Создание проекта короткометражного документального фильма под рабочим названием «Один день»

PAGE 61

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Факультет продюсирования, экономики и управления

Кафедра продюсирования и управления в социально-культурной сфере

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Студента

На тему «Создание проекта короткометражного документального фильма под рабочим названием «Один день»

Работа допущена к защите в ГАК

Заведующий кафедрой ________________________ /А.Д. Евменов/

д.э.н., профессор

Руководитель ________________________________ /М.В. Кирилюк/

доцент

Студент __________________________________/____________/

Санкт-Петербург

2015


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»

Факультет продюсирования, экономики и управления

Кафедра продюсирования и управления в социально-культурной сфере

Специальность 071103 – «Продюсерство кино и телевидения»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой продюсирования и управления

в социально-культурной сфере

д.э.н., проф. _______________А.Д. Евменов

«____» ______________ 20_ г.

ЗАДАНИЕ

НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Студенту

  1. Тема дипломной работы «Создание проекта короткометражного документального фильма под рабочим названием «Один день»
  2. Утверждена приказом ректора Института № 104 от 10.04.2015 г.
  3. Срок сдачи студентом законченного проекта работы «19».06.2015г.
  4. Содержание расчетно-пояснительной записки:
  • Творческо-производственная разработка литературного сценария;
  • Оценка зрительского потенциала кинопроекта и рекомендаций по его повышению;
  • Требования, предъявляемые к основному составу творческой группы и актерам;
  • Смета аудиовизуального произведения
  • Постановочные экспликации, предусматривающие оптимальные творческо постановочные решения съемок и монтажа фильма;
  • Календарно-постановочный план;
  • Пообъектные разработки;
  • Калькуляция фактической себестоимости;
  • Прокатная политика законченного фильма;
  • Предложения по использованию новых экранных технологий;
  1. Перечень аудиовизуального материала:

Режиссерская версия фильма «Один день»

  1. Перечень графического материала:

Таблица 1. Смета затрат документального фильма «Один день»

Таблица 2. Калькуляция фактической себестоимости кинокартины «Один день»

Таблица 3. Подробный календарно-постановочный план фильма «Один день»

Таблица 4. Состав съёмочной группы фильма «Один день»

Рис. 1. Плакат фильма «Один день»

Таблица 5. Планируемый список фестивалей для продвижения короткометражного документального фильма «Один день»

  1. Приложения

Дата выдачи задания 17.01.2015

Руководитель

доцент_______________________________________________/М.В. Кирилюк/

Задание принял к исполнению студент __________________ /____________/

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

выполнения дипломного проекта

№ п/п

Наименование этапов дипломной работы

Срок выполнения этапов дипломной работы

1

2

3

Распределение дипломников по преподавателям-руководителям дипломных проектов

12.01. – 18.01.

Консультации студентов с руководителями дипломных работ по выбору темы

18.01. – 25.01.

Представление на кафедру продюсирования и управления в социально-культурной сфере литературных сценариев

до 01.02.

Утверждение темы дипломной работы

до 10.02.

Составление плана дипломной работы

10.02. – 15.02.

Подготовительный период по проекту

25.03. – 19.04.

Съемочный период

20.04. – 21.05.

Монтажно-тонировочный период

22.05. – 18.06.

Утверждение рецензента дипломного проекта

15.05. – 20.05.

Анализ результатов постановочного проекта

15.05. – 31.05.

Оформление дипломной работы, раздаточного материала, текста выступления

01.06. – 10.06.

Предварительная защита дипломных работ на кафедре продюсерства

18.06.

Запись на защиту у секретаря ГАК

до 10.06.

Получение рецензии и отзыва

на дипломную работу

до 15.06.

Защита дипломных работ перед государственной аттестационной комиссией

22.06. – 25.06.

Руководитель

доцент _____________________________________________ /М.В. Кирилюк/

Задание принял к исполнению студент __________________ /_____________/


содержание

Введение………………………………………………………………………..….5

Раздел 1. Творческо-производственная разработка литературного сценария...9

Раздел 2. Оценка зрительского потенциала кинопроекта и рекомендации по его повышению…………………………………………………………………..23

Раздел 3. Состав основной творческой группы, требования к нему…………33

Раздел 4. Смета аудиовизуального произведения..............................................38

Раздел 5. Календарно-постановочный план...………………………………….41

Раздел 6. Пообъектные разработки……………………………………………..43

Раздел 7. Калькуляция себестоимости проекта………………………………..46

Раздел 8. Прокатная политика законченного фильма…………………………49

Раздел 9. Предложения по использованию новых экранных технологий.......55

Заключение……………………………………………………………….………59

Список литературы………………….…………………………..……………….61

Приложения….......................................................................................................62

Введение

Неигровое кино как жанр сформировалось еще на заре кинематографа, ведь первые опыты братьев Люмьер по сути своей можно считать документальными кинонаблюдениями. Их операторы создали известные хроникальные и документальные фильмы и кинорепортажи: фильмы о жизни пожарных 1985 г., «Коронация Николая II» 1896 г. и др.

Сам термин «документальное кино» был придуман в 1926 г. журналистом Джоном Грифсоном, который в рецензии на фильм «Муана» Роберта Флаэрти написал, что эта картина «имеет документальную основу». Со временем документалистика заняла значительную долю в производимых фильмах многих стран мира. Так, в США, а затем и во всем мире большой успех имели фильмы Р. Флаэрти, М. Джонсона, М. Купера. Однако после появления звука в кино Голливуд почти совсем прекратил производство документальных фильмов, сведя этот жанр к короткометражным дополнениям к программе сеанса.

Одной из сильнейших кинодокументальных школ в 1930-е гг. стала английская школа, сочетающая в себе передовые тенденции мирового кинематографа. Именно здесь впервые осуществилось сотрудничество продюсера документального кино с государством (в лице министерств связи, здравоохранения, колоний и т.д.) и промышленными магнатами (газовая промышленность, авиация, железные дороги, судостроение и т.д.), помощь со стороны которых давала возможность снимать документальные картины, в которых несмотря на их рекламный характер продолжались поиск и развитие творчества.

Но со временем направление мирового документального кино менялось. В 1940-е гг. основным стал жанр хроники. В это время запечатлеваются сражения Второй мировой войны, быт и эвакуации, каждое значимое событие. Продолжением развития документального кино в 1950-е гг. стал период международного обмена задокументированными фактами, их осмысление, анализ. Следующее десятилетие можно охарактеризовать как этап аналитического наблюдения, так называемая репортажная летопись времен – стремление понять жизненное явление. В 1970-е гг. в связи с бурным научно-техническим прогрессом стали реализовываться новые виды съемок, неигровое кино обрело новые направления и жанры, но в это же время на документальном кино очень сильно отразилась все более возрастающая популярность телевидения. Повышение зрительского интереса к неигровому кино стало особенно заметным в 80-е гг. в связи с существенными политическими изменениями в мире, в это время происходит взаимопроникновение принципов конкурирующих прежде телевидения и документального кино. 1990-е гг. для многих государств мира ознаменовались кризисом документалистики.

Российский неигровой кинематограф сформировался в советский период как часть большой кинематографической отрасли и имел централизованную систему управления. В отличие от индустрии игрового кино, сосредоточенной в трех крупных городах – Москве, Ленинграде, Свердловске, неигровая киноиндустрия сформировалась как структура общенационального масштаба (14 региональных киностудий, имевших кинокорреспондентские пункты во всех областных центрах – своеобразная региональная сеть). Цели и задачи, стоявшие перед документальным кино, несли большую идеологическую нагрузку и формулировались из государственной позиции: политическая агитация, пропаганда образа жизни и успехов, просвещение и т.д. Либерализация постсоветского пространства изменила государственную позицию в отношении кинематографа, а также роль и задачи этой отрасли. Не сформировав нового подхода к управлению сферой неигрового кино, старая система кинематографа рухнула при том, что новая еще не сформировалась. К середине 1990-х гг. неигровые картины практически исчезли с кино- и телеэкранов.

Документальный фильм предстает перед зрителем через определенный авторский подход к явлениям жизни, следовательно, каждый фильм создается и существует в определенном жанре. Жанры документального кино разнообразны. Они различаются по тематической направленности, стилю и характеру производства. В соответствии с классификацией наиболее распространены сейчас следующие жанры документальных фильмов: документальная киноэпопея; историко-документальный фильм; историко-биографический фильм; социологический фильм; киноочерк; киноинтервью; кинохроника; киноплакат; кинопортрет; кинопутешествие.

Так как на сегодняшний момент основным прокатным местом для неигрового кино является телевидение, то следует рассматривать жанры именно как часть подсистемы телевизионного показа.

Тема данной дипломной работы - создание проекта короткометражного документального фильма «Один день», фильма о театральном благотворительном проекте. Актуальность проекта в том, что из-за недостаточно приспособленной для инвалидов городской инфраструктуры, попасть в театр, даже если театр готов принять особенного зрителя, для таких детей очень сложно. Проект очень актуален для Ленинградской области, и, надеюсь, может пригодиться в других, удаленных от центра, регионах. Идея проекта заключается в том, чтобы дать возможность ребятам из детских домов, домов ребенка, школ-интернатов и лечебных учреждений приобщиться к искусству, получить частичку тепла, внимание, которых им так не хватает в обычной жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи:

  1. представить творческо-производственную разработку литературного сценария;
  2. оценить зрительский потенциал кинопроекта и разработать рекомендации по его повышению;
  3. определить требования, предъявляемые к основному составу творческой группы и актерам;
  4. выявить творческо-постановочную сложность проекта;
  5. составить календарно-постановочный план проекта;
  6. представить пообъектную разработку проекта;
  7. разработать прокатную политику фильма;
  8. представить предложения по использованию новых технологий.

