Валеологические услуги

Реферат

Валеологические услуги

Валеология – это наука о здоровье, здоровом образе жизни, о реакциях организма на быстро меняющуюся внешнюю среду. Сам термин произошел от соединения двух латинских слов «valeo» - одно из распространенных в Древнем Риме приветствий, означающее «будь здоров» и «logos» - учение.

До недавних пор подобной науки о здоровье не существовало. Термин «валеология» появился только в 1980 году благодаря российскому ученому И.И.Брехману, который увидел настоятельную необходимость в разработке основ науки о здоровье. В настоящее время термин является общепринятым не только в нашей стране, но и за рубежом.

Основополагающей проблемой валеологии является индивидуальное здоровье человека, воспитание культуры здоровья, а также здоровый образ жизни. Неправомерно было бы отождествлять валеологию с медициной. Сфера интересов медицины – это человек, имеющий существенные или незначительные отклонения в здоровье. Тогда как валеология имеет дело со здоровыми людьми, приобщая их к здоровому образу жизни посредством использования всех резервов человеческого организма.

В этой связи основными задачами валеологии являются:

  • количественная оценка состояния человеческого организма и его резервы;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • укрепление здоровья человека, его резервов посредством приобщения к здоровому образу жизни.

Нетрудно заметить, что вышеперечисленные задачи не только не противоречат, но и практически совпадают с задачами физической культуры и спорта в деле физического совершенствования человека, укрепления его здоровья, пропаганды здорового образа жизни.

Валеология, находясь на стыке многих наук, имеет несколько направлений, среди которых можно выделить такие как медицинское, педагогическое, экологическое, социальное и др.

Медицинское направление валеологии определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека. Это направление, связанное с предоставлением медицинских услуг имеет существенные перспективы, поскольку в настоящее время возникла потребность в профилактике заболеваний.

Педагогическое направление валеологии изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. В современных условиях именно это направление валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено как потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи, так и тем, реализации валеологических программ в образовательном процессе не потребует чрезмерных финансовых затрат. Это направление валеологии связано с предоставлением образовательных и воспитательных услуг.

Однако, не умаляя значимости других направлений валеологии, следует отметить определяющую роль двигательной активности в здоровье человека, т.е. занятий физической культурой. Под физической культурой понимается часть общечеловеческой культуры, направленная на использование различного вида двигательной активности в целях поддержания и укрепления своего здоровья, тогда как спорт — это целенаправленное использование специализированных физических упражнений для достижения высоких результатов их выполнения в условиях соперничества с другими людьми. Конечной целью физической культуры является здоровье, а спорта — итоговый спортивный результат и победа над соперниками, но зачастую достигаемые не для, а вопреки здоровью. Физическая культура предполагает использование широкого арсенала средств, направленного на достижение высокого уровня функционирования всех физиологических систем и организма в целом. В спорте же результат достигается лишь за счет преимущественно специализированных нагрузок, причем часто страдают те функциональные системы организма, которые непосредственного участия в достижении результата не принимают. По этой причине валеологические услуги включают в себя исключительно услуги физической культуры, направленные на поддержание и укрепление здоровья.

Однако тематика нашего исследования требует также рассмотрения спортивных услуг, поэтому в дальнейшем речь пойдет о физкультурно-спортивных услугах.

Услуга физкультуры и спорта – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, целью которого является удовлетворение потребности людей в улучшении своего физического состояния или приведении досуга.

Услуги физической культуры и спорта обладают всеми качествами, присущими стандартной услуге:

  • потребительная стоимость услуги – это полезный эффект живого труда;
  • невозможность накапливания, поскольку производство и потребление услуги происходит в один и тот же момент, т.е. они неотделимы друг от друга;
  • неосязаемость, невозможность «прочувствования» услуги до момента ее потребления, поскольку потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы. В этом случает потребитель вынужден просто верить в то, что его занятия (например, в тренажерном зале) принесут желаемый эффект;
  • неотделимость от процесса трудовой деятельности производителя услуг: если болельщик идет посмотреть соревнования с участием какого-то конкретного спортсмена, то никакая замена его на другого спортсмена в рамках предоставления данной услуги не имеет смысла;
  • невозможность хранения услуги для последующей реализации;
  • отсутствие стабильного качества: выступление спортсменов зависит от многих факторов – состояния здоровья, настроения, погодных условий и пр., что отражается на зрелищности, качестве услуги

Между тем существуют специфические особенности, отличающие услуги физической культуры и спорта от других видов услуг.

