимых и неотложных мер безопасности личности участников судопроизводства следует рассматривать как:

1. Гарантированное обеспечение законных интересов и прав личности каждого в уголовном судопроизводстве;

2. Использование средств для достижения задач (назначения) и цели в уголовном судопроизводстве;

3. Находить новые эффективные методы и формы в противодействии наиболее опасным видам преступности, таким как профессиональной или организованной преступности;

4. Занимать позитивное стремление государства в процессе приведения национального законодательства в должное соответствие с принятыми рядом международными документами.

Также следует подчеркнуть, что под мерами безопасности всегда необходимо понимать весь комплекс различных действий, которые должны быть закреплены действующими нормативными актами, а также процессом осуществления уполномоченными на то должностными органами и лицами, для процесса предупреждения возможности возникновения угрозы для безопасности всех участников уголовного судопроизводства.

Необходимо также принимать конкретные меры к пресечению и восстановлению нарушенных в результате противоправных действий состояния защищенности участников уголовного процесса.

От стадии расследования и рассмотрения уголовного дела все существующие меры для обеспечению безопасности свидетелей и потерпевших следует разделить на группы: меры безопасности, которые применяются при расследовании уголовного дела в процессе досудебной стадии; меры безопасности, применяемой уже в ходе судебного разбирательства по делу.

К основным мерам для защиты на досудебной стадии следует отнести: меры по прослушиванию телефонных, либо иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ); процесс опознания в условиях, которые бы исключили наблюдение опознающего опознаваемым (ст. 193 УПК РФ); процесс участия свидетелей и потерпевших в уголовном процессе под каким-либо псевдонимом (ч. 9 ст. 166, ст. 278 УПК РФ). Также в судебном процессе гарантия безопасности для участников должна быть обеспечена в процессе рассмотрения дела в закрытых судебных разбирательствах (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ), процессом их допроса с отсутствием подлинности данных о свидетелях, а также в условиях, которые бы исключили визуальное наблюдение для других участниками уголовного процесса (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).

Применение указанных мер безопасности в уголовном процессе является не только одним из необходимых способов в осуществлении государством своих конституционных обязанностей для защиты свобод и прав человека и гражданина, но также как средство для значимого осуществления самого уголовного судопроизводства в данных ситуациях.

Следует отметить, что мировой опыт защиты участников уголовного судопроизводства констатирует, что нашему государству следует приложить значительные усилия для создания более эффективной системы мер безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы

  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (111) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. [Текст] 7/ Российская газета. -1995. - 5 апреля; Российская газета. - 1998. -10 декабря.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина [Текст] // Известия. - 1991. – 9 октября.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод Совета Европы от 4 ноября 1950 года [Текст] // Международные акты о правах человека : сборник документов / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М. : НОРМА, 2002.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)
  5. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
  6. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) (с изменениями от 4 ноября 1993 г.)
  7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) [Текст] //Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 05.04.2013) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 26.04.2013, с изм. от 21.05.2013) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, №52 (ч. I), ст. 4921.
  10. Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ (в ред. от 07.05.2013 №3-ФКЗ) [Текст] // «Российская газета» от 23 декабря 1997 г.
  11. Федеральный закон от 20.08.2004 №119-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [Текст] // «Российская газета» от 25 августа 2004 г/
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 05.04.2013 №53-ФЗ) [Текст] // «Российская газета» от 15 августа 1995/
  13. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [Текст] //Собрание законодательства РФ от 17 июля 1995 г., № 29, ст. 2759 (в ред. от 03.12.2011)
  14. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [Текст] // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455 (в ред. от 25 декабря 2012 г. №269-ФЗ).
  15. Постановление ВС РФ от 16.07.1992 №3321-1 (ред. от 26.06.2007) «О реабилитации казачества» [Текст] // Первоначальный текст  документа  опубликован в издании. «Ведомости СНД и ВС РФ», 30.07.1992, №30, ст. 1805.
  16. Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 №630 (ред. от 16.02.2013) №Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 06.11.2006, №45, ст. 4708.
  17. Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 №134 (ред. от 19.11.2008) «Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 12.03.2007, №11, ст. 1325.
  18. Указ Президента РФ от 23.04.1996 № 602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий» [Текст] // (опубликован в Собрании законодательства РФ - 29.04.1996, в «Российской газете» 06.05.1996).
  19. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МЧС, МВД, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития и ФСКН России от 29 декабря 2005г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».
  20. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02 июня 2011 г. №162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [Текст] // Текст приказа официально опубликован не был).
  21. Приказ директора ФСБ России от 16 мая 2006г. №205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности».

