Совершенствование мер предупреждения налоговой преступности

ВВЕДЕНИЕ

Последнее десятилетие в Казахстане характеризуется бурным развитием отечественного законодательства. Претерпели изменений некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере предупреждения преступности. Именно в этот период особое значение приобрели вопросы укрепления законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, предупреждения и профилактики преступности, усиления борьбы с ее наиболее опасными проявлениями - организованной, рецидивной, экономической преступностью и коррупцией. На одном из своих выступлений Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев указал «…наша страна уже подошла к той грани, когда ход социально-экономических преобразований и создание демократической государственности самым серьезнейшим образом столкнулись с бурными криминогенными процессами, ставящими под угрозу политику реформ, стабильность в обществе, жизнь и благополучие граждан» [1, с.3].

Необходимым средством укрепления законности и правопорядка выступает уголовный закон, призванный бороться с преступностью специфическими формами и методами.

К задачам уголовного закона отнесена защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности Республики Казахстан, охраняемых законом интересов общества и государства от преступных посягательств, охрана мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений [2, с.3].

Финансовая безопасность Республики Казахстан является достаточно новой экономико-правовой категорией, разработка которой обусловлена угрозами, характерными для финансово-кредитной сферы государства. Неблагополучие в этой сфере не позволяет обеспечить необходимый уровень экономического роста, затрудняет реформирование экономики, оказывает тормозящее воздействие на торговую и внешнеэкономическую деятельность страны, создает негативный фонд для совершенствования бюджетной, налоговой, страховой и иных сфер финансовой системы Казахстана.

Уголовный кодекс Республики Казахстан (1997 г.) включил в себя существенные новации, ориентированные на повышение эффективности уголовно-правовых средств борьбы с преступностью, в том числе экономические преступления. Актуальность проблемы совершенствования борьбы с налоговыми преступлениями очевидна. В условиях разгосударствления и приватизации собственности, возникновения разнообразных ее видов, главным источником поступления в государственную казну средств для целей обороны, стабилизации и развития сфер культуры, образования, здравоохранения, выполнения социальных программ, поддержания правопорядка и решения других важных задач становятся налоги. Уклонения от их уплаты причиняет государству огромный вред [4, с.5].

Целью курсовой работы является изучение налоговых преступлений и на основе этого разработка предложений, направленных на совершенствование мер предупреждения налоговой преступности, включая проблемы законодательства в области налогов.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- характеристика современного состояния налоговой преступности в Республике Казахстан;

- выявление причин, способствующих совершению налоговых преступлений;

- анализ личностных характеристик налоговых преступников;

- отражение уголовно-правовой характеристики налоговых преступлений, включая выявление объективных и субъективных признаков преступления, а также квалифицированных видов налоговых преступлений;

- выработка рекомендаций по повышению эффективности борьбы с налоговыми преступлениями.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, состоящих из девяти параграфов, заключения, списка используемых источников.

1. Криминологическая характеристика преступлений в сфере налогообложения

1.1 Понятие и структура криминологической характеристики преступлений в сфере налогообложения

Понятие финансовой безопасности является важнейшим элементом более широкого понятия – «экономическая безопасность».

Так, одной из важнейших проблем обеспечения экономической безопасности государства является состояние финансовой системы (государственного бюджета и других институтов), способность этой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения внутренних и внешних функций.

Финансовая безопасность – это условия существования и развития объекта отношений, а также процесс его создания и поддержания; способность (свойство) финансовой сферы гарантированно удовлетворять соответствующие потребности, непрерывно развиваясь и функционируя с минимальным риском возможных нарушений.

Содержание финансовой безопасности – это способность его органов:

-обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;

-нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий субъектов мировых экономического хозяйства (государств, транснациональных корпораций и т.д.), теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;

-предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу;

-предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовой сфере [5, с.6].

Основными сегментами системы финансовой безопасности являются:

- бюджетно-налоговый;

- денежно-валютный;

- кредитно-банковский.

Современная экономика Республики Казахстан характеризуется прогрессивным развитием, Однако существует факторы препятствующие экономическому ,процветанию страны, одним из которых является коррупция. Коррупция содействует организованной экономической преступности припятсвует развитию малого и среднего бизнеса, покрывает процессы теневой экономики. Борьба с коррупцией отмечена в последнем Послании Президента народу Казахстана как одно из Приоритетных направлений стратегии национальной безопасности, адекватной современным угрозам и вызовам. Важно отметить что Президентом особо выделяется взаимосвязь коррупции и деятельности в сфере экономических отношений: Мы постоянно работаем по борьбе с Коррупцией и улучшаем ситуационно не прозрачность денежных потоков некоторых финансово промышленных групп и их незаконное обогащение за счет сокрытия прибыли вывод финансов и имущества в зарубежье уклонение от налогов а также теневая экономика становятся серьезными ограничителем нашего развития.

К криминологической характеристике преступлений следует отнести лишь три элемента характеристики:

- уровень, структура, динамика преступности;

- характеристика личности преступников;

- причины и условия преступности.

Иногда к структуре криминологической характеристике относят последствия преступной деятельности или ущерб от данного вида преступных посягательств [7, с.110-112].

Таким образом, структуру криминологической характеристики преступности можно представить следующими элементами:

- состояние, структура и динамика преступности;

- характеристика лиц, совершивших преступления;

- причины и условия (обстоятельства), способствующие совершению преступлений в сфере налогообложения.

Налоговые правонарушения и преступления и относятся именно к такой группе. Укрытие доходов от налогообложения - одна из наиболее массовых форм противоправного накопления капитала. Такие преступные проявления тесно связаны с правонарушениями административного и финансового характера, которые являются своеобразной их «предкриминальной ступенью» [9, с.11-13]. В свою очередь, Е.О. Алауханов относит преступления в сфере налогообложения к преступлениям против основ экономики [8, с.317].

По мнению И.И. Кучерова, налоговая преступность - это «…общественно опасное социально-правовое явление, в основе которого лежит конфликт по поводу бюджетно-налогового перераспределения денежных средств, одной стороной которого выступают государство и общество в целом, в лице налоговых органов, а другой – налогоплательщики, и включающие в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременность и полнотой их уплаты» [10, с.6-7].

Особое внимание следует уделить коррупционным интересам при совершении преступлений в банковской сфере, как одной из быстро развивающихся сфер экономической деятельности. Одним из них является незаконность получение не нецелевое использование кредита. Включая два самостоятельных состава преступления статья 194 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК РК). Незаконное получение и нецелевое использование кредита указывает посягaтeльство на денежно-кредитные отношения включая таковые в бюджетно-финансовой сфере. Это означает, что коррупция, замешанная и незаконном получении государственного кредита или в нецелевом использовании и государственного кредита и кредита, выданного гарантию государства, посягает на экономические интересы государства. на интересы казахстанских налогоплательщиков.

Б.В. Волженкин среди группы преступлений в сфере экономической деятельности отдельной строкой отмечает преступления против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (налоговые преступления):

1) Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды – ст. 198 УК РФ;

2) Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций – ст. 199 УК РФ [12, с.156].

По действующему УК РК к налоговым преступлениям относятся виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 221 УК (Уклонение гражданина от уплаты налога) и ст. 222 УК (Уклонение от уплаты налогов с организации). Они выделены в отдельную группу на основе сходства признаков объекта посягательства – общественных отношений, возникающих по поводу уплаты физическими и юридическими лицами налогов. Субъектами этих отношений являются, с одной стороны, налогоплательщики, а с другой стороны – органы государства в лице налоговых органов.

