Психотерапия

Контрольная работа

психотерапия


Содержание

  1. Психотерапия как профессия практического психолога.
  2. Общие стратегии психотерапевтического консультирования. Этапы психотерапевтического процесса.
  3. Вербальные и невербальные средства психотерапевтической работы.
  4. Этические принципы психотерапевта.
  5. Групповая психотерапия. Методические средства в групповой работе.

Литература


ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ПРОФЕССИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.

В нашей стране психотерапия всегда была прерогативой врача. Только в середине 90-х годов психологи начали осваивать новую для себя область – консультирование и психотерапию. В это время во многих областных центрах были созданы Службы семьи и брака, в сферу деятельности которых входила психотерапия кризисных и конфликтных семей. Затем была организована психологическая служба в центрах занятости. Задача службы – консультационная и психотерапевтическая работа.

Сегодня наблюдается тенденция сближения врачебной и психологической психотерапии. Однако до сих пор существует мнение, что психотерапия – это система специально организованных методов лечебного воздействия на невротиков, а психокоррекция – воздействие на «еще не больных, но уже не здоровых», т.е. на людей с дезадаптированным поведением и формирующимся невротическим реагированием. Получается, что воздействие на больного – это психотерапия (занимается врач), а на здорового – психокоррекция (занимается психолог).

Ю. Б. Алешина выделяет два направления психологической помощи: психологическое консультирование и психотерапию. Консультирование используется в случаях, когда клиент жалуется не на свой характер, не на внутренние проблемы, а на межличностные конфликты. Консультирование непродолжительно по времени – до 5-6 встреч. Психотерапия представляет собой глубинную личностную коррекцию и используется, когда клиент жалуется на внутренние проблемы. В этих случаях могут применяться такие методы, как анализ событий детства, сновидений, фантазий. Такое разграничение очень условно. В ряде случаев затруднительно точно квалифицировать работу с клиентом как психотерапевтическую или консультационную.

В настоящее время в психотерапевтической практике существуют сотни школ и направлений, которые можно классифицировать по разным основаниям. Выделяют основные психотерапевтические подходы, существенно различающиеся по описанию личности, механизмов ее развития, патогенеза неврозов, механизмов терапии и оценки ее эффективности. Виды психотерапии имеют разные «мишени» психотерапевтического воздействия, в биоэнергетическом анализе мишень – тело, а в клиент-центрированной терапии – переживания (проживаемый опыт), в когнитивной терапии – неадаптивные мысли и другие образы воображения. Различаются они и позициями клиента и психотерапевта во взаимодействии: терапевт выступает как эксперт-профессионал (директивная психотерапия) или терапевт является наряду с клиентом равноправным участником терапии (недирективная психотерапия).

Психотерапевтические подходы можно условно разделить на: 1) ориентированные на проблему и 2) ориентированные на клиента.В первом случае психотерапевт реализует установку на обязательное «погружение» пациента в проблему. Не входить, не углубляться в проблему считается неэффективным. В психотерапии второго типа, напротив, клиент свободен в выборе того, о чем говорить с терапевтом, сколько уделять времени.

Различные виды психотерапии различаются «каналами входа» в клиента или в его проблему: вербальный канал – в психоанализе, телесный – в телесно-ориентированной психотерапии, визуальные образы – в НЛП. Некоторые подходы используют полимодальный вход (например, гештальттерапия, психосинтез). Конечно, любая классификация условна. Кроме того, нормой сегодняшней психотерапевтической практики является ее эклектичность.

ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Первая встреча психотерапевта с клиентом посвящена выяснению потребности в помощи, мотивации. Наибольшее внимание уделяется установлению оптимальных терапевтических отношений, преодолению первой линии сопротивления.

На ней сообщаются принципы построения психотерапевтического взаимодействия, этические нормы и правила.

Для исследования проблемы клиента часто используются стандартизированные и нестандартизированные интервью, психодиагностические методики, наблюдение (прежде всего за невербальным поведением), результаты самонаблюдения, специфические приемы для символического описания проблемы ( особенно в работе с детьми), проективные методики, ролевые игры. Перед началом терапии используются различные диагностические процедуры. Бурлачук Л.Ф. предлагает ориентировочную схему интервью, используемую для сбора информации о клиенте.

