Предпринимательство и его инновационная функция. Роль предпринимателя в экономике

Реферат

Предпринимательство и его инновационная функция. Роль предпринимателя в экономике


Что подразумевается под такими понятиями как «предприниматель» и «предпринимательство»? Исследования в экономической науке сущности и содержания предпринимательства позволяют сделать вывод о неоднозначности и многообразии его трактовок.

Так английский экономист Р.Кантильон считал предпринимателем человека с неопределенными, нефиксированными доходами, получаемыми  от осуществления  деятельности в торговле, сельском хозяйстве и ремесленном деле. В его книге «Опыт о природе торговли вообще», изданной в 1755 году, особо подчеркнуто, что главной чертой такого вида предпринимательства является риск, а его основная  экономическая функция состоит в приведении в соответствие спроса и предложения на различных товарных рынках без государственного регулирования.

Французский экономист Ж.Б.Сэй определял предпринимательство как процесс соединения основные факторов производства – земли, труда и капитала.1

Американский ученый Ф.Уокер рекомендовал различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.

Известный американский экономист Й.Шумпетер определил предпринимателя, как новатора, функция которого состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии экономики, в обеспечении экономического роста.2

Английский экономист Ф.Хайек под предпринимательством понимал поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристику поведения, а не вид деятельности.3

Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определил «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.4 В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.5

Таким образом, на сегодняшний день в мире не существует единственного общепринятого определения предпринимательства и предпринимателя. Однако определенно можно сказать, что предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической деятельности обращали внимание многие выдающиеся экономисты, такие как Й.Шумпетер, А.Маршалл. А.Маршалл определил действительную роль предпринимателей в обществе: своим новшеством они не только создают новый порядок, но и ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе.6 Й.Шумпетер показал тождественность предпринимательства и инноваций. Предприниматель призван решительно ломать прежние формы производства и организации жизни общества, он является революционером в экономике, постоянно осуществляющим «созидательное разрушение», являясь главной фигурой в экономическом развитии общества.

Все это приводит к мысли о том, что предпринимательство и новаторство в современном обществе представляют собой взаимосвязанное целое. Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это также инновационные моменты.

Инновационная функция предпринимательства обусловлена самим характером предпринимательской деятельности, стремлением выиграть в конкурентной борьбе, расширить и укрепить свой сегмент рынка. В условиях жесткой конкурентной борьбы сделать это можно исключительно за счет внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.

Инновационная функция предпринимательства связана с такой важной составляющей деятельности предпринимателя, как новаторство. Предприниматель создает новшества, продукцию и услуги, не известные ранее путем нового сочетания и более высокого уровня использования традиционных экономических факторов – земли, труда и капитала. Постепенно новаторская функция становится основополагающей: предприниматель стремится своей деятельностью не только отвечать на все запросы времени, но и предвосхищать их. Это выражается в ускорении темпов научно-технического прогресса, быстрой смене моделей производимых товаров, готовности максимального удовлетворения перспективных потребностей покупателей, тесном контакте с потребителями для внедрения и распространения новшеств (товаров, услуг, технологий, организации производства и пр.).

Таким образом, «задача предпринимателей – реформировать и революционализировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологий для производства новых товаров или прежних товаров, по новым методам, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности».7

Все вышеизложенное требует ответа на вопрос что такое инновации, нововведения?

В современной литературе встречается достаточно много определений инноваций:

Таблица 1.

Определение понятия «инновация»

Определение

Автор, источник

Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Уткин Э.А.,

Морозова Н.И.,

Морозова Г.И.

Инновационный менеджмент. М.,АКАЛИС 1996, с. 10.

Инновация – это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект.

Бездудный Ф.Ф.,

Смирнова Г.А.,

Нечаева О.Д.

Сущность понятия инновация и его классификация//Инновации. 1998, с. 8.

Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности.

Суворова А.Л.

Инновационный менеджмент.М., 1999, с. 15.

Инновация есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими, либо дополнению уже имеющихся новыми.

Кокурин Д.И.

Инновационная деятельность М. Экзамен. 2001, с. 10.

Инновация (нововведение) – это результат практического или научно-технического освоения новшества.

Авсянников Н.М.

Инновационный менеджмент.М., ИНФРА-М. 2002, с. 12.

Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Медынский В.Г.

Инновационный менеджмент.М. 2002, с. 5.

Инновация понимается как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат.

Минниханов Р.Н.,

Алексеев В.В.,

Файзрахманов Д.И.,

Сагдиев М.А.