С учетом сказанного налоговую преступность можно определить, как причиняющие имущественный ущерб массовое социально-правовое явление, представляющее собой совокупность налоговых преступлений, совершенных или совершаемых на определенной территории за установленный период времени.

По материальному содержанию финансовые преступления бывают:

- бюджетные;

- налоговые;

- в области страхования;

- в сфере кредита (государственного и банковского) и расчетов;

- связанные с валютными отношениями.

Основанием для применения финансовых, административных и уголовных санкций в данном случае является уклонение налогоплательщика от уплаты налога (сборов).

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов – это противоправное деяние, направленное на занижение или неуплату установленных законом налогов и (или) сборов в бюджет государства.

Таким образом, термин «уклонение от уплаты налогов» указывает на умышленный характер свершаемых деяний.

В данном случае налог (сборы) выступают в качестве предмета преступления.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на паве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[13, с.201].

Налоги являются основным источником доходов государства, предназначенных для удовлетворения потребностей общества и государства. За счет налогов на 80 % формируется доходная часть бюджета[14, с.6].

Кроме того, налоги стимулируют или сдерживают развитие определенных экономических процессов, отраслей экономической деятельности, например, путем предоставления налоговых льгот, повышения или снижения ставок налогов, введения новых налоговых платежей и другими методами.

Налоговая база определяется, как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками – организациями и индивидуальными предпринимателями за налоговый период в пользу физических лиц.

Различаются следующие виды налогов, существующих в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья, в т.ч. и Казахстане:

1. федеральный (республиканский);

2. региональный (областной);

3. местный.

Уплачиваются они физическими лицами:

1) федеральные (республиканские) налоги – НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход (к примеру, ст. 13 НК РК);

2) региональные налоги – транспортный налог, налог на игорный бизнес (к примеру, г. Щучинск Акмолинской области, г. Капшагай Алматинской области);

3) местные налоги – земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Объектами налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории страны, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров (результаты выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

2) передача на территории страны товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в т.ч. через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию страны;

5) доходы и прибыль;

6) стоимость определенных товаров и т.д.

Освобождаются от налогообложения суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые в целях возмещения материального ущерба или вреда здоровью физическим лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий или от террористических актов на территории Республики Казахстан, и членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи и т.д.

Не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам, а также все виды компенсационных выплат, связанных с:

1. возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

2. бесплатным предоставлением жилищных помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

3. оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

4. оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

5. увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

6. возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

7. трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

8. выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

О постоянном сопровождении пpеcтyплений в денежно-кредитной сфере коррупционными интересами отмечали многие Казахстанские и зарубежные исследователи. Такая ситуация требует более глубокого научного исследования уголовно-правовых аспектов борьбы с кредитными преступлениями. Незаконное получение и нецелевое использование кредита. за котopoe предусмотрено ответственность по ст. 194 УК РК. имеет много общего с коррупционными преступлениями, так как субъектами получения кредита и его использовании зачастую являются лица занимающие руководящую должность на предприятиях, а содействие им оказывает работники банковской и бюджетной сферы. Ведь получение кредита может быть незаконным и в этом случае если виновный использует подкуп работников банковско-кредитной сферы или должностных то лиц органов власть или управлении, могущих повлиять на решение вопроса о предоставлении кредита.

Наряду с субъективными факторами на формирование негативных свойств личности влияют и объективные. Проводимая в Казахстане социально-экономическая реформа в качестве побочного явления «расшатала» нравственные устои общества, сложившиеся к концу 80-х-началу 90-х гг., породила значительные деформации массового общественного сознания и общественной морали. Среди граждан распространились представления о допустимости отклонений от тех или иных норм поведения. В общественном сознании допускается совершение многих видов правонарушений.

Общественная опасность налоговых преступлений заключается в нарушении принципов осуществления экономической деятельности, в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы. Все это, в конечном итоге, приводит к не поступлению денежных средств в бюджет страны.

Юридические лица составляют отдельную категорию налогоплательщиков, обязанных, прежде всего, уплачивать так называемые корпоративные налоги. В отличие от физических лиц организации в большинстве своем имеют боле высокую налоговую способность, поэтому уклонение от исполнения ими обязанностей по уплате налогов (сборов), как правило, причиняет больший ущерб финансовой системе государства. Соответственно такие действия характеризуются повышенной общественной опасностью.

Если при этом банку или иному кредитору не предоставлялись заведомо ложные сведения о хозяйственном положении либо финансовом состояние индивидуального предпринимателями или организации содеянное не подпадает под ст.194 УК РК, Действие виновных должны квалифицироваться по ст. 231 УК РК как коммерческий подкуп или по ст. 2 УК РК как дача взятки, При наличии признаков состава преступления для лиц. выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. И для должностных лиц возможна дополнительная квалификация по, ст.228.. УК злоупотребление полномочиями или по ст. З07 УК РК - злоупотребление должностными полномочиями.

«Налоговые» правонарушения и преступления имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликатной личности. Они совершаются в одинаковых, типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность.

Признаком общности совершения налоговых правонарушений и преступлений является общественная опасность содеянного. По этому основополагающему признаку в теории уголовного и административного права либо по показателю интенсивности его проявления («степень общественной опасности») в законе проводится дифференциация различных форм противоправного поведения, т.е. отнесение их либо к преступлениям, либо к проступкам.

Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере (сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда) - является преступлением. Если сумма неуплаченного налога ниже этого размера, такое деяние является правонарушением.

При совершении незаконного получения и нецелевого использования кредита и злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности при содействии или прямом участии лиц кредитной организации, возникает вопрос о квалификации деяний последних как соучастия, либо как самостоятельных преступлений: присвоение или растрата 'чужого вверенного имущества (ст. 176 УК РК), незаконное использование денежных средств банка (ст. 220 УК РК), получение взятки (ст. 311 УК РК), злоупотребление полномочиями (ст. 228 УК РК). злоупотребление должностными полномочиями (ст. 307 УК РК).

Таким образом, налоговые правонарушения могут перерастать в преступления в рамках того же состава проступка. Для этого достаточно наступления одного из нескольких отягчающих ответственность обстоятельств.

Известный криминолог В.В. Лунеев утверждает, что 9 из 10 налоговых преступников уходят от уголовной ответственности [18, с.259]. На большую латентность налоговых деликтов указывает и тот факт, что из 2,7 млн. юридических лиц только к 436 тыс. из них нет серьезных претензий по уплате налогов. Половина организаций имеет долги перед бюджетом. Более трети организаций (882 тыс.) вообще никаких налогов не платят [21].

Анализ основных закономерностей и тенденций в динамике рассматриваемых явлений затруднен, по крайней мере, по трем причинам:

1. неполный учет правонарушений;

2. несопоставимость данных за различные периоды из-за изменений в законодательстве и практике его применения3;

3. существование латентных (скрытых) правонарушений, точные размеры которых не известны.

Учет этих факторов и «поправки» на них позволяет, тем не менее, достаточно полно прогнозировать и оценивать тенденции преступности.

Негативные последствия массового уклонения юридических лиц и физических лиц от уплаты налогов состоят в следующем.

