Рынок спортивных и валеологических услуг
Реферат
Рынок спортивных и валеологических услуг
Рынок услуг, как и товарный рынок, представляет собой взаимодействие производителя услуги и его потребителя, предложения и спроса. Сфера физической культуры и спорта, где объектом купли-продажи являются физкультурно-спортивные и валеологические услуги, не является здесь исключением.
Предложение спортивных и валеологических услуг это то их количество, которые производители готовы предложить потребителям в определенный период времени, исходя из определенной цены.
На рынке спортивных и валеологических услуг предложение связано непосредственно с организациями, предоставляющими данные услуги во всем их многообразии. Положение физкультурно-спортивной организации на рынке услуг определяется их потенциалом. Для определения этого положения, а также перспектив организации на рынке используется анализ потенциала организации, который включает в себя:
- Анализ производства физкультурно-спортивной услуги (объем, ассортимент, обеспеченность фондами, наличие необходимого оборудования, местоположение и инфраструктура).
- Анализ предоставления спортивной и валеологической услуги (по отдельным их видам, стоимости, типам покупателей и пр.).
- Менеджмент спортивной и валеологической организации (организация управления, количественный и профессиональный состав работников организации, внутрифирменная культура).
- Маркетинг организации (исследование рынка услуг, стимулирование продаж, маркетинговые планы организации).
- Финансы организации (финансовая устойчивость, прибыльность и рентабельность).
Приведенный выше анализ и оценка потенциала организации призваны раскрыть сильные и слабые стороны спортивной и валеологической организации. Сильные и слабые стороны организации могут оцениваться показателями:
- популярность организации, ее известность;
- отзывы клиентов физкультурно-спортивной организации, процент негативных отзывов;
- новизна предоставляемых услуг;
- потенциал организации (производственный, финансовый, покупательский, конструкторский и пр.);
- состояние применяемого при оказании услуг физкультурно-спортивного оборудования;
- персонал и руководство организации;
- уровень расходов организации;
- местоположение организации.
Спрос на спортивные и валеологические услуги это представленная на рынке потребность в услугах, которая ограничена ценами и платежеспособностью потребителей.
Спрос на спортивные и валеологические услуги может предъявляться со стороны различного рода компаний и организаций, в этом случае он называется деловым. К нему, в частности, относятся услуги по организации корпоративных соревнований, олимпиад, спортивных праздников и пр., то есть корпоративный спорт.
Если спрос на спортивные и валеологические услуги предъявляется со стороны отдельных людей или домохозяйств, то такой спрос можно назвать потребительским: посещение тренажерных залов, бассейнов, спортивных площадок и.т.д. как отдельным потребителем, так и семьей.
Статистика показывается, что во всем мире спрос на спортивные и валеологические услуги неуклонно растет. Этому способствуют ряд обстоятельств:
- Рост благосостояния людей заставляет их по-другому смотреть на свою физическую форму, свое здоровье, заботиться о своем внешнем имидже (который, как известно, играет значительную роль в карьерном росте работника). По этой причине возросла численность людей, проводящих время в тренажерных залах, фитнес-центрах, на кортах, в бассейнах и т.д., предпочитающих здоровый образ жизни.
- Рост доходов предъявляет дополнительные требования к проведению досуга, и множество людей выбирает такую форму его проведения, как занятие физкультурой и спортом (или просмотр спортивных соревнований как непосредственно на стадионе или в спорткомплексе, так и по телевидению). Положительным моментом такого проведения досуга является то, что его можно сделать семейным, в отличие, например, от посещения баров, ресторанов, куда не очень уместно повести детей.
- В настоящее время неуклонно растет число используемых в домашних условиях спортивных товаров сложной конструкции (различного вида тренажеров, бассейнов, оснащенных системой очистки воды, бань, саун и т.д.). Все это предъявляет дополнительный спрос на услуги техников - специалистов по установке и обслуживанию подобного оборудования.
- Забота о прибылях компании, о производительности труда и необходимости постоянно сокращать издержки делает предельно значимой заботу о коллективе, его здоровье и психологическом климате. Это способствует тому, что компании охотно покупают услуги, предоставляемые специалистами в области корпоративного спорта.
