Разработка проекта короткометражного игрового фильма под рабочим названием «Не самый лучший день»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Факультет продюсирования, экономики и управления

Кафедра продюсирования и управления в социально-культурной сфере

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Студента

На тему «Разработка проекта короткометражного игрового фильма под рабочим названием «Не самый лучший день»

Работа допущена к защите в ГАК

Заведующий кафедрой ________________________ /А.Д. Евменов/

д.э.н., профессор

Руководитель ________________________________ /М.Л. Фокина/

д.э.н., профессор

Студент __________________________________/___________ /

Санкт-Петербург

2015

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»

Факультет продюсирования, экономики и управления

Кафедра продюсирования и управления в социально-культурной сфере

Специальность 071103 – «Продюсерство кино и телевидения»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой продюсирования и управления

в социально-культурной сфере

д.э.н., проф. _______________А.Д. Евменов

«____» ______________ 20_ г.

ЗАДАНИЕ

НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Студенту

  1. Тема дипломной работы «Разработка проекта короткометражного игрового фильма под рабочим названием «Не самый лучший день»
  2. Утверждена приказом ректора Института № 104 от 10.04.2015 г.
  3. Срок сдачи студентом законченного проекта работы «19».06.2015г.
  4. Содержание расчетно-пояснительной записки:
  • Творческо-производственная разработка литературного сценария;
  • Оценка зрительского потенциала кинопроекта и рекомендаций по его повышению;
  • Требования, предъявляемые к основному составу творческой группы и актерам;
  • Смета аудиовизуального произведения
  • Постановочные экспликации, предусматривающие оптимальные творческо постановочные решения съемок и монтажа фильма;
  • Календарно-постановочный план;
  • Пообъектные разработки;
  • Калькуляция фактической себестоимости;
  • Прокатная политика законченного фильма;
  • Предложения по использованию новых экранных технологий;
  1. Перечень аудиовизуального материала:

Режиссерская версия фильма «Не самый лучший день»

  1. Перечень графического материала:

Таблица 1. Смета затрат игрового фильма «Не самый лучший день»

Таблица 2. Калькуляция фактической себестоимости кинокартины «Не самый лучший день»

Таблица 3. Подробный календарно-постановочный план фильма «Не самый лучший день»

Таблица 4. Состав съёмочной группы фильма «Не самый лучший день»

Рис. 1. Плакат фильма «Не самый лучший день»

Таблица 5. Планируемый список фестивалей для продвижения короткометражного игрового фильма «Не самый лучший день»

  1. Приложения

Дата выдачи задания 17.01.2015

Руководитель

д.э.н., профессор______________________________________ /М.Л. Фокина/

Задание принял к исполнению студент __________________ /____________/

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

выполнения дипломного проекта

№ п/п

Наименование этапов дипломной работы

Срок выполнения этапов дипломной работы

1

2

3

Распределение дипломников по преподавателям-руководителям дипломных проектов

12.01. – 18.01.

Консультации студентов с руководителями дипломных работ по выбору темы

18.01. – 25.01.

Представление на кафедру продюсирования и управления в социально-культурной сфере литературных сценариев

до 01.02.

Утверждение темы дипломной работы

до 10.02.

Составление плана дипломной работы

10.02. – 15.02.

Подготовительный период по проекту

25.03. – 19.04.

Съемочный период

20.04. – 21.05.

Монтажно-тонировочный период

22.05. – 18.06.

Утверждение рецензента дипломного проекта

15.05. – 20.05.

Анализ результатов постановочного проекта

15.05. – 31.05.

Оформление дипломной работы, раздаточного материала, текста выступления

01.06. – 10.06.

Предварительная защита дипломных работ на кафедре продюсерства

18.06.

Запись на защиту у секретаря ГАК

до 10.06.

Получение рецензии и отзыва

на дипломную работу

до 15.06.

Защита дипломных работ перед государственной аттестационной комиссией

22.06. – 25.06.

Руководитель

д.э.н., профессор ___________________________ /М.Л. Фокина/

Студент___________________________________ /____________/


содержание

Введение………………………………………………………………………..…5

Раздел 1. Творческо-производственная разработка литературного сценария..7

Раздел 2. Оценка зрительского потенциала кинопроекта и рекомендации по его повышению…………………………………………………………………..11

Раздел 3. Состав основной творческой группы и актеров, требования к нему..……………………………………………………………………………...17

Раздел 4. Смета аудиовизуального произведения..............................................22

Раздел 5. Календарно-постановочный план...…………………………………27

Раздел 6. Пообъектные разработки…………………………………………….29

Раздел 7. Калькуляция себестоимости проекта………………………………..29

Раздел 8. Прокатная политика законченного фильма…………………………31

Раздел 9. Предложения по использованию новых экранных технологий.......41

Заключение……………………………………………………………….………45

Список литературы………………….…………………………..…………….....47

Введение

Тема данной дипломной работы – «Разработка проекта короткометражного игрового фильма под рабочим названием «Не самый лучший день». В основе сюжета находится экранизация одноименного рассказа Сергея Симонова «Как серпом по головке». Идея фильма – показать, как трудно жить в США, где нет возможности безбоязненно высказывать свою позицию по политическим вопросам.

Сюжет – Наше время. Соединенные штаты Америки. Типичный американский колледж. На часах 10-21. Молодой студент Джон Смит читает доклад на паре, посвященный политике. Все с интересом его слушают, пока он не упоминает факт того, что на выборах Президента США были случаи подтасовки голосов в пользу Барака Обамы. Аудитория замолкает. На глазах студентов ужас. В класс вбегает отряд ФСБ и забирает Джона. Джон сидит в КПЗ. После этого его вызывают к следователю – сержанту Джейн Вудсен. Следователь спрашивает, понимает ли тот, за что его задержали. Джон отвечает, что удивлен («такие события – как серпом по головке»). Следователь сообщает, что Джона хотят приговорить к смертельной казни через электрический стул за клевету в адрес Госдепа США. Раздается телефонный звонок. Следователь недолго общается по телефону, кладет трубку и говорит Джону, что его родители отказались от него, а девушка выбросилась из окна. Джон начинает злиться и ломает карандаш, который он держал в руке. Следователь призывает парня не расстраиваться и предлагает ему два варианта – либо сесть на электрический стул, либо вступить в правящую партию и начать стучать на юных сокурсников-оппозиционеров. Джон вместо этого хватает пистолет следователя и стреляет себе в висок. Следователь спокойно смотрит на это и вздыхает, что парень при его-то мозгах мог стать успешным человеком.

Целевая аудитория фильма - мужчины и женщины 14-44 лет. Во-первых, это социально активные зрители, у которых преимущественно есть высшее образование (либо они его получают), они заинтересованы в просмотре фестивального кино и спектаклей по пьесам современных драматургов. Во-вторых, это лица, вступившие в самостоятельную жизнь, успевшие столкнуться с первыми серьезными трудностями, в числе которых санкции со стороны США. Именно по этой причине фильм «Не самый лучший день» будет понятен и актуален для данной целевой аудитории.

Целью данной дипломной работы является создание, разработка и производство аудиовизуального произведения. Для этого нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Творческо-производственная разработка литературного сценария;
  2. Оценка зрительского потенциала кинопроекта и рекомендации по его повышению;
  3. Состав основной творческой группы и актеров, требования к нему;
  4. Смета аудиовизуального произведения;
  5. Календарно-постановочный план;
  6. Пообъектные разработки;
  7. Калькуляция себестоимости проекта;
  8. Прокатная политика законченного фильма;
  9. Предложения по использованию новых экранных технологий.

Объектом дипломного проекта является короткометражная кинокартина «Не самый лучший день». Ее признаками являются:

  1. Тип: кино.
  2. Класс: фильм.
  3. Вид: игровой.
  4. Жанр: психологическая драма.
  5. Спецификация: для лиц старше 16 лет, фестивальное кино.

В качестве предмета исследования выступает процесс разработки сметы, состава съемочной группы, планирования съемок и подсчет калькуляции на создания аудиовизуального произведения.

Раздел 1. Творческо-производственная разработка литературного сценария

Под понятием «литературный сценарий» в кинопроизводстве принято понимать законченное кинодраматургическое произведение, которое содержит в себе полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывающего образы главных героев картины.