Подрывается устойчивость бюджетной системы государства и государственных внебюджетных фондов, поскольку сокращается их доходная часть и создается дефицит государственного бюджета.

Создается социальная напряженность и политическая нестабильность в обществе, поскольку задерживается выплата заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, недостаточно финансируется армия, правоохранительные органы, суды, другие бюджетные организации, целевые государственные программы и т.д.

Нарушаются принципы равенства и социальной справедливости, поскольку одни лица несут налоговое бремя, а другие обращаются за счет неуплаты налогов и бесплатно пользуются защитой государства, результатами его деятельности, социальными благами.

Скрытие от налогообложения средства зачастую питают преступность, служат финансовой базой деятельности организованных преступников, уходят в теневую экономику.

Получить представление об истинном состоянии налоговой преступности можно лишь на основе методов экономико-правового анализа с использованием различной экономической информации [22].

О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели: - значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;

- очевидная разность между расходами отдельных граждан на потребление (приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами;

- скрытая занятость населения (наличие значительного числа лиц, работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);

- рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковскомобороте (использование «черного нала» в расчетах с другими предприятиями и при оплате труда);

- обострение кризиса неплатежей, заключающегося в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная уплата);

- снижение собираемости налогов даже в период ожидания сезонногороста поступления налогов в бюджет,

- увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетнойнедоимки;

- повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом) [23, с. 15].

Интересным для примера представляется уголовное дело по обвинению в незаконном получении кредита, выданного под гарантии государства (ч.1 ст. 194 УК РК). Из материалов уголовного дела (допрос обвиняемого): «С. договорился с работником Министерства финансов РК И., со слов обвиняемого. «имеющим связи в Национальном банке РК и Правительстве», о возможности получения гарантии государства для кредита в 325 млн. тенге, выдаваемого синдикатом трех банков.

В организациях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется более 80 % таких преступлений. Такая закономерность определяется тем, что функция управления на предприятиях, основанных на частной форме собственности, обычно осуществляется ограниченные кругом лиц. Руководящие органы на таких предприятиях возглавляются их фактическими владельцам, а должный внутренний финансовый контроль отсутствует [23, с.17].

Использование результатов показало, что для расследования дел указанной категории требуются специалисты, получившие специальную подготовку. Но таковых нет. Зачастую в роли дознавателей при расследование дел о злостном уклоне от погашения кредиторской задолженности выступают участковые инспектора, которые не имеют соответствующего опыта ведения подобных дел. Сопоставление доли предприятий с различными формами собственности к их общему количеству и процентное соотношение преступлений, выявленных на этих предприятиях к общему количеству, показывает, что в общих чертах они совпадают.

Таким образом, на основе проведенного исследования и примененного при этом метода сопоставления (сравнения) можно сделать следующий вывод: на уровень и частоту совершения налоговых преступлений форма собственности предприятия не оказывает существенного влияния либо оказывает в незначительной степени.

1.2 Обстоятельства и условия, способствующие совершению преступлений в сфере налогообложения

Объяснение, почему человек становится преступником, как он выбирает линию своего поведений; что этому способствует, - основываются на понятии «причинности», являющейся одной из центральных проблем криминологии - науки о причинности, ее причинах и мерах предупреждения.

А.М. Яковлев отмечает, что «…причины преступности имеют социально-психологическое значение. Они всегда субъективно относятся к сфере сознания и социальной психологии. Непосредственные причины и истоки виновного поведения преступников всегда лежат в личности человека, совершившего преступление...» [45]. Кроме того, следователи избегают квалификации действий виновных по ст. 194 УК РК ввиду трудностей в установлении прямого умысла на незаконное получение кредитных средств либо их нецелевое использование в крупном размере, мягкости санкций за данные преступления, а также их альтернативной подследственности.

Условия преступности обычно разделяются на ряд групп. В зависимости от оснований классификации одни авторы выделяют три основные группы:

- сопутствующие (они образуют общий фон событий явлений; обстоятельства места и времени),

- необходимые (без таких условий событие не могло бы наступить),

- достаточные (совокупность всех необходимых условий) [46].

Другие по близости к преступности и преступлениям выделяют условия непосредственные и опосредованные, ближайшие и отдаленные, формирующие и способствующие совершению преступления [46].

Действия лиц, распределяющих государственные кредитные средства. также могут квалифицироваться как растрата, когда денежные средства направляются в виде льготных либо безвозмездных кредитов в коммерческие структуры, которые заведомо собирались выполнять работы в соответствии с целями льготного кредитования, а намеревались, использовать и кредит в корыстных целях действия направленные на несвоевременный возврат целевых средств, предоставленных предприятию на возмездной основе, а также просрочка уплаты процентов за их использование являются разновидностью временного заимствования и могут является подготовкой к иным преступлениям, направленным на незаконное: внесение средств на депозит с получением процентов по нему, приобретение недвижимости и иных материальных ценностей, не имеющих отношения к целям программы, совершение иных нецелевых платежей и других.

Западные ученые, разрабатывая проблему преступности, создали так называемую «теорию факторов, как явлений порождающих преступность».

Однако, когда начался подсчет этих факторов, то они оказались очень многочисленны и несопоставимыми по своей важности и силе влияния на преступность.

Среди российских и казахстанских криминологов также имеются сторонники этой теории, насчитывающей 200-240 факторов, которыми вызывается преступность.

По нашему мнению, присвоение есть. незаконное безвозмездное изъятие и обращение в свою пользу или пользу другого лица имущества, находящегося в правомерном владении виновного, то есть имущество попало к виновному вполне правомерно (было вверено). без какого-либо злоупотребления со стороны присвоившего. Такая трактовка состава преступления исключает квалификацию в ситуацию, когда в имущество попадает к виновному неправомерному, с использованием обманных действий, кроме того, как уже было сказано отсутствии умысла на хищение.

Отдельные зарубежные исследователи отмечают, что элементами, определяющими мотивацию и возможность совершения экономического преступления, являются:

- давление внешних обстоятельств;

- возможность совершить правонарушение и некоторое время скрывать его;

- способность оправдать это действие.

Виды давления, могущие заставить человека пойти на мошенничество эти исследователи разбивают на четыре группы:

- финансовое давление;

- давление пороков и пагубных пристрастий;

- давление, связанное с работой

- прочие виды давления внешних обстоятельств [47, с.36].

По содержанию обстоятельства, способствующие совершению преступления, одни авторы обычно делят на обстоятельства экономического, организационно-управленческого, социального, социально-психологического, правового и другого характера.

Другие авторы, выделяя наиболее важные сферы жизнедеятельности общества (духовно-нравственную, политическую, экономическую и социальную), отмечают, что данные сферы социальной жизни тесным образом взаимосвязаны и не существуют в изолированном друг от друга виде.

В то же время целесообразно выделить обстоятельства, способствующие совершению налоговых преступлений, которые необходимо учитывать при предупреждении преступлений. Это обстоятельства:

- духовно-нравственного характера;

- политического характера;

- экономического характера;

- социального характера;

- организационно-управленческого характера;

- правового характера;

Система духовно-нравственных обстоятельств, обуславливающих совершение преступных посягательств, довольно разнообразна.

С точки зрения теории и практики квалификации преступлений наиболее значимыми представляются ошибки, связанные с затруднений в толковании и применении институциональных норм. Общей части уголовного закона, квалификацией составов с бланкетными диспозициями, квалификацией отдельных видов преступлений разграничением их смежными.