- Не последнюю роль в увеличении спроса на спортивные и валеологические услуги играет мода как на спортивный стиль в одежде, так и на (что наиболее важно для сферы услуг) красивое тело. Хорошей тенденцией является то, что если раньше такая мода была воспринимаема и востребована только молодежью, то сегодня она получила распространение среди людей среднего и пожилого возраста.
Целью любой спортивной или валеологической организации является успех на рынке услуг. Для этого необходимо быть максимально ориентированным на потребителя, понимать и быстро удовлетворять его нужды, создавать наивысшую потребительскую ценность. Только при таком подходе можно обеспечиться себе желаемую долю рынка и прибыль.
Однако в этой связи необходимо знать, что же представляет для потребителя наивысшую потребительскую ценность в определенный период времени. Для того, чтобы правильно и своевременно определить нужды, потребности и запросы потребителей необходимы серьезные исследования. И здесь не обойтись без маркетинга.
Маркетинг (от английского market рынок) представляет собой социальный и управленческий процесс, определяющий рыночную и производственную стратегии предприятий и организаций, основанный на знании потребительского спроса. Маркетинг в настоящее время это неотъемлемая часть стратегии всех видов предприятий и организаций: крупных и мелких, производственных и работающих в сфере услуг, коммерческих и некоммерческих. Организации спортивной и валеологической направленности здесь также не являются исключением и в полной мере используют маркетинговые исследования для изучения рынка сбыта своих услуг.
Между тем, рынок услуг спортивных и валеологических организаций специфичен тем, что невозможно быстро и сразу показать «товар лицом». Если обычный товар для покупателя очевиден, его можно потрогать, он может быть продемонстрирован в своем рабочем состоянии (как, например, телевизор), то услуга создается при непосредственном участии самого ее потребителя и того работника физкультурно-спортивной организации, который отвечает за ее качественное предоставление. Отсюда производитель услуги должен уделять внимание эффективному взаимодействию с потребителем, чтобы создать максимальную, наивысшую ценность во время предоставления услуги. Это, в свою очередь, зависит от умения персонала, его навыков, профессионального мастерства, а также от технического состояния физкультурно-спортивных сооружений. Таким образом, организация, желающая преуспеть в бизнесе и получать прибыль должна обращать внимание, как на покупателя, так и на свой персонал. Эту связь прибыли, персонала фирмы и клиентов можно представить схематически:
1. Прибыль от предоставления спортивной
и валеологической услуги
2. Клиенты, получающие максимальное
удовлетворение от услуги
3. Постоянное повышение ценности
услуги
4. Служащие спортивной и валеологической
организации, удовлетворенные своей
деятельностью
5. Качество обслуживания клиентов
Маркетинг услуг предполагает проведение как внешнего и внутреннего, так и двустороннего маркетинга.
Исследование рынка предполагает заботу о покупателе, о его удовлетворении. Однако забота о покупателе должна начинаться с заботы о тех, кто заботится о клиентах, т.е. о персонале организации. Внутренний маркетинг заключается в повышенном внимании к качеству работы персонала. Персонал должен быть максимально подготовленным, обученным, ориентированным на удовлетворение потребителя и могущим его обеспечить в должной степени.
Подбор кадров играет огромную роль в предоставлении спортивных и валеологических услуг.
Примером правильного с нашей точки зрения подбора кадров может служить кадровая политика фитнес-клуба «World Class»1. В фитнес-клубе работают подготовленные специалисты, имеющие не только высшее образование и неоднократно прошедшие переподготовку, но также спортивные разряды по видам спорта, востребованным в клубе (к примеру, инструкторы по плаванию являются мастерами спорта и КМС по этому виду спорта). Обязательным условие работы в Детском клубе «World Class» является не просто профессионализм персонала (наличие спортивного разряда), но непременно высшее педагогическое образование. Здесь трудятся лучшие выпускники факультета физкультуры и спорта ПИ ЮФУ : Фоменко Валерия, Рошак Евгения, Павлютенков.
Двусторонний маркетинг физкультурной и валеологической организации предполагает, что качество предоставляемой услуги в большой степени зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют персонал организации и ее клиенты. В конечном итоге покупатель судит о качестве услуги не только по сугубо качественным характеристикам состояние тренажера, температура воды в бассейне и т.д., но также и по функциональным характеристикам забота инструктора или тренера, готовность помочь, объяснить и показать. В конечном же итоге работа персонала дает представление клиентам о работе организации в целом. Таким образом, все три вида маркетинга сферы спортивных и валеологических услуг тесно взаимосвязаны.
