Правовое положение лиц участвующих в уголовном процессе

ВВЕДЕНИЕ

По законодательству Республики Казахстан особенности правового положения граждан участвующих в уголовном процессе связано с изменением политической и правовой системы казахстанского общества. На сегодня накоплен значительный опыт в законотворческой деятельности, в сфере уголовного судопроизводства.

Объектом данной курсовой работы является уголовный процесс,и совокупность правоотношений, складывающихся в уголовном процессе между государственными органами, обеспечивающими безопасность лиц содействующих правосудию с одной стороны и участниками уголовного судопроизводства, в отношении которых применяются соответствующие меры безопасности – с другой.Предметом же – участники уголовного процесса.

Основной целью курсовой работы является изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ теоретических вопросов данной темы.

Целью курсовой работы является:

- раскрыть правовую сущность лиц участвующих в уголовном процессе;

- раскрыть отдельные проблемы правового положения лиц участвующих в уголовном процессе;

-изучить и анализировать законодательство Республики Казахстан, определяющееправового положения лиц участвующих в уголовном процессе;

- рассмотреть суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство.

Воплощение идеи правового государства предполагает создание надлежащих гарантий безопасности личности в сфере борьбы с преступностью, а именно в частности лиц, содействующих уголовному правосудию.

Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является- обеспечение безопасности граждан в уголовном судопроизводстве. Решение задач, стоящих перед уголовным судопроизводством, невозможно без большого участия в нем потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих правосудию.

Теоретическую базу данной курсовой работы составили труды по теории государства и права, уголовно-процессуальному, вопросам обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства Л.В. Брусницына, Е.В. Жарикова, О.А. Зайцева, М.В. Новиковой, П.А. Скобликова и другие.

1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

1.1 Понятие безопасности в уголовном судопроизводстве

В качестве принципов уголовного судопроизводства, законодателем выделены следующие принципы: законность (ст. 10 УПК РК), презумпция невиновности (ст. 19 УПК РК), уважение чести и достоинства(ст. 13 УПК РК), неприкосновенность личности (ст. 14 УПК РК ), охрана прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам (ст. 15 УПК РК), осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом (ст.21 УПК РК), независимость судьи (ст. 22 УПК РК ), обеспечение подозреваемому или обвиняемому права на защиту (ст. 26 УПК РК ), гласность (ст. 29 УПК РК ), язык судопроизводства (ст.30 УПК РК), свобода обжалования процессуальных действий и решений (ст. 31 УПК РК).Все эти перечисленные принципы имеют самостоятельное значение в действующем законодательстве[1].

Термин «безопасность» в последнее время получил широкое распространение во всем мире и в разнообразных проявлениях. Часто мы встречаемся с такими понятиями, как общественная безопасность, национальная безопасность, экологическая безопасность, экономическая безопасность и т.д. Любая из данных безопасностей преследует одну цель, это достигнуть состояния защищенности средством применения мер безопасности, добиваться устойчивого состояния развития. Каждое из данных понятий охватывает определенную сферу деятельности в обществе, хотя, несмотря на различие решаемых задач, все эти направления объединяет только одно понятие - безопасность.

Безопасность – понятие относительное, так как абсолютной безопасности нет. Та или иная опасность или совокупность опасностей существует всегда по отношению к какому-либо объекту безопасности.

В уголовном судопроизводстве безопасность, это состояние, при котором защита прав и законных интересов лиц, содействующих правосудию от каких-либо посягательств, гарантированной законом и обеспечена государством в лице уполномоченных органов, и влечет за собой реализацию обязанностей и прав заинтересованных лиц в уголовном процессе. Под понятием обеспечения безопасности подразумевается, деятельность уполномоченных лиц, направленную на защиту жизненно важных интересов участников уголовного судопроизводства, с целью беспрепятственного выполнения ими своих обязанностей, связанных с содействием правосудию. В любом виде безопасности опасность возникает только при наличии совокупности условий и факторов, где условие – это то, отчего зависит нечто другое. Фактор это причина любого процесса, явления, определяющая его характер и отдельные его черты. Для каждого вида безопасности характерны свои определенные специфические факторы и условия. Фактором для правовой безопасности, будет являться рост преступности или дальнейшая криминализация общества при условии отсутствии определенных средств, а также механизмов борьбы с подобными явлениями[2].

Процесс обеспечения безопасности, можно представить в ввиде небольшой системы, состоящей из стадий:

1) деятельность по обеспечению безопасности направлена только на выявление возможных источников опасности как внутренних, так и внешних, путем получения информации от заинтересованных граждан. На этой же стадии можно предусмотреть применение мер безопасности в целях профилактики. К таким мероприятиям можно отнести беседу, рекомендации овсе возможных действиях и поведении защищаемого лица для того, чтобы избежать контакта с опасностями или угрозами, а в случае возникновения опасности иметь возможность самостоятельности ей противостоять.

2) разработка комплекса мероприятий- в рамках оперативно-розыскной деятельности, а также выбор и реализация мер безопасности, предусмотренных уголовным законодательством и иными нормативно-правовых актами. Весь комплекс данных мероприятий направлен на - пресечение противоправного воздействия на лиц, содействующих правосудию на досудебных, предотвращение, судебных стадиях уголовного процесса.