Литературный сценарий игрового короткометражного фильма «Не самый лучший день» был написан по мотивам рассказа Сергея Симонова «Как серпом по головке».

Литературный сценарий короткометражного игрового фильма «Не самый лучший день» представлен в приложении 1.

Синопсис на игровой фильм

Сценарий: Сергей Симонов

Режиссер: Алексей Псковитин

«Не самый лучший день»

ЛОГЛАЙН: Трудно жить в США, где нет возможности безбоязненно высказывать свою позицию по политическим вопросам.

По мотивам рассказа С.Г. Симонова «Как серпом по головке».

Наше время. Соединенные штаты Америки. Типичный американский колледж. На часах 10-21. Молодой студент Джон Смит читает доклад на паре, посвященный политике. Все с интересом его слушают, пока он не упоминает факт того, что на выборах Президента США были случаи подтасовки голосов в пользу Барака Обамы. Аудитория замолкает. На глазах студентов ужас. В класс вбегает отряд ФСБ и забирает Джона.

Джон сидит в КПЗ. После этого его вызывают к следователю – сержанту Джейн Вудсен. Следователь спрашивает, понимает ли тот, за что его задержали. Джон отвечает, что удивлен («такие события – как серпом по головке»). Следователь сообщает, что Джона хотят приговорить к смертельной казни через электрический стул за клевету в адрес Госдепа США.

Раздается телефонный звонок. Следователь недолго общается по телефону, кладет трубку и говорит Джону, что его родители отказались от него, а девушка выбросилась из окна. Джон начинает злиться и ломает карандаш, который он держал в руке. Следователь призывает парня не расстраиваться и предлагает ему два варианта – либо сесть на электрический стул, либо вступить в правящую партию и начать стучать на юных сокурсников-оппозиционеров. Джон вместо этого хватает пистолет следователя и стреляет себе в висок.

Следователь спокойно смотрит на это и вздыхает, что парень при его-то мозгах мог стать успешным человеком. Следователь уходит из кабинета. Труп Джона открывает глаза и, глядя в камеру, произносит: «У меня аллергия на эту страну» и умирает.

Структура сценария фильма «Не самый лучший день»:

Завязка – Джона забирает ФСБ за доклад, критикующий подтасовку голосов предвыборным штабом Барака Обамы.

Перепетии – родители отказались от Джона, девушка Джона выбросилась из окна.

Кульминация – следователь предлагает Джону стать стукачом ФСБ.

Развязка – Джон заканчивает жизнь самоубийством.

Главные герои фильма:

Джон – типичный молодой человек, который искренне верит в сказки о том, что Америка – это страна возможностей и свободы слова. Однако, жизнь все ставит по своим местам.

Основной задачей, поставленной режиссером Руслану Татунашвили, исполнителю роли Джона, изобразить уверенность во взгляде, желание изменить мир. Стильный бордовый пиджак, модная щетина подчеркивают создаваемый актером образ человека, который готов побеждать.

Визуальным референсом образа был типичный герой-одиночка, который борется до последнего и готов положить свою жизнь, лишь бы не поступиться своими принципами, в связи с чем образ главного героя схож с образом героя Владимира Высоцкого в фильме Станислава Говорухина и Бориса Дурова «Вертикаль» (рис. 1.1):

Рис. 1.1. Владимир Высоцкий в фильме «Вертикаль»

Антагонист главного героя – девушка-следователь Джейн Вудсен. Она настоящий волк в овечьей шкуре. Притворяясь хорошей, она является умелым вруном, лжецом и манипулятором, уничтожающей людей ради карьеры.

При этом образ героини совсем не похож на типичного следователя, одетого в строгий пиджак и брюки. Джейн носит обтягивающее платье в цветочек, в результате чего она больше напоминает проститутку, чем полицейского.

В качестве референса с точки зрения визуального и психологического образа можно назвать странствующую по Америке мошенницу Гленду в исполнении Блейк Лайвли в фильме «Провинциалка» (рис. 1.2):

Рис. 1.7. Блейк Лайвли в фильме «Провинциалка»

Возрастное ограничение – 16+. Ядро аудитории – мужчины и женщины 25-35 лет.

РАЗДЕЛ 2. Оценка зрительского потенциала кинопроекта и рекомендации по его повышению

В данной главе будет осуществлено обоснование целесообразности создания данного фильма – выявление сегментов рынка, на котором фильм может достичь максимального успеха как с репутационной, так и с экономической точки зрения. Оценка зрительского потенциала фильма также связана с изучением ключевых проблем отрасли, мешающих продвижению и распространению кинопроектов, аналогичных производимому фильму, представляющему собой короткометражную игровую картину, рассчитанную, в первую очередь, на фестивальный показ.

Жанр фильма «Не самый лучший день» – драма. Как ни странно, данный жанр претерпевает сложные времена: большая часть драм проваливается в прокате, тем самым уменьшая интерес зрителей и дистрибьюторов к новым драматическим кинопроектам.

В первую очередь, такое положение дел связано с сужением целевой аудитории кинотеатров. Ряд успешных проектов 1970-1980 гг., в частности «Звездные войны» Джорджа Лукаса, «Индиана Джонс» и «Челюсти» Стивена Спилберга и другие блокбастеры, чьи сборы в несколько раз превышали сборы драматического кино, привели к массовому притоку молодежной аудитории в кинозалы и последующему росту прибыли кинотеатров за счет продаж поп-корна и газированных напитков. Как результат, подобные изменения последовательно привели сначала к уходу зрителей среднего возраста из кинотеатров, а затем и фильмов, снятых в жанре драмы. Так, например, в сотне самых кассовых фильмов в российском прокате в 2014 году только десять драм, тогда как по количеству фильмов в топ-100 лидирующие позиции занимают комедии.

Рассмотрим десять наиболее кассовых драм, выходивших в российский прокат в 2010-2015 годах (табл. 2.1):

Таблица 2.1

Топ-10 самых кассовых драм в российском прокате в 2010-2015 гг.

№ фильма по количеству кассовых сборов

Дата начала проката фильма

Название фильма

Страна-производитель фильма

Прокатчик фильма

Кассовые сборы в РФ, млрд. руб.

Жанр фильма

1

2

3

4

5

6

7

1

10.10.2013

Сталинград

Россия

WDSSPR

1,7

Военная драма

2

12.02.2015

Пятьдесят оттенков серого

США

UPI

1,1

Эротическая драма

3

01.01.2013

Жизнь Пи

США-Тайвань-Великобритания-Канада

Двадцатый век Фокс СНГ

0,928

Приключенческая драма

4

18.04.2013

Легенда №17

Россия

Централ Партнершип

0,923

Биографическая драма

5

01.12.2011

Высоцкий. Спасибо, что живой

Россия

WDSSPR

0,868

Биографическая драма

6

03.10.2013

Гравитация

США-Великобритания

Каро-Премьер

0,700

Фантастическая драма

7

16.05.2013

Великий Гэтсби

США-Австралия

Каро-Премьер

0,560

Драма

8

08.11.2012

Облачный атлас

США-Германия-Гонконг-Сингапур

Двадцатый век Фокс СНГ/ A Company

0,517

Фантастическая драма

9

05.03.2015

Духless-2

Россия

UPI

0,490

Драма

10

06.02.2014

Волк с Уолл-стрит

США

West

0,483

Драма

Самой кассовой драмой в 2010-2015 гг. стал фильм Федора Бондарчука «Сталинград», являющийся, на данном этапе, самым кассовым российским фильмом в отечественном прокате.

Высоким спросом у зрителей пользуются драмы, снятые по мотивам бестселлеров: «Пятьдесят оттенков серого» (1,1 млрд рублей), «Жизнь Пи» (0,928 млрд рублей), «Великий Гэтсби» (0,56 млрд рублей), «Облачный атлас» (0,517 млрд рублей), «Волк с Уолл-стрит» (0,483 млрд рублей). Качественная литературная основа, доказавшая свою востребованность у аудитории, является своеобразной гарантией кассового успеха фильма.

Отдельного упоминания заслуживают биографические драмы. В российский прокат выходит большое количество байопиков, но спросом пользуются исключительно драмы о российских героях, в частности истории о жизни хоккеиста Валерия Харламова («Легенда №17»; 0,923 млрд рублей) и автора-исполнителя песен Владимира Высоцкого («Высоцкий. Спасибо, что живой»; 0,868 млрд рублей).

