Физкультура и спорт как особая сфера предпринимательства и инновационной деятельности

Реферат

Физкультура и спорт как особая сфера предпринимательства и инновационной деятельности


В наступившем ХХI веке спорт является наиболее динамичным элементом современной жизни. К общим тенденциям его развития можно отнести:

  • повышение социальной значимости спорта как социокультурного феномена;
  • стремительное развитие спортивной индустрии и спорта как бизнеса;
  • активное вовлечение в сферу физической культуры и спорта широких слоев населения;
  • формирование активного, здорового стиля жизни, возрастание ценности физической культуры и спорта в системе ценностей современного человека;
  • все более возрастающую роль средств массовой информации, и особенно телевидения, в решении как культурных, образовательных, так и экономических и маркетинговых проблем.

Все это подтверждает, что в наши дни физическая культура и спорт приобрели социальную значимость, все больше проникают в жизнь людей, выполняя важные социальные функции. Они являются важным средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, формой проведения и организации свободного времени, средством общения, повышения социальной активности людей. Спорт существенно воздействует на другие стороны жизни людей – их трудовую деятельность, общественные отношения, сферу потребления, досуга, образования и т.д.

В последние годы широкое развитие получила индустрия физической культуры и спорта, как обширная отрасль предпринимательской деятельности. Как в нашей стране, так и за рубежом создано и продолжает создаваться множество физкультурно-спортивных организаций всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность на коммерческой основе – физкультурных и оздоровительных клубов и ассоциаций, фитнесс-центров, шейпинг-клубов, массажных салонов, тренажерных залов и пр. Еще одной составляющей спортивного бизнеса является спорт профессиональный, т.е. профессиональные федерации, лиги и клубы, действующие на основе самофинансирования за счет издательской деятельности, рекламы, проведения соревнований и продажи прав их трансляции по радио и телевидению различным коммуникационным корпорациям, а также всех форм коммерческой деятельности.

Спортивная индустрия включает также производство спортивного оборудования, инвентаря, одежды и обуви. К отдельным компонентам спортивной индустрии можно отнести информационно-спортивный бизнес (спортивные издательства, спортивные телеканалы и пр.), а также бизнес спортивных объектов (спорткомплексов, бассейнов, залов ).

Нетрудно заметить, что между бизнесом и спортом много общего: основой любой предпринимательской деятельности является соперничество, конкуренция. Спорт и бизнес имеют аналогичную мотивацию – стремление победить, показать свои лучшие качества, умения, достичь определенного уровня в своей деятельности. Все это приводит к выводу о тесной связи спорта и бизнеса.

Бизнес в спорте стимулирует и удовлетворяет важнейшие потребности людей – стремление к здоровому образу жизни, долголетию, общению, позитивному проведению досуга. В отличие от многих иных видов предпринимательской деятельности, бизнес в спорте является социально-значимым, поскольку он направлен, в том числе и на противостояние вредным привычкам, одними из которых является чрезмерное употреблению алкоголя и табака. Это направление влияния спортивного бизнеса является особенно значимым, поскольку речь здесь идет непосредственно о здоровье нации, о ее настоящем и перспективах.

До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Однако, в настоящее время это понятие трактуется гораздо шире, как понятие не только биологическое, но также экономическое и социальное, охватывающее практически все сферы жизнедеятельности общества. Здоровье нации в единстве его компонентов - биологического и социально-экономического - представляет собой социальную ценность, укрепление которой есть важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровье нации, по мнению ведущих медицинских специалистов в области физической культуры, — это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психо-эмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания.

Человек, систематически занимающийся спортом, в 2—3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15—20 % более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов на том участке работы, где прилагает усилия, будь то производственная, общественная или учебная деятельность. Люди, регулярно занимающиеся физкультурой и спортом в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже – гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже – хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже – гриппом. Активно занимающиеся спортом люди в 2,3 реже пропускают работу по состоянию здоровья.1

Позитивное здоровье нации благотворно сказывается на экономике общества, способствуя росту производительности труда и в конечном итоге экономическому росту. Нарушение общественного здоровья приводит к обратному эффекту - различного рода хозяйственным потерям. Экономические трудности могут отягощаться также трудностями социальной деградации общества – наркоманией, алкоголизмом, ростом преступности.

