ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ LMS «MOODLE»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Физико-технический факультет

Кафедра оптоэлектроники

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ LMS «MOODLE»

Работу выполнил ______________________________Кутляев Вагиз Наилевич

Курс 4

Специальность 210401 – Физика и техника оптической связи

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент ______________________________________ Д. В. Иус

Нормоконтролер инженер __________________________ И. А. Прохорова

Краснодар 2013

  РЕФЕРАТ

Кутляев В. Н. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ LMS «MOODLE»

Курсовая работа: 22 с., 1 рис., 8 источников.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, LEARNING MANAGEMENT SYSTEM, LMS, MOODLE, ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, MODULAR OBJECT-ORIENTED DYNAMIC LEARNING ENVIRONMENT

Объектом исследования данной курсовой работы являются технологии организации дистанционного и смешанного обучения.

Целью работы является разработка технологии проектирования учебных материалов для дистанционного обучения в системе LMS «Moodle».

В результате выполнения курсовой работы были изучены технологии организации дистанционного и смешанного обучения, а также разработана технология проектирования учебных материалов для дистанционного обучения.


СОДЕРЖАНИЕ

Обозначения и сокращения……………………………………………..

4

Введение………………………………………………………………….

5

1 Технология организации дистанционного обучения для студентов ВУЗа.……………………………………………………………………...

6

1.1 Особенности дистанционной формы обучения…………………..…

8

1.2 Обзор систем организации дистанционного обучения…………

12

1.3 Возможности платформы «Moodle» ………………….…………

2 Технология построения учебного курса по дисциплине ……..……

16

2.1 Общие требования по подготовке курса ……..…………………

16

2.2 Лекционный материал …………………..……..…………………

17

2.3 Семинар………………………………… ……..…………………

19

2.4 Задания…………. ……..…………………………………………..

24

2.5 Тест………………………………………. ……..…………………

26

2.6 WIKI, чат, форум……………………….. ……..…………………

32

2.7 Локальные и внешние ресурсы ……..…………………

34

2.8 Действительная модель учебного курса ……..…………………

34

Заключение………………………………………………………………

45

Список использованных источников…………………………………..

48


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время стремительными темпами развиваются новые компьютерные технологии и Интернет, а в месте с ними развиваются и новые способы обучения, одной из таких технологий является дистанционное обучение, в частности, наибольшей популярностью пользуется обучение с помощью Интернет технологий. Благодаря развитию Интернета и современных методов общения и обмена данными, становится возможным создавать и применять в обучении новые способы обучения, такие как электронные конспекты, энциклопедии, тесты, анкеты, и т.д. Одним из вариантов использования таких методов и технологий является Learning Management System (LMS) «Moodle» Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, что переводится с английского как: Система управления обучением модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, представляющий собой систему управления содержимым сайта, специально разработанный для создания качественных online-курсов преподавателями. В развитых странах электронное обучение охватывает все уровни образования и широко используется не только в университетах, но также в средней школе и в организации корпоративного (послевузовского) обучения. Российский рынок электронного образования стремительно развивается: все большее число вузов внедряют эти технологии в образовательный процесс, еще более высокими темпами они используются крупным российским бизнесом в организации корпоративного обучения. Все это привело к формированию новой индустрии – индустрии электронного обучения.

Целью данной работы является разработка технологии проектирования учебных материалов для дистанционного обучения в системе LMS «Moodle».

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

Ознакомится с системами управления обучения

Изучить инструментарий LMS «Moodle»

Разработать технологию проектирования учебных материалов на основе учебного плана и рабочей программы используя возможности LMS «Moodle».

1 Технология организации дистанционного обучения для студентов

В общем случае образовательный процесс включает в себя три аспекта:

разработка содержания учебного курса (тексты занятий, формулы, графики и т.д.);

доставка курса обучающимся; в традиционных формах – это лекции и

семинары;

администрирование курса (контроль посещаемости и успеваемости)

Электронное образование, можно определить как вид обучения, в котором все аспекты образовательного процесса основаны на компьютерных технологиях.