Клиенты спортивной или
валеологической организации
Внешний Двусторонний
маркетинг маркетинг
Спортивная или Сотрудники спортивной
валеологическая или валеологической
организация организации
Внутренний маркетинг
Соотношение спроса и предложения на рынке спортивных и валеологических услуг может характеризоваться как рынок продавца или рынок покупателя.
Рынок продавца это дефицитный рынок, когда продавцы имеют большую власть на рынке, поскольку предлагаемых услуг недостаточно для удовлетворения всех потребителей. В данном случае потребителям приходится быть более активными на рынке, чтобы «найти» услугу. В современном мире это не совсем типичная для рынка спортивных и валеологических услуг ситуация. Вместе с тем наше общество по-прежнему испытывает недостаток в предоставлении бесплатных услуг: это касается в первую очередь детско-юношеского спорта, спорта инвалидов.
Рынок покупателя это насыщенный рынок, когда предложение услуги превышает спрос на нее. Здесь большую власть имеют покупатели за счет возможности широкого выбора услуг и возможности воздействовать на ценообразование. Однако наиболее активными на рынке приходится быть производителям услуг, поскольку они вынуждены бороться за потребителя, конкурируя с другими организациями.
Как известно, методы конкуренции могут быть как ценовыми так и неценовыми. На рынке услуг (так же как и на товарном рынке) ведение ценовой конкуренции сопровождается уменьшением прибылей. Поэтому производители услуг прибегают к неценовым методам.
Спортивные и валеологические организации могут конкурировать при помощи дифференцированного предложения услуг, что подразумевает некоторую новизну услуг, наличие отличительных особенностей по сравнению с услугами конкурентов. Например, существует масса тренажерных и фитнес-залов, имеющих тренажеры типа «велосипед». Однако на сегодняшний день в фитнес-клубе «World Class» стали применяться так называемые «массовые заезды» на стационарных велосипедах новый научно обоснованный подход к сайклингу.2 Такая тренировка приносит быстрый и ощутимый эффект, массу положительных эмоций и не надоедает со временем. К тому же, поскольку в спорте очень важен соревновательный момент, данная новая услуга полностью удовлетворяет потребность клиентов в состязательности, дает возможность проявить себя.
Спортивные и валеологические организации дифференцируют и способы предоставление своих услуг. Можно выделиться за счет более подготовленных служащих или же за счет более совершенной физической среды, в которой осуществляется предоставление услуги. Это, например, продуманный интерьер спортивного или тренажерного зала, удобное расположение относительного друг друга раздевалки, сауны, бассейна, душа, мест отдыха и т.д.
Еще один действенный способ победить в конкурентной борьбе на рынке услуг создать собственный имидж организации. Это достаточно длительный способ, однако, создав свою торговую марку, символику, организация может рассчитывать и на более длительный эффект от него.
Предоставляя на рынок услуги более высокого (во всех отношениях) качества, спортивные и валеологические организации получают устойчивое конкурентное преимущество, приводящее к увеличению продаж и прибылей.
И хотя предоставление услуг более высокого качества в большинстве случаев влечет за собой увеличение издержек, затраты как правило окупаются, поскольку наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей влечет их приверженность к услуге именно этой организации, исключает утечку клиентов, полностью оправдывая их ожидания.
Производители услуг постоянно определяют, каким образом потребители оценивают качество услуг. Существует несколько критериев оценки качества спортивной и валеологической услуги:
- Доступность услуги, т.е. насколько просто можно ей воспользоваться, насколько близко от дома расположена спортивная площадка, тренажерный зал, бассейн. Поэтому организации, предоставляющие физкультурно-спортивные услуги должны уделять должное внимание местоположению своих объектов относительно потребителя, их район, развитость инфраструктуры и пр.
- Репутация организации: насколько производитель услуги заслуживает доверия. И здесь, безусловно, выигрывают организации, использующие различного рода рекламу (в газетах, на телевидении и радио, уличную, разнообразные рассылки и пр.).