По нашему мнению, руководитель организации это лицо соответствие с установленными и иными документами имеющее право окончательного распоряжаться имуществом либо обязанность истребовать согласие органа юридического лица на имуществом.

Ответы распределились так:

а) не влиять на ответственность и меру наказания – 50 %;

б) смягчать наказание – 21 %;

в) освободить от ответственности – 2 %;

г) не знаю – 27 %.

Полученные данные выявили неоднозначность отношения граждан к действию знания закона, нашли отражение и те трудности, которые связаны с реализацией знания закона в современных условиях. Значительный процент уклонившихся от ответа свидетельствует о недостатках в области правовой пропаганды.

В систему психологических детерминант, непосредственно обуславливающих количественное и качестве», но изменение экономической преступности, в том числе и налоговой, следует отнести группу факторов, детерминирующих поведение преступников и порождающих в них чувство безнаказанности в силу оценки риска уголовной ответственности, как маловероятного, а также как моральную оправданность совершения преступлений в силу необходимости физического выживания.

Иные лица, не являющиеся индивидуальным предпринимателем или руководителем организации (например, финансовый заместитель), способствовавшие совершению преступления , предусмотренного ч. 1 ст. 194 УК РК. должны привлекаться к ответственности за фактически произведенные ими действия (например. подделка документов и т. д.). В случаях когда лицо не является субъектом преступлении. предусмотрен ч. 1 ст. 194 УК РК. но участвует в ею и совершении, оно несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника (ст. 28 УК PK.) исходя из вышесказанного, субъектами данною преступления могут быть лица, являющиеся руководителями субъектов предпринимательской деятельностью со статусом юридического лица с их заместителем который в соответствии с учредительными документами являются отвечающими за получение кредита. Исследования, проведенные американским экономистом А. Лаффером, показали, что изъятие у налогоплательщика более 35-40 % добавленной стоимости приводят к ситуации, когда расширение производства и инвестиции становятся невыгодными. Подобную ситуацию принято называть «налоговой ловушкой». У попавшего в нее налогоплательщика стремление уклонился от уплаты налогов усиливается в несколько раз.

Налоговая ставка в России, Казахстане и Узбекистане оказалась самая высокая. В 2001 г. она составляла – 56-58 % (в сравнении с США - 43,1 %, ФРГ - 47,7 %) [49]. Поэтому большое число российских, казахстанских и узбекских предпринимателей уклоняется от налогообложения.

Такая ситуация стимулирует уход многих предпринимателей в нелегальную «теневую» сферу деятельности и порождает следующие негативные явления:

- перерождение бухгалтерской отчетности и документооборота предприятий из инструмента анализа и прогнозирования направлений хозяйственной деятельности, а также свидетельства надежности предприятия, в фикцию, представляемую налоговым органам;

- невозможность широкого применения безналичных расчетов междупредприятиями, что привело к повсеместному применению в хозяйственной деятельности практики расчетов «черным налом» и, криминализации экономических отношений.

Таким образом, степень распространенности официальных наличных расчетов также может рассматриваться в качестве одного из индикаторов развившейся теневой экономики.

Немаловажным фактором, способствующим увеличению числа налоговых преступлений, является несовершенство и нестабильность налогового законодательства. Налоговое право отличается излишней объемностью и сложностью. Нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включает в себя более 100 законов, Указов, постановлений Правительства, инструкций и разъяснений налоговых служб. Дополнительные трудности создают постоянно вносимые изменения в действующее налоговое законодательство.

Чрезмерная сложность и запутанность налогового законодательства ведет не только к умышленному уклонению от уплаты налогов, но и к различного рода ошибкам и упущениям со стороны тех лиц, которые и не помышляли уклоняться от отчисления налогов. Нарушения налогового законодательства во многом связаны е недостаточной обеспеченностью, налогоплательщиков действующим налоговым законодательством о учетом изменений и дополнений, постоянно принимаемых государственными органами.

В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства, обеспечивающих финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет государства и расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. К юридическим условиям, способствующим совершению преступлений в сфере налогообложения, следует отнести и низкий размер санкций за нарушение налогового законодательства.

Как известно, люди не преступают закон по двум причинам: либо они обладают высоким уровнем правовой культуры, либо они боятся ответственности за совершенные ими виновные противоправные деяния. Наше сегодняшнее законодательство об ответственности за налоговые преступления мало на кого наводит страх. Изучение уголовных дел показало, что из общего числа осужденных за налоговые преступления назначены следующие наказания:

-штраф - 8,8 %;

- лишение права занимать руководящие должности, связанные с организационно-распорядительным» функциями в области хозяйственной, государственной и общественной деятельности - 11,8 %;

- условное осуждение - 61,8 %;

- лишение свободы - 17,6 % [54].

Государственной налоговой службой, другие необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных. В декларации граждане обязаны указать сведения о всех полученных ими доходах за год, каждый источник выплаты и сумму начисленного и уплаченного налога с этих доходов.

Таким образом, раздутость и несовершенство законодательства, расширительное толкование, как гражданами, так и специалистами-юристами, норм налогового права, применение терминов, не имеющих точного законодательного определения, низкий размер санкций за нарушение налогового законодательства, несогласованность нормативных положений из различных отраслей права - это далеко не полный перечень правовых условий, способствующих совершению преступлений в сфере налогообложения.

2. Предупреждение преступлений в сфере налоговых правоотношений

2.1 Общая характеристика системы предупреждения преступлений в сфере налогообложения

Подход к преступности, как социально-негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы с нею, одним из направлений которой является предупреждение преступлений, т.е. «деятельность государства и общества, направленная против преступности с целью удержания ее на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины и условия, ее порождающие».

В криминологической литературе и нормативных актах наряду с термином «предупреждение» используются и такие, как «предотвращение», «профилактика», «превенция». Ряд авторов рассматривает их, как самостоятельные, не совпадающие по своему смыслу, увязывая их значение с разными уровнями и видами рассматриваемой деятельности.

Объективную сторону преступления образует уклонение гражданина от уплаты налога, совершенное путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах.

В криминологии предупреждение преступности рассматривается, как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условии преступности.

Общим объектом предупреждения преступности являются причины и условия преступлений, т.е. криминогенные социальные явления экономического, социального психологического и иного характера, обуславливающею состояние и динамику преступности, а также негативные процессы в микросреде, и сама личность преступник» понимаемая, как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств. В зависимости от социального уровня действия причин и условий преступности выделяют три основным уровня ее предупреждения:

- общесоциальный;

- специально-криминологический;

- индивидуальный.

Подача декларации о доходах и расходах является обязательной для граждан, совокупный доход которых достигает уровня, определенного налоговым законодательством. Уровень доходов периодически пересматривается с учетом инфляции. Декларацию обязаны также представлять лица, обладающие несколькими источниками облагаемого налогом дохода либо имеющие такие источники, помимо основного места работы.
Преступление в форме непредставления декларации о доходах следует считать оконченным с истечением установленного срока для представления декларации.

Эти меры в большинстве случаев воздействуют на детерминанты не отдельного вида преступлений (мошенничества, налоговой преступности и т.п.), а на всю или большую часть преступных посягательств, например, экономическую преступность.

