Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности и внеклассной работы

Содержание

Введение 3-4

§1. Сущность и содержание понятий экология, экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура, цель экологического образования, экологические знания, умения экологической деятельности, экологическое сознание, экологическое отношение. Взаимосвязь и взаимозависимость этих понятий 5-10

§2. Структура и содержание экологической культуры младших школьников (знания, умения, отношения). Методы и результаты диагностики уровня сформированности экологической культуры младших школьников………11-17

§3. Воспитание экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности (дисциплина «Окружающий мир»)…………………....18-28

§4. Воспитание экологической культуры младших школьников средствами внеклассной работы (классные часы, природоохранная деятельность……...29-36

Заключение 37

Литература 38


Введение

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

У детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии; интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Л.П. Салеевой, Л.А.Сайдаковой и других. Характеристику средств, форм и методов экологического образования находим в работах А.Н. Захлебного, О.И.Дмитриева и др.

Цель реферата - изучить формирование экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности и внеклассной работы.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры младших школьников.

Предмет исследования: формирование экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности и внеклассной работы.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность и содержание понятий экология, экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура, цель экологического образования, экологические знания, умения экологической деятельности, экологическое сознание, экологическое отношение, их взаимосвязь и взаимозависимость;

- выявить структуру и содержание экологической культуры младших школьников, проанализировать результаты диагностики уровня сформированности кологической культуры младших школьников;

- раскрыть воспитание экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности;

- раскрыть воспитание экологической культуры младших школьников средствами внеклассной работы.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование младших школьников.

База исследования: МОБУ СОШ №2 с.Мишкино

§1. Сущность и содержание понятий экология, экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура, цель экологического образования, экологические знания, умения экологической деятельности, экологическое сознание, экологическое отношение. Взаимосвязь и взаимозависимость этих понятий

В широком смысле слова природа - это все существующее, весь мир в многообразии его форм. В узком смысле слова природа - это совокупность естественных условий существования человеческого общества. Уже в глубокой древности человек в целях выживания не только приспосабливался к среде обитания, но и, в отличие от животных, приспосабливал природу для удовлетворения своих, все возрастающих потребностей. Из природного материала он создавал орудия труда, предметы быта, строил жилище. Человек приручал диких животных, возделывал почву, выращивал на ней культурные растения. В результате преобразования естественной, природной среды человек возвел искусственную среду своего обитания.

В связи с возникновением глобальной экологической проблемы важное значение приобретает такая наука, как экология. Вначале экология как особая область знания исследовала отношения растительных и животных организмов с окружающей средой. В дальнейшем объектом исследования экологии стала вся биосфера Земли.

Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

О.М.Барковская определяет экологическое воспитание как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы [2, с.32].

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности) [8, с.13].

И.Д.Зверев утверждает, что под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием понимается обогащение экологической культуры личности на протяжении всей жизни [7, с.27].

В.А.Ситаров отмечает, что экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.

Экологическая культура представляет собой совокупность элементов культурного наследия, передающуюся от поколения к поколению и сохранившуюся в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени.

Сущность экологической культуры, по мнению Б. Т. Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный) выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [6, с.32].

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе [3, с.57].

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются: семья; детские дошкольные учреждения; школа; внешкольные воспитательные учреждения; средства массовой информации; самовоспитание.

Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу.

А.Н.Захлебный считает, что целью экологического образования и воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры И.Т.Суравегина определяет цель экологического образования как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления.» Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности [6, с.49].

Теоретической базой подготовки школьников к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум сведений по экологии, который предусмотрен программой обучения. Эти экологические знания на протяжении ряда уроков переводятся в убеждения, доказывая тем самым необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют основы экологического сознания.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин отмечают, что экологическое сознание - это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.

Экологическое умение представляет собой специализированное умение, предполагающее наличие сформированной способности владеть комплексом экологических технологий взаимодействия с природными объектами, направленных на их исследование, содержание, создание условий безопасности и сохранения.