Объект исследования: разработка документального проекта под рабочим названием «Один день». Поставленная цель предполагает выполнение следующей задачи.

Целью работы является разработка и производство документального фильма о проекте Детского Доступного театра «Куклы» под названием «Самокат».

Краткая характеристика:

Тип – кино

Класс – фильм

Вид – документальный

Жанр – киноочерк

Спецификация – фестивальный

Возрастные ограничения – 16+

Целевая аудитория – женщины и мужчины 20-35 лет.

Раздел 1. Творческо-производственная разработка литературного сценария

Литературный сценарий – это основа кинофильма, описывающая то, что зритель увидит и услышит. Литературный сценарий должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы героев. Литературный киносценарий, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей должен отвечать и производственно-экономическим требованиям кинематографа.

В документальном кино под литературным сценарием подразумевают сценарную заявку – документ, в произвольной форме раскрывающий ключевую идею фильма, а именно, о каких героях в картине пойдет речь, чем они могут быть интересны аудитории, в чем состоит драматургический конфликт, а также вопросы к героям фильма, которые позволят раскрыть внутренний мир героев и объяснить зрителю мотивацию их поступков.

Сценарная заявка документального фильма

Сценарий:

Режиссер: Фома Попов

«Один день»

Логлайн: Искусство, которое сотворяется за один день – один день из жизни детского театра.

Фильм будет строиться как событие одного дня. Основной объект, где будет происходить действие частная школа «Вектор», на базе которой мобильная сцена проекта Детского Доступного театра «Куклы» покажет свой новый спектакль по стихотворению Иосифа Бродского «Баллада о маленьком буксире» детям, посещающим социально-реабилитационное отделение СПбГБУ КОЦСОН Василеостровского района.

«Самокат» – мобильная сцена театра «Куклы» – настоящий театр с декорациями, профессиональным светом и звуком, специальными креслами-пуфиками, сцена, которую можно установить в любом помещении и играть полноценные спектакли без ущерба для качества постановки. 23 декабря 2015 года прошел показ первого благотворительного спектакля в школе-интернате №9.

В рамках театрального проекта «Самокат» театр планирует проведение благотворительных показов спектаклей в специальных детских медицинских и образовательных учреждениях (больницах, детских домах, коррекционных школах). Профессиональное оборудование позволит детям в полной мере ощутить атмосферу театра.

«Детский театр «Куклы» – Доступный театр» – первый в Санкт-Петербурге профессиональный детский театр, создающий спектакли в первую очередь для детей с ограниченными возможностями: слабослышащих и неслышащих, невидящих, в инвалидных колясках, с задержкой психического развития. До недавнего времени, труппа театра работала в специально оборудованном помещении на улице Жака Дюкло, дом 6, но, к сожалению, в связи с хозяйственными проблемами, театр был вынужден ставить данную площадку. Сейчас театр продолжает свою работу на других сценах: в театре «Алеко», в «Плодах Просвещения», в «Кукольном формате», в театре «За Черной речкой», в «Зазеркалье», в детских библиотеках и активно работает над созданием новых, в том числе благотворительных, проектов.

«Самокат» предполагает показ спектаклей для воспитанников специализированных учебных и реабилитационных учреждений Петербурга и Ленинградской области.

Особенность проекта в том, что к особым детям приезжает театр целиком, включая звуковое, световое, сценическое оборудование и одежду сцены. Это позволяет в полной мере ощутить атмосферу театра. Что чрезвычайно важно, так как необходимо, чтобы дети, никогда или очень редко посещавшие театр, соприкоснулись с его прекрасным миром.

Благодаря «Дирекции театрально-зрелищных касс» (крупнейшей компании, реализующей билеты на все зрелищные мероприятия Петербурга), которая выступила Генеральным спонсором проекта, «Самокат» отправился к детям. Дирекцией был создан собственный проект «Культура-детям», направленный на развитие кругозора и интеллектуального уровня детей и подростков, содействие и развитие интереса детей к театральной жизни города, их эстетическому развитию и вовлечению в занятие творчеством. Первым этапом реализации проекта стала организация культурного досуга для социально незащищенных слоев населения, в первую очередь, для детей с ограниченными возможностями, детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей.

Проект «Самокат»-уже не первый опыт сотрудничества Театра «Куклы» и ДТЗК: совместно были проведены поздравления-спектакли к Дню знаний и Дню театра для детей-пациентов детского хосписа Санкт-Петербурга, организованы благотворительные показы на сцене театра. Проект «Самокат»- это новый этап повышения доступности культурных мероприятий и создании равных для всех условий в участии в культурной жизни города. В рамках проекта планируются гастроли и других камерных театров Петербурга, Москвы и Ближнего зарубежья. В течении 2015 года ожидается показ до 10 спектаклей в месяц.

Для того, чтобы «Самокат» продолжал движение, ему постоянно нужна финансовая поддержка. Один показ спектакля в рамках проекта предполагает участие, около десяти технических работников, исключая артистов. Техническая служба приезжает задолго до начала спектакля. Для того, чтобы собрать профессиональную сцену, необходимо шесть часов. Также, много времени и сил уходит на то, чтобы обеспечить спектакль техническим оборудованием: настроить свет, звук, видео-проектор. А после спектакля сцену нужно разобрать, это занимает еще около двух часов.

Всем этим занимаются профессионалы с многолетним опытом, которым нужно оплачивать их ответственную работу. Профессионалов в этом деле невозможно заменить волонтерами. Также по достоинству нужно оплачивать труд нескольких профессиональных актеров.

Именно поэтому «Самокат» постоянно ищет финансирование. Помощником в этом деле, может стать любой неравнодушный человек. Все собранные средства идут на возмещение затрат театра на организацию и проведение мероприятия.

Художественному руководителю театра Тиграну Саакову пришла в голову мысль «построить театр там, где его нет». Так родился «Самокат» – мобильная театральная сцена с профессиональным светом и звуком, проектором и декорациями, с помощью которого Доступный театр получил возможность показывать свои спектакли там, где его особенно ждут. «Самокат» может выступать где угодно, основное требование пространство пять на шесть квадратных метров. Проект финансово поддерживает Дирекция театрально-зрелищных касс.

В фильме в качестве респондентов принимают участие работники театра «Куклы»: Тигран Сааков, Марина Вершинина, Ольга Петровская, Марина Звезденкова.

Вопросы, задаваемые героям фильма:

  1. В чем основная цель театра «Куклы» и проекта «Самокат»?
  2. Как происходит подготовка спектаклей?
  3. Создание спектакля – это командный труд или результат исполнения воли режиссера?
  4. Почему в качестве основы нового спектакля было выбрано произведение Бродского?
  5. В чем вы видите основную пользу от своей деятельности?

В основе фильма «Один день» лежит показ процесса монтировки спектакля, интервью с создателями спектакля и непосредственно показ отрывков из спектакля «Баллада о маленьком буксире».

Фильм «Один день» состоит из экспозиции (команда театра «Куклы» приезжает в школу «Вектор» и начинает подготовку спектакля), завязки (монтировка спектакля, начало репетиций), развития (организационные сложности, с которыми сталкивается Тигран Сааков и его команда) и кульминации – показа спектакля детям, посещающим частную школу «Вектор» и детский реабилитационный центр Василеостровского района СПб.

Показ процесса подготовки спектакля «разбавлен» на экране интервью участников театра.

Главным действующим лицом фильма является руководитель театра «Куклы» Тигран Сааков.

Интервью с героями были записаны непосредственно с перерывах между подготовкой спектакля. Размышления героев о своей работе контрастируют с самим процессом работы, что обусловлено задачей показать зрителю, что настоящее искусство рождается в муках.

В таблице 1.1 представлен список действующих лиц фильма «Один день»:

Таблица 1.1

Состав действующих лиц фильма «Один день»

Респонденты

Информация о респондентах

1

2

Тигран Сааков

Художественный руководитель ДИТ «КУКЛЫ»

Марина Вершинина

Актриса, заведующая труппой

Ольга Петровская

Художник-постановщик

Акцент в фильме сделан на интервью Тиграна Саакова – художественного руководителя театра «Куклы» (рис. 1.1):

Рис. 1.1. Художественный руководитель театра «Куклы» Тигран Саков

В интервью создателям картины Тигран Владимирович рассказал о принципах своей работы, основанной на командной работе: Сааков не просто начальник творческих людей, он катализатор организационного процесса и идейный вдохновитель всех проектов театра. В фильме показываются репетиции, и в них зритель видит Саакова как жесткого, требовательного, но справедливого руководителя, точно знающего, что и как нужно сделать, чтобы получился не просто спектакль, а настоящее событие, которое впечатается в память юным зрителям (рис. 1.2):

Рис. 1.2. Художественный руководитель театра «Куклы» организует репетиционный процесс

Своей главной задачей Тигран Сааков видит создание качественного, по-настоящему хорошего театра без всяких скидок на социальную миссию. «А то, что нужно сделать наш репертуар доступным также слабослышащим или слабовидящим детям, — это дополнительная задача, которая делает нашу работу сложнее, но и интереснее».