Таким образом, меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон и воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется именно на общесоциальном уровне. При этом сильной стороной общесоциального предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер (экономических, социальных, культурно-воспитательных, правовых и др.), а также способность на основе взаимного дополнения не просто суммировать эффект антикриминогенного воздействия, а придавать ему новое, несравненно более высокое в смысле результативности качество преступности.

Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения - упреждающего противостояния преступности.

Преступление в форме включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах (например, сокрытие каких-либо источников дохода и т.п.) признается оконченным с момента представления декларации в орган государственной налоговой службы. Уголовная ответственность за уклонение гражданина от уплаты налога наступает при условии его совершения в крупном размере, под которым, согласно примечанию к норме УК, понимается уклонение, если сумма неуплаченного налога превышает двести минимальных размеров оплаты труда.

Отметим, что профилактическое воздействие норм уголовного права, предусматривающих ответственность за совершение налоговых преступлений, с момента их введения до настоящего момента так и не обрело должного значения. Объясняется это, с нашей точки зрения, в первую очередь самой природой принудительного изъятия части дохода в пользу государства, усугубленной негативным отношением казахстанцев к обязанности добровольно отдавать часть заработанного. При этом следует признать, что в период проведения экономических реформ в нашей стране воспитание у населения налогового правосознания и законопослушания так и не удалось.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что уклоняется от уплаты налога в крупном размере, и желает этого.

Субъектом преступления может быть физическое лицо, обязанное представлять декларацию о доходах и расходах в органы государственной налоговой службы.

· информирование граждан – потенциальных налогоплательщиков о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях;

· упрощение и большая сбалансированность налоговой системы; · устранение пробелов в законодательстве, провоцирующих на совершение налоговых правонарушений и преступлений;

· увеличение риска привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений;

· разработка специальных мер воспитательного характера налогоплательщиков;

· постепенное повышение правовой и налоговой культуры граждан;

· проведение налоговой амнистии в целях частичной легализации капиталов и предотвращения их перемещения за пределы страны;

· разработка уголовно-правовой политики по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями;

· информирование налогоплательщиков о том, куда, в каком количестве и на какие цели (учитывая закрытость некоторых расходов) идут уплаченные налоги;

· поощрение добросовестных налогоплательщиков;

· работа над созданием и укреплением положительного имиджа сотрудников правоохранительных органов и налоговой службы;

· возвращение в правовое русло страны некоторых иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на территории государства и уклоняющихся от уплаты налогов;

· создание равных условий для всех категорий налогоплательщиков;

· улучшение материальной обеспеченности сотрудников налоговой полиции и налоговых органов, накопление высокопрофессиональных кадров;

· разработка нормативных актов, направленных на регулирование наиболее криминогенных отраслей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков (торговля, производство и реализация подакцизных товаров);

· устранение в порядках регистрации и лицензирования юридических лиц и частных предпринимателей положений, способствующих уклонению от уплаты налогов и сборов [56].

Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Задачи специальных мер - устранение действия конкретных криминогенных факторов, устранения либо смягчение действия негативных нравственных норм, создание обстоятельств, препятствующих совершению преступлений.

Специально-криминологический уровень (специальная профилактика) состоит в целенаправленном выявлении, устранении, ослаблении, нейтрализации криминогенных факторов, исправлении лиц, могущих совершить правонарушения. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности - его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность.

Объективную сторону преступления образует уклонение от уплаты налогов, установленных законом, с организаций, совершенное путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения.
Включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах может быть выражено в составлении подложных документов о сумме дохода или о расходах, не включенных в эту сумму; несообщении сведений об источниках дохода (прибыли); запутывании учета доходов и расходов и т.п.

Не вызывает сомнения и то, что устранению причин и условий налоговых преступлений способствует и повышение эффективности деятельности самих правоохранительных органов.

С этой целью необходимо устранить такие недостатки в их деятельности, как:

· недостаточность фундаментальных теоретических и методических разработок;

· «дефицит» высококвалифицированных работников предварительного следствия и дознания, оперативных подразделений;

· слабость ресурсного обеспечения органов и подразделений, специализирующихся на выявлении и раскрытии налоговых преступлений;

· нехватку сил и средств для проведения профилактической работы по предупреждению преступлений в сфере налогообложения и расширению социальной базы борьбы с указанными преступлениями;

· ведомственная разобщенность контролирующих и правоохранительных органов, участвующих в борьбе с налоговыми преступлениями и др.

Далее, мы полагаем, что уголовно-правовое предупреждение налоговой преступности осуществляется также в результате:

проведения обоснованно-целесообразной уголовной политики в области ответственности за налоговые преступления;

объединения усилий всех правоохранительных органов в борьбе с налоговыми преступлениями;

уголовно-правового информирования населения об ответственности за налоговые преступления;

реализация уголовной ответственности за налоговые преступления с соблюдением всех принципов УК РК.

Сокрытие других объектов налогообложения означает неотражение в бухгалтерских документах каких-либо объектов налогообложения.
Окончено преступление с момента включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо с момента сокрытия других объектов налогообложения. При этом уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций наступает при условии, если оно совершено в крупном размере. Согласно примечанию к УК, уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Имеется ряд мер, соединяющих в себе черты обще-социальной и специальной профилактики. С первой их объединяет то, что цели этих мер гораздо шире, чем борьбы с преступностью. В то же время эти меры носят выраженный профилактический аспект преступности, хотя и не сводятся к нему.

К мерам, противодействующим социальным патологиям, отнесены мероприятия по охране здоровья населения» защите семьи и интересов детей, одновременно являющиеся профилактическими для борьбы с пьянством, потреблением наркотиков и др.

К таким мероприятиям в сфере предупреждения налоговой преступности можно отнести экономическую обоснованность налогов и сборов, которые не могут быть произвольными, размер налоговой ставки и другие. Эти меры можно определить, как общесоциальные меры специальной направленности.

Налогавая преступность в структуре современной преступности Казахстана выделяется несколькими отличительными особенностями, прежде всего, общественной опасностью. Современная налоговая преступность представляет большую общественную опасность, чем общеуголовная. Уклонение от уплаты налогов посягает на интересы граждан, поскольку лишает их доли дохода из бюджета, который формируется за счет налоговых платежей.

По нашему мнению, сама структура комплекса мер по предупреждению налоговых преступлений основана на следующих связанных между собой задачах:

· профилактическое воздействие на из динамику, структуру, причины косвенным путем (общесоциальная профилактика);

· специальные меры по воздействию на причинный комплекс налоговых преступлений (криминологическая профилактика);

· предупреждение совершения налоговых преступлений уголовно-правовыми средствами (уголовно-правовая профилактика).

С учетом проведенных исследований на индивидуальном уровне профилактики налоговой преступности имеет свои особенности и различают:

1) предшествующие профилактические меры;

2) предварительные профилактические меры;

3) текущие меры профилактические воздействие;

4) последующие и дополнительные меры профилактического воздействия.

Отличительной особенностью налоговой преступности в Казахстане является и то, что финансовый ущерб от данного вида преступлений сравнительно выше, чем от других видов экономической преступнасти. В связи с этим, необходима специализация правоохранительных органов на борьбу, выявление и пресечение этих преступлений. В Казахстане же органы финансовой полиции ориентированы не только на выявление налоговых, но и других преступлений экономической направленности.