Современные электронные технологии образования позволяют:

создавать и управлять контентом занятий;

создавать целевые группы и распространять по ним учебную информацию (расписание занятий, планы и содержимое лекций, задания);

проводить онлайн тесты, собирать и обрабатывать их результаты;

организовать коллективную работу обучающихся над заданиями.

Использование компьютерных технологий, интегрированных в электронное образование, позволяет создать единое рабочее пространство, доступное для всех участников образовательного процесса: преподавателей, студентов, администрации. В электронном образовании контент (содержимое) курса может быть пассивным и активным. В первом случае решается простая задача передачи обучающимся информации в виде текста, графиков или таблиц. Для разработки такого контента используются распространенные инструменты типа Microsoft Office, OpenOffice и др.

Однако современные компьютерные технологии позволяют значительно больше: использование анимации, аудио и видеоинформации, встроенных систем контроля обучения и изменение изложения курса в зависимости от результатов контроля и т.д.

Электронный учебный курс может быть доставлен обучающимся тремя способами: на CD-ROM (типичным примером являются мультимедийные курсы обучения иностранным языкам), через Интранет (внутренняя сеть организации) и всемирную сеть Интернет.

1.1 Особенности дистанционной формы обучения

Очевидно, наибольшими возможностями в организации учебного процесса вуза обладает дистанционное обучение через Интернет, поэтому в настоящем пособии пойдет речь об электронном образовании с использованием интернет-технологий. Именно сочетание цифрового контента с возможностями дистрибуции через интернет позволяет полноценно охватить все три перечисленных выше аспекта образовательного процесса. Электронное обучение может использоваться в синхронном и асинхронном режимах. [1]

В синхронном режиме занятие проводится в определенное время преподавателем. Обучающиеся при этом могут находиться где угодно, даже в разных странах, виртуальный класс формируется средствами сети Интернет. Вместо обычной доски используется экран компьютера, в котором преподаватель выставляет в определенной последовательности материал занятия. Обучающиеся могут общаться с преподавателем или другими участниками занятия в режиме реального времени посредством электронных сообщений, а также через аудио- и видео каналы.

В асинхронном режиме преподаватель и обучающийся разнесены во времени и обучающийся работает в своем собственном режиме.

Наиболее предпочтительным вариантом обучения на базе ВУЗа является смешанный режим, объединяющий в себе плюсы обоих режимов. Таким образом основная часть занятий проходит в асинхронном режиме, однако занятие в виртуальном классе тоже будет иметь место для разрешения возникших вопросов у обучаемых и объяснения трудноусваиваемого материала.

Очевидным и часто задаваемым является вопрос о сравнительной эффективности электронного и традиционного аудиторного обучения «лицом к лицу».

Рисунок 1 Сравнительная эффективность традиционного и электронного обучения.

На рисунке 1приведены результаты масштабного исследования, проведенного еще в 2003 году по влиянию формы обучения на результаты, достигаемые обучаемыми [2]. Рассматривались 318 курсов самого разного профиля. Результаты показали, что примерно в половине случаев оба способа обучения обеспечили одинаковое качество образования (центральная часть гистограммы). В оставшихся случаях в половине курсов более высокое качество обучения было обеспечено традиционным преподаванием, но примерно в таком же количестве случаев более высокое качество обеспечило электронное обучение. Это позволило авторам исследования сделать заключение, что в настоящее время качество образования зависит не от того, в какой форме оно ведется, а определяется исключительно качеством материала курса. Хороший преподаватель, ведущий занятия в традиционной форме, обеспечит более высокое качество обучения, чем посредственный электронный курс и наоборот. Очевидно, дальнейшее развитие инфокоммуникационных технологий будет постепенно смещать это равновесие в сторону электронных форм обучения, однако никогда не вытеснит полностью прямого общения с преподавателем. Дело в том, что система образования – это один из ключевых элементов, которые формируют культуру общества: от совокупности знаний и компетенций до этики взаимоотношений в обществе. Поэтому качественное образование предполагает не только обучение, но и воспитание человека, которое подразумевает передачу молодому поколению социального опыта предшествующих поколений. Очевидно, личное общение студента с опытным преподавателем оказывает сильнейшее воздействие на его становление как личности и формирование профессиональных качеств.