- Надежность и безопасность спортивной и валеологической услуги, т.е. насколько надежным и безопасным может быть потребление услуги, как часто ремонтируются и обновляются спортивные сооружения, тренажеры, инвентарь, допускает ли организация использование некачественного оборудования, что может повлечь за собой расстройство здоровья клиента или привести к трагедии. Так, отмечались случаи потери сознания клиентами саун, в которых были неисправны термометры.
- Подготовленность персонала - насколько качественные рекомендации по тренировочному процессу может предоставить клиенту персонал организации, имеется ли у него для этого соответствующая квалификация.
- Отношение сотрудников насколько доброжелательная обстановка сложилась в организации, вежливы ли сотрудники, готовы и желают ли они без промедления предоставить услугу.
- Осязаемые факторы внешний вид сотрудников, оборудования, помещения, обстановка в организации, что также связано с качеством предоставляемой услуги.
Таким образом, оценка качества предоставляемых услуг может происходить по многим параметрам. Оценку восприятия качества выдвигаемой на рынок спортивной и валеологической услуги потребителями можно представить схематически:
Параметры качества
спортивной и
валеологической
услуги
___________________
1. Доступность
спортивной и
валеологической Мнение об Предыдущий Потребнос- Реклама
услуги организации опыт клиента ти клиента
___________________ в обществе
2. Репутация самой
спортивной
и валеологической
организации
___________________
3. Надежность и Ожидаемая
безопасность физкуль- клиентом услуга
турно-спортивной
услуги
___________________ Воспринимаемое
4. Подготовленность клиентом качество персонала спортивной услуги
и валеологической
организации
___________________
5. Отношение Полученная
сотрудников органи- клиентом услуга
зации к клиентам
___________________
6. Осязаемые
факторы
Рынок физкультурно-спортивных услуг требует постоянного изучения и совершенствования и каждый производитель, заботясь о коммерческом успехе, постоянно исследует рынок. Изучение рынка можно производить с двух позиций с позиции, ориентированной на предоставляемую услугу и с позиции, ориентированной на потребителя услуги.
Поход, ориентированный на услугу заключается в том, что потребитель, безусловно, отдаст предпочтение той услуге, качество, свойство и характеристики которого постоянно совершенствуются, предоставляя покупателю новые возможности. Совершенствование уже производимой услуги и создание совершенно новой вот то, на что должна направлять энергию организация. При этом необходимо помнить, что клиент приобретает не услугу как таковую, а тот полезный эффект который она дает и который хочет получить покупатель.
Например, желая добиться ровного загара, клиент может отправиться в солярий, воспользовавшись услугой фитнес-клуба. Однако такой же загар можно получить, используя косметические средства моментального действия, наносимые на тело или же можно просто позагорать в аквапарке. Поэтому фирме, предоставляющей данную спортивно-валеологическую услугу (солярий) необходимо доказать, что этот способ обретения загорелого тела является лучшим по сравнению с другими, предоставляемыми конкурентами, показать весь максимум преимуществ.
Поход, ориентированный на потребителя заключается в том, что организация должна направлять свою деятельность на удовлетворение потребностей, исходящих от самого рынка услуг, т.е. от покупателя. Для этого необходимо постоянно изучать запросы рынка, встречаться с потенциальными покупателями, проводить опросы и внимательно относиться к мнению потребителей о предоставляемой услуге. При этом необходимо помнить, что потребитель наделен не только правом приобретать или не приобретать услугу, рассчитывать на ее безопасность и т.д., но также правом быть хорошо информированным о характеристиках услуги, быть защищенным от сомнительных услуг, но главное правом влиять на качество услуги так, чтобы это приводило к повышению «качества жизни». Безусловно, выигрывают те фирмы, которые постоянно интересуются мнением клиента о предоставляемой услуге, просят вносить свои предложения, рекомендации, направленные на повышение ее качества.
Два рассмотренных выше подхода к изучению рынка могут существовать отдельно друг от друга, однако в большинстве случает организации целесообразно применять оба подхода одновременно. Такой способ называется интегрированным маркетингом и заключается в том, что производитель услуги может одновременно совершенствовать саму услугу и направлять свою деятельность ее потребителя.