Цель - обеспечение условий для ведения необходимых бухгалтерско-отчетных операций и их документальное подтверждение в соответствии с коммерческими целями фирмы, а также проверка их достоверности и обоснованности. На данном этапе создаются, корректируются и в необходимой мере обосновываются документы, являющиеся в дальнейшем основанием для отчислений. На этом этапе еще возможно привидение необходимой документации в надлежащий вид без одновременного вынесения финансовых или личностных санкций со стороны органов государственного налогового контроля.

Легальные операции с документальной базой осуществляется путем исправления в ней неточностей и погрешностей в соответствии с истинным положением финансовых дел. Предварительные профилактические меры, как правило, реализуются методом проведения внешних и внутренних аудиторских проверок.

Текущие меры профилактического воздействия осуществляются непосредственно государственными органами налогового контроля (субъектами налогового контроля) и представляют собой налоговый контроль деятельности экономического субъекта. Их характерной чертой является постоянность, стабильность и непрерывность.

Профилактический эффект текущих мер предупреждения налоговых противоправных деяний состоит в том, что, помимо непосредственного контроля за деятельностью налогового субъекта (в ходе которого могут быть выявлены факты, подтверждающие совершение налогового преступления или правонарушения), осуществляется еще и непосредственный контакт с налоговым субъектом.

Как показывает криминологическая практика, возможность граждан наблюдать в деле и получать достоверную информацию о деятельности правоохранительных органов влечет за собой непосредственное самостоятельное снижение уровня совершения противоправных деяний в данном районе или сфере деятельности. Применение текущих мер профилактического воздействия в ряде случаев даёт реальный шанс совместными усилиями налогоплательщика и органов налоговой администрации создать условия для достижения налогоплательщиком стабильного финансового положения.

Мы также полагаем, что предупреждение правонарушений, как таковое, необходимо обеспечивать не столько усилением наказания, сколько неотвратимостью ответственности, устранением или ослаблением действия причин и условий, их вызывающих, путем прогрессивных и эффективных экономических и социальных реформ. Несомненно, что уголовное законодательство не является единственной мерой борьбы с экономической преступностью. По нашему мнению, необходимо создать такую экономическую и правовую ситуацию, когда налогоплательщику выгоднее вкладывать деньги в дело, получать доходы и платить налоги, чем их не платить.

Далее, лица, совершающие налоговые преступления, резко отличаются от общеуголовных преступников своим социальным статусом и социальными функциями, нравственно-психологическими установками и мотивациями. На наш взгляд, для исследования личности современных экономических преступников, в том числе и налоговых, мало статистических данных о поле, возрасте, уровне образования, семейном положении и т.д. Необходимы иные подходы к изучению личности преступников: в частности, исследование личности налоговых преступников, по нашему мнению, должно проводиться путем анализа их деятельности.

К третьему характерному признаку налоговой преступности относятся ее тесная связь с экономической преступностью в целом. Изучение уголовных многочисленные публикации свидетельствуют о том что налоговые преступления сопутствуют, а иногда и вызывают многие из преступлений, нормы которых помещены в главе 7 «Преступления в сфере экономической деятельности» - УК РК. Аанализ судебной и следственной практики показывает, что налоговым преступлениям сопутствуют: незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство легализация денежных средств, добытых преступным путем, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, преднамеренное банкротство и т.д.

При этом, представляется целесообразным использовать и иные формы взаимодействия:

· изучение и распространение положительного опыта;

· проведение совместных мероприятий по выявлению нарушений и преступлений в налоговой сфере;

· установление причин и условий, способствующих их совершению;

· взаимное использование возможностей для повышения квалификаций работников правоохранительных и налоговых органов.

Важное значение в данной связи может иметь принятие совместных ведомственных актов (указаний, приказов и т.д.), направленных на координацию деятельности отдельных правоохранительных органов в борьбе с налоговой преступностью.

Существенное значение для надлежащего расследования уголовных дел о налоговых преступлениях имеет повышение профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в указанной области.

Определенный эффект для реализации предупредительной функции правоохранительных и контролирующих органов может иметь также своевременное информирование населения, общественных объединений, предпринимателей и положительных примерах деятельности указанных органов через средства массовой информации.

Одной из причин налоговой преступности, как нами уже сказано является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующихся негативным отношением к существующей системе налогообложения.

Такое отношение в немалой степени объясняется низким уровнем их правосознания, правовой и в том числе налоговой культуры. Поэтому, на наш взгляд, основным направлением деятельности по предупреждению налоговой преступности следует признать повышение уровня налоговой культуры населения. Это, прежде всего, предполагает широкое информирование населения о налоговом законодательстве и его применении. При этом на первом плане должна быть информация, просветительская работа с налогоплательщиками, формирование налоговой культуры, дисциплины. Во многих странах мира такая работа проводится на высоком уровне, причем в таких странах обучению налоговому законодательству, налоговое просвещение и консультирование осуществляются за счет бюджета государства. Боле того, необходимо создавать налогоплательщику благоприятные условия, включая доброжелательное к нему отношение, информирование и консультирование.

2.2 Общесоциальные меры предупреждения преступлений в сфере налогообложения

Ранее мы выделили обстоятельства, способствующие совершению налоговых преступлений духовно-нравственного, политического, экономического, социального, организационно-управленческого и правового характера. Поэтому рассмотрим меры по предупреждению налоговых преступлений в каждой из предложенных нами подгрупп.

К мерам по предупреждению налоговых преступлений в духовно-нравственной сфере, следует отнести выработку единой государственной идеологии, ориентирующей на правомерное решение проблем, связанных с легальным приобретением собственности. Из сознания необходимо постепенно вытеснять проникший в нее культ обогащения незаконным путем, а из жизни общества распространенность в нем традиций правил и иных атрибутов криминальной субкультуры.

Наиболее характерными проявлениями налоговой преступности в структуре современной преступности являются: [12,с.9].

1. Уклонение от уплаты налогов является питательной средой организованной преступности. Наиболее криминализированными сферами налоговой преступности являются те, где имеются низкая себестоимость и высокий уровень налогообложения. К таким сферам хозяйственной деятельности относятся: производство и реализация алкогольной, газовой, нефтяной, металлургической продукции, торговля природными ресурсами, оптовая и розничная торговля, игровой бизнес и т.д.

Меры по предупреждению налоговых преступлений в политической сфере. Важнейшей частью экономической политики государства является налоговая политика как совокупность направлений, конкретных мер и действий, призванных пополнять доходную часть бюджета и внебюджетных фондов.

С помощью налоговых рычагов государство осуществляет регулирование рыночной экономики и ее социальную ориентацию. Эффективность налоговой политики государства в значительной степени зависит от применяемых принципов в системе налогообложения.

Кроме. того, получают распространение различного рода сложные схемы, специально разработанные для уклонения от уплаты налогов, С использованием международных организаций, оффшорных зон и международных форм оборота капиталов. Налоговая преступность не только приобретает организованный характер, но и становится транснациональной организованной преступностью. Организованная преступность сочетает в себе черты профессиональной общеуголовной и экономической преступности, включая в себя и -теневую- экономику. А основу теневой экономики составляет экономика, выведенная из сферы налогообложения.

Принцип определенности в налогообложении заключается в необходимости определения:

- точного срока уплаты налогов;

- способа их исчисления;

- суммы платежа.

Принцип удобности гласит «Налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как это удобно для плательщиков».