Тот факт, что в электронном образовании все материалы учебного курса оцифрованы и выложены в интернет, обеспечивает целый ряд преимуществ в организации учебного процесса:

доступность курса в любой момент времени;

доступность курса из любой точки мира, где есть доступ в интернет. При этом для большинства курсов не обязательна высокая скорость подключения к сети;

широта предоставляемой информации. Находясь в среде интернет, обучающийся может непосредственно в процессе работы над материалом курса обратиться в любые мировые источники (ресурсы других образовательных центров, электронные библиотеки по всему миру и т.д.);

оперативность предоставления информации. В традиционном обучении источником информации является книга, цикл обновления которой занимает месяцы, а иногда и годы. Сегодня есть целый ряд динамично развивающихся наук, в которых информация, суммированная в монографиях, устаревает уже к моменту их издания. Интернет позволяет обновлять любую информацию и обеспечивать доступ к ней для обучающихся в течение минут;

более гибкая организация учебного процесса. В любом образовательном предмете есть разделы более простые и более сложные. Электронное обучение позволяет преподавателю сконцентрироваться на более сложных разделах курса, выложив простые фрагменты для самостоятельной проработки;

автоматизация учебного процесса – преподавателю нет необходимости составлять множество однотипных вариантов заданий для теста и проверять результаты их исполнения: система подберет любые параметры по желанию преподавателя и осуществит проверку и сохранение результатов в журнале преподавателя;

мультимедийность. Помимо традиционной текстовой и графической информации, электронное обучение естественным образом предполагает использование в процессе образования всех средства мультимедиа: анимации, видео, звука и цвета. Это обеспечивает наглядность преподаваемого материала и позволяет задействовать большинство механизмов восприятия человеком новой информации;

уверенное владение современными инфокоммуникационными технологиями является одним из ключевых компетенций выпускника современного образовательного учреждения. Прохождение студентом электронного обучения позволяет резко повысить общую компьютерную грамотность обучающегося;

широта и масштабность предоставляемой информации, выход на глобальные информационные ресурсы формируют у обучающегося соответствующий стиль мышления. Кроме этого, использование электронного обучения предоставляет значительно больше возможностей для самостоятельной работы студента, способствуя формированию навыков самоорганизации и рационального планирования учебного времени.

Однако электронные образовательные технологии, как и любые другие достижения прогресса, обладают и определенными недостатками. Они проистекают из понимания полноценного образования как взаимосвязанного процесса обучения и воспитания: обучение на основе компьютерных программ не способно заменить прямого общения преподавателя с учеником. Чисто электронное обучение безличностно. Позволяя широкую автоматизацию процесса обучения, оно не в состоянии учесть индивидуальные особенности интеллекта и темперамента обучающегося.

Жесткая «цифровая» логика, последовательно реализованная в электронном обучении, беднее человеческой логики анализа событий и принятия решений. Зачастую правильные решения в жизни принимаются только при учете эмоциональных факторов и этических соображений, которые не программируются. И, наконец, последнее. Массовое внедрение интернет в повседневную жизнь – несомненное благо цивилизации. Однако уже сегодня, еще только на заре информатизации человечества, выявляются связанные с этим риски. Значительная часть молодежи рассматривает жизнь в сети как вторую реальность, которая в некоторых случаях превращается в реальность первую. Есть риск получить «электронное поколение» с простым механистическим мышлением, оторванное от реальной жизни. Неадекватное использование электронного обучения может способствовать развитию этих негативных тенденций.

Разумеется, сказанное выше не означает отказа от полноценного и масштабного внедрения электронных технологий. Вне всякого сомнения, они прогрессивны и необходимы. Вопрос заключается только в том, чтобы электронное образование не вытеснило традиционное образование, а интегрировалось в него. Доля электронной составляющей в образовании должна возрастать по мере повышения уровня образования в последовательности: школа , вуз, дополнительное образование.