Во-первых, потребитель не может заранее проверить качество услуги, не знает, принесет ли она ему удовлетворение, пользу или даже вред. Однако, зная о возможном отрицательном эффекте от приобретения данной услуги, потребитель все равно ее покупает. Это относится, прежде всего, к спортивным зрелищным услугам, когда даже вероятность проигрыша любимой команды не делает услугу мене привлекательной, хотя в этом случае она дает скорее отрицательный эффект.

Во-вторых, полезность конкретной физкультурно-спортивной услуги в значительной мере зависит от той ситуации, в которой она потребляется. Это связано с влиянием других услуг, с состоянием самого потребителя, а также с действием внешних факторов – экономических, политических, социально-культурных и пр.

В-третьих, производитель физкультурно-спортивной услуги должен учитывать интересы не только потребителя услуги, но и третьего лица – рекламодателя. Общеизвестно, что зачастую основным источником финансирования физкультурно-спортивного мероприятия является спонсорская помощь. Необходимая встречная услуга, предоставляемая спонсору – реклама.

Физкультурно-спортивные услуги подразделяются на услуги собственно физической культуры и услуги спорта.

Услуги физкультуры представляют собой совокупность различных форм социальной деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения. Эти услуги могут предоставляться в различных учреждениях, по месту учебы или работы.

Услуги ориентированы на совершенствование физической подготовки, духовных и волевых качеств отдельного спортсмена, личности, на организацию спортивных зрелищных мероприятий и досуга населения. Таким образом, спортивные услуги выступают в форме специальной практики подготовки к соревнованиям, организации соревнований и спортивно-зрелищных услуг. При этом выделяется спорт любительский и профессиональный.

Любительский спорт занимает промежуточное положение между физической культурой и профессиональным спортом. С переходом к рынку в России утвердился статус профессионального спорта, и усилилась тенденция к стиранию граней между любительским и профессиональным спортом. Однако, различия между ними сохраняются: физкультура – это разновидность досуговой деятельности, где потребитель сам активно участвует в оказании услуги, а профессиональный спорт – это пассивная разновидность досуговой деятельности, в процессе которой люди являются потребителями спортивно-зрелищных услуг, производителями которых являются спортсмены-профессионалы. Важно отметить, что именно с развитие профессионального спорта и с усилением роли спортивно-зрелищных услуг в повседневной жизни людей ускоряется процесс формирования ФКиС как отрасли национальной экономики.

Специфика физкультурно-спортивных услуг состоит также и в их двойственной природе, в потребительском и инвестиционном характере.

Потребительский характер имеют спортивно-зрелищные услуги, как вид пассивного отдыха. Их особенность – это коллективный характер потребления на стадионах, в спорткомплексах и пр., а также через средства массовой информации. Эти услуги носят социально-потребительский характер, воспитывают коллективизм, общественную солидарность. Эти услуги также имеют важное значение в рекламе, пропаганде занятий спортом, поскольку связаны с так называемым «эффектом демонстрации». Однако спортивно-зрелищные услуги имеют также и негативную сторону – высокий эмоциональный накал, порождающий массовые беспорядки «фанатов».

Инвестиционный характер имеют спортивно-оздоровительные услуги, занятия физкультурой, так как являются своеобразными инвестициями в человеческий капитал. Они способствуют улучшению здоровья нации, воспроизводству трудовых ресурсов, повышению работоспособности, устойчивости к стрессовым ситуациям.

Инвестиционный характер носит также спорт высших достижений, имеющий важный макроэкономический эффект для развития массовой физической культуры и спорта и заключающийся также в эффекте демонстрации физического развития нации.