  1. Демографические данные.
  2. История возникновения проблемы: когда клиент столкнулся с проблемой, в каком контексте, как проблема проявляется в поведении и на соматическом уровне, как клиент ее переживает, каково отношение к ней, в каком контексте она проявляется, влияет ли на проявление проблемы вмешательство других людей и т.д.
  3. Получение психологической или психиатрической помощи.
  4. Образование и род занятий ( в том числе – отношения с одноклассниками, учителями в школе, удовлетворенность работой, отношения с коллегами, наиболее стрессогенные факторы в этой области).
  5. Здоровье: наиболее важные проблемы со здоровьем в настоящее время, нарушения сна, аппетита.
  6. Социальное развитие: наиболее важные события в жизни, ранние воспоминания, текущая жизненная ситуация, распорядок дня, занятия, общение, хобби, ценности, верования.
  7. Семья, семейное положение, взаимоотношения с противоположным полом, секс.
  8. Стереотипы реагирования (исследуются по результатам наблюдения за невербальным поведением).

Данное интервью позволяет оценить психологический статус клиента, общую жизненную ситуацию, понять характеристики проблемы, основные трудности, мотивацию его обращения и возможности по решению проблемы. Кроме того, позволяет дифференцировать органический дефект и переориентировать клиента на получение психиатрической помощи.

Из предъявленной клиентом жалобы необходимо выделить запрос, который позволяет определить перспективы дальнейшей работы. Условно выделяют наиболее типичные формы жалоб:

  1. «Непонятная» жалоба. Например: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу…». Причины:1) осторожность и недоверие клиента к психотерапевту или 2) клиент сам для себя еще не сформулировал проблему. Следует поощрять, фасилитировать вхождение клиента в эмоциональный процесс и дать ему возможность самому «развернуть» собственные смыслы и содержание проблемы.
  2. «Глупая» жалоба. Например: на консультации супружеская пара жалуется, что они не могут договориться о времени интимной близости. Жена утверждает, что оптимальное время – 22.30, а муж – более позднее время. В этом случае смысловую проблему «как быть вместе?» супруги заменили технической «когда быть вместе?» Такая жалоба – это вид защитной рационализации, при которой опасно «раскрывать глаза « клиентам. Хорошо зарекомендовала себя в подобных случаях техника метафоры, которая позволяет клиенту посмотреть на свою проблему как бы со стороны, и, в то же время, смягчает защитные механизмы.
  3. Составная жалоба. Например: «У меня не ладится на работе, в семье – с мужем и детьми, вечно со мной что-то случается, и даже ночью преследуют кошмары». Предлагают следующие техники работы с жалобой: 1) рефлексивно отразить то, что говорит клиент; 2) определить, на какую часть жалобы клиент дает эмоциональный отклик, и работать именно с ней; 3) отреагировать на эмоциональное состояние клиента, дать эмпатический ответ, оставив пока в стороне содержание жалобы.
  4. Жалоба со скрытым содержанием. Например, муж говорит:»Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает сына спать, ребенок должен быть самостоятельным». Здесь не совпадает явное и скрытое содержание. Скрытая жалоба:» Я ревную жену к ребенку. Прихожу с работы и вынужден ждать на кухне, пока жена освободится.» Скрытая жалоба, как правило, слабо осознается. Наиболее оптимальная реакция психотерапевта – реагировать на переживаемую эмоцию, а не на вербально выраженную жалобу. Часто бывает, что клиент до встречи имел один план жалобы, а в ходе работы говорит совсем не то, что запланировал.
  5. «Хитрая» жалоба. Тоже имеет скрытое содержание, но, в отличие от предыдущей, имеет цель – запутать психотерапевта и добиться своего. Например: женщина имеет кардиологические проблемы, несколько лет лечилась у кардиолога, но безуспешно. Оказывается, что она ревнует своего мужа и болезнь – лучший способ контролировать свободное время мужа: он провожает жену на работу и встречает с работы. Очевидно, что она пришла не избавиться от болезни, а хочет подтвердить серьезность своего положения (скрытый запрос: «Скажите моему мужу, что я серьезно больна»). В этом случае рекомендуется углублять процесс переживания, хотя иногда бывает эффективным и метод конфронтации.
  6. Жалоба на другого. Например: «Мне очень тяжело на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…» Сопровождается рассказ плачем. Необходимо выяснить, готов ли клиент к изменению, или ему необходима только терапевтическая беседа.

