ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИИ И ЕЁ СТРУКТУРА

Контрольная работа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИИ И ЕЁ СТРУКТУРА


Содержание

Обращение автора 5

Введение 5

1.Стратегическое значение информации в развитии общества 6

1.1.Информация в материальном мире 6

1.2.Об информационном обществе 7

1.3. Об информационной культуре и знаниях 10

2.Информация её понятия и компоненты 13

2.1.Понятия информации 14

2.2.Сигналы и данные 15

2.3. Сведения,события и информация 18

2.4. Показатели, реквизиты и документы 21

3. Классификация объектов информации и её файловые структуры 23

3.1.Классификация объектов информации 24

3.2. Файлы и файловая структура 25

3.3. Информационные ресурсы, продукты, услуги и базы данных 27

Список литературы 33

Введение

Социально-теоретическое осмысление информации связано с конкретизацией определения этого понятия как формы осведомления, уменьшения неопределенности выбора в результате получения сообщения, разновидности отражения информации неразрывно связанной с процессами управления, аспектов любых процессов отражения связанных с передачей объективного разнообразия.

До возникновения кибернетики проблема информатизации в науке не только не решалась, но и не ставилась. Удовлетворительным считалось расплывчатое представление о ней, как о сведениях, которыми обмениваются люди в процессе своего общения. Следующим этапом стало построение количественной статистической теории информации, чему послужило интенсивное развитие радио- и телеграфирования. Информация в этой теории представляется как снятая неопределенность. Объем понятия информации с возникновением статистического подхода расширился, были выявлены новые виды информации и информационных процессов уже не только в человеческом обществе, но и в технических системах связи и управления, в коммуникации живых существ. К чему привёло расширение объема понятия информации

Дальнейшее развитие понятия информации привело к еще большему расширению его объема. Это было вызвано развитием и вторжением теоретико-информационных методов в естественные и социальные науки, а так же логическим развитием самой теории – в особенности возникновением не статических подходов.

Миру стали известны экономические школы и теории, оперирующие информационными подходами в модернизации общества, культуры и экономики. Следствием дальнейшего информационного развития, а также единственным выходом в оптимизации ведущих экономических систем, явилась информатизация с пересмотром подходов к управлению в экономической сфере, информационной и экономической культуре. Объемы информации настолько расширились, что они активно перешли из научно-теоретической категории в практическую и отраслевую.

1. Стратегическое значение информации в развитии общества.

В современном мире информация играет важную роль, практически, во всех сферах человеческой деятельности. Более того, информация, подобно капиталу, может накапливаться и храниться для будущего использования. Исходя из этого, важно понимать, что информация обладает определёнными свойствами, более выигрышными, по сравнению с материальными формами. Так, если сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции, то информационный обмен приводит к сотрудничеству, с условием, что в нем не заложена корысть или криминал.

1.1 . Информация и её отражения.

Современное познание природы информации выявило множество ее новых признаков и свойств, поэтому, естественно, встал вопрос о наиболее общем определении этого понятия.

В основу общего определения, которое согласно литературным источникам, является наиболее подходящим, положены два ее признака, связанных с такими категориями:

- категорией различия;

- категорией отражения.

Информация – это разнообразие отражённых компонент конкретного объекта в другом, возникающих при их взаимодействии. На основе приведённого определения можно сделать вывод, что информация есть общее свойство материи, реализующее многообразие её отражения.

Особенности активного перехода к информатизации общества, налагают определённые ограничения правового характера к процессам информатизации, а также к позитивным аспектам информационных знаний и культуры.

С учётом сказанного, уже в настоящее время, об информации говорят как о стратегическом курсе общества, ресурсе, определяющем высокий уровень социально-экономического развития государства, и процессе, обеспечивающем информатизацию общества.

Информатизация является организующим социально-экономическим и научно-техническим процессом создания условий удовлетворения информационных потребностей и прав граждан, государственных органов на основе использования информационных ресурсов.

Информатизация продолжает информационную стратегию развития общества, любого вида или отрасли человеческой деятельности. Помимо энергии, сырья и орудий труда всегда имеет место информация – жизненно-необходимый продукт, создающий основу управления любыми процессами в окружающем нас мире.

Только информатизация, основанная на максимальной сетевой компьютеризации общества, осуществит успешный переход общества от индустриального к информационному.

1.2. Об информационном обществе.

Глобальное объединение информационных сетей (Интернет) приводит к увеличению влияния информационных технологий. Нынешнее общество (по крайней мере, общество развитых стран) вполне можно охарактеризовать как информационное.