Состав экологических умений довольно разнообразен. И. Д. Зверева, Т.И. Суравегиной различают такие виды экологических умений, как:

- умение оценивать состояние природной среды на основе овладения исследовательскими навыками;

- умения, связанные с проявлением должной культуры поведения в природе;

- умения, связанные с защитой окружающей природной среды, подразделяемые в свою очередь на три вида: соблюдения культуры личного поведения, не допускающего урона состоянию природных объектов; предотвращения поступков других людей, стремящихся навредить природе; выполнения посильных трудовых операций;

- умения по пропаганде экологических знаний среди населения [6, с.52].

По мнению А. Н. Захлебного навыки и умения по изучению и охране окружающей природной среды можно разделить на две группы. Первая -навыки и умения по изучению окружающей природной среды путем исследования и оценки ее достоинств, состояния и возможностей. Вторая - навыки и умения соблюдать нормы поведения и выполнять общественно полезную деятельность по защите, уходу и улучшению природной среды, а также пропагандировать идеи охраны природной среды. Такое разделение на группы несколько условно, считает А.Н. Захлебный, так как виды деятельности тесно взаимосвязаны между собой [6, с.64].

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

В концепции экологического образования указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:

  • формирование знаний и отношения к природе, ее единству, значению для жизни человека, взаимодействие в системе человек - природа - общество;
  • формирование интеллектуальных и практических умений средствами игр;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности нравственных суждений;
  • участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.

§2. Структура и содержание экологической культуры младших школьников (знания, умения, отношения). Методы и результаты диагностики уровня сформированности экологической культуры младших школьников

Экологическая культура - это одно из базовых оснований личности, представляющее собой сформированность духовно-нравственного сознания и эмоционально-окрашенного отношения школьника к природе.

Л.В.Моисеевой определен следующий структурно-компонентный состав экологической культуры школьника.

Мотивационный компонент: потребности, ценностные установки, субъектное отношение, субъектная позиция, эмоции, чувства.

Содержательный: знания, представления, познавательная активность, интересы.

Деятельностно-практический: умения, навыки, поведение, деятельность.

Рефлексивный: самооценка, самосознание, самокритичность [9, с.61].

Л.В.Моисеева выделила следующую структуру экологической культуры младших школьников:

- экологические знания

- экологические умения

- экологическое отношение [9, с.64].

Сформированность указанных выше компонентов экологической культуры замеряется следующими качественными показателями:

Сформированность системы экологических знаний, понимание целостности окружающей природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее элементов. Наличие познавательной активности, устойчивого интереса к окружающему миру природы.

Глубокое осознание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с природой. Сформированность навыков природоохранительной деятельности.

Наличие потребностей и эмоционально-положительного настроя в общении с природой. Сформированность ценностных установок, нравственного отношения, партнерской позиции по отношению к окружающему миру. Адекватная оценка деятельности человека в природе.

Для диагностики уровня сформированности экологических знаний используется тестирование.

Методика по выявлению уровней сформированности экологических знаний у учащихся.

Перечень вопросов:

1.Какие организмы используют как показатели загрязнения?

А) животные;

Б) лишайники;

В) растения.

2.Почему человек создает сады и парки в городе?

А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;

Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;

В) чтобы было красиво.

3. Какие вещества люди добывают из морской воды?

А) морскую соль;

Б) сахар;

В) рыбий жир.

4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

А) да; Б) нет.

5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?

А) морская свинка;

Б) морская корова;

В) морская собака.

6. Какая вода встречается в озерах?

А) пресная;

Б) соленая;

В) в одних пресная, в других соленая.

7. К чему приводят загрязнения водоемов?

А) гибнет рыба;

Б) по берегам чахнут растения;

В) размножаются водоросли.

8. Как служат почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей;

Б) перерабатывают опавшие листья;

В) роют подземные ходы.