Инновационный менеджмент в АПК.М. МСХА. 2003, с. 13.

Инновация есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации.

Морозов Ю.П.,

Гаврилов А.И.,

Городков А.Г.

Инновационный менеджмент.М. ЮНИТИ-ДАНА. 2003, с. 17.

Инновация как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. Понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Завлин П.Н.

Основы инновационного менеджмента. М. 2004,

с. 6.

Инновация – новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги).

Кулагин А.С.

Немного о термине «инновация»// Инновации. 2004, с. 58.

Инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов.

Степаненко Д.М.

Классификация инноваций и ее стандартизация// Инновации. 2004, с. 77.

Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними.

Аврашков Л.Я.

Инновационный менеджмент М. 2005, с. 5.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Фатхутдинов Р.А.

Инновационный менеджмент. СПб. Питер. 2005, с. 15.

Инновация – вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли.

Волынкина Н.В.

Правовая сущность термина «инновация»// Инновации. 2006, с. 13.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы.

Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

Райзберг Б.А.

Лозовский Л.Ш.

Стародубцева Е.Б.

Современный экономический словарь.М. ИНФРА-М. 1999, с. 136.

Инновация: 1. Нововведение, новшество. 2. Комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений и т.п.; модернизация.

Большой толковый словарь русского языка. СПб. Норинт. 2003, с. 393.

Инновация – это новшество в производственной и непроизводственной сферах, в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банковском деле, на финансовом рынке, в страховании и т.д.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. М. Финансы и статистика. 2004, с. 367.

Инновация – получение больших экономических результатов за счет внедрения новшеств; суть прогрессивной стратегии развития организации государства в противовес бюрократическому типу развития.

Румянцева Е.Е.

Новая экономическая энциклопедия. М. ИНФРА-М. 2005, с. 162.

Анализ определений инновации показывает, что в них содержится две составляющие: прежде всего инновация – это новая идея, продукт, услуга, а также это внедрение нового в производственную систему, в результате чего она меняется, переходя в новое качественное состояние.

Основоположник теории инноваций Й.Шумпетер под инновациями понимал переход из одного уровня качества в другой, а под производством не простое комбинирование ресурсов, а создание нового. Он также выделил пять типичных изменений в экономическим развитии:

  • изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • изменения вследствие внедрения продукции с новыми свойствами;
  • изменения вследствие использования нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • изменения вследствие появления новых рычагов сбыта.

Значительный вклад в исследование инноваций внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал теорию больших циклов продолжительностью 50-60 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений. Н.Д. Кондратьев связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом: «Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом ее начале – писал он – наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются в той или иной комбинации, в значительных технических изобретениях и открытиях, в глубоких изменениях техники производства и обмена».8 Главную роль в изменениях экономической жизни общества Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.

Что касается классификации инноваций, то единой структуры не существует. Наиболее удачными являются следующие:

1. Классификация инноваций Ильенковой С.Д.9

Таблица 2.

Критерий

Виды инноваций

Распространенность

  • единичные
  • диффузные

Место в производственном цикле

  • сырьевые
  • продуктовые
  • обеспечивающие

Преемственность

  • открывающие
  • отменяющие
  • замещающие
  • возвратные

Охват доли рынка

  • локальные
  • системные

Потенциал и степень новизны

  • радикальные
  • совершенствующие
  • комбинированные

Сфера деятельности предприятия

  • технологические (производственные)
  • экономические (торговые)
  • социальные (управленческие)

2. Классификация инноваций Уткина Э.А., Морозовой Н.И., Морозовой Г.И.10

Таблица 3.

Классификационный

признак

Вид инновации

Содержание инновации

Причина возникновения

Реактивные (обеспечивают выживание фирмы, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке)

Стратегические (внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе)

Предмет и сфера приложения

Продуктовые

Рыночные

Инновации-процессы

Новые продукты и услуги

Открытие новых сфер применения продукта или услуги

Технология, организация производства и управления

Характер удовлетворяемых потребностей

Ориентирование на существующие потребности

Ориентирование на формирование новых потребностей

Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично

Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и пр.

3. Классификация инноваций П.А.Завлина.11

Инновационная функция предпринимательства предполагает постоянный поиск нововведений: новых идей, продуктов, новых услуг, а также организационных форм по созданию и внедрению новшеств. Нововведения становятся двигателем роста, повышая значимость предпринимательства в обществе. Экономика начинает характеризоваться все в большей степени процессом создания и распространения разнообразных новшеств во всех ее сферах, а среди движущих сил экономического роста значительно возрастает роль инноваций.