Ведущие ученые мира считают, что в информационном обществе люди будут избавлены от рутинной работы: это обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества становится индустрия производства информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более, информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе и его индустрии изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект и знания, что приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется обязательная способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран конец ХХ и начало ХХI века постепенно приобретают обозримые очертания созданной теоретиками картины информационного общества с его информационной индустрией. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное общество людей. Электронными приборами и устройствами, а также телекоммуникациями оснащены места трудовой деятельности и проживания людей. Трудовая деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

По данным социологических исследований, проведенных в США, уже сейчас более 35 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а около половины всех недавно зарегистрированных фирм основано на широком использовании самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно занятых отнесены: в 1990 г.-12,7 млн., в 1995 г.- 14.6 млн., 2000 г.-25.7 млн., в 2006 г. 35 млн., а к 2010г. достигнет более 45 млн. человек.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

-решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной (информационное захлёстывание) и информационным голодом (информационный дефицит по различным направлениям);

- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

- главной формой развития станет информационная экономика;

-информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Однако кроме положительных моментов прогнозируется и опасные тенденции:

- растет влияние на общество средств массовой информации;

- информационные технологии способны разрушить частную жизнь людей и деловую жизнь организаций;

- у многих людей появляются сложности в адаптации к среде нового общества. Существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Объединение человеческого разума с мощью глобальной информационной системы приводит к возникновению гиперинтеллекта. Отличие его от искусственного интеллекта (ИИ) состоит в том, что ИИ – это только соединение разума одного человека с вычислительными возможностями компьютера.

Гиперинтеллект – это глобальная человеко-машинная система, стремящаяся, по существу, к единому планетарному разуму, развивая машинную компоненту.

В развитии общества всё очевиднее становится еще одна закономерность: ускорение роста сложности со временем, так как разделение ума (как продолжение разделения труда) обеспечит, еще больший рост совокупной сложности глобального человеко-машинного синтеза с человеческой доминантой.

Эпицентром информационного общества является государственное управление и общественное производство, где установлены высокие требования к корректности, прозрачности и эффективности их систем. Являясь гарантом социально-экономического развития страны, современная система налогообложения переживает период институционально-информационного и культурного реформирования, ориентированного на высокие социально-информационные и культурные технологии налогообложения. Наиболее ответственным государственным и социальным заказом в данном реформировании является достижение высокого уровня профессиональной культуры работников налоговых органов и налоговой культуры налогоплательщиков. Это требует радикальной перемены в административно-правовых, контрольно-консультационных и налого-гарантирующих отношениях между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками, обеспечивающих необходимый уровень информационной и налоговой культуры. Указанные требования, в свою очередь, ставят перед российской системой образования вопрос об изменении содержания подготовки в средней и высшей школе, обеспечивающей будущему специалисту высокий общеобразовательный и профессиональный уровень на основе высоких информационных технологий.

В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

1.3. Об информационной культуре и знаниях

В период перехода к информационному обществу, кроме решения описанных выше проблем, необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения в составе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по эффективному использованию информации. Как результат отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура — это умение целенаправленно и качественно работать с информацией, эффективно используя компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы информационной безопасности. Информационная культура определяет уровень достигнутой информационной квалификации работников, их способности решать, с высоким качеством, сложные информационные задачи по сбору, хранению, передачи и защите информационных ресурсов, используя современные методы и технологии. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры.

Информационная культура социальна, она связана с природой человека и включает в свой состав такие понятия, как информационная вежливость, мастерство и, наконец, информационная мудрость. Являясь продуктом творческих способностей человека, эти понятия проявляются в виде:

-конкретных навыков по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

-способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базой которой являются разнообразные программные продукты;

-умения извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

-знания особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура обогащает себя знаниями из тех наук, которые способствуют ее развитию, совершенствуя приспособление к конкретным видам деятельности (кибернетике, информатике, теории информации, математике, теории проектирования баз данных и ряду других дисциплин).

В процессе обучения студентам, наряду с изучением фундаментальных профилирующих теоретических дисциплин, необходимо выделить максимум времени на практические занятия по информационным технологиям, являющимися базовой составляющей их будущей деятельности. Качество обучения должно определяться степенью приобретённых и закрепленных устойчивых навыков работы с использованием базовых информационных технологий при решении их профессиональных задач и поставленных проблем.

Интернет, величайшее достижение технической цивилизации, вполне мог бы стать не имеющим аналогов истории средством распространения и утверждения высокой культуры. В Интернете и сейчас существуют виртуальные картинные галереи, библиотеки и фонотеки симфонической музыки, но достаточно проанализировать рейтинговые данные, чтобы убедиться, что сайты с порнографией рассматриваются не менее активно. Кстати, на фотографию, грамзапись, особенно кинематограф и телевидение также возлагались несбыточные надежды для «просветления душ человеческих». Только для этого необходимо тонкое и дозированное начало управления распространением и утверждением культурных ценностей в Интернете.