3) На третьей стадии обеспечения безопасности необходимо предусмотреть, как процедуру обеспечения безопасности лиц, содействующих только на правосудие после вступления приговора в законную силу. Возмещение ущерба гражданину, пострадавшему от противоправных посягательств в ходе разрешения и расследованияуголовного дела.

На основании вышесказанного, можно сделать определенный вывод о том, что процесс обеспечения безопасности в уголовном судопроизводстве, представляет собой деятельность, осуществляемую в соответствии с законом. Уполномоченными на то, должностными лицами, направленную только на выявление, пресечение или предупреждение возможных или реальных угроз, которые могут исходить от внутренних или внешних источников опасности, возмещение ущерба, на обеспечение безопасности гражданам, содействующих правосудию, после вступления приговора в законную силу[3].

1.2 Правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

Главную роль для реализации мер безопасности в следственной практике играет принцип законности, закрепленный в ст. 10 Уголовно-процессуального кодекса, провозглашающий, что Конституция имеет высшую юридическую силу. Прямое действие ее применяется по всей территории Казахстана. Этот принцип предусматривает обязанность должностных лиц правоохранительных и судебных органов руководствоваться лишь принципами и идеями основного закона в тех случаях, когда законодательство вступает с ним в противоречие или содержит определенные проблемы[4]. Итогом работы государства стало введение в Уголовно-процессуальный кодекс РК института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. В ст. 99 УПК РК предусмотрено, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему или свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными противоправными деяниями то, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц следующие меры безопасности:

1. Данные по решению следователя об данных лицах могут не приводиться в протоколе следственного действия, проведенного с их участием. В данном случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором изложены причины принятия такого, решения, указывает псевдоним участника следственного действия и образец его подписи, используемые в протоколах следственных действий с его участием. Постановление приобщено к уголовному делу и хранится в опечатанном конверте.(ч. 1 ст. 100 УПК РК);

2.При угрозы насилия, вымогательства или других преступных действий в отношении указанных граждан допустимы контроль и запись телефонных и иных переговоров – либо по их письменному заявлению, либо при отсутствии такого заявления на основании судебного решения (ч. 2 ст. 100 УПК РК);

3.Для обеспечения безопасности опознающего опознание может быть проведено только, чтобы опознаваемый не мог видеть опознающего. Понятые присутствуют на месте нахождения опознающего (ч. 3 ст. 100 УПК РК);

4.Для обеспечения безопасности указанных лиц, на основании постановления или определения суда допускается проведение закрытого судебного разбирательства и соответствующей его части (п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 100 УПК РК);

5.Для безопасности свидетеля, либо его родственников и близких лиц суд вправе не разглашать подлинных данных о свидетеле и провести его допрос так, чтобы другие участники судебного разбирательства не могли видеть этого свидетеля (ч. 5 ст. 100 УПК РК). Это правило распространяется также и на потерпевшего (ч. 1 ст. 100 УПК РК)[5].

Для обеспечения надлежащей государственной защиты граждан, помогающему уголовному судопроизводству, многие работники правоохранительных органов пришли к выводу о необходимости принятия специального закона, в котором будет предусмотрен комплекс соответствующих мер и их реализация. Данная точка зрения была поддержана и представителями власти.

Законом предусмотрены все реальные способы защиты жизни, здоровья, имущества участников уголовного судопроизводства:

1.Личная охрана, охрана жилища и имущества;

2.Выдача спецсредств индивидуальной защиты, связи, оповещения об опасности;

3.Обеспечение конфиденциальных сведений о защищаемом гражданине;

4.Переселение на другое место жительства;

5. Изменение внешности;

6. Замена документов;

7.Изменение места работы, службы, учебы;

8.Временное помещение в безопасное место.

Принятые государством нормы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства играют большую положительную роль в борьбе с преступностью[6].

2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

2.1 Меры безопасности, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РК, в отношении участников уголовного судопроизводства

Рост криминального воздействия или угроз насильственных действий преступников в отношении жертв или свидетелей, включает в действующее уголовно-процессуальное законодательство меры безопасности, принимаемые только судом, следователем, прокурором, органом дознания, дознавателем при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также или близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением либо повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями (ч. 3 ст. 99 УПК РК).

Мерами безопасности – это комплекс разнообразных действий, закрепленными действующим на данный момент законодательством либо, осуществляющий уполномоченными на то органами, в целях предупреждения возникновения угрозы безопасности, участников данного уголовного судопроизводства, а также ее пресечения или восстановления нарушенного состояния защищенности данных лиц. К данным мерам можно отнести :

- Участие потерпевших и свидетелей в уголовном процессе под псевдонимом (ч. 3 ст. 99, ст. 100).

- Прослушивание телефонных и иных переговоров;

- Опознание в условиях, исключающих наблюдение опознаваемым опознающего (ст. 193);

В целях охраны свобод и прав человека или гражданина Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан. Устанавливает возможности сокрытия данных о личности свидетеля либо, потерпевшего либо, его представителей при проведении следственных действий[7].