Таким образом, подтверждая гипотезу о том, что театр – это в первую очередь, личность руководителя, фильм расставляет акценты прежде всего на показе личности Саакова – человека, от чьих решений зависит будущее театра.

Правой рукой Тиграна Саакова является заведующая актерской труппой Марина Вершинина (рис. 1.3):

Рис. 1.3. Заведующая труппой театра «Куклы» Марина Вершинина

В качестве заведующей театральной труппой театра «Куклы» Марина Вершинина осуществляет организационное руководство производственно — творческой деятельностью труппы театра, участвует в распределении ролей в новых и капитально возобновляемых постановках, вносит предложения художественному руководителю по составу труппы, вводам новых исполнителей в спектакли текущего репертуара, принимает заявки от артистов на новые роли и выносит их на рассмотрение руководства театра, участвует в составлении планов репетиционной работы по принятым к постановке новым спектаклям, в планировании текущего репертуара театра, обеспечивает рациональную и равномерную загрузку труппы в спектаклях нового и текущего репертуара, учет занятости творческого состава, контролирует ведение журнала репетиций и спектаклей, рассматривает и представляет руководству театра заявления артистов о разовой работе за пределами театра, участвует в организации работы по повышению квалификации тврческих работников, в подборе новых кадров творческого состава, приглашении исполнителей для разового участия в спектаклях.

Таким образом, на Марине Вершининой лежит сложнейшая работа по организации актеров, все выше изложенные качества требуют жесткости характера и непреклонности в ряде вопросов, что резко контрастирует с образом милой актрисы, которой она предстает в начале фильма, рассказывая о роли позитива в спектаклях театра «Куклы» (рис. 1.4):

Рис. 1.4. Марина Вершинина рассказывает о спектаклях театра «Куклы»

Благодаря появлению в кадре Вершининой зритель понимает, что единой черты идеального творческого руководителя не бывает, в каждом случае речь идет об индивидуальной харизме и умении добиваться от людей нужного результата.

За создание декораций и грим актеров отвечает художник-постановщик театра «Куклы» Ольга Петровская (рис. 1.5):

Рис. 1.5. Художник-постановщик театра «Куклы» Ольга Петровская

Ольга в качестве художника-постановщика театра «Куклы» определяет общие принципы и обеспечивает художественный уровень сценического оформления спектаклей (концертов, представлений), интерьеров организации исполнительских искусств, а также качество рекламы и выставок, отражающих историю и творческие достижения коллектива; создает авторские художественные проекты сценического оформления новых (возобновляемых) спектаклей (концертов, представлений); участвует в разработке планов подготовки новых постановок, приемке макетов и эскизов их художественного оформления; обеспечивает изучение и внедрение в производство новейших достижений в области сценической техники, технологии и новых материалов.

Учитывая невысокие финансовые возможности театра и тот факт, что декорации должны быть мобильными и легко перевозимыми, Ольга Петровская использует максимум креатива для создания эффектных декораций (рис. 1.6):

Рис. 1.6. Декорации спектакля «Баллада о маленьком буксире»

Как видно из рисунка 1.6, Ольга Петровская разработала весьма нестандартный визуальный ряд для воплощения на сцене постановки по мотивам творчества Бродского, благодаря использованию которого театр неожиданно для самого себя попал в мейнстрим: премьера спектакля практически совпала с приближающей памятной датой – 75 лет со дня рождения Иосифа Александровича (рис. 1.7):

Рис. 1.7. Ольга Петровская рассказывает о влиянии творчества Бродского на деятельность театра

Весь фильм снят в черно-белом стиле. Главным визуальным референсом фильма «Один день» является биографическая фантазия Тима Бертона «Эд Вуд», рассказывающая о «восхождении» Эдварда Вуда-младшего, получившего негласный статус худшего голливудского режиссера всех времен (рис. 1.8):

Рис. 1.8. Кадр из фильма Тима Бертона «Эд Вуд»

Так же, как и «Эд Вуд», фильм «Один день» снят в черно-белом стиле с той лишь разницей, что в картине «Эд Вуд» речь шла о непрофессиональном кинематографисте, тогда как «Один день» рассказывает об одном из лучших театральных коллективов Санкт-Петербурга.

Черно-белое изображение помогает зрителю на отвлекаться на лоск и красоту постановки, сосредотачиваясь над нюансами театрального закулисья.

Экспликация

1. Режиссёрская экспликация.

Жанр – документальный фильм-киноочерк.

Фабула. Фильм-киноочерк о деятельности детского нестационарного театра «Куклы» – история одного дня из жизни коллектива, в рекордно короткие сроки без наличия постоянной площадки создающие театральные шедевры для юных зрителей.

Сюжет. На один день в один из детских образовательных центров Санкт-Петербурга приезжает команда театральных деятелей, чтобы устроить красочное представление для молодых зрителей по стихотворению Иосифа Бродского.

Композиционное решение: В фильме соблюдается единство места, времени и действия: на территории частной школы появляются декорации, превращающие учебное заведение в сценическую площадку, за кулисами которой прячется кропотливая работа целой команды профессиональных сценических деятелей.

Раскадровка представлена в таблице 1.2:

Таблица 1.2

Раскадровка фильма «Один день»

Кадр

Пояснение

1

2

Рабочие выгружают декорации и производят монтировку спектакля.

Руководство и артисты театра «Куклы» рассказывают зрителю о своей деятельности и сути проекта

Продолжение табл. 1.2

1

2

Артисты театра показывают спектакль детям.

2. Операторская экспликация

Главная задача фильма – в деталях показать процесс подготовки спектакля. Показ отрывков яркого и легкого спектакля резко контрастирует с изображением тяжелого изнурительного труда команды, готовившей спектакль. Фильм выполнен в черно-белом стиле в традициях советских киноочерков, беспристрастно показывавших процесс создания, что отсылает к еще одному забытому жанру производственной драмы. Подобный стиль также позволяется зрителю сосредоточиться на «внутренней кухне» театра, не отвлекаясь на блеск и яркость создаваемых театром «Куклы» спектаклей. Фильм снят естественным светом. Для съемки использовалось следующее оборудование: камеры SLT SONY A-58, Xiomi yi Action cam; оптика Minolta 70-210mm, Tamron 28mm, Helios 50mm, операторское оборудование: штатив, плечевой упор, Led подсветка. Фильм «Один день» снят без использования специального светового оборудования. Оператор-постановщик стремился снять максимально реалистичное документальное кино, в результате чего в сценах, снятых внутри частной школы «Вектор» ключевым источником счета служила обычная лампа. Во время съемки на улице оператор стремился сделать так, чтобы солнечный свет освещал кадр справа, данный прием позволил сделать изображение рельефным.

Возрастное ограничение – 16+ (в связи с наличием в фильме сцены курения). Ядро аудитории – женщины и мужчины 20-35 лет, заинтересованные в том, чтобы увидеть детальный процесс создания театрального спектакля.

РАЗДЕЛ 2. Оценка зрительского потенциала кинопроекта и рекомендации по его повышению

Проведение оценки зрительского потенциала кинопроекта методологически относится к вопросам прогнозирования успеха фильмов. Необходимо, с одной стороны, выделить в качестве объекта исследования способность фильма привлечь к себе зрителей, а с другой – их готовность проявить интерес к нему и прийти на его просмотр. Усилия кинопроизводителей должны быть направлены на создание продукции, которая удовлетворяла бы потребности целевого зрителя. В этом заключается маркетинговый подход к осуществлению предпринимательской деятельности в сфере кино.

Фильм будет строиться как событие одного дня. Основной объект, где будет происходить действие – частная школа «Вектор», на базе которой мобильная сцена проекта Детского Доступного театра «Куклы» покажет свой новый спектакль по И.Бродскому «Баллада о маленьком буксире» детям, посещающим детский реабилитационный центр Василеостровского района.

Для того, чтобы объективно оценить потенциал фильма «Один день», необходимо рассмотреть конъюнктуру отрасли, чтобы понять, насколько фильм вписывается в текущие запросы кинозрителей.

Рассмотрим количество выпускаемых в Российской Федерации фильмов (табл. 2.1):

Таблица 2.1

Количество выпускаемых фильмов в Российской Федерации в 2005-2013 гг.

Вид фильма

2005

2010

2011

2012

2013

1

2

3

4

5

6

Игровые фильмы – всего

94

101

101

68

79

Продолжение табл. 2.1

1

2

3

4

5

6

в том числе при гос. поддержке

83

55

40

35

35

Мультфильмы – всего

67

140

203

198

252

в том числе при гос. поддержке

65

136

106

130

45

Неигровые фильмы – всего

606

450

614

599

480

в том числе при гос. поддержке

515

439

480

447

232

Документальное кино (или неигровое кино) — вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц.

Сегодня в России авторские документальные фильмы в большинстве своем имеют крайне ограниченный прокат, а также демонстрируются на национальных и международных фестивалях неигрового кино.