В настоящее время применение Интернет – информационных технологий полностью зависит от того, кто ими владеет. В Интернете действует принцип неограниченной свободы, который предоставляет каждому наполнять свой сайт любым содержанием. Учитывая, что каждый хочет, чтобы его сайт посещали чаще, содержание Интернета находится на последнем месте вкусов массы пользователей. В Интернете отсутствует целостная политика формирования вкусов и это связано, как с низким уровнем воспитания, так и с особенностями коммерческого характера. Владельцы «массовых» сайтов получает немалую выгоду от размещения рекламы. К причине отмеченной проблемы можно отнести слияние Интернета и масс – культуры. Примером может быть следующий феномен – киберпанковая культура, объединившая при помощи информационной сети отбросы общества всего мира.

В этой связи уместно сказать несколько слов о самом массовом явлении. Массовая культура предлагает молодежи определенные шаблоны и стандарты поведения. Парадоксальные молодежные движения, возникающие как протест против однообразности общественной жизни, сами объединяются в еще более противоречивые субкультуры с жесткими правилами поведения. В соответствии с данным нами определением, информационная массовизация уничтожает многообразие индивидуальностей, снижает информационное содержание поведения, оболванивая её участников и приводя к иллюзии того, будто общество вырабатывает массовую культуру как средство «возможного прорыва в новое качество».

Все названные проблемы - безусловно проблемы информатизации, но, прежде всего, это проблемы самого общества. Появление информационных технологий только способствовало более лояльному проявлению и обострению старых противоречий, которые сами по себе не враждебны, но и не безвредны, создавшему их обществу.

Учитывая, что технологии – это системный комплекс, обеспечивающий исполнение намерений тех, кто ими владеет и понимает социально-гуманистический смыл этих намерений, разрешение информационного негатива должно, по мнению автора, начинаться с разрешения правовых, образовательных и социально-экономических противоречий.

В свою очередь информационное общество и культура предоставят потребителям все необходимые информационные товары и услуги, а их производство обеспечит информационная индустрия, представляющая собой принципиально новую индустрию переработки информации на базе информационных технологий. Выходными результатами информационной индустрии являются информационные продукты (товары), работы и услуги.

2. Информация, её понятия и компоненты

Возможно, окружающий нас мир начинался с искры увиденного светового сигнала или с услышанного тревожного звучания, появившихся жестов и слов, танцев и рисунков, дыма костров и иных нехитрых способов передачи информации, которыми пользовались люди. Затем слово легло на письмо, появилась возможность передавать легенды и сказания, а также вести личную и государственную переписку на твердых носителях. Отпала необходимость курьерам изучать передаваемые сообщения наизусть, возникли бюрократия и документооборот.

Шире открыли глаза человечеству на мир почтовые сообщения и типографский станок. Они породили два главенствующих признака цивилизации - возможность регулярной переписки (информационного обмена) и чтения свежих газетных новостей (получения информации). Деятельность людей и их организаций все больше и больше зависит от информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках, современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров в минимальные сроки.

2.1 Понятия информации

Существует множество определений информации, обусловленных специфичностью и многообразием подходов к толкованию их сущности. Рассмотрим более распространённые, объясняющие собирательную и отраслевую сущность.

Первое собирательное понятие характеризует информацию, как объективное отражение, окружающего мира.

Второе понятие - в трактовке К. Шеннона1, отражает количественно-вероятностный подход, определяющий информацию как меру, уменьшающую степень неопределённости знания о событии. Количество информации всегда зависит от вероятности его получения - чем более вероятно сообщение, тем меньше информации в нём содержится. Этот подход оказался весьма полезным в технике связи и вычислительных системах, хотя и не учитывает смысловую сторону информации.

Третье понятие рассматривает информацию как свойство материи. Оно предопределило появление кибернетики и основано на утверждении, что информация не материальна, но она не может существовать вне материи, а значит, она была, есть и будет существовать вечно и её можно накапливать, хранить и преобразовывать в отражённом виде.

Четвёртое понятие основано на подходе, при котором информация трактуется как знание, которое используется для ориентации и совершения активного управляющего действия. Этот подход даёт определение социальной информации, используемой в обществе и его деятельности.

Наиболее целесообразным для целей информатизации представляется следующее понятие: информация - это сведения, снижающие неопределённость знаний об окружающем мире и, являющиеся объектами хранения, преобразования и передачи, имеющие форму символов и сигналов доступную и понятную человеку, а также требующие глубокого анализа, осмысливания и расшифровки.

В управленческой деятельности информация представляет собой совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой систем, а также об их окружающей среде.

Итак, рассмотренные подходы успешно дополняют друг друга, раскрывая различные стороны понятия информации, и облегчают систематизацию её основных свойств. Учитывая экономический профиль информационных технологий в налогообложении, рассмотрим его более подробно.

Информация экономического профиля представляет собой совокупность сведений, отображающих состояние (спад или развитие) народного хозяйства, всех его уровней и структур.