Реализации инновационной функции предпринимательства способствует, прежде всего, технический прогресс, научно-техническая революция, в ходе которой была создана чрезвычайно производительная техника для индивидуального использования. Повысилась роль информатизации общества, значимость информационных услуг, предоставляемых небольшими коллективами или индивидуальными предпринимателями.

Общеизвестно, что начальной точкой планирования развития существующего или создания нового предприятия является идея нового продукта или услуги, которые это предприятие будет производить, т.е. бизнес-идея. Бизнес-идея может родиться у самого предпринимателя в ходе целенаправленного творческого поиска или может быть заимствованной. Независимо от способов получения идеи, она должна быть взвешена и оценена предпринимателем, с целью применения для успешной работы предприятия.

Существует множество источников бизнес-идей:

  • потребители, мнение которых должно учитываться предпринимателем, поскольку в конечном итоге целью любого товара или услуги является удовлетворение вкусов потребителей;
  • товары и услуги конкурентов, изучая которые предприниматель выясняет, каким образом улучшить свой товар и положить эту идею в основу нового бизнеса;
  • мнение торговых работников, которые, зная потребности рынка, могут оказать помощь в маркетинге новой идеи, продукции или услуги;
  • архивы патентных бюро. Запатентованные идеи защищены законом, но их изучение может привести к новой идее;
  • лаборатории НИОКР, которые создаются ради новых идей.

Реализации инновационной функции предпринимательства способствует усложнение индивидуальных и общественных потребностей людей. В основе этого лежит технический прогресс: нынешняя эпоха отличается от других не только орудиями труда, с помощью которых производятся товары, но и тем, какие именно потребительские товары производятся. Потребности современного общества столь многогранны, что только предпринимательство с его гибкостью и быстрым реагированием способно успешно их удовлетворять. Запросы общества, направленные на удовлетворение потребностей служат толчком к расширению сферы предпринимательской активности.

Служение покупателю - это одна из характерных черт предпринимательства. Крупный специалист в сфере бизнеса П.Друкер отмечал: «Существует лишь одно достоверное определение цели бизнеса – создание потребителя. То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность,- вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех».12

Ориентация на потребителя заставляет производителей все больше внимания уделять инновациям. Если покупатель не удовлетворен товаром или услугой, предприниматель меняет весь образ своих действий, всю свою политику и концепцию товара или услуги, не ограничиваясь только лишь изменениями в процессе продажи.

Предпринимательство выросло их мелкого бизнеса. Он и сегодня способствует культивированию и распространению предприимчивости, без которой невозможно существование полноценной рыночной экономики.

В сфере применения инноваций преимущества малого предпринимательства очевидны. Они связаны с:

  • мобильностью, гибкостью перехода к инновациям, высокой восприимчивостью к нововведениям, поскольку во главе предприятия стоит, как правило, его автор;
  • многоплановым характером мотивации, обусловленным как экономическими, так и неэкономическими причинами;
  • узкой специализацией творческого поиска;
  • ориентацией на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов, прежде всего интеллектуальных;
  • возможность идти на риск.

Таким образом, инвестировав с предприятие всю свою энергию, посвящая ему все свое свободное время, предприниматель в мелком бизнесе часто демонстрирует энтузиазм и усердие, достаточно редко наблюдаемые у менеджеров крупных компаний.

Для реализации инновационной функции большое значение имеет наличие определенной предпринимательской среды, позволяющей находить соответствующие организационные формы для реализации идей, нововведений. Это одно из обязательных условий для поиска и внедрения инноваций.

Предпринимательская среда – это среда, способствующая осуществлению целенаправленного поиска, подготовке и реализации инноваций. Элементами такой среды являются: наличие инвесторов, обладающих свободными финансовыми ресурсами и товаропроизводителей со свободными производственными мощностями для изготовления конкурентной продукции, а также наличие соответствующей инфраструктуры.