  1. Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Адигамова Г.З. Следственные действия в российском уголовном судопроизводстве: методические рекомендации [Текст] / Г.З. Адигамова - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010. с.218.
  2. Баглай М.В. Историко-правовой комментарий члена-корреспондента РАН М.В. Баглая [Текст] / М.: 2009. с. 218.
  3. Бобраков И.А. Индивидуальное предупреждение органами внутренних дел насильственных посягательств в отношении лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство [Текст] // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. с. 280.
  4. Бойков А.Д. Жертвы преступности [Текст] // Мировой судья. 2010. с.268.
  5. Брусницин Л.В. Проблемы формирования российского законодательства о защите лиц, содействующих уголовному правосудию [Текст] // Государство и право. 2010. с.340.
  6. Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел. учеб. пособие [Текст] / В.В. Барбин - М.: 2010. с. 216.
  7. Бобраков И.А. Некоторые вопросы превенции посягательств в отношении лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве: международный опыт [Текст] / Бобраков И.А. // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2011. с. 410.
  8. Брусницын Л. Псевдонимы в уголовном процессе. [Текст] // Законность. 2010. с.125.
  9. Брусницын Л.В. Меры пресечения - меры безопасности для участников уголовного процесса [Текст] // Российская юстиция. 2011. с.122.
  10. Волошко А.И. Взаимосвязь норм внутригосударственного и международного права по обеспечению и защите личных и политических прав человека. Дис.канд.юрид.наук. [Текст] М., 2006 с.178.
  11. Галузин А.Ф. Безопасность как принцип и функция права. [Текст] // Право и политика. 2004. с.118.
  12. Галузин А. О теории безопасности уголовного процесса [Текст] // Уголовное право. 2010. с.161.
  13. Галузин А.Ф. Принцип «правовой безопасности» и система уголовного, уголовно-процессуального, оперативно - розыскного законодательства России. [Текст] // Право и политика. 2005. с.148.
  14. Галузин А.Ф. Принцип «правовой безопасности» системы уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного законодательства и прокурорского надзора [Текст] // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2010. с.165.
  15. Епихин А. Ю. Некоторые вопросы применения мер безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства [Текст] // Закон. 2010. с.125.
  16. Игитова И.В. Механизм реализации международных стандартов в области прав человека в рамках Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод»: [Текст] Автореф. дис. канд.юрид.наук. М., 2006. с.237.
  17. Кобцова Т.С., Кобцов П.В., Смушкин А.Б. Комментарий к федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [Текст] - ООО «Новая правовая система», 2010. с. 288.
  18. Корнелюк О.В. Уголовно-процессуальные способы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства [Текст] // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. с.247.
  19. Криминалистика [Текст]: учебник для вузов.-3-е изд., перераб. и доп. / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов и др.-М.: НОРМА, 2007. с.928.
  20. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов [Текст] / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; Сост. проф. Н.А. Михалева. М., 2008. с.354.
  21. Левченко О.В. Обеспечение личной безопасности обвиняемого, содействующего уголовному судопроизводству [Текст] / О.В. Левченко // Российский следователь. 2007. с. 487.
  22. Лозовицкая Г.П. Проблемы безопасности участников правосудия [Текст] // Российский следователь.-2007 с.211.
  23. Лютынский А.М. Обеспечение безопасности допрашиваемых осужденных при расследовании преступлений, совершенных в исправительном учреждении [Текст] // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2006. с.101.
  24. Макеева Н.В. Процессуальные аспекты обеспечения безопасности свидетеля в уголовном судопроизводстве [Текст]: Монография. - Калининград. 2011.с. 368.
  25. Макеева Н.В. Угрозы безопасности участников уголовного судопроизводства // Закон и право.-2007. с.175.
  26. Малинова О.Ю. Права человека как нормативный идеал, сумевший развиться в правовой институт // Права человека как предмет обсуждения и обучения:. [Текст] / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2010. с. 272.
  27. Новый закон о защите потерпевших и свидетелей: Научно-практическое пособие [Текст] / Авт.-сост. А.Ю.Шумилов. - М., 2010. с. 218.
  28. Поспеев К.Ю. Типовые действия и приемы личной безопасности сотрудников ОВД в составе служебных нарядов и групп оперативного построения при проведении специальных операций: учебное пособие [Текст] / Поспеев К.Ю.-Челябинск: Челябинский юрид. ин-т МВД РФ, 2007. с.412.
  29. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: Научно-практическое пособие [Текст] / Под ред. Е.М. Рябкова. - М., 2010. с.280.
  30. Чекулаев Д. Применение мер безопасности в отношении потерпевших и других участников процесса. [Текст] // Законность. 2010. с.230.
  31. Федоров А.В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим ОРД: [Текст] монография. - СПб. 2010. с. 287.