Зрительским спросом пользуются и фантастические драмы: «Гравитация» (0,7 млрд рублей), «Облачный атлас», «Время» (0,447 млрд рублей). Секрет фантастических драм состоит в том, что они совмещают в себе присущий фантастическому кино эскапизм, позволяющий зрителю сбежать от реальности, и повышенную степень драматизма. Подобные фильмы также весьма успешно привлекают как привыкшую к развлекательному кино молодежь, так и любителей арт-хауса.

Кроме того, нельзя забывать и о значении исполнителя главной роли в успехе фильма. Несмотря на то, что, по мнению многих кинокритиков и продюсеров, в эпоху 2010-х нет института звезд (то есть нет актеров, которые гарантированно смогут принести кассу любому фильму вне зависимости от его содержания), данный рейтинг доказывает, что есть актеры, способные привести аудиторию на драмы со своим участием, в частности Леонардо ДиКаприо («Великий Гэтсби», «Волк с Уолл-стрит», «Титаник») и Данила Козловский («Легенда №17», «Духless», «Духless-2»).

Помимо всего выше изложенного стоит упомянуть, что зритель ценит драму за актуальность и достоверность конфликтов и персонажей, в них участвующих. Отталкиваясь от этого, нельзя не заметить, что «Не самый лучший день» идеально вписывается в эту характеристику, максимально точно отражая сегодняшние нравы. Рассказ Сергея Симонова «Как серпом по головке», превосходно отражающий настроения молодежи 2010-х, был адаптирован под киноформат, что и позволит заинтересовать тех же людей, которые смотрят в кинотеатрах «Духless» и «Волка с Уолл-стрит». При этом мощнейшая литературная основа позволяет «Не самому лучшему дню» не скатиться в тривиальную историю, чем зачастую грешат создатели картин, пытающихся во что бы то ни стало перенести на экран реальность во всех ее проявлениях. «Не самый лучший день» оставляет зрителю материал для размышления, что позволяет заинтересовать любителей фестивального кино.

Несмотря на то, что, как было сказано выше, «Не самый лучший день» имеет необходимый драматургический потенциал для того чтобы быть показанной массовой аудитории, короткометражное кино не выходит в широкий прокат, довольствуюсь разовыми показами на различных кинофестивалях. На наш взгляд, такая практика связана с двумя ключевыми проблемами: отсутствием достаточного количества качественного зрительского короткометражного кино и нежеланием кинотеатров работать с коротким метром.

Согласно статистическим данным, подготовленных компанией TNS и обнародованных в рамках проходившего в начале 2015 года Международного телерынка в Канне, за год с сентября 2013 по сентябрь 2014 года среднее   время   просмотра  видео в сети  Интернет сократилось  с 5,1 до 3,7 минут. Как отмечает генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст, зрители, родившиеся после 1980 года, страдают синдромом рассеянного внимания, утрачивая возможность 1,5 часа концентрироваться на одном фильме, отвлекаясь на SMS, телефонные разговоры, чтение свежих новостей и переписку в социальных сетях. Учитывая данный факт и то обстоятельство, что ядром аудитории кинотеатров являются зрители 12-28 лет, являющиеся наиболее активной частью аудитории Интернета, можно предположить, что одним из способов предотвращения оттока аудитории из кинотеатров может стать прокат короткометражного кино.

Стоит также отметить тот факт, что на российском телевидении крайне редко можно увидеть короткометражное кино, лишь изредка некоторые каналы («Россия-К», «2х2», «Пятница!», «TV 1000 Русское кино», «Дождь») могут поставит в свою сетку короткий метр, и то в таких случаях речь идет исключительно о картинах с успешной фестивальной историей и большим количеством просмотров в Интернете. Это вполне объяснимо, так как для каналов такие программные решения носят экспериментальный характер, а показ короткометражного кино не вписывается в концепцию ни одного из федеральных каналов.

По нашему мнению, не имеет смысла ставить в эфирную сетку центральных каналов короткометражное кино на регулярной основе. Подобные эксперименты могут привести к размыванию аудитории, что может обернуться большими финансовыми потерями в условиях усиливающейся сегментации телеканалов. По данным TNS, совокупная доля аудитории всех тематических каналов в России составляет 18 %, тогда как доля самого популярного вещателя страны – «Первого канала» - лишь 14 %. Таким образом, более верной, с нашей точки зрения, является идея Никиты Михалкова о создании федерального канала, который будет круглосуточно показывать студенческое кино и работы выпускников российских киновузов. Данный тематический канал сможет привлечь к экранам потенциальную аудиторию короткометражного кино (зрители 25-45 лет с высшим образованием, преимущественно представители творческих и интеллектуальных професиий) и сможет стать стартовой площадкой для большого числа выпускников киновузов.

На данный момент единственным специализирующимся на короткометражном кино каналом является международный телеканал «MiniMovie», созданный основателем «РенТВ» Дмитрием Лесневским. Данный канал показывает преимущественно фестивальное кино, но каждый зритель при желании может отправить свой короткий метр на канал, и тот может попасть в эфир «MiniMovie». Популярность данного канала в своей целевой аудитории свидетельствует о том, что создание подобного российского канала, который бы специализировался исключительно на фильмах выпускников российских киновузов, может достичь своего результата как с точки зрения развития канала, так и с точки зрения продвижения молодых кинематографистов.

Раздел 3. Состав основной творческой группы и актеров, требования к нему

В длительный и трудоемкий процесс создания кинокартины вовлечен временно – работающий производственно – творческий коллектив. Этот коллектив называется съемочной группой. К представителям творческих профессий относятся: сценарист, режиссер, композитор, оператор, звукорежиссер, художник-постановщик и т. д. В создании участвуют множество специалистов различных областей – съемочная и осветительная техника, звукотехника, пошив костюмов, грим, строительство декораций и т.д. К производственному персоналу съемочной группы относятся директора, ассистенты, помощники, бухгалтера и т.д. Регулирует и контролирует весь процесс создания, а так же отношения между всеми департаментами съемочной группы – продюсер.

Состав съемочной группы.

Продюсер — художественный и финансовый руководитель проекта. Формирует проект, выбирая сценарий и режиссера, и осуществляет производство и контроль.

Административная группа.

  1. Директор фильма — решает организационные вопросы во время съемочного периода: подготовка локаций ко времени съемок, договоры с владельцами государственных и частных учреждений и т. п.
  2. Администратор по площадке — обеспечение съёмки на съемочной площадке. «Тишина на площадке» и любые организационные вопросы. Руководит членами съемочной группы. Например, установка мебели, реквизита, действие их дальнейшей работы.

Режиссерская группа.

  1. Режиссер-постановщик - руководящий участник процесса создания фильма, отвечающий за художественную и сценическую составляющие картины. В его задачи входят:
  2. определение общего художественного стиля фильма;
  3. реализация сценария;
  4. руководство актёрами, как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств;
  5. руководство монтажом фильма.
  6. Второй режиссёр - как правило, на производстве кинокартины задействованы два вторых режиссёра, собственно второй режиссёр и второй режиссёр по планированию.

В функциональные обязанности второго режиссёра входит:

В подготовительный период:

  • создание режиссёрского сценария (совместно с режиссёром-постановщиком);
  • хронометрирование сценария;
  • сбор и систематизация информации от департаментов съемочной группы (художники по костюмам, художника по гриму, ассистента по актерам, ассистенты по реквизиту и других);
  • планирование съемочного процесса (Календарно-постановочный План) и приведение плана в соответствие с графиками занятости актеров, задействованных в картине;
  • выбор подходящих под описание в сценарии объектов из списка, предложенного директора по объектам и дальнейший осмотр выбранных объектов (совместно с режиссером-постановщиком, оператором-постановщиком и художником);
  • разработка режиссерской экспликации (совместно с режиссером-постановщиком);

В производственный период:

  • подготовка и рассылка вызывных листов перед каждым съемочным днем
  • наблюдение и руководство по размещению объектов и группы на съемочной площадке
  • контроль за своевременным прибытием членов съемочной группы (в соответствии с временем проставленным в Вызывном листе)
  • контроль за соблюдением съемочного графика составленного ранее для текущей смены;
  • руководство действиями актеров второго плана и массовки;
  • ведение отчетности по результатам съемочного дня — количество снятых сцен, количество дублей на каждую сцену (совместно с ассистентом режиссёра или «хлопушкой»), количество использованных метров пленки.