9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?

А) в лесу; Б) в городе; В) на лугу.

10. Редкие растения у нас выращивают:

А) в заповедниках;

Б) в садах и парках города;

В) в ботаническом саду.

11. Букеты можно составить:

А) из редких цветов;

Б) из растений выращенных человеком;

В) из красивых цветов.

12. Если в лесу станет мало птиц, то:

А) деревья могут погибнуть;

Б) ничего не случиться;

В) не услышим птичьих песен.

13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:

А) мышь; Б) бобер;

В) еж; Г) медведь.

14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?

А) синица; Б) кукушка;

В) филин; Г) соловей.

15. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму?

А) лошадь; Б) волк; В) белка.

Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.

Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у учащихся.

Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.

Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.

Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.

Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений» у учащихся к окружающему миру

За основу была взята методика Н.С.Жестовой с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней.

Процедура эксперимента: учащимся третьих классов предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.

Баллы

Умения

Отношения

2

Сделаю хорошо

нравится

1

Сделаю средне

безразлично

0

Не сделаю

не нравится

Перечень вопросов:

1. ухаживать за животными.

2. помогать больным животным.

3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

4. помогать и защищать бездомных животных.

5. рисовать рисунки с изображением природы.

6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.

7. охранять природу.

8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.

9. следить за состоянием развития растений.

10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).

11. распространять растения.

12. наблюдать и изучать природу и природные явления.

13. помогать пернатым друзьям.

14. смотреть телепередачи о животных.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.

Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.

Проанализируем результаты диагностики уровня сформированности экологической культуры младших школьников. В исследовании принимали участие 20 учащихся 3 класса МОБУ СОШ №2 с.Мишкино

Результаты представили в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности экологической культуры младших школьников

Экологические знания

Экологические умения

Экологическое отношение

высокий уровень

5

6

5

средний уровень

12

11

13

Низкий уровень

3

3

2

Нами выявлены три уровня сформированности экологической культуры - высокий, средний и низкий. Преобладает средний уровень.

Учащиеся с низким уровнем (15%) сформированности экологической культуры не знают о существенных сторонах животного и растительного мира, они проявляют желания заботится о животных и окружающей среде, но познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям, но интереса к данному содержанию не проявляют.

Учащимися со средним уровнем (60%) сформированности экологической культуры усвоены закономерные связи объектов, явлений, появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира. Не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

У учащихся с высоким уровнем (25%) сформированности экологической культуры многообразны знания о растениях и животных разных сообществ. Данные учащиеся проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.

Наглядно данные представлены в виде диаграммы на рисунке 1.

Рис.1. Уровень сформированности экологической культуры младших школьников

Таким образом, у младших школьников, участвующих в диагностике преобладает средний уровень сформированности экологической культуры.

§3. Воспитание экологической культуры младших школьников

средствами учебной деятельности (дисциплина «Окружающий мир»)

Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека [8, с.71].

В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.

Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах обитания живых организмов: об их домах - природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека. Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды - значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением [8, с.72].

В процессе познания дети начинают осваивать метод наблюдения и простое экспериментирование, которые тоже становятся источником информации. С их помощью дети узнают признаки предметов и свойства веществ (плавает, тонет, притягивается, пластичное, прозрачное, твёрдое, сыпучее).

В процессе формирования образных представлений дети учатся описывать предметы и явления, называя их характерные признаки и свойства.

Основные виды познавательной деятельности, которые начинают осваивать школьники в ходе формирования образных представлений об окружающем, следующие:

– непосредственное (и опосредованное) наблюдение внешних признаков и свойств предметов, явлений, очевидных связей и отношений между ними с последующим сравнением, сопоставлением, выделением существенных признаков, выявлением причин и следствий;

– простое экспериментирование по исследованию свойств веществ;

– моделирование предметов и явлений окружающего мира;

– последовательная замена наблюдаемого предмета словом, образом, условным знаком;

– прогнозирование экологического неблагополучия в результате деятельности человека;

– прогнозирование опасностей при несоблюдении правил поведения в природной и социальной среде;

– представление собранной информации через описание, рисунок, аппликацию, модель, сюжетно-ролевую игру, драматизацию [5, с.46].