  1. Статьи, научные публикации
  2. Божьев В. П. Судебная реформа: что это такое? [Текст] / В. П. Божьев // Щит и меч. -2001.-2 августа.
  3. Тихомиров Ю.А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе [Текст] // Журнал российского права. 2009. с.187.

  1. Эмпирические материалы (материалы судебной, следственной практики и т. д.)
  2. Дело Петрова и др. Приговор Кировского районного суда г. Уфа от 15 марта 2009 г. [Текст] // Архив Кировского районного суда г. Уфа.

  1. Источники, полученные из информационных ресурсов

  1. Общие политические рекомендации Европейской комиссии против расизма и нетерпимости №№ 1-11 [Электронный ресурс] : Сборник общеполитических рекомендаций ЕКРИ. Режим доступа:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Приложение 2

АНКЕТА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПРАКТИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ




п/п


Вопросы анкеты


Предполагаемые варианты ответов

Результаты опроса

в процентном

выражении


1


Применяли ли Вы

в своей практике 

меры безопасности 

к участникам уголовного судопроизводства?


Да


51%


Нет


49%


2


Какие из перечисленных мер безопасности, Вы применяли на практике?


Личная охрана, охрана жилища и имущества


6%


Выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи, оповещения об опасности


23%


Обеспечение конфиденциальных сведений о защищаемом лице


20%


Переселение на другое место жительства


8%


Присвоение псевдонима


29%


Изменение внешности


8%


Опознание в условиях исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым


17%


3


Как Вы считаете по какой причине меры безопасности в уголовном судопроизводстве

применяются не в достаточной мере?


Незнание участниками уголовного судопроизводства своих прав


26%


Участники уголовного судопроизводства не требуют применения мер безопасности


54%


Не качественное разъяснение участникам уголовного судопроизводства их права на обеспечение безопасности 


20%


Не заинтересованность следователей (дознавателей) в усложнении уголовно процесса, мерами безопасности.


29%


Не знание сотрудниками правоохранительных органов своих возможностей применения мер безопасности к участникам уголовного судопроизводства


11%


Нежелание следователей усложнять процедуру уголовного судопроизводства


 9%


 4




Что, по Вашему мнению, требуется предпринять для совершенствования института безопасности в уголовном судопроизводстве?