Как правило, в жалобе содержится запрос, но он может быть не четко определен, или сам клиент не осознает его. Кроме того, возможна ситуация, когда действительный запрос на психотерапевтическую помощь отсутствует.

Второй этап посвящен представлению отношений. Психотерапевт описывает клиенту модель психотерапии, устанавливает отношения взаимной ответственности. Поскольку в процессе психотерапии происходят определенные личностные трансформации, необходимо обсудить эту перспективу с клиентом. Его сознательно или бессознательно может страшить возможность лишиться привычных, непродуктивных, но уже привычных способов поведения, отношений. Особенности взаимоотношений, степень самораскрытия психотерапевта варьируют в зависимости от направления, однако все психотерапевты выражают поддержку, принятие, интерес к клиенту. Необходимым условием успешной психотерапии является сотрудничество, поэтому психотерапевт организуя взаимодействие, учитывает установки, ожидания, стиль общения клиента. Об установлении хороших психотерапевтических отношений судят по тому, насколько клиент и психотерапевт готовы к самораскрытию, могут обсуждать трудности в терапевтическом процессе и в их общении в частности. Если клиент реально включен в процесс, стремится работать, открыт, говорит, что психотерапевт правильно понимает его чувства, а психотерапевт не чувствует напряжения при самораскрытии, использовании конфронтации и других приемов, можно переходить к следующему этапу работы.

На третьем этапе происходит определение целей и выработка альтернатив. Психотерапевт обосновывает психотерапевтическую стратегию, намечает ее основные этапы и компоненты. Выбор стратегии определяется подготовкой психотерапевта, особенностями личности клиента, характеристиками проблемы. Работа по проблеме начинается с ее исследования, которое предполагает выражение, принятие и осознание клиентом неосознаваемых эмоций. Для этого используются различные техники: работа с трансфером (психоанализ), телесные техники (телесно-ориентированные виды терапии), метод двух стульев (гештальттерапия), психодрама. Выражение чувств дает катартический эффект, снижает напряжение. Это, в свою очередь способствует более ясному пониманию себя, нахождению более конструктивных форм решения проблем. Следующий шаг – переход от выражения чувств к их пониманию, осознание и интеграции опыта. В этом процессе клиент сталкивается с непризнанными, неосознанными частями своей личности. Для его описания используют понятия инсайт (психоанализ, психодрама), осознавание (гештальттерапия).

Четвертый этап представляет собой работу над поставленными целями. Теоретическая модель структурирует для психотерапевта его видение психологической реальности и определяет выбор методов. Психотерапевт порождает уникальную стратегию взаимодействия с конкретным клиентом, ориентируясь на характеристики проблемы, личностные особенности и ресурсы клиента (финансовые, временные, личностные), роль его ближайшего окружения.

Характер проблемы определяет выбор методов работы. Например, трудности в общении могут быть связаны с отсутствием коммуникативных навыков. Однако она же может быть описана через понятия комплекса неполноценности и социального интереса, когда психотерапевт вместе с клиентом исследует жизненный стиль клиента, его апперцептивные схемы и т.д. Если же проблема выражается прежде всего на аффективном уровне и связана с травматическим инфантильным опытом, наиболее эффективными окажутся катартические техники. Известно, что проблема клиента не имеет одной проекции, она проявляется на всех уровнях, поэтому отнесение ее к какому-либо уровню зависит от теоретической ориентации психотерапевта. Именно поэтому различные методы могут быть в равной степени эффективны.

На пятом этапе, после фазы осознания себя, ставится цель претворения внутренних изменений в реальное поведение. Клиент осваивает новые поведенческие образцы, приобретает способность действовать спонтанно, творчески, в соответствии со своими внутренними потребностями.