Чтобы обеспечить безопасность свидетеля, либо потерпевшего, либо его представителей, либо его родственников или близких лиц, следователь вправе в протоколе следственного действия, тот в котором участвует потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить каких-либо данных об их личности. Следователь с согласия прокурора - выносит постановление, в котором излагаются причины принятия данного решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые лицо будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с участием него. Данное постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Следует заметить, что данный конверт следует огромнейшим образом оберегать от участников стороны защиты. При наличии угрозы совершения насилия или вымогательства, либо других действий в отношении в отношении потерпевшего, свидетеля или его близких родственников, родственников, близких лиц контроль, либо запись телефонных и иных переговоров допускаются, только по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления, то только на основании судебного решения. Хотя практика производства записи и контроля переговоров как из мер безопасности участников уголовного процесса пока получила большое применения. Больше всего при расследовании уголовных дел используются, только результаты прослушивания телефонных переговоров, полученных только в рамках оперативно-розыскной деятельности. Которые могут быть применены в качестве информации при выборе тактики расследования преступления, и которые могут также послужить доказательствами косвенными по уголовному делу[8].

Сущность опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение, заключается, только в лишении опознаваемым возможности увидеть опознающего или узнать его, если он был известен опознаваемому ранее, либо запомнить его внешность. Чаще всего такая форма предъявления для опознания - используется при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений в целях защиты опознающих.

Хотя в рассматриваемом следственном действии может принимать участие не только защитник обвиняемого. Вопрос о том, где он должен находится в момент производства опознания, в нормах УПК РК не раскрыт. Обычно адвокат, выступая как лицо, осуществляющее защиту прав и интересов обвиняемого и оказывающее ему правовую помощь, находится только рядом с подзащитным. В этом случае защитник будет лишен возможности наблюдать за ходом или результатами опознания, правильностью его проведения. Если же защитник будет находится вместе с опознающим - то он его увидит, что в дальнейшем может негативно сказаться на безопасность опознающего.Но тем не менее, представляется, что защитник обвиняемого должен находится там же, где опознающий, но сзади него, чтобы исключить возможность увидеть его лицо.

В Уголовно- процессуальном кодексе РК не указаны основания для проведения такой меры безопасности участника уголовного процесса. Определение применения такого вида опознания происходит только по усмотрению следователя. При этом либо он сам может прийти к убеждению, что необходимо провести опознание в указанных условиях, или об этом могут ходатайствовать заинтересованные лица, либо рекомендовать данную форму опознания оперативные службы[9].

Есть некоторые случаи использование видеотехники может быть более доступным, а в некоторых случаях и оптимальным. Рассмотрим пример из следственной практики. 14-летние подростки, это очевидцы убийства заявили, что боятся участвовать в опознании задержанного подозреваемого, в связи с чем в следственном изоляторе, естественно, с соблюдением определенных правил, была произведена видеозапись подозреваемого и сходных с ним лиц, а затем ее предъявили подросткам, и преступник был опознан. В данном случае опознаваемый содержался в СИЗО, и, возможно, нахождение в нем школьников было признано нецелесообразным. К большому сожалению, об использовании видео технологий в ч. 3 ст. 100 УПК РК не говорится. Более того, указание на то, что понятые должны находиться «в месте нахождения опознающего», либо говорит о том, что законодатель, очевидно, предполагал один из вариантов опознания, когда опознаваемый не видит опознающего вследствие какой-либо физической преграды (стекла с зеркальным покрытием и т.п.), а не использования видео технологий. И потому, их применение может рассматриваться только судом как нарушение уголовно-процессуального закона. Несмотря ни, что стоит отметить преимущество видеозаписи в том, что она может быть предъявлена нескольким опознающим и в различное время. Но и стоит учитывать, что в отличие от видео трансляции при демонстрации видеозаписи исключается возможность по желанию опознающего предложить опознаваемому и статистам выполнить определённые действия (повернуться, пройтись, произвести определённые фразы и пр.), поэтому при видеотрансляции показывают опознаваемого как средним и общим планом ,либо крупно, со всеми деталями, в статике и в движении, и зафиксировать его голос.

Согласно требованиям закона опознание по фотографии допускается только в случае невозможности предъявления лица. Полагаю, что основанием для проведения опознания по фотографии могут быть данные о возможном неправомерном воздействии на опознающего. К сожалению, при возможности непосредственного предъявления обвиняемых и других лиц для опознания потерпевшим или свидетелям суды часто признают протоколы опознания живых лиц по фотографии доказательствами, полученными с нарушением закона[10].

В целом, каким бы образом не создавались условия, исключающие наблюдение опознаваемым опознающего, главное состоит в том, чтобы остальные аспекты организации рассматриваемого следственного действия строго соответствовали требованиям УПК РК в целях обеспечения законности опознавания и возможности использования его результатов в процессе доказывания.

Помимо перечисленных положений предотвращению посткриминального воздействия могут служить и другие уголовно-процессуальные нормы. Например, указание в протоколе следственного действия только фамилии, имени и отчества его участника, что возможно на основании п. 3 ч. 3 ст. 166 УПК РК, где установлено, что адрес и другие данные о личности участников следственных действий указываются лишь «в необходимых случаях».