Разработка подробной инструкции обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства


46%


Внесение существенных изменений в законодательство


37%


Предусмотреть дополнительные меры безопасности участников уголовного судопроизводства


26%


Выделить из бюджета дополнительных средства на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства


46%

Приложение 3

Таблица 1. Статистические данные за 2012 год по защите свидетелей и потерпевших во время следствия

Виды совершенных преступлений, % к общему количеству совершенных

Регионы

Изнасилования

Телесные повреждения средней тяжести

Тяжкие телесные повреждения

Тяжкие
телесные повреждения, повлекшие смерть

Убийство (все виды)

% дел, где применяла защита свидетелей

г. Москва, Санк-Петербурга

37

22

11

12

18

4

Костромская область

29

21

12

14

24

2,5

Новосибирская область

24

34

18

13

11

2,4

Иркутская область

29

31

13

10

17

1,3

Республика Коми

22

27

13

18

20

1,2

Алтайский край

21

27

22

14

16

1

Краснодарский край

18

36

16

12

18

1

Новосибирская область

17

29

25

16

10

0,8

Челябинская область

15

25

24

17

19

0,6

Хабаровский края

14

29

21

16

20

0,3

Таблица 2. Список возбужденных уголовных дел с применением Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ (Башкортостан) за период с 2008 по 2012 годы

 

 

СУДЬЯ, ДАТА, РЕЗУЛЬТАТ РАССМОТРЕНИЯ

 

Причины применения ФЗ-119 

Старицына Н.В.

 

14 февраля 2008  года

 

Уголовное дело в отношении Кирилюка А.В., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч.2 ст.116, п. «а» ч.1 ст.213 УК РФ – прекращено в связи с примирением с потерпевшим.

Указано, что обвинение по п. «а» ч.2 ст.116 УК РФ – вменено излишне.

Несовершеннолетний свидетель

 Капустин Д.В.

 30 октября 2009  года

 Мухарлямов Р.Ф. осужден по ч.1 ст.116 УК РФ – штраф 5 000 рублей, по ч.1 ст.161 УК РФ – 1 год лишения свободы, п. «в,г» ч.2 ст.161 УК РФ 2 года лишения свободы, ч.3 ст.69 УК РФ – 2 года 6 месяцев и ИК общего режима.

 

Несовершеннолетний потерпевший

 Амелин А.В.

 26 мая 2010 года

 Крылов А.Н. осужден к лишению свободы: по ч.1 ст.228.1 УК РФ – 3 года, по ч.3 ст.30 ч.1 ст.228.1 УК РФ – 2 года, ч.3 ст.30 ч.1 ст.228.1 УК РФ – 2 года, ч.3 ст.69 4 года, ст.79 УК РФ – 4 года 6 месяцев в ИК строгого режима.

Несовершеннолетний свидетель

 

Волощенко В.П.

 03 октября 2011  года

 Сивоус А.И. осужден ч.1 ст.111 УК РФ к 2 годам лишения свободы, на основании ст.73 УК РФ – условно с испытательным сроком 2 года. Возложены дополнительные обязанности.

 

Анонимный свидетель

 Волощенко В.П.

01 сентября 2011  года

Лицманенко Т.Н. осуждена к лишению свободы на срок: по ч.2 ст.290 УК РФ (14 прест.) – 3 года за каждое, по ст.292 УК РФ (16 прест.) – 6 мес. за каждое, по ч.1 ст.165 УК РФ (3 прест.) – 6 мес. за каждое, ч.3 ст.159 УК РФ (40 прест.) – 2 года за каждое, на основании ч.3 ст.69 УК РФ, путем частичного сложения окончательно определено 3 года лишения свободы, ст.73 УК РФ – условно с испытательным сроком 3 года. доп. обязанности

 

Анонимный свидетель

Куликов В.В.

 28 августа 2012 года

 Непогодин А.С. осужден по ч.3 ст.30, ч.1 ст.166 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, по ч.1 ст.166 УК РФ к 2 годам лишения свободы, по ч.2 ст.69 УК РФ окончательно 2 года 6 месяцев, ст.73 УК РФ – условно с испытательным сроком 2 года, доп.обязанности

Несовершеннолетний свидетель

 Куликов В.В.

23 июня 2012  года

 Стукалин Ю.А. осужден по ч.2 ст.167 УК РФ к 3 годам лишения свободы в колонии-поселении. Постановлено взыска с него в пользу Стукалиной Л.И. 699 837 рублей 76 копеек.

 

Анонимный свидетель

Приложение 4

(согласен, не согласен)

Заместитель прокурора Республики Башкортостан