Шестой этап – прекращение психотерапии – определяется равновесием среди различных факторов: потребностью в изменении, лечебной мотивацией, психотерапевтической фрустрацией, стоимостью психотерапии и т.п. Прежде чем прекратить психотерапию, необходимо оценить результат. Психотерапевт говорит с клиентом, исчезли ли симптомы, которые его беспокоили, стал ли он чувствовать себя лучше, изменилось ли его самовосприятие и взаимоотношения с другими, сможет ли клиент осуществлять самоподдержку без психотерапии.

Для оценки результативности работы психотерапевта используются различные методические средства:

  1. Интервью позволяет исследовать, чего достиг участник психотерапии на основании ответов на закрытые вопросы.
  2. Самонаблюдение – процесс наблюдения и фиксации отдельных аспектов поведения. Сбор данных осуществляется в естественных условиях, за пределами кабинета. К недостаткам данного метода следует отнести его трудоемкость для клиентов, которые не всегда оказываются последовательными и настойчивыми.
  3. Самооценка предполагает оценку выраженности проблемы. Метод легок в использовании, индивидуализирован для конкретного клиента, однако полученные данные подвержены влиянию ожиданий, социальной желательности.
  4. Опросники используются и на этапе сбора данных, и на этапе их анализа и интерпретации. Но их унифицированность оборачивается нечувствительностью к данной проблеме.
  5. Ролевая игра. Клиент проигрывает ситуацию, в которой проявляется проблема, а затем оценивается ее выраженность в невербальном и вербальном поведении. Часто проводят видеозапись. Оценку проводя независимые эксперты, психотерапевт, клиент.
  6. Работа с образами представляет специфический метод оценки восприятия клиентом проблемы до, во время и после психотерапии. Клиент расслабляется, закрывает глаза, представляет проблемную ситуацию и сосредотачивается на ощущениях, которые ассоциируются с ней. Затем психотерапевт проводит анализ описания. Например. При помощи контент-анализа оценивается количество слов, отражающих тревогу. Этот метод может быть легко включен в психотерапевтический процесс, сочетается с другими методами, максимально приближен к индивидуальной системе восприятия клиента.
  7. Измерение физиологических показателей применяется для исследования результатов лечения фобий и тревоги, психосоматических нарушений, сексуальных расстройств. Результаты стандартны, сопоставимы.

Результаты, полученные при помощи данных методов, могут быть дополнены экспертными оценками, данными наблюдений других людей (например родителей). Выбор метода определяется его соответствием проблеме и целям. Проведение исследования позволяет понять, что происходит во время психотерапии, какие приемы и методы являются эффективными. Измерение может проводиться в начале психотерапии, в ее ходе, после завершения и через некоторое время после этого. Для получения более полной картины используют несколько методов.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Для описания причин и проявлений невротического поведения в разных школах используются разные метафоры, однако все они определяют нарушение как ригидность поведенческих образцов, мыслительных конструкций, и способов эмоционального реагирования. В любом виде психотерапии осуществляется расшатывания жестких структур в поведении и мышлении, происходит изменение в репрезентации проблемы. Психотерапия достигает цели за счет изменения понимания проблемы клиентом, создания особого языка, на котором он получает возможность выразить свои переживания.

Каждая психотерапевтическая школа, создавая свою метафору, разрабатывает специфический язык, особую карту психологического пространства. Вхождение в это новое пространство дает клиенту средства для более полного и эффективного структурирования внутреннего мира. При этом важна и другая сторона использования языковых средств – следование за языком клиента. Человек воспринимает и отражает окружающий мир с помощью своих органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия носит название модальности (НЛП). Говорят о зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной)модальности и о модальности, основанной на обонятельно-вкусовых и телесных ощущениях (кинестетической). Одна из модальностей у человека обычно доминирует, остальные являются сопутствующими. Существует зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, которыми он это восприятие отражает. Это предикаты речи (НЛП). Клиент, у которого доминирует зрительное восприятие, будет рассказывать о себе, о своей проблеме, используя слова «видеть», «яркий», «перспектива» и т.д. Аудиальные предикаты: слова «слышать», «скрипеть», «крикливый» и т.п., кинестетические – «чувствовать», «прикасаться», «шершавый», «вкусный» и т.п.