Защитой от посткриминального воздействия могут являться и меры пресечения, причем в действующем уголовно-процессуальном законодательстве такое их предназначение выражено более зримо: возможные угрозы обвиняемого свидетелю и иным участникам уголовного судопроизводства прямо указаны в качестве одного из оснований для избрания мер пресечения. Важно, что в качестве основания для избрания мер пресечения названа именно возможность угроз, то есть решение об избрании меры пресечения будет своевременным (законным), если она предотвратит именно возможность угроз участникам уголовного процесса, а не прекратит высказываемые угрозы. Обеспечению безопасности потерпевших способствует также реализация ими права на обжалование постановления судьи об отказе избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

При ознакомлении обвиняемого и защитника по окончании предварительного расследования с материалами уголовного дела мерой безопасности является то, что в соответствии с ч. 1 ст. 100 УПК РК обвиняемому и защитнику предъявляются материалы уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 99 УПК РК, то есть обвиняемому и защитнику не предъявляются постановления следователя, в которых указаны подлинные данные о лицах, участвующих в уголовном процессе под псевдонимом[11].

Статья 98. Обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, дознавателей, защитников, экспертов, специалистов, секретарей судебного заседания, судебных приставов

1. Судья, присяжный заседатель, прокурор, следователь, дознаватель, защитник, эксперт, специалист, секретарь судебного заседания, судебный пристав, а равно члены их семей и близкие родственники находятся под защитой государства.

2. Лицам, перечисленным в части первой настоящей статьи, государство обеспечивает в порядке, предусмотренном законом, принятие мер безопасности от посягательства на их жизнь или иного насилия в связи с рассмотрением уголовных дел или материалов в суде, производством дознания или предварительного следствия.

Статья 99. Обязанность принятия мер безопасности потерпевших, свидетелей, обвиняемых и других лиц, участвующих в уголовном процессе

1. Орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять меры безопасности потерпевшего, свидетеля, обвиняемого, других лиц, участвующих в уголовном процессе, а также членов их семей и близких родственников, если в связи с производством по уголовному делу имеется реальная угроза совершения в отношении их насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния.

2. Орган, ведущий уголовный процесс, принимает меры безопасности лиц, указанных в части первой настоящей статьи, на основании их устного (письменного) заявления или по собственной инициативе, о чем выносит соответствующее постановление.

3. Заявления лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и их близких родственников о принятии мер их безопасности должны рассматриваться органом, ведущим уголовный процесс, не позднее двадцати четырех часов с момента их получения. О принятом решении немедленно уведомляется заявитель с направлением ему копии соответствующего постановления.

4. Заявитель вправе обжаловать прокурору или в суд отказ в удовлетворении ходатайства о принятии мер его безопасности.

5. Отказ в принятии мер безопасности не препятствует повторному обращению с ходатайством о принятии указанных мер, если возникли обстоятельства, не нашедшие отражения в ранее поданном заявлении.

Статья 100. Меры безопасности потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в уголовном процессе

1. В качестве процессуальных мер безопасности свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников применяются:

1) вынесение органом, ведущим уголовный процесс, официального предостережения лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности;

2) ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице;

3) обеспечение его личной безопасности;

4) избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, исключающей возможность применения (организации применения) в отношении участников уголовного процесса насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний.

2. Предостережение, вынесенное органом, ведущим уголовный процесс, объявляется лицу под расписку.

3. Ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице состоит в изъятии из материалов уголовного дела сведений об анкетных данных лица и хранении их отдельно от основного производства, использовании этим лицом псевдонима. Отделенные от основного производства материалы могут быть доступны для ознакомления только органу, ведущему уголовный процесс. Другие участники процесса могут знакомиться с ними лишь с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, при даче подписки о неразглашении указанных сведений. Процессуальные действия с участием защищаемого лица в необходимых случаях могут производиться в условиях, исключающих его узнавание.

4. Порядок обеспечения личной безопасности свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, и их близких определяется законом.

5. Независимо от принятия мер безопасности, орган уголовного преследования обязан при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело в связи с обнаружившейся угрозой совершения запрещенного уголовным законом деяния в отношении потерпевшего, свидетеля, обвиняемого, другого лица, участвующего в уголовном судопроизводстве.

6. Меры безопасности отменяются мотивированным постановлением органа, ведущего уголовный процесс, когда отпадает необходимость в их применении. Защищаемое лицо должно быть незамедлительно уведомлено об отмене мер его безопасности или раскрытии данных о нем лицам, участвующим в производстве по делу. Подача жалобы в суд или прокурору защищаемым лицом на решение органа, ведущего уголовный процесс, об отмене мер безопасности, приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

Статья 101. Обеспечение безопасности лиц, участвующих в судебном разбирательстве

1. Для обеспечения безопасности участников судебного разбирательства председательствующий проводит закрытое заседание суда, а также принимает меры, предусмотренные частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 100настоящего Кодекса.

2. По ходатайству свидетеля, стороны обвинения, а также по собственной инициативе в целях обеспечения безопасности свидетеля и его близких суд вправе вынести постановление о допросе свидетеля:

1) без оглашения данных о его личности с использованием псевдонима;

2) в условиях, исключающих его узнавание для остальных присутствующих по голосу и внешним данным: акценту, полу, национальности, возрасту, росту, телосложению, осанке, походке;

3) без визуального наблюдения его другими участниками судебного разбирательства.