Экономическая информация традиционно классифицируется по следующим признакам:

-структурно-отраслевой принадлежности – финансовую (казначейскую и банковскую), налоговую, таможенную и статистическую;

-временной направленности – прогнозную, плановую и учётную.

Исходя из приведённой классификации, можно сформировать банковские, казначейские, налоговые и др. информационные ресурсы, использующие те свойства, которыми они оперирует.

Одним из выдающихся свойств информации является возможность её многократного использования. Рассмотрим виды и формы информации, её ведущие компоненты, обеспечивающие высокий уровень информационных технологий.

2.2. Сигналы и данные.

Известно, что нас окружает движущийся материальный мир, в котором всё, с чем мы взаимодействуем, относится к физическим телам или физическим полям. Изменение их состояния сопровождается обменом энергией и её трансформацией в другую форму. Указанный энергообмен сопровождается появлением сигналов, изменяющих свои свойства, при взаимодействии физических тел или сред. Такие изменения свойств физических тел называются явлениями регистрации, которые можно фиксировать, измерять или наблюдать любыми доступными способами. При регистрации сигналов возникают новые сигналы, образующие данные. Таким образом, данные - это зарегистрированные сигналы.

В соответствии с методами регистрации данные могут храниться и транспортироваться на носителях различных видов (бумага, магнитные диски, диски с отражающим слоем и др.). Для науки весьма интересны носители данных, поскольку их свойства тесно связаны со свойствами информации. Любой носитель характеризуется разрешающей способностъю (количеством данных, записанных в принятой для носителя единице измерения) и динамическим диапазоном (логарифмическое отношение интенсивности максимальных и минимальных амплитуд, регистрируемого сигнала).

Очевидно, что данные несут в себе информацию о событиях происходящих в материальном мире, но станут ли эти данные информацией, зависит от многих обстоятельств. Так прослушивая на незнакомом языке радиопередачу, получают данные, но не получают информацию, т.к. не владеют методом преобразования данных в известные языковые понятия. При записи этих данных на бумагу изменяется форма их представления, осуществляется новая регистрация и образуются новые данные. Для извлечения информации из данных необходим подбор метода отражения адекватного их новой форме (таким методом, в данном случае, является метод перевода со словарём). Заменив радиопередачу телевизионной, ведущейся на незнакомом языке, увидим, что наряду с данными, мы получим неполную информацию за счёт зрения, т.е. воспринимаем данные визуально.

Исходя из фактов взаимодействия данных и методов определения информации в момент её образования, приведём следующее понятие: информация - продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.

В ходе информационного процесса данные преобразуются из одного вида в другой с помощью различных методов, а их обработка представляет собой множество различных операций. К основным операциям относят:

- сбор данных – накопление информации с целью принятия решения;

-формализация данных – приведение данных, поступающих из различных источников, к одинаковой форме;

-фильтрация данных – отсеивание "шумовых" данных, не требуемых при принятии решения;

-сортировка данных – упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства пользования;

-архивация данных – организация хранения данных в удобной форме;

-транспортировка данных – приём и передача данных между участниками информационного обмена (источником данных называют сервером, а потребителем клиентом);

-преобразование данных – перевод данных из одной формы в другую (из бумажной формы в электронную и т.д.).

С точки зрения управления информационными процессами наиболее важными являются свойства информации:

-полнота информации определяет качество информации и достаточность данных для принятия решения;

-адекватность информации – степень соответствия реальному объективному состоянию дел, т.е. адекватная информация образовывается при создании новой информации только на основе полных и достоверных данных, в случае применения к ним адекватных методов;

-достоверность информации – при возникновении данных в момент регистрации сигналов, всегда присутствуют посторонние сигналы, т.е. получение полезных данных сопровождается определённым уровнем "информационного шума", чем ниже уровень этого шума, тем выше достоверность информации;

-доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию, характеризующая степень доступности, как самих данных, так и адекватных им методов;

-актуальность информации – степень соответствия информации текущему моменту времени (своевременности).

Поскольку информационные процессы существуют во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.

2.3. Сведения, события и информация.

Исключительная особенность информации заключается ещё в том, что, будучи материальным отражением явления, она не является ни материей, ни энергией, а лишь отражает одни объекты в других. Эта особенность позволяет принимать многочисленные формы отражения объектов, используя химические и физические свойства тел и веществ.

Замечательным свойством физического тела является оставление им собственного следа на поверхности другого тела или проявление этих свойств материальными средами.

Сведения – это разнообразные проявления различных свойств, состояний предметов, веществ, событий в обществе, форм их выражения, которые должны быть зафиксированы и представлены в виде конкретного отображения (звуковой сигнал, запись разговора, письмо на бумажном или машинном носителе). Это отображение является необходимым условием проявления сведения в форме фиксации.