Принцип эффективности гласит «Каждый налог должен быть экономически целесообразен. Это предполагает, во-первых, чтобы его внедрение не давало негативных последствий; во-вторых, чтобы средства, затрачиваемые государством на его взимание, были минимальные».

Поэтому, вводя те или иные виды налогов, следует обязательно учитывать состояние экономики страны, национальные традиции, общественную психологию и возможность налоговых органов по сбору налогов.

В уголовно-правовой теории и практике в последнее время обсуждается вопрос об обложении налогом тех доходов, которые получены в результате преступной деятельности. Согласно действующему налоговому законодательству, налогообложению подлежат все доходы, полученные налогоплательщиком за отчетный период. Исключения для доходов, полученных от преступной деятельности, закон не делает.

Принцип стабильности системы налогообложения предполагает неизменность в течение длительного времени основных видов налогов, порядка их исчисления, экономических санкций и предоставляемых основных льгот. При этом один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Налоговая политика играет важную роль в распределении ресурсов, осуществляемом в ходе реализации основных принципов и она должна базироваться на сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях [60].

К числу таких мер относятся:

1. Разграничение полномочий представительных органов власти, субъектов и местного самоуправления в части установления и введения налогов и сборов;

2. Установление предельных ставок для региональных и местных налогов;

3. Расширение базы сбора налогов, т.е. обеспечение полноты охвата потенциальных налогоплательщиков;

4. Расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;

5. Выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения налоговых льгот [60].

К политическим необходимо отнести и меры по созданию надежных технологий контроля за функционированием различных звеньев политической системы страны. Особенно важен с точки зрения предупреждения преступлений контроль за финансовыми средствами, обеспечивающими выборные кампании.

Значит, при выявлении подобных преступлений, и особенно в случаях, когда преступник уже обратил имущество в свою пользу, его преступный доход подлежит налогообложению и должен быть с него взыскан. Это касается и доходов, полученных организованными преступными группировками в процессе их преступной деятельности. Формально это так. В действительности же за весь период существования казахстанского налогового законодательства судебных прецедентов подобного рода не известно. С другой стороны, доходы, полученные от преступной деятельности, вряд ли целесообразно рассматривать как обычные доходы, подлежащие налогообложению.

Другой комплекс мер, ориентированных на политическую сферу, должен быть посвящен преодолению кризиса конституционно-правовой системы. Следует уточнить и четко разделить исключительную компетенцию государственно-конституционных органов, а также детально определить их совместные полномочия и процедуры их реализации.

Цели общесоциального предупреждения налоговых преступлений должны согласовываться с целями экономической политики и содействовать:

1) Формированию слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;

2) Социальной защите населения, для чего необходима целенаправленная государственная политика обеспечения трудовой занятости граждан, вовлечения их в экономический оборот, увеличения доходов различных слоев населения;

3) Процессу стабилизации финансового положения страны;

4) Изданию здоровой конкурентной среды и демонополизации экономики.

Комплекс мер следует ориентировать на выработку у граждан навыков и умений решать вопросы владения, пользования и распоряжения своим имуществом в условиях рыночной экономики.

Здесь необходимо обучение граждан по выработке у них необходимых навыков и умений зарабатывать деньги не только продажей своего труда, но и правомерным использованием собственного имущества.

Меры по предупреждению налоговых преступлений в организационно-управленческой сфере. Совершению налоговых преступлений в значительной степени способствуют недостатки в регистрационной деятельности. Поэтому выход их создавшего положения видится в применении мер, адекватных криминогенной обстановке.

Это усиление контроля со стороны регистрационных органов и наличие ответственности за полное и точное отражение в документах всех данных, необходимых для регистрации предприятия, которые должны осуществляться при соблюдении следующих требований:

1) непосредственное участие учредителей, исключив регистрацию по доверенности и отсекая, таким образом, от этого процесса многочисленные фирмы посредники, предусмотреть наличие в регистрационных делах фотографий учредителей;

2) обязательное наличие и точное указание юридического адреса в учредительных документах;

3) обязательное информирование в недельный срок органов налоговой инспекции и сторон, перед которыми имеются обязательства по договорам об изменении местонахождения предприятия со стороны руководителей организаций и предприятий всех форм собственности;

4) регистрация предприятий только после проверки его учредителей и руководителей (их ближайших родственников) на предмет отсутствия налоговых задолженностей перед государством.

Эти положения следует внести в Гражданский кодекс Республики Казахстан либо учесть при принятии закона о регистрации юридических лиц.

Должно быть специальное законодательное урегулирование этого вопроса. Только тогда можно привлекать лиц, виновных в совершении общеуголовных преступлений, связанных с извлечением незаконного дохода, к уголовной ответственности за налоговые преступления, в Казахстане получило распространение и «отмывание» преступных доходов через «оффшорные» предприятия. Незаконное переведение финансовых средств в оффшорные зоны позволяет получать до 40% налоговых льгот. К числу пособников в сокрытие доходов от налогообложения относятся банки, и финансовые институты и общества.

Охватить налоговыми проверками налогоплательщиков становится все труднее и труднее, так как их количество постоянно растет. Поэтому правоохранительным и налоговым органам необходимо делать ставку на качественное информационное обеспечение с использованием современных достижений компьютерной техники.

Сегодня назрела необходимость сблизить информационные поля государственных налоговых инспекций государственного таможенного комитета, органов внутренних дел, службы национальной прокуратуры, органов службы налогового департамента. Обмен данными ними повысит на порядок эффективность координации их совместных действий.

В связи с образованием Содружества Независимых государств (СНГ) возникла необходимость согласованных действий налоговых служб стран-членов СНГ, что обусловлено высокой степенью взаимосвязи хозяйственных секторов этих стран. Главное содержание взаимодействия контролирующих органов разных стран в том, что позволяет улучшать информационное обеспечение, устанавливать причины, предпосылки и условия нарушение сокращать объем проверок, обеспечивая высокий уровень результативности.

Через открытие анонимных счетов, осуществление многократных вкладов небольшими суммами, не требующими идентификации вкладчика, получение кредитов, перемещения капитала из одного банка в другой осуществляются неуплата налогов и легализация преступных с доходов. Изучение практики образования, легализации и последующего использования скрытых от налогообложения доходов является одной из серьезных проблем в разработке мер борьбы с налоговой преступностью. Современная налоговая преступность выходит на качественно новый уровень, превращается в одну из основных угроз безопасности, поскольку составляет экономический фундамент организованных преступных групп и сообществ.

1. Построение стабильной налоговой системы в Республике Казахстан, обеспечивающий единств, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и неналоговых платежей;

2. Сокращение числа налогов (обязательных платежей) путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

3. Облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих уровень собираемости налогов;

4. Развитие налогового федерализма, в том числе установление минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в бюджеты разных - уровней;

5. Сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения и др.