Выявление причин и следствий на основе наблюдений, желание найти ответ на вопросы «Почему?», «Что будет, если...?», и другие побуждают ребёнка делать первые попытки анализировать и обобщать увиденное. При этом развиваются наблюдательность, внимание, мышление, воображение, творческие способности и другие качества личности. Длительные наблюдения (например, за ростом и развитием растения) позволяют формировать представления об изменчивости мира, о его взаимосвязях, о причинах и следствиях по отношению к тем или иным предметам и явлениям.

Через простые предметные модели, через сюжетно-ролевые игры и драматизации, используя чувственный опыт ребёнка и багаж его наблюдений, учитель делает обучение более наглядным, а сложное – более простым.

На основе первичного различения предметов, моральных категорий у детей начинают формироваться общие представления о живом и неживом, природном и социальном, о плохом и хорошем, добре и зле, об ответственном и безответственном отношении, о нравственном и безнравственном поведении. У детей закладываются основы экологической культуры взаимодействия с миром природы и людей.

Рассмотрим некоторые методические приёмы, которые, на наш взгляд, следует применять, обучая школьников первого класса. Покажем, например, как можно способствовать формированию умения описывать предметы и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки (свойства). При изучении насекомых учащиеся выполняют задание «Угадай насекомое». Вот перечень признаков насекомых, которыми они могут обладать, в нём выделены признаки одного из них (загаданное насекомое – кузнечик):

Чёрное, серое, зелёное, жёлтое, в полоску, в крапинку, в узорах. Светится в темноте, блестит на солнце, незаметное, с яркой окраской.

Жужжит, стрекочет, пищит, молчит. Жёсткое, мягкое, гладкое, мохнатенькое. Летает, бегает, прыгает, плавает. Кусается, жалит, щекочет, безобидное. Живёт в большой семье, живёт в малой семье.

Такой перечень признаков позволяет познакомить учеников с разнообразием насекомых, активизировать сенсорное восприятие, проверить способности учащихся мысленно представлять и описывать животных, развивать произвольное внимание, воображение, речь, мышление, эмоции.

Далее просим ученика загадать какое-нибудь насекомое, а остальных учащихся последовательно задавать вопросы, которые формулируются на основе отличительных признаков разных видов насекомых:

– Как окрашено? – Как передвигается? – Какие издаёт звуки? – Чем питается? – Где обитает?

– Есть ли крылышки? – Общественное или нет?

Так у учащихся создаётся собирательный образ загаданного насекомого, по которому они и отгадывают его название. Если предложить учащимся сочинить сказку или загадку, в которых необходимо отразить особенности насекомого (кузнечика) – высоко прыгает, издаёт запоминающиеся звуки, умеет быть незаметным, – то будут развиваться и творческие способности учащихся.

Заметим, что отгадывание загадок также служит целям развития мышления и эмоций учащихся. Приведём примеры таких загадок:

Над цветками я жужжу,

Целый день в заботах –

Я пыльцу в карман беру,

Наполняю соты.

Ростом мал, но работящий

И охотник настоящий.

Дом из хвоинок собирает.

Лес от гусениц спасает.

После разгадывания загадок можно предложить ученикам перечислить отличительные признаки насекомых (пчелы и муравья), сравнить их (отметить, чем похожи и чем различаются), рассказать об их удивительных особенностях, о среде их обитания, отметить взаимосвязи этих насекомых с растениями, с человеком. Составление подобных загадок может быть предложено учащимся на дом, что будет способствовать развитию их интеллекта и творческих способностей [11, с.40].