Из российских фестивалей документального кино можно выделить:

  • фестиваль действительного кино «Кинотеатр.doc» – один из крупнейших в России и единственный в Москве фестиваль независимого документального и игрового кино, проводится ежегодно в феврале, включает в себя три программы: Конкурсная, Международная и Специальная. Фильмы Конкурсной программы оценивает Жюри. Кинотеатр.doc – инициатор многих кинопроектов и различных программ.
  • «Свободная мысль» — документальная программа, проводимая в рамках Московского Международного кинофестиваля (ММКФ) с 2006 года. Учитывая заинтересованность критики и аудитории к неигровому кино, авторы программы создали уникальный формат «Свободной мысли», включающий в себя недоступные российскому зрителю шедевры мирового документального кинематографа. Показы программы «Свободная мысль» в рамках ММКФ способствуют возвращению массового зрителя в кинотеатры на просмотры неигровых картин, а также развитию проката документального кино на телевидении.

В 2011 году объявлено о возвращении конкурса документальных фильмов в программу ММКФ. В конкурсную программу войдут 7 полнометражных документальных работ. Основная направленность программы — это коммерчески успешное зрительское кино. Во внеконкурсной программе «Свободной мысли» останется 14 картин. Они будут отбираться из шедевров мирового документального кинематографа.

  • российский фестиваль авторского документального кино «Артдокфест» – практически единственная в Москве площадка, представляющая самые яркие неформатные документальные фильмы всех жанров и направлений. Учрежден в 2007 году Союз кинематографистов России и АНО "Премия ЛАВР" - дирекцией Национальной премии в области неигрового кино «Лавровая ветвь», проводится ежегодно в первую декаду декабря. К участию в конкурсной программе допускаются фильмы со всего мира, снятые на русском языке. Предпочтение отдается фильмам, чьи авторы ставят задачу развития киноязыка документального кино и российская премьера которых состоится на "Артдокфесте".

Национальная ежегодная открытая российская премия в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь» вручается с 2000 года в следующих номинациях:

– Лучший полнометражный неигровой телевизионный фильм (любой жанр, продолжительность не менее 40 минут).

– Лучший короткометражный неигровой телевизионный фильм (любой жанр, продолжительность до 40 минут).

– Лучший документальный дебют в кино и на телевидении (принимаются первые самостоятельные работы, в том числе курсовые и дипломные - режиссерские, операторские, сценарные, продюсерские).

В 2011 году на премию «Лавровой ветви» претендовали более 500 фильмов и программ телеканалов студий России, а так же ближнего и дальнего зарубежья.

В рамках фестиваля "Артдокфесте" проходит не менее пяти специальных программ. Работает единственный в России "шоу-кейс" документального кино, в котором представлено более 3000 наименований фильмов и программ. С 2011 года совместно с международной учебной программой в области развития и маркетинга документальных фильмов "Драгон Форум" (Dragon Forum) проводится "тренинг-питчинг". Закрытие фестиваля "Артдокфест" и вручение премии "Лавровая ветвь" транслирует телеканал СТС. К фестивалю привлекается широкая зрительская аудитория: ежегодно его посещает около 20 000 зрителей. По результатам профессионального рейтинга КиноСоюза "Артдокфест" в 2011 году занял второе место среди всех российских кинофестивалей игрового, анимационного и документального кино.

  • международный фестиваль неигрового кино «Флаэртиана», посвященный фильмам, в которых герой проживает на экране часть своей жизни. Такой режиссёрский метод в фильме «Нанук с Севера» (1922) впервые использовал американец Роберт Флаэрти, давший фестивалю имя. Главный приз фестиваля называется «Золотой Нанук».

Фестиваль проводится по инициативе студии «Новый курс» с 1995 года в городе Пермь, организатор фестиваля – Павел Печенкин. Статус международного это кинособытие получило в 2006 году, с того же времени фестиваль стал ежегодным. В рамках международного фестиваля проводится российский фестиваль документального кино, а также смотр работ различных режиссёров и мастер-классы. С 2009 года в рамках фестиваля проводится отдельный интернет-конкурс документального видео, все ролики, прошедшие обязательную премодерацию, находятся в открытом доступе. С 1995 по 2012 год состоялось 12 фестивалей, которые приняли 684 участника и гостя из разных стран и городов России. Было показано 929 фильмов из 47 стран Европы, Азии, Америки, Австралии и 23 городов России, которые посмотрело около 76000 зрителей. Награды фестиваля получили 81 работы из 24 стран.

  • ежегодный международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку», проходящий в Санкт-Петербурге с 1989 года. Был основан Госкино СССР, Союзом Кинематографистов СССР, Гостелерадио СССР, исполкомом Ленсовета в 1988 году как «Международный кинофестиваль неигровых фильмов в Ленинграде». В 1994 году зарегистрирован в FIAPF (Международной Федерацией Ассоциаций Кинопродюсеров (Франция)). Фестиваль «Послание к человеку» отдает приоритет фильмам, в которых гуманистическая идея выражена подлинно кинематографическим языком. Название фестиваля «Послание к человеку» отсылает к универсальным библейским гуманистическим ценностям. В первом Регламенте фестиваля значилось, что он организован «с целью способствовать контактам и обмену идеями между кинематографистами разных стран, разрабатывающими в своем творчестве темы добра, социальной справедливости и мира».
  • ежегодный международный открытый фестиваль документального кино «Россия», проходящий с 1988 года в Свердловске (позже — Екатеринбурге), в программу которого включаются документальные и научно-популярные фильмы. В рейтинге 76 отечественных и международных кинофестивалей, проводимых в России и на территории бывшего СССР, в 2009 году, он занял третье место, уступив только «Кинотавру» и ММКФ. При этом в рейтинге оценивалась общественная и профессиональная значимость, организационный уровень проведения подобных мероприятий. Внеконкурсная программа включает ретроспективу фильмов известных кинорежиссёров неигрового кино.
  • «Саратовские страдания» — международный телекинофестиваль документальной мелодрамы, проходящий в Саратове с 2004 года. Название фестивалю дал саратовский музыкальный фольклорный жанр «страданий», то есть душевных припевок. Девиз «Саратовских страданий»: «Документальное кино — кино для зрителей».

Первым проектом недавно избранного руководства Гильдии неигрового кино и телевидения стал мониторинг имеющихся на сегодня площадок для показа неигровых фильмов и рейтинг наиболее востребованных российских документальных картин на профильных кинофестивалях в России и мире за 2010-2014 гг.

Основной рейтинга послужил анализ 9 профильных российских кинофестивалей (специализирующихся на документальном кино или имеющих конкурс документальных фильмов): "Послание к человеку", "Флаэртиана", "Артдокфест", "Россия", "Окно в Европу", "Сталкер", "Московский МКФ", "Саратовские страдания", конференция INPUT.

Дополнительно учитывалось участие во всероссийских кинопремиях ("ЛАВР", "Белый слон", "Тэфи", "Ника" и "Золотой Орел"), в документальных программах неспециализированных российских фестивалей ("Кинотавр", "Золотой Витязь", "Московская премьера", "Соль земли", "Текстура", “2morrow”), фестивалей стран СНГ ("Листопад", "Молодость", "Тбилисский кинофестиваль", "Золотой Абрикос", "DOCUDAYS UA"), а также всех международных кинофестивалей, на которых есть документальные показы.

При системе выставления баллов учитывались не только победы и призы фильмов, но также – участие в конкурсных и неконкурсных программах. Подробнее с системой подсчета рейтинга можно ознакомиться на сайте Гильдии.

При составлении рейтинга выяснилось, что фестивальные показы имели в 2014 году более 200 российских документальных фильмов. Это означает, что картины российских документалистов востребованы на фестивальных площадках и потенциально способны привлечь более широкую аудиторию за счет показов в единой сети российских киноклубов, а частично на федеральных и региональных телевизионных каналах.

Первая двадцатка рейтинга документальных фильмов, выпущенных в 2010-2014 гг. выглядит следующим образом:

1. «ДА ЗДРАВСТВУЮТ АНТИПОДЫ!», реж. Виктор Косаковский

2. «ЗАВТРА», реж. Андрей Грязев

3. «КНИГА ТУНДРЫ. ПОВЕСТЬ О ВУКВУКАЕ – МАЛЕНЬКОМ КАМНЕ», реж. Алексей Вахрушев

4. «ЗИМА, УХОДИ!», маст. М. Разбежкиной

5. «АНТОН ТУТ РЯДОМ», реж. Любовь Аркус

6. «ПЛЭЙБЭК», реж. Антуан Каттин, Павел Костомаров

7. «ВНУТРИ КВАДРАТНОГО КРУГА», реж. Валерий Шевченко

8. «OUTRO», реж. Юлия Панасенко

9. «РОЖДЕННЫЕ В СССР: 28 ЛЕТ» (1-я и 2-ая часть), реж. Сергей Мирошниченко

10. «ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ», реж. Сергей Качкин (Россия/Германия)

11. «Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ», реж. Павел Костомаров, Александр Расторгуев

12. «МИЛАНА», Мадина Мустафина

13. «СОБАЧИЙ КАЙФ», реж. Иван И. Твердовский

14. «КАТЯ КРЕНАЛИНОВА», реж. Александра Лихачева

15. «ЧУВСТВЕННАЯ МАТЕМАТИКА», реж. Екатерина Еременко

16. «ШИРОКИЕ ОБЪЯТИЯ» реж. Юлия Киселева

17. «ПИАНИЗМ», реж. Иван И. Твердовский

18. «МАРШ, МАРШ, ЛЕВОЙ! », реж. Евгения Монтанья Ибаньес

19. «ЛЕША», реж. Елена Демидова

20. «ДОБРОЕ УТРО, МИТРОВИЦА», реж. Ирина Уральская

Как видно, в топ-20 попали фильмы как признанных мастеров, так и дебютные дипломные работы молодых начинающих режиссеров. Содержание фильмов весьма различное: актуальные ленты на политические и социальные темы чередуются с поэтическим кино на все времена, что косвенно свидетельствует о неангажированности фестивальных отборщиков и членов жюри.