Таким образом, физкультурно-спортивные услуги создают социально-потребительский и производственно-инвестиционный эффекты. Социально-потребительский эффект проявляется в спортивно-зрелищных мероприятиях, играющих важную роль в организации свободного времени населения и способных привлекать огромную аудиторию. Производственно-инвестиционный эффект выражается в том, что физкультурно-спортивные услуги выступают как важный фактор развития человеческого потенциала, и расходы общества и семьи на физкультуру и спорт рассматриваются, как вложения в человеческий капитал. Это связано с тем, что:

  • с ростом доходов населения, как правило, все большая доля потребительских расходов приходится на услуги, связанные с развитием человека, в том числе и на физкультурно-спортивные услуги;
  • с углублением разделения труда и ростом его производительности меняется соотношение рабочего и свободного времени. В досуговой деятельности все большее место занимают как активные занятия физкультурой и спортом, так и участие в зрелищно-массовых мероприятиях;
  • социально-демографические факторы, в частности, старение населения, предъявляют требования к видам спорта, доступным населению старшего возраста (бег, теннис, бадминтон и пр.). Массовое приобщение населения к активным занятиям спортом увеличивает продолжительность жизни, уменьшает потребность населения в медицинских услугах;
  • возможности активного занятия физкультурой и спортом возрастают с развитием индустрии спортивных товаров, которые становятся более доступными для населения.

Специфика услуг физической культуры и спорта также во многом обусловлена выполняемыми ею различными социально-экономическими функциями: лечебно-оздоровительной, воспитательной, информационно-развлекательной, рекреационной и др.

Все физкультурно-спортивные услуги можно разделить на материальные и социально-культурные. Подобная классификация связана с необходимостью систематизации услуг в соответствии с рыночными условиями хозяйствования и ростом спроса населения на физкультурно-спортивные услуги.

  1. Материальные услуги связаны с удовлетворением материально-бытовых потребностей общества. Они находятся на стыке сферы материального и нематериального производства и заключаются в обеспечении восстановления изношенного оборудования (спортивного инвентаря, экипировки, сооружений и пр.) и в производстве спортивной продукции по индивидуальным заказам для спортсменов высших достижений.
  2. Социально-культурные услуги удовлетворяют духовные потребности общества, связанные с поддержанием нормальной жизнедеятельности населения, восстановлением здоровья, физическим развитием личности. Большинство физкультурно-спортивных услуг относятся именно к социально-культурным услугам, для которых характерны вышеназванные особенности.

Социально-культурные услуги классифицируются, исходя из определенных критериев:

  • по отношению к отрасли физкультуры и спорта можно выделить услуги основные, дополнительные и сопутствующие. К основным (профильным) относятся услуги непосредственно физической культуры и спорта – спортивные мероприятия, услуги тренера, спортивного инструктора и пр. Дополнительные и сопутствующие не связаны и физкультурно спортивной отраслью: первые направлены, как правило, на пассивное оздоровление (массаж, сауна питание), вторые связаны с обеспечением дополнительного обслуживания (камеры хранения, автостоянки);
  • по направленности выделяют услуги спортивные и физкультурно-оздоровительные. К спортивным относится проведение спортивно-зрелищных мероприятий, массовых спортивных соревнований, услуги тренеров по конкретным видам спорта. Услуги физкультурно-оздоровительной направленности связаны с физической активностью, восстановлением здоровья, рекреацией;
  • по форме предоставления физкультурно-спортивные услуги можно разделить на платные и бесплатные. К платным относится, например, посещение фитнесс-клуба, коммерческого спортивного центра, а к бесплатным – занятия физкультурой в школе или вузе;
  • по мотивам производства различают услуги связанные с получением прибыли – коммерческие, или предоставляемые на бесплатной основе – некоммерческие;
  • по форме потребления услуги могут подразделяться на индивидуальные и массовые. Индивидуальные подразумевают самостоятельные занятия различными видами спорта или физической культурой, а массовые заключаются в коллективных занятиях;
  • по характеру учета потребностей услуги делятся на физкультурно-спортивные (обеспечение занятий физкультурой и спортом на платной или бесплатной основе), зрелищные (просмотр соревнований), консультационные (получение рекомендация по занятию спортом, физкультурой), образовательные (получение соответствующего образования, повышение квалификации), посреднические (подготовка документов, контрактов) и др.