Предикаты формируются у клиента на подсознательном уровне, и психотерапевту, чтобы быстро установить контакт, нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым преимущественно прибегает клиент. Предикаты речи являются «ключами», дающими доступ к его внутренним психическим процессам.

В общении клиент последовательно разворачивает части своего опыта, пользуясь определенными правилами, поскольку грамматические и синтаксические особенности предложения не совпадают с «грамматикой и синтаксисом мысли». Дж. Гриндер и Р. Бендлер (НЛП) сформулировали понятие «психотерапевтическая неправильность». «Психотерапевтическая неправильность» - это грамматически и синтаксически правильное высказывание, являющееся тем не менее неэффективным способом восприятия и осмысления субъективной реальности. Ограниченная картина мира формируется из-за травматического или обедненного опыта. Выделяют три основных типа психотерапевтических неправильностей: генерализация, опущение и искажение.

Генерализация – это обобщение конкретного опыта и распространение его на другие сходные ситуации.

Опущение – процесс фильтрации информации, при котором человек исключает что-либо из внимания.

Искажение – преувеличенная субъективация информации, подчинение восприятия и действия индивидуально-своеобразным регуляторам.

Значительная часть опыта клиента может быть акцентирована на одном травматическом контексте. Например: « Все мужчины – обманщики» - генерализация, существенно ограничивающая восприятие и поведение. Задача психотерапевта – отыскать психотерапевтическую неправильность и расширить восприятие клиента.

Невербальное поведение может дополнять вербальное, противоречить ему, замещать, усиливать или смягчать сказанное. Оно меньше поддается контролю, более спонтанно, и поэтому в большей степени отражает внутренние побуждения. Элементами невербальной коммуникации являются:

  • тембр голоса и интонация;
  • ширина зрачка;
  • пространство между терапевтом и клиентом;
  • частота дыхания;
  • жесты, телодвижения;
  • осанка;
  • одежда;
  • выражение лица;
  • символы статуса;
  • контакт глаз и т.д.

Например, иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями. «Держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заинтересованы.

Интимное расстояние до 0,5 м.

Межличностное расстояние (0,5 м – 1,2 м) – для разговора друзей с соприкосновениями или без них.

Социальное расстояние (1,2 – 3,7 м) – для неформальный социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям.

Публичное расстояние (3, м и более) – на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Личностные свойства также определяют выбираемое расстояние: уравновешенный клиент с чувством собственного достоинства подходит к терапевту ближе, тогда как беспокойные неуравновешенные – держатся подальше.

Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» клиента с учетом всего контекста общения. Если поза, мимика, жесты соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное поведение помогает точнее понять сказанное. Когда невербальное «сообщение» противоречит словам, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку тело редко лжет.

Когда несоответствие между словами и невербальным «сообщением» невелико, психотерапевт может отвечать или не отвечать вербально на это противоречивое выражение, можно отложить, например, выполнение высказанной просьбы, дав себе время на оценку сообщения клиента до принятия решения.

Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами клиента выражено ярко, в этом случае вполне уместен и вербальный ответ. Причем отвечать следует предельно тактично, чтобы не вызвать механизм психологической защиты.

Итак, эффективность психотерапии зависит не только от точного понимания слов клиента, но и в не меньшей степени от понимания невербальных сигналов. Понимание невербальных сигналов помогает психотерапевту правильно интерпретировать слова клиента и повысить результативность работы.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА.

Этические принципы играют роль регуляторов деятельности профессионала, закрепляют права и ответственность, тип отношений участников психотерапевтического процесса. Проблемой является то. Что права клиента не защищены законодательно. В этой ситуации особенно возрастает значение этических норм, хотя они и носят лишь рекомендательный характер.