В этой связи уместно рассмотреть степень воздействия вышеназванных негативных явлений на здоровье нации, на экономику, а так же определить роль и значение физической культуры и спорта как одного из возможных факторов их преодоления.

Пожалуй, самым значимым «недугом» нашего общества является пьянство и алкоголизм. Потери общества здесь составляют весьма значительную величину и подразделяются на текущие и перспективные (долговременные).

К текущим потерям от пьянства и алкоголизма относятся прогулы, бытовые преступления, аварии на дорогах, конфликты в семье и пр. Перспективные потери долговременны, к ним относятся рост смертности, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, инвалидность, общее снижение продолжительности жизни в обществе, снижение производительности труда, негативные изменения в культуре и т.д.

Чрезмерное употребление алкоголя негативно влияет на экономику, на состояние рабочей силы в стране. Алкоголизм разрушительно действует на все без исключения органы человека. Он способен замедлять циркуляцию крови в сосудах мозга, приводя к постоянному кислородному голоданию его клеток, в результате чего наступает ослабление памяти и медленная психическая деградация. Алкоголь угнетает продукцию тромбоцитов, а также белых и красных кровяных телец, что ведет к малокровию, инфекциям.

Злоупотребление алкоголем вызывает повышение уровня холестерина в крови, стойкую гипертонию и дистрофию миокарда. Сердечно-сосудистая недостаточность может привести к смерти. Учитывая, что 95% всего поступающего в организм алкоголя обезвреживается в печени, ясно, что этот орган страдает от алкоголя больше всего: возникает воспалительный процесс (гепатит), а затем и рубцовое перерождение (цирроз). Печень перестает выполнять свою функцию по обеззараживанию токсических продуктов обмена, выработке белков крови и другие важные функции, что приводит к неизбежной смерти больного.

Однако, несмотря на катастрофические для здоровья человека последствия чрезмерного употребления алкоголя, о которых знает практически каждый, потребление его не сокращается. В различных странах насчитывается от 1 до 10% больных хроническим алкоголизмом. Однако, это далеко не полные сведения, поскольку гораздо больше злоупотребляющих не регистрируется, нигде и никем не учитывается. Распространенность алкоголизма анализируется по косвенным данным - производству алкогольных напитков, уровню и структуре их потребления, числу лиц, состоящих на учете в медицинских учреждениях, величине медицинских и экономических потерь вследствие пьянства и алкоголизма. Самый высокий уровень потребления алкоголя на душу населения отмечается в Германии - 12.1 литра, во Франции - 11.9 литра, Италии - 11 литров абсолютного алкоголя. По данным мировой статистики 15% мужчин и 5% женщин регулярно употребляют алкоголь. Из этого числа 3-6% становятся больными хроническим алкоголизмом. В США, по данным опроса Гэллапа, 63% населения злоупотребляют спиртным. Чаще употребляют алкоголь лица трудоспособного возраста, рабочие по сравнению со служащими, жители больших городов. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни в среднем на 20 лет. Уровень смертности систематически пьющих в 2-3 раза выше, чем непьющих. В структуре смертности у злоупотребляющих алкоголем на первом месте стоят травмы и отравления, на втором - сердечно-сосудистые заболевания, на третьем - онкологические.

Естественно, что чрезмерное употребление алкоголем ведет к огромным экономическим потерям, исчисляемым миллиардами рублей.