Рассмотрим информацию, как модель информационного события и его основные компоненты.

Информация => Свойство + Субъект получения + Определённость (1)

Из модели видно, что информация предполагает совокупность следующих обязательных составляющих:

-свойство событий, явлений, тел или их состояний, фиксированных в форме любых физических проявлений (графика, электромагнитная волна и т.д., обусловленные зрением, осязанием и обонянием человека);

- субъект получения (адресат освоения) информации;

-определённость (восприятие и читаемость информации адресатом).

Из рассмотренного следует, что Информация представляет собой совокупность обязательных составляющих:

-свойство (события или явления и т.д.) фиксированное в конкретном физическом проявлении (в данном случае графика);

-субъект (получения) или адресат;

-определённость (восприятие и читаемость информации адресатом).

Информация является основным предметом и продуктом труда руководителей и специалистов всех уровней, предполагающая различия в путях и способах сбора, хранения и обработки, а также использования информации.

Управленческая информация по виду источников разделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация может отражать влияние на объект деятельности непосредственного окружения или отдалённой внешней среды, когда объект деятельности сам этой информацией управлять не может (налоговая обстановка, форс-мажорные обстоятельства при сборах налогов и др. внешние воздействия).

Внутренняя информация характеризует состояние управляющей и управляемой систем объектов, их кадровое обеспечение, финансовые и материальные ресурсы, технологические и информационные процессы.

По времени её использования в информационных системах разделяют на постоянную и переменную информацию.

Постоянная информация – это стабильная форма информации в виде норм, нормативов, стандартов, численности служащих.

Переменная информация отражает меняющиеся обстоятельства, например, изменение результатов управления, числа объектов и задач и т.п.

По отношению к системе (объекту деятельности) информация делится на входную и выходную.

Входная – характеризует потоки информации, поступающие в данную систему, выходная – определяет продукт её деятельности и результаты решаемых задач.

По возможности использования, информацию различают на полезную, шумы, избыточную, лживую и ложную.

Шум – это посторонние помехи в канале связи, мешающие правильному восприятию информации. Эти помехи могут быть случайными и целенаправленными.

Помимо действительно полезной информации может восприниматься избыточная информация, являющаяся достоверной, но не несущая ничего нового, излишне детализирующая известные сведения – эта информация мусор, она только отвлекает ресурсы от анализа полезной информации.

Лживая информация (дезинформация) носит сознательный искажающий характер, что является её коренным отличием от ложной.

В качестве ложной информации зачастую воспринимаются слабые сигналы (сигналы, количественное значение которых меньше значения большинства других входных сигналов) о возможных изменениях во внутренних и внешних факторах, если они не согласуются с привычным ходом информационного процесса.

Использование информации в управлении требует тщательной подготовки, которая предполагает устранение из неё информационного шума - той информации, которая не имеет прямого отношения к процессам управления, при этом эффективность влияния информации на получателя зависит от соответствия характеристик информации возможностям и потребностям получателя.

Обмен информацией осуществляется только между объектами, представляющими собой систему с минимумом организованности. Обмен информации, обеспечивающий процесс управления, представляет собой потоки информации, отражающие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, отраслей народного хозяйства, общественной и экономической деятельности страны.

В экономике к информационным потокам предъявляются требования:

-полнота и достаточность информации для оценки организации в социуме;

-достоверность и возможность для оценки расходов государственных средств и конкуренции (технологичности, рационализации);

-объективность, позволяющая предоставлять истинную и подробную информацию о поставщиках и потребителях;

-разносторонность, включающая сферы финансов, производства, научных исследований, социальной, экономической, бюджетной и налоговой политики;

-возможность организации удобного доступа и поиска больших объёмов разнообразной информации;

-многократность использования информации для проведения планирования, прогноза и анализа динамики результатов

-прозрачность и документальность, обеспечивающие высокое качество контроля и отчётности;

-создание информационных моделей, позволяющих разработку эффективных автоматизированных информационных систем (АИС).

2.4. Показатели, реквизиты, коды и документы.

Информационный поток экономической информации формируется из документов, представляемых в бумажном или электронном виде, документ состоит из показателей.

Показатель – это определение величины, позволяющей качественно либо количественно оценить отображаемый объект, процесс или явление, а также их простые и сложные характеристики. Такие экономические показатели, как объём товаров, объём услуг в размерах выручки от их реализации представляют показатели экономической деятельности предприятия, средний доход на семью в денежном эквиваленте – показатель благосостояния в обществе. Показатели состоят из реквизитов.

Реквизит – (носитель информации) логически неделимый информационный элемент, описывающий определенное свойство объекта, процесса, явления и т.п.

Синонимами к слову реквизит в информационных технологиях являются: слово, атрибут и элемент.