Наиболее общими принципами, обеспечивающими соблюдение профессиональной этики в психотерапевтическом процессе, являются:

  1. Ответственность. Психотерапевт принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат психотерапии. Его работа строится на основе учета интересов клиента. Не вся ответственность за решение проблемы возлагается на психотерапевта. С самого начала клиент должен понимать, что его продвижение будет зависеть прежде всего от него, и этот путь он должен пройти сам, опираясь на знания, опыт и поддержку психотерапевта. Под когнитивной ответственностью понимается, что психотерапевт отвечает за свои знания и понимает границы своей компетентности. Например, установление точного психиатрического диагноза требует участия врача.
  2. Конфиденциальность. Соблюдение интересов клиента требует хранить в тайне все, что происходит во время сеанса. Он не должен предоставлять информацию о клиенте какому-либо должностному лицу. Не следует говорить о содержании работы родителям ребенка. Среди прочих факторов соблюдение этого принципа вызывает доверие к специалисту и способствует установлению хороших отношений. Конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы. Это касается информации о возможной опасности для жизни, здоровья, благополучия клиента или других людей. Что касается принципа конфиденциальности при работе в группе, то психотерапевт отвечает за формирование таких групповых норм, которые могли бы создать атмосферу доверия, когда происходящее в группе не выходит за ее рамки.
  3. Отношение к клиенту. Оно должно базироваться на принятии клиента таким, какой он есть. Тогда он становится способным принять себя. Только приняв себя, человек способен изменяться. Позиция психотерапевта состоит не в оценке тяжести греха, не в оправдании клиента, а в помощи личностному росту, в приобретении навыков быть самостоятельным и самостоятельно принимать решения. Поэтому неэтичными и непрофессиональными являются советы и манипуляции.

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ.

В групповой работе применяются 4 основные группы методов:

  • дискуссионные методы;
  • игровые методы;
  • психогимнастические упражнения;
  • методы, основанные на невербальной активности.

Стратегия выбора метода определяется теоретической ориентацией ведущего и видом психотерапевтической группы, целями и задачами работы, а также рядом дополнительных факторов: продолжительность работы, специфика контингента клиентов и т.д.

В работе применяются следующие разновидности дискуссий:

  • биографическая;
  • тематическая;
  • интерактивная.

При проведении биографической дискуссии в центре внимания находится конкретный человек, который рассказывает о своем прошлом, своих переживаниях, а члены группы в последующем обсуждении пытаются помочь человеку выделить его внутриличностные проблемы, более глубоко их осмыслить.

В тематической дискуссии в центре внимания группы находится не конкретная личность, а определенная тема. Личные проблемы участников актуализируются и рассматриваются опосредованно, так как в процессе обсуждения темы происходит косвенная проекция индивидуально-психических качеств и проблем выступающих. Преимущество: дает возможность клиентам содержательно обсудить актуальные для них проблемы и осмыслить их; снижает уровень напряженности в работе группы; повышается вероятность участия в дискуссии тревожных, неуверенных участников.

Отличительной особенностью интерактивной дискуссии является то, что в центре внимания группы находится психотерапевтическая группа в целом; активность участников направлена на анализ внутри групповых процессов. Существуют две разновидности интерактивной дискуссии: неструктурированная и структурированная. Неструктурированная дискуссия заключается в том, что психотерапевт не вмешивается в работу группы, не даёт заданий. Ситуация неопределённости вынуждает участников предпринимать действия, которые в дальнейшем станут предметом обсуждения. Структурированные дискуссии психотерапевт первоначально предлагает группе задание, выполнение которого предполагает взаимодействие участников. Далее взаимодействие анализируется.

Игровые методы делятся на операционные и межличностные (социально-психологические). В операционных играх имеется заранее подготовленный сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм принятия решения, четкие критерии оценки принятого решения. Разновидности: анализ конкретных ситуаций, ролевые и имитационный игры. Межличностные (социально-психологические) игры направлены на формирование коммуникативной компетентности, изменение личности человека . В них часто отсутствует жесткий алгоритм поведения, четкие критерии анализа и оценки его адекватности, могут существовать несколько возможныз правильных вариантов принятия решения, поведения в ситуации. Виды:

  • ситуационные игры;
  • психодрама и социодрама;
  • трансакционный анализ.

Ситуационные игры предназначены для формирования социально-психологических знаний, навыков и умений, необходимых для адекватного поведения человека в конкретной жизненной ситуации, которые моделируются в тренинге. Игры психодрамы или социодрамы и трансакционного анализа разработаны в рамках соответствующих направлений , которые основываются на определенных концепциях личности и моделях ее изменения.