Значительное распространение получили в настоящее время наркомания и токсикомания. По данным Министерства внутренних дел за 2005 год на сегодняшний день в нашей стране общее число граждан, регулярно употребляющих наркотики превышает 4 млн. человек. Однако следует учесть, что речь идет только об официально зарегистрированных наркоманах и цифра в 4 млн. больных далеко не отражает реального состояния. К тому же наркомания – это, как правило, болезнь не одного человека, но и тех, кто вынужден находиться рядом с ним, т.е. его семьи, близких, страдающих от поведения больного. Таким образом, проблема наркомании затрагивает уже более 30 млн. человек. Ситуация осложняется еще и тем, что каждый наркоман способен вовлечь в свою среду до 15 человек.

Не стоит обходить вниманием и такую важную проблему сохранения здоровья нации, как табакокурение. Только на первый взгляд может показаться, что эта проблема представляет собой наименьшую опасность, по сравнению с уже названными. Это далеко не так. По своему влиянию на здоровье людей табакокурение также опасно, к тому же ему подвержено гораздо большее количество людей, чем алкоголизму или наркомании. И эта цифра не снижается, не смотря на антитабачную политику, проводимую как международными, так и национальными организациями разных стран. Многообразие табачных изделий, производимых и продаваемых во всем мире, продолжает расти. Так, например, новые типы ароматизированных, «натуральных» или «органических» сигарет и сигарет для самостоятельного сворачивания часто рекламируются и продаются под такими названиями и в таких упаковках, которые могут создать у потребителей впечатление, что они менее опасны, чем обычные сигареты.

Д-р Чарльз Уоррен, исследователь Глобальной программы Центров по борьбе с болезнями и профилактике болезней (ЦББ) по борьбе против табака, отмечает ухудшающуюся тенденцию среди лиц моложе 15 лет. «Учитывая высокие показатели несигаретного потребления табака среди молодых людей, особенно девушек, ранее сделанные оценки в 10 миллионов случаев смерти в год к 2020 г. могут оказаться заниженными.» - заявил он.2

Потребление табака является ведущей предотвратимой причиной смерти во всем мире - по этой причине происходит 5 миллионов случаев смерти в год. Фактические данные свидетельствуют о том, что курение наносит вред практически каждому органу человека. Оно является причиной 90 % случаев рака легких и связано со многими другими типами рака, такими как рак почек, а также эмфиземы, бронхита, астмы и других респираторных болезней. Другие опасности для здоровья, связанные с потреблением табака, включают другие типы рака, такие как рак полости рта, горла и шеи, а также инфаркт, инсульт, другие сердечно-сосудистые заболевания и бесплодие. «Потребление табака является основным фактором, способствующим тому, что мы сейчас называем глобальной эпидемией хронических болезней, - заявила д-р Катрин Ле Галес-Камюс, помощник Генерального директора ВОЗ, - Регулирование всех форм табачной продукции не может быть отложено. Оно жизненно важно для любой эффективной программы борьбы против табака и обязательно для установления контроля над этой эпидемией».3

Все вышеизложенное позволяет увидеть, какие потери несет общество. Однако, с большой долей уверенности можно отметить, что только физическая культура и спорт в полной мере способны улучшить ситуацию. Поэтому в настоящее время общество как никогда заинтересовано в развитии спортивной индустрии, расширении исследований (в том числе и экономических) в области физической культуры и спорта.

«Сфера спортивного бизнеса вовлекает в свою орбиту миллионы людей, которые восстанавливают свой трудовой и эмоциональный потенциал, активно отдыхают и переключаются на иные виды деятельности, получают новые знания и умению в части двигательной активности, рационального питания, ведения здорового образа жизни. В данном аспекте спортивный бизнес выступает важнейшим элементом процесса воспроизводства качественной рабочей силы, развития и укрепления трудовых ресурсов».4

Как известно, важнейшей задачей любого общества является улучшение благосостояния его граждан. Однако достичь этого возможно только посредством экономического роста. Проблема экономического роста – это ключевая проблема экономической теории и экономической политики любой страны. Экономический рост – одно из важнейших проявлений поступательного развития общества, ключ к решению многих социально-экономических проблем как внутри страны, так и на международном уровне. Экономический рост отражает изменения как материально-вещественной, так и социальной стороны общества. Он свидетельствует о затратах труда и его производительности, о материальных затратах и затратах капитала, также свидетельствует о росте благосостояния членов общества и приумножении общественного богатства страны. Экономический рост – это следствие и вместе с тем условие технического прогресса, это средство разрешения многих проблем, стоящих перед страной.