Чистые общественные услуги относятся к общественному, государственному сектору, где рынок и коммерческие принципы не действуют. Они предоставляются населению бесплатно, но не являются даровыми, так как оплачиваются из госбюджета, т.е. налогоплательщиками. Чистые услуги имеют такие свойства как совместный характер их потребления, неделимость и неизбираемость; невозможность исключения из потребления и возможность потреблять блага, не оплачивая их; отсутствие конкуренции (состязательности) и перегружаемости (то есть потребление благ не уменьшается с появлением новых потребителей); значительный внешний эффект от производства и потребления этих благ. Производство и потребление чистых общественных услуг имеет дело с удовлетворением общественных потребностей, с реализацией интересов общества в целом. Поскольку чистые общественные услуги предоставляются бесплатно, отсутствует заинтересованность частных лиц производить их, что делает невозможным их включение в рыночные отношения.

Чистые частные услуги предоставляются на коммерческой основе (являются платными) и обладают такими свойствами, как индивидуальный характер их потребления, делимость и избирательность; конкурентность, отсутствие монопольности. Чистые частные услуги полностью включены в рыночное отношения, их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной конкуренции.

Смешанные услуги занимают промежуточное положение между чистыми общественными и чистыми частными услугами. Некоторые из них обладают большими свойствами общественных и тяготеют к чистым общественным, ориентированным в большей степени на интересы общества. Другие смешанные услуги обладают большими свойствами чистых частных услуг и тяготеют к рыночному сектору экономики.

Как уже отмечалось, физкультурно-спортивные услуги являются не единственными, удовлетворяющими зрелищные и досуговые потребности общества. В этой связи возникает насущная необходимость определения конкурентоспособности физкультурно-спортивных услуг на рынке услуг, их конкурентных преимуществ. Для подобной оценки используется методика оценки конкурентоспособности физкультурно-спортивных услуг1, включающая несколько этапов.

На первом этапе оценки конкурентоспособности формулируются требования потребителей к физкультурно-спортивной услуге, и определяется перечень показателей, подлежащих оценке.

Второй этап включает оценку значимости выявленных показателей, которая устанавливается потребителями физкультурно-спортивной услуги посредством выставления балльных оценок в соответствии с выбранной шкалой (например, 5 баллов – «исключительно важно», 4 балла – «очень важно», 3 – «довольно важно», 2 – «не очень важно», 1 – «абсолютно не имеет значения»). Переход от баллов, соответствующих отдельным показателям, к коэффициентам значимости осуществляется по формуле:

ai

qi =

n

ai

i=1

где qi – коэффициент значимости i-го показателя, аi - балльная оценка i-го показателя, n – количество показателей, подлежащих оценке.

Если расчеты произведены верно, то сумма значений всех показателей должна быть равна единице:

n

qi = 1

i=1

На третьем этапе происходит оценка (в баллах) выбранных показателей физкультурно-спортивных услуг и услуг организаций - конкурентов по шкале потребительской удовлетворенности, которая должна иметь такое же количество градаций, как и шкала значимости. Например, «абсолютно устраивает» - 5 баллов, «устраивает» - 4 балла, «не могу сказать» - 3 балла, «не устраивает» - 2 балла, «абсолютно не устраивает» - 1 балл.

На четвертом этапе выбирается «эталон» (базовый образец) для сравнения (в качестве которого принимается условный образец физкультурно-спортивной услуги, удовлетворяющий требованиям потребителей на 100%, то есть имеющий высший балл по выбранной шкале удовлетворенности) и устанавливаются его параметры.

На пятом этапе сопоставляются показатели оцениваемой и конкурирующих услуг с их базовыми («эталонными») значениями (выясняется, насколько каждый параметр исследуемой физкультурно-спортивной услуги и услуг организаций - конкурентов близок к параметру потребности). Итоговые характеристики таких сравнений - единичные показатели (индексы) конкурентоспособности, вычисляемые по формуле:

Pi

ci =

Pэi

где сi – единичный показатель конкурентоспособности i - го параметра услуги, Pi – степень удовлетворенности i – м показателем услуги (в баллах),

Pэi – величина i – го показателя «эталона» (в баллах).