Психогимнастические упражнения – вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика обеспечивает следующие цели:

  • диагностическую (проявляются слабости, нарушения в поведении, скрытые импульсы и позиции клиентов);
  • коррекционную (формируются определенные навыки и модели поведения, корректируются неадекватные эмоции);
  • социометрическую (информация о взаимоотношениях в группе и положении в ней отдельных членов).

Кроме того, с помощью психогимнастических упражнений снимается и повышается напряжение в группе, активизируются процессы групповой динамики.

Темы для психогимнастики делятся на 4 группы (Юнова К.):

  1. Привычные жизненные ситуации.
  2. Группа общечеловеческих конфликтов .
  3. Группа специфических конфликтов отдельных участников.
  4. Интерперсональные отношения.

Танцевальный метод используется для расширения сферы осознания участниками возможностей собственного тела, обучения управлению своим телом.

Методы художественного самовыражения : рисование, моделирование с бумагой (оригами), деревом, камнями, лепка и т.д. метод художественного выражения выполняет различные функции (творческая, деятельностная, сублимационная, проективная) и может быть использован в различных целях). В психотерапии чаще используется проективная функция (художественный рисунок). Существуют две фазы проективного рисования: «рисовальная» и «дискуссионная». Первая - создание рисунка - длится 10-15 мин. Тема задается в соответствии с целями работы на сеансе. Формы рисования: индивидуальное, «разговорное», дополняющее, совместное рисование. Дискуссионная фаза заключается в обсуждении рисунков, которое может происходить в форме разбора каждого рисунка по отдельности без указания автора, и в форме разбора всех рисунков одновременно, чтобы можно было сравнивать их, находить общее и различия в содержании. Интерпретация рисунков произвольная.

Литература

1. Александров, А.А. Интегративная психотерапия / А.А. Александров. - СПб.: Питер, 2009. - 352 c.

2. Баер, У. Творческая терапия - Терапия творчеством (Теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности) / У. Баер. - М.: Класс, 2013. - 552 c.

3. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 c.

4. Виртц, У. Жажда смысла: Человек в экстремальных ситуациях: Пределы психотерапии / У. Виртц, Й. Цобели; Пер. с нем. Н.А. Серебренникова. - М.: Когито-Центр, 2012. - 328 c.

5. Драпкин, Б.З. Семейная психотерапия (метод психотерапии материнской любви) / Б.З. Драпкин. - М.: ДеЛи принт, 2005. - 260 c.

6. Каган, В.Е. Искусство жить: Человек в зеркале психотерапии / В.Е. Каган. - М.: Смысл, 2013. - 415 c.

7. Капустин, С.А. Экзистенциальный критерий нормальности и аномальности личности в классических направлениях психологии и психотерапии / С.А. Капустин. - М.: Когито-Центр, 2013. - 101 c.

8. Кочарян, А.С. Психотерапия: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко; Под общ. и науч. ред. Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2012. - 496 c.

9. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. - М.: Акад. Проект, Фонд "Мир", 2010. - 463 c.

10. Курпатов, А.В. Руководство по системной поведенческой психотерапии / А.В. Курпатов, Г.Г. Аверьянов. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 571 c.

11. Лаукс, Г. Психиатрия и психотерапия: Справочник / Г. Лаукс, Х. Меллер; Пер. с нем. В.П. Яковлева; Под общ. ред. П.И. Сидорова. - М.: МЕДпресс-инф., 2012. - 512 c.

12. Литвак, М.Е. Если хочешь быть счастливым: Учебное пособие по психотерапии и психологии общения / М.Е. Литвак. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 603 c.

13. Млодик, И.Ю. Там, где тебя еще нет...: Психотерапия как освобождение от иллюзий / И.Ю. Млодик. - М.: Генезис, 2013. - 256 c.

14. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер; Пер. с англ. Ф.Б. Березин [и др.]. - М.: Класс, 2012. - 336 c.

15. Павлов, И.С. Психотерапия в практике. Технология психотерапевтического процесса / И.С. Павлов. - М.: Акад. Проект, Культура, 2012. - 512 c.

16. Самыгин, С.И. Психотерапия детей и подростков / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 284 c.

Психотерапия