В современном кинопроизводстве существует следующее разделение - второй режиссер по планированию и второй режиссер на площадке

Еще одним помощником для второго режиссёра на площадке является помощник режиссера.

  1. Помощник режиссера (ассистент режиссёра) — это член съемочной группы, который проставляет номера сцен и дублей на хлопушку, ведет хронометраж отснятого материала по секундомеру (контролируя точность хронометража с помощью видеоинженера или плэйбек оператора) и хлопает в кадре, перед объективом запущенной кинокамеры в начале (реже в конце) дубля, в его обязанности входит составление монтажных листов.

Операторская группа.

  1. Оператор постановщик — один из основных создателей фильма, непосредственно работающий над его изобразительным решением, осуществляющий его съёмку. Совместно с режиссёром-постановщиком оператор-постановщик определяет идейно-художественную направленность фильма, его изобразительную трактовку. Основное в творчестве оператора-постановщика — отбор и воплощение на экране наиболее выразительных композиционных, светотональных и колористических решений, точек зрения, ракурсов, оптической трактовки и освещения, способствующих максимально полной, глубокой передаче темы и идеи фильма. При подготовке к съёмке и в работе над фильмом оператор-постановщик совместно с режиссёром-постановщиком и художником на основе литературного сценария и творческого замысла будущего фильма разрабатывает постановочный сценарий, изобразительную трактовку сцен и эпизодов фильма, портретные характеристики основных персонажей, принципы освещения, выбирает места натурных съёмок, утверждает эскизы декораций, костюмов. В процессе работы над фильмом оператор-постановщик руководит работой оператора, ассистента оператора, и всей операторской группой.

Ближайшим помощником и исполнителем творческих и технических заданий оператора-постановщика является второй оператор.

  1. Второй оператор руководит работой другого технического персонала. По поручению оператора-постановщика оператор самостоятельно проводит съёмки в павильоне и на натуре. Оператор несёт ответственность за техническое качество изображения, комплектует необходимую съёмочную технику, проводит испытания аппаратуры, плёнки, фильтров и другого операторского оборудования, наблюдает за качеством лабораторной обработки негативного и позитивного материала.
  2. Ассистент оператора по фокусу - отвечает за чёткость изображения на необходимых по замыслу объектах. Измеряя заранее фокусное расстояние и переводя «фокус» в процессе съёмки.
  3. Бригадир светотехников с бригадой — человек, отвечающий за свет.
  4. Механик камеры – обеспечивает техническое обслуживание камеры и её установку. Перезаряжает кассеты, меняет оптику.

Звукорежиссерская группа.

Звукорежиссер — Курирует все этапы звукопроизводства. Формирует концепцию звука. Создаёт художественные звуковые образы. Звукорежиссер так же утверждает все объекты съемок исходя из «звучания» объектов. Руководит всем департаментом.

Художественная группа.

Художественная группа – состоит из нескольких цехов: художественный цех, костюмерный цех, гримерный цех, реквизитный цех, все цеха подчиняются художнику постановщику.

  1. Художник постановщик – реализует пожелания режиссера и цветовое восприятие оператора, отвечает за художественное решение фильма.

Костюмерный цех

  1. Художник по костюмам — изготовление и подготовка костюмов к съёмкам. Знание исторической достоверности костюма. Моды, знаков различия и т. п.
  2. Костюмер — отслеживает все, вплоть до положения пятен грязи на одежде. Имеет дубль костюма.

Гримёрный цех

  1. Художник по гриму - изготовляет эскизы, учувствует в кастинге, делает выписку кого, как и когда гримировать. Следит за соответствием этого процесса. Изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Решает все вопросы, связанные с цветом глаз, старением, типом кожи, ранениями.

Договоры с участниками съемочной группы представлены в приложении 6.

Раздел 4. Смета аудиовизуального произведения

Чтобы оценить всю сложность творческо-постановочного проекта «Не самый лучший день», нам необходимо составить генеральную смету аудиовизуального произведения.

Таблица 4.1

Смета затрат кинокартины «Не самый лучший день»

Статья затрат

Ед. изм.

Кол-во

Стоимость за ед, руб.

Сумма, руб.

1

Авторские и смежные права

1.1.

Приобретение прав (права на литературную основу, прочие права)

200 000

200 000

1.2.

Приобретение авторских прав на сценарий

Аккорд

1

500 000

500 000

Итого:

700 000

2

Затраты на оплату труда съемочной группы и услуги художественно-производственных профессий

2.1.

2.1.1.

Режиссерская группа

Режиссер-постановщик

аккорд

300 000

300 000

Второй режиссер

з/п

1 мес.

150 000

150 000

Помощник режиссера

з/п

0,8 мес.

30 000

10 000

Итого:

460 000

2.1.2.

Операторская группа

Оператор-постановщик

понедельно

3 нед.

100 000

300 000

Второй оператор

смена

8 см.

6 000

48 000

Ассистент оператора (фокус)

смена

8 см.

5000

40 000

Супермеханик ( 2 чел)

смена

3 см.

5 000

30 000

Плэйбекер

з/п

3 см.

25 000

3 000

Гаффер

смена

3 см.

6 000

18 000

Осветитель (2 чел)

смена

8 см.

4 000

64 000

Итого:

503 000

2.1.3.

Художники и ассистенты

Художник-постановщик

з/п

1 мес.

250 000

250 000

Художник по костюмам

з/п

1 мес.

90 000

90 000

Костюмер

з/п

1 мес.

40 000

40 000

Художник по гриму

з/п

0,5 мес.

50 000

25 000

Итого:

405 000

2.1.4.

Звукооператоры, звукорежиссеры и ассистенты

Звукорежиссер

з/п

1 мес.

80 000

80 000

Итого:

80 000

2.1.5.

Актеры первого и второго плана

Джон

смена

8 см.

100 000

800 000

Джейн

смена

3 см.

10 000

30 000

Охранник

смена

1 см.

40 000

40 000

Итого:

870 000

2.1.6.

Массовка и групповка

Массовка (19 чел).

смена

3 см.

500 (19 чел)

28 500

Итого:

28 500

2.1.7.

Группа postproduction

Режиссер монтажа

смена

10

5 000

50 000

Шумооформитель

смена

1 см.

3 000

3 000

Монтажер звука

смена

4 см.

1 500

6 000

Звукорежиссер перезаписи

смена

2 см.

1 500

3 000

Итого:

62 000

2.1.8.

Группа комбинированных специальных съемок и спецэффектов

Итого:

2.1.9.

Постановщики и исполнители трюковых сцен

Итого:

2.1.10.

Административная группа

Директор

з/п

1 мес.

80 000

80 000

Администратор

з/п

1 мес.

30 000

30 000

Итого:

110 000

2.1.11.

Продюсерская группа

Продюсер

аккорд

Итого:

2.1.12.

Производственные рабочие, занятые:

Рабочие

смена

Итого:

2.1.13.

Временные работники

Охранники

смена

Итого:

Итого:

3 218 500

3

Отчисления на социальные нужды

968 768.5

4

Материальные затраты

Жесткие диски

шт

1

4 000

4 000

Карта памяти

шт

4

1 500

6 000

Диски DVD

шт

15

20

300

Digital Betacam

шт

3

3 000

9 000

Итого:

19 300

5

Работы и услуги

Декорационно-техническое оформление

5.1.1.

Аренда павильонов

смена

5.1.2.

Постройка и разборка декораций в павильоне

5.1.3.

Постройка и разборка декораций на натуре

Итого:

5.2.

Реквизит

Реквизит в аренду

шт

Исходящий реквизит

шт

Итого:

5.3.

Костюмы, обувь, головные уборы

Смена

5.4.

Гримерно-пастижерские изделия

5.5.

Съемочное оборудование

Комплект камеры (Arri Alexa)

смена

8 см.

15 000

120 000

Комплект камеры (RED)

смена

8 см

18 000

144 000

Световое оборудование

смена

4 см.

10 000

40 000

Специальная съемочная техника

смена

4 см.

8 000

32 000

Звукозапись на съемочной площадке (чистовой звук)

смена

8 см.

20 000

160 000

Итого:

496 000

5.6.