На шестом этапе определяются относительные показатели конкурентоспособности посредством попарного сравнения единичных показателей оцениваемой физкультурно-спортивной услуги и услуг конкурентов:

сi

Сi =

с0i

где Сi – относительный показатель конкурентоспособности i - го параметра исследуемой физкультурно-спортивной услуги, сi – единичный показатель конкурентоспособности i-го параметра услуги конкурента; coi - единичный показатель конкурентоспособности i-го параметра исследуемой физкультурно-спортивной услуги.

На седьмом этапе определяется обобщающий (интегральный) показатель (индекс) конкурентоспособности по каждой конкурирующей услуге:

n

С = сi qi

i=1

где С - обобщающий (интегральный) показатель (индекс) конкурентоспособности; n - количество показателей, учитываемых при оценке конкурентоспособности; Сi - относительный показатель конкурентоспособности i-го параметра исследуемой физкультурно-спортивной услуги; qi - коэффициент весомости i-го параметра услуги.

На последнем этапе оформляется заключение о результатах оценки (наибольший индекс конкурентоспособности будет соответствовать наиболее конкурентоспособному объекту).

Приведенная методика позволяет решать целый ряд управленческих вопросов в сфере физической культуры и спорта, проводить сравнение уровня качества работы различных физкультурно - спортивных организаций, а также выбирать наилучшие варианты, решать вопросы модернизации предоставляемых и проектирования новых физкультурно - спортивных услуг на основании опыта конкурирующих организаций и пожеланий потребителей, определять характер и объем проблем, связанных с производством физкультурно-спортивных услуг и пр.

Литература

Пивоваров Ю.П.: Гигиена и основы экологии человека. - М.: Академия, 2010

Ставцева В.В.: Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии. - Белгород: БелГУ, 2010

колл. авт.: П.Г. Волков, И.В. Костина, Г.В. Азарова и др.; СОФ БелГУ: Организация педагогической лечебно-оздоровительной работы в общеобразовательных школах с применением средств физической культуры и хдожественного творчества. - Старый Оскол: СОФ БелГУ, 2009

М-во Украины по делам семьи, молодёжи и спорта, Харьковская гос. академия физической культуры и спорта ; под ред.: Н.А. Олейника, В.П. Зайцева ; рец.: С.С. Ермаков и др.: Здоровьеформирующие технологии в контексте гендерного подхода. - Харьков: ХГАФК, 2009

Современная гуманитарная академия ; отв. ред. Е.В. Усова: Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве вуза. - М.: Современная гуманитарная академия, 2009

Масияускене, О.В.: Валеология. - Ростов н/Д: Феникс, 2008

Митяева А.М.: Здоровьесберегающие педагогические технологии . - М.: Академия, 2008

Пивоваров Ю.П.: Гигиена и основы экологии человека. - М.: Академия, 2008

Ставцева В.В.: Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии. - Белгород: БелГУ, 2008

Федеральное агентство по образованию, БелГУ, Белгородский областной детский эколого-биологический центр, Белгородская областная очно-заочная экологическая школа "Исследователь" ; Рец.: И.В. Тикунова, Л.Н. Балятинская: Методическое руководство по выполнению школьных исследовательских работ по экологии. - Белгород: БелГУ, 2008

Агаджанян, Н.А.: Нормальная физиология. - М.: Медицинское информационное агентство, 2007

под ред.: В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько ; рец.: В.Б. Брин, С.А. Чеснокова: Физиология человека. - М.: Медицина, 2007

Агаджанян Н.А.: Проблемы адаптации и учение о здоровье. - М.: РУДН, 2006

БелГУ ; Под общ. ред. В.Н. Ирхина ; Редкол.: Ф.И. Собянин и др.: Материалы региональной научно-практической конференции "Образование и здоровье". - Белгород: БелГУ, 2006

БелГУ, Студенческое научное общество БелГУ ; отв. ред. В.В. Гончарова: Вестник СНО. - Белгород: БелГУ, 2006

1 Прив. по: Степанова О.Н. Методика оценки конкурентоспособности физкультурно-спортивных услуг.//Теория и практика физической культуры. № 11. 2004.

Валеологические услуги