Чтобы дать правильную, уголовно-правовую оценку общественно-опасным деяниям, совершаемым в налогообложении работником правоохранительных органов приходится обращаться не только к нормам уголовного права, но и к другим отраслям права (гражданского, финансового, таможенного, административного). Эти нормативные акты, как правило, содержат специальную терминологию, используемую и в уголовном законе. Однако, содержание понятия «уклонение», не раскрывается ни одной из этих отраслей права. Дополнительные трудности связаны с тем, что массив нормативных актов, которым требуется обращаться при квалификации комментируемых преступлении (по статьям, содержащим бланкетные диспозиции) постоянно изменяется и дополняется. Когда уголовный и другие законы не содержат, условно говоря, юридические омонимы, то это приводит к серьезным проблемам в квалификации преступлений. В этой обстановке крайне необходимой является разработка программы борьбы с налоговой преступностью в Казахстане. Основой такой программы должна быть реализация национальных интересов в сфере обеспечения экономической безопасности страны, преодоление негативных тенденций роста налоговой и связанной. С ней экономической преступности, парализующей экономическую систему государства и цивилизованное предпринимательство, обеспечение пополнения государственного бюджета. Среди правовых мер предупреждения налоговой преступности в целом и в области борьбы с недоимками в бюджет, в частности, следует также:

- ускорить принятие законодательных актов, регламентирующих порядок обращения взыскания на имущество хозяйствующих субъектов в счет погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам;

- четко определить порядок производства ареста имущества в счет погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам, его хранения и реализации, конкретизировать права и обязанности всех участников указанных правоотношений на законодательном уровне,

- установить административную и уголовную ответственность должностных лиц местных органов власти и управления, а также уполномоченных банков за непринятие мер по своевременному перечислению в бюджет налогов и других обязательных платежей.

Среди других мер, направленных на предупреждение налоговых правонарушений, целесообразно предоставить органам финансовой полиции равные права с налоговыми органами по рассмотрению дел об административных правонарушениях и наложении штрафов за нарушение правил работы с денежной наличностью.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении этих штрафов, производится органами налоговой службы Министерства финансов Республики Казахстан по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Все это обуславливают необходимость внесения в законодательство изменений, расширяющих полномочия органов налоговой службы, что позволит значительно повысить эффективность правоохранительной деятельности, усилить их роль и место в обеспечении экономической безопасности государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых правонарушений. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной не поступления налогов в государственную казну. Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы и предложения:

Применительно к криминологической характеристике налоговой преступности такой элемент характеристики, как состояние, структура и динамика преступности, не представляет полную совокупность данных, используемых для их предупреждения. Для успешного контроля данного явления и эффективной деятельности по профилактике налоговой преступности важное значение имеют сведения об административных и финансовых правонарушениях. Анализ преступности должен сочетаться с анализом правонарушаемости. Только на этой основе можно более адекватно отслеживать тенденции преступности и ее отдельные группы, изучать ее связи с другими социальными явлениями и процессами, прогнозировать криминологическую обстановку в стране и ее регионах, разрабатывать взаимосвязанную стратегию и тактику борьбы с преступностью и право нарушаем остью.

Преступления в сфере налогообложения - один из видов экономической преступности, обладающий повышенной латентностью. Они тесно связаны с правонарушениями административного характера, поскольку являются своеобразной их «предкриминальной ступенью».

Налоговые преступления совершаются в различных хозяйствующих субъектах независимо от форм их собственности. Наибольшее их количество совершается на предприятиях частной формы собственности. В то же время следует отметить, что за рассматриваемый период времени количество предприятий, основанных на частной форме собственности, также является наибольшим.

Наибольшее количество преступлений приходится на товарищества (общества) с ограниченной ответственностью (ТОО-ООО). Такая форма создания предприятий привлекательна не только для честных деловых людей. Среди экономических преступлений, совершаемых в сфере малого бизнеса около 1/3 преступлений совершается именно в ТОО-ООО.

На поведение членов ТОО-ООО влияет двойственность их положения, являющихся, с одной стороны жертвами агрессии, как криминальных структур, так и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а с другой - правонарушителями, укрывающими от учета и налогообложения значительную часть своей коммерческой деятельности. Поэтому в настоящее время сфера малого бизнеса характеризуется расширением «теневой» экономики, повсеместным уклонением субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов и сокрытием доходов.

Обобщение материалов проверок налогоплательщиков налоговыми службами, административного и гражданско-правового производства о нарушении налогового законодательства, уголовных дел, а также результаты исследования позволили выявить наиболее распространенный тип налогового преступника.

Существенную роль в предупреждении налоговых преступлений играют подразделения вышеназванные подразделения. Однако, действующее законодательство в части осуществления налогового контроля органами налоговой службы является довольно противоречивым. Данные подразделения в соответствии с Налоговым кодексом наделены правом проведения указанных проверок с определенными ограничениями. В то же время в соответствии со своим статусным законом правоохранительные органы обладают правом проведения таких проверок для обеспечения контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей без каких-либо ограничений.

В настоящее время в стране сложилась критическая ситуация связанная со сбором запланированных налогов и платежей в бюджеты всех уровней, обусловленная не только экономическими, политическими, моральными и техническими причинами, но и взаимосвязанными с ними процессами криминализации экономики. В этой сложной криминогенной ситуации повышается социальная значимость взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в предупреждении и пресечении налоговых правонарушений и преступлений. Такое взаимодействие может осуществляться на различных уровнях и в различных организационных, методических и тактических формах и аспектах профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Назарбаев Н.А. Законопослушание и правопорядок основан нашей стабильности // Казахстанская правда. 30.03 2012. С.3.
  2. Уголовный кодекс Республики Казахстан: Учебно-практическое пособие. - Алматы: НОРМА-К, 2007. С.3.
  3. Назарбаев Н.А. Утверждение духа предпринимательства в обществе - залог прогресса // Казахстанская правда. 12.11 2007. С.1.
  4. Ларичев В.Д., Решетняк Н.С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает. – М.: УКЦ ЮрИнфоР, 1998. С.5.
  5. Трунцевский Ю.В., Петросян О.Ш. Экономические и финансовые преступления: Учебное пособие для студентов по специальности 030501 «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.6-7.
  6. Указ Президента Республики Казахстан № 949 «Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан» от 20.09 2002 года // Казахстанская правда. 02.10 2002 года. С.3.
  7. Криминология. - М.: Манускрипт, 1992. С. 110-112.
  8. Криминология: Учебник. – Алматы: Казыгурт. 2006. С.316-317
  9. Зубов И.Н. Исследование путей совершенствования анализа оперативной обстановки в органах внутренних дел на основе применения методов регистрирования информации. Автореф. дисс. на соиск. … к.ю.н. - М., 1985. С.11-13.
  10. Кучеров И.И. Преступления в сфере налогообложения. - М., 1999. С. 6-7.
  11. Дементьев А.С. Проблемы борьбы с экономической преступностью и коррупцией. Автореф. дисс. на соиск. … к.ю.н. - Нижний Новгород. 1997. С.12.
  12. Волженкин Б.В. Экономические преступления. – СПб., 1999. - С.156.
  13. Краткий словарь бизнесмена // Под ред. Столярова А.С. – М.: ИНФРА-М, 2014. - С.201.
  14. Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. - М., 1997. - С.6.
  15. Жалинский А.Э., Герасун А.А. Криминологические аспекты непредумышленных преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 15. - М., 1972. - С.9.
  16. Лобзяков В.Г. Криминология и административная юрисдикция милиции. - М: ИНФРА-М., 1996. - С. 6, 46.
  17. .Вестник МГД Республики Казахстан. № 5. 2001. С.7-8.
  18. Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. – М.: Экзамен, 2011. - С. 52-54, 75.
  19. Соловьев И.Н. Налоговое преступление. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2002. С. 234
  20. Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. – М.: Экзамен, 2006. – 526 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 4

Совершенствование мер предупреждения налоговой преступности