Из 20 фильмов только 2 были запущены в производство при финансовой поддержке телевизионных каналов: «Да здравствуют антиподы!», основным инвестором которого выступил канал СТС (деньги на проект были выделены еще в 2008 году, благодаря заинтересованности в проекте выступавшего тогда руководителем СТС Александра Роднянского) и «Антон тут рядом», снятый при финансовом участии «Первого канала» (также как и в случае с проектом «Да здравствуют антиподы!», в финансировании проекта весомую роль сыграл интерес руководства «Первого канала» в лице Константина Эрнста).

Одной из задач исследования, проведенного Гильдией неигрового кино и телевидения, было посчитать, какая часть фильмов рейтинга сделана при участии средств Министерства культуры. Из 200 картин только 50 имеют государственную поддержку. Это говорит о невысокой эффективности системы распределения государственных субсидий: большинство фильмов, поддержанных Минкультом, не доходят до зрителя, и, наоборот, успехом часто пользуются картины, не получившие финансирования от государства.

Подобный анализ для документального кино проводится впервые, а поскольку информация от режиссеров и студий о судьбе их картин продолжает поступать, возможны изменения в итоговой таблице рейтинга.

Проводя подобный анализ эффективности картин ежегодно, и сотрудничая с Министерством Культуры на стадии отбора заявок на получение господдержки, Гильдия неигрового кино надеется повысить качество системы распределения средств и повлиять на создание эффективной системы продвижения и проката неигрового кино.

В России семейный и детский контент испытывает трудности: кинопроизводители не рискуют создавать фильмы и мультфильмы для детей, осознавая недостаток необходимых производственных мощностей для создания индустрии, а на телевидении производства такого контента затруднено из-за запрета ставить рекламу в детские программы и фильмы.

Зато на театральных подмостках детские спектакли пользуются высоким спросом, в том числе и спектакли театра «Куклы», к проблемам которого и пытается привлечь внимание фильм «Один день», показывающий, как театр, не имеющий стационарной площадки, несмотря ни на что продолжает функционировать и радовать юных зрителей новыми постановками.

Таким образом, вырисовывается одна из функций фильма – идеологическая: фильм привлекает внимание заведующих специальными учреждениями, больницами, хосписами, интернатами, детскими домами, чтобы они узнали о возможности привезти детям театр.

Но при этом фильм несет в себе и художественные ценности, а именно приоткрывает мир кулис и показывает процесс создания театральных шедевров. Как показывает практика, у зрителей весьма высокий интерес к фильмам, показывающим мир театра изнутри (табл. 2.2):

Таблица 2.2

Кассовые сборы фильмов о театре

Фильм

Год выпуска

Страна-изготовитель

Жанр

Кассовые сборы в мире, долл. США

1

2

3

4

5

Розенкранц и Гильденстерн мертвы

1990

Великобритания-США

Трагикомедия

739 104

Встреча с Венерой

1991

Великобритания-Япония-США

Мелодрама

1 000 348

Прощай, моя наложница

1992

Китай-Гонконг

Военная драма

5 216 888

Продолжение табл. 2.2

1

2

3

4

5

Пули над Бродвеем

1994

США

Криминальная комедия

13 383 747

Ваня с 42-й улицы

1994

США

Трагикомедия

1 746 050

Влюбленный Шекспир

1998

США

Мелодрама

289 317 794

Колыбель будет качаться

1999

США

Ретро-драма

2 903 404

Кутерьма

1999

Великобритания-США

Музыкальная комедия

6 208 548

Призрак оперы

2004

Великобритания-США

Музыкальный триллер

154 648 887

Театр

2004

Канада-США-Венгрия-Великобритания

Мелодрама

14 339 171

Красота по-английски

2004

Великобритания-США-Германия

Историческая драма

809 883

Долгое прощание

2004

Россия

Ретро-драма

3 500

Тупой жирный заяц

2007

Россия

Трагикомедия

30 000

Два в одном

2007

Украина-Россия

Комедия абсурда

72 942

Черный лебедь

2010

США

Психологический триллер

329 398 046

Аноним

2011

Великобритания-Германия-США

Историческая фантазия

15 395 087

Упражнения в прекрасном

2011

Россия

Трагикомедия

150 333

Цезарь должен умереть

2012

Италия

Драма

118 908

Бердмэн

2014

США

Сюрреалистическая трагикомедия

103 215 094

Как видно из таблицы 2.2, разные фильмы про театр имеют разную степень успеха, в особенности, зритель оценил картины «Черный лебедь», «Бердмэн» и «Призрак оперы», также можно заметить, что у данного жанра сформировалась обширная лояльная аудитория.

Таким образом, фильм «Один день» представляет собой картину, которая может быть интересной, как с точки зрения привлечения внимания к благотворительному проекту, так и сама по себе, как образец кино, раскрывающего мир театра изнутри, что позволит заинтересовать социально активную зрительскую аудиторию 20-35 лет.

Раздел 3. Состав основной творческой группы и требования к нему

Съёмочная группа фильма – это временный производственно-творческий коллектив, занятый над созданием аудиовизуального произведения. Постановка любого фильма осуществляется группой творческих и производственных работников, объединяемых на время производства в общем коллективе. (Приложение 7)

Состав съемочной группы.

Продюсер — художественный и финансовый руководитель проекта. Формирует проект, выбирая сценарий и режиссера-постановщика, и координирует производство и контроль.

Задачи продюсера на проекте «Один день»: найти финансирование для создания фильма, согласовать с руководством театра «Куклы» и частной школы «Вектор» сроки съемочного процесса, обеспечить максимально возможное продвижение фильма на кинофестивалях и распространить фильм среди хосписов и благотворительных фондов.

Административная группа

Администратор по площадке — контролирует процесс съёмки на съемочной площадке. Руководит рабочими (переноска, установка, действие работы).

Задачи администратора на проекте «Один день»: контроль съемочного процесса, ведение КПП и вызывного листа.

Режиссерская группа

Режиссер-постановщик – руководящий участник процесса создания аудиовизуального произведения, отвечающий за художественную и сценическую составляющие фильма. Это: формулирование общего художественного стиля фильма; воплощение сценария; руководство монтажом фильма.

Задачи режиссера на проекте «Один день»: совместно с продюсером фильма определить, какие процессы создания спектакля следует запечатлеть на камеру, чтобы добиться максимального результата.

Задачи режиссера монтажа фильма «Один день»: выполнить пожелания продюсера по созданию чернового и окончательного монтажа.

Операторская группа.

Оператор-постановщик — один из ключевых создателей картины, работающий над его изобразительным решением, осуществляющий его съёмку. Совместно с режиссёром-постановщиком оператор-постановщик формулирует идейно-художественную направленность картины, ее изобразительную трактовку.

Задачи оператора-постановщика на проекте «Один день»: отбор и воплощение на экране наиболее выразительных композиционных, светотональных и колористических решений, точек зрения, ракурсов, оптической трактовки и освещения, способствующих максимально полной, глубокой передаче темы и идеи картины.

Ближайшим помощником и исполнителем творческих и технических заданий оператора-постановщика является второй оператор.

Задачи второго оператора на проекте «Один день»: помочь оператору-постановщику в съемке крупных и средних планов, пока оператор-постановщик осуществляет съемку общего плана.

Звукорежиссерская группа

Звукорежиссер — контролирует все этапы звукопроизводства. Формирует концепцию звука. Создаёт художественные звуковые образы. Звукорежиссер так же утверждает все объекты съемок исходя из «звучания» объектов.

Задачи звукорежиссера на проекте «Один день»: качественная запись чистового звука на площадке.

Состав съёмочной группы фильма «Один день» представлен в таблице 3.1. Договоры представлены в приложении 7.

Таблица 3.1

Состав съёмочной группы фильма «Один день»

Должность

Фамилия Имя

1

2

Продюсер

Автор сценария

(заключение договора не требуется)

Режиссер-постановщик

Фома Попов

Оператор-постановщик

Фома Попов

Второй оператор

Дарья Никитина

Звукорежиссер

Петр Марченко

Режиссер монтажа

Арсений Кулаков

Администратор

Мария Ширяева

Состав съемочной группы короткометражного документального фильма «Один день»:

Режиссер/оператор

Попов Фома Алексеевич

Образование: 2008-2013 СПбГУКиТ, специальность: Оператор кино и телевидения (мастерская Д.Долинина)

Родился в г. Санкт-Петербурге 02.03.1991.

Участие в проектах:

2014 – «Жертвы духовности» (оператор)

2013 – «Свинство» (режиссер)

2010 – «Хлопоты» (режиссер)

Второй оператор

Никитина Дарья Антоновна

Образование: 2008-2013 СПбГУКиТ, специальность: Оператор кино и телевидения (мастерская Д.Долинина)

Родилась в г. Санкт-Петербурге 01.09.1991.