В рабочей тетради имеются разрезные карточки, работа с которыми может способствовать формированию умения классифицировать растения, грибы, животных. Карточки хранятся в плотных конвертах, подписанных фамилией ученика, и находятся в классе. Задания по работе с ними могут быть разными: нахождение по внешним признакам определённого растения (животного, гриба), описание признаков предмета, изображённого на карточке, распределение на группы отобранных (названных учителем) растений (животных, грибов), объединение растений (животных, грибов) в указанные учителем классификационные группы или по основаниям, которые выбирает сам ученик. Например, учащимся предлагается найти карточки с изображением разных птиц (чайка, утка, курица, индюк, лебедь, журавль, гусь, снегирь, дятел) и проделать следующие виды работ:

– найти сходства и различия их внешнего вида (клювы, ноги, строение тела, перья);

– выбрать птицу и рассказать о ней всё, что известно ученику (лесная, водоплавающая, перелётная, в Красной книге, её значение для природы и человека, особенности образа жизни и т. д.);

– распределить птиц на домашних и диких;

– распределить птиц по группам (варианты по выбору основания для классификации могут быть разными).

Работу с карточками необходимо проводить в конце урока, когда дети устали и с удовольствием займутся интересной работой, да и важное время урока не будет потеряно.

В рабочей тетради есть и картинки, которые вырезаются по мере надобности при выполнении заданий (они односторонние, другая сторона белая). Эти карточки расположены в нужной последовательности и вырезаются постепенно, сохраняя рабочую тетрадь.

Тестовые задания, представленные в рабочей тетради, служат для обучения учеников этому виду работы. Необходимо сформировать к ним отношение как к самопроверке своих успехов, не бояться признаться в незнании, не отвечать наобум – лучше восполнить свои пробелы.

Иллюстративный материал рабочих тетрадей позволяет организовать разные виды продуктивной учебной деятельности учащихся: подписывать названия предметов или их частей, отмечать их условными знаками, определять отличительные признаки предметов, рисовать изучаемые предметы, отражая их существенные признаки.

Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов - влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.

Практически-деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками [11, с.42].

Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в образовательном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий школьники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Например, на тему «Что нас окружает?» возможно проведение экскурсии в природу.

Цель экскурсии – провести наблюдения за признаками наступления осени в природе, за связями между объектами живой и неживой природы; развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы; помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охраны; формировать представление о единстве природы и человека.

Во время экскурсии закрепляются правила поведения в природе: нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

Оборудование: альбомы, материал для записи и зарисовки наблюдений, стихи, загадки, пословицы по теме урока.

Во время экскурсии зачитывается отрывок стихотворения и проводится вводная беседа.

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...».

– О какой поре пишет поэт?

– Об осени.

– Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.

– Золотая одежда леса, природы увяданье.

– Перечислите все то, что относится к природе.

– Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т.д.

Загадываются загадки:

Не зверь, а воет. (Ветер)

Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

В этих загадках упоминается неживая природа – ветер, дождь, солнце.

Проводится игра «Найди свое дерево», «Что можно и что нельзя».

В игре «Что можно и что нельзя» закрепляются нормы поведения в окружающей природе: нельзя разорять гнезда птиц, муравейники, рвать цветы, ломать ветки, распугивать птиц.

В беседу включаются занимательные вопросы, пословицы, загадки, например: «Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы».

– Ребята, отгадайте, кто весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес).

– Как вы думаете, почему лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает? А какое дерево, зелено, а не луг, бело, а не снег, кудряво, а без волос? (береза)

А кто сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет? (лист).

А знаете ли вы, кто летом одевается, зимой раздевается? (растения)

Тема: «Поверхность нашего края» (4 класс)

Цели урока: сформировать у учащихся представление о поверхности родного края, учить работать с картой, развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Оборудование: карты: физическая и административная России, республики Башкортостан; фотографии оврагов, карьеров, свалок.