3. Председательствующий вправе:

1) запретить производство видео-, звукозаписи и иных способов запечатления допроса;

2) удалить из зала судебного заседания подсудимого, представителей стороны защиты, за исключением адвоката.

4. Показания свидетеля, допрошенного судом в отсутствие кого-либо из участников процесса или вне их визуального наблюдения, оглашаются председательствующим в суде в присутствии всех его участников, без указаний сведений об этом свидетеле.

5. В необходимых случаях суд принимает и другие меры по обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц, предусмотренные законом.

6. Исполнение постановления суда об обеспечении безопасности участников судебного разбирательства возлагается на органы уголовного преследования, а также судебного пристава.

Однако вернемся к положениям ст. 99 УПК РК. Когда речь идет о потерпевшем, это означает, что в деле уже имеется постановление о признании его потерпевшим и он должен быть допрошен в качестве потерпевшего. Следовательно, данные о личности потерпевшего уже имеются в уголовном деле и заинтересованные лица (обвиняемый, защитник) могут их узнать при ознакомлении с делом.

Кроме того, зачастую уголовные дела возбуждаются на основании заявлений потерпевших о совершении в отношении них преступлений. В заявлениях указываются данные о личности заявителя и его адрес; при ознакомлении с делом эти данные могут быть установлены обвиняемым и его защитником.

Что касается свидетелей, то на практике нередко встречаются ситуации, когда свидетели заявляют следователю о противоправном воздействии на них после того, как они уже были допрошены по делу.

Перечисленные ситуации свидетельствуют о том, что законодателю необходимо предоставить следователю возможность в случае необходимости для обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей изымать из дела данные об их личности. В этих случаях следователь с согласия прокурора выносит постановление об изъятии протоколов допросов потерпевших, свидетелей с их анкетными данными и об их повторных допросах без указания данных об их личности. В постановлении излагаются причины данного решения, указывается псевдоним участника следственного действия и образец подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Протоколы предыдущих допросов с данными о личности опрашиваемых и постановление помещаются в конверт, который опечатывается и приобщается к уголовному делу[12].

Учитывая проведенный анализ указанных норм, можно сделать вывод о том, что институт безопасности в уголовном процессе нуждается в дальнейшем совершенствовании. Об этом говорит практика применения норм УПК РК, а также результаты опроса, проведенного среди следователей и дознавателей, в котором сотрудники правоохранительных органов указали на несовершенство института безопасности участников уголовного судопроизводства, на отсутствие механизма реализации норм УПК РК, призванных обеспечивать безопасность указанных участников, что является одной из проблем применения на практике данных норм, порождающей неуверенность граждан в эффективности применения мер безопасности.

2.1 Иные средства обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

В выше сказанном, описано очень подробная регламентация мер обеспечения безопасности участников уголовного производства, данная в действующем УПК РК, при этом лишь на немного, была разрешена проблема защиты участников уголовного судопроизводства. Так, уголовные дела, особенно по тяжким, либо особо тяжким преступлениям, совершенным преступными группами, все чаще подлежат закрытию, из-за отказа свидетелей давать показания. Под давлением гроз и шантажа, очень стремительно растет количество лжесвидетельств, неявок на судебные заседания или фактов уклонения от дачи показаний, возникают серьезные трудности при сборе доказательств по уголовным делам, вследствие чего преступники уходят от ответственности, а жертвы преступлений теряют всякую надежду на справедливость рассмотрения их дел и защиты их интересов в суде[13] .

В данном Законе содержится детальная правовая регламентация оснований или порядка применения мер государственной защиты, определен перечень граждан, подлежащих данной защите, и органы, ее осуществляющие.

Так, в отношении защищаемого гражданина уголовного процесса могут применяться следующие меры безопасности (ч. 1 ст. 99 Закона):

1.Помещение во временно безопасное место;

2.Выдача специальных средств для индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3.Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом гражданине;

4.Замена документов;

5.На другое место жительства переселение;

6.Изменение внешности лица;

7.Изменение места службы или учебы;

8.Личная охрана, охрана жилища и имущества;

9.Применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Вышеперечисленные меры безопасности можно разделить на несколько группы: дополнительные или первоочередные, и экстренные.

К первоочередным мерам безопасности можно отнести, право защищаемого на личную охрана, охрану жилища или имущества; связи и оповещения об опасности, выдачу специальных средств на индивидуальную защиту.

Дополнительными мерами безопасности могут являться:

- Помещение во временное безопасное место;

-Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом гражданине;

-Перевод защищаемого лица в новое место военной службы;

-Командирование или перевод военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, от которого может исходить угроза защищаемому лицу, в другую воинскую часть, другое военное учреждение;

-Командирование защищаемого гражданина в другую воинскую часть, либо другое военное учреждение;

-Направление защищаемого лица или гражданина, из за которого исходит большая угроза насилия, при его задержании, заключении под стражу или назначении уголовных наказаний в различные места содержания под стражей и отбывания наказаний;

-Перевод защищаемого гражданина или лица, из за которого исходить наибольшая угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в друге;

-Раздельное содержание защищаемого гражданина или гражданина, от которого исходит угроза насилия; изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Казахстана[14].