Существуют фирмы, деятельность которых направлена преимущественно на разработку и внедрение нового. К ним относятся:

  • Венчурная фирма (англ. venture company от venture - рискованное предприятиеПРЕДПРИЯТИЕ
    - хозяйствующий субъект, который имеет право юридического лица. Занимается предпринимательской ...)  - средняя или мелкая инвестиционная фирмаФИРМА
    - хозяйствующий субъект, который имеет право юридического лица, занимается предпринимательской д...,  активно занимающаяся НИОКРНИОКР
    - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (, 6, 11). ,  совершая технические и технологические прорывыПРОРЫВ
    развитие конъюнктуры всего рынка или его отдельных секторов с переходом за пределы того уровня,...,  внедряя с опережениемОПЕРЕЖЕНИЕ
    Погашение финансового обязательства раньше ожидаемого или требуемого срока.  научные и инженерно-конструкторские идеи в производствоПРОИЗВОДСТВО
    - взаимоотношения различных экономических субъектов (или соответствующих форм собственности - ин....  Инновационная деятельность венчурной фирмы связана с высокой степенью риска. Подсчитано, что венчурный (рисковый) капитал, вложенный в реализацию проектов, в 15% теряется полностью, в 25% приносит убытки, в 30% дает весьма скромную прибыль. Однако в оставшихся 30% случаев достигнутый успех и полученная при этом прибыль позволяют в 30-200 раз перекрыть вложенные средства.
  • Фирма – патиент - работает на узкий сегмент рынка и удовлетворяет потребности, сформированные под действием моды, рекламы. Она действует на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у фирмы связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Фирмы - патиенты прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису.
  • Фирма – эксплерент - в основном небольшая организация. Ее главная роль в экономике - инновационная, состоящая в создании радикальных, «прорывных» нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений фирмы-эксплеренты, или так называемые «хитрые лисы» отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР. Фирма-эксплерент в своем развитии сначала создается или существует как компания-пионер, ведущая настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Все средства, по большей части привлеченные, тратятся на ОКР. На рынок первоначально ничего не поставляется. Заметим, что инновационный бизнес - это не занятие чистой наукой или изобретательством, хотя все это важно. Деятельность фирмы подчинена главной задаче - подготовке конкурентоспособного нового товара. И этот подготовительный, по существу дорыночный этап, имеет скрытый характер.
  • Фирма – коммутант - действует на этапе падения цикла выпуска продукции, нацелена на удовлетворение местных специфических потребностей, адаптирует инновации к конкретным местным условиям, внося изменения на разных стадиях производственного цикла – от начала производства до изменения технологии уже выпускаемой продукции.
  • Научно-технологический парк – самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания, поддержания предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке инновационной продукции. Основными задачами технопарков являются превращение открытий и изобретений в технологии, а последних – в конечный продукт, передача технологий в массовое производство через предпринимательство, поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса и др.

Таким образом, предпринимательство – это не обычная, рядовая деятельность, а творческая активность, необходимая тем кто занимается бизнесом, а предприниматель – человек, имеющий особое мировоззрение. Предпринимателем может быть назван не каждый, кто занимается бизнесом. Если владелец фирмы из года в год занимается производством одного и того же товара или услуги, не стараясь усовершенствовать их, то он выполняет не предпринимательскую, а скорее репродуктивную функцию. Предпринимателем можно назвать только того, чье поведение на рынке отличается поисковым характером.

Для предпринимателя поиск нового заключается в открытии новых возможностей для хозяйственной активности, освоении новых рынков, переходе к производству качественно новых товаров и услуг, внедрении технологических и организационных новшеств.

По мнению Й.Шумпетера, предприниматель – это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные. Отличительная особенность предпринимателя – действовать вопреки традициям, идти на риск, решив избрать новое поле деятельности или новое направление. Известный японский предприниматель Кадзума Татеиси рассказывал, что когда наступает момент принятия решения, он предпочитает придерживаться «правила 70/30»: если уверенность в правильности решения составляет 70%, то он дает свое согласие, а 30% являются для него стимулятором при рассмотрении мер, которые необходимо принять в случае неуспеха. Однако он добавляет, что в современном мире даже это правило «70/30» ограничивает свободу действий предпринимателя. В некоторых случаях лучшим средством является «правило 30/70».13

Цели и задачи, которые ставит перед собой предприниматель, а также методы его действия, способы принятия решений позволяют отнести его к той или иной условной группе.

К первой группе относятся предприниматели, чьи решения не отличаются оригинальность, мышление обыденно. Такие предприниматели иногда способны на принятие нетривиальных решений, но лишь в тех случаях, когда существует конкретная угроза для бизнеса. Основным мотивом деятельности такого предпринимателя является получение максимальной прибыли и повышение уровня своего благосостояния.

Вторая группа включает предпринимателей, деятельность которых не лишена инициативности. Однако для них важна высокая доля успеха, только в этом случае они согласны идти на риск. Такие предприниматели во главу угла ставят не только получение прибыли, но и возможность самовыражения посредством бизнеса, получение удовлетворения своими успехами.