Наблюдения на экскурсии начинаются с определения сторон горизонта. Затем учащиеся характеризуют поверхность к северу, востоку, югу и западу от себя.

По заданию учителя дети находят холм. Если холмов несколько, то их наблюдение организуется по группам. Дети находят и показывают; клоны и вершины холмов, отмечают характер склонов (пологие, крутые). Дети поднимаются по пологому и крутому склону, определяют, по какому из них подниматься легче. Затем на планшете делается рисунок исследуемого холма.

При знакомстве с оврагом, определяют, в какой части изучаемой местности находится овраг, в каком направлении он вытянут, отмечают его части, наблюдают, как идет разрушение склонов или как склоны оврага заросли растениями и больше не разрушаются. На планшетах учащиеся выполняют рисунок оврага.

Знакомясь с ручьем, учащиеся определяют, в какой части изучаемой местности она находится, в каком направлении протекает, где расположены ее исток, устье, есть ли притоки. Определяют и характеризуют правый, левый берега ручья.

Составляют памятку «Правила поведения у водоема». Учащиеся работают в парах.

Памятка

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах

Проводится беседа:

– Надо ли сохранять поверхность земли? Может этот вопрос звучит странно? Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Насколько важна охрана поверхности? Подумайте, пожалуйста, о свалках в оврагах, о заброшенных карьерах, о пустырях…

– Какие чувства вы испытываете, думая обо всем этом.

– А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест?

В конце экскурсии проводится закрепление изученного проведено в форме игры «Узнай меня»:

– Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (Гора.)

– У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.)

– Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть (Террикон.)

– Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.)

Таким образом, организация природоохранной деятельности младших школьников на экскурсиях включает в себя знания о широко распространённых растениях и животных родного края, при изучении которых младшие школьники приходят к выводу, что любой живой организм нуждается в защите; видах растений и животных родного края, которые становятся редкими; исчезающих, находящихся под угрозой исчезновения виды растений и животных.

Получая определенную систему знаний на уроках «Окружающий мир», ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания. Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу. Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.

§4. Воспитание экологической культуры младших школьников средствами внеклассной работы (классные часы, природоохранная деятельность)

Воспитанию бережного отношения к природе способствует сосредоточение внимания учителя на сочетание учебной и внеклассной работы так, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало его. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой, участвовать в общественно полезном труде. Наблюдения и анализ школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы позволяют им делать выводы о состоянии окружающей среды, намечать конкретные программы ее улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы.

Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Н.Ф.Виноградова под внеклассной работой по курсу «Окружающий мир» понимает организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время. Она строится на основе общих дидактических принципов, которые определяют ее направление, содержание, методы и формы, как-то: научность, связь с жизнью, трудом, практикой и т. д. [4, с.72].

Внеклассная работа во всех ее проявлениях нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.

На внеклассных занятиях школьники получают знания об экологическом состоянии своего района, его экосистем, сообществ территорий нашей страны и биосферы в целом, что позволяет сформировать обобщенные знания о проявлении экологической опасности на этом уровне.

По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа по курсу «Окружающий мир» очень разнообразна: индивидуальная работа; групповая работа; массовые мероприятия.

Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.

Важным видом индивидуальной внеклассной работы до сих пор остается домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Ю.Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.

К индивидуальным видам внеклассной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представление о строении, образе жизни, развитии живых существ. В процессе наблюдений на стадии их обработки и обобщения полученных данных происходит формирование у детей исследовательских умений.

К самым распространенным видам групповой внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» следует относить:

  • эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе, районе природоведческой направленности. Для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действе. Эпизодические группы обычно имеют временный состав, распадающийся после завершения массового мероприятия.
  • основную форму внеклассной работы – организацию кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно-тематическую специализацию. Например, кружок «Юный эколог», «Любитель комнатных растений», «Исследователь» и др. [11, с.42].