Организации, предоставляющие физкультурно-спортивные услуги должны обладать, как можно более полной информацией о рынках сбыта услуг: их стабильности, емкости, перспективах. Поскольку рынок спортивно-валеологических услуг неоднороден, как неоднородны и потребители услуг, существует необходимость в применении такого способа исследования рынка как сегментация.
Под сегментацией понимается разделение рынка на четко обозначенные группы потребителей, различающихся по своим потребностям, характеристикам или поведению для которых могут понадобиться определенные услуги.
Сегментация рынка может осуществляться по разным критериям:
- По географическому принципу, что предполагает разделение рынков по регионам, численности и плотности населения, климатическим условиям национальным и культурным традициям. Такое деление крайне важно для организаций, предоставляющих физкультурно-спортивные услуги. Знание национальных и культурных особенностей региона не приведет к отторжению услуги потребителем: это наиболее характерно для мусульманских стран, где существуют определенные ограничения для женщин. Климатические различия также играют огромную роль, поскольку предоставление определенных физкультурно-спортивных услуг иногда возможно в одной местности и невозможно в другой (например, лыжные трассы прокладываются в местностях с хорошим снежным покровом, что невозможно сделать в районах с жарким климатом).
- По демографическому принципу, включающему половозрастные характеристики населения данного региона. Сведения о возрастной структуре населения позволит организациям, предоставляющим физкультурно-спортивные услуги не ошибиться с выбором предоставляемых услуг: если в данном районе большое количество детей, то есть смысл в предоставлении услуг связанных с детско-юношеским спортом, создании большего количества детских спортивных секций по различным видам спорта, залов, спортивных площадок и т.д.
- По социально-экономическому принципу, включающему сведения о социальной и профессиональной принадлежности, уровню образования и доходов населения данной местности. Эти показатели во многом определяют поведение потребителей на рынке спортивно-валеологических услуг. Например, уровень доходов может определять вид, характер предоставляемых спортивно-валеологических услуг и должен учитываться при их создании.
- По психографическому принципу, делящему покупателей на различные группы по принадлежности к определенному общественному классу, по образу жизни и личностным характеристикам. Это также является хорошим ориентиром для организаций, производящих физкультурно-спортивные услуги.
- По поведенческому принципу, т.е. разбиение рынка на группы потребителей по уровню их знания услуги, отношению к услуге, реакции на услугу. Многие специалисты считают поведенческие переменные наиболее подходящей основой для формирования сегментов любого рынка. Например, одной из форм сегментирования рынка физкультурно-спортивных услуг по поведенческому принципу является классификация потребителей на основе тех выгод, которые они ищут в услуге. Это предусматривает, во-первых, выделение основных выгод, преимуществ, которые потребители ищут в услуге (красивое тело, релаксация, укрепление здоровья и т.д.). Во-вторых, выделение типов покупателей, ищущих эти преимущества (люди, заботящиеся о своем здоровье, красоте и пр.). В-третьих, определение видов услуг, предоставляющих эти выгоды (тренажерный зал, бассейн, сауна, солярий и.т.д.).
Для исследования рынка спортивных и валеологических услуг могут использоваться самые разнообразные инструменты, среди которых можно выделить статистические данные, данные результатов бизнес-деятельности организаций, предоставляющих спортивно-валеологические услуги, различного рода опросы населения по интересующим вопросам с целью выделения потенциальных потребителей услуг. Это может быть опрос на основе случайного выбора, проведенный, например, по выбранному наугад телефону или целевой опрос пользователей определенного вида услуг. В этой связи очень важным моментом является разработка вопросов для опрашиваемых, которые должны не просто давать какую-то информацию, но быть нацеленными на максимальное исследование рынка. Вопросы должны также содержать по возможности некоторые полезные сведения для потенциальных покупателей услуги, например, сведения о пользе беговой дорожки в условиях нарастающей гиподинамии, о пользе плаванья в бассейне для лечения и профилактики заболеваний позвоночника и т.д.
Организациям, специализирующимся на производстве физкультурно-спортивных услуг следует заботиться не только о качестве самих услуг, но и в не меньшей степени об информированности потребителей об их преимуществах, добиваясь четкого позиционирования своих услуг в сознании потребителей. Для этого спортивный бизнес использует такое средство как реклама.
Реклама это распространяемая в любой форме информация, дающая представление о товаре или услуге, формирующая определенный интерес к ним и осуществляемая с помощью любых средств массовой информации.