История развития экономики знает два типа экономического роста – экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный тип экономического роста характеризуется приростом производства в результате увеличения количества используемых факторов производства при сохранении прежней технической основы и средней производительности труда. Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением объема производства за счет качественного совершенствования факторов производства, то есть за счет НТР, повышения квалификации работников, использования новых технологий, новых, более совершенных форм организации производства, роста производительности труда.

Определяющим фактором экономического роста являются трудовые ресурсы – трудовой потенциал страны, который с количественной стороны характеризуется численностью занятых в общественном производстве, с качественной – уровнем квалификации рабочей силы. Известно, что на 2/3 экономический рост достигается эффективным использованием трудовых ресурсов.

О значимости человеческого фактора в экономическом развитии свидетельствует множество примеров того, как страны бедные природными ресурсами (Япония, Сингапур, Тайвань и др.) достигли больших успехов в ускорении экономического роста. Именно поэтому многие экономисты отмечают важность инвестиций в человеческий капитал как источник экономического роста.

В новой теории роста Р.Лукаса рост производительности труда тесно связан с инвестициями в человеческий капитал. Р.Лукас также утверждает, что инвестиции в человеческий капитал конкретного человека повышают производительность труда не только данного человека, но и других занятых в производстве.

Однако инвестиции в человеческий капитал предполагают не только расходы на повышение квалификации работников, но также средства, направляемые на улучшение его физического состояния. Систематические занятия физической культурой, различными видами спорта повышают работоспособность человека, как в физическом, так и в умственном плане. В этой связи роль и значение отрасли физической культуры и спорта, физкультурно-спортивной индустрии многократно возрастает. Только наличие достаточного количества спортивных объектов, сооружений, а также подготовленных специалистов способно улучшить состояние трудовых ресурсов в обществе.

Стоит также учесть тот факт, что население многих стран ( в том числе и России) неуклонно стареет. При снижающейся рождаемости это в конечном итоге может привести к тому, что перед обществом встанет проблема продления трудоспособного возраста. Однако такая задача может быть решена только в том случае, если физическое состояние людей преклонного возраста будет позволять им трудиться еще некоторое время. И здесь физическая культура и спорт играют незаменимую роль.

Таким образом, развитие спортивного бизнеса способствует решению таких наиважнейших в настоящее время задач, как борьба с негативными явлениями (алкоголизмом, наркоманией, табакокурением) и их последствиями, увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья нации, стимулирование экономического роста и др. Вместе с тем спортивный бизнес часто способствует высвобождению материальных и финансовых ресурсов государства. Спортивный бизнес создает полезный эффект, заключающийся в развитии социально значимой сферы предпринимательства, деятельность которой направлена исключительно на укрепление здоровья населения, в создании новых рабочих мест, в увеличении налоговых отчислений от спортивного бизнеса в бюджеты разных уровней.

Нельзя отрицать значение спорта и спортивного бизнеса в инновационных экономических процессах. Спортивные инновации – это широко распространенное явление: достаточно вспомнить, как часто появляются новые виды спортивного оборудования, модернизируется спортивный инвентарь (особенно в таких видах спорта, как автогонки, велоспорт, бобслей и др.). Высокие требования спортсменов постоянно приводят к созданию новых технологий, материалов.

Однако неверно было бы рассматривать спортивные инновации сами по себе, в их отрыве от широкого круга потребителей. И здесь спорт, спортивные соревнования являются своеобразной площадкой для «проверки на прочность» достижений спортивной науки и техники перед тем, как внедрить их в хозяйственную практику. Именно в экстремальных условиях проведения тренировок и соревнований выявляются как положительные, так и отрицательные качества новых разработок, их удобство в эксплуатации.