По решению органа - осуществляющего меры безопасности, может наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом гражданине из государственных, либо иных информационно-справочных фондов, или также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств..

Согласно ст. 10 Закона защищаемое лицо так же, может быть переселено на другое, временное или постоянное, место жительства.

При переселении защищаемого гражданина на другое постоянное место жительства ему за счет средств государственного бюджета предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь и гарантируется трудоустройство или оказывается содействие в подборе места службы или учебы, аналогичного прежнему.

При переселении защищаемого гражданина на другое временное место жительства ранее занимаемое им жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место службы или учебы сохраняются за ним в течение всего этого, большого либо небольшого периода его отсутствия по указанным причинам[15].

В отдельных случаях может быть произведена замена документов, либо, удостоверяющих личность, или иных документов защищаемого гражданина с изменением его имени, фамилии, отчества, либо других сведений о нем, а также может быть изменена внешность защищаемого лица.

На другое место жительства переселение, замена документов и изменение внешности защищаемого лица производятся только в случаях, если безопасность указанного лица не может быть обеспечена путем применения в отношении его других мер безопасности.

С данными указанными мерами, защищаемому лицу в целях обеспечения его безопасности так же может быть оказано содействие в устройстве на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы или учебы в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Кроме перечисленных положений предотвращению посткриминального воздействия могут служить и другие уголовно-процессуальные нормы. Например, ознакомление допрашиваемого с аудио-, видеозаписью показаний защищаемого лица - вместо проведения очных ставок, что допускается ч. 3 ст. 100 УПК РК, где установлено, что в ходе допроса и могут воспроизводиться материалы аудио- и видеозаписи следственных действий[16].

В соответствии с нормами РК под государственную защиту подпадают граждане, содержащиеся под стражей либо, находящиеся в месте отбывания наказания. В целях обеспечения безопасности этого гражданина могут применяться такие меры, как:

1.Направление защищаемого гражданина или лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу либо, назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах;

2.Перевод защищаемого лица или гражданина, от которого исходит угроза насилия, из данного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;

3.Раздельное содержание защищаемого гражданина и лица, от которого исходит угроза насилия;

4.Изменение защищаемому гражданину меры пресечения либо меры наказания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.

Содержание данных мер безопасности не противоречит общим условиям производства в досудебных стадиях, они признаны допустимыми Европейским судом и Европейской комиссией по правам человека, для их использования в этих стадиях нет каких-либо препятствий .

Указанные меры безопасности выступают не только как способ осуществления государством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод человека или гражданина, но и средство более эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства. В качестве других участников уголовного судопроизводства существуют: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой. Все эти лица по положениям принципа состязательности не являются носителями функции обвинения, защиты или разрешения уголовного дела. Без этих лиц невозможно доказывание по уголовным делам. Показания свидетелей - наиболее распространенный источник сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Свидетелем является физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и вызванное для дачи показаний. В качестве свидетеля вызываются не только очевидцы события преступления. Основания для вызова и допроса лица в качестве свидетеля сформулированы так широко, что не дают права лицу, вызванному для допроса, уклониться от явки, полагая, что ему не известны какие-либо обстоятельства совершенного преступления. Во-первых, оно может быть допрошено по вопросам и о других обстоятельствах, имеющих значение для расследования; во-вторых, лицо порой даже не подозревает, что некоторые обстоятельства, которые ему известны, имеют отношение к делу. Не могут служить доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. В качестве свидетеля может быть допрошен, и малолетний. Допрос такого лица производится с обязательным участием педагога[17]. Свидетель обычно вызывается для допроса лицом, которое расследует уголовное дело, но ходатайство о допросе свидетеля этому лицу вправе заявить подозреваемый, обвиняемый, их защитник, потерпевший, иные участники уголовного судопроизводства с собственным интересом. В ходе судебного следствия допрашиваются свидетели, представленные стороной обвинения и защиты. Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Понятыми не могут быть: а) несовершеннолетние; б) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники; в) работники, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования. Понятыми могут быть только лица, не заинтересованные в деле. Порядок выяснения незаинтересованности понятого такой же, что и для эксперта, специалиста, переводчика. При освидетельствовании, если оно сопровождается обнажением свидетельствуемого лица, а также при личном обыске присутствуют понятые того же пола. О порядке участия понятых в следственных действиях, о перечне этих действий указано. Понятые вызываются для удостоверения следственного действия, его хода и результатов. Если впоследствии возникнут сомнения у кого-либо из представителей сторон в полноте и объективности следственного действия, полученных при этом доказательствах, то понятые могут быть допрошены в качестве свидетелей. Однако не основаны на законе случаи, когда понятых вызывали для удостоверения добровольности дачи подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, свидетелем показаний, имеющих важное доказательственное значение. Кроме того, нужно учитывать, что УПК не предусматривает участия понятых в допросах. Протокол следственного действия, в котором участвовали понятые, должен составляться в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. Сразу же после его составления и оглашения он подписывается участниками следственного действия.

3 ПРИМЕНЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В ХОДЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

В разработке мер безопасности, на стадии уголовно судопроизводства должно осуществляться только с учетом гласности и непосредственности исследования доказательств, характеризующих эту стадию. Не должно нарушать право подсудимого на защиту, применение защитных мер. Потому что, в настоящее время никто не оспаривает факты существования общеевропейских принципов уголовного судопроизводства, действующих с законодательствами национальных систем[18].