Автотранспорт

Камерваген

Смена

Светобаза

Смена

Гримваген

Смена

Актерский трейлер

Смена

8

Тонваген

Смена

Костюмваген

Смена

Реквизиторский микроавтобус

Смена

Туалет

Смена

Автобус группы

Смена

3 см.

3 000

9 000

Такси

час

16

200

3 200

Итого:

12 200

5.7.

Монтажно-тонировочные работы

Монтажная комната

Аренда

Музыкальное оформление

Аренда зала

смена

Музыкант оркестра (10 чел.)

смена

Ассистент ProTools

смена

Итого

5.8.

Сведение музыки

Звукорежиссер перезаписи

смена

2 см.

20 000

40 000

Ассистент ProTools

смена

Итого:

40 000

5.9.

Компьютерная графика

Титры и внутрикадровые надписи

30 000

30 000

Итого:

30 000

5.10.

Аренда студии монтажа звука

По часам

5

1 000

5 000

5.11.

Лицензия Dolby

5.12.

Цветокоррекция

50 000

50 000

5.13.

Фильмовые материалы

5.14.

DCP

Итого:

55 000

Итого:

6.

Экспедиционные расходы

38 400

Оплата найма жилых помещений

мес

1 мес

30 000

30 000

Съемочная группа

Актеры

мес

1 мес

20 000

20 000

Итого

88 400

7.

Прочие прямые расходы

Интернет (WiFi)

Почтовые услуги

Юридические услуги

Мобильная связь

2 000

Итого:

2 000

8.

Промежуточный итог

4 930 168.5

9.

Страховые взносы (не более 3 % от промежуточного итога)

10.

Общестудийные расходы (не более 10 % от промежуточного итога)

11.

Непредвиденные расходы (1% от промежуточного итога)

49 301.685

12.

Сметная стоимость фильма:

4 979 470.185

По итогам анализа сметы получается, что бюджет нашей картины составляет 4 979 470.185 рублей. Эта сумма необходима для создания задуманного нами произведения. Все расходы связаны с производством картины, с выплатой заработанной платы и оплаты техники.

Возможные источники финансирования аудиовизуального произведения на данном этапе производства - это привлечение средств Министерства Культуры, Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, Российский фонд культуры, меценатства и частных инвесторов, которым интересен был бы данный проект. Это люди, которые несмотря на достигнувший уровень благосостояния, продолжают интересоваться литературой и имеют желание ее экранизировать.

Раздел 5. Календарно-постановочный ПЛАН

Определение последовательности этапов съемочного процесса и прикрепления их в единый документ, называется составлением календарно – постановочного плана. Основываясь на этот план, мы рассчитываем смету всего нашего кинофильма.

Календарно – постановочный план создается продюсером проекта, в результате окончательного утверждения локаций и составления графика занятости съемочный группы и актеров.

Основываясь на данный Календарно – постановочный план, вторым режиссером на площадке были составлены вызывные листы, которые предоставлены в Приложении.

Календарно-постановочный план

по проведению съемок дипломного проекта.

Название работы: «Не самый лучший день».

  1. Подготовительный период: с «23» октября 2014 года по «4» ноября 2014 года.

Дата

Содержание

С «23» октября 2014 года по «25» октября 2014 года

Подбор грима. Утверждение.

С «25» октября 2014 года по «27» октября 2014 года.

Подбор костюма. Утверждение.

С «27» октября 2014 года по «2» ноября 2014 года.

Смотр локаций. Тесты улиц.

СПбГИКиТ

«3» ноября 2014 года.

Приезд Руслана Татунашвили на Московский вокзал.

«4» ноября 2014 года.

Приезд Марии Троцко на Московский вокзал.

  1. Съемочный период: с «5» ноября 2014 года по «23»ноября 2014 года.

Количество смен: 8

Павильон: нет.

Интерьер: 5.

Натура: 3

Репетиции: 5

  1. Монтажно – тонировочный период: с «24» ноября по «23» декабря 2014 года

Количество смен: 30

Черновой монтаж: 10

Основной монтаж: 20

Запись музыки: 16 ( 2 смены)

Речевое озвучание: 36 часов (4 смены)

Шумовое озвучание: 8 часов ( 1 смена)

Перезапись: 16 часов (2 смены)

Общее количество смен: 30 смен.

Режиссер: Алексей Псковитин.

Оператор: Дмитрий Шилов.

Звукорежиссер: Евгений Пантелейкин.

Продюсер (директор картины): Михаил Печерский.

Раздел 6. Пообъектные разработки

Пообъектные разработки представлены в приложении 9.

Раздел 7. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ аудиовизуального произведения

Калькуляция себестоимости проекта обозначает отображение фактических затрат на аудиовизуальный постановочный проект. В данном разделе мы указываем не только финансовые, материальные и временные затраты на аудиовизуальное произведение, но также и сравниваем их с плановыми показателями. Калькуляция себестоимости проекта к/к «Не самый лучший день» представлена в таблице.

Таблица 7.1

Статья затрат

Ед. изм.

Кол-во

Стоимость за ед, руб.

Сумма, руб.

1

Авторские и смежные права

2

Затраты на оплату труда съемочной группы и услуги художественно-производственных профессий

2.1.1.

Режиссерская группа

2.1.2.

Операторская группа

Супермеханик ( 2 чел)

смена

3 см.

5 000

30 000

Итого:

30 000

2.1.3.

Художники и ассистенты

Художник по гриму

з/п

0, 5

мес.

50 000

25 000

Итого:

55 000

3

Отчисления на социальные нужды

16 555

4

Материальные затраты

Жесткие диски

шт

1

4 000

4 000

Карта памяти

шт

3

1 500

4 500

Диски DVD

шт

15

20

300

Digital Betacam

шт

3

3 000

9 000

Итого:

17 800

5

Работы и услуги

5.5.

Съемочное оборудование

Комплект камеры (ARRI ALEXA)

смена

8 см.

15 000

120 000

Комплект камеры (RED)

смена

8 см

18 000

144 00

Световое оборудование

смена

4 см.

5 000

20 000

Специальная съемочная техника

смена

4 см.

8 000

32 000

Звукозапись на съемочной площадке (чистовой звук)

смена

8 см.

10 000

80 000

Итого:

396 000

5.6.

Автотранспорт

Такси

час

16

200

12 200

Итого:

12 200

5.10.

Аренда студии монтажа звука

По часам

5

1 000

5 000

Итого:

5 000

Итого:

413 200

6.

Экспедиционные расходы

38 400

Оплата найма жилых помещений

мес

1 мес

30 000

30 000

Съемочная группа

Актеры

мес

1 мес

20 000

20 000

Итого

88 400

7.

Прочие прямые расходы

Мобильная связь

2 000

Итого:

2 000

8.

Промежуточный итог

595 955

11.

Непредвиденные расходы (1% от промежуточного итога)

5 929.55

12.

Сметная стоимость фильма:

598 884 .55

Исходя из вышеприведенной калькуляции на создание аудиовизуального произведения кинокартины «Пенелопа», мы видим, что она составила 598 884.55 рублей (пятьсот девяносто восемь тысяч восемьсот восемьдесят четыре рубля пятьдесят пять копеек).

Все расходы связаны с производством картины, оплатой съемочной техники, оплаты некоторым членам съемочной группы, экспедиционными расходами и оплатой проживания некоторым членам съемочной группы и актерам. Данное произведение снято за счет выделенных государством РФ денег режиссеру Алексею Псковитину, студенту Московской школы им. МакГаффина.

Раздел 8. Прокатная политика законченного фильма

Как было сказано ранее, несмотря на высокий творческий потенциал, фильм «Не самый лучший день» не может рассчитывать на кинотеатральный прокат и показы на центральных каналах. По этой причине, основными каналами распространения фильма будут фестивали короткометражного кино, кабельное телевидение и Интернет-ресурсы. Следует оговориться, что средства на фильм были получены на безвозвратной основе, и ключевой задачей прокатной политики является не сиюминутное получение прибыли, а популяризация команды, участвовавшей в проекте, в кинематографическом сообществе.

Планируемые фестивали:

  1. «Open Cinema» – международный фестиваль короткометражного кино и анимации. Президент фестиваля – Людмила Липейко. Сроки проведения: 1-6 августа 2015 г. Место проведения: г. Санкт-Петербург.