Спорт берет на себя решение подчас самых актуальных и трудноразрешимых проблем как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. Например, заправляя бензобак хронически дорожающим бензином, водитель постоянно помнит: лишь одна его треть приводит в движение автомобиль, остальное улетает в атмосферу. Да, две трети топлива используются неэффективно, поскольку КПД даже самых современных двигателей внутреннего сгорания оставляет желать лучшего. Поэтому сегодня автопром так много внимания уделяет и снижению энергозатрат, и уменьшению выбросов в атмосферу СО2. Экономия горючего становится во всем мире задачей номер один.

Такой вид спорта, как Формула 1 идеально подходит для решения этой проблемы, поскольку сочетает в себе и шоу, и высокие технологии. Уже сегодня есть идея, которая создаст новые возможности для снижения расходов топлива за счет аккумулирования энергии. Речь идет о разработке высокотехнологичного устройства (так называемый «ускоритель разгона»), которое позволит в течение коротких периодов времени развивать высокую дополнительную мощность, сохраняя часть энергии, теряемой при торможении. Эта энергия может потом использоваться для дополнительного ускорения, когда машина идет на полном газу.

Автоконцерны годами бьются над разработкой подобных устройств, а в Формуле 1 они могут появиться очень быстро, поскольку необходимость в них существует уже сейчас, а не через несколько лет. Если раньше в Формуле 1 тратились десятки миллионов на то, чтобы получить дополнительные лошадиные силы, то теперь можно будет заняться регенерацией и вторичным использованием энергии. Эти технологии, над которыми уже работает мировой автопром, будут использованы для создания экономичных легковых автомобилей будущего.

В Формуле 1 умеют создавать легкие и эффективные вещи. Недолго осталось ждать и относительно недорогих версий подобных устройств, которые могут появиться на легковых автомобилях. И когда это произойдет, когда каждое торможение будет приводить к регенерации и накоплению энергии – это даст колоссальную экономию топлива!

«Мы хотим, чтобы хотя бы часть того миллиарда с лишним, что ежегодно тратят производители моторов для Формулы 1, пошла бы не на бесплодную гонку за лишними оборотами, а на полезные изыскания в области энергосбережения. Немаловажно, что это также позволит автоконцернам сохранить значительную часть денег, которые раньше просто улетали в трубу. Моторы Формулы 1 и дальше могут поражать своей динамикой, но при этом стать максимально эффективными, одновременно выполняя важную для автопрома исследовательскую функцию».- заявил Президент FIA Макс Мосли.5

Бизнес в отрасли физическая культура и спорт представлен разнообразными видами деятельности. Все они предоставляют свою продукцию, как в виде товаров, так и в виде услуг. Прежде всего, это предприятия и фирмы сферы материального производства, специализирующиеся на производстве спортивного оборудования, экипировки и пр. Во-вторых, это предприятия и фирмы, предоставляющие услуги по организации спортивного досуга, соревнований. Это, прежде всего спорткомплексы, тренажерные залы, спортклубы. В-третьих, это компании, предоставляющие услуги шоу-бизнеса и развлечений. В четвертых, фирмы, занимающиеся спортивным игорным бизнесом (букмекерские конторы, организаторы спортивных лотерей).

Не обходя вниманием спортсменов-профессионалов, большинство предприятий направляют свою деятельность на удовлетворение потребностей представителей любительского спорта, физической культуры и всего населения, для которого физическая культура и спорт являются одной форм проведения досуга.

Однако, следует учитывать, что физическая культура и спорт являются не единственной формой проведения досуга для населения. Поэтому предприятия и фирмы данной отрасли вынуждены вступать в конкурентную борьбу с предприятиями других видов досуговой деятельности – кино, театром, эстрадным, книжным, компьютерным бизнесом и пр. Идет постоянная борьба за внимание покупателя на различных рынках.