То есть в школе, когда ученик находится в стадии активного формирования, личность учителя и прямое общение с ним особенно велики и целесообразно использование только отдельных элементов электронного обучения. Напротив, дополнительное образование, получаемое зрелым, сформировавшимся человеком, может быть чисто прагматическим и реализованным полностью на электронной платформе. Вузовское образование с этой точки зрения находится посередине и допускает широкое использование электронных платформ, интегрированных в традиционные, «лицом к лицу», формам обучения.

Электронное образование является практически идеальным для организации дистанционного (заочного) обучения, а также для организации образовательного процесса в филиалах вуза. Однако наилучшие результаты оно обеспечивает при так называемом смешанном обучении. В этом случае традиционное обучение «лицом к лицу» дополняется технологиями электронного обучения. В традиционных занятиях значительная часть времени и сил преподавателя расходуется на простую передачу обучающимся новой информации. Электронное образование позволяет переложить эту функцию на компьютер и сосредоточить основные усилия преподавателя на обсуждении более трудных моментов курса, ответам на вопросы студентов и т.д.

1.2 Обзор систем организации дистанционного обучения

Система электронного образования – это сложный комплекс программ и решений, часть которых расположена на сервере, а часть – на компьютерах обучаемых. Передача данных между сервером и обучаемым осуществляется через сеть Интернет. Сервер обычно находится в образовательном учреждении и хранит в себе всю информацию о читаемых курсах, расписание, справочные материалы, оценки студентов и другую информацию, относящуюся к учебному процессу.

На сегодняшний день в мире существует значительное число платформ для организации электронного обучения. Изначально они появились в США, а в последнее десятилетие активно разрабатываются и внедряются и в России. Существующие программы управления учебным курсом делятся на две большие категории: с закрытым кодом (коммерческие) и открытым кодом (распространяются бесплатно). Пожалуй, мировым лидером среди коммерческих продуктов является американская компания Blackboard Inc. (www.blackboard.com), разработавшая одноименную платформу для электронного обучения «Blackboard». Компания обладает целой линейкой программных продуктов, которые активно используются по всему миру для организации учебного процесса на всех уровнях образования, начиная от младшего школьного до тренингов в промышленности и госслужащих. Особенно широко продукция компании используется в Северной Америке и Японии. После приобретения другой крупной компании WebCT, также специализировавшейся в электронном образовании, Blackboard упрочил свои позиции и в Европе. Недостатками этого продукта применительно к российским условиям является высокая стоимость, отсутствие русскоязычной версии и сервер, локализованный за пределами России.

Из числа российских коммерческих разработок можно выделить образовательный комплекс RedClass (http://www.redcenter.ru). Этот комплекс программно-аппаратных средств, учебных материалов и методик обучения разработан на русском языке и потому обладает несравненным преимуществом на российском рынке. Однако изначальная ориентированность комплекса на повышение квалификации сотрудников компаний не позволяет ему в полной мере соответствовать парадигме обучения студентов в ВУЗе. Кроме коммерческих систем организации электронного обучения с закрытыми кодами существуют и так называемые open source решения. Их отличительной особенностью является то, что исходные коды этих программ открыты для пользователей и допускают любые исправления, модификацию и дополнения. Согласно лицензии, по которой распространяются эти продукты, они совершенно бесплатны и таковыми останутся. На сегодняшний день существуют несколько десятков платформ электронного обучения, построенных по принципу открытых источников. В исследовании [3] были отобраны девять наиболее популярных открытых платформ и проведено обширное сопоставление их возможностей. Ниже приводится их перечень с указанием интернет-адресов, где можно найти детальную информацию о каждой из платформ:

Atutor http://www.atutor.ca

Dokeos http://www.dokeos.com

dotLRN http://www.dotlrn.org

ILIAS http://www.ilias.de/index.html

LON-CAPA http://www.lon-capa.org

Moodle http://moodle.org

OpenUSS http://www.openuss.org

Sakai http://sakaiproject.org

SpaghettiLеarning http://www.spaghettilearning.com

Перечисленные платформы для организации электронного обучения сравнивались по 34 параметрам, сгруппированным в 8 блоков:

1) инструменты управления учебным курсом,

2) возможности администрирования,

3) технические аспекты,

4) возможности адаптации,

5) удобство использования платформы,

6) управление данными пользователя,

7) объекты обучения

8) средства общения.