Массовые виды внеклассной работы позволяют привлечь к участию в общественно полезной работе практически всех младших школьников (учащихся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружке. Именно кружки получили наибольшее распространение в практике внеклассной работы по окружающему миру. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Чаще всего в кружках занимаются 15-20 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересам. В кружках занятия выстраиваются наиболее планово, многообразно и целенаправленно, что не редко способствует их рассмотрению в качестве организационных центров для других видов внеклассной работы.

Классный час - это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем.

Так, например с младшими школьниками проводятся классные часы на темы: «Планета заболела», «Что нас окружает», «Птицы нашего края».

С учащимися начальных классов можно провести тематическую беседу «Пернатые нашего края».

Приведем фрагмент.

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для птиц наступила суровая пора. Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах нашего края.

Зима – тяжелое время для птиц, им очень нужна помощь людей! К тому же, покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Для этого надо смастерить кормушку и следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм. Нельзя забывать об огромной работе, которую выполняют пернатые, избавляя деревья и кустарники от множества опасных вредителей. Список врагов, с которыми ведут борьбу птицы, просто огромен: плодожорки, шелкопряды, пяденицы, листовертки, моль, майские жуки, клопы.

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Ребята, 10 лет назад, в 2002 году, Союз охраны птиц России предложил проводить ежегодную Всероссийская эколого-культурную акцию «Покормите птиц!», а день 15 января решено было отмечать как День зимующих птиц России. Каких же птиц вам приходится чаще всего видеть зимой? (ответы детей) В нашей местности традиционными зимующими птицами являются синица, воробей, голубь сизый, снегирь, ворона, сорока, дятел.

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей). В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.

Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Ребята, а у кого из вас есть дома кормушки для птиц? (ответы детей)

Давайте-ка поиграем – как мы будем кормить птиц.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

(руки сжаты в кулачки, как только учитель называет ту или иную птицу, детям нужно разжать кулачки и показать то количество птиц, которое назвал учитель, после этого снова сжать руку)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек!

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

А теперь покрошим нашим птичкам хлебушка (дети имитируют процесс крошения).

Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

– Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки и т.д.;

– Подкармливать птиц нужно в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени;

– Кормить птиц нужно регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

– Корма в кормушку нужно класть немного, чтобы он не мог испортиться.

Ребята, наша беседа подходит к концу. Многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!».

На классном часе «Где твой дом? И хорошо ли ты с домом знаком?», узнают о местообитании, объектах питания птиц, обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц. Полученные знания младшие школьники с удовольствием применяют на практике, помогая птицам пережить лютую зиму. Еще в начале осени ребята заботятся о корме для птиц. Составляют меню для «птичьей столовой» и распределяют дежурство. В научно-познавательной литературе ребята находят сведения о том, какие кормушки могут быть удобными для пернатых, как правильно обустроить «птичьи столовые».

Во время изготовления кормушек у детей формируется представление о том, как важно помогать птицам зимой. В приготовленные кормушки ребята регулярно подсыпают корм, которым запаслись заранее.

Насыплем мы для птиц

Семян, зерна крупицы!

Пусть птичек вереницы

Летят сюда кормиться!

Ребята с большим интересом участвуют в конкурсе плакатов «Покорми птиц зимой - и они отплатят тебе летом», рисунков «Не забывай о птицах зимой» и листовок «Берегите птиц».

Одним из видов организации внеклассной работы по предмету окружающий мир является проведение предметных недель по данному курсу.

Предметная неделя начинается с понедельника, ее открытие происходит на стартовой линейке под названием «Друзьям и защитникам природы», где озвучиваются предлагаемые мероприятия в занимательной и театрализованной форме. В ходе проведения мероприятий участники набирают баллы для своих команд. Результаты работы команд ежедневно отслеживаются и фиксируются на символической шкале термометра, на специально приготовленном информационном стенде. Победители и активные участники награждаются призами и сувенирами [8, с.194].

Рассмотрим план работы предметной недели по предмету окружающий мир для учащихся начальных классов.