Реквизиты подразделяются на реквизиты – признаки (характеризующие качественные свойства отображаемой сущности) и реквизиты – основания (характеризующие количественную сущность показателя).

Показатель может иметь множество реквизитов – признаков и один реквизит – основание. Так в унифицированной отчётности статистической форме № П - 4 “Cведения о финансовом состоянии организации” заполняется показатель объёма прибыли (убытка) отчитывающегося предприятия, то он состоит из одного реквизита-основания (суммы – прибыли в рублях) и нескольких реквизитов – признаков: код предприятия и коды всех признаков предприятия (ОКАТО, ОКОНХ и др. классификаторов), даты отчётного периода и т.д. В информационных технологиях реквизиты – основания используются для вычислений и сравнений при расчётах количественного характера, а реквизиты – признаки – для поиска, идентификации и выбора показателя в базах данных. Обработка реквизитов – оснований осуществляется арифметическими операцямии, а реквизитов-признаков – логическими. Указанные реквизиты, взятые раздельно, не имеют экономического смысла и могут применяться лишь в сочетании. Из них формируются более сложные информационные компоненты – составные единицы информации. (СЕИ).

Показатель характеризует количественную и качественную стороны объекта, поэтому, обладая информативностью, он способен самостоятельно формировать документ и давать оценку объекту. Данная оценка играет важную роль при организации хранения информации и её обработке.

Набор показателей образует массив, из которого строится подсистема, которая входит в состав информационной базы. Количество реквизитов в документе характеризует уровень его информативности, что позволяет рассчитать объём информации в документе.

Документ (документированная информация) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать. Документу должно быть присвоено название, отвечающее его содержанию, а также указано ответственное за содержание в этом документе лицо.

3. Классификация бъектов информации и её файловые структуры

Современная обработка налоговой информации требует проведения большой подготовительной работы по её формализации и приведения к формам удобным для информатизации. Данный процесс предполагает провести классификацию указанной информации, систематизируя по определённым признакам, сводя к стандартным формам современной информатизации, достигая удобного интерфейса её обработки. Проводимая работа является следствием международного процесса создания единых информационных классификаторов и кодов, облегчающих обработку информации в глобальных сетях, с целью пресечения теневых и преступных тенденций как в стране, тапк и за рубежом.

3.1. Классификация объектов информации

Важным процессом при работе с информацией является классификация её объектов.

Классификацией является система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком.

Под объектом понимается любой предмет и явление материального или нематериального свойства. Классификация объектов — это процедура группировки на качественном уровне, направленная на выделение однородных свойств. Применительно к информации, как к объекту классификации, выделенные классы называют информационными объектами.

Рассмотрим налоговый пример классификации информации по многочисленным информационным объектам, которые будут характеризоваться общими свойствами:

-информация о налогоплательщиках — в виде информационных объектов "Физические лица" (налогоплательщики без права образования юридического лица) и “Юридические лица” (налогоплательщики с правом образования юридического лица);

-информация о налогах — в виде информационного объекта "Налоги";

-информация о работниках налоговых органов — в виде информационного объекта "налоговый инспектор" и т.п.

Свойства информационного объекта определяются информационными параметрами, уже известными реквизитами. Реквизиты представляются либо признаками, либо числовыми данными, например вид деятельности налогоплательщика, фамилия налогоплательщика, должность налогового инспектора, налоговая ставка, налоговая льгота, год.

Информация о каждом налогоплательщике систематизирована и представлена посредством одинаковых установленных реквизитов в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее Реестр).

Все перечисленные реквизиты характеризуют свойства информационного объекта налогоплательщиков "Физические лица", "Юридические лица", "Предприниматели" и т.д..

Кроме выявления общих свойств информационного объекта классификация нужна для разработки правил (алгоритмов) и процедур обработки информации, представленной совокупностью реквизитов Реестра.

Алгоритм обработки информационных объектов государственного реестра налогоплательщиков позволяет получить информацию о всех налогоплательщиках по определенным установленным в Реестре реквизитам:

-об объемах продаж;

-о прибыли;

- видах производимой продукции и услуг;

-участниках сделок, подлежащих налогобложению.

Алгоритмы обработки преследуют цели, оперативной обработки налоговой информации Реестра на основе разработанной классификации объектов налогобложения. Любая классификация предполагает обязательность следующих требований:

-полнота охвата объектов рассматриваемой области;

-однозначность реквизитов;

-возможность включения новых объектов.

В любой стране разработаны и применяются государственные, отраслевые и региональные классификаторы.

Классификатор — систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок. При классификации широко используются такие понятия как классификационный признак и значение классификационного признака, которые позволяют установить сходство или различие объектов.

Возможен подход к классификации с объединением этих двух понятий в одно, названное как признак классификации, играющее роль универсального класса.