Итоговые результаты исследования представлены в таблице 1:

. Перечисленные возможности оценивались разным количеством баллов от 1 до 4 (указаны в третьей строке таблицы). Согласно этому исследованию единоличным лидером оказалась система Moodle. Следует отметить, что цитированное исследование проводилось более трех лет назад и за это время многие из перечисленных систем прошли глубокие усовершенствования. Тем не менее, с учетом непрерывного совершенствования системы Moodle, нет сомнений в сохранении ею лидирующего положения и в настоящее время.

Таблица 1 Результаты сравнительного исследования платформ для организации электронного обучения (по материалам [3]).

В сравнении с коммерческими продуктами у open source продуктов есть свои

преимущества и недостатки. Приобретя коммерческий продукт какой-либо компании, пользователь привязан к ней на весь цикл его использования. Если в процессе использования обнаружится какая-либо ошибка или будут необходимы новые функциональные возможности, все это будет зависеть только от компании-разработчика. Использование open source решений позволяет обратиться в альтернативные службы поддержки продукта, либо поддерживать его самостоятельно. При этом реализацию дополнительного функционала можно заказать у сторонней организации, ведь исходные коды системы и принципы ее работы доступны всем бесплатно. В свою очередь, программные продукты с открытым кодом обычно создаются независимыми разработчиками, а не компаниями, поэтому они не несут никакой ответственности за их работу. Кроме этого, никто не сможет гарантировать продолжение разработки, раз оно бесплатно. Однако вокруг open source решения Moodle сформировалось огромное устойчивое сообщество, которое занимается ее дальнейшей разработкой и поддержкой, и продолжит разработку, даже если основной разработчик прекратит развитие продукта.

1.3 Возможности платформы «Moodle»

Moodle является аббревиатурой словосочетания «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) и представляет собой автоматизированную, основанную на компьютерных и интернет-технологиях, систему управления обучением (СУО). Первая версия Moodle 1.0 была разработана Мартином Доугиамасом (Martin Dougiamas), преподавателем университета Пэрт (Perth), Австралия и введена в эксплуатацию в августе 2002 г. Несмотря на то, что система Moodle изначально была ориентирована на университетское образование, впоследствии она успешно использовалась также для организации как довузовского (школьного), так и послевузовского (корпоративного) обучения. На сегодняшний день (Май 2013 ) имеются 81,284 зарегистрированные инсталляции платформы Moodle в 233 странах мира, она переведена на 103 языка. Около 2 миллионов преподавателей по всему миру используют Moodle для обучения более 69 миллионов студентов. Посредством этой системы сегодня преподаются около 7,3 млн. курсов с использованием почти 67 миллионов электронных ресурсов.

Moodle, как любая другая система управления обучением (LMS), является веб-приложением, расположенным на сервере и доступ к нему осуществляется через браузер. Сервер обычно расположен в здании университета или факультета, но он может находиться в любом другом месте.

В своей основе, LMS дает преподавателю возможность создать веб-сайт курса и управлять доступом к нему таким образом, чтобы только записавшиеся на курс студенты имели возможность просматривать его. Кроме контроля доступа, LMS предоставляет широкий набор инструментов, которые сделают учебный курс более эффективным. Ниже дается краткое описание этих возможностей.