Участие в проектах:

2013 – «Свинство» (второй оператор)

2010 – «Хлопоты» (второй оператор)

Звукорежиссер

Марченко Петр Ильич

Студент СПбГИКиТ, 2 курс, группа 353б («Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»), бюджет, очное отделение. Родился в г. Санкт-Петербурге 08.08.1996.

Участие в проектах:

2014 – «Жертвы духовности» (звукооператор)

Режиссер монтажа

Кулаков Арсений Артурович

Образование: 2006-2009 СПбГУКИ, специальность: «Режиссер драмы» (мастерская В.Плоткина)

Родился в г. Санкт-Петербурге 01.09.1985.

Участие в проектах:

2014 – «Страна возможностей» (режиссер монтажа)

2012 – «Одиночество» (режиссер)

2011 – «Снег» (режиссер монтажа)

2010 – «Паноптикум» (режиссер, оператор)

Администратор

Ширяева Мария Дмитриевна

Образование: 2006-2009 СПбГУКИ, специальность: «Продюсер-режиссер шоу-программ» (мастерская О.Карнеевой)

Родилась в г. Санкт-Петербурге 20.10.1985.

Участие в проектах:

2010-н.в. – «Шоу профессора Николя» (администратор)

Раздел 4. Смета аудиовизуального произведения

Чтобы оценить всю сложность творческо-постановочного проекта «Один день», нам необходимо составить генеральную смету аудиовизуального произведения.

Таблица 4.1

Смета затрат кинокартины «Один день»

Чтобы №

Статья затрат

Ед. изм.

Кол-во

Стоимость за ед, руб.

Сумма, руб.

1

Авторские и смежные права

1.1.

Приобретение прав (права на использование музыкального произведения)

3 000

3 000

1.2.

Приобретение авторских прав на сценарий

аккорд

1

100 000

100 000

Итого:

103 000

2

Затраты на оплату труда съемочной группы и услуги художественно-производственных профессий

2.1.

2.1.1.

Режиссерская группа

Режиссер-постановщик

аккорд

200 000

200 000

Итого:

200 000

2.1.2.

Операторская группа

Оператор-постановщик

понедельно

1,5 нед.

100 000

150 000

Второй оператор

смена

3 см.

6 000

18 000

Итого:

168 000

2.1.4.

Звукооператоры, звукорежиссеры и ассистенты

Звукорежиссер

з/п

0,5 мес.

80 000

40 000

Итого:

40 000

2.1.7.

Группа postproduction

Режиссер монтажа

смена

8

5 000

40 000

Итого:

40 000

2.1.10.

Административная группа

Администратор

з/п

0,5 мес.

30 000

15 000

Итого:

15 000

Итого:

463 000

3

Отчисления на социальные нужды (30,1 %)

139 363

4

Материальные затраты

Жесткие диски

шт

1

4 000

4 000

Карта памяти

шт

2

1 500

3 000

Диски DVD

шт

15

20

300

Digital Betacam

шт

3

3 000

9 000

Итого:

16 300

5

Работы и услуги

5.5.

Съемочное оборудование

Комплект камеры (SLT SONY A-58)

смена

3 см.

1 000

3 000

Комплект камеры (Xiomi yi Action cam)

смена

5 см

500

1 500

Специальная съемочная техника

смена

3 см.

2 000

6 000

Звукозапись на съемочной площадке (чистовой звук)

смена

3 см.

20 000

60 000

Итого:

70 500

Титры и внутрикадровые надписи

2 000

2 000

Итого:

2 000

Итого:

72 500

7.

Прочие прямые расходы

Мобильная связь

2 000

Итого:

2 000

8.

Промежуточный итог

796 163

11.

Непредвиденные расходы (1% от промежуточного итога)

7 961

12.

Сметная стоимость фильма:

804.124.63

По итогам анализа сметы получается, что бюджет нашей картины составляет 804.124.63 рублей. Эта сумма необходима для создания задуманного нами произведения. Все расходы связаны с производством картины, с выплатой заработанной платы и оплаты техники.

Возможные источники финансирования аудиовизуального произведения на данном этапе производства - это привлечение средств Министерства Культуры (70 %) и средств театра «Куклы» (30 %), которому выгодно продвижение своей деятельности в виде документального фильма, который будет показан ряду благотворительных фондов помощи детям, а также на фестивалях короткометражного кино.

Раздел 5. Календарно-постановочный фильм короткометражного фильма «один день»

Название работы «Один день»

хронометраж 13 мин.

Режиссер Фома Попов

Оператор Фома Попов

Звукорежиссер Петр Марченко

Продюсер (директор картины)

1. Подготовительный период с «28» апреля по «4» мая

2. Съемочный период с «5» мая по «7» мая

Количество смен: 3

Интерьер: 2

Натура: 1

3. Монтажно-тонировочный период с «1» июня по «8» июня

Количество смен: 8

Черновой монтаж: 4

Основной монтаж: 4

Общее количество смен: 8

Продюсер картины

_________ _______________________

Режиссер-постановщик картины

Фома Попов _________ _______________________

Оператор-постановщик картины

Фома Попов _________ _______________________

Звукорежиссер картины

Петр Марченко _________ _______________________

Таблица 5.1.

Подробный календарно-постановочный план документального фильма «Один день»

Дата

Х/м

Место

Герои

Содержание

05.05.2015

4 мин.

Частная школа «Вектор» (ул.Карташихина, дом 1/3)

Труппа театра «Куклы»

Привоз и монтировка декораций.

Интервью с Тиграном Сааковым, Мариной Вершининой, Ольгой Петровской и Мариной Звезденковой

06.05.2015

4 мин.

Частная школа «Вектор» (ул.Карташихина, дом 1/3)

Труппа театра «Куклы»

Репетиционный процесс

07.05.2015

4 мин.

Частная школа «Вектор» (ул.Карташихина, дом 1/3)

Труппа театра «Куклы»

Показ спектакля.

Размонтировкадекораций

Раздел 6. Пообъектные разработки короткометражного фильма «ОДИН ДЕНЬ»

Съемки короткометражного документального фильма «Один день» прошли в учебном центре «Вектор» по адресу: ул.Карташихина, дом 1/3.

Съемочная команда:

Продюсер

Режиссер-постановщик

Оператор-постановщик

Второй оператор

Звукорежиссер

Администратор

Время съемок: с 11.00 до 18.00.

Оборудование:

Видеотехника:

Камеры:

1.SLT SONY A-58

2.Xiomi yi Action cam

Оптика:

Minolta 70-210mm

Tamron 28mm

Helios 50mm

Операторское оборудование:

1.Штатив

2.Плечевой упор

3. Led подсветка

Съемки прошли во дворе центра «Вектор» (рис. 6.1):

Рис. 6.1. Двор учебного центра «Вектор»

Большая часть съемок прошла непосредственно внутри учебного центра (рис. 6.2):

Рис. 6.2. Внутреннее пространство учебного центра «Вектор»

В стенах учебного центра были построены декорации спектакля детского театра «Куклы» (рис. 6.3):

Рис. 6.3. Декорации в учебном центре «Вектор»

Перечень съемочного оборудования представлен в приложении 3. Список съемочной группы представлен в приложении 4. Вызывные листы представлены в приложении 5.

Раздел 7. Калькуляция фактической себестоимости аудиовизуального произведения

Чтобы оценить всю сложность творческо-постановочного проекта «Один день», нам необходимо составить калькуляцию фактической себестоимости аудиовизуального произведения.

Таблица 4.1

Калькуляция фактической себестоимости кинокартины «Один день».

Чтобы №

Статья затрат

Ед. изм.

Кол-во

Стоимость за ед, руб.

Сумма, руб.

1

Авторские и смежные права

1.1.

Приобретение прав (права на использование музыкального произведения)

3 000

3 000

Итого:

3 000

2

Затраты на оплату труда съемочной группы и услуги художественно-производственных профессий

2.1.

2.1.1.

Режиссерская группа

Режиссер-постановщик

аккорд

10 000

10 000

Итого:

2.1.2.

Операторская группа

Оператор-постановщик

понедельно

2 нед.

2 000

4 000

Второй оператор

смена

3 см.

500

1 500

Итого:

2.1.4.

Звукооператоры, звукорежиссеры и ассистенты

Звукорежиссер

з/п

0,5 мес.

8 000

4 000

Итого:

2.1.7.

Группа postproduction

Режиссер монтажа

смена

8

500

4 000

Итого:

2.1.10.

Административная группа

Администратор

з/п

0,5 мес.

8 000

4 000

Итого:

27 500

3

Отчисления на социальные нужды (30,1 %)

8 277.5

4

Материальные затраты

Диски DVD

шт

1

20

20

Итого:

20

5

Работы и услуги

5.5.

Съемочное оборудование

Комплект камеры (SLT SONY A-58)

смена

3 см.

1 000

3 000

Комплект камеры (Xiomi yi Action cam)

смена

5 см

500

1 500

Специальная съемочная техника

смена

3 см.

2 000

6 000

Звукозапись на съемочной площадке (чистовой звук)

смена

3 см.

2 000

6 000

Итого:

16 500

7.

Прочие прямые расходы

Мобильная связь

2 000

Итого:

2 000

8.

Промежуточный итог

57 297.5

11.

Непредвиденные расходы (1% от промежуточного итога)

573

12.