3.2. Файлы и файловая структура

Работа с документами автоматизируется проще, так как при упорядочении их вышерассмотренных составляющих может быть сформирована структура. Существуют следующие структуры (рассмотрим на примере структуры книги):

а) линейная – все разделы книги в правильной последовательности (списки данных);

б) иерархическая – книгу разбивают на части, разделы, параграфы, т.е. на более мелкие элементы (адресные данные);

в) табличная – связывает линейную и иерархическую структуру с целью упрощения поиска необходимого параграфа или страницы.

Списочные табличные структуры являются простыми, так как адрес каждого элемента задаётся числом для списка или двумя числами для двумерной таблицы, которые легко упорядочиваются.

Основным методом упорядочивания данных, как указано выше, является сортирование, при котором можно выделять данные по любому выбранному критерию: алфавиту, возрастающему порядковому номеру и т.п.

Однако простые структуры трудно обновляются (перевод из одного журнала фамилии студента в другой, влечёт ряд изменений, либо в обоих журналах будет нарушена списочная структура, либо нарушено упорядочение по алфавиту, при записи фамилии студента в конец списка, а если вписать его по алфавиту, то нарушатся порядковые номера всех фамилий студентов, которые следуют за ним). И если в журнале успеваемости эти недостатки переживают легко, то в системах, выполняющих автоматическую обработку данных, для решения этой проблемы понадобятся специальные методы.

Иерархические структуры данных несколько сложнее по форме, чем линейные и табличные, но они не создают таких трудностей при обновлении данных, в этом случае используют предварительную индексацию, которая заключается в том, что каждому элементу данных приписывается свой уникальный индекс, который может использоваться при любом поиске или сортировке.

Мы рассмотрели один из видов упорядочения наборов данных при автоматической их обработке в виде структур, но для автоматизации работы с данными, относящимися к различным типам, очень важно также унифицировать их форму представления. Существует множество систем представления данных отличных от уже известных нам десятичной, двоичной, восьмеричной и т.д. систем.

Наиболее распространенной системой для вычислительной техники стала двоичная (два знака: 0 и 1), которые называются двоичными цифрами, по - английскому - biпаrу digit или основанная на представлении данных последовательность bit (бит). Одним битом могут быть выражены два понятия или состояния: 0 или 1 (да или нет, ложь или истина и т.д.). При увеличении количества битов до двух, можно выразить четыре различных понятия, тремя битами можно выразить восемь различных значений.

Для автоматизации работы с данными, относящимися к различным типам, очень важно унифицировать их форму представления.

Файлы и файловая иерархическая структура имеют множество систем представления данных.

Рассмотрим файловую систему, для которой наименьшей единицей является двоичный разряд – бит (группа из восьми бит называется байтом), более крупные единицы измерения данных образуются добавлением префиксов кило-, мега-, гига-, тера-.

1 Кбайт равен 1024 байт – представляя собой, сравнительно, не большой объём данных (2Кбайт – одна страница неформатированного машинописного текста);

1 Мбайт =1024 Кбайт =10 байт;

1 Гбайт = 1024 М байт =10 30 байт;

1 Тбайт =1024 Г байт ==10 40 байт.

При хранении данных необходимо решить две задачи:

- как сохранить данные в наиболее компактном виде?

- как обеспечить к ним удобный и быстрый доступ (нет доступа - нет хранения)?

Хранить данные в виде таких единиц, таких, как байты или мегабайты неудобно, т.к. неполное заполнение одной единицы хранения приводит к неэффективности хранения.

Для обеспечения доступа необходимо, чтобы данные имели упорядоченную структуру.

В качестве единицы хранения принят объект переменной длины, который называется файлом.

Файл - это последовательность произвольного числа байтов, имеющая уникальное собственное имя (обычно в файле хранятся однотипные данные). Имя файла несёт в себе адресные данные, без которых данные, хранящиеся в файле, не станут информацией из-за отсутствия метода доступа к ним.

3.3. Информационные ресурсы, продукты, услуги и базы данных

Информационные ресурсы составляют основу любых информационных систем, формируя мощнейшие информационные потоки. Самые различные базы данных, учреждений местного значения, общегосударственного, континентального и глобального масштаба создаются информационными ресурсами..

Виды информационных ресурсов.

Информационные ресурсы страны, региона и организации представляются в структурированном (формализованном) виде, являющиеся стратегическими ресурсами, ставшими в один ряд с классическими экономическими категориями такими как:

- материальные ресурсы – предметы труда, предназначенные для использования в производстве общественного продукта, такие как сырье, топливо, энергия, полуфабрикаты, и т.д.;

- природные и энергетические ресурсы - природные объекты, процессы и носители энергии, используемые соответственно обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

- трудовые ресурсы – люди, профессионально подготовленные для работы;

- финансовые ресурсы – денежные средства или их эквиваленты, находящиеся в распоряжении государственных или коммерческих структур;

- информационные ресурсы – структурированные отдельные документы и отдельные массивы документов, представленные в формализованном виде (реестры, кадастры. таблицы, бланки, базы данных и т.д.) в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах).