1) Загрузка материалов. Большинство имеют средства для простой публикации материалов курса. Вместо использования HTML редактора и загрузки файлов на сервер через FTP в LMS просто используется веб-форма для сохранения материала на сервере. По своему усмотрению преподаватель загружает на сервер планы своих курсов, заметки к лекциям, дополнительные задания для чтения, чтобы обучающиеся могли использовать их в любой удобный момент.

2) Онлайн тесты. Возможность размещения онлайн тестов в материалах учебного курса, позволяет получить оценку сразу, как только на вопросы будет дан ответ. Таким образом они являются эффективным средством для оперативной проверки преподавателем и студентами текущего уровня освоения материала.

3) Сбор и проверка заданий. Размещение и прием заданий онлайн, значительно упрощает процедуру текущего контроля – оценки отслеживаются автоматически. Кроме этого, средствами Moodle можно организовать кросс-рецензирование заданий с анонимным

оцениванием работ студентов друг другом, что позволяет увеличить мотивацию и эффективность обучения.

4) Контроль успеваемости. Онлайн-вариант журнала контроля успеваемости позволяет студентам видеть свой прогресс в освоении курса. При этом доступ легко организовать так, чтобы студент видел только свои оценки и не знал об оценках сокурсников.

5) Форумы и чаты. Форумы и чаты предоставляют для зарегистрированных участников курса средства коммуникации за пределами учебных аудиторий. Форумы дают студентам больше времени на обдумывание и формулирование ответов, позволяя организовать более глубокие обсуждения изучаемого материала. С другой стороны, чаты позволяют организовать легкое и быстрое общение студентов друг с другом (например, для обсуждения совместного проекта) и преподавателем, независимо от того, где они находятся. Чаты можно использовать для различных целей – от анонса курсов, изменениях в расписании, вплоть до проведения самого занятия в режиме чата.

Программные коды Moodle относятся к числу открытых источников (open source) из чего вытекает две важные особенности:

1) открытость кодов означает, что каждый пользователь имеет доступ к исходному тексту программы, может проконтролировать работу любых ее частей, исправить ошибки, дорабатывать и дальше развивать эту систему. В настоящее время 158 разработчиков из разных стран зарегистрированы в системе с правом вносить изменения в официальную версию программы.

2) в отличие от достаточно дорогих коммерческих LMS, требующих приобретения лицензий и контрактов по поддержке, Moodle может быть скачан и инсталлирован бесплатно с сайта http://www.moodle.org. При этом нет никаких ограничений ни на число инсталляций, число пользователей и т.д. И хотя система располагает практически всем набором образовательных инструментов, при наличии грамотных программистов она может быть доработана дальше, чтобы учесть более тонкие особенности образовательного учреждения.

Большинство коммерческих LMS созданы компьютерными инженерами как система инструментов для организации образовательного курса. В отличие от этих разработок, Moodle является более ориентированным на само обучение. Главный упор в нем делается не столько на доставку учебной информации, сколько на ее активное обсуждение,

конструирование знаний самими обучающимися. Еще одним важным отличием Moodle как открытой системы является огромное сообщество единомышленников, сформировавшихся вокруг него. На сегодняшний день

имеются более трехсот тысяч зарегистрированных пользователей Moodle, которые постоянно обмениваются информацией, помогают друг другу, предлагают новые идеи для развития, указывают на ошибки и т.д. Как отмечалось во вводной главе, задача электронного обучения не в том, чтобы вытеснить традиционное обучение «лицом-к-лицу», а в том, чтобы эффективно интегрироваться в него. Очевидно, при правильной организации смешанное обучение способно обеспечить наивысшее качество образования. В этом случае задачу доставки материалов преподаваемого курса можно в значительной степени осуществить электронными средствами Moodle, в то время как во время очных встреч преподаватель может сфокусироваться на вопросах студентов, на разъяснении сложных моментов, на организации дискуссий, т.е. для активизации процесса обучения. Электронные формы обучения предоставляют новые возможности для более активного вовлечения студентов в образовательный процесс. Например, многие студенты из-за скромности неохотно отвечают на очных занятиях. Онлайн форумы устраняют эти ограничения, более глубоко вовлекая студента в обучение.