«Open Cinema» – это уникальный кинофестиваль, занимающий особое место в культурной жизни Санкт-Петербурга и России, который приближает авторское кино к зрителям, делая его демократичным и модным явлением; самый крупный международный кинофорум короткометражного кино в нашей стране, ежегодно фестиваль собирает на своих показах более 16000 человек; единственный в Петербурге кинофестиваль в формате OPEN-AIR, традиционное место проведения – на берегу Невы, в самом сердце Петербурга – на пляже Петропавловской крепости; арт-хаусный фестиваль, открывающий для российского зрителя новые имена, новые тема, новые страны и континенты современного киноискусства, благодаря партнерским отношениям с ведущими российскими и зарубежными кинофестивалями, студиями и киношколами, в программах фестиваля принимают участие режиссеры практически со всего мира.

  1. «Короче» – российский фестиваль короткометражного кино. Президент фестиваля – Сергей Сельянов. Сроки проведения: 21-23 августа 2015 г. Место проведения: г. Калининград.

Фестиваль ставит перед собой задачу поиска талантов в каждом из 83 регионов нашей страны. Фестиваль «КОРОЧЕ» дает возможность продемонстрировать короткометражное кино элите российской киноиндустрии. Фестиваль делает акцент на «арт-мейнстрим», т. е. на фильмы, обладающие высоким художественным качеством и доступные максимально широкой аудитории.

  1. «Послание к человеку» – ежегодный международный фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных и экспериментальных фильмов. Президент фестиваля – Алексей Учитель. Сроки проведения: 19-26 сентября 2015 г. Место проведения: г. Санкт-Петербург.

Фестиваль образовался в результате преобразования документальной секции Московского Международного кинофестиваля в отдельный Ленинградский международный фестиваль документальных фильмов. Аккредитован Международной Федерацией Ассоциаций Кинопродюсеров FIAPF (Франция). Фестиваль «Послание к человеку» отдает приоритет фильмам, в которых гуманистическая идея выражена подлинно кинематографическим языком.

  1. «Первый шаг» – некоммерческий открытый фестиваль короткометражных документальных, игровых и анимационных фильмов и социальной рекламы начинающих кинематографистов студентов творческих вузов. Директор фестиваля – Михаил Карасев. Сроки проведения: 25-27 сентября 2015 г. Место проведения: г. Великий Новгород.

Участниками кинофорума могут стать студенты творческих ВУЗов и киношкол, а также режиссеры-любители. Профессиональные режиссеры могут попасть в конкурсную программу при том условии, что их киноработа является дебютной. Фестиваль принимает не более 1 работы от одного автора. В фестивале 2015 года действуют следующие конкурсные номинации: «Гран-при фестиваля», «Лучший документальный фильм», «Лучший игровой фильм», «Лучшая анимационная работа», «Лучшее социальное видео», Номинация Управления ФСКН России по Новгородской области – «Жизнь без наркотиков», Лучший иностранный фильм.

  1. «Арткино» – всероссийский фестиваль авторского короткометражного кино. Президент фестиваля – Сергей Тютин. Сроки проведения: 25-30 сентября 2015 г. Место проведения: г. Москва.

В конкурсе принимают участие российские игровые, документальные, анимационные, экспериментальные фильмы хронометражем не более 30 минут, созданные студентами и выпускниками киношкол, а также независимыми авторами. Миссия фестиваля «Арткино» - возрождение авторского кино в России, стимулирование открытий в киноязыке, привлечение внимания к авторскому и экспериментальному кино путём популяризации короткометражных фильмов, продвижение короткометражного кино в кинотеатральный прокат и на телевидение. Благодаря фестивалю начинающим режиссёрам открывается возможность донести свое кино до широкого зрителя и профессионалов киноиндустрии. Фестиваль «Арткино» – единственный кинофорум, который занимается продвижением вошедших в конкурсную программу картин. Фильмы-лауреаты получают возможность участвовать в Финальном прокатном туре по городам Росси и стран СНГ.

  1. Манхэттенский фестиваль короткометражного кино – один из самых крупных фестивалей короткометражных фильмов в мире. Директор фестиваля – Николас Мейсон. Сроки проведения: 25 сентября-4 октября 2015 г. Место проведения: г. Нью-Йорк, США.

Кинофестиваль стартовал в Нью-Йорке в сентябре 1998 году на одной из улиц Манхеттена, когда директор Фестиваля Николас Мейсон (Nicholas Mason), устроил показ короткометражных фильмов своих друзей, установив экран на свой грузовик. В 1998 году Фестиваль перебрался в Union Square Park, где и проходит по сей день под открытым небом. В настоящее время Манхэттенский фестиваль короткометражного кино объединяет более 200 тыс. зрителей из 250 городов на 6 континентах. В России Фестиваль объединяет зрителей 30 городов с 2007 года. One World-One Week-One Festival — девиз Манхэттенского фестиваля короткометражного кино. Одна из основных целей Фестиваля — найти новые таланты в кинематографе и объединить зрителей по всему миру.

  1. «Шорты» – независимый международный кинофестиваль короткометражных фильмов. Продюсер фестиваля – Михаил Канаев. Сроки проведения: 7 октября-1 ноября 2015 г. Место проведения: г. Тула.

Фестиваль проводится в сети Интернет в период с июня по ноябрь в несколько этапов. Итоги подводятся на ежегодной церемонии награждения 7 ноября в кинотеатре «Albany» (г. Тула).

  1. «Начало» – ежегодный международный фестиваль дебютных и студенческих фильмов. Президент фестиваля – Дмитрий Месхиев. Сроки проведения: 10-17 октября 2015 г. Место проведения: г. Санкт-Петербург.

Фестиваль «Начало» проводится ежегодно осенью в Санкт- Петербурге. С 2013 года программа фестиваля включает в себя 3 международных конкурса: конкурс игровых полнометражных дебютов, конкурс короткометражных игровых, документальных и анимационных дебютов и традиционный конкурс короткометражных игровых, документальных и анимационных студенческих работ. В программе фестиваля: специальные конкурсы и тематические показы, внеконкурсная программа, мастер-классы, круглые столы, презентационные и ретроспективные программы, выставки.

  1. «ПитерКиТ» – ежегодный фестиваль студенческих фильмов Санкт-Петербургского Государственного Института Кино и Телевидения. Президент фестиваля – ректор СПбГИКиТ, профессор Александр Дмитриевич Евменов. Сроки проведения: 17-22 октября 2015 г. Место проведения: г. Санкт-Петербург.

Фестиваль проводится с целью объединения усилий кинематографической учащейся молодежи России в целом и Санкт-Петербурга в частности, поисков новых путей в кинематографе. Важнейшей составляющей фестиваля является поощрение студенческого творчества, оценки уровня подготовки студентов СПбГИКиТа и других вузов, ведущих подготовку будущих кинематографистов. Неотъемлемая часть фестиваля – внеконкурсный показ программ фильмов санкт-петербургских, российских и зарубежных киношкол с целью создания широкого контекста развития студенческого кино.

  1. «METERS» – международный молодежный фестиваль короткометражного кино и анимации. Директор фестиваля – Юлия Быкова. Сроки проведения: 29-30 ноября 2015 г. Место проведения: г. Тверь.

Фестиваль предоставляет уникальную возможность увидеть короткометражки, созданные нашими современниками – молодыми режиссёрами из разных стран мира. Конкурс фестиваля состоит из двух туров. Первый – отборочный тур, на котором из присланных фильмов выбираются те, которые будут представлены на фестивале. Лучшие работы проходят во второй тур – конкурс в номинациях фестиваля, где работы участников оценивают уже члены жюри. Победители фестиваля награждаются статуэтками в виде символа фестиваля Камерохеда. Фестиваль – это два дня, наполненных кинопоказами, мастер-классами, творческими встречами. География фестиваля постоянно расширяется. За время существования фестиваля в нём приняли участие авторы из более чем 35 стран: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Польша, Болгария, Сербия, Чехия, Словакия, Румыния, Эстония, Германия, Дания, Великобритания, Франция, США, Аргентина, Бразилия, Мексика, Ливан, Япония и др.

  1. Международный фестиваль короткометражного кино в Клермон-Ферране – один из самых престижных кинофестивалей короткометражного кино в мире. Сроки проведения: 30 января-7 февраля 2016 г. Место проведения: Клермон-Ферран, Франция.