Реклама используется для ознакомления аудитории со своим товаром или услугой, их особенностями и преимуществами, по сравнению с продукцией конкурентов. Реклама создается с целью получения ответной реакции от потребителей покупки рекламируемого товара или услуги, увеличения его потребления.
Рекламируя физкультурно-спортивные услуги, организация ставит перед собой определенные цели. Исходя из этого, можно выделить следующие виды рекламы:
1. Информативная реклама, использующаяся для выведения услуги на рынок и имеющая целью формирование первичного спроса. Информирование об услуге предполагает:
- сообщение о появлении новой услуги;
- информацию о цене на новую услугу;
- описание услуги, ее характеристики, степень воздействия на потребителя;
- исправление типичных ошибок, связанных с неправильным представлением об услуге (например, «пользование солярием приводит к непременному раку кожи»);
2. Убеждающая реклама используется по мере того, как нарастает конкурентная борьба между производителями однородных услуг или субститутов. Убеждение в приобретении данной услуги предполагает:
- формирование предпочтения по отношению к именно этой услуге;
- поощрение перехода к данной услуге;
- корректирование в положительную сторону восприятия данной услуги потребителями;
- убеждение покупателя в том, что данная услуга необходима ему немедленно (например, при рекламировании спортивно-зрелищных услуг с участием прославленных спортсменов, можно использовать такие призывы как «Впервые в нашем городе…», «Только один бой с участием…» и т.д.).
3. Напоминающая реклама, направленная на то, чтобы покупатель не забывал о данной услуге и состоящая в том, чтобы:
- напомнить потребителям о том, что данная услуга может понадобиться в самое ближайшее время;
- не дать потребителям забыть об услуге в межсезонный период;
- углубить знание потребителей об услуге;
- постоянно напоминать потребителю о местонахождении организации.
4. Сравнительная реклама, основывающаяся на прямом или косвенном сравнении услуг данной организации с другими. При использовании данного вида рекламы всегда надо помнить об опасности нарушения Закона о рекламе и рекламациях со стороны конкурентов. Такая реклама должна быть корректной, не содержать клеветы по отношению к конкурентам. В данной рекламе названия фирм-конкурентов как правило отсутствуют, а используется такие сравнения, как: «Наша услуга по сравнению с услугами других хороших фирм…».
Физкультурно-спортивные организации, рекламирующие свои услуги, могут использовать практически любой из множества общеизвестных носителей рекламы газеты, журналы, телевидение, радио, стенды и пр.
1. Газеты и журналы являются проверенным носителем физкультурно-спортивной рекламы. В настоящее время существует множество специализированных спортивных изданий, рассчитанных на определенный подготовленный и заинтересованный круг читателей «Спорт-Экспресс», «Футбол», «Хоккей» и др. Реклама здесь своевременна, вызывает доверие, однако отрицательным является то, что круг читателей недостаточно широк и аудитория «вторичных» читателей весьма незначительна.
2. Телевидение и радио как носитель рекламы отличается высокой степенью воздействия на потребителей, привлечением внимания, а также широким охватом аудитории. Телевидение предлагает не только текстовую рекламу, но также визуальную. Потребитель может непосредственно видеть все преимущества рекламируемой услуги, ее характеристики, возможности использования, может мысленно представить себя на месте человека, задействованного в рекламе.
3. Наружная реклама в виде разного рода плакатов, щитов, растяжек наиболее применима к зрелищным физкультурно-спортивным услугам. Обычно плакаты, стенды содержат информацию о проведении каких-либо соревнований, их участниках, месте и времени проведения, цене билетов. В настоящее время в качестве носителей наружной рекламы часто выступают транспортные средства.
4. Глобальная сеть Интернет еще один новый источник рекламы, набирающий популярность среди производителей физкультурно-спортивных услуг. Практически все крупные производители спортивных товаров и услуг имеют свои сайты, дающие возможность ознакомиться в их деятельностью, продукцией и мнением о них покупателей.3
5. Почтовая реклама также используется в спортивном бизнесе это разного рода листовки, информационные бюллетени, брошюры, каталоги. Однако такую рекламу используют, как правило, только местные предприниматели, рекламируя те услуги, которые можно получить в данном городе, районе и т.д. Реклама какого-либо спортклуба, расположенного в другом городе вряд ли принесет большие плоды.