В предыдущем разделе были представлены результаты сравнения Moodle с возможностями других открытых систем управления обучением. В таблице, представленной ниже, проводится сравнение возможностей этой системы с потенциалом наиболее известных коммерческих продуктов.

Таблица 2 – Сравнение возможностей Moodle и коммерческих систем

Как видно, Moodle обладая всеми основными возможностями коммерческих систем, предоставляет ряд дополнительных опций: возможность оценивания студентами своих работ, организация проверки студенческих работ другими студентами, журналы студентов. Дополнительные возможности Moodle проистекают из ее изначальной педагогической ориентированности на активное вовлечение студентов в процесс обучения.

2 Технология построения учебного курса по дисциплине

Основой для построения учебного курса являются учебный план и рабочая программа

2.1 Общие требования по подготовке курса

2.2 Лекционный материал

2.3 Семинар

2.4 Задания

2.5 Тест

2.6 WIKI, чат, форум

2.7 Локальные и внешние ресурсы

2.8 Действительная модель учебного курса


Заключение

Проведем обзор всех инструментов, доступных в Moodle. В Moodle есть много отличных инструментов, но они будут полезны только вкупе с эффективным дизайном курса. Если вы профессор в системе высшего образования, вы являетесь экспертом в своей области. Большая заслуга университетов состоит в том, что они помогают людям становиться исследователями и специалистами, однако они практически не учат этих экспертов учить других.

К сожалению, процесс становления экспертом значительно усложняет обучение новичков. Когнитивные исследования показали, что в процессе получения знаний люди теряют способность объяснять почему и каким образом они выполняют некоторые основные задачи. Чем выше уровень экспертных знаний, тем меньше осознанного доступа вы имеете к фундаментальным основам того, что вы делаете. Для того чтобы стать экспертом, вам необходимо неким образом автоматизировать базовые операции, чтобы иметь возможность сконцентрировать ментальные ресурсы на более трудных задачах. Считается, что умение преподавать приходит само по себе.

Создание эффективного обучающего окружения требует тренировок и тщательной подготовки. Мы потратим немного времени на обсуждение обучающих окружений вообще, затем поговорим о том, как применить то, что вы изучили, в вашем курсе. Кроме того, некоторые шаблоны дизайна различных типов курсов, которые уже доказали свою эффективность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Гильмутдинов А. Х. Электронное образование на платформе Moodle/ А. Х. Гильмутдинов, Р. А. Ибрагимов, И. В. Цивильский – Казань.: Изд-во КГУ, 2008. – 169 с.

2 Robert M. B. How Does Distance Education Compare With Classroom Instruction? A Meta-Analysis of the Empirical Literature / M. B. Robert, P. C. Abrami, Y. Lou, et al. // Review of Educational Research. — 2004. — с. 379–439.

3 Graf S. An evaluation of Open Source E-Learning Platforms Stressing Adaptation Issues /S. Graf, B. List Proceedings of the Fifth IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, – 2005. – с. 163 – 165.

4 Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle / А. М. Анисимов – Харьков.:ХНАГХ, 2009. – 292 с.

5 Белозубов А. В. Система дистанционного обучения Moodle / А. В. Белозубов, Д. Г. Николаев Учебно-методическое пособие – СПб.: Изд-во СПбГУ ИТМО, 2007. – 108 с.

6 Гаевская Е. Г. Система дистанционного обучения MOODLE: методические указания для практических занятий: /Е. Г. Гаевская Учебное пособие — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 26 с.

7 Сосновская О.П. CИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE (MODULAR OBJECT-ORIENTED DYNAMIC LEARNING ENVIRONMENT) // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2 – С. 27-28 URL: www.rae.ru/snt/?section=cntnt=article_id=5727 [22 мая 2013]

8 Jason Cole Using Moodle: Teaching with the Popular Open Source Course Management System / Jason Cole, Helen Foster Publisher: OReilly Media, 2007. 288 с.

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ LMS «MOODLE»