Все эти принципы сформулированы в Европейской конвенции, и в том числе, это право гражданина на справедливое судебное разбирательство, означающее «соблюдение принципа равенства состязательных возможностей сторон судебного процесса, независимо от того, является ли данный процесс либо гражданским, либо уголовным, либо административным или военным».

Участникам судебного разбирательства, под защитой государства стоит понимать - совокупность установленных государством мер безопасности, правовой или социальной защиты, применяемыми только судом, или также иными уполномоченными на то органами и их должностными лицами в целях защиты жизни, здоровья, телесной неприкосновенности, имущества, чести и достоинства лиц, участвующих в судебном процессе, либо их близких родственников, родственников и близких лиц .

На судебном разбирательстве возможны меры защиты его участников. Одной из данных мер безопасности защищаемых граждан выступает закрытое судебное разбирательство. Законодателем было сделано данное исключение из важнейшего судопроизводственного принципа для случаев, где гласность представляет угрозу безопасности лиц, содействующих правосудию, и, получается, самому правосудию[19].

Кстати, судебные заседания могут, проводится, в закрытом виде в отдельных случаях. Когда для этого требуются интересы обеспечения участников судебного процесса, либо их близких родственников, родственников или близких лиц. Под закрытостью предполагается запрет свободного доступа лиц, не участвующим в уголовном судопроизводстве.

Закрытые судебные заседания, например, по уголовным процессам о преступлениях, совершенных организованными преступными формированиями - могут проводится при необходимости и не в зданиях судов, а и в помещениях следственных изоляторов, на территории исправительных учреждений, либо других охраняемых объектов.

Под нарушениями интересов правосудия понимается, и пост криминальное воздействие именно в интересах правосудия признано допускаемое закрытое слушание «для защиты испытывающих огромный страх свидетелей и потерпевших». Хотя безопасность граждан, подлежащих защите, не может быть обеспечена лишь посредством этой нормы.

Под мерами безопасности, сопряженное с производством закрытого уголовного судопроизводства, может выражаться:

-дополнительными мерами безопасности по доставке потерпевших и свидетелей.

-у участников судебного процесса, отбирание подписки, о неразглашении данных, ставших ему известными в ходе уголовного судопроизводства, и об их участии в судебном разбирательстве;

-удаление из зала закрытого судебного процесса потерпевших, свидетелей непосредственно после их допросов, если в их дальнейшем присутствии вообще нет необходимости;

-публичное оглашение лишь вводной части приговора – если уголовное дело рассмотрено в закрытом судебном разбирательстве. В этом случае не оглашается содержащиеся в мотивировочной части приговора показания потерпевших, свидетелей обвинения, то есть не оглашаются и сведения о последних[20] .

Еще одной мерой защиты участников уголовного процесса выступает запрет председательствующим фотографирования, видеозаписи и киносъемки в судебном заседании с тем, чтобы ограничить круг граждан, которым защищаемый становится известен визуально. Возможность такого запрета предусмотрена в ч. 5 ст. 100 УПК РК в случае, если перечисленные способы фиксации судебного процесса создают для него "препятствия". Препятствиями являются и в том числе боязнь лиц давать показания, исполнять другие уголовно-процессуальные обязанности перед объективами фото-, видео- или кинотехники[21].

В ограничении доступности сведений о потерпевшем, либо свидетеле фамилией, именем и отчеством в соответствии с ч. 2 ст. 99 УПК РК. Данная статья обязывает председательствующего перед допросом обязательно установить личность свидетеля, потерпевшего и отношение свидетеля к подсудимому и потерпевшему, но не место жительства допрашиваемого и иные сведения о нем. Но, и при это неприменимо, если, например, свидетель преступления наблюдал его совершение, допустим из окна квартиры, но удаленность ее от места происшествия обусловливает необходимость экспериментальным путем определить, была ли у свидетеля возможность правильно воспринимать обстоятельства совершенного деяния[22].

Удаление это такая санкция, то есть это реакция на уже высказанную угрозу и иные формы посткриминального воздействия, а не мера его предупреждения.

Допрос отдельных лиц, в отсутствие публики при открытом судебном процессе - в соответствии с ч. 3 ст. 100 УПК РК, в котором установлено, что определение суда о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено «в отношении всего судебного разбирательства или соответствующей его части». Под соответствующей частью судебного процесса следует понимать не только, судебное следствие в общем, но и допрос отдельного участника процесса[23].

Подводя итоги, необходимо отметить, как бы не создавались условия для обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, самое главное состоит в том, чтобы остальные аспекты организации рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства строго соответствовали требованиям Уголовно-процессуального права Республики Казахстан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Уголовно-процессуальном законодательстве Казахстана закреплено на национальном уровне одно из важнейших средств для достижения целей и задач процессуальной деятельности по уголовным делам. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса или их близких в связи с производством по уголовному делу необходимо рассматривать как одно из наиболее эффективных средств, противодействия преступности и получения доказательственной информации о событиях преступления.