Таким образом, реклама это действенный способ продвижения продукции производителя на рынке, будь то товар или услуга. Не случайно во всем мире на рекламу тратятся значительные денежные средства, и в будущем их цифра будет возрастать.
В мире существует множество фирм, специализирующихся на спортивном маркетинге. Одна из них - компания Ready it Group. 4 Ready it Group входит в Diversified Agency Services (DAS), которое является подразделением одного из крупнейших в мире рекламных холдингов Omnicom Group. DAS занимается обслуживанием международных и локальных клиентов через 700 офисов в 71 стране. Выручка Omnicom Group в 2006 году превысила 11 млрд. долл., капитализация составляет свыше 17 млрд. долл. В настоящее время ведутся переговоры об открытии представительства компании Ready it Group в России. Новая компания станет посредником между спортивными клубами и рекламодателями по продажам прав на трансляцию, спонсорских пакетов и брендингу. Это очень перспективный и емкий рынок: один спонсорский пакет Adidas для ЦСКА оценивается в 20 млн. долл. При этом агентства, которые специализируются на спортивном маркетинге, невелики, а российские рекламодатели заинтересованы в интересных проектах.
Объем рынка спортивного маркетинга в России оценить достаточно сложно, поскольку он сильно отличается от западного. На саму индустрию влияет государство: организацией крупных соревнований в России занимаются государственные образования. А новизна спортивного маркетинга для России создает сложности при работе с потенциальными клиентами.
Деятельность любого агентства спортивного маркетинга направлена на:
- организацию ярких, зрелищных спортивных соревнований, способных доставить максимальное удовольствие даже самому взыскательному зрителю;
- организацию рекламы спортивного соревнования, доведение до потенциального потребителя рекламной информации о спортивных товарах или услугах;
- получение прибыли организатором спортивного соревнования, производителем товаров и услуг.
Таким образом, благодаря специалисту по спортивному маркетингу должны быть связаны воедино соревнования и спортсмены, болельщики, средства массовой информации и коммерческие фирмы-спонсоры.
На российском рынке существует несколько достаточно заметных спортивных агентств, специализирующихся на спортивном маркетинге. Однако, практически каждая из этих компаний занимается своим узким направлением, не предоставляя полного цикла. Например, компания «Телеспортмаркетинг», чья основная деятельность связана с продажей спонсорства на телевидении. Компания «Новая Лига» организует знаменитый кубок в Куршевеле и горнолыжное шоу на Воробьевых горах, занимается брендированием катков. Эти компании занимают определенную нишу, в которой весьма успешно работают. Комплексным обслуживанием спортивных событий от разработки концепции до непосредственного осуществления занимается, например, компания «Спортима»5, крупнейшими клиентами которой являются «Газпром» и компания Orion (титульный спонсор хоккейного турнира «Золотая шайба»). «Спортима» имеет огромный можно сказать, эксклюзивный опыт по работе с ледовыми шоу и известными фигуристами: с шоу Ильи Авербуха, с Евгением Плющенко. Последний стал лицом чая Dilmah с помощью именно этого агентства (благодаря этому существенно омолодилась аудитория потребителей чая марки Dilmah и контракт с Е.Плющенко был продлен еще на год).
Литература
1. Вайнер Э. Н. Валеология; Флинта, Наука - Москва, 2010. - 448 c.
2. Вайнер Э. Н., Волынская Е. В. Валеология; Флинта - Москва, 2012. - 310 c.
3. Галиуллина Светлана Дмитриевна; Усманов Искандер Юсуфович Валеология; Оренбург: Печатный дом Димур - Москва, 2007. - 104 c.
4. Мархоцкий Я. Л. Валеология; Вышэйшая школа - Москва, 2010. - 288 c.
5. Масияускене О. В., Муравянникова Ж. Г. Валеология; Феникс - Москва, 2011. - 256 c.
1www. worldclass-rostov.ru
2 www. worldclass-rostov.ru
3 Подробнее см. главу 2 параграф 2.3.
4 Прив. по: www. AdMarket.ru
5 Прив. по: www. AdMarket.ru
Рынок спортивных и валеологических услуг