Отсюда становится ясным, что эти документы и массивы информации не существуют сами по себе, в них представлены в разных формах знания многих поколений людей, зафиксированные на материальных носителях. Эти знания материализованы в виде документов, баз данных, алгоритмов и программ, а также произведений литературы и искусства.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило создать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, а также повысить оперативность и обоснованность принимаемых решений на всех уровнях управления за счет своевременного использования необходимой информации.

Информационные продукты и услуги.

Как стало известно информационные ресурсы являются основой создания информационных продуктов, которые, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должны быть, зафиксированы на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, программ и т.д.

Информационный продукт – это совокупность данных, сформированных для распространения в различных формах существования. С помощью услуг, информационный продукт может распространяться, как и любой другой материальный продукт (различные виды по назначению и использованию продуктов рекламного, учебного, научно-исследовательского и производственно-созидательного характера).

Информационная услуга — это предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Услуги имеют место только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте (автономных носителей) направленных на медицинские, образовательные и другие цели.

База данных — совокупность данных и правил, связанных и организованных на общих принципах их описания, хранения и передачи. Именно базы данных являются источником информационных услуг соответствующих служб, которые успешно существовали до периода информатизации в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных хранилищах. В них содержатся сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах и т.п.

С появлением компьютерных технологий значительно увеличились объемы баз данных и, соответственно, расширился круг информационных услуг.

Базы данных с точки зрения их использования разделяют на библиографические и небиблиографические (специальные).

Библиографические базы данных, как правило, содержат вторичную информацию о документах, а небиблиографические базы данных могут быть:

-справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях;

-текстовые, содержащие первичную информацию, статьи, журналы, брошюры;

-числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, химические, физические и другие данные;

-текстово - числовые, содержащие описания объектов и их характеристики по видам их принадлежности;

-финансовые, содержащие финансовую информацию;

-налоговые, содержащие учётно-отчётные данные о налогоплптельщиках;

-юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам и странам.

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Диалоговые режимы подразделяются на активный и пассивный, предполагающие режим взаимодействия пользователя и программной системе, характеризующийся равноправием его участников, и режим – инициатива ведения которого принадлежит программной системе соответственно.

Популярность услуг такого доступа к базам данных растет и опережает все виды других услуг, благодаря стремительному росту числа пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей и высокой оперативности предоставления услуг.

Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:

-непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде;

-косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;

-услуга Down loading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;

-регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.

Подготовка и оказание информационных услуг, прежде всего, предполагает разработку и организацию:

-связи (телекоммуникационной) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг ;

-обработки данных в вычислительных центрах;

-программного обеспечения;

- информационных систем;

- безопасности информационных технологий.

Информационные ресурсы, являясь основными продуктами при информционном обмене, играют основную роль в решении государственных и экономических задач стратегического характера.

Таким образом, на одну из ведущих ролей в научно-техническом, экономическом и социальном аспектах в настоящее время выходит информация. Именно она становится основой для всех видов проектов и решений, отчётности и предложений в принятии управленческих решений, которые требуют обработки огромных информационных массивов.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон ”Об информации, информационных технологиях и защите информации” №149 от 27.07.2006 г. СЗ РФ №31 от 31.07.2006г.

2.Федеральный закон “ О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” от 24.12.2002г. № 177-ФЗ. СЗ РФ № 31 от 31.07.2006г.

4.Сборник документов по программному комплексу системы ЭОД.- ГНИВЦ. Москва 2004.

5.Сборник документов по программному комплексу “АП РД ЮЛ”, АИС ” Регистрация”- ГНИВЦ г. Москва 2004.

5.Давыдова Л.А. Информационные системы в экономике в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-280с.

6.Информатика. Базовый курс/Симонович С.В. и др. - СПб: Издательство “Питер”, 2010. – 640с.: ил.

7.Морковкин В.А. Проблемы и перспективы информационных технологий в современном налогообложении России. Проблемы налогообложеня и менеджмента. Сб. статей. Выпуск (отв. редактор А.И. Пономарёв). Ростов н/Д: Издательство СКАГС, 2006. 196с.

8.Морковкин В.А. Концептуально – политическое совершенствование безопасного налогового сервиса России. Учёные записки. Ростов – н/Дону. Изд -во Северо – Кавказской академии государственной службы. 2005.

9.Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике. М.: ИКЦ ”МарТ”, 2014.326с.

10.Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 422с.

1Американский учёный создатель математической теории информации. БСЭ (В 30 томах). Изд. 3-е., М. “Советская Энциклопедия”, 1978.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИИ И ЕЁ СТРУКТУРА