Рынок зрелищных услуг представлен несколькими видами – театр, кино, эстрада, Интернет, телевидение, спорт, между которыми идет напряженная борьба. Выигрывает тот бизнес, который в данный момент сумел в большей степени заинтересовать потребителя, показать свое превосходство над другими, а в некоторых случаях даже уникальность и эксклюзивность. В этом смысле спортивный бизнес имеет некоторые преимущества, поскольку здесь зачастую большую роль играет невозможность перемещения услуги во времени, потребления ее в другом месте. Например, если для пользования Интернетом время фактически не является существенным, а тем более определяющим фактором, то для посещения футбольного матча время играет решающую роль, т.к. ни в какое другое время, и ни в каком другом месте игра больше не состоится. У потребителя есть один единственный шанс воспользоваться данной спортивной услугой, в чем и состоит ее эксклюзивность.

Рынок досуговой деятельности также не однороден. Существует несколько видов досуга – интеллектуально-развлекательный (посещение кино, театров концертов); познавательный (чтение книг, газет, журналов); физкультурно-спортивный (посещение тренажерных залов, бассейнов, спортивных секций); семейный; шопинг-досуг. Последние исследования в области проведения досуга свидетельствуют о том, что в настоящее время наибольшей популярностью стали пользоваться такие формы как телевидение, видео, Интернет, т.е. пассивные формы. Из так называемых активных форм на первом месте посещение баров, дискотек и пр. С другой стороны, многие люди испытывают дефицит свободного времени, поэтому не могут распорядиться им по своему желанию. Здесь спортивному бизнесу следует улучшить свои позиции, тем более, что физкультурно-спортивный досуг – это единственный из вышеперечисленных, который напрямую связан с улучшением здоровья людей и общества в целом.

Предприниматели в отрасли физическая культура спорт должны также иметь в виду, что каждая услуга должна, прежде всего, быть доступной для тех, кому она предназначена. Доступность включает в себя такие основные моменты, как цена услуги, местоположение спортивного объекта, его удаленность от основных потребителей, пропускная способность спортивного сооружения и количество (численность) однопрофильных спортивных сооружений на определенной территории.

Следует отметить, что спортивный бизнес мог бы стать приоритетной формой проведения досуга, используя такое свое неоспоримое преимущество, как возможность предоставлять услуги «пакетом», т.е. удовлетворять одновременно не одну, а сразу несколько потребностей покупателя. Общеизвестно, что физкультурно-спортивные услуги могут подразделяться на основные (непосредственные занятия физической культурой и различными видами спорта в группах и секциях), дополнительные (пассивное оздоровление с использованием различных видов массажа, сауны, бассейна и пр.) и сопутствующие (вспомогательное обслуживание в виде предоставления специализированного питания, установка телевизоров, предоставление услуг Детского клуба, бесплатной парковки). Наличие пакета услуг делает такую форму проведения досуга наиболее привлекательной, т.к. дает возможность максимально разнообразно, комфортно, с пользой для здоровья использовать свободное время, сделав при желании досуг семейным.

В качестве иллюстрации представим пакет услуг, производимых и предлагаемых потребителям одним из популярнейших в России представителем спортивного бизнеса фитнесс-клубом «WorldClass».6 Пакет состоит из нескольких блоков:

  • основной, включающий непосредственно занятия в группах и индивидуально по следующим видам фитнесс-программ: степ тренировки (step beg, step 1, step 2), силовые тренировки (Abdominal-Buttocks-Legs, Muscle Toning, Upper body ), танцевальные тренировки (Oriental , Dance Mix, Dance Technique, Latin Dance, Tet-A-Tet), тренировки на растягивание (Yoga, Pilates Mat, Stretch), специальные тренировки (Trekking, Prenatal, Tai Chi, Джиу-Джицу), программы Les Mills (Bodypump, Body-Combat, Body-Balance, Total Body Workout).
  • дополнительный, включающий услуги спортивного врача, спортивного массажиста, солярий, сауну, бассейн.
  • сопутствующий, представляющий собой услуги фитнесс-бара, Детского клуба, парковки, прачечной, магазина сопутствующих товаров.