В третью группу входят предприниматели, для которых основным мотивом их деятельности является стремление быть первыми, лучшими среди конкурентов. Получение максимальной прибыли отходит на второй план, уступая место желанию добиться максимального успеха и удовлетворения от своей деятельности. Такие предприниматели успешно занимаются спонсорством и благотворительностью.

Последнюю группу составляют предприниматели, для которых мотивация первых трех групп является пройденным этапом. Их деятельность – это постоянная борьба (зачастую борьба ради самой борьбы!) с конкурентами за идеи, технологии, за общественное признание. Помимо этого – это еще борьба за власть, желание реализовать себя в высших эшелонах власти, в политике.

Однако, не смотря на существенное различие мотиваций деятельности различных групп предпринимателей, их деятельность в конечном итоге направлена на удовлетворение потребностей общества, служение обществу. Добиваясь высокой прибыли, предприниматель совершенствует свой товар, наделяет его дополнительными полезными свойствами, создает услуги, приближающие товар к потребителю, что полностью соответствует интересам общества.

В современных условиях существует объективная необходимость развития инновационной функции предпринимательства. Это обусловлено следующими факторами 14:

  • использованием в большей степени интенсивных факторов развития экономики, способствующих применению научно-технических достижений во всех сферах экономики;
  • определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;
  • необходимостью значительного сокращения сроков создания и освоения новой техники и технологии, необходимостью;
  • спецификой процесса научно-технического производства, которая выражается в непредсказуемости результатов, многовариантности исследований, риском и возможным отрицательным результатом;
  • увеличением затрат на освоение новой продукции, быстрым старением техники и устареванием технологий.

Литература

1. Барчуков И. С. Методы научных исследований в туризме; Академия - Москва, 2008. - 224 c.

2. Басаков М. И. Страхование. Конспект лекций; Феникс - Москва, 2008. - 192 c.

3. Гукова О. Н., Петрова А. М. Организация предприятий сервиса; Форум, Инфра-М - Москва, 2010. - 136 c.

4. Дарховский Б. С. Методическое пособие по курсу "Вероятностные модели в управлении финансовыми потоками и математические основы страхования"; Ленанд, ИСА РАН - Москва, 2008. - 114 c.

5. Дручек Т. П. Практикум по страховому делу; Академия - Москва, 2009. - 180 c.

6. Кожухар В. М. Основы управления недвижимостью; Дашков и Ко - Москва, 2012. - 200 c.

7. Лукьянчук У. Р. Шпаргалка по страхованию; Аллель - Москва, 2011. - 122 c.

8. Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания; Академия - Москва, 2011. - 208 c.

9. Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой; Финансы и статистика - , 2007. - 208 c.

10. Под редакцией Орланюк-Малицкой Л. А., Яновой С. Ю. Страхование; Юрайт, Высшее образование - Москва, 2010. - 120 c.

11. Просветов Г. И. Конкуренция. Задачи и решения; Альфа-Пресс - , 2009. - 293 c.

12. Просветов Г. И. Страхование. Задачи и решения; Альфа-Пресс - , 2008. - 208 c.

13. Рыбин В. Н. Основы страхования; КноРус - Москва, 2010. - 240 c.

14. Спивак В. А. Организационное поведение. Конспект лекций; Юрайт - Москва, 2011. - 208 c.

15. Федорова Е. А., Шелопаев Ф. М., Ермоленко А. И. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски; КноРус - Москва, 2010. - 287 c.

16. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность; Юнити-Дана - Москва, 2008. - 296 c.

1 См.: Сэй Ж.Б. Трактат политической экономии. Экономические софизмы. Экономические гармонии. М., Дело. 2000.

2 См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия. ЭКСМО. 2007.

3 См.: Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия.//Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.

4 Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М., 1991. С. 20.

5 Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993. С. 28.

6 См.: Маршалл А. Принципы политической экономии. М., Прогресс. 1983.

7 Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия. ЭКСМО. 2007.

8 Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М. Экономика. 1993. С. 47.

9 См.: Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д.Ильенковой. М. ЮНИТИ-ДАНА. 2003.

10 Уткон Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. М. АКАЛИС. 1996.

11 Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента. М. 2004.

12 Цит. по: Пилдич Д. Путь к покупателю. М. Прогресс. 1991. С. 85.

13 Кудзума Татеиси. Вечный дух предпринимательства. М. Моск. бизнес. 1990. С. 9-10.

14 Подробнее см.: Кирьяков А.Г., Максимов В.А. Основы инновационного предпринимательства. Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.

Предпринимательство и его инновационная функция. Роль предпринимателя в экономике