До создания фестиваля в Клермон-Ферране имели место точечные инициативы. Между 1979 и 1981 годом университетское кинематографическое сообщество Клермон-Феррана (CCUC) организовывало недели короткометражного фильма. Фестиваль как таковой рождается в 1982 году. Публике были предложены тематические программы. Демонстрация фильмов быстро приобретает широкий размах, фестиваль институционализируется. Впервые рынок короткометражных фильмов для специалистов был организован в 1986 году, придав фестивалю экономический интерес. В 1988 году фестиваль становится международным.

На сегодняшний день это наиболее значимый в мире фестиваль, посвященный короткометражному фильму. Ассоциация «Sauve qui peut le court metrage» насчитывает сегодня 17 сотрудников.

  1. «Встречи на Вятке» – всероссийский фестиваль игровых короткометражных фильмов. Директор фестиваля – Олег Бурдиков. Сроки проведения: 1-3 марта 2016 г. Место проведения: г. Киров.

В фестивале одновременно участвуют три категории кинематографистов - это любители, детские студии, профессионалы. А объединяющим началом является конкретный жанр - игровое короткометражное кино. В процессе работы фестиваля происходит активное взаимовыгодное общение. Любители смотрят фильмы и учатся у профессионалов, а профессионалы заряжаются задором и энтузиазмом у любителей. Всё это способствует развитию жанра и повышению профессионального уровня создаваемых работ. В фестивале могут принимать участие: - кинолюбители и профессионалы, педагоги, директора соответствующих заведений, авторы фильмов, участники кинообъединений, руководители студий, зрители - все, кому интересен жанр игрового короткометражного кино, Кто создает и кого интересует непосредственно процесс создания некоммерческих игровых короткометражных фильмов, работа и обучение детей киноискусству, а так же проблемы организации кинообъединения.

  1. «Золотая пятерка» – международный фестиваль студенческих фильмов и творческой фотографии. Директор фестиваля – Татьяна Финаева. Сроки проведения: 8-9 апреля 2016 г. Место проведения: г. Москва.

Фестиваль «Золотая Пятёрка» — это прекрасная возможность показать свою работу широкой публике, услышать конструктивную критику от членов профессионального жюри и познакомиться с множеством талантливых ребят, которые, так же как и вы, открыты для сотрудничества и получения нового профессионального опыта. Основные номинации фестиваля «Золотая Пятёрка»: игровые короткометражные фильмы (до 30 минут); документальные короткометражные фильмы (до 20 минут); анимационные фильмы (до 15 минут); музыкальные видео клипы (до 7 минут); short фильмы (до 1 минуты); творческая фотография; телерепортаж; дополнительная номинация «12+» для будущих студентов.

  1. «Святая Анна» – ежегодный фестиваль студенческих и дебютных фильмов. Президент фестиваля – Михаил Пореченков. Сроки проведения: 16-24 апреля 2016 г. Место проведения: г. Москва.

Конкурс студенческих и дебютных фильмов на соискание национальных премий «Святая Анна» был учрежден в 1993 году. Главной задачей фестиваля является формирование нового поколения российских кинематографистов, способных успешно и творчески работать в условиях рынка. Ежегодный форум молодого кино объединяет в себя конкурсы по всем видам: игровой, документальный, анимационный, и позволяет начинающим кинематографистам со всех уголков страны и зарубежья представить свои фильмы и посмотреть кинотворения своих коллег. Традиционно участие в конкурсе принимают студенты самых разных киношкол – от ведущих институтов до независимых студий и компаний. Это молодые кинематографисты практически из всех регионов России, а также киношколы стран СНГ, Европы и Америки. Для многих – это уникальный шанс показать свои работы широкой публике и оценить творения коллег. Конкурс «Святая Анна» является той отправной точкой, которая позволяет его участникам уверенно войти в «большое кино». Работы студентов каждый год оценивает профессиональное жюри, состоящее из знаменитых и заслуженных кинематографистов.

  1. «Wiz-Art» – Львовский международный кинофестиваль короткометражных фильмов. Президент фестиваля – Ольга Райтер. Сроки проведения: 21-24 мая 2016 г. Место проведения: г. Львов, Украина.

«Wiz-Art» — ежегодный международный фестиваль короткометражных фильмов, который проходит во Львове в июле. Фестиваль, основанный художественной формацией «Wiz-Art», ежегодно демонстрирует более 100 свежих работ короткого метра. «Wiz-Art» — это мощная культурная и образовательная платформа, которая объединяет украинских и иностранных деятелей кино и знакомит украинских зрителей с опытом профессионалов. В конкурсной программе фестиваля участвуют короткометражные фильмы со всего мира. Заявку на участие могут присылать участники из любой страны. Также зрители могут посмотреть фильмы внеконкурсной программы. Кроме гран-при — главного приза фестиваля — награды получают победители в трех номинациях: лучший игровой фильм, лучший анимационный фильм, лучший экспериментальный фильм. Дополнительными являются призы жюри и выбор зрителя.

  1. Hamburg International Short Film – ежегодный международный фестиваль короткометражных фильмов в Гамбурге. Сроки проведения: 3-9 июня 2016 г. Место проведения: г. Гамбург, Германия.

Впервые праздник маленьких фильмов состоялся в 1985 году, он носил название «Без бюджета» и включал картины на создание которых не было потрачено денег. Но со временем его концепция изменилась, и теперь конкурсная программа включает более 400 фильмов, как малобюджетных, так и с внушительными стартовыми вложениями.

В мероприятии принимают участие короткометражные фильмы от 3 до 30 минут. Среди номинаций Гамбургского фестиваля - «Международные фильмы», «Малобюджетные фильмы», «Немецкое кино», «Гамбургские фильмы», «Уложиться в три минуты», а также специальная программа Mo & Friese для детей от 4 до 14 лет.

Телевизионные продажи:

«МиниМуви» - круглосуточный телеканал короткометражных фильмов, начал вещание в конце 2010 года. Основатель и руководитель канала – Дмитрий Лесневский, в прошлом совладельца и руководителя канала «РенТВ», продюсер фильмов Андрея Звягинцева «Возвращение» и «Изгнание». На канале представлено порядка 400 премьерных часов в год, короткометражные фильмы на любой вкус для любой аудитории, 90 фильмов каждый день, отсутствуют повторяющиеся блоки. Вещание осуществляется круглосуточно. Основа программирования – короткометражные игровые фильмы и короткометражная анимация, контент самых разных жанров (драмы, комедии, детективы, триллеры, мелодрамы, ужастики и др.). На канале зрители всех возрастов найдут для себя семейное кино и фильмы для взрослых, комедии для всех, комедии для семьи, комедии для двоих и просто комедии, а так же мелодрамы и мюзиклы, боевики и детективы, триллеры и эротику, мистику и ужасы, сказки и фэнтези. Только такой формат позволяет представлять 25 премьерных показов ежедневно. Канал предназначен для ретрансляции в России и странах Европы с помощью операторов кабельного и спутникового телевидения. В России канал вещает на платформе спутникового оператора «НТВ Плюс». Потенциальная аудитория канала – более 100 миллионов зрителей.

Продажи на Интернет-ресурсы:

  1. «ivi.ru» – это самая большая коллекция отечественных и зарубежных фильмов в рунете. Основной источник монетизации — реклама, может демонстрироваться перед фильмом, во время фильма или после него.
  2. «Megogo.net» – международный легальный онлайн-кинотеатр. На территории 15 стран постсоветского пространства сервис доступен на рекламной модели – пользователь не платит за просмотр видео, при этом ему демонстрируется реклама.

Вышеизложенный список фестивалей не ограничен и может измениться или дополниться, в зависимости от даты предоставления заявки на фестиваль, т.к. кинофильм «Не самый лучший день» на момент написания дипломной работы находится в стадии монтажа.

РАЗДЕЛ 9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ ЭКРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В данной главе будет проведен анализ достижений научно-технического развития в области кинопроизводства, которые могли бы быть использованы в готовом постановочном проекте для улучшения его финансово-экономических результатов.

На наш взгляд, для совершенствования фильма «Не самый лучший день» можно было бы использовать камеру Alexa Mini (рис. 9.1):

Рис. 9.1. Камера Alexa Mini

Использование данной камеры сильно ускорило бы производственный процесс - и дало очень большую художественную свободу.