Неоспоримо значение физической культуры и спорта в деле физического совершенствования человека и роль физкультурно-спортивного бизнеса на рынке красоты и здоровья человека весьма заметна. Однако здесь ему противостоят производители конкурирующих товаров и услуг (субститутов). В первую очередь речь может идти о производителях лекарственно-медикаментозных средств в области красоты и здоровья – всякого рода БАДов, средств для похудения, лечения алкогольной и табачной зависимости, наращивания мышечной массы и пр.

Конечно, единственным естественным способом достижения физического совершенства и красоты является физкультура и спорт. Все остальные могут нанести существенный вред здоровью человека и не только не помочь достичь желаемого результата, но и привести к противоположному эффекту. В этом смысле показательными являются периодически случающиеся неудачи индустрии «искусственной красоты» - пластической хирургии по имплантации, удалению жира и пр. Так же могут влиять на здоровье человека средства для похудение, провоцируя заболевания печени, желудка, других органов.

Однако даже информация о негативных побочных явлениях не останавливает потребителя, т.к. его, несомненно, привлекает быстрота, с которой можно достичь желаемого эффекта, совершенствуя свое тело, внешность.

В условиях такой острой конкуренции спортивному бизнесу явно не хватает продуманной рекламы, разъяснительной работы в среде потенциальных потребителей, новых методик по физическому совершенствованию человека, здоровью и красоте, квалифицированных специалистов в этой области, желающих и могущих работать с новыми методиками, а также предпринимателей – людей, для которых работа в спорте - это не просто возможность получать прибыль. Это еще и возможность, а также большое желание развивать спорт, создавать для потребителей новые возможности физического совершенствования, поддержания здорового образа жизни. Спортивные предприниматели получают моральное удовлетворение от сознания того, что их бизнес в силу своей социальной значимости приносит обществу большой социально-экономический эффект.

Однако, спортивный бизнес – это особый род деятельности и одного желания стать спортивным предпринимателем недостаточно. Нужно обладать необходимыми знаниями не только непосредственно в области спорта и ведения предпринимательской деятельности, но также и в физиологии, анатомии, психологии человека, спортивного менеджмента и маркетинга, спортивной медицины и питания. Только сочетая эти знания можно преуспеть в спортивной предпринимательской деятельности.

Спортивное предпринимательство может осуществляться в нескольких формах. Самая простая из них – это индивидуальной предпринимательство, когда отдельное лицо является учредителем, собственником, а зачастую и работником своего предприятия. Такой предприниматель имеет возможность реализовать свои личные профессиональные умения, быть независимым от партнеров, самостоятельно заключать договоры, контракты, быстрее оборачивать капитал, иметь право найма и увольнения работников. Однако, он обязан самостоятельно принимать решения и нести полную ответственность по своим обязательствам. В этой связи к преимуществам индивидуального предпринимательства можно отнести простоту организации и управления бизнесом, оперативность принятия решений, что обусловлено самостоятельностью и свободой действий предпринимателя, а также достаточно сильную экономическую мотивацию – вся прибыль достается одному лицу и в его интересах вести свой бизнес с максимальной эффективностью.

Однако, индивидуальное предпринимательство имеет существенные недостатки. Осуществляя свой бизнес самостоятельно, предприниматель вынужден заниматься всеми его направлениями, что требует большого количества времени, сил, дополнительной подготовки. Индивидуальный бизнес достаточно ограничен в финансовых и материальных ресурсах, что является еще одним его недостатком.

Следующей достаточно распространенной формой спортивного предпринимательства является хозяйственное товарищество. Оно в значительной степени преодолевает недостатки индивидуального предпринимательства, поскольку объединяет усилия, а также финансовые и материальные ресурсы нескольких равноправных партнеров.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Полное товарищество создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, но учредительным договором могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет право действовать от имени товарищества, но при совместном ведении дел товарищества его участникам для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Участник полного товарищества не имеет права без согласия остальных участников совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности самого товарищества. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности. Товарищество на вере создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами, а вкладчики не участвуют в управлении товарищества на вере. При ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Еще одной формой предпринимательство в спорте являются акционерные общества. Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к акционерному обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им акций. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании. Открытым акционерным обществом (ОАО) является общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федерального законодательства. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Число акционеров открытого общества не ограничено. Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее установленного круга лиц. Закрытое общество не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу.