Сметная стоимость фильма:

57 870.5

Права на покупку музыкального произведения «The Heart of The Hat», разрешающие использование при показе фильма на фестивалях и в сети Интернет, составили 3000 рублей.

Режиссер-постановщик и по совместительству оператор-постановщик картины Фома Попов получил в общей сумме за свой труд 14 000 рублей.

Второй оператор Дарья Никитина получила 1 500 за работу на 3 сменах фильма.

Звукорежиссер Петр Марченко, записывавший звук во время съемок и помогавший режиссеру в создании аудиального образа фильма, получил 4 000 рублей за пол-месяца работы над фильмом.

Режиссер монтажа Арсений Кулаков на основе разработанного Дарьей Чернецкой монтажного плана сделал две сборки фильма – черновую и фильмовую, на каждую из которых он потратил по 4 дня. В общей сложности режиссер монтажа заработал 4 000 рублей.

Администратор картины Мария Ширяева получила 4 000 рублей.

Отчисления на социальные нужды в размере 30,1 % составили 8277,5 рублей.

300 рублей было потрачено на DVD-диски для записи фильма для последующего распространения среди кинофестивалей, детских благотворительных фондов и хосписов.

Затраты на аренду операторского и звукового оборудования (в студии «Фотокуб») в общей сумме составили 16 500 рублей.

Затраты на мобильную связь составили 2 000 рублей.

По итогам анализа калькуляции фактической себестоимости получается, что фактический бюджет нашей картины составляет 57 870.5 рублей. Эта сумма была нами фактически затрачена на создание задуманного нами произведения. Все расходы связаны с производством картины, с выплатой заработанной платы и оплаты техники.

Фильм был произведен на собственные средства продюсера.

Раздел 8. Прокатная политика законченного фильма

Как было сказано из предыдущих главах, у фильма «Один день» две ключевые задачи – привлечь внимание к проблеме театра «Куклы», который не смотря на нехватку финансирования и отсутствия поддержки продолжает радовать детей Санкт-Петербурга и Лен.обл; а также привлечь внимание зрителей, которым интересен мир театра и его закулисье.

Рассмотрим каналы продвижения в рамках первой задачи. Нами был составлен список детских домов и хосписов, куда фильм будет отправлен в первую очередь:

1. СПб ГАУЗ «Хоспис (детский)» - первого в РФ государственного учреждения паллиативной помощи детям, ныне – ресурсного центра детской паллиативной помощи в России.

2. Медицинское учреждение «Детский хоспис» Санкт-Петербург, при Храмесвт. Николая Чудотворца на Планерной улице.

3. ГКУЗ Хоспис №1 им. В.В. Миллионщиковой ДЗМ (ЦАО)

4. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская психиатрическая больница №6 "

5. Центр детского развития "БебиКи"

6. Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа (VIII Вида) № 487

7. Государственная бюджетная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 17 Невского района Санкт-Петербурга

Также фильм следует отправить в благотворительные фонды, направляющие средства на лечение детей:

Благотворительный фонд Дмитрия Нагиева «Анна». Основными задачами фонда являются организация лечебно-профилактических учреждений, детских домов, приютов и школ. Помощь в организации обследования и лечения детей. Покупка медикаментов. Фонд оказывает помощь детям из многодетных (малообеспеченных) семей, детям матерей-одиночек, детям-сиротам. Детям, которые страдают формами ДЦП и аутизмом. Фонд проводит отбор на конкурсной основе талантливых детей из многодетных (малообеспеченных) семей, детей матерей-одиночек, детей-сирот и оказывает им помощь в получении профессионального образования.

Благотворительный фонд Константина Хабенского. Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями головного мозга. Основные направления работы Фонда: помощь в организации обследования и лечения детей, покупка медикаментов, организация реабилитационных программ, помощь профильным отделениям российских медицинских учреждений, повышение квалификации врачей и информационная работа с родителями, направленная на улучшение ранней диагностики тяжелых заболеваний головного мозга.

Благотворительный фонд Чулпан Хаматовой и Дины Корзун «Подари жизнь». Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями. Задачи фонда: сбор средств на лечение и реабилитацию детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями; помощь онкологическим и гематологическим клиникам, где лечатся дети и молодые взрослые; привлечение общественного внимания к проблемам больных детей; содействие развитию безвозмездного донорства крови; оказание социальной и психологической помощи больным детям; содействие работе волонтерских групп при детских онкогематологических клиниках.

Таким образом, после показа фильма хосписам и благотворительным фондам театр «Куклы» получит возможность совершенствования деятельности за счет финансовой и организационной поддержки новых партнеров.

Для показа фильмов на фестивалях продюсером фильма был разработан макет афиши фильма (рис. 8.1):

Рис. 8.1. Макет плаката фильма «Один день»

Создание макета не требовало дополнительных затрат, так как плакат был разработан продюсером картины.

Слоган фильма: «Культура – детям!»

Для решения второй задачи фильм следует отправить на ведущие фестивали короткометражного кино (табл. 8.1):

Таблица 8.1

Планируемый список фестивалей для продвижения короткометражного документального фильма «Один день»

Название

Сроки проведения

Краткая характеристика

1

2

3

«ПитерКиТ»

Октябрь 2015 г.

«ПитерКиТ» – ежегодный фестиваль студенческих фильмов СПбГИКиТ. Фестиваль проводится с целью объединения усилий кинематографической учащейся молодежи России в целом и Санкт-Петербурга в частности, поисков новых путей в кинематографе. Важнейшей составляющей фестиваля является поощрение студенческого творчества, оценки уровня подготовки студентов СПбГИКиТа и других вузов, ведущих подготовку будущих кинематографистов. Неотъемлемая часть фестиваля – внеконкурсный показ программ фильмов санкт-петербургских, российских и зарубежных киношкол с целью создания широкого контекста развития студенческого кино.

Президент фестиваля – ректор СПбГИКиТ, профессор Александр Дмитриевич Евменов.

Начало

Октябрь 2015 г.

Фестиваль «Начало» проводится ежегодно осенью в Санкт- Петербурге. С 2013 года программа фестиваля включает в себя 3 международных конкурса: конкурс игровых полнометражных дебютов, конкурс короткометражных игровых, документальных и анимационных дебютов и традиционный конкурс короткометражных игровых, документальных и анимационных студенческих работ. В программе фестиваля: специальные конкурсы и тематические показы, внеконкурсная программа, мастер-классы, круглые столы, презентационные и ретроспективные программы, выставки.

Президент фестиваля – Дмитрий Месхиев.

Первый шаг. Фестиваль короткометражных, документальных, игровых фильмов и социальной рекламы.

Сентябрь 2015 г.

Некоммерческий открытый фестиваль короткометражных документальных, игровых и анимационных фильмов и социальной рекламы начинающих кинематографистов студентов творческих вузов.

Формат конкурса

игровое кино: короткий метр

документальное кино: короткий метр

анимация: короткий метр

Программа

Основной конкурс документальных, игровых, анимационных фильмов и социальной рекламы

Лучший игровой фильм

Лучший документальный фильм

Лучший анимационный фильм

Лучшая социальная реклама

Лучший патриотический фильм

Президент фестиваля – Михаил Карасев

Meters

Сентябрь 2015 г.

Фестиваль включает три программы: конкурсную, образовательную и творческую.

Конкурсная программа включает отбор работ на конкурс, показы работ Фестиваля, оценка работ членами Жюри. Фильмы, включаемые в программу показов, выбирает Дирекция Фестиваля.

Образовательная - это лекции и мастер-классы, спецпоказы с анализом-дискуссией и другие формы занятий. Преподаватели – профессионалы мира кино, театра, телевидения и анимации.

Творческая – это творческие встречи, специальные кинопоказы, создание Творческих лабораторий на территории фестиваля, создание арт-пространства на территории Фестиваля и другое.

В конкурсной программе Фестиваля участвуют авторы от 18 до 35 лет.

Фестиваль сотрудничает с российскими и иностранными культурными центрами, киноакадемиями, проводит cпециальные показы в городах России и мира

Президент фестиваля – Юлия Быкова

РАЗДЕЛ 9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ ЭКРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В данной главе будет проведен анализ достижений научно-технического развития в области производства аудиовизуального контента, которые могли бы быть использованы в готовом постановочном проекте для улучшения его финансово-экономических результатов.

В первую очередь, фильм «Один день» можно было бы снять в разрешении 4К.

4K — обозначение разрешающей способности в цифровом кинематографе и компьютерной графике, примерно соответствующее 4000 пикселей по горизонтали.

В отличие от обозначения разрешения в телевидении, отталкивающегося от количества строк и, соответственно, количества элементов изображения по вертикали, в кинематографе разрешающая способность отсчитывается по длинной стороне кадра. Такой принцип выбран из-за того, что в цифровом кино, в отличие от телевидения высокой четкости, существуют различные стандарты соотношения сторон экрана. В этом случае удобно отталкиваться от горизонтального разрешения, которое остается постоянным, в то время, как вертикальное изменяется в соответствии с высотой кадра. Разрешению 4K соответствует несколько различных размеров изображения в пикселях.

Если бы фильм «Один день» был снят в разрешении 4К, качество изображения достигло бы максимальной четкости, что было бы особенно заметно во время просмотра фильма на большом экране.

Также фильм можно было бы снять в формате Raw.