Безопасность участников уголовного процесса расценивается законодателем как одной из составляющих принципов охраны свобод и прав человека и лиц в уголовном процессе. Закрепление в процессуальном законе мер безопасности лиц можно рассмотреть:

1.Гарантию обеспечения прав и законных интересов граждан в уголовном процессе;

2.Средство достижения цели и задач, либо назначения уголовного судопроизводства;

3.Новую эффективную форму противодействия к наиболее опасным видам преступности - профессиональной организованной;

4.Позитивное стремление государства привести национальное законодательство в соответствие с рядом международных документов[24].

Следует понимать под мерами безопасности, комплекс различных действий, закрепленных действующим кодексом и осуществляемых уполномоченными должностными лицами, в целях предупреждения возникновения угрозы безопасности участников уголовного судопроизводства, а также ее пресечения и восстановления нарушенного состояния защищенности указанных лиц.

В зависимости от различных стадии расследования и рассмотрения уголовного дела меры по обеспечению безопасности возможно их разделить на нескольких групп: меры безопасности, применяемые только при расследовании уголовного дела на досудебных стадиях; меры безопасности в ходе судебного разбирательства.

К основным мерам защиты на досудебных стадиях можно отнести: прослушивание телефонных и иных переговоров; опознание в условиях, исключающих наблюдение опознаваемым опознающего ; участие потерпевших и свидетелей в уголовном процессе под псевдонимом (ч. 2 ст. 99).

В уголовном судопроизводстве безопасность участников обеспечивается рассмотрением дел в закрытых судебных разбирательствах, их допросом без оглашения подлинных данных о них и в условиях, исключающих визуальное наблюдение другими участниками процесса.

Вышеуказанные меры безопасности это не только один из тех способов осуществления государством своей конституционной обязанности по защите свобод и прав человека и гражданина, но и средство более эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства.

Возможно учитывать и тот факт, что в процессе написания данной курсовой работы проводилось не только теоретическое исследование института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, но и материалов следственно-судебной практики. Изучение статей, регулирующих обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, а также обобщение судебной практики, свидетельствуют о том, что законодатель не последователен в определении круга субъектов защиты.

Проведенный анализ существующего законодательства позволяет утверждать, что казахстанским государством создан институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства, который, непременно, будет способствовать повышению эффективности борьбы с преступностью. Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является- обеспечение безопасности граждан в уголовном судопроизводстве. Решение задач, стоящих перед уголовным судопроизводством, невозможно без большого участия в нем потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих правосудию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовно-Процессуальный кодекс РК от 13 декабря 1997г. – Алматы: Юрист, 2005.

2. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2000 г. О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе./ Алматы: Юрист, 2004.

3. Андреев В., Аиханов А. Безопасность участников уголовного процесса Алматы: Жети Жаргы, 2002.

4. Шайкенов Н. Наша судебная система на два порядка ниже советской./«Правовой вестник», № 2, январь 2002.

5.Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право.М., 1991.

6.Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт ХХ века (процессуальное исследование). – М., 2001.

7.Брусницын Л.В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию / Л.В. Брусницын. – М., 2013.

8.Даль В.И. Словарь русского языка / В.И. Даль. – М., 1999.

9.Евстратенко Е.В. Защита свидетелей и потерпевших в уголовном процессе России: автореферат дис… к.ю.н. – Челябинск, 2004.

10.Жариков Е.В. Дифференциация уголовного процесса как средство обеспечения безопасности, содействующих уголовному судопроизводству: дис… к.ю.н. – Барнаул, 2005.

11.Жук О.Д. Уголовное преследование по уголовным делам об организации преступных сообществ (преступных организаций). – М., 2004.

12.Зайцев О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного процесса. – М., 1997.

13.Зуев С.В. Особенности производства по уголовным делам об организованной преступности: учебное пособие / П.А. Сустретов. – Челябинск, 2006.

14.Макеева Н.В. Процессуальные аспекты обеспечения безопасности свидетеля в уголовном судопроизводстве: Монография. – Калининград, 2005.

15.Москаленко А.В. Особенности государственной защиты участников уголовного процесса в ходе судебного разбирательства: автореферат дис… к.ю.н. – М., 2006.

16.Никитин С.Ю. Защита прав свидетелей в уголовном судопроизводстве: монография / М.В. Новикова, А.Б. Сергеев. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2006.

17.Новикова М.В. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства как гарантия осуществления правосудия в современных условиях: автореферат дис… к.ю.н. – Екатеринбург, 2006.

18.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Н.Ю. Шведова. – М., 1996.

19.Серебрянников, В. Творческое развитие учения о войне и армии. – М., 1983.

20.Шаговой В.Н. Потерпевший и жертва преступления в уголовном процессе: защита прав и их уголовно-процессуальные правонарушения.

21.Уголовно-Процессуальный кодекс РК от 13 декабря 1997г. – Алматы: Юрист, 2005.

22. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2000 г. О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе./ Алматы: Юрист, 2004.

23.Андреев В., Аиханов А. Безопасность участников уголовного процесса Алматы: Жети Жаргы, 2002.

24. Шайкенов Н. Наша судебная система на два порядка ниже советской./«Правовой вестник», № 2, январь 2012.

PAGE \* MERGEFORMAT26

Правовое положение лиц участвующих в уголовном процессе