Учредительным документом акционерного общества является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Устав акционерного общества должен содержать следующие сведения: полное и сокращенное фирменные наименования общества; место нахождения общества; тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа); размер уставного капитала общества; структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества. В уставе акционерного общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость по привилегированным акциям каждого типа.

Большое количество крупных организаций в сфере физической культуры и спорта, как в нашей стране, так и за рубежом создано именно в виде акционерных обществ. Так, большинство известных футбольных клубов Европы являются открытыми акционерными обществами («Барселона», «Реал Мадрид», киевское «Динамо», «Манчестер Юнайтед», «Бавария» и др.). Победы этих клубов обеспечивают высокие доходы не только им самим, но и акционерам, делая сами клубы и их выступления еще более привлекательными и востребованными. В нашей стране, с введением требования Союза Европейских Футбольных ассоциаций об обязательном формировании футбольных команд как акционерных обществ, большинство российских клубов также предпочло стать открытыми акционерными обществами (ОАО), о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1.7

Формы образования футбольных клубов России

(по состоянию на 2015 год8 ).

№№

Название футбольного клуба

Форма образования

1.

«Алания»

ОАО

2.

«Амкар»

ОАО

3.

«Динамо»

ЗАО

4.

«Зенит»

ЗАО

5.

«Крылья Советов»

ЗАО

6.

«Локомотив»

Государственное предприятие

7.

«Москва»

ЗАО

8.

«Ростов»

ОАО

9.

«Рубин»

ОАО

10.

«Сатурн»

ОАО

11.

«Спартак»

ОАО

12.

«Торпедо»

ЗАО

13.

ЦСКА

ЗАО

14.

«Шинник»

ОАО

В сфере физической культуры и спорта существуют также некоммерческие организации, целью которых не является получение прибыли. Они создаются для иных целей. В их задачи входит популяризация отдельных видов спорта, повышение их роли во всестороннем и гармоничном развитии личности, укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, обеспечение социальной защиты физкультурно-спортивных работников, ветеранов и т.д.

Литература

Лях В.И.: Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2012

Махов И.И.: Туризм на уроках физической культуры для 5-8 классов. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012

НИУ БелГУ, Харьковский национальный ун-т им. В.Н. Каразина, Харьковский международный славянский ун-т ; авт.: В.О. Соловьев и др ; рец.: А.П. Голиков, М.Е. Комарова, Л.Д. Божко: Туризм в Европе. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012

Петин А.Н.: Экологические основы экскурсионной и рекреакционной деятельности. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012

Холодов Ж.К.: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2012

Барчуков И.С.: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: КноРус, 2011

Белгородская региональная общественная организация "Федерация легкой атлетики" НИУ "БелГУ", Фак. физической культуры ; сост.: П.П. Кондратенко, М.С. Коренева ; рец. А.Г. Намеченко: Методические основы легкой атлетики. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011

Волошина Л.Н.: Практикум по теории и технологиям физической культуры дошкольников. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011

Воронин И.Ю.: Организация и проведение соревнований по баскетболу. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011

Голощапов Б.Р.: История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2011

Гончарук С.В.: Активный образ жизни и здоровье студента. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011

1 Прив. по: Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

2 Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

3 Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

4 Галкин В.В.Экономика и управление физической культурой и спортом. Феникс. 2006. Стр.17.

5 Журнал «F 1 RASING». № 12. 2006. С. 30.

6 См.: worldClass-rostov,ru

7 www.euro-football.ru

8 На сегодняшний день некоторые из перечисленных в таблице клубов поменяли форму образования. Например, ФК «Локомотив» - ЗАО, ФК «Динамо» - ОАО.

Физкультура и спорт как особая сфера предпринимательства и инновационной деятельности