План предметной недели по курсу «Окружающий мир»

1-й день

«Друзьям и защитникам природы». Стартовая линейка

2-й день

Фотосессия «Друзья наши меньшие». Конкурс фотографий своих домашних питомцев с юмористическими названиями снимков.

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Познавательная программа о закаливании и укреплении организма.

3-й день

День птиц. Птичьи загадки «Угадай пернатого друга». По рисункам узнать птицу, определить название и опустить ответ в скворечник.

«Уютный домик для птицы». Конкурс на лучший макет скворечника.

4-й день

«Путешествие по лесным тропинкам». Игра-путешествие по станциям с использованием маршрутных листов.

«Окно в природу». Конкурс рисунков и аппликаций.

5-й день

«Туристический поход юного эколога». Познавательная программа о безопасном поведении в лесу и бережном отношении к природе.

«Страницы Красной книги». Сбор информации о редких и исчезающих животных и растений (оформление книжек-раскладушек).

6-й день

«Кошачий кастинг». Заключительное развлекательное мероприятие с домашними питомцами.

Подведение итогов награждение победителей и активных участников.

Внеклассная работа сближает детей с учителем. Общение с детьми позволяет учителю всесторонне изучить их, завоевать любовь и уважение. Это одно из условий для воспитательного воздействия учителя на ученика. Учитель в процессе этой работы направляет познавательную деятельность ученика на изучение природы и ее охрану, воспитывает у детей высокие моральные качества: трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, ответственность за порученное дело. Внеклассная экологическая работа с детьми способствует воспитанию любви к родному краю, чувства патриотизма.

Заключение

Проблема экологического воспитания и обучения младших школьников является актуальной и достаточно освещенной в научной и методической литературе. Природа и дети – непреходящая педагогическая проблема. Классики педагогики выделили в природе неиссякаемый источник воспитания ума и чувств каждой личности. Богатый опыт творчески работающих учителей убеждает в необходимости развития у детей постоянной потребности общения с природой, пробуждения радости от восприятия ее красоты, чуткой отзывчивости и доброты, постижение скрытых причин вечного движения и обновления реального мира. Экологическое обучение с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Успех в достижении цели экологической культуры личности во многом зависит от организации учебной деятельности с помощью средств и приемов дифференцированной работы, повышением внимания к индивидуальным психологическим особенностям учащихся.

Работа педагога по экологическому обучению и воспитанию должна проводиться не только в учебное время, но и во внеурочное. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников специальных коррекционных школ любого возраста в том числе и младших играет практическая исследовательская работа в природных условиях.

Формы внеклассная экологическая работа с младшими школьниками многообразны и интересны. Это увлекательные однодневные походы и экскурсии в природу, на промышленные предприятия, на выставки и в музеи. Это фенологические наблюдения, опытническая работа в уголке живой природы. Это проведение природоведческих праздников, просмотр видеофильмов на экологическую тематику, чтение природоведческой литературы и многое другое.


Литература:

  1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание школьников // Народное образовнаие. - 2011. - №2. - С. 186-190.
  2. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 2009. - №2. – С.32-33.
  3. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 2011. - №3. – С. 57-59.
  4. Виноградова Н. Ф. « Окружающий мир» в начальной школе: Беседы с будущими учителями.- М.: Академия, 2012.- 134с.
  5. Водопьянова Е.В. Уроки окружающего мира - уроки открытий //Начальная школа. – 2011. - №10. - С. 46.
  6. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии – М.: Просвещение, 2009. – 206с.
  7. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 2008. – 224с.
  8. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2009. - 459с.
  9. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 2008. – 148с.
  10. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб.для 2 кл . нач. шк.. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.- 157с.
  11. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. – 2009. - №9. – С.40-42.
  12. Салеева Л.П. Учебные задания по изучению и охране природы в начальной школе// Начальная школа. – 2011. – №3. – С.12.

Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности и внеклассной работы