Raw (англ. raw — сырой, необработанный) — формат цифровой записи, содержащий необработанные данные, полученные с фотоматрицы. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале, не имеющая чёткой спецификации (стандарта).

Как правило, изображение в формате Raw можно получить, используя цифровые зеркальные фотокамеры, или полупрофессиональные фотокамеры с несменной оптикой. Однако некоторые фотокамеры могут создавать такие файлы, находясь в недокументированном отладочном режиме, или с изменённой прошивкой.

Достоинства Raw:

  • Гораздо больше полутонов за счёт большего числа бит в цифровом представлении сигнала позволяют сильнее корректировать снимки без появления дефектов (таких, как постеризация).
  • Цветовой охват Raw включает все воспринимаемые камерой цвета. Цветовой охват системы sRGB, в которую фотоаппараты обычно конвертируют данные с сенсора при сохранении в JPG, не содержит ни одного чистого спектрального цвета.
  • Возможность некоторой коррекции экспозиции после съёмки.
  • Возможность коррекции баланса белого, контраста, насыщенности, яркости и уровня шума с тем же и лучшим качеством, как если бы соответствующие настройки были установлены при фотографировании.
  • Возможность коррекции недостатков объектива (виньетирование, хроматические абберации) на неинтерполированном кадре.
  • При сохранении снимка не вносятся искажения преобразования.
  • Преобразование может быть более качественным, поскольку выполняется мощным процессором компьютера без ограничений по времени, а не сравнительно слабым процессором камеры, который обязан обработать снимок быстро.
  • При съёмке в нестандартном спектральном диапазоне (например, в ультрафиолете или инфракрасном свете) можно достичь желаемого художественного эффекта и получить качественный снимок.

Съемка в формате Raw позволила бы сделать цветокоррекцию.

Съемка на ручной гироскопический стабилизатор позволила бы достичь максимальной плавности движения.

Также для съемок в начале фильма, где рабочие привозят декорации, можно было бы использовать автогрип – профессиональное устройство для крепления камеры к транспортному средству (крепится как внутри, так и снаружи) для ведения съемки в движении. Автогрип поставляется в комплекте с кейсом для транспортировки. Крепится при помощи присосок, которые обеспечивают прочную и надежную фиксацию.

Кроме того, цветную версию фильма можно было бы снять в формате 3D.

Стереокинематограф – разновидность кинематографических систем, имитирующих наличие третьего измерения, или вызывающих у зрителя иллюзию глубины пространства. В основе лежит феномен бинокулярного зрения человека.

Метод, как правило, предполагает одновременную съёмку с помощью двух синхронизированных плёночных или цифровых кинокамер с идентичными техническими характеристиками, объективы которых расположены на расстоянии стереобазиса, равного или большего, чем расстояние между глазами взрослого человека. Некоторые технологии (например, IMAX 3D или советский «Стерео-70») предусматривают использование для съемки одной специальной камеры с двумя объективами, производящими съемку стереопары на одну или две киноплёнки (матрицы).

При демонстрации фильма по специальной технологии, каждый глаз зрителя видит только предназначенную для него часть стереопары, в результате чего зрительная зона коры головного мозга воспринимает эти изображения как одно объёмное целое.

Современные компьютерные технологии позволяют создавать псевдо-стереоизображения с помощью компьютерной графики, без применения стереокамер. Подобным образом возможно преобразование существующего «плоского» изображения в трёхмерное путём синтеза второй части стереопары.

Термины «трёхмерная графика» (3D графика) и «3D кинематограф» описывают принципиально разные явления и технологии. Само определение «трёхмерный» в отношении средств вывода графической информации связано с повсеместным использованием англоязычного термина «3D» в отношении стереоскопических технологий наряду с трёхмерной компьютерной графикой, несмотря на отсутствие связи между этими областями.

Также для усиления эффекта во время спектакля артистам можно было надеть на голову камеру GoPro HD Hero 4, что бы позволило зрителю получить возможность почувствовать себя героем спектакля, который показывали артисты театра «Куклы».

GoPro — торговая марка, принадлежащая компании GoPro, Inc.. Под логотипом GoPro производятся экшн-камеры и аксессуары к ним, предназначенные для активных видов спорта/отдыха.

Осенью 2014 года на рынок вышла новая серия HERO4. В неё входят две модели HERO4 Black, HERO4 Silver. Обе модели способны снимать видео высокого разрешения, 12-мегапиксельные фотографии со скоростью 30 кадров в секунду, имеют модули Wi-Fi и Bluetooth. Прозрачный корпус позволяет производить съемку на глубине до 40 метров. Модель Black позволяет снимать видео 4K30, 2.7K50 и 1080p120. HERO4 Silver снимает видео 4K15, 2.7K30 и 1080p60, имеет сенсорный дисплей, позволяющий просматривать снимки прямо на камере. Зимой 2015 года вышла новая прошивка для GoPro Hero 4, которая добавила возможность снимать в режиме Time-Lapse, а также делать запись с частотой 240 кадров в секунду в разрешении 720p. Упрощенная модель GoPro HERO снимает видео 1080p30 и 720p60, а также фото с разрешением 5 MP (5 кадров в секунду). Стоимость камер на европейском рынке: HERO4 Black - €479.99, HERO4 Silver - €379.99, HERO - €124.99.

Заключение

Документальный фильм предстает перед зрителем через определенный авторский подход к явлениям жизни, следовательно, каждый фильм создается и существует в определенном жанре. Жанры документального кино разнообразны. Они различаются по тематической направленности, стилю и характеру производства. В соответствии с классификацией наиболее распространены сейчас следующие жанры документальных фильмов: документальная киноэпопея; историко-документальный фильм; историко-биографический фильм; социологический фильм; киноочерк; киноинтервью; кинохроника; киноплакат; кинопортрет; кинопутешествие.

Неигровое кино как жанр сформировалось еще на заре кинематографа, ведь первые опыты братьев Люмьер по сути своей можно считать документальными кинонаблюдениями. Их операторы создали известные хроникальные и документальные фильмы и кинорепортажи: фильмы о жизни пожарных 1985 г., “Коронация Николая II” 1896 г. и др.

Сам термин “документальное кино” был придуман в 1926 г. журналистом Джоном Грифсоном, который в рецензии на фильм “Муана” Роберта Флаэрти написал, что эта картина “имеет документальную основу”. Со временем документалистика заняла значительную долю в производимых фильмах многих стран мира. Так, в США, а затем и во всем мире большой успех имели фильмы Р. Флаэрти, М. Джонсона, М. Купера. Однако после появления звука в кино Голливуд почти совсем прекратил производство документальных фильмов, сведя этот жанр к короткометражным дополнениям к программе сеанса.

В процессе работы над нашим проектом были достигнуты следующие результаты и удалось решить стоявшие перед нами задачи:

• сделана творческо-производственная разработка литературного сценария;

• оценен зрительский потенциал кинопроекта;

• определены требования, предъявляемые к основному составу творческой группы и актерам;

• выявлена творческо-постановочная сложность проекта;

• составлен Календарно-постановочный план проекта;

• представлена пообъектная разработка проекта;

• разработана политика продвижения фильма;

• представлены предложения по использованию новых технологий;

Объект дипломной работы – короткометражный дипломный документальный фильм «Один день» – был детально рассмотрен автором со всех производственных и творческих сторон.

В процессе работы над дипломным проектом была проделана следующая работа: разработка сценария, определение состава съемочной группы, выбор объекта съемок, составление календарно-постановочного плана, а также, был составлен план прокатной политики фильма.

Все стадии создания законченного аудиовизуального произведения – документального фильма как предмета исследования данной дипломной работы были подробно описаны и зафиксированы в виде основных производственных документов (бюджет фильма, календарно-постановочный план).

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 частях. – М.: Эксмо, 2015. – 672 с.
  2. Евменов А.Д., Данилов П.В., Какосьян Э.К. Организация производства на предприятиях социально-культурной сферы (в кинематографии и на телевидении): Учебное пособие. – СПб.: СПбГУКиТ, 2009. – 97 с.
  3. Захаров С.М. Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России // Молодой ученый. – 2015. – №14 (94). – С. 253-261.
  4. Киноиндустрия Российской Федерации: исследование компании «Невафильм» при участии «Movie Research» («Универс-Консалтинг») и «iKS-Consulting» для Европейской аудиовизуальной обсерватории. – СПб.: ЕАО, 2014. – 213 с.
  5. Мастерство продюсера кино и телевидения / под ред. П.К. Огурчикова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко. – М.: Юнити, 2007. – 864 с.
  6. Методические указания по выполнению дипломного проекта для студентов факультета продюсирования, экономики и управления специальности 071103 «Продюсерство кино и телевидения»: методические указания / СПбГИКиТ; сост.: Э.К. Какосьян, П.В. Данилов, А.А. Гусева, Н.В. Сабельникова, П.А. Алексеева. – СПб.: СПбГИКиТ, 2015. – 41 с.
  7. Переверзев М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 192 с.
  8. Роднянский А.Е. Выходит продюсер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 288 с.
  9. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. – СПб.: Лань, 2009. – 528 с.
  10. Кассовые сборы [Электронный ресурс] // КиноПоиск: [сайт]. – URL: http://www.kinopoisk.ru/box/ (01.06.2015)

Создание проекта короткометражного документального фильма под рабочим названием «Один день»