Модель ALEXA Mini по качеству картинки сравнима с полноразмерной камерой, однако гораздо меньше и легче благодаря корпусу из углеродного волокна.

Новинка оснащена сенсором с соотношением сторон 4:3 и может записывать видео в разрешении 2K в ProRes и частотой 200 кадров в секунду. Максимальное поддерживаемое разрешение видео в формате ArriRAW— 2.8K. В случае использования карт памяти CFast 2.0 частота кадров составит 30 fps, а с внешним рекордером Codex — 60 fps. Рекордер также поддерживает функцию записи сразу с четырех устройств.

Помимо традиционного способа, камерой можно будет управлять при помощи беспроводного пульта. ALEXA Mini поддерживает объективы, подходящие для камеры AMIRA, а также позволяет снимать из любого положения. Вес новинки составляет 2.3 килограмма.

ип камеры: Цифровая камера, снимающая в формате 35-мм пленки, в облегченном карбоновом корпусе, переключаемая 4:3/16:9 активная зона сенсора, суппорт для видоискателя ARRI MVF-1, встроенные функции удаленного беспроводного управления через электронную систему ARRI или WiFi, поддержка моторов Сforce, встроенные моторизированные ND фильтры, сменное крепление объективов и датчик объектива ARRI Lens Data System.

Размеры (камера с PL байонетом): длина 185 мм, ширина 125 мм, высота 140 мм.

Вес камеры: около 2,3 кг при использовании титанового PL байонета

Сенсор: 35мм ARRI ALEV III CMOS с фильтром Байера

Размеры изображений:

16:9

  • HD: 2880x1620 (3168x1772)
  • 2K: 2868x1612 (3154x1764)
  • 3.2K: 3200x1800 (3424x1926)
  • 4K UHD: 3200x1800 (3424x1926)

4:3

2K: 2867x2150 (3168x2160).

Фильм можно было бы снять в формате форматом ARRIRAW, что сделало бы сцены в кинозале , а так же многие другие кадры - не зависящими от освящения: снимали бы от света экрана, не было бы лишних перестановок и качество изображения было бы на уровне голливудских блокбастеров, большинство из которых снято на ALEXA с применение этого кодирования исходящего файла

Камеры ALEXA XT и обновлённая классическая ALEXA с модулем XR могут записывать ARRIRAW внутренне на диски XR Capture Drive, без необходимости использования внешнего рекордера. Классическая камера ALEXA (с модулем SxS) не может записывать ARRIRAW внутренне, но может использовать специальный протокол под названием T-Link для вывода ARRIRAW через HD-SDI. ARRIRAW T-Link выходы требует внешнего рекордера, сертифицированного для работы с ALEXA ARRIRAW (T-Link)

Например:

• Codex Digital Onboard M and S

• S.Two OB-1

• Astrodesign HD-7502-A

• Convergent Design Gemini

• cineFlow cine Take

Также на съемках можно было бы использовать светодионые световые панели(стены), которые делают свет управляемым , можно моделировать динамическое изменение света из окна и т.д.

Также фильм можно было снять в формате IMAX.

IMAX — широкоформатная кинематографическая система, на которой основан ряд технологий кинопоказа и устройство сети кинотеатров по всему миру. Формат разработан одноимённой канадской корпорацией в 1970 году и рассчитан на использование для фильмокопий перфорированной киноплёнки шириной 70 мм с продольным расположением кадра. За счёт большой площади изображения на плёнке формат обладает наибольшей информационной ёмкостью и разрешающей способностью из всех существующих и позволяет строить экраны с размерами, значительно большими, чем у всех остальных кинематографических систем. В отличие от любых других кинотеатров, в которых ширина экрана меньше длины зрительного зала, экран IMAX превосходит её. В результате угловые размеры изображения превышают поле зрения человека, сидящего на любом месте. За счёт этого границы изображения становятся малозаметными, обеспечивая максимальный эффект присутствия («погружения»), наиболее полный при просмотре 3D-кино. Благодаря размерам IMAX часто называют технологией «гигантского экрана».

В 2011 году компания IMAX объявила о разработке цифровой кинокамеры 3D с разрешающей способностью, близкой к своему плёночному формату. Комбинация из двух цифровых камер, спроектированных на основе Phantom 65 с разрешением по 4К каждая, пригодна для съёмки сцен, когда оригинальный киносъёмочный аппарат непригоден из-за шумности или габаритов. Первым фильмом, в котором использована новая система, стал «Рождённые свободными» (англ. Born to be Wild), примерно 10 % исходного материала которого отснято цифровой камерой 3D. Однако, несмотря на появление цифровых камер, завершающих создание полноценной цифровой киносистемы, в планы IMAX не входит отказ от производства фильмов на киноплёнке. В 2014 году вышел первый 3D-фильм «Трансформеры: Эпоха истребления», полностью отснятый цифровой кинокамерой разрешением 4К. По сравнению с плёночным аналогом камера получилась относительно лёгкой — чуть больше 17 кг (38 фунтов).

Таким образом, мы рассмотрели новые технологии, которые помогут усовершенствовать фильм «Не самый лучший день» и сделать его более привлекательным для зрителей.

Заключение

В процессе проделанной работы нами были достигнуты следующие результаты. В установленные сроки был снят короткометражный фильм «Не самый лучший день», что являлось основной целью данной дипломной работы.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Творческо-производственная разработка литературного сценария;
    1. Оценка зрительского потенциала кинопроекта и рекомендации по его повышению;
    2. Состав основной творческой группы и актеров, требования к нему;
    3. Смета аудиовизуального произведения;
    4. Календарно-постановочный план;
    5. Пообъектные разработки;
    6. Калькуляция себестоимости проекта;
    7. Прокатная политика законченного фильма;
    8. Предложения по использованию новых экранных технологий.

Объектом дипломной работы является короткометражный фильм «Не самый лучший день», который был детально рассмотрен режиссером и продюсером со всех производственных и творческих сторон.

Предметом исследования данной дипломной работы являлся процесс создания законченного аудиовизуального произведения, то есть создания игрового короткометражного художественного фильма. Во время процесса исследования нами были тщательно разработаны, описаны и зафиксированы основные производственные документы, такие как:

  1. Календарно – постановочный план;
  2. Вызывные листы;
  3. Предварительная смета фильма;
  4. Калькуляция фильма.

По результатам анализа данной дипломной работы мы предложили прокатную политику законченного игрового короткометражного фильма, с предоставлением первичных и вторичных рынков сбыта, то есть различные варианты реализации кинокартины.

Список литературы

  1. Березин О.С., Леонтьева К.Ю. Кризис жанра // Синемаскоп. – 2015. – №1 (49). – С. 1-5.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3 и 4. – М.: Проспект, 2015. – 608 с.
  3. Евменов А.Д., Данилов П.В., Какосьян Э.К. Организация производства на предприятиях социально-культурной сферы (в кинематографии и на телевидении): Учебное пособие. – СПб.: СПбГУКиТ, 2009. – 97 с.
  4. Захаров С.М., Добренькова И.А. Кассовые сборы российского драматического кино в 2010-2014 гг. // Молодой ученый. – 2015. – №14 (94). – С. 248-253.
  5. Захаров С.М., Добренькова И.А. Проблемы монетизации драматического кино // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. – С. 27-31.
  6. Киноиндустрия Российской Федерации: исследование компании «Невафильм» при участии «Movie Research» («Универс-Консалтинг») и «iKS-Consulting» для Европейской аудиовизуальной обсерватории. – СПб.: ЕАО, 2014. – 213 с.
  7. Мастерство продюсера кино и телевидения / под ред. П.К. Огурчикова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко. – М.: Юнити, 2007. – 864 с.
  8. Методические указания по выполнению дипломного проекта для студентов факультета продюсирования, экономики и управления специальности 071103 «Продюсерство кино и телевидения»: методические указания / СПбГИКиТ; сост.: Э.К. Какосьян, П.В. Данилов, А.А. Гусева, Н.В. Сабельникова, П.А. Алексеева. – СПб.: СПбГИКиТ, 2015. – 41 с.
  9. Роднянский А.Е. Выходит продюсер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 288 с.

Разработка проекта короткометражного игрового фильма под рабочим